Инновационный проект "Мяд тер не"
проект по теме

Ворновицкая Елена Владимировна

Инновационный проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnyy_proekt_myad_ter_ne.docx86.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальный  конкурс инновационных проектов  по развитию прикладного и технического творчества

Ворновицкая Е.В., Салемальская школа-интернат

РАЗВИТИЕ ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА ВОСПИТАННИКОВ ИНТЕРНАТА

«МЯД ЕРВ' НЕ» («ХОЗЯЙКА ЧУМА»)

Введение

МКУОШИ «Салемальская школа-интернат среднего (полного) общего образования» функционирует в условиях крайнего Севера, является единственным общеобразовательным учреждением в селе.

В 2013-2014 учебном году в школе-интернате обучается 74  воспитанника интерната из  числа малочисленных народов севера (ненцы, ханты), родители которых ведут кочевой образ жизни, занимаются рыбодобычей за пределами поселения.

Несмотря на то, что в Салемальском интернате созданы современные  условия проживания, воспитанники окружены заботой педагогов – воспитателей, которые уделяют особое внимание привитию чувства уважения к культуре своего народа, к народным традициям, всё ещё актуальной  является проблема сохранения национальной традиционной культуры, приобщение к народным ремеслам малочисленных народов Севера.

 Знание народных традиций тесно связано с декоративно-прикладным искусством и играет важную роль в развитии у детей эмоционально-эстетического отношения к национальной  культуре, к пониманию национальных культур других народов.

В ненецком народном декоративно-прикладном искусстве сложились многовековые традиции. Развиваясь одновременно с другими видами искусств оно обрело важную функцию – способствовать формированию и развитию художественного вкуса у людей, пробуждать их творческую активность.

Проект «Мяд ерв' не» по содержательной, тематической направленности является специализированной; по форме организации – личностно-ориентированной; по времени – двухгодичной подготовки.

Программа предназначена для воспитанниц школы-интерната среднего и старшего школьного возраста и направлена на раскрытие и развитие способностей детей, приобретение специальных знаний и умений в избранном виде деятельности, ориентирует на углубление компетентности в национальном декоративно-прикладном искусстве, а также на формирование трудовых навыков на уровне практического применения.

Проект  «Мяд ерв' не»  актуален, так как:

- во-первых, позволит воспитанникам при смене статуса не потерять свои традиции в национальном колорите;

- во-вторых, сохранит элементарные трудовые навыки, способность жизнеобеспечения и  секреты древних ремёсел;

-  в-третьих,  побудит  интерес  к истокам традиционного народного искусства и культуре родного края;

- в-четвертых, поможет юным мастерицам научиться моделировать традиционную национальную одежду, предметы быта  в современном стиле.

 Цель проекта:  обучить  воспитанников практическим навыкам в области декоративно-прикладного творчества малочисленных народов Севера,  необходимым  для жизнеобеспечения в условиях тундры, сохранения секретов древних ремёсел.  Повысить мотивацию личности к познанию и творчеству,  профессиональному самоопределению.

Задачи:

  • формирование   элементарных  знаний и умений в изучаемых видах декоративно-прикладного творчества;
  • обучение умению вырезать национальный орнамент, делать эскизы; национальной одежды и предметов быта;
  • побуждение интереса, любви и уважения к истокам традиционного народного искусства и культуре родного края;
  • формирование нравственных качеств по отношению к окружающим: доброжелательности, чувства товарищества и личной ответственности.

Основная идея педагогической деятельности.

Понимая, что человек, оторванный от национальных корней, со временем теряет не только духовные качества, но и нравственные, трудовые, на протяжении  пяти  лет занимаюсь с детьми декоративно-прикладным искусством, сохранением народной культуры на образцах традиционного народного искусства, народных промыслов.

 Знание народных традиций тесно связано с декоративно-прикладным искусством и играет важную роль в развитии у детей эмоционально-эстетического отношения к национальной  культуре, к пониманию национальных культур других народов.

 Проект  «Мяд ерв' не» строится  на индивидуальной и групповой форме обучения,  используются различные методы обучения в группах: объяснительно – иллюстративный, проектный, диалогический, частично – поисковый.

На каждом этапе обучения отрабатываются технологические операции, которые доводят необходимые умения до уровня навыка, на основе знакомства с  рациональными приемами и культурой труда. При оценке детских изделий уделяется особое внимание на качество выполненных работ, поощряются творчество, инициатива.

На занятиях изучается фольклор народов Севера: поговорки, загадки, приметы, слушаем народную музыку. Это делает занятия не только интересными и эффективными, но и помогает правильно подобрать узор, материал, лучше узнать традиции своего народа.  

