Аксиологический подход на уроках русского языка как средство формирования межкультурной толерантности
опыты и эксперименты на тему

Аннотация: в статье раскрываются проблемы, требующие переосмысления подходов в преподавании русского языка. Говориться о необходимости применения  аксиологического  подхода   на уроках  русского языка и его влиянии на формирование межкультурной толерантности. Указываются пути для реализации данного подхода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx15.36 КБ

Предварительный просмотр:

Мы живем в огромном быстроменяющемся  информационном пространстве. Это целый механизм, который так или иначе оказывает влияние на каждого человека.  Мы вынуждены приспосабливаться к этим изменениям, так как они неизбежно влияют на нашу жизнь. Эти современные процессы,   происходящие в сфере культуры, политики, экономики, неизбежно находят отражение в образовательном процессе.  А главным участником этого процесса, конечно же, является ребенок.

Современные дети обучаются в новых условиях: в условиях  многоязычья,  в условиях кризисного потока информации. Круг общения детей самый многообразный, так как  одноклассники  принадлежат к разным национальным культурам. К сожалению, главный источник информации (СМИ) зачастую демонстрирует далеко не положительную картину межкультурных взаимоотношений, отношений, которые выходят за рамки   актуального понятия толерантности. Реальное положение в стране делает  уже существующую проблему формирования межкультурной толерантности остроактуальной.

Неоднократно президент России В.В. Путин в своих выступлениях отмечал, что работа по формированию межкультурной толерантности является одной из приоритетных в сфере школьного образования. Действительно, именно  школа закладывает  образ мыслей, отношение к окружающим людям, мировоззрение человека.  Именно от школы зависит, каким будет будущее ребенка, сможет ли он принят и сберечь закладываемые ценности, будут ли его взгляды совместимы со взглядами людей, принадлежащих к другим национальным культурам, будет ли ему близко и ценно понятие толерантности.

Для формирования межкультурной толерантности необходим специально разработанный инновационный подход. Подход, который предупредит нетерпимость, где любовь и уважение к русской культуре будет  сочетаться с терпимостью и уважением ко всему многообразию культур, где человек является  высшей ценностью.

Аксиологический подход - это инновационная идея современной педагогики, способная   положительно повлияет на процесс модернизации российского образования. Системное применение  этого подход  является одним из эффективных средств   предупреждения  нетерпимости.

   Почему же возникает потребность в системном  применении аксиологического подхода на уроках русского языка?    Объективная потребность  в этом существует, так  как  насыщенное содержание обучения русскому языку информацией не отражает в полной мере культурное многообразие мира. Недостаточно разработаны практические и теоретические основы русского языка, влияющие на формирование межкультурной толерантности.  Отсюда возникает потребность в интегрированных учебниках. Учебники русского языка должны быть максимально приближены к культуре народов, принадлежащих к разным  национальным культурам.

Аксиологический подход необходимо  обязательно применять  при изучении  русского языка.   Прежде всего,  предстоит кропотливая работа при составлении рабочих программ по русскому языку. При составлении общей характеристики курса необходимо отдельно прописать аксиологическую идею каждого раздела.  При составлении  тематического планирования  включить  раздел «аксиологическая идея урока» Каждая тема уроков русского языка  должна быть пронизана  идеей аксиологизации, которая ориентирована на формирование межкультурной толерантности. Дети должны понимать, что каждая тема русского языка имеет огромную ценность, смысл на всю жизнь. Ведь именно ценности и отношение к ним определяют принцип поведения детей.

Особое внимание необходимо уделить тщательному отбору дидактического материала. Если грамотно подойти к данному вопросу, учитель будет иметь возможность  приобщить учащихся к окружающим его разнообразным национальным культурам. Такой дидактический материал должен объединять изучаемый федеральный и региональный компонент языкового образования. В подборе дидактического материала необходимо  уделить внимание богатому наследию многообразия культур. Школа должна стать посредником, выстроить мост между культурой разных народов и изучаемым языковым материалом. Прекрасным посредником в этом станут произведения народного творчества.

Необходимо так же продумать систему отбора экспериментально проверенных  упражнений.   Использование этих  упражнений должно ориентироваться на единство аксиологического подхода с совершенствованием языковой, лингвистической, коммуникативной и культуроведческой компетенциями. А единственным источником, откуда будет черпаться материал, должна  стать  духовная культура разных народов.

В школьной практике нужно чаще проводить музейные уроки, экскурсии, организовывать встречи с интересными людьми. На уроках   использовать письма военных лет, просматривать фильмы аксиологической направленности, приглашать на уроки представителей разных конфессий.

Отдельно хотелось бы еще раз остановиться на формировании такой ценности как человек и патриотизм. Сегодня наша Родина находится в сложной ситуации, когда её пытаются поставить на колени. Стараются всеми возможными средствами перевернуть историю, повлиять на молодые умы, ввести их в заблуждение, натравливают друг на друга, запутать, представляют нашу Россию во всем мире как страну-агрессор. Иногда дело доходит до абсурда, когда недалекие политики  заявляют, что Советский Союз напал на Германию. Сегодня фашизм пытается вернуться.

 Именно сегодня возрастает роль учителя. Необходимо каждодневно на уроках противостоять этой  вводящей в заблуждение информации. Каждый урок рассказывать детям  о том, в какой великой стране они живут, какой ценной завоевано счастье жить в сегодняшней России. К сожалению, ветеранов с каждым днем становится все меньше и меньше. Не все имеют  возможность пригласить их, посмотреть им в глаза, сказать «спасибо». Но у нас есть наши уроки,  ценность этих уроков огромна.

Системное применение аксиологического подхода на уроках русского языка поможет не только  сохранить культурное наследие  разных народов, но и окажет положительное влияние на формирование  так необходимого теперь понятия патриотизма и межкультурной толерантности. Ведь самым главным  оружием против   нетерпимости  является воспитание делом и  словом. Но для воспитания сильной личности, который готов будет принять и ценить окружающее, необходим не просто  учитель, который использует только классно-урочную систему, но и человек, способный выйти за рамки своего предмета. Учитель, готовый ради детей пожертвовать духовными и душевными силами, готовый искать и применять в своей практике принципиально новые подходы. В руках учителя будущее России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ

Процесс становления новой системы образования сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Содержание образования обогащается новыми про...

Обобщение опыта по теме « Комплексная работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования языковой компетенции учащихся»

Обобщение опыта по теме "Комплексная работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования языковой компетенции учащихся"...

Работа над ошибками на уроках русского языка как средство формирования орфографической зоркости

В данной презентации я показываю свой опыт работы над ошибками, его этапы.Сначала идет учет пробелов в знаниях обучающихся. После этого проводится анализ ошибок и выявляются слабо усвоенные темы, это ...

Организация групповой работы на уроках русского языка как средство формирования УУД

В данной статье раскрываются методы и приемы организации групповой работы на уроках русского языка в национальных классах основной школы. Данный материал будет полезен учителям русского языка и литера...

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ТРЕНАЖЕРОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ И ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ СКОУ VIII ВИДА»

Выступила с авторской разработкой электронных тренажеров по руссскому языку на региональном конкурсе "Ступени мастерства"....

«Системно – деятельностный подход на уроках английского языка как средство формирования универсальных учебных действий младших подростков»

Как образно замечает Л.С.Выготский, “учитель должен быть рельсами, по которым свободно и самостоятельно движутся вагоны, получая от них только направление собственного движения”. Его главная стратегич...