Статья "Виртуальный методический кабинет – эффективная форма организации информационного пространства колледжа"
статья по теме

Семёнова Наталья Александровна

Представлены статья и презентация для доклада на I Международной научно-практической конференции "Среднее профессиональное образование в информационном обществе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья283.4 КБ
Файл Презентация1.52 МБ

Предварительный просмотр:

ВИРТУАЛЬНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ – ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА КОЛЛЕДЖА

Семенова Наталья Александровна

преподаватель

ГАПОУ ТО «Тюменский колледж водного транспорта», город Тюмень

Овладение компьютерными навыками, умение использовать средства Интернет позволяет современному преподавателю расширять свое информационно-образовательное пространство, создает условия для профессионального роста и самообразования, позволяет использовать информационные ресурсы общества в своей педагогической деятельности, общаться с коллегами, принимать участие в обсуждении актуальных вопросов, участвовать в различных  сетевых мероприятиях и т.д.  К традиционным формам профессионального общения современные средства коммуникаций добавляют новые формы сотрудничества (электронная почта, телеконференции, чаты, форумы). В этих условиях очень важным направлением является создание на сайте колледжа системы виртуальной методической службы.

Виртуальный методический кабинет  (ВМК) – это не просто еще одна инновационная форма методической работы. Это многоаспектная информационно-образовательная среда, ориентированная на создание необходимых условий для преподавателей в их самостоятельной познавательной и научно-поисковой деятельности. Виртуальный методический кабинет позволяет организовать методическое пространство для преподавателей, создает оптимальный доступ к необходимой информации, обеспечивает оперативную методическую помощь молодым преподавателям, дает возможность опытным педагогам поделиться опытом работы.

Деятельность виртуального методического кабинета создает реальные возможности построения открытой системы непрерывного образования  педагогов, а оптимальный доступ к необходимой информации в любое время суток делает познавательную деятельность преподавателей более эффективной. Разноплановая структура виртуального кабинета находится в постоянном процессе развития и наполнения, позволяет каждому преподавателю найти или сформировать ту образовательную «нишу», в которой он наиболее полно сможет реализовать свои профессиональные запросы и возможности. Формирование виртуального банка нормативной документации и учебно-методических материалов обеспечивает помощь в работе с различного рода документами, способствует распространению передового педагогического опыта.

Такая форма методической помощи актуальна и своевременна в условиях повсеместного внедрения компьютерной техники и телекоммуникаций в образовании, она является частью целостной системы и комплекса мероприятий по развитию единого информационно-образовательного пространства.

Виртуальный методический кабинет на сайте ГАПОУ ТО «Тюменский колледж водного транспорта» был создан осенью 2013 года (Рис.1). Его основной задачей было определено оказание оперативной методической поддержки преподавателям и мастерам профессионального обучения колледжа. ВМК не замещает существующие на сегодняшний день традиционные формы методической деятельности, но он существенно расширяет и дополняет их за счет использования возможностей информационно-коммуникационных технологий.

Рисунок 1. Интерфейс раздела «Виртуальный методический кабинет»
сайта ГАПОУ ТО «Тюменский колледж водного транспорта»

Виртуальный методический кабинете предоставляет следующие возможности:

  • работать в любое время и в любом удобном месте (главное – это наличие компьютера, подключенного к сети Интернет);
  • неоднократно обращаться к опубликованным материалам, читать их в электронном виде и распечатывать;
  • использовать все опубликованные материалы при подготовке документов, занятий и методических мероприятий.

В Виртуальном методическом кабинете в помощь педагогам формируется банк материалов по определённым темам:

  1. Нормативную документацию по образовательному процессу содержат разделы «Документы», «ФГОС», «ОПОП».
  2. Учебно-методические материалы представлены в разделах «Электронный справочник «Информио», «Методическая копилка», «Виртуальный кабинет электронного обучения и дистанционных образовательных технологий», «Библиотека», «Обучение взрослых», «В помощь куратору», «Шаблоны и образцы документов».
  3. Вся документация, связанная с процессом организации работы и повышения педагогического мастерства коллектива колледжа, расположена в разделах, «Аттестация», «Повышение квалификации, стажировки», «Цикловые комиссии».
  4. Возможности принять участие в разнообразных конкурсах и мероприятиях предоставлены в разделах «Олимпиады, конкурсы, НПК», «Конкурс учебно-программных и учебно-методических разработок».
  5. Разделы «Педагогические кадры», «Персональные сайты педагогических работников колледжа», «Банк достижений педагогических работников» содержат информацию о сотрудниках колледжа. Они предоставляют возможность преподавателям не только  обобщить собственный опыт работы, но и поделиться  своими находками, достижениями с коллегами.
  6. В разделе «Научно-исследовательская работа» расположены как методические рекомендации по организации познавательной деятельности педагога, так и банк исследовательских работ сотрудников колледжа.