Проектный метод  формирует у воспитанников устойчивый интерес к технологическому творчеству, способствующему пониманию структуры и состава технологического процесса в обобщенном виде, обеспечивает перенос усвоенных знаний в самые разнообразные ситуации, способность самоопределения, постановки цели, разработки схематического представления.  

  В системе применяю информационные технологии для объяснения нового материала, виртуальных путешествий творческих выставок, музеев.

При обучении национально-прикладному творчеству важно создать необходимую для творческого развития обстановку, образовательную среду, не ограничиваясь при этом только стенами интерната. Для этого организовываю  видео-выставки творческих работ детей из других школ-интернатов, экскурсии в тундру, выезжаю в стойбища для пополнения собственных знаний.

Орнаментальная основа народного искусства близка и доступна детям для восприятия и отображения в творческой деятельности. Яркие цвета узоров, симметрия и ритм чередования форм очень привлекает детей, вызывает у них желание воспроизвести увиденное. Поэтому педагог должен более глубоко изучить творческий опыт народных мастеров, овладеть навыки изображения национального орнамента, соответствующей организации работы с детьми по ознакомлению с народным искусством и обучить детей создавать узоры по мотивам украшения предметов быта, одежды, обуви.

Дети, выполняя изделия по мотивам национального орнамента, учатся понимать принципы художественного обобщения, познают приемы творческой импровизации декоративных образов, учатся видеть в орнаментах комбинации цветов, сопоставлять формы, положение элементов на плоскости предмета.

  Новизна программы: данный проект предполагает  создание образовательной среды для сохранения и развития  трудовых навыков, необходимых для  жизнеобеспечения в условиях тундры,  сохранения секретов древних ремёсел, а также   обучения воспитанников изготовлению  и моделированию национальной одежды, предметов интерьера чума.

Технологичность программы –  разработанная  программа, педагогические технологии, их элементы могут быть легко перенесены в новые условия, использованы в учебно-воспитательном процессе другими интернатами.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

С каждым годом всё актуальнее становится проблема сохранения не только национальной традиционной культуры, но и основных трудовых навыков  малочисленных народов севера.

Семейная преемственность передачи мастерства у коренных жителей постепенно прерывается, так как дети, получая образование,  находятся в школах-интернатах почти девять месяцев. Теряются элементарные трудовые навыки, способность жизнеобеспечения и  секреты древних ремёсел.

Периодичность занятий 2 раза в неделю. Продолжительность занятия – 1 час 30 минут, с учетом 10 минутного перерыва после 40 минут занятия. Количество обучающихся в группе – 12-15 человек.

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

  • словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
  • наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, работа по образцу и др.);
  • практический (выполнение работ по технологическим картам, схемам и др.).
  • игровой (загадки, игровые действия и т.д.)

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

  • объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
  • репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
  • частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
  • исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.

    Формы организации деятельности учащихся на занятиях:

  • фронтальная – одновременная работа со всеми учащимися;
  • индивидуально-фронтальная – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
  • групповая – организация работы в группах;
  • индивидуальная – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Методы работы оптимально раскрывают творческие способности ребенка, дают ему возможность попробовать себя (свои силы) в творческой деятельности и что немаловажно, создают для детей ситуацию успеха.

Занятия состоят из теоретической и практической части. Теория включает в себя информацию познавательного характера. Практическая работа по изготовлению изделий и сувениров включает в себя знакомство с историей сувенира, одеждой, зарисовок  эскизов, изготовления национальной одежды, расширяет знания навыков конструирования и моделирования.

Перед практическими занятиями проводится инструктаж по технике безопасности с острыми, колющими и режущими предметами (ножницы, нож канцелярский, иглы, клей «Момент»).

Этапы реализации проекта

Проект будет реализован в течение 2013 - 2015 г.г.

                  Название этапа

Месяц

1

Подготовительный этап  Разработка проекта «Мяд′ ерв' не» (хозяйка чума)

Июль-август, 2013г.

2

Реализация проекта:

  • программа «Нядоцяко ерв’ не» (Хорошая хозяйка),
  • программа «Те” ны мя”»  (Cовременный чум)

Сентябрь 2013 - май 2015

3

Заключительный этап

  • Проведение конкурса «Юная мастерица»;
  • Фестиваль национальной одежды «Ненэй ноля’пя»
  • Мастер-классы «Художественное оформление национальной одежды народов Ямала»
  • Выставки детских работ прикладного творчества народов Ямала

сентябрь-декабрь 2015

  1.  Подготовительный этап:

На данном  этапе будут обозначены ключевые определители единого образовательного пространства, реализованы мероприятия, направленные на разработку программы.

