рабочая программа курса внеурочной деятельности "Культура общения"
материал (5 класс)

Ходаковская Елена Игоревна

рабочая программа курса внеурочной деятельности "Культура общения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kultura_obshcheniya.docx41.48 КБ

Предварительный просмотр:

Согласовано

Заместитель директора по УВР

МКОУ Лужницкая основная

общеобразовательная школа

_______________/Манзюк М.В/

«____» _____________201__г.

Принята

на заседании педагогического совета

Протокол от __________№ ____

Утверждено

Приказ  от

«____» _____________201___г.

№ _________

 

 

                                    Приложение к ООП  6-9 классы

 ПРОГРАММА

«Культура общения»

  5  КЛАСС

 2015/2016 УЧЕБНЫЙ ГОД

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Данная рабочая программа по культуре общения для 5 класса разработана на основе нормативных правовых документов:

- Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

- Приказа Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начальной общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

- Приказа Министерства образования Российской Федерации № 1312 от 09.03.2004 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»

 Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени учащихся.  Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время  в связи с переходом на новые стандарты второго поколения  происходит совершенствование внеурочной деятельности.

Программа педагогически целесообразна, так как способствует более   разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.

Очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность школьников были разнообразными, содержательными и данный курс дает возможность это осуществить.

Культура общения людей основана на соблюдении определённых правил, которые вырабатывались человечеством на протяжении многих веков. Эти правила называются этикетом.

Этикет определяет формы, технику общения в различных жизненных ситуациях (как спорить, не обижая и не унижая собеседника, как принимать гостей, вести себя за столом, разговаривать по телефону и т.д.).

Культурный, воспитанный человек не только владеет техникой общения, но и обладает такими качествами, как приветливость, добросердечие, учтивость, уважительное отношение к людям.

Подражая взрослым, ребёнок без труда усвоит все правила приличия. Самое важное, чтобы норма поведения взрослых во всех ситуациях была верной. В младшем школьном возрасте ребёнок сам готов постепенно учиться тому, что и как нужно делать, чтобы не попасть впросак. Следует показать пример нормальных человеческих отношений, дать ребёнку знания об основных принципах, на которых эти отношения строятся, и контролировать, как ведёт себя ребёнок. Самый лучший способ прививать детям хорошие манеры – постоянно показывать им пример. Прав был А.С. Макаренко, говоря: «Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете. Вы воспитываете его в каждый момент его жизни».

Основная цель обучения учащихся культуре общения – формирование у них адекватного коммуникативного поведения. Коммуникативное поведение человека – совокупность присущих ему как личности норм и традиций общения.

Цели:

  • Создание  условий для достижения учащимися  необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время;
  • Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой,  творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.

Задачи:

  • Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся совместно с общественными организациями, библиотеками, семьями учащихся.
  • Включение учащихся в разностороннюю деятельность.
  • Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.
  • Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.
  • Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей,    целеустремленности и настойчивости в достижении результата.
  • Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек,   семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура) -  для формирования здорового образа жизни. 
  • Создание условий для эффективной реализации основных целевых образовательных программ различного уровня, реализуемых во внеурочное время.
  • Совершенствование  системы мониторинга эффективности воспитательной работы в школе.
  • Углубление содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное от учёбы время, иной поддержки учащихся.
  • Организация информационно-технической базы организации досуга учащихся.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

Настоящая программа предназначена для организации воспитания учащихся 5 классов во внеурочной  деятельности.

        Рабочая программа составлена в соответствии с  программой «Культура общения. 1-11 классы» (Воронеж, 2002), разработанной кафедрой теории и практики коммуникации ВОИПКиПРО под общей редакцией И.А.Стернина.

       Программа модифицирована  и отличается от прототипа, прежде всего, расширением сектора активной деятельности учащихся, разнообразием видов проведения занятий, а так же чередованием теоретического материала с практическими занятиями, экскурсиями, культурно-массовыми походами. Помимо этого, предложен ряд тем, не входящих в программу ранее.

Программа рассчитана на обучающихся 5 классов. Занятия проводятся 1 раз в неделю. 

ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

Метапредметные результаты включают:

- способность сознательно организовывать и регулировать свою внеурочную деятельность;

- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сочинение, письмо, и др.);

- владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи;

- владеть базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения;

- оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ;

- способность управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения;

- способность осуществлять последовательность действий на занятии;

- умение слушать и вступать в диалог;

- учиться самостоятельно моделировать свое поведение, выполнять письменные задания по образцу.

- способность вести диалог с учителем.

