Педагогический проект « Применение ТРИЗ в детском техническом творчестве.»
проект (5 класс) на тему

Зотовы  Александра Михайловна и Андрей Геннадьевич

Целью данной работы является выявление методов и приемов технологии ТРИЗ в детском техническом творчестве , формирующей развитие технического интеллекта обучающихся в детских творческих объединениях.

Соответственно цели определяются следующие задачи

  1. Изучение учебно-методических материалов по теме вопроса;

  2. Обоснование целесообразности использования ТРИЗ в работе детского творческого объединения ; 

  3. Выявление форм и методов, обеспечивающих построение эффективного технического обучения и развития творческой личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon primenenie_triz_v_detskom_tvor.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект

 Тема :« Применение ТРИЗ в детском техническом творчестве.»

Автор : Зотова Александра Михайловна ,

педагог высшей категории

Центра детского творчества «Мастер плюс»

Железнодорожного р-на г.о.Самара

г.Самара 2016

Содержание.

Введение ……………………………………………………………………………..

1.Обоснование применения ТРИЗ  в педагогике дополнительного технического  образования ………………………………………………………………………….

2. Давайте научим ребёнка творить ………………………………………………..

Список использованных источников………………………………………………. 

Введение

 Модернизация промышленности совсем скоро потребует специалистов творческих, способных самостоятельно решать профессиональные задачи, овладевать сложными технологическими процессами. Следовательно , первостепенная педагогическая задача -вырастить и подготовить для системы профобразования абитуриентов с готовностью к самообразованию , принятию решений ,высоким уровнем самореализации. Система дополнительного образования ,как никакая другая , предоставляет ребенку возможности для раскрытия своих способностей , личностного развития , реализации своих творческих планов. Здесь ценность индивидуального , авторского творчества  совсем иная и технология  , как способ  самовыражения и  реализации  интеллектуальных качеств, соответствует главному  правилу  образовательной деятельности – свободному  выбору воспитанника  и педагога  путей, способов, содержания и результата совместного общения.

Практическое  освоение  современных технологий в дополнительном образовании - это ,скорее , опыт  эмпирического  обучения, практика экспериментальной деятельности ,поскольку опыт активного творчества невозможен без освоения базисных законов  основ  .Закономерно ,что это  освоение  опирается на личный  опыт,  интуицию и убеждения. 

  Теория Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ) , выведенная Г.С. Альтшуллером  как алгоритм  для усовершенствования  технических решений  ,является востребованной современной педагогической технологией ,ставящей целью  воспитание творческой личности  со сформированным  сильным  мышлением ,готовой к решению сложных нестандартных задач в различных областях человеческой деятельности.

 Г.С.Альтшуллер  так выразил эту мысль : «Как без сплошного перебора вариантов выходить сразу на сильные решения проблемы?» Сильные решения  (по ТРИЗу) – это конечные  решения, преодолевающие поставленные противоречия , учитывающие конкретные особенности конкретных систем и , связанные с личностью конкретного человека,  индивидуальные особенности. Воспитанная в личности способность ,подавив  психологическую инерцию ,найти неординарное решение  -это ценное умение преодолеть  устойчивые представления и стереотипы , воспользоваться обширным  информационным фондом , увидеть образ будущего решения проблемы, а это ,в конечном итоге ,и необходимо для  творческого решения учебных и социальных задач.

Целью данной работы  является выявление  методов и приемов  технологии ТРИЗ в детском техническом творчестве , формирующей  развитие технического интеллекта обучающихся в детских творческих  объединениях.

Соответственно цели  определяются следующие задачи:

  • Изучение  учебно-методических материалов   по теме  вопроса;
  • Обоснование  целесообразности  использования ТРИЗ в работе  детского творческого объединения ;
  • Выявление форм и методов, обеспечивающих  построение эффективного технического обучения и развития творческой личности.

     Выдвигаю  гипотезу , что  в условиях современного образования творческий потенциал обучающегося  имеет достаточные хорошие задатки для общего интеллектуального развития, но для эффективного развития политехнического интеллекта этого не достаточно. Таким образом, внедряя педагогическую ТРИЗ- технологию в условия современного дополнительного образования , появляется возможность сформировать гармонично развитую личность  с высоким уровнем творческого потенциала.

1. Обоснование применения ТРИЗ-педагогики  в техническом направлении дополнительного  образования .

  Для того ,чтобы  простимулировать  самоопределение  личности  необходимы  образовательные технологии  , которые системно организуют процесс становления сознательного определения своего «Я». Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) ,сформулированная инженером, изобретателем , писателем  - фантастом  из Баку  Генрихом  Сауловичем  Альтшуллером для технической среды ,явилась одной из таких технологий .