Через год после создания Виртуального методического кабинета среди педагогических работников колледжа сотрудниками методической службы колледжа был проведён опрос, в котором принял участие 41 педагогический работник колледжа. На вопрос, как часто вы посещаете ВМК, большинство опрошенных ответили «не менее 2-3 раз в неделю». Наиболее посещаемыми разделами были названы «Методическая копилка», «Шаблоны и образцы документов» и «Научно-исследовательская работа». Результаты ответов на вопрос об эффективности использования материалов, расположенных на страницах Виртуального методического кабинета, представлены на диаграмме 1.

Диаграмма 1. Результаты опроса педагогических работников колледжа об эффективности работы Виртуального методического кабинета

Результаты опроса явно свидетельствуют о том, что практически все педагоги колледжа признают виртуальную форму методической работы важной, нужной и удобной. Наиболее частое пожелание, направленное на дальнейшее совершенствование данного раздела сайта - реализация возможности интерактивного общения и обсуждения представленных в Виртуальном методическом кабинете материалов.

Исходя из этого, в планах методической службы колледжа:

  1. Систематическое поддержание информации, размещённой в Виртуальном методическом кабинете, в актуальном состоянии.
  2. Дальнейшее развитие и совершенствование виртуальной формы работы.
  3. Создание интерактивного форума в рамках работы ВМК.

Список литературы:

  1. Виноградова Е. А. Создание единого информационно-образовательного пространства в образовательном учреждении. ИКТ – новая технология управления в образовательном учреждении - http://festival.1september.ru/articles/538755/
  2. Горюнова М.А., Мелихова Л.Г., Мельников М.Г. Интернет-представительство образовательного учреждения. СПб.: ЛОИРО, 2011. – 60с.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Виртуальный методический кабинет – эффективная форма организации информационного пространства колледжа Семёнова Наталья Александровна, преподаватель, администратор сайта

Слайд 2

Задачи Виртуального методического кабинета:

Слайд 3

Главное окно Виртуального методического кабинета

Слайд 4

Разделы: «ФГОС», «ОПОП», «Методическая копилка»

Слайд 5

Содержание раздела «Организация методической работы»

Слайд 6

Раздел «Научно-исследовательская работа»

Слайд 7

Раздел «Галерея работ педагогических работников»

Слайд 8

Раздел «В помощь педагогу»

Слайд 9

Раздел «В помощь куратору»

Слайд 10

Раздел «Информационные ресурсы»

Слайд 11

Лист опроса педагогических работников колледжа

Слайд 14

Разделы форума пользователей Виртуального методического кабинета

Слайд 15

Книга отзывов и предложений Виртуального методического кабинета

Слайд 16

План работы информационно-методической службы колледжа по развитию Виртуального методического кабинета

Слайд 17

Виртуальный методический кабинет – эффективная форма организации информационного пространства колледжа Семёнова Наталья Александровна, преподаватель, администратор сайта


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая тема — эффективная форма организации работы педагогов

На современном этапе качественным можно считать такое образование, которое дает возможность человеку самоопределиться, самосовершенствоваться, саморазвиваться.Самообразование только тогда считается за...

Методическая тема — эффективная форма организации работы педагогов

На современном этапе качественным можно считать такое образование, которое дает возможность человеку самоопределиться, самосовершенствоваться, саморазвиваться.Самообразование только тогда считается за...

Организация информационного пространства современной школы в условиях Smart education

В основе концепции smart education лежит идея личностно-ориентрованного обучения, индивидуализации обучения.Эта идея может воплотиться с помощью создания преподавателям контента, направленного на ...

Организация информационного пространства в деятельности старшего вожатого

Организация информационного пространства в деятельности старшего вожатого...

Урок - сайт как инновационная форма организации образовательного пространства

Материал содержит информацию о преимуществах такой организации учебного пространства, как урок-сайт...