Личностные результаты включают в себя:

- формирование социальной роли учащегося для всестороннего развития личности;

- формирование положительного отношения к обучению;

- готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

- формирование хороших манер и правильного поведения у учащихся;

- формирование положительного отношения обучающихся к окружающим людям – уважения и терпимости к детям и взрослым независимо от социального происхождения;

- активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности;

- проявление положительных качеств личности;

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА:

К концу 5-го класса учащиеся должны знать:

понятия вежливость, воспитанность, тактичность, этикет, мода, ансамбль, речевой этикет, этикет личной переписки языковой паспорт говорящего, интеллигентный человек;

законы общения и правила общения; понятие ролевого поведения, виды ролей;

понятия похвала, комплимент, лесть;

принципы этикетного поведения и общения;

функции и виды этикета;

национальные особенности этикета;

составляющие внешнего вида человека;

функции одежды, виды одежды по назначению;

функции речевого этикета;

формулы речевого этикета в стандартных коммуникативных ситуациях (приветствие, прощание, просьба, извинение, отказ, благодарность, поздравление; дома, на уроке, в транспорте, в общении с незнакомыми людьми);

функции письма, виды писем;

правила оформления и написания писем;

правила выполнения стандартных ролей - ученика, сына, дочери, внука, брата, сестры, друга, подруги, одноклассника, мальчика и девочки, соседа, пассажира, покупателя, зрителя, гостя и хозяина, туриста и отдыхающего.

причины конфликтов с ровесниками.

К концу 5-го класса учащиеся должны уметь:

анализировать чужое и собственное поведение с точки зрения соблюдения и нарушения норм этикета;

строить собственное поведение в стандартных коммуникативных ситуациях в соответствии с нормами этикета, ситуацией общения, возрастом собеседника, его положением;

использовать формулы речевого этикета в стандартных коммуникативных ситуациях;

определять и исправлять нарушения в этикете своего внешнего вида;

соотносить внешний вид и ситуацию общения;

произнести похвалу, комплимент и ответить на них;

правильно оформлять письма различных типов в соответствии с адресатом и поводом;

четко произносить не менее 25 скороговорок;

не допускать ошибок в словах и выражениях, входящих в минимум по культуре речи для 5 - классника.

Правильно ставить ударение в словах.

Различать значение слов и правильно их употреблять.

Определять родовую отнесенность слов.

Уметь образовывать форму множественного числа родительного падежа существительных.

Уметь правильно образовывать глагольные формы.

Объяснять смысл поговорок и пословиц

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

  1. Мы живем среди людей (2ч)

       Понятие вежливости и воспитанности. Признаки воспитанного человека. Происхождение и  значение слов вежливый, невежа. Зависимость поведения человека от возраста собеседника, ситуации общения, культуры собеседников.

Принципы правильного общения: кому? как? что? - говорить. Принципы правильного поведения: где? с кем? как? - поступать. Тесная взаимосвязь понятий поведения и общения.

  1. Этикет и этикетка (3ч)

Понятие и функции этикета. Происхождение и значение слова «этикет». Правила приличия. Необходимость знания и выполнения этикетных норм поведения для каждого человека. Связь внешней культуры поведения (манер поведения) с внутренней культурой человека. Понятие норм этикета. Нарушение этикетных норм и их последствия.

Основные виды этикета: этикет внешнего вида, этикет поведения, речевой этикет.

История этикета.

Национальные особенности этикета. Различие норм этикета внешнего вида, поведения и общения в разных странах. Пословицы об общении.

  1. Этикет внешнего вида (4ч)

Понятие привлекательности человека. Значение внешнего вида для отношений с людьми. Важность первого впечатления. Влияние внешнего вида на внутренний мир человека.

Составляющие внешнего вида: физический облик, позы и движения, оформление внешности. Правильная осанка. Походка человека. Жестикуляция. Прическа человека. Косметика. Одежда.

Основные функции одежды: защитная, информационная, эстетическая.

Понятие вкуса. Правила моды: соответствие погоде, ситуации, возрасту, индивидуальным особенностям человека, сочетание частей костюма друг с другом. Виды одежды по назначению: домашняя, праздничная, спортивная, рабочая. Спецодежда как разновидность рабочей одежды. Одежда для различных ситуаций. Понятие ансамбля в одежде и поведении. Соответствие внешнего вида ситуации общения.

Гигиена как составляющая культуры человека.

  1. Речевой этикет (8ч)

 Понятие и функции речевого этикета. Вежливость, поддержание добрых отношений с окружающими как основное назначение речевого этикета. Нарушение норм речевого этикета и их последствия. «Волшебные слова».

