Основные группы сложноподчинённых предложений
материал (9 класс) на тему

Интегрированный урок русского языка и литературы на тему: "Основные группы СПП в рассказе А.П.Чехова.9 класс"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока23.32 КБ
Файл презентация к уроку736.59 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок русского языка и литературы «Основные группы сложноподчинённых предложений в рассказе А.П.Чехова «Тоска».9 класс.

Учитель русского языка и литературы Грачева Л.А.

Мансуровский филиал МБОУ СОШ с.Сафарово

Цели:

обучающая: помочь учащимся в самоопределении, что такое равнодушие; Повторить основные группы сложноподчиненных предложений;

развивающая: развивать творческие способности учащихся

воспитательная: способствовать воспитанию чувства сопереживания на примере рассказа А.П.Чехова «Тоска»

Ход урока:

I.Орг.момент.

II. Мотивация учебной деятельности.

1.Работа с эпиграфом. « Не будьте равнодушны, ибо равнодушие смертоносно для души человека» М.Горький.

2.Беседа

Сегодняшний урок я начала с высказывания М.Горького о равнодушии. Как вы думаете почему? (нынешнее поколение обвиняют в равнодушии, считают равнодушие болезнью 21 века) Так ли это?

Сегодня у нас не просто урок, а урок-суд. Вам предъявлено обвинение в равнодушии, и ваша задача опровергнуть данное обвинение, доказав мне обратное. Итак, давайте для начала разберемся, что такое равнодушие? (Равнодушие состояние человека, безучастное, лишенное интереса, пассивное отношение к окружающему. Этимология:  равный + душа ) Попробуйте подобрать синонимы и антонимы к слову равнодушие.

III.Сообщение темы, целей урока

Учитель. На сегодняшнем уроке мы будем говорить об основных группах сложноподчиненных предложений. Посмотрим, как использует основные группы СПП А.П.Чехов; понаблюдаем как работают предложения для выражения авторской идеи в рассказе «Тоска».

(Запись числа и темы урока в тетради)

IV. Работа над темой урока.

1.Лингвистический эксперимент.

На уроках литературы мы познакомились с рассказом А.П.Чехова «Тоска». Определите виды придаточных сложноподчиненных предложений.

Извозчик Иона Потапов весь бел, как привидение. Иона ерзает на козлах, как на иголках, тыкает в стороны локтями и водит глазами, как угорелый, словно не понимает, где он и зачем он здесь. После долгой перебранки, капризничанья и попреков приходят к решению, что стоять должен горбач, как самый маленький. Горбач бранится до тех пор, пока не давится вычурным, шестиэтажным ругательством и не разражается кашлем. И Иона оборачивается, чтобы рассказать, как умер его сын, но тут горбач легко вздыхает и заявляет, что, слава богу, они, наконец, приехали Глаза Ионы тревожно и мученически бегают по толпам, снующим по обе стороны улицы: не найдется ли из этих тысяч людей хоть один, который выслушал бы его? Но толпы бегут, не замечая ни его, ни тоски... Она сумела поместиться в такую ничтожную скорлупу, что ее не увидишь днем с огнем... Иона глядит на спящих, почесывается и жалеет, что так рано вернулся домой... Человек, который знающий свое дело... который и сам сыт, и лошадь сыта, завсегда покоен...» Надо рассказать, как заболел сын, как он мучился, что говорил перед смертью, как умер... Он одевается и идет в конюшню, где стоит его лошадь. Коли на овес не выездили, сено есть будем…

2.Исследовательский проект по рассказу А.П.Чехова «Тоска» на тему «Частотность употребления сложноподчиненных предложений»; сообщения по результатам исследования.

3.Сообщение учащегося по предварительному заданию

Опираясь на ваши исследования, возьмем другой эпизод, где преобладают восклицательные предложения. Что выражают эти предложения? ( приказ)

— Извозчик, на Выборгскую! — слышит Иона. — Извозчик!

Иона вздрагивает и сквозь ресницы, облепленные снегом, видит военного в шинели с капюшоном.

— На Выборгскую! — повторяет военный. — Да ты спишь, что ли? На Выборгскую!

