Служба сопровождения в школе
проект по теме

Редуто Надежда Викторовна

Необходимость создания в школе службы сопровождения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Служба сопровождения как составляющий компонент образовательного учреждения для развития успешной личности"


Найти свою дорогу, узнать свое место —

в этом все для человека,

это для него значит сделаться самим собой

В.Г. Белинский

Процессы и резкие изменения, которые происходят в нашей стране в экономической, политической и социальной жизни оказывают неоднозначное и сложное воздействие на воспитание, развитие, психологическое и социальное формирование детей, подростков и молодежи. Детство это время, когда у ребенка формируются различные черты и свойства личности: разнообразные материальные и духовные потребности, мотивы поведения, убеждения и идеалы. Проблемные ситуации в социальной жизни существуют у каждого ребенка как растущего организма. Даже внешне благополучные дети испытывают не меньше трудностей, чем девиантные. Так как на каждом этапе развития ребенок и его окружение обнаруживают противоречие между новым уровнем социальных качеств и ранее сложившимися мерками и требованиями. Важно, чтобы нормы и оценки, предъявляемые к формирующейся личности, своевременно разъяснялись и корректировались со стороны взрослых. Если этого не происходит, то могут, возникнут препятствия на пути самостоятельного принятия решений, т. е. "проблемная жизненная ситуация». Если представить, что ребенку во время трудной ситуации никто не поможет из ближайшего окружения или не вмешается специалист, то препятствия существенно возрастают, ребенок может оказаться в "социально опасном положении", и его уже относят к группе риска.

Все это подчеркивает острую потребность и актуальность развития социально - психолого - педагогической службы помощи детям, родителям и педагогам.

Выбор темы нашего проекта неслучаен. Он продиктован социальными проблемами школы, что доказывают статистические данные: в школе обучается 560 учеников, из них 18,5 % из неполных семей, 1,1 % опекаемых, 0,5 % находятся в социально - опасном положении, а детей имеющих проблемы с успеваемостью и поведением около 5 %. Проанализировав опыт работы предыдущих лет, ряд документов и диагностик воспитательная служба пришла к выводу, что в школе необходимо создать службу сопровождения, которая смогла бы решить ряд проблем, и ее работа была бы направлена:


  • на создание условий для развития и формирования успешной личности;

  • на поддержку учащихся (оказание помощи в преодолении трудностей в процессе их
    личностного роста);

  • на успешную реализацию образовательно-воспитательных целей и задач базовой
    образовательной программы школы;

  • на систему мероприятий по социализации учащихся;

  • на профилактику безнадзорности и правонарушений;

  • на защиту прав ребенка и семьи.


А также на решение сопутствующих проблем с привлечением специалистов различных учреждений: правоохранительных, медицинских, психологических, отдела опеки и попечительства, социальным отделом защиты населения и другими организациями.

Таким образом, в 2005 - 2006 учебном году была создана инициативная творческая группа, в состав которой вошли: заместитель директора по ВР Гусак Ольга Евгеньевна, социальный педагог Редуто Надежда Викторовна, педагог - организатор Комлева Екатерина Евгеньевна. В результате творческой деятельности был разработан проект: «Служба сопровождения как составляющий компонент образовательного учреждения для развития успешной личности».

Целью данного проекта является: обоснование того, что служба сопровождения это составляющий и обязательный компонент ОУ для развития успешной личности. Для реализации данной цели представляется необходимым решение следующих задач:


  • Изучение научно - методического опыта работы по данному направлению деятельности;

  • Изучение социума образовательного учреждения;

  • Разработка программы деятельности службы сопровождения;

  • Апробирование разработанной программы службы сопровождения;

  • Анализ и коррекция деятельности службы сопровождения;

  • Включение всех участников образовательного процесса в деятельность службы
    сопровождения.


На 
первом этапе творческой группой была проанализирована научно - методическая литература по данному направлению деятельности, на выходе создана методическая база, включающая в себя наличие нормативно - правовых документов, психолого-педагогической картотеки, отобран необходимый диагностический материал. Также были сформулированы цель и задачи проекта, прописаны этапы его реализации, проведен анализ социума образовательного учреждения через анкетирование учащихся и родителей, социометрию, обработку письменных материалов и творческих работ учащихся. Это позволило творческой группе успешно перейти ко второму этапу реализации проекта.

На 
втором этапе разработки проекта в процесс включились ряд классных руководителей, воспитатели групп продленного дня, студенты РГПУ имени А.И. Герцена психолого-педагогического факультета и педагогических колледжей № 1 и № 2 психологического и социально - педагогического направления, медицинский работник, психолог, библиотекарь. В итоге были разработаны: программа деятельности службы, совместные планы работы по сопровождению определенных классов, составлены индивидуальные маршруты с учащимися и родителями, требующих особого социально - психолого-педагогического внимания, а также намечен ряд мероприятий по профилактике.

