классный час "Депортация"
классный час (7 класс) на тему

Базырова Елена Владимировна

сценарий

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_po_deportatsii.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

        Классный час: И в каждой кисти капля сердца ( к 70-летию депортации калмыцкого народа).

Цель и задача классного часа:

- воспитать чувство гордости за калмыцкий народ, репрессированный,  но не сломленный на примере произведений художников Калмыкии

Оборудование классного часа:

  • Репродукции картин калмыцких художников;

    Выставка  книг калмыцких писателей о депортации;

          Лампадка, чай, борцыги;

          Мультимедийный проектор;

 Учитель: (слайд 1)        Обширный «человеческий материал», воспоминания старшего поколения, а часто и личное причастие к этим трагическим событиям послужили громадным творческим потенциалом для художников Калмыкии.

        Созданные за последний период работы вылились в сюжетно-смысловое направление, которое мы условно обозначаем темой депортации, и воплотились практически во всех традиционных видах искусства и  жанрах. Это и проиведения литературы (проза ,поэия), скульптура, и произведения живописи: исторические картины, где непосредственно раскрываются страницы национальной истории 40-х годов, портреты, тематические натюрморты и пейзажи. (слайд 2)

        Первый период охватывает 60 – 70 годы и может быть условно назван периодом возвращения на   Родину и становления самостоятельной школы калмыцкого изобразительного искусства, что в свою очередь, и определяет характер данных произведений. Именно в этот период появляются лучшие произведения Г. Рокчинского, К. Ольдаева и др.

        Однако художники не обращались непосредственно к данной теме. Во- первых, большой патриотический подъем вдохновлял на создание эпических полотен, пронизанных жизнеутверждающим пафосом. Следуя учению буддизма, призывающему воспринимать объективную реальность как предначертание свыше, от которого никуда не уйдешь, позволил нашему народу с честью пройти все испытания,  не озлобиться, вернувшись в родные места.

          Ученик 1:        (слайд 3)Показательна в этом отношении работа Г. Рокчинского «Мать–земля родная» (1964 г.) (слайд 4).  В самом названии этого произведения заложен ключ к его смысловому прочтению. Глубочайший символизм и этнографическая «портретность» женщины-калмычки несут в себе удивительно жизненный и, в то же время, общенациональный смысл.

        Ученик2(слайд 5.)        Огромный резонанс в конце 80-х годов вызвала серия К. Ольдаева,, посвященная всем этапам выселения калмыцкого народа. Лично пережитые годы в Сибири наложили отпечаток на характер этих работ. Это своего рода эпизоды из прошлого с многоплановым хронологическим охватом событий. Приглушенная гамма с небольшими эпизодическими вкраплениями открытых локальных цветов воспринимается нами как суровый документальный материал. Наиболее ярким колористическим решением отмечены две композиции – «Торжество справедливости» (1957 – 1988 гг.) и «Возвращение» (1957 – 1988 гг.). (слайд 6) В картине «Торжество справедливости» происходит смещение акцентов жанровых рамок, т.е. тематическая, портретная композиция – на переднем плане изображена сгорбившаяся женщина, совершающая обряд поклонения бодхисатве, а рядом – портрет Н. С. Хрущева, который имеет в данном случае тоже божественное начало – дополнена элементами «натюрмортности». Это условный интерьер: фрагмент стула, комода, газеты и т. д. Главная задача, которую решает художник в этой работе, – минимум деталей, максимум содержания с концентрацией внимания на главном.

Ученик3 (слайд 7) Трогательно сдержанна картина «Возвращение». Мягкий плавный контур, ограничивающий плоскости цветовых пятен от коричневого до зеленого в характерной для серии приглушенной цветовой гамме, передает состояние блаженного умиротворения. Сцена построена на психологических контрастах состояния – припавший к земле мужчина, застывшая фигура коленопреклоненной женщины, в лице которой морщины прожитых лет, и малыш, ассоциирующийся с цветком, смело и иронично смотрящий в будущее.

          Ученик 1  (слайд 8.) Очир Кикеев.(слайд 9) Пейзаж-раздумье получил в работе О. Кикеева «Калмыцкий хотон 1943 г. После выселения» (1989 г.) почти драматический смысл. Эмоциональность цветового решения, композиционная простота сюжета усилили ощущение заброшенности и безлюдности. Серебристо - голубой цвет снега, заполнивший все пространство картины, воспринимается как символ постигшей беды.(слайд 10.)

 (слайд 11) Г. Бембеев.

(слайд 12) В работе художника Г. Бембеева «Прощай, земля калмыцкая» (1993 г.) продолжена концепция жанровой взаимосвязанности. Так, в трактовке сюжета автор усиливает портретную сторону тематической картины. Укрупненные фигуры, приближенная перспектива способствуют прочтению и активному участию зрителя. Композиция совершенна: фигуры стоящих с двух сторон солдат как бы очерчивают «коридор» вхождения в картину. Навстречу нашему вниманию движется группа незащищенных выселенцев. С огромным интересом автор прописывает детали лица, одежды ребенка, старушки и женщины – матери, создавая образ гордой, но обреченной жертвы.(слайд 13)

                Ученик 2: Возрастающий интерес художников к личностному началу способствовал появлению серии замечательных портретных образов современников.

В. Ургадулов.(слайд 14.)И все же больший заряд оптимизма внушает картина «Ангел надежды» (1993 г.), (слайд 15) написанная почти иконописно. Художник создал удивительно теплый образ, возникший в результате слияния христианского милосердия и аскетичности буддизма. В центре композиции изображена девочка-калмычка, в образе которой слились символические изображения из буддийской и христианской иконографии. Нимб над головой, ангельские крылья, цветок лотоса в руке приобщают ее к миру небожителей. Излучающийся от нее небесно-голубой свет подчеркивает чистоту помыслов и невинность существования, присущих ребенку. Разлетающиеся в разные стороны монахи как бы черпают от образа девочки энергетический заряд и расходятся в стороны, чтобы проповедовать мирянам добро и любовь. Своеобразным оберегом является всадник, держащий в руке копье. Само небесное свечение отталкивает зловещее существо и не дает возможности войти в плоскость холста.