В знак согласия Иона дергает вожжи, отчего со спины лошади и с его плеч сыплются пласты снега... Военный садится в сани. Извозчик чмокает губами, вытягивает по-лебединому шею, приподнимается и больше по привычке, чем по нужде, машет кнутом. Лошаденка тоже вытягивает шею, кривит свои палкообразные ноги и нерешительно двигается с места...

— Куда прешь, леший! — на первых же порах слышит Иона возгласы из темной, движущейся взад и вперед массы. — Куда черти несут? Пррава держи!

— Ты ездить не умеешь! Права держи! — сердится военный.

4.Самостоятельная работа.

Составьте сложноподчиненные предложения, используя слово равнодушие.

(докажите, что вы неравнодушный человек)

V. Подведение итогов урока

Учитель. Погрузившись, в язык А.П.Чехова, мы наблюдали как работают сложноподчиненные предложения, помогая писателю и в создании яркого портрета, и в образной характеристике действий, и в передаче тоньшайших душевных переживаний героя.

VI. Домашнее задание.

По литературе: написать сочинение по рассказу А.П.Чехова «Крыжовник»

По русскому языку: написать сочинение «Что такое равнодушие?

Грачева Л.А.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Основные группы сложноподчинённых предложений. .

Слайд 2

Урок-суд

Слайд 3

Двадцать четвертое февраля. Классная работа. « Не будьте равнодушны, ибо равнодушие смертоносно для души человека» М.Горький.

Слайд 4

Как вы понимаете слово «равнодушие»?

Слайд 5

Равнодушие - состояние человека, безучастное, лишенное интереса , пассивное отношение к окружающему . равный + душа

Слайд 6

Подберите синонимы к слову « равнодушие » 1 вариант Подберите антонимы к слову « равнодушие » 2 вариант

Слайд 7

Синонимы Антонимы бесстрастие апатия хладнокровие Холодность безразличие безучастность бесчувственность вялость индифферентность Заинтересованность Душевность Радушие Отзывчивость Душевность доброта

Слайд 8

Утихшая ненадолго тоска появляется вновь и распирает грудь еще с большей силой. Глаза Ионы тревожно и мученически бегают по толпам, снующим по обе стороны улицы: не найдется ли из этих тысяч людей хоть один, который выслушал бы его? Но толпы бегут, не замечая ни его, ни тоски... Тоска громадная, не знающая границ.

Слайд 9

Составьте сложноподчинённые предложения, используя слово « равнодушие».

Слайд 10

Что превысило на чаше весов?

Слайд 11

Домашнее задание: Написать сочинение на тему: « Что такое равнодушие ?» или

Слайд 12

- А.П.Чехов в рассказе «Крыжовник» пишет: «Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда – болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других». -Согласны ли вы с автором? Напишите об этом дома.

Слайд 13

Оцени себя! Хорошо Удовлетворительно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные группы сложноподчинённых предложений

Содержание урока, его методическая структура построены в соответствии с программой и УМК под редакцией Л.А.Тростенцовой, Т.А.Ладыженской. Это первый урок темы «Виды сложноподчинённых предложений». Ос...

Основные группы односоставных предложений.

Урок посвящён знакомству с типами односоставных предложений. Опроеделённо-личные предложения....

Урок по теме: "Основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам"

Урок на тему "Основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам"  продолжает знакомство учащихся со сложными предложениями и вводит понятие  «сложносочиненное предложение». Т...

Открытый урок по теме "Основные группы сложных предложений"

Открытый урок по теме "Основные группы сложных предложений"...

Основные группы сложноподчиненных предложений

Дать общее представление о группах сложноподчиненных предложений по их значению....

Презентация к уроку русского языка в 9 классе "Основные группы сложноподчинённых предложений по их значению. Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными"

Данная презентация предназначена для работы на уроке русского языка в 9 классе по теме "Основные группы сложноподчинённых предложений по их значению. Сложноподчинённые предложения с придаточ...

Урок русского языка с элементами ФГ "Главный член односоставного предложения. Основные группы односоставных предложений и их особенности"

Урок русского языка с элементами Функциональной грамотности (читательская грамотность)Задания по Функциональной грамотности включены с целью подготовки к ИС (устному собеседованию) в 9 классе.При разр...