Её  Алгоритм решения изобретательских задач  (АРИЗ)  включает следующие  основные  шаги:

  • Сформулируйте противоречие , укажите вредную функцию ;
  • Сформулируйте идеальное конечное решение  и ответьте на вопрос: "Что мешает получить ИКР?"
  • Определите, какие основные части участвуют в задаче ;
  • Поищите ресурс (возможности для решения) в каждой из этих частей, необходимый для получения ИКР и разрешения противоречия;
  • Используйте приёмы для разрешения противоречия;
  • Получите  несколько  решений;
  • Определите силу и нравственность полученных решений и выберите наилучшее решение для данных конкретных условий по заданным критериям.

В 60-х годах прошлого века, когда в мире начался рост автоматизации ,новых технологий и материалов ,вызвавший резкий скачок технического прогресса ,  в кружках технического творчества  детей учили творческому процессу: проектировать и изготавливать модели  новых , до тех пор невиданных самолётов, машин, кораблей , которые участвовали во всевозможных конкурсах как в Советском Союзе  и за рубежом. Так впервые была опробована ТРИЗ –педагогика  в практике  внешкольного образования . Она ставила под сомнение утверждение, что творческий потенциал - это врожденный талант и утверждала , что любого ребенка можно научить творческому процессу . В систему ТРИЗ вошли  многие приемы мышления, которыми мы привыкли пользоваться, ведь  жизнь всегда ставит нас перед  проблемами и поисками их решения .Например , при решении какой –то задачи  мы видим противоречия , пути решения, подбираем способы, выстраиваем последовательность своих действий, ищем в происходящем ассоциации и закономерности и всё -же привносим что-то новое.

В наше время ТРИЗ вошла в различные области человеческой деятельности  - рекламу и  бизнес, политику и  менеджмент, искусство и экономику, ну и ,естественно, в педагогику. ФГОС определяет «портрет выпускника основной школы» как личность «активно и заинтересованно познающая мир , осознающая ценность ,труда ,науки и творчества».

Для того чтобы придерживаться этой позиции, нужно знать возможности  выхода из той или иной жизненной ситуации. Теория решения изобретательских задач содержит  понятия и приемы, используя которые в обучении и воспитании, можно добиться поставленной цели. Ведь, если обучить ребёнка способам творческой деятельности ,то он становится способен разрешить противоречия между своей потребностью в самореализации и педагогическим воздействием со стороны учителя, между самоуправлением и педагогическим управлением творческой деятельностью . Это возможно за счет возвышения потребности учащихся в творческом самовыражении, в самореализации через наполнение ее социально-значимым содержанием и новыми способами деятельности, за счет развития творческой активности ученика, которая составляет основу его саморазвития. Обучающийся готов к самоопределению ,имеет привычку самостоятельно принимать решения, предвидеть последствия своих действий и нести ответственность за свои поступки.

Генеральный  конструктор  Олег Николаевич Антонов, когда -то сказал такую фразу , которую можно взять эпиграфом к занятию детским техническим творчеством : «Я за расквашенные носы! За ссадины на коленях! За мозоли на руках! И за разорванные штаны!...Ищите, стройте, ошибайтесь, исправляйте ошибки, оттачивайте свое умение обращаться с материалом, инструментом, счётной линейкой. Не бойтесь борьбы и трудностей!»  Система УДО ,как никакая другая ,способна  удовлетворить  потребности обучающихся  в творческом самовыражении и  самореализации через наполнение ее значимым содержанием и новыми способами деятельности.

В детском техническом творчестве разумны  такие формы работы по ТРИЗ с детьми ,как  использование единичных элементов ТРИЗ в занятиях по традиционным  техническим предметам - судо ,авиа, автомодельный спорт, техническое моделирование (отдельные эвристические приемы, модели, изобретательские задачи), а также создание упрощенной  (на обзорном уровне) тематики в группах углублённого изучения («Развитие творческого воображения») с элементами ТРИЗ для обучающихся  младшего и среднего возраста.

   Так как в результате обучения приемам ТРИЗ требуется активная позиция «Учитель – ученик» ,то  в основе взаимодействия между ними возможна только педагогика сотрудничества. Содержанием ТРИЗ- технологии  является совместный с педагогом процесс поисковой, изобретательской, творческой деятельности при такой  форме обучения  как  учебный диалог на основе субъект - субъектных отношений.

    Принципы , на которых основывается данная технология, отражают сильные ее стороны и ,в условиях дополнительного образования, для развития творческого интеллекта, помогают избежать ошибок при ее реализации.