Ученик 3: Новая стилистическая линия наметилась в работах, созданных художником Н. Шиняевым.(слайд 16) В его работах «Ээҗ» (1993 г.)(слайд 17) и  «Гимн матери» (1993 г.)  идет процесс насыщения портретного жанра

элементами картинности. Очевиден поиск внутреннего познания жизни женщины, матери, возводящее ее уже в рамки исторической личности. (слайд18)«Гимн матери» – это громадный собирательный образ, в котором подчеркнута мысль, что, несмотря на все тяготы сибирской ссылки, калмыцкая женщина сумела выстоять и дать жизнь новому поколению, олицетворением которого и стала молодая женщина с ребенком. «Ээҗ» – композиция с явно выраженной сюжетной взаимосвязью фрагментов жизни, воспоминаний. Изображение бурхана создает тот микромир, который согревал душу на холодной сибирской земле.

Ученик 1: (слайд 18)Чрезвычайно современной считается работа молодого художника Э. Сангаджиева «В память о 43 г.» (1993 г.).(слайд 19) Необычна композиция. Передний план – фрагмент человеческих судеб в лицах, т.е. история народа – история каждого отдельного человека. Картина построена в виде коллажа, в виде наслоения отдельных деталей друг на друга. Сибирская изба с деревянными срубами, как бы легкими лессировками прописана голова девушки в национальном головном уборе, красноармеец. И,…так вереница образов. С той же мягкостью автор подходит к стилистическим задачам. Несмотря на свои камерные размеры, картина поражает масштабностью композиции. Обращает внимание четкая ритмическая слаженность целого и не менее четкая индивидуализация деталей. Монументальность подчеркнута монолитной компактностью группы, лаконизмом колорита, контрастом почти фресковой фактуры и пастозными выражениями цвета.

        

Учитель: Богатый сюжетный материал отразился и на расширении тематическии многообразии жанровых форм калмыцкой пейзажной живописи. Наши художники стремятся как можно глубже раскрыть в пейзаже идею его приобщения к внутреннему состоянию героев и представить его как олицетворение большого мира, как социально-психологическую среду, соединяющую и обволакивающую людей.

 Это и пейзажи с констатацией факта,(слайд 16) например, в картине Вячеслава Леджинова «28 декабря 1943 г.» (1993 г.).(слайд 20, 21) Композиция построена так, что зритель чувствует себя оставшимся в покинутом доме. Через распахнутые двери он провожает взглядом уходящих под конвоем людей. Портрет Сталина на стене усиливает психоэмоциональную напряженность произведения.

Владимир Леджинов (слайды 22,23,24)

Ученик 2: (слайд 25) «Другая символика» в работе П. Усунцынова «На Родине» (1993 г.) (слайд26).Тема возвращения в родные края – лейтмотив произведения. Чуть приоткрыто окно, еще сохранившее тепло человеческих рук. Всегда чистое окно ассоциируется с символом новой жизни. Еще не ясны все перспективы будущего, но от него веет уютом, спокойствием, гармонией.

Учитель: Анализ темы депортации был бы неполным без рассмотрения скульптуры.

Пётр Джиевич Тазаев.(слайд 27.)

Родился он в местности Манджикины в хотоне Тачин-Сарнг Ики–Бурульского района. Лишь два года проучился Петр в школе, как началась война, отца призвали на фронт. Вскоре грянула другая беда: депортация. Поначалу с матерью жил в Новосибирской, затем в Омской областях. Было пережито немало, остались навсегда в сибирской земле брат и сестра.

(слайд 28  )В работе П. Тазаева «Надо выжить» (1993 г.) стираются грани профессионального и самодеятельного творчества. Автору удалось создать психологически сложный образ. Несмотря на малые скульптурные формы, эта композиция имеет характер значительного пластического обобщения. Скульптурная группа состоит из двух частей: ребенок, упавший на каменную глыбу, и женщина, обратившая свой взор к небесам и затаившая в себе крик отчаяния. Реалистическая трактовка сюжета усилена фактурной разработкой объемов. Волнующая поверхность в проработке драпировок, постамента придала данной композиции удивительно глубокую силу воздействия.

Анализ отдельных произведений художников Калмыкии по теме депортации калмыцкого народа подчеркнул общность их творческих устремлений в ее раскрытии. Но совершенно очевидно, что при всей преемственности основных принципов построения образов каждый из них привнес нечто свое, индивидуальное.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий конкурса классных воспитателей "Мой классный самый классный"

В нашей школе существует институт классных воспитателей. Поэтому в своей деятельности стараюсь тесно взаимодействовать с ними. Зачастую ребята видят только одну из сторон личности классного воспитател...

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"...

Сценарий выступления на районном конкурсе классных руководителей "Самый классный классный"

Презентация классного руководителя, включающая в себя самопрезентацию и выступление учащихся класса, поставлена в форме литературно-музыкального шоу....

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный"

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный" на тему:  « Духовно-нравственное воспитание учащихся класса казачьей направленности на основе отечественного...

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный"

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный" на тему: "Заходите до нашей хаты"...

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс".

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс"....

Сценарий финала районного конкурса для классных руководителей "Самый классный классный".

Есть особая категория педагогов, которые о своих учениках и воспитанниках говорят "это мои дети". Эти педагоги - классные руководители!...