  • Создание творческой группы в помощи реализации проекта: педагоги, родители, сотрудники школы-интерната.
  • Составление плана работы по реализации проекта
  • Определить уровень знаний, навыков у детей.
  • Подготовка материала для работы.
  • Составление рабочей программы и методических разработок.
  1. Реализация проекта предусматривает:

На данном этапе будет развернута работа по созданию единого образовательного пространства, для приобретения элементарных трудовых навыков, способности жизнеобеспечения в условиях тундры, сохранения секретов древних ремёсел, а так же   обучения воспитанников изготовлению  и моделированию национальной одежды, предметов интерьера чума.

  • Реализация учебных тем по содержанию программ  «Нядоцяко ерв’ не» (Хорошая хозяйка),  «Те” ны мя”»  (Cовременный чум).
  • Отработка намеченных подходов и рефлексия их адекватности и обоснованности, апробирование новых перспективных направлений работы.

3.Заключительный этап:

На данном этапе предусмотрена реализация мероприятий, направленных, в основном, на  распространение результатов, полученных на предыдущих этапах проекта; обобщение опыта работы, корректировка отработанных подходов и разработка рекомендаций.

Организация конкурсов, фестивалия, мастер-класса, мероприятий совместно с родителями, оформление выставок  детских работ прикладного творчества народов Ямала.

На всех этапах предусмотрено проведение мероприятий по информационному сопровождению выполнения Проекта, осуществление психолого - педагогического сопровождение (диагностика, рефлексия, коррекция).

Принципы реализации

  • личностно-ориентированный подход (обращение к опыту обучающегося в его собственной жизнедеятельности; признание самобытности и уникальности каждого ученика);
  • природосообразности (учитывается возраст обучающегося, а также уровень его интеллектуальной подготовки, предполагающий выполнение заданий различной степени сложности);
  • культуросообразности (приобщение обучающихся к современной культуре и их ориентация на общечеловеческие культурные ценности);
  • сотрудничества и ответственности;
  • свободы выбора решений и самостоятельность в их реализации;
  • сознательного усвоения воспитанниками учебного материала;
  • систематичности, последовательности и наглядности обучения.        

Особенность проекта

Особенность проекта – подбор методики обучения с учётом возраста и развития ребенка. Для результативности обучения задания подобраны так, чтобы процесс обучения осуществлялся непрерывно от простого к более сложному. Проект основан на ручной деятельности. Как известно, ручной труд оказывает благоприятное влияние на развитие интеллекта, речи и психологических функций ребенка в целом.

Условия реализации

Используемые

Необходимые

Нормативно-правовое обеспечение:

Программа по дополнительному образованию кружковой работы

Программы элективных курсов по овладению личностью знаниями, умениями и навыками, обеспечивающими безопасность ее жизни и трудовой деятельности в условиях Крайнего Севера; способствующие формированию у личности экологического восприятия мира, навыков и умений экологического взаимодействия с ним

Материально-техническое обеспечение проекта:

 Для успешной реализации данной программы необходимо следующее материально-техническое обеспечение:

Хорошо освещаемый, сухой просторный учебный кабинет, оформленный учебным материалом и наглядным пособием.

Наличие наглядных и методических пособий и дидактического материала, рассчитанных на стимулирование высокой творческой активности воспитанников (инструкционные карты, схемы, чертежи, журналы, книги, фотоальбомы и т.д.).

Сукно, мех, тесьма разного цвета и вида, швейные нитки, бисер, белый картон, леска, шерстяная цветная пряжа, леска, ленты цветные, ножницы, канцелярский нож, линейки, иглы, булавки, сантиметровая лента, наперстки.

Швейная машина, оверлог, олений мех, доска для выделки шкур, скоблилки для ручной обработки шкур.

Кадровое обеспечение:

Педагог должен иметь навыки работы в национально-прикладном творчестве, курсы повышения квалификации по ПДО, высшее или среднее профессиональное образование по специальности педагога дополнительного образования.

Дессиминация инновационного опыта

Программа рассчитана на детей 12 - 17 лет.  Для успешной реализации программы целесообразно объединение обучающихся в учебные группы численностью от 10 до 12 человек. Это обусловлено тем, что обучающие занятия кружка носят индивидуальный и групповой (пары) характер. При этом неизбежными являются занятия в смешанной группе, предполагающий разный возраст и разную степень интеллектуальной подготовки воспитанников. На занятиях обучающиеся смешанной группы изучают общую тему, но при этом выполняют различные по объему, степени и сложности задания, которые являются частью изделия.

Ожидаемые результаты.

