Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Культура общения»
рабочая программа по русскому языку (6, 8 класс)

Илясова Светлана Владимировна

Речевая культура - один из компонентов общей культуры человека. Как и другие слагаемые культуры, она прививается, воспитывается и требует постоянного совершенствования.Культура речи - особый раздел науки о языке, главным результатом изучения которого должно быть умение говорить и писать правильно; она органически включает в себя все элементы, способствующие точной, ясной и эмоциональной передаче мысли. Решить эти и другие задачи поможет  данная программа курса внеурочной деятельности, которая  предназначена для обучающихся  6-8-х классов . Программа предполагает усвоение учащимися норм культуры от этикета и речевого этикета к ведению спора, умению вести эффективное бесконфликтное общение.                      

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Внеурочка38.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Сосновская средняя общеобразовательная школа №1

Рассмотрено на заседании                                       Утверждаю

педагогического совета                                            директор школы:      

протокол №___                                                      ___________Н. В. Савинкина

от «__»_августа__2017г.                                      приказ №___            

                                                                                    от «__»_сентября__2017г.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности

«Культура общения»

 Возраст обучающихся:13-15 лет

Направление: общекультурное

Срок реализации: 1 год

Составитель: Илясова Светлана Владимировна,

учитель русского языка и литературы

Сосновка, 2019

Пояснительная записка

    Данная программа занятий внеурочной деятельности составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения и программа курса «Речевой этикет», представленной в книге  С. И. Львовой, И. П. Цыбулько, Ю. Н. Гостевой «Настольная книга учителя русского языка. 5-11 классы». – М.: Эксмо, 2007. – 496 с. – с. 120-123.

Речевая культура - один из компонентов общей культуры человека. Как и другие слагаемые культуры, она прививается, воспитывается и требует постоянного совершенствования.Культура речи - особый раздел науки о языке, главным результатом изучения которого должно быть умение говорить и писать правильно; она органически включает в себя все элементы, способствующие точной, ясной и эмоциональной передаче мысли. Решить эти и другие задачи поможет  данная программа курса внеурочной деятельности, которая  предназначена для обучающихся  6-8-х классов . Программа предполагает усвоение учащимися норм культуры от этикета и речевого этикета к ведению спора, умению вести эффективное бесконфликтное общение.                      

     Программа «Культура общения» - целостный курс, построенный с учетом возраста учащихся и развивающий идею обучения культуре общения.

     Курс интегрирован, отражает межпредметные связи этики, риторики, лингвистики, психологии.

 Срок реализации рабочей программы-1 год.

  1час в неделю-34 часа.

  Продолжительность занятий-45 минут.

Актуальность курса:

Широкое понятие культуры непременно включает в себя то, что называют куль турой общения, культурой речевого поведения. Чтобы владеть ею, важно понимать сущность русского речевого этикета. Речевой этикет — это зеркало, которое отражает уровень воспитанности и внутренней культуры человека. Ведь только искреннее, доброжелательное отношение к собеседнику, побуждают человека выразить свое дружелюбие и благосклонность.

 Потребность в культуре поведения и общения очевидна.что связано с потребностью людей познать, как нужно вести себя в той или иной обстановке, как правильно устанавливать и поддерживать речевой, а через него и деловой, дружеский и  другой контакт.

В коммуникации люди передают друг другу ту или иную информацию, те или иные смыслы, что- то сообщают, к чему- то побуждают, о чем- то спрашивают, совершают определенные речевые действия. Однако прежде чем перейти к обмену логико-содержательной информацией, необходимо вступить в речевой контакт, а это совершается по определенным правилам. Осознание норм общения и речевого поведения полезно всем,чему будет способствовать изучение данного курса.

.

Цель курса:

 сформировать представление учащихся об основных этических нормах и навыках культуры общения, развивать коммуникативные способностидетей.

