Эссе "Я - Учитель"
материал по теме

Гиззатуллина Эльвира Илгизаровна

В эсее раскрываются мотивы выбора учительской профессии, отражены педагогические принципы и подходы к образованию, раскрывается понимание миссии педагога в современном мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse.docx47.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

“Адав-Тулумбаевская средняя общеобразовательная школа

Буинского муниципального района Республики Татарстан”

                              C:\Users\эльвира\Desktop\пе.jpg

Эссе Гиззатуллиной Эльвиры Илгизаровны

учителя истории и обществознания

МБОУ “Адав-Тулумбаевская средняя

общеобразовательная школа

Буинского муниципального района

Республики Татарстан”

2016 год

Современный период в российской истории и образовании – время смены ценностных ориентиров. В 90-е годы прошлого столетия в России произошли как позитивные перемены, так и негативные явления, неизбежные в период крупных социально – политических изменений. Эти явления оказали отрицательное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношение людей к обществу, государству, закону и труду, на отношение человека к человеку.

Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны.

Новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества.

Выдающийся немецкий педагог Адольф Дистервег считал, что «повсюду ценность школы равняется ценности её учителя».

Профессия «учитель» была, есть и будет одной из самых нужных и сложных профессий. Учитель – это образ жизни! От того, как педагог будет думать, жить, дышать, что говорить – зависит будущее его учеников. Учитель – это некий жизненный эталон.

Какое заумное начало эссе… А ведь история о том, как я стала учителем, самая простая, хотя в ней есть свой философский вопрос, магия сказки и сюжет детектива.

Я не буду честна перед собой и перед вами, если скажу, что с детства хотела быть учителем.  Не скрою - я с подружками играла в школу, где я хоть изредка, но была в роли учителя. А хотела я стать врачом, наверное, потому, что часто болел братик, и я хотела ему помочь, или потому, что мне нравилось белое одеяние врачей, и я сравнивала их с ангелами. А может, на меня произвел впечатление роман Г.Абсалямова «Белые цветы». По дороге к этой мечте я даже окончила Буинское медицинское училище, но потом то ли из-за ветра, который подул не с той стороны, или из-за капитана, который держал штурвал неуверенно, мой корабль изменил курс и пристал к другому берегу. Могла ли я тогда, в 1993 году, представить, что именно на этом берегу, в этой стране, которая зовется Школа, с его прекрасными жителями в лице моих коллег-учителей и учеников, я найду свое счастье и пойму - это именно то, что мне нужно.

На своем примере я убедилась в правоте Иоганна Гете, который говорил: «Как можно познать себя? Только путем действия, но никогда – путем созерцания. Попробуй исполнить свой долг, и тотчас познаешь себя».

Я начала свою профессиональную деятельность с маленькой, как мне тогда казалось, роли пионервожатой. И вместе с детьми я играла, училась, развивалась, творила, соревновалась. Я поняла, что общение с детьми действительно доставляет мне удовольствие. Каждый день слышать приветливые голоса детей, видеть их распахнутые удивленные глаза… И так хочется дарить им что-то новое, интересное. Я захотела стать солнцем, чтобы мои лучи помогли детям раскрыться, как раскрываются цветы под лучами небесного светила. Я захотела стать книгой,  которая дает не только знания, а окунает детей в мир фантазий, смеха, добра, учит «видеть» чужую боль, страдание, радость, счастье. Проще говоря,  проработав год пионервожатой, я поняла, что хочу и могу работать с детьми и поэтому в 1994 году поступила  в КГПИ.

И сегодня, имея стаж работы 22 года, я могу поделиться собственными педагогическими принципами и подходами к образованию, своим пониманием миссии педагога в современном мире.

Поэт-философ Ф. Тютчев, размышляя над судьбой творца, писал:

Нам не дано предугадать,

Как наше слово отзовется,

И нам сочувствие даётся,

Как нам даётся благодать.