Знать:

  • Правила техники безопасности;
  • традиции своего народа;
  • роль трудовой деятельности в жизни человека;
  • Историю возникновения декоративно – прикладного искусства народов Крайнего Севера;
  • Технологию работы с традиционным северным материалом;
  • Технологию изготовления национальной одежды из сукна, меха;
  • Основные приёмы плетения из бисера.

Уметь:

  • Шить и вырезать сложные орнаменты и предметов быта из меха;
  • осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности;  
  • получать необходимую информацию об объекте деятельности;
  • делать самостоятельную заготовку природного материала;
  • изготавливать изделия из сукна, меха, соблюдая последовательность технологических операций;
  • осуществлять декоративное оформление и отделку изделия;
  • быть терпеливыми друг к другу, более внимательными в своих наблюдениях за явлениями природы и поведением людей.
  • Изготавливать национальную одежду с использованием орнаментов;
  • Выполнять основные приёмы плетения из бисера.
  • применять полученные знания и умения на практике;

 Как учитываются результаты.

Для отслеживания результатов организуются выставки, проводится тестирование, отмечаются качественные работы, указываются недостатки в работе, выявляются причины. В процессе обучения педагог учитывает  посещение воспитанниками занятий кружка. Ведётся диагностика, где отражены такие компоненты творческих способностей как трудолюбие, самообразование, способность анализировать.

Работы детей участвуют в конкурсах различного уровня. Углублённые знания, полученные на занятиях кружка, помогают им в подготовке проектов по технологии.

Исследование проводится два раза в год (на начало и конец года) с целью сравнительного анализа. Результаты фиксируются в журнале по кружку:

  • уровень развития познавательных способностей;
  • уровень теоретической подготовки учащихся;
  • уровень мотивации учащихся к познанию и творчеству;
  • уровень самостоятельности;
  • опрос родителей.

Основной научно-теоретической базой проекта являются:

- Бондарева Н.И. Рукоделие из  бисера.- М.: изд-во «АСТ»,1999г

- Крайнева И.Н. Мир бисера.- Санкт - Петербург, изд.дом «Литера»,1999г.

- Лукина Н.В. Альбом орнаментов (восточная группа).-Тобольск,1998г.

-Сеппало Л. Ручной труд - национальный орнамент.- Хельсинки «ЕДИТА»,2000г.

- Олейник М.М. Вышивала я узоры. – Киев: «Посредник», 1994г.

- ПриходькоМ., ПриходькоО. Хомани – Санкт-Петербург: Издательский Дом «Светлячок», 2002г.  

- Сусой Е.Г. Из глубины веков. – Институт проблем освоения Севера СО РАН, Тюмень, 1994г

- Хомич  Л.В. Ненцы. – СПб «Просвещение», 1994г.

- Ядне Н. Я родом из тундры. – М.: ППо «Известия», 1999г.

Работа с родителями

В своей деятельности осуществляю связь с родителями. Взаимодействие с родителями происходит через диалог и сотрудничество, перерастающее в активную помощь, при изготовлении образцов национальной одежды.

Учебно-тематический план

Задачи:

   Образовательная:

-обучение теоретическим сведениям;

- представление использования сукна и меха в изготовлении изделий.

-обучение технологии изготовления и шитья орнаментов, национальной одежды, моделирование и конструирование национальной одежды;

-формирование знаний о видах декоративно-прикладного искусства, истории возникновения народного творчества;

-изучение техники и технологии шитья по меху;

- обучение технологии выполнения ручных швов;

- обучение технологии плетения пояса из шерстяных ниток;

-дать представление национального орнамента в оформлении изделий.

Развивающая:

- развитие умений и навыков по ручной и художественной обработке меха;

- развитие умений делать акценты в шитье по меху, сукну, в плетении бисером;

- развитие воображения, памяти, фантазии, образного и пространственного мышления.

-развитие творческих способностей: вкуса, чувство цвета, композиции решение;

-развитие моторики рук, глазомера;

Воспитательная:

-воспитание аккуратности, усидчивости;

-воспитание осознанного и бережного отношения к результатам своего труда;

     -воспитание трудолюбия, чувства уважения к национальной культуре.

     

                                                                       

Содержание учебных тем

  1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. 1,5 ч.

Теория. Краткая характеристика, цель и задачи программы. Народы, населяющие Ямал. Коренные жители Ямала.

  1. Орнамент. Виды орнаментов народов Севера. 10, 5 ч.

Теория. Орнамент. Изображения орнаментов. Виды орнаментов. Составление узоров из элементов растительного и животного мира. Декоративная переработка узоров в зависимости от формы изделия. Совершенствование технических умений и навыков.