1. Принцип преодоления психологической инерции. Способы преодоления психологической инерции позволяют избавиться от стереотипности мышления, устоявшихся взглядов и привычных путей мышления в той или иной обстановке;

2.Принцип конкретности — каждый класс систем, как и отдельные представители внутри этого класса, имеют конкретные особенности, облегчающие или затрудняющие изменение конкретной системы.

3.Принцип бесконечности совершенствования человека, неограниченности его возможностей и процесса образования и развития. Этот принцип позволяет расширить грани своего воображения, открыться новому и порой невозможному, нестандартному решению и фантазированию.

4.Принцип разностороннего подхода. Этот принцип особенно эффективен в работе с подростками, когда выясняется, что подойти к раскрытию содержания понятия можно с разных мировоззренческих аспектов – бытового, научного, художественного, религиозного, философского, мистического.

5.Принцип идеальности. При решении проблем необходимо ориентироваться на многофункциональность и наличие у конечного результата идеальных черт и свойств.

6.Принцип двусторонности. ТРИЗ учит: "Нет такого вреда, который бы нельзя было обратить в пользу (хотя бы частично) и наоборот, нет такой пользы, которая не несла бы в себе вреда".

7.Принцип “Сам”. Ребенок лучше осознает и запоминает то, что сам для себя открыл, сам додумался, сам создал. Творчество – это то, что сделал сам. Дети стремятся к самостоятельности и не надо им мешать делать то, что они могут сделать сами. Это один из принципов развивающей педагогики.

8.Принцип объективности законов развития систем — строение, функционирование и смена поколений систем подчиняются объективным законам.

    Сегодня ТРИЗ-педагогика, хоть и имеющая солидный возраст, рассматривается   как инновационная педагогическая идея , описанная  Г.К. Селевко как система развивающего обучения с направленностью на развитие технического интеллекта, а существующие методы творческого мышления: метод проб и ошибок, метод мозгового штурма, метод контрольных вопросов, морфологический анализ позволяют задействовать  данную технологию  в детском техническом творчестве как открытую систему, которая продолжает развиваться и совершенствоваться вместе с развитием и совершенствованием внешнего мирового технического прогресса.

2. Давайте научим ребёнка творить .

     Рассмотрим  применение ТРИЗ  на  открытом  занятии  в детском творческом  объединении  технической направленности . 

Тема открытого занятия: «Введение в образовательную программу ».

Цель : ознакомление с основами проектирования  технической модели.

Задачи :
- Организовать  деятельность  по саморазвитию среди обучающихся ;
- Совершенствовать развитие  межпредметных связей в среде внешкольной занятости;

- Развивать познавательную активность;

- Сформировать навыки общения со сверстниками .

Форма проведения занятия:  игровая ,технологическое занятие .

Методы :  индивидуальный ,частично -поисковый .

Время проведения  :  40 мин.

Кол-во :  группа 12 человек

Возраст участников  11-12 лет  

1. Ознакомительный  этап.

 После приветствия  педагог не объявляет тему занятия ,а сразу формулирует противоречие «Есть  технический объект ,но он не настоящая техника ,а поменьше»(подсказка «Модель»). Педагог предлагает посмотреть видео летящей ,плывущей ,двигающейся  модели ,демонстрирует  учебный экспонат, т.е. пытается возбудить  познавательную  активность обучающихся ,чтобы  ими  задавались вопросы , с помощью ответов на которые они должны  сами обозначить тему урока «Введение в образовательную программу с помощью построения модели». На этом ознакомительный  этап заканчивается.

  2.Познавательный этап.

      Педагог снова формулирует противоречие «Мы будем строить модель , но он не построим модель»(подсказка «нет знаний  об отдельных узлах модели»).  Для возбуждения познавательной активности предлагается познавательная игра в виде технической викторины  «Вопрос-ответ» , чтобы обучающие сами задавали вопросы ,сами отвечали и усвоили  определённую техническую терминологию по узлам модели. Наилучший результат приносит  работа малыми  группами по 2-3 человека.

Таким образом ,с помощью игры формулируется идеальное конечное решение, т.е. узнаются названия узлов модели, конструктивные особенности технической модели , и ответ  на вопрос: "Что мешает построить  готовую модель?" 

3.Обучающий этап.

     Во время этого этапа  ищутся возможности для построения модели  в каждой из частей модели (как скомпоновать) ,т.е. проектируется  примерный вид модели. При этом используются  такие приёмы для разрешения противоречия как  морфологический анализ ,метод мозгового штурма, метод  проб и ошибок , метод контрольных вопросов. Разрешается во время этого этапа рассмотреть конструкционно  учебный экспонат , попробовать варианты своих компоновок , и ,в конце концов ,получив   несколько  решений ,выбирать наилучшую компоновку для конкретной конструкции по заданным критериям (классу модели , конструкционным особенностям ,типу движения и т.д.).