Задачи курса:

  1. научить учеников осмысливать свою речевую практику, развивать у них внимание к собственной речи и речи собеседника, умение анализировать собственное коммуникативное поведение и коммуникативное поведение собеседника, выработать навык ответственного коммуникативного поведения.
  2. сформировать коммуникативную компетентность учащихся, проявляющуюся в следующем:

- знании учащимися функций и тенденций развития общения в современном обществе, роли общения в современном мире;

-понимании учащимися причин затруднений и конфликтов в сфере человеческого общения в целом и в личной коммуникативной практике;

-овладении учащимися правилами и приемами эффективного и бесконфликтного общения с различными собеседниками в различных коммуникативных ситуациях;

-умении учащихся использовать общение как средство воздействия и средство психической саморегуляции личности.

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности:

Личностные результаты освоения программы отражают:

- развитие самосознания учащихся;

 - развитие свойств и качеств личности, необходимых для полноценного межличностного взаимодействия;

- формирование уверенности в себе и коммуникативной культуры, навыков разрешения межличностных конфликтов.

Метапредметные результаты освоения программы включают:

- обеспечение возможностей ученика самостоятельно осуществлять такое действие как учение, ставить перед собой учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

- осознанно выбирать наиболее эффективные способы в межличностном взаимодействии, в решении учебно-познавательных и жизненно-важных задач;

- приобретение практического опыта работы в группе, сотрудничества со сверстниками, позитивных моделей поведения в обществе;

 - овладение навыками адаптирования в социуме.

Предметные результаты включают коммуникативные показатели:

- обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирования психологической компетентности;

- формирование представлений подростков о значении и законах конструктивногообщенияв школе, семье и будущей профессиональной деятельности;

- формирование навыков равноправного общения, культуры эмоциональной экспрессии, предотвращения и разрешения межличностных конфликтов, самовоспитания и саморазвития.

 В результате освоения курса внеурочной деятельности обучающиеся должны знать:

-правила речевого общения;

-этикет личной переписки;

- правила гостевого этикета;

-правила ведения диалога.

Должны уметь:

- общаться со сверстниками и взрослыми в соответствии с нормами поведения;

_-слушать собеседника;

-правильно пользоваться телефоном;

-строить монологическое высказывание.

Оценка достижений учащихся происходит по итогам групповой рефлексии,по результатам практических работ.

     Формы и методы работы:

     -практикумы с элементами исследования;

     -семинары с элементами дискуссий;

     -зачетная работа (тест);

    Методы деятельности обучающихся:

    -частично-поисковые,

    -эвристические.

Содержание программы курса внеурочной деятельности

«  Культура общения» ( 68 часов)

        

Тема 1.  Этикет и речь. Речевой этикет.(8 ч.)

Подчинение этикета правилам общества. Условность этикетных знаков. Умение понимать и уважать чужие обычаи. Знание языка. Связь этикета и речи. Единство общих правил поведения и правил речевого поведения. Речевой этикет, как средство, регулирующее правила речевого поведения. Этикет внешнего вида.

Тема 2.  Письма.(8 ч.)

Этикет личной переписки. Деловые и частные письма. Поздравительные письма.

Тема 3.  Эмоциональная сторона общения  со взрослыми и младшими. (8 ч.)

Понятия о межличностных отношениях. Особенности общения со       взрослыми. Изменение у младших подростков абсолютной ориентации на взрослых. Дифференциация видов общения  со взрослыми.

Тема 4.  Общение со сверстниками как важнейшее условие познавания мира и

              самопознания. (2 ч.)

             Межличностные отношения и общение. Общение со сверстниками.

             Отношения деловые и личные (приятельские, дружеские).

             Привлекательность и популярность человека в группе, коллективе.

             Симпатии и антипатии. Сотрудничество и соперничество.

             Самосознание. Формирование моральных и этических

             качеств в коллективе.

Тема 5.  Ролевое поведение.(3 ч.)