Практическая работа. Работа с журналами. Зарисовка орнаментов на сукне. Вырезание орнаментов из сукна.

Практическая работа. Шитье орнаментов из сукна для оформления национальной одежды.

Практическая работа. Орнамент из меха. Подбор меха с коротким ворсом. Зарисовка орнамента на изнаночной стороне меха. Вырезание орнамента из меха канцелярским ножом.

Практическая работа. Шитье орнамента из меха для оформления национальной одежды.

  1. Женская национальная одежда.  Ягушка. 43,5 ч.

Практическая работа. Ягушка летняя из сукна. Работа с журналами.

Практическая работа. Раскрой ягушки по выкройке.

Практическая работа. Шитье ягушки.

Практическая работа. Пришивание орнамента к рукавам ягушки.

Практическая работа. Пришивание орнамента к подолу ягушки.

Практическая работа. Пришивание орнамента к передней части ягушки.

Практическая работа. Подбор меха для воротника ягушки. Пришивание меха к воротнику ягушки

Практическая работа. Оформление орнаментов бисером и пайетками. Пришивание завязок на ягушку (к передней части ягушки).

  1. Мужская сорочка летняя орнаментированная. 9 ч.

Теория. Виды национальной мужской одежды. Виды сукна. Работа с сукном. Работа с журналами. Летняя сорочка из сукна. Выбор цвета сукна.

Практическая работа. Изготовление выкройки для шитья сорочки. Раскрой основы сорочки по выкройке.

Практическая работа. Шитье сорочки из сукна.

Практическая работа. Пришивание орнамента к подолу, капюшону и рукавам сорочки.

  1. Выделка оленьих шкур и лап. 10,5 ч.

Теория. Производственная культура. Оленеводство, рыболовство, охота. Художественная обработка меха. Работа с методической литературой и журналами.

Практическая работа. Подготовка оленьей шкуры к выделке.

Практическая работа. Выделка шкуры скоблилкой для шитья малицы.

Практическая работа. Выделка оленьих лап скоблилкой для шитья бурок и тапочек.

Практическая работа. Выделывание оленьих лап вручную.

  1.  Малица меховая детская. 12 ч.

Теория. Изготовление малицы из оленьих шкур. Работа с журналами.

Практическая работа. Малица детская. Подбор цветовой гаммы меха для изготовления малицы.

Практическая работа. Изготовление выкройки для шитья малицы.

Практическая работа. Раскрой и шитье малицы.

Практическая работа. Оформление малицы национальным орнаментом.

  1. Меховые тапочки орнаментированные. 9 ч.

Теория. Работа с дополнительной литературой и журналами по изготовлению тапочек из меха с использованием национального орнамента. Тапочки из меха. Подбор по цветовой гамме оленьих лап.

Практическая работа. Зарисовка тапочек из меха.

Практическая работа. Изготовление выкройки для изготовления тапочек. Раскрой тапочек по готовым выкройкам.

Практическая работа. Шитье тапочек.

Практическая работа. Пришивание заготовки орнамента по краю тапочек.

Практическая работа. Оформление тапочек пайетками.

  1. Бурки. 12 ч.

Практическая работа. Обувь детская зимняя «Бурки».Подбор оленьих лап для изготовления бурок.

Практическая работа. Изготовление выкройки для бурок. Раскрой бурок по выкройке.

Практическая работа. Шитье бурок. Шитье подклада для бурок.

Практическая работа. Пришивание орнамента к буркам. Посадка бурок на колодку для придания формы.

1-й  год обучения

Учебная нагрузка – 3 часа в неделю; 108 часов в год

№ п/п

Тема

В том числе

теория

практика

Общее кол-во часов

1

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности

1,5

-

1,5

2

Орнамент. Виды орнаментов народов Севера.

1,5

9

10,5

2.1

Орнамент. Изображения орнаментов. Виды орнаментов. Работа с журналами. Зарисовка орнаментов на сукне.

-

1,5

1,5

2.2

Вырезание орнаментов из сукна.

Шитье орнаментов из сукна для оформления национальной одежды.

-

3

3

2.3

Вырезание орнамента из меха канцелярским ножом.

-

1,5

1,5

2.4

Орнамент из меха. Подбор меха с коротким ворсом. Зарисовка орнамента на изнаночной стороне меха.

-

1,5

1,5

2.5

Шитье орнамента из меха

-

3

3

3

Ягушка летняя из сукна. Работа с журналами.

43,5

43,5

3.1

Виды сукна. Работа с сукном, тесьмой.

-

1,5

1,5

3.2

Раскрой ягушки по выкройке.