Красиво сказано! Так и хочется применить это к нашей учительской профессии, но опасно и чревато последствиями вступать в педагогический процесс, не умея  «предугадать, как наше слово отзовётся», потому как важнейшая миссия учителя – создать условия для духовно-нравственного развития школьников.

Моя основная задача как учителя истории и обществознания – формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации.

В своей педагогической деятельности я придерживаюсь четырех главных принципов, и эти принципы стараюсь заложить в учащихся.

Принцип 1. Принцип «фейерверка»,  или «раскрой себя»,  суть которого заключается в следующем: все учащиеся – звезды, близкие и дальние, маленькие и большие, одинаково красивые. Каждая звездочка выбирает свой путь полета: у одних он длинный, у других… Главное – это хотеть сиять.

Принцип 2. Принцип «весов». Найди себя! Твой выбор – твои возможности. Нет прописных истин, они рождаются в споре. Вокруг бушует ураган социальных противоречий. Важно быть самостоятельным в этом мире. Весы – это символ постоянного поиска, стремление выработать свою точку зрения, умения сделать правильный выбор в жизни.

Принцип 3. Принцип «рейтинга». Планируй, пробуй, побеждай. Каждый ученик должен выработать свою программу развития, свои цели и задачи. Каждый выбирает путь движения к успеху по силам и проявляет себя в разных жизненных ситуациях.

Принцип 4. Принцип «успеха». Надо создавать ситуацию успеха.

Самая большая трудность, по-моему, состоит в том, чтобы проложить тропинку к душе ребенка. И эта связь порой бывает настолько хрупкой, что достаточно неосторожного слова, чтобы разорвать ее навсегда. Но если учителю удалось наладить эту связь, появляется ощущение легкости и свободы. Когда входишь в класс и видишь эти глаза, ты понимаешь, что должен сделать очень многое, чтобы в этих глазах не появилась скука, страх или раздражение; чтобы эти глаза не отвернулись от тебя и не потеряли интерес. Часто бывает, что просто физически ощущаешь эту незримую связь, какое-то чувство единения и восторг от того, что дети понимают тебя и очень стараются, а ты, в свою очередь, осознаешь, как много зависит от тебя. Поэтому приходится постоянно критически оценивать себя и искать что-то новое, более интересное, совершенствоваться в своем предмете. 

Содержательная сторона предметов, которые я имею счастье преподавать, позволяют мне успешно выполнять эту миссию. В последнее время в педагогической науке довольно часто можно столкнуться с тревожной мыслью о том, что у современного поколения отсутствует историческое сознание, историческое мышление и историческая память. Считаю, что основания для подобного вывода есть, и довольно существенные. Зачастую исторические познания школьников напоминают шкаф, в котором свалены в кучу разные предметы, а то и какие-то кусочки предметов. Нет в них ни системы, ни порядка. Смешались в кучу даты, люди, века, события и т.д. Мир отделён от ученика, а порой и противопоставлен ему. Одним словом, «распалась связь времён»! Свою задачу учителя истории я и вижу в том, чтобы «соединить времён распавшуюся нить».

Как этого добиться? Поделюсь накопленным опытом.

Во-первых, очень важно научить детей выстраивать ассоциативные ряды, своеобразные мостики между личностным опытом и представлением изучаемого явления в истории. Во-вторых, развивать в детях умение работать с историческими текстами, глубоко осмысливать их. В-третьих, развивать критическое мышление школьников, формировать терпимость к различным точкам зрения, умение работать в команде.

Однако развитие интеллекта  должно сопровождаться развитием души ребёнка, а это трудно осуществить без освоения школьником социокультурного пространства, без осознания своей необходимости миру, ответственности за то, что в этом мире происходит. В эпоху активной пропаганды потребительского отношения к жизни, когда молодёжи навязываются установки, укладывающиеся в два рекламных лозунга: «Бери от жизни всё!» и «Ты этого достоин!» -  воспитание в детях ответственности особенно актуально.