               Ролевое поведение мальчика и девочки. Ролевое поведение в общественных местах.

Тема 6.  Мы идем в гости…Мы принимаем гостей…(5 ч.)

               Принятие приглашения. Выбор подарка родным, знакомым, друзьям.    Как правильно подарить цветы.  Жесты, походка. Умение правильно вести себя за столом. Пользование ножом и вилкой. Как что следует есть. Как вести себя на отдыхе.

Литература

М. А. Введенская, Л. Г. Павлова. Культура и искусство речи. Ростов-на-Дону, «Феникс», 1995.

Приложение к рабочей программе курса внеурочной деятельности

« Культура общения»

Тематическое планирование

п/п

Содержание

(тема занятия)

Кол-во часов

Этикет и речь. Речевой этикет

8

Письма

8

Эмоциональная сторона общения  со взрослыми и младшими

8

Общение со сверстниками как важнейшее условие познания мира и самопознания

2

Ролевое поведение

3

Мы идем в гости…Мы принимаем гостей

5

Итого:

34

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Элементы содержания

Планируемые результаты

Педагогические средства

Форма контроля

Дата проведения

план

факт

1.

Этикет и речь. Речевой этикет.

Понятие поведения.

Мы живем среди людей.

1

Речевое общение: единство двух его сторон (передача и воспроизведение информации). Формы общения (устные и письменные).

Уметь вести диалог.

Формы общения.

Беседа

2.

Понятие и функции этикета.

Этикет и этикетка.

1

Культура речевого общения как 1)умение построить свою речь, точно и логически выразить мысль; 2) владение вербальными и невербальными средствами общения. Этикет как совокупность правил поведения. Речевой этикет как правила речевого общения. Культура поведения, культура речи и речевой этикет.

Интернациональные и национальные особенности  речевого этикета.

Уметь определять сферы общения.

Сферы общения: социально-бытовая, социально-культурная, учебно-научная, общественно-политическая, официально-деловая.

Работа с текстом

 3-4.

История этикета. Как возникает этикет.

2

Этикет

5.

Национальные особенности этикета. Этикет народов мира.

       1

Использовать правила речевого этикета.

Речевой этикет

Создание диалога

6-8.

Этикет внешнего вида.

      3

Уметь соблюдать нормы речевого этикета.

Норма

Наблюдение над нормами этикетными.

9.

Письма.

Понятие и функции речевого этикета. Как наше слово отзовется.

1

Культура речевого общения как 1)умение построить свою речь, точно и логически выразить мысль; 2) владение вербальными и невербальными средствами общения. Этикет как совокупность правил поведения. Речевой этикет как правила речевого общения. Культура поведения, культура речи и речевой этикет.

Уметь видеть в пословице и поговорке правила этикета.

Работа с пословицами, раскрытие их значений.

10-11.

Формулы речевого этикета.

2

Уметь использовать особенности речевого этикета в различных сферах общения.

Наблюдение над текстом

12.

Языковой паспорт человека.

Заговори со мной, и я скажу, кто ты.

1

Уметь использовать формулы речевого этикета.

Ситуации

13.

Этикет личной переписки.

1

Уметь обращаться к знакомому/незнакомому человеку, используя этикетные формулы.

Создание ситуаций и подбор этикетных формул.

14.

Зачем, кому, о чем и как писать письма.

1

Уметь использовать местоимения Ты и Вы в речи.

15.

Поздравительные письма.

1

Уметь использовать в ситуации просьбы этикетные формулы.

Ситуация просьбы

16.

Практикум по  написанию писем. «Напиши мне письмо…»

1

Уметь использовать этикетные формулы в ситуации извинения.

17-19.

Эмоциональная сторона общения со взрослыми и младшими.

Правила и законы общения.

Почему нужны правила общения.

3

Общая характеристика норм речевого этикета, которые 1) предписывают употребление этикетных знаков; 2) запрещают употребление определенных слов и выражений в тех или иных речевых ситуациях.