-

3

3

3.3

Шитье ягушки.

-

18

18

3.4

Пришивание орнамента к рукавам ягушки.

-

3

3

3.5

Пришивание орнамента к подолу ягушки.

-

3

3

3.6

Пришивание орнамента к передней части ягушки.

-

6

6

3.7

Подбор меха для воротника ягушки. Пришивание меха к воротнику ягушки

-

3

3

3.8

Оформление орнаментов пайетками. Пришивание завязок на ягушку (к передней части ягушки).

-

6

6

4

Мужская суконная сорочка орнаментированная

1,5

7,5

9

4.1

Виды национальной мужской одежды. Виды сукна. Работа с сукном. Работа с журналами. Летняя сорочка из сукна. Выбор цвета сукна.

-

1,5

1,5

4.2

Изготовление выкройки для шитья сорочки. Раскрой сорочки по выкройке.

-

1,5

1,5

4.3

Шитье сорочки из сукна.

-

3

3

4.4

Пришивание орнамента к подолу, капюшону и рукавам сорочки.

-

3

3

5

Выделка оленьих шкур и лап.

1,5

9

10,5

5.1

Производственная культура. Оленеводство, рыболовство, охота. Художественная обработка меха. Работа с методической литературой и журналами.

-

1,5

1,5

5.2

Подготовка оленьей шкуры к выделке.

-

1,5

1,5

5.3

Выделка шкуры скоблилкой для шитья малицы.

-

3

3

5.4

Выделка оленьих лап скоблилкой для шитья бурок и тапочек.

-

3

3

5.5

Выделывание оленьих лап вручную.

-

1,5

1,5

6

Малица меховая детская.

1,5

10,5

12

6.1

Изготовление малицы из оленьих шкур. Работа с журналами.

-

1,5

1,5

6.2

Малица детская. Подбор цветовой гаммы меха для изготовления малицы.

-

1,5

1.5

6.3

Изготовление выкройки для шитья малицы.

-

1,5

1.5

6.4

Раскрой и шитье малицы.

-

6

6

6.5

Оформление малицы национальным орнаментом.

-

1,5

1,5

7

Меховые тапочки орнаментированные.

1,5

7,5

9

7.1

Работа с дополнительной литературой и журналами по изготовлению тапочек из меха с использованием национального орнамента. Тапочки из меха. Подбор по цветовой гамме оленьих лап.

-

1,5

1,5

7.2

Зарисовка тапочек из меха.

-

1,5

1,5

7.3

Изготовление выкройки для изготовления тапочек. Раскрой тапочек по готовым выкройкам.

-

1,5

1,5

7.4

Шитье тапочек.

-

1,5

1,5

7.5

Пришивание заготовки орнамента по краю тапочек.

-

1,5

1,5

7.6

Оформление тапочек пайетками.

-

1,5

1,5

8

Обувь детская зимняя «Бурки».

12

8.1

Подбор оленьих лап для изготовления бурок.

-

1,5

1,5

8.2

Изготовление выкройки для бурок. Раскрой бурок по выкройке.

-

1,5

1,5

8.3

Шитье бурок. Шитье подклада для бурок.

-

6

6

8.4

Пришивание орнамента к буркам.

Посадка бурок на колодку для придания формы буркам.

-

3

3

Программа «Те” ны мя”»

(Cовременный чум)

Предметы быта

Подушка в современном стиле с использованием орнамента. 16,5 ч.

Практическая работа. Подушки из сукна декоративные орнаментированные. Работа с методической литературой.

Практическая работа. Виды подушек.  Применение подушек в быту.

Практическая работа. Изготовление выкройки для раскроя подушек в современном стиле.

Практическая работа. Раскрой и шитье подушек.

Практическая работа. Шитье подушек с оформлением ненецкого орнамента.

Практическая работа. Изготовление помпонов для украшения подушки.

Практическая работа. Оформление подушек цветной тесьмой с люрексом.

Женская бытовая сумка «Пад». 13,5 ч.

Практическая работа. Работа с методической литературой по изготовлению современной стилизованной женской ненецкой сумки.

Практическая работа. Изготовление бытовой женской сумки «Пад» с национальным орнаментом.

Практическая работа. Изготовление выкройки для шитья стилизованной ненецкой сумки «Пад».

Практическая работа. Раскрой сумки по выкройке. Шитье сумки.  

Практическая работа.  Плетение ручки сумки из цветных шерстяных ниток.

Практическая работа. Оформление стилизованной сумки национальным орнаментом.

Покрывало суконное орнаментированное в современном стиле. 7,5 ч.