На сегодняшний день мы приступили к реализации 
третьего этапакоторый будет проходить до мая 2007 года. Третий этап реализации проекта подразумевает практическое внедрение программы деятельности службы сопровождения, в которую входит работа:

С детьми:

- Диагностическая - выявление индивидуальных особенностей познавательной деятельности, эмоционально - волевой сферы, общения, поведения;

- Консультационная - индивидуальные и групповые беседы;

- Коррегирующая - составление индивидуальных маршрутов, создание картотеки учащихся, требующих особого педагогического внимания, проведение тренинговых и групповых занятий, организация перемен, проведение мастерских социальной направленности, создание социально - педагогического портфолио класса, включение учащихся, требующих особого педагогического внимания в деятельность детского объединения «Школьная республика «КУЛ».

^ С педагогами:

- Психолого - педагогическое просвещение педагогического состава;

- Индивидуальная работа с педагогами, участвующими в реализации проекта;

- Оказание помощи педагогам при возникновении и решении диструктивных ситуаций в общении;

- Проведение тренингов и мастерских.

^ С родителями:

Посещение семей, требующих особого социально - психолого-педагогического внимания с целью выявления условий и особенностей воспитания ребенка; 

- Проведение индивидуальных консультаций, тренингов, мастерских;

- Участие в родительских собраниях;

- Оформление информационных уголков;

- Проведение совместных мероприятий, организация совместного творчества детей, родителей и педагогов.

Даже малые сроки деятельности службы сопровождения позволили добиться определенных результатов: 


  • Снизить количество учащихся, состоящих на внутришкольном контроле почти в два раза;

  • Снизить количество учащихся, состоящих на учете в ОДН;

  • Уменьшить количество учащихся длительно не посещающих школу;

  • Включить учащихся, состоящих на внутришкольном контроле в деятельность детского школьного объединения.


Мы надеемся , что определенная работа позволит перейти нам к четвертому этапу реализации проекта, в ходе которого будет проведен анализ предыдущих этапов и коррекция деятельности службы сопровождения.

Планируем перейти к завершающему этапу проекта и включить всех участников образовательного процесса в деятельность службы сопровождения.

На наш взгляд, данный проект не только актуален, но и имеет для школы огромное значение, так как позволяет наладить взаимосвязь между семьей, учителем и ребенком, вести комплексное наблюдение за ребенком и своевременно оказывать необходимую помощь, а также обратить внимание взрослых на изменение и проблемы, возникающие у наших детей. Кроме этого проект предполагает контакты с районными и городскими службами, позволяет расширить организационно-воспитательные и социальные возможности школы. Надеемся, что наш опыт работы будет полезен и другим образовательным учреждениям.

Данная статья написана на основе предшествующего опыта работы в Государственном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школы № 625 с углубленным изучением математики Невского района Санкт – Петербурга творческой группой проекта: - Гусак О.Е., -Редуто Н.В., - Комлева Е.Е.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретическое осмысление вопросов совершенствования службы сопровождения в коррекционной школе-интернате.

Обзор  литературных источников , освещающих проблемы службы сопровождения в СКОУ и ПМПК( консультации).Поиск эффективных идей для совершенствования  работы специалистов и педагогов коррекцио...

Теоретическое осмысление вопросов совершенствования службы сопровождения в коррекционной школе-интернате.

Обзор  литературных источников , освещающих проблемы службы сопровождения в СКОУ и ПМПК( консультации).Поиск эффективных идей для совершенствования  работы специалистов и педагогов коррекцио...

Теоретическое осмысление вопросов совершенствования службы сопровождения в коррекционной школе-интернате.

Обзор  литературных источников , освещающих проблемы службы сопровождения в СКОУ и ПМПК( консультации).Поиск эффективных идей для совершенствования  работы специалистов и педагогов коррекцио...

Теоретическое осмысление вопросов совершенствования службы сопровождения в коррекционной школе-интернате.

Обзор  литературных источников , освещающих проблемы службы сопровождения в СКОУ и ПМПК( консультации).Поиск эффективных идей для совершенствования  работы специалистов и педагогов коррекцио...

План работы службы ГКОУ РО школы-интерната VIII вида с. Развильное по социальной адаптации и сопровождению выпускников из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей на 2013-

В ГКОУ РО  школе-интернате VIII вида создана служба социальной адаптации и сопровождения выпускников лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, государственного казенно...

Методическая разработка. Служба сопровождения в школе.

Методическа разработка о службе сопровождения в школе даёт разъяснение о проведение консилиума специалистами....

«Взаимодействие специалистов Службы сопровождения в условиях общеобразовательной школы» (из опыта работы педагога-психолога)

Многолетний опыт показывает, что специалисты Службы сопровождения, несмотря на добросовестное неравнодушное отношение к проблемам детей и желание помочь,  не могут достичь успеха, если они не вза...