Уметь делать комплименты.  Уметь соблюдать правила общения по телефону.. Умет участвовать в диспуте, дискуссии, пользоваться чатами Интернета

.

Комплимент

Виртуальная дискуссия. Диалог по телефону

20.

Понятие ролевого поведения.

Семь наших «Я».

1

Уметь отличать сленг от литературного языка.

Сленг

21.

Общение со старшими.

1

Уметь пользоваться этимологическим словарем.

Этимология

Словарные статьи.

22.

Роль сына, дочери, внука.

Загляните в мамины глаза.

1

Уметь использовать речевые формулы.

Разбор типичных коммуникативных неудач

23.

Сотрудничество.

1

Уметь использовать формулы речевого этикета.

Формы общения.

Беседа

24.

Общение с младшими.

Раздели печаль и радость другого.

1

Уметь обращаться к знакомому/незнакомому человеку, используя этикетные формулы.

Сферы общения: социально-бытовая, социально-культурная, учебно-научная, общественно-политическая, официально-деловая.

Работа с текстом

25-26.

Общение со сверстниками как важнейшее условие познавания мира и   самопознания.

Общение с ровесниками.

Роль друга, подруги.

2

Сферы общения: социально-бытовая, социально-культурная, учебно-научная, общественно-политическая, официально-деловая

Уметь использовать местоимения Ты и Вы в речи.

Культура общения, вербальное и невербальное общение.

Работа с диалогами, наблюдение за мимикой и жестами собеседника.

27.

Ролевое поведение

Ролевое поведение мальчика и девочки. Эти трудные роли – мальчик и девочка.

1

Основные характеристики речевой ситуации (кто-кому-о чем – где-когда-зачем-почему). Языковые средства выражения речевого этикета: речевые стереотипы, формулы вежливости. Этикетный диалог. Выбор наиболее уместной этикетной формулы.

Уметь использовать этикетные формулы в ситуации извинения.

Речевой этикет

Создание диалога

28.

Ролевое поведение в общественных местах. Поведение на улице, в транспорте, в магазине.

1

Уметь делать комплименты.

Норма

Наблюдение над нормами этикетными.

29.

Поведение в театре.

1

Умет участвовать в диспуте, дискуссии, пользоваться чатами Интернета.

Речевая ситуация, речевые стереотипы, этикетная формула.

Наблюдение над речевыми ситуациями.

30.

Мы идем в гости…Мы принимаем гостей…

Мы принимаем гостей.

1

Уметь соблюдать правила общения по телефону.

Интернациональные и национальные особенности  речевого этикета.

Беседа

31.

Мы приходим в гости.

1

Уметь отличать сленг от литературного языка.

Работа с пословицами, раскрытие их значений.

32-33.

Поведение за столом. Как развлечь гостей.

2

Уметь пользоваться этимологическим словарем. Уметь использовать речевые формулы.

Наблюдение над текстом. Беседа

34.

Поведение на школьном празднике и на отдыхе.

1

Уметь использовать формулы речевого этикета.

Формы общения.

Беседа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа курса внеурочной деятельности "Культура общения"

рабочая программа курса внеурочной деятельности "Культура общения"...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Культура воспитания и этикет" 6 класс

Пояснительная запискаРабочая программа для 6 класса по курсу внеурочной деятельности "Культура воспитания и этикет"          Рабочая программа ку...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Культура здоровья" для 10 классов

      Данная программа позволяет рассмотреть условия сохранения здоровья. Программа охватывает многие аспекты воспитания здорового образа жизни. Достоверная информация помогает у...

Программа по внеурочной деятельности «Культура делового общения»

Культура человека определяется многими составляющими. В том числе ее характеризует его внешнее поведение, общение с окружающими, манеры, речь, стиль поведения в различных ситуациях и в каждом конкретн...