Практическая работа. Виды  и разновидности покрывал. Технология изготовления и шитья покрывала. Выбор материала для шитья стилизованного национального покрывала.

Практическая работа. Раскрой материала для шитья покрывала. Шитье покрывала.

Практическая работа. Пришивание готового орнамента к основе покрывала.

Практическая работа. Оформление края покрывала тесьмой и подвесками из шерстяных ниток.

Стилизованный полог-трансформер. 16,5 ч.

Теория. Просмотр литературы и журналов. Виды пологов. Полог в чуме. Зарисовка моделей современного орнаментированного полога-трансформера. Выбор полога для изготовления выкройки. Технология изготовления полога-трансформера.

Практическая работа. Полог праздничный. Технология изготовления

Практическая работа. Раскрой полога по выкройкам.

Практическая работа. Шитье полога.

Практическая работа. Пришивание молний по краям (для превращения полога в переносную подушку.

Практическая работа. Оформление стилизованного полога-трансформера  национальным орнаментом.

Формы контроля: беседа, практическая работа.

Инструменты, оборудование и материалы: сукно, ножницы, иглы швейные, нитки цветные, нитки капроновые, нож канцелярский, мел, картон, газеты.

2-й  год обучения

Учебная нагрузка – 1,5 часа в неделю; 54 часа в год

№ п/п

Тема

В том числе

Теория

Практика

Общее кол-во часов

1

Подушка в современном стиле с использованием орнамента.

16,5

1.1

Подушки из сукна декоративные орнаментированные. Работа с методической литературой.

-

1,5

1,5

1.2

Виды подушек.  Применение подушек в быту.

-

1,5

1,5

1.3

Изготовление выкройки для раскроя подушек в современном стиле.

-

3

3

1.4

Раскрой и шитье подушек.

6

6

1.5

Шитье подушек с оформлением ненецкого орнамента.

-

1,5

1,5

1.6

 Изготовление помпонов для украшения подушки.

-

1,5

1,5

1.7

Оформление подушек цветной тесьмой с люрексом.

-

1,5

1,5

2

Женская бытовая сумка «Пад»

13,5

2.1

Работа с методической литературой по изготовлению современной стилизованной женской ненецкой сумки.

-

1,5

1,5

2.2

Изготовление бытовой женской сумки «Пад» с национальным орнаментом.

-

1,5

1,5

2.3

Изготовление выкройки для шитья стилизованной ненецкой сумки «Пад».

-

3

3

2.4

Шитье сумки. Раскрой сумки по выкройке.

-

3

3

2.5

Плетение ручки сумки из цветных шерстяных ниток.

-

3

3

2.6

Оформление стилизованной сумки национальным орнаментом.

-

1,5

1,5

3

Покрывало суконное орнаментированное в современном стиле.

7,5

3.1

Виды  и разновидности покрывал. Технология изготовления и шитья покрывала. Выбор материала для шитья стилизованного национального покрывала.

-

1,5

1,5

3.2

Раскрой сукна для шитья покрывала. Шитье покрывала.

-

1,5

1,5

3.3

Пришивание готового орнамента к основе покрывала.

3

3

3.4

Оформление края покрывала тесьмой и подвесками из шерстяных ниток.

-

1,5

1,5

4

Стилизованный полог-трансформер

16,5

4.1

Просмотр литературы и журналов. Виды пологов. Полог в чуме. Зарисовка моделей современного орнаментированного полога-трансформера. Выбор полога для изготовления выкройки. Технология изготовления полога-трансформера.

1,5

-

1,5

4.2

Полог праздничный. Технология изготовления

-

1,5

1,5

4.3

Раскрой полога по выкройкам.

-

1,5

1,5

4.4

Шитье полога.

-

7,5

7,5

4.5

Пришивание молний по краям (для превращения полога в переносную подушку.

-

1,5

1,5

4.6

Оформление стилизованного полога-трансформера  национальным орнаментом.

-

3

3

ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

Знать:

-историю развития народных промыслов;

 -правила техники безопасности;

-технологию моделирования и конструирования национальной одежды и предметов быта;

- технологию выделки шкур и лап оленьих

-технологию работы с сукном и мехом;

-технологическую последовательность обработки изделий.

Уметь:

-создавать национальную одежду с использованием орнамента;

-эстетически оформлять изделия и уметь подготовить изделие к участию в выставке, конкурсе

- изготавливать предметы быта в современном стиле

- применять полученные знания и умения на практике.

Приобрести навыки:

-экономного расходования материалов(меха, сукна, ниток);

- аккуратного вырезания деталей;

- аккуратной выделки оленьих шкур и лап;

-качественного изготовления изделий;

-координации движений пальцев.