Стандартные коммуникативные ситуации: приветствие, прощание, просьба, извинение, отказ, благодарность, поздравление.

Формулы речевого этикета для различных ситуаций общения, необходимость их использования (в транспорте, в гостях, дома, на уроке, при общении с незнакомыми людьми). Влияние ситуации общения, взаимоотношений собеседников, их настроения, времени и места разговора, причин и целей общения на выбор формул речевого этикета.

Речевой этикет и культура речи. Понятие «языкового паспорта» человека. Содержание «языкового паспорта» говорящего: пол говорящего, его возраст, место жительства, степень образованности, профессия говорящего, уровень его воспитанности. Значение интонации, ударения, неудачных выражений, речевых ошибок, некультурных и грубых слов в общении людей, последствия этого для отношений между людьми.

Этикет личной переписки. Способы передачи информации: барабанный бой, «язык дыма», узелковый язык, язык цветов. Появление письменности как великое достижение культурного развития человека. Значение слова «письмо». Передача информации как важнейшая функция письма. Речевая форма писем.

Виды писем: деловые, дружеские, семейные, поздравительные. Виды деловых писем.

Правила оформления писем: дата, обращение, подпись, поля в письме, разборчивый, красивый, аккуратный почерк, чистые лист бумаги и конверт. Основные части письма: обращение, содержание письма (обсуждение проблем переписки; рассказ о себе, о жизни, каких-либо событиях, новостях; вопросы или просьбы к тому, кому адресовано письмо), концовка (добрые пожелания, в праздничных письмах – поздравления); прощание; подпись. Понятие адресата и адресанта (отправителя).

Правила написания писем: аккуратность почерка, чистый и ровный лист бумаги, грамотность, единство стиля. Основные элементы поздравительного письма: вежливое и эмоциональное обращение, поздравление с событием, пожелания, подпись. Виды пожеланий.

Сетевой этикет. Понятие и правила сетевого этикета. Что нельзя делать в сети INTERNET. Основные понятия, используемые при общении в сети. Принципы сетевого общения. Общение в форуме. Общение в чате.

Электронная почта.

Понятие анонимного письма. Запрещение чтения чужих писем без разрешения автора письма.

Телефонный этикет. Общие правила телефонного разговора. Основные правила делового телефонного этикета. Аксиомы телефонного общения. Содержательность разговоров. Постановка голоса. Завершение разговора.

  1. Этикет общения (4ч)

Понятие правил и законов общения. Важность разграничения понятий «правила этикета» и «правила общения». Конфуций, "Нагорная проповедь" в Библии, русские пословицы об универсальных правилах общения между людьми.

Основы человеческих отношений в современном обществе: доброжелательность к другим, уважение к окружающим. Внешние формы проявления уважения и доброжелательности: приветливость, благодарность, терпимость, сдержанность, вежливость, аккуратность, пунктуальность.

Основные принципы человеческих отношений в современном обществе: контролировать свое поведение, проявлять уважение к окружающим людям, помогать другим людям, не причинять ущерба другим людям, сдерживать свои эмоции, уметь выслушать другого, уметь представить себя на месте другого человека.

Законы общения: закон имени, закон отзеркаливания, закон «толпы», закон эмоционального подавления логики. Закон речевого поглощения эмоции: его отрицательные и положительные стороны. Отношение к грубым словам и ругательствам. Закон похвалы. Понятие комплимента.

  1. Этикет поведения (15ч)

Понятие ролевого поведения. Виды ролей: роли постоянные (мальчик, девочка, ученик, сын, дочь) и роли кратковременные (пешеход, покупатель, пассажир, больной). Умение соотносить свое поведение с ситуацией общения, умение вести себя в соответствии с ролью. Нарушение ролевого поведения и его последствия.

Общение со старшими

Роли взрослого и ребенка. Группы взрослых по отношению к детям: родственники, знакомые, незнакомые. Различия в общении с родственниками, со знакомыми и незнакомыми взрослыми. Стандартные ситуации: приветствие, просьба, вопрос, извинение, сообщение о школьных проблемах. Учет настроения взрослых. Общение с соседями.