Обучающий этап заканчивается ,когда для работы обучающиеся подбирают  раздаточный материал в виде готовых деталей различных конфигураций из древесины ,пенопласта ,картона ,необходимые рабочие инструменты , технологические карты изготовления , клей, булавки и формируют  для себя  рабочие места .

4.Технологический этап 

Технологический этап – это этап практической работы , ведь после  выбора  окончательного  решения надо позаботиться о внедрении  решения – собрать модель. Перед началом работы напоминаются  правила поведения в помещении и техника безопасности при работе с различным инструментом .

Для создания позитивного настроя звучит тихая музыка ,не мешающая совместному творческому процессу ,но создающая рабочую обстановку. Педагог, при помощи наблюдения , проводит мониторинг рабочего процесса и, доброжелательно ободряя ребят ,помогает им создавать  модели  индивидуальной компоновки. По окончании сборки модели , задавая вопросы ,педагог побуждает ребят продумывать  перспективы применения данной модели ,где бы пригодилась такая конструкция в народном хозяйстве и как можно ещё усложнить её для улучшения характеристик .  

 5.Завершающий этап.

В конце занятия педагог благодарит  всех ребят за хорошую работу , отмечает удачные моменты   всех собранных  моделей , т.е. создаёт ситуацию успеха для каждого участника открытого урока.

Заключение: разобрав все этапы открытого занятия , мы можем заметить что ТРИЗ –технология – это объективная система  при решении задач и оценке новаций .Воспитанная на ТРИЗ личность способна к выбору  сильных решений, соответствующих объективным законам, закономерностям, явлениям.

Сама ТРИЗ  интересна тем ,что включает в себя понятия, которые могут пригодиться как в профессиональной деятельности, связанной с преподаванием, так и родителям, студентам , старшим школьникам  для решения разнообразных жизненных задач.

Список использованных источников:

1.АльтшуллерГ.С. Введение в ТРИЗ .Основные понятия и подходы - г.Санкт -Петербург ,Официальный фонд Г.С. Альтшулера;

2.  Амнуэль П. Р. Звездные корабли воображения. – М. : Знание, 1988. (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Космонавтика, астрономия» № 2 ;

3.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9кл.);

4. http://www.altshuller.ru/e-books/;

5. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2015/04/14/primenenie-metodov-i-priemov-triz-na-zanyatiyah-v-detskih;

6. http://neobionika.ru/triz/246-programma-triz.html;

7. https://festival.1september.ru/articles/614438/presentation/pril.ppt.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фестиваль детского технического творчества: вчера, сегодня ...

Центр технического творчества и информационных технологий города Пушкина в 25 раз провел фестиваль детского технического творчества. В тоже время это был первый фестиваль под названием "ТехноКакТУС". ...

Детское техническое творчество. Развитие творческих способностей у детей

Детское техническое творчество - важная составляющая общеобразовательного процессо в современном образовании.Как сделать техническое творчество интересным....

ПОЛОЖЕНИЕ о городском конкурсе детского технического творчества «Изобретатели и рационализаторы»

ПОЛОЖЕНИЕ о городском конкурсе детского технического творчества «Изобретатели и рационализаторы» ...

Проблемы духовно-нравственного воспитания в процессе детского технического творчества

В статье приведены общие и частные проблемы современного воспитания. Показана тенденция одностороннего развития личности ребенка, становления технократического мышления в процессе технического творчес...

КОНКУРС - ВЫСТАВКА ДЕТСКОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ЮНЫЕ ТЕХНИКИ – ИННОВАЦИОННОЙ РОССИИ» НОМИНАЦИЯ «ТЕХНОЛОГИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКИ МАТЕРИАЛОВ» «Декор интерьера в технике объемный декупаж «Сицилийское кружево»»

Сейчас о декупаже - этом модном и креативном виде декоративной техники работы с тканью, мебелью, посудой, знает практически каждый. Во все времена женщины стремятся создать гармонию и уют в доме, подч...

Статья "Развитие детского технического творчества в учреждениях дополнительного образования"

Статья о необходимости поддержки развития детского технического творчества в условиях учреждения дополнительного образования....

Конструирование как приоритетное направление развития детского технического творчества

Техническое творчество — мощный инструмент синтеза знаний, закладывающий прочные основы системного мышления, сформированность которого важна, в частности, для профессии современного инженера. Эт...