Быть:

- аккуратным, при выполнении работы;

-бережным по отношению к материалам;

-вежливым к другим детям и взрослым.

 

Смета проекта «Мяд" тер' не»

Направление расходов

Цена  

Расход

Сумма

1

Сукно

900

65 м.

58500 руб.

2

Мех олений

600

24 шт.

14400 руб.

3

Ткань парча

300

62 м.

18600 руб.

4

Нитки х/б

30 руб.

30 кат.

900 руб.

5

Нитки шерстяные

85 руб.

150 мотков

12750руб.

6

Белый картон

70

15 п.

1050 руб.

7

Нож канцелярский

140

15шт.

2100 руб.

8

Булавки

120

3 п. (по 1000 шт.)

360 руб.

9

Иглы швейные

100

15 п.

1500 руб.

10

Ножницы

120

15 п.

1800 руб.

11

Машина швейная

6300

15 п.

94500 руб.

12

Кружева отделочная

35

100 м.

3500 руб.

13

Оверлог

6500

1 шт.

6500 руб.

14

Лента узкая

30 руб.

160 м.

4800 руб.

15

Лента широкая

42 руб.

160 м.

6720 руб.

16

Тесьма

25 руб.

300 м.

7500руб.

17

Леска

60 руб.

300 м.

18000 руб.

18

Бисер

480

5 кг.

2400руб.

 Итого:

255 880 руб.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В основу ожидаемых результатов проекта «Мяд" тер' не» ляжет преемственность поколений, сохранение и восстановление традиционного хозяйствования и уклада жизни коренных народов;  

приобретения элементарных трудовых навыков, способности жизнеобеспечения в условиях тундры, сохранения секретов древних ремёсел, а так же   обучения воспитанников изготовлению  и моделированию национальной одежды, предметов интерьера чума.

Как и в любом проекте,  мы рассматривает предполагаемые риски и способы их устранения.

Предполагаемые риски проекта

Способы их устранения

Недостаточная подготовленность педагогов, владеющих методологической стороной проекта.

Привлечение родителей, повышение квалификации, введение программ индивидуального сопровождения и консультирования педагогов.

Затраты на подготовку материалов и приобретение необходимого сырья для реализации проекта.

Привлечение родителей и спонсоров: Детский сад «Золотая рыбка», ДК «Северное сияние», МП «Каскад».

Недостаточное финансирование.

Превышение финансовых затрат.

Привлечение спонсорских средств, гранты, оказание платных услуг

Несогласованность, противоречия между заинтересованными сторонами в процессе реализации проекта «Мяд’’ тер’ не’». Слабая поддержка со стороны социальных партнеров, родительской общественности.

Привлечение руководством всех заинтересованных сторон для реализации проекта. Регулярное, полное информирование результатов реализации проекта через щкольный сайт.

Несовершенство созданной модели проекта.

Своевременное внесение коррективов в проект.

Отказ  родителей от посещения  детей по изготовлению изделий национальной направленности.

Проведение индивидуальной работы среди родителей воспитанников интерната.

Данный проект может быть использован другими учебными учреждениями и педагогами дополнительного образования, где  имеется материальная база для осуществления реализации данной программы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная программа «Создание инновационной модели школы с целью адаптации, индивидуализации и всестороннего развития личности школьников в 1 ступени образования»

Программа позволяет создатьинновационную модель школы 1 ступени для обеспечения качества обучения,успешной адаптации и всестороннего развития учащихся через предшкольную подготовку  и индиви...

Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в процесс изучения дисциплин естественно-математического цикла Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в проце

В любой образовательной системе особое место занимает контроль – отслеживание усвоения знаний и мониторинг качества обучения. Внедрение новых образовательных и информационных технологий в учебны...

1. Представление собственного инновационного педагогического опыта. Тема инновационного педагогического опыта: «Повышение качества обучения и воспитания за счёт применения инновационных технологий».

Качество обучения и воспитания повышаю за счёт применения инновационных технологий и эффективного использования учебного времени.В своей педагогической деятельности эффективно использую современные об...

Инновационное образование как основной ресурс инновационного развития государства

Инновация– это любая новая идея, новый метод или новый проект, который намеренно вводится в систему традиционного образования.•Во-первых, инновация начинается там, где болит.•Во-вторых, мы создаем усл...

Методический семинар: "Самообразование и инновационный поиск, ориентация педагога на инновационную деятельность"

Цель: выявить влияние самообразования на педагогическое мастерство и профессиональный рост педагогаЗадачи: 1. Раскрыть теоретические аспекты проблемы развития способности педагога к са...