Эссе ЛИДЕРОМ РОЖДАЮТСЯ? ИЛИ СТАНОВЯТСЯ?
статья на тему

        Современный директор школы, кто он? Учитель ли, менеджер ли, чиновник…? - Еще долго можно продолжать ряд статусных позиций: на самом деле, сегодня трудно понять, кто же он есть, потому что среди калейдоскопа картинок, сменяющих друг друга даже в течение одного рабочего дня, можно ощутить себя и окрыленной, и опустошенной, и  отчитывающейся, и созидающей.  Это вносит особый колорит в ощущение действительности и делает работу в должности необыкновенно трудной, но очень интересной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Хадиулина Татьяна Галеевна,

директор МАОУ В(С)ОШ г.Березники

Эссе:  ЛИДЕРОМ  РОЖДАЮТСЯ? ИЛИ  СТАНОВЯТСЯ?

                                                              Два человеческих изобретения можно

  считать самыми трудными: искусство

                                                             управлять и искусство воспитывать.

И Кант.

        Современный директор школы, кто он? Учитель ли, менеджер ли, чиновник…? - Еще долго можно продолжать ряд статусных позиций: на самом деле, сегодня трудно понять, кто же он есть, потому что среди калейдоскопа картинок, сменяющих друг друга даже в течение одного рабочего дня, можно ощутить себя и окрыленной, и опустошенной, и  отчитывающейся, и созидающей.  Это вносит особый колорит в ощущение действительности и делает работу в должности необыкновенно трудной, но очень интересной.

       В 1995 году волею судьбы пришла я школу рабочей молодежи (сегодня вечерняя (сменная) общеобразовательная школа), которая стало моей жизнью. Время летит быстро, и вот уже мои первые ученики сами ведут своих детей к нам в школу.

        Я не заметила, как пролетели годы, и никогда не представляла, какой сюрприз преподнесет мне жизнь. Любимая, взрастившая меня, как педагога, вечерняя школа осталась без руководителя и оказалась перед проблемой: кто станет директором школы, как сложится дальнейшая судьба коллектива и политика учреждения? Комитет по вопросам образования города Березники  предложил мою кандидатуру. Кандидатура была одобрена, но, самое главное,  педагогическим коллективом был сделан выбор: мне было оказано это доверие – я стала директором. Случилось то, что случилось. Я знаю, что каждый директор школы испытывал те же самые чувства, что и я в тот момент. Казалось, начинается что-то грандиозное в моей жизни: судьба дает мне шанс создать такую школу, о которой мечтала. Школу, где будет комфортно всем – и ученикам, и учителям.

       Те же люди, те же стены, но ощущение на себе ответственности за педагогов-стажистов и молодых педагогов, учеников, родителей в свои 34 года стало для меня своеобразным вызовом судьбы, открывающим новые горизонты в моей педагогической деятельности. Я видела их в том, что, сохраняя лучшее в школе, нужно сформировать в себе новое качество - стать лидером для своих учителей, сберегая внутри себя трепетное отношение к ним.

        Я хотела быть директором, чья власть не была бы авторитарной, а отношения с коллегами строились бы на доверии и уважении. Понимая, что «власть – это бремя», как говорил Иван Калита, я верила, что она давала мне возможность создать особое образовательное пространство в рамках школы и реализовать свои собственные представления о воспитании и обучении учащихся с девиантным поведением и низкой мотивацией к обучению. Прежде всего, я хотела обеспечить условия для самореализации, самообразования, самовоспитания, как ученика, так и учителя.

         Для этого следовало четко определить свои мировоззренческие позиции и начинать действовать, строить свой собственный школьный мир! Фундаментом моего строительства послужили убеждения, что школа – это некий отрезок жизни для учащихся, который должен быть прожит плодотворно, интересно, достойно. А для учителей школа должна стать не просто работой, но и  возможностью самореализации, приносящей удовлетворение, ибо тогда в работе есть смысл, когда ты можешь гордиться своими достижениями, а не просто зарабатывать деньги. Самым главным принципом своей работы я определила свободу выбора, как для учителей, так и для учеников. Помня основной постулат гуманистической психологии К.Роджерса об адекватном искреннем самовыражении, я разрешила каждому в своем коллективе стать самим собой. Так было легче определить своих единомышленников и тех, кто им должен был стать.

       Свобода выбора давала моим коллегам возможность развиваться в самостоятельно выбранном ими русле, самосовершенствоваться, изучать новые образовательные технологии, делиться своим опытом, своими педагогическими находками. Я далека от мысли идеализировать свой коллектив: не все хотели делать то, что необходимо делать учителю - учиться, развиваться, расти. Но для меня было важно выдержать свой стиль – безоценочное, позитивное принятие другого человека. Я не могла и не хотела навязывать коллегам свое мировосприятие, так как без их внутренней потребности развиваться нет настоящего учителя, а есть просто «ремесленник», урокодатель. Я хотела дать им понять, что они могут быть другими: более интересными, успешными, что они все очень талантливые.  Мы росли вместе – я и мои учителя. Итогом моих убеждений, что свобода выбора есть критерий прогресса, стало то, что у некоторых творческих учителей появилось адекватное желание выйти за рамки школы и продемонстрировать себя на городском уровне. Как результат, в течение последних пяти лет на обсуждение педагогической общественности города были вынесены: модель воспитательной системы школы, модель методической работы, а также программа развития вечерней школы.