Психологи утверждают: «Свободный человек – это человек ответственный». Личность несвободна, если она не отличает добро от зла, не ценит жизнь,  труд, семью, других людей, общество, Отечество, т.е. всё то, в чём в нравственном отношении утверждает себя человек и развивается его личность. Знания наук и незнание добра, острый ум и глухое сердце таят угрозу для человека, ограничивают и деформируют его личностное развитие.

Уроки теории и уроки практики, совместная деятельность учителя и учеников помогают ребятам самостоятельно искать ответы на интересующие их вопросы: «Кто я? Чего хочу? К чему стремлюсь? Какова моя система ценностей? Что я хочу и могу изменить в этом мире?» Вопросы, вопросы, вопросы… И постоянный диалог: с миром, социумом, с самим собой. И, конечно, с учителем. Потому что без диалога учителя с учеником педагогический процесс невозможен!

Видеть в ребёнке личность – значит видеть в нём «лик», неповторимое творение, требующее особо бережного отношения. Не угасить лампаду в душах детей, не дать им закоснеть, не сломать их крыльев, а, напротив, помочь им их расправить и воспарить в творческом порыве – вот главнейшая задача школы в целом и учителя в частности.

Хочется, чтобы в ближайшее время в педагогическом плане среди базовых национальных ценностей установили одну,  важнейшую, системообразующую, дающую жизнь в душе детей всем другим ценностям – ценность Учителя.

Необходимо, чтобы государство существенно повысило государственный и социальный статус педагога, уровень его материального обеспечения. Учитель должен стать уважаемым в обществе человеком, а педагогическая профессия должна быть престижной для молодёжи.

Хочу завершить эссе стихами Р. Рождественского

Удачи Вам, сельские и городские,
Уважаемые учителя –
Добрые, злые и никакие
Капитаны на мостике корабля.

Удачи Вам – дебютанты и асы,
Удачи! Особенно по утрам,
Когда вы входите в школьные классы,
Одни – как в клетку, другие - как в храм!

Вы знаете, мне по-прежнему верится,
Что, если останется жить Земля, -
Высшим достоинством человечества
Станут когда-нибудь учителя.

Не на словах, а по вещей традиции,
Которая завтрашней жизни под стать,
Учителем надо будет родиться.
И только после этого стать!

В нём будет мудрость талантливо дерзкая.
Он будет солнце нести на крыле…
Учитель – профессия дальнего действия,
Главная на Земле.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕЦЕНЗИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ ПО ТЕМЕ «ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ» СЛУШАТЕЛЯ ПДК УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ МОУСОШ №57 Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ СВЯТЕЦ НАТАЛЬИ Н

РЕЦЕНЗИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ ПО ТЕМЕ «ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ» СЛУШАТЕЛЯ ПДК УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ УЧИТЕЛЯ МА...

"Я учитель... Я учитель? Я учитель!"

КВН по педагогике "Я учитель... Я учитель? Я учитель!"...

Результативность работы МО учителей математики и информатики Лицея №76 г. Новокузнецка (подготовка к внешней оценке качества образования). Авторы: Щиклина Т.Н. – рук. МО, Новолодская С.В. – учитель Букурова Е.И. – учитель Гончарова Н.Н. – зам.дир. по УВР

В презентации представлен опыт работы МО учителей математики и информатики по подготовке к внешней оценке качества образования: профессиональный уровень педагогов, работа над единой методической темой...

Эссе «Я – учитель!» на конкурс учитель года Кубани 2015 Уважение профессии учитель через любовь к делу и ученикам

Эссе представленно на тему: "Уважение профессии учитель через любовь к делу и ученикам" содержит размышления педагога о значении и важности профессии учитель. Рассматриваются в эссе этапы становления ...

Семинар для учителей-дефектологов и учителей-логопедов: «Особенности практической работы учителей-дефектологов и учителей-логопедов в условиях Центра»

Использование кинезиологических упражнений с детьми старшего дошкольного возраста школьного возраста...