Роли сына, дочери, внука. Общение с взрослыми родственниками. Любовь родителей к своим детям и требовательность к детям. Чувство ответственности родителей за будущее детей. Ответственность детей за «мир в доме». Доброжелательные отношения с бабушками и дедушками и их поддержание. Умение сочувствовать друг другу. Общение с уставшими родителями. Рассказ о школьных проблемах родственникам. Что надо рассказывать, о чем можно не говорить родителям. Правила поведения сына, дочери, внука: проявление заботы, бережное отношение к здоровью, понимание душевного состояния взрослых, вежливость, помощь в домашних делах, предупреждение о невозможности прибыть вовремя, выполнение поручений, обращение за советом, сдерживание своих эмоций.

Роль ученика и общение с учителями. Особенности работы учителя. Понятия идеального учителя и ученика. Понятие сотрудничества учителя и ученика. Общение в условиях стандартных ситуаций урока. Основные правила роли ученика: иметь аккуратный вид; не опаздывать на урок; содержать в порядке учебники; не сорить в классе, в коридоре школы; при входе в класс учителя или других старших быстро и молча встать; на уроке не отвлекаться, не мешать учителю и товарищам; если необходимо задать вопрос, поднять руку; при обращении учителя или старшего к ученику, встать и выслушать стоя вопрос или просьбу; на перемене не бегать, не толкаться; перед старшими замедлить шаг.

Общение с младшими

Роль брата, сестры. Особенности малышей. Основные правила поведения брата, сестры по отношению к младшим членам семьи. Правила поведения младших сестер и братьев по отношению к старшим. Общение с незнакомыми малышами.

Общение с ровесниками

Роль друга, подруги. Понятия «друг», «подруга», «дружба». Принципы, на которых строится дружба. Качества настоящего друга: умение радоваться победам друга, умение сочувствовать, умение хранить тайны, готовность прийти на помощь, умение быть бескорыстным, умение прощать, общность интересов, преданность, верность. Русские пословицы о дружбе.

Общение с одноклассниками. Бесконфликтное общение с ровесниками Причины возникновения конфликтов. Виды конфликтов в школе, на улице. Различие характеров как одна из причин конфликтов с ровесниками. Понятие темперамента. Типы характеров: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. Особенности характера, темперамента и учет этого в общении друг с другом.

Ролевое поведение мальчика и девочки. Особенности поведения мальчиков. Этикет рыцарей.

Особенности поведения девочек. Отношение мальчиков и девочек друг к другу. Причины конфликтов между мальчиками и девочками. Дружба между мальчиком и девочкой.

Ролевое поведение в общественных местах

Поведение на улице. Кратковременная роль: прохожий, пешеход. Стандартный сценарий ситуации: подготовка к выходу на улицу (определение цели, подбор подходящей одежды), движение по улице (как идти по улице, встречи со знакомыми, еда на улице), переход улицы (правила перехода со светофором, без светофора, с пешеходным светофором, на желтый свет, на переходах и вне переходов), правила личной безопасности на улице (безопасность в вечернее время, злая собака, приставание незнакомых, взрослых), соблюдение чистоты.

Поведение в транспорте. Кратковременная роль: пассажир. Правила поведения в транспорте: для ожидающих транспорт, для входящих в транспорт, для тех, кто едет в транспорте, для выходящих из транспорта.

Поведение в магазине. Кратковременная роль: покупатель. Правила исполнения роли покупателя: вход в магазин, выбор покупки, соблюдение очереди, разговор с кассиром и продавцом.

Поведение в театре, кинотеатре, музее, на выставке, экскурсии. Кратковременная роль: зритель. Стандартная ситуация посещения театра: подбор соответствующей одежды (праздничная одежда, прическа), доброжелательное настроение, покупка билета заранее, исключение  опоздания, гардероб, нахождение своего места, антракт, благодарность артистам за хорошее выступление, соблюдение тишины во время выступления, поведение в гардеробе, вручение цветов артистам.

Поведение в гостях. Прием гостей. Кратковременная роль: хозяин. Приглашение в гости. Подготовка к приему гостей (этикет внешнего вида при приеме гостей, сервировка стола). Этикет встречи и проводов гостей. Этикет представления гостей родителям и другим гостям. Этикет вручения и получения подарка. Этикет чаепития. Темы для общения с гостями. Угощение и развлечение гостей. Игры, танцы. Правила поведения во время игры. Незваный гость.

Приход в гости. Кратковременная роль: гость. Принятие приглашения. Подготовка к визиту (этикет внешнего вида гостя, выбор подарка). Время прихода в гости. Встреча с хозяином. Развлечение в гостях. Правила поведения за столом. Продолжительность нахождения в гостях. Уход из гостей, прощание.

Русские пословицы о гостеприимстве и поведении в гостях.