         Да, мы много и плодотворно трудились над собой и старались, чтобы наши дети, многие из которых состоят на разных видах учёта, имеют низкую познавательную мотивацию и большие пробелы в знаниях, по уровню образования могли конкурировать с учениками средних общеобразовательных школ города. Приоритетным элементом своего образовательного пространства мы все единогласно считаем воспитание, потому что для большинства детей  только в школе создана воспитывающая среда, которая по своему качеству уникальна, потому что нам удалось создать в школе атмосферу психологической безопасности, климат взаимного доверия. Мы учились и учимся слушать и слышать ребят, максимально адаптироваться ко всем высказываниям, мнениям и действиям детей. Мы своих учеников просто любим.

       Одним из парадоксальных  явлений в нашей жизни является тот факт, что дети стремятся быстрее стать взрослыми, а повзрослев, мечтают вернуться в детство. Нам, учителям, повезло: находясь среди подростков, мы, несмотря на возраст, «заражаемся» молодостью. А иначе нельзя. Только так можно понять душу подростка, только тогда он потянется к тебе, будет доверять, а значит, ему понравится и твой предмет.

      На теплое отношение учителей подростки отвечают взаимностью. Мы можем гордиться собой уже только потому, что наши выпускники не забывают дорогу в школу. Я этому искренне рада. Для меня очень важно, каков имидж моего учреждения.

      Позиционируя школу в социуме, главным считаю конструктивное сотрудничество с родителями, создание своеобразного альянса семьи и школы. Думаю, что единственно возможный способ обращения друг к другу – просьба, с неизменно сохраняемым высоким этическим уровнем взаимоотношений в любой ситуации. В совместном диалоге главное - наметить конструктивный выход из создавшегося положения, чтобы в итоге и семья укрепилась, и подросток  почувствовал себя более защищенным и любимым. Подросток - это не только «производная» семьи, это и «производная» школы, и той социальной среды, в которой он пребывает, и улицы, и своих друзей, и подруг. Деятельность моего коллектива многогранна, но главным образом направлена на  формирование гражданско-патриотического сознания и отношения к своей Родине.

      Итак, могу ли я сказать, что я счастлива?

      Мне очень близко выражение «трудное счастье». Бывает, мечтаешь о чем-то, достигаешь поставленных целей, но оказывается, что это или уже не нужно, или не актуально. Бывает… В таких случаях стараюсь не унывать, продолжаю отдавать себя работе. Иначе нельзя.

     Но вообще, я счастливый человек, потому что у меня все получается… Я – директор школы, а  директор школы – это организатор образовательной среды, учитель, воспитатель, это стратегический менеджер, тактический менеджер, администратор, коллега, менеджер по качеству, нижестоящее должностное лицо, менеджер по персоналу, инновационный менеджер, это дипломат, психолог, конфликтолог, толерантолог, правовед, должностное лицо, работодатель, ответчик, истец; он же экономист, бухгалтер, налогоплательщик, ревизор, предприниматель, а ещё хозяйственник, инспектор по технике безопасности, санитарный врач, строитель, дизайнер, прораб, кормилец… Все перечислила? Наверное, не все, потому что директор – это, как говорят в народе, «и швец, и жнец, и на дуде игрец». Но прежде всего директор – это  человек со своими плюсами и минусами.

       Что позволило мне самой стать успешным лидером в этой жизни? Несомненно, это нравственные человеческие ценности.

  • Я знаю, что нехорошо сравнивать себя с другими.
  • Я чувствую, что невозможно заставить кого-то любить себя.
  • Я всегда учусь прощать, практикуя прощение.
  • Я понимаю, что простить друг друга недостаточно… надо также простить самого себя.
  • Я помню, что ранить любого человека занимает всего лишь несколько секунд, но лечение этих ран может занять долгие годы.
  • Я поняла, что богат не тот, у кого больше, а тот, кто нуждается в меньшем.
  • Я осознала, что два человека могут смотреть на одно и то же… а видеть это по-разному.
  • И я твердо уверена, что  не ошиблась в выборе свой профессии: лидером не рождаются, становление лидера – кропотливый, упорный и достойный труд.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Структура эссе. Алгоритм написания эссе.

Структура эссе . Алгоритм написания эссе....

Критерии оценивания эссе. Примеры эссе и их анализ .

Критерии оценивания эссе . Примеры эссе и их анализ....

Эссе. Темы эссе

В помощь сдающим ЕГЭ по английскому языку...

Формирование навыков написания эссе с элементами рассуждения (эссе с выражением собственного мнения)

Статья описывает правила и принципы написания эссе по английскому языку с элементами рассуждения (эссе с выражением собственного мнения), а также типичные ошибки при написании эссе такого типа....

Учебно-методическая разработка "Эссе-мнение: как написать эссе за 50 минут"

УМР учитывает принцип визуализации при подаче материала. Может быть использован как раздаточный материал на вводном уроке по написанию эссе-мнения. (Разработка выполнена для получения зачета на курсах...

Учимся писать эссе: Эссе моих учеников на различные темы на немецком языке

Написание эссе - одно из сложнейших заданий ЕГЭ по ИЯ. Научить писать эссе - нелёгкая задача для любого учителя. Начинать писать эссе стоит уже с 7 класса. Данная публикация содержит оригинальные и не...