Поведение на школьных праздниках. Роль зрителя. Подготовка к празднику (этикет внешнего вида: праздничная, чистая одежда, соответствующая ситуации прическа; наличие хорошего настроения). Вход в зал, рассаживание по местам. Ожидание начала, разговоры в зале. Слушание выступлений. Поддержка «своих». Оценка выступлений. Выход из зала. Поведение на дискотеке. Танцы: приглашение, поведение во время танца.

Поведение на природе. Роли отдыхающих и туристов. Правила поведения туристов и отдыхающих: забота о своих товарищах, бережное отношение к  природе, соблюдение правил пожарной безопасности, правил поведения на воде.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема

Кол – во часов

1

Мы живем среди людей

2

2

Этикет и этикетка

3

3

Этикет внешнего вида

4

4

Речевой этикет

8

5

Этикет общения

3

6

Этикет поведения

15

Итого:

35

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Литература для учащихся:

Лазуренко Е.Ю., Мудрова Л.Д., Стернин И.А. Культура общения. 5 класс. Книга для учащихся. / Под ред. И.А. Стернина .  Воронеж, 2000 г.  

Культура общения. 5 класс. Книга для учителя. Вып. 1 – 4. / Под ред. И.А. Стернина. Воронеж, 2001 – 2002.

Грищук Е.И., Мудрова Л.Д., Стернин И.А. Культура общения. 5 класс: Пособие.- Воронеж: ВОИПКРО, 2006.- 148 с.

       

для учителя:

Абалкина М.А., Агеев В.С. Анатомия взаимопонимания. М, 1990.

Акишина А.А., Акишина Т.Е. Этикет телефонного разговора. М, 1990.

Акишина А.А., Кано Х., Акишина Т.Е. Жесты и мимика в русской речи. Лингвострановедческий словарь. – М. : «Русский язык», 1991.

Андреев В.И. Деловая риторика. М, 1995.

Анисимова Т.В. Деловое общение: речевой аспект. Волгоград, 2000.

Анисимова Т.В., Гимпельсон Е.Г. Современная деловая риторика, Ч.1-2. Волгоград, 1998.

Аннушкин В.И. История русской риторики. Хрестоматия. М.. 1998.

 Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение. Минск, 2001.

 Гольдин В.Е. Этикет и речь. Саратов, 1978.

Горелов И.Н. и др. Умеете ли вы общаться? М, 1991.

Далецкий Ч. Практикум по риторике. Москва, 1996.

Дерябо С., Ясвин В. Гроссмейстер общения. М, 1996

Камычек Я. Вежливость на каждый день. М., 1986.

 Карнеги Дейл. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. Как перестать беспокоиться и начать жить. М., «Прогресс», 1989 г.

 Кузин Ф.А. Культура делового общения. М, 1996.

Купина Н.А. Риторика в играх и упражнениях. Екатеринбург, 1999.

 Новичихина М.Е. Ведение спора. Воронеж, 1994.

Чернышов А.С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций. М, 1999.

Шейнов В.П. Искусство убеждать. М.,2001.

Школьная риторика. 6 класс. Под ред. Т.А.Ладыженской. М., 1997.

Школьная риторика. 7 класс. Под ред. Т.А.Ладыженской. М., 1998.

Школьная риторика. В двух частях. 5 класс. Под ред. Т.А.Ладыженской. М., 1996Школьная риторика. Методический комментарий. Под ред.Т.А.Ладыженской. 5 кл.. М., 1996.

 

Техническое обеспечение

- персональный компьютер с доступом к локальной сети и сети Интернет;

- проектор;

- экран;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Английский для общения» для 8 класса

Данная программа разработана для внеурочной деятельности в 8 классах ФГОС...

Рабочая программа курса "Основы конструктивного общения",68 часов, 8-11 класс.

     Курс направлен на то, чтобы помочь подросткам вырабатывать умение и привычку осмысливать окружающую действительность, понимать общий ход её течения, владеть основами совреме...

Рабочая программа курса «Русское речевое общение» 10 класс

            Курс "Русское речевое общение" В.М. Шаталовой и О.Н. Зубакиной (10-11 класс) составляет региональный компонент содержания общего образования ...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Культура общения»

Речевая культура - один из компонентов общей культуры человека. Как и другие слагаемые культуры, она прививается, воспитывается и требует постоянного совершенствования.Культура речи - особый раздел на...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «История искусства» Основной общеобразовательной программы основного общего образования (срок реализации – 35 часов)

Программакурса Внеурочной деятельности"История искусства "10 класс Основной общеобразовательной программы основного общего образования( срок реализации35 часов)....