Основные группы сложноподчиненных предложений
учебно-методический материал по русскому языку (9 класс)

Эдлеева Роза Мутаевна

Дать общее представление о группах сложноподчиненных предложений по их значению.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osnovnye_gruppy_spp.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Алцынхутинская средняя общеобразовательная школа»

Кетченеровский район, Республика Калмыкия

«Основные группы сложноподчинённых предложений по их значению»

Урок в 9 классе

Эдлеева Р.М.

учитель русского языка

и литературы

п. Алцынхута 2011г

Тема урока: «Основные группы сложноподчинённых предложений по их значению».  

Цель: Дать общее представление о группах сложноподчиненных предложений по их значению

Задачи:

обучающие: закрепить полученные знания о СПП, совершенствовать речевые, орфографические и пунктуационные навыки.

развивающие: формировать умение выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы, развивать навыки исследовательской деятельности.

воспитательные: воспитывать положительное отношение к знаниям вообще и изучению русского языка.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор

Наглядность: презентация Microsoft PowerPoint «Основные группы СПП по их значению»

I лингвистическая разминка

Словарный диктант: ученики «по цепочке» объясняют орфограммы в словах

Фельдмаршал, нюанс, драматический, антифашистский, упрекать, идеализировать, блистательный, контрабандист, премьера, скептицизм, проблема, во что бы то ни стало, пребывание, сверхизысканный, чересчур, видимо-невидимо, призадуматься, теннис, количественный, роскошный, галерея.

Задания:

выделить слова с чередованием морфем, подобрать слова с парными морфемами. 

II Повторить виды предложений (граф-схема) слайд №3

III Учитель:

Поработаем над заголовком темы учебного занятия. Вчитаемся в звучание темы. Учитывая проблемную ситуацию, сформулируем учебную цель, учебную проблему.

Постановка проблемы

/учащиеся формулируют вопрос-задачу:

«Какие основные группы сложноподчинённых предложений существуют в русском языке?»/

Учитель:

Нам необходимо выработать основные шаги по определению основных групп сложноподчинённых предложений».

Поиск путей решения проблемы

Учитель:

Для решения проблемы необходим поиск. Работа эта нелёгкая, требующая настойчивости, внимания, самостоятельности, накопления знаний по крупицам. Но это дорога к творческому труду.

/обращаемся к эпиграфу/

Начнём учебное исследование:

1. Запишем предложения и определим в них второстепенные члены, поставив соответствующие вопросы:

- Сердце предчувствовало (что?) недоброе.

- (чей?) Мой дом находится в новом районе.

- Мы добрались до цели нашего путешествия (когда?) вечером.

2. Подберём к данным предложениям синтаксические синонимы – перестроим предложения так, чтобы они стали сложноподчинёнными:

- Сердце предчувствовало, что случится что-то  недоброе.

-  Дом, в котором я живу, находится в новом районе.

- Мы добрались до цели нашего путешествия, когда наступил  вечер.

3. Поставим вопросы к придаточным предложениям:

- предчувствовало (что?)

- дом (какой?)

- добрались (когда?)

4. Сравнение, сопоставление, выводы.

Сравним простые и сложноподчинённые предложения и сделаем выводы Придаточные предложения сходны по смыслу с второстепенными членами предложения. Слайд №4

Три основных группы придаточных предложений соответствуют трём группам второстепенных членов: дополнениям, определениям, обстоятельствам.

Учитель:

Обобщим материал исследования. Сформулируем первую версию решения проблемно-поисковой задачи. Слайд №5

Ученики самостоятельно формулируют результаты учебной работы над проблемой «Какие основные группы сложноподчинённых предложений существуют в русском языке?»

Основные группы сложноподчинённых предложений носят названия, сходные с названиями второстепенных членов: СПП с придаточными определительными, изъяснительными (сходны с дополнениями) и обстоятельственными, которые в свою очередь делятся на подгруппы.

Чтобы определить вид СПП, нужно правильно задать вопрос.

Учитель:

Проведём наблюдение-анализ.

Цель: выяснить, к чему относятся придаточные предложения, от каких слов в главном предложении ставится вопрос к придаточному? Каким способом придаточные прикрепляются к главному?

 

«Предложения для наблюдения и анализа»  з.н.д.

1) Комната (какая?), куда меня привели, была похожа на сарай.

2) Отец потребовал (чего?), чтобы я ехала с ним.

3) Я пришёл домой (когда?), когда уже смеркалось.

Учитель:

К чему относятся придаточные предложения? (1- к существительному в главном, 2- к глаголу в главном, 3 – ко всему главному предложению).

Каким способом придаточные прикрепляются к главному? (с помощью союзов куда, чтобы, когда).

Формулировка вывода

Учитель:

Обобщим материал наблюдения-исследования. Сформулируем версию №2 решения проблемно-поисковой задачи.

Ученики самостоятельно формулируют результаты учебной работы над проблемой, определяя основные шаги по определению основных групп сложноподчинённых предложений».

1 шаг: найти главное предложение;

2 шаг: определить, от чего будем задавать вопрос;

3 шаг: вспомнить, какой второстепенный член отвечает на такой вопрос:

4 шаг: сопоставить и сделать вывод (это придаточное определительное, изъяснительное или обстоятельственное);

5 шаг: определить средство связи.

Синхронное включение слайда №6 «Основные шаги по определению основных групп сложноподчинённых предложений».

IV Закрепление

I 1. Грош цена человеку (какому?), который не может сломить дурной привычки.

2. И нищий наездник таиться в ущелье (каком?), где Терек играет в свирепом веселье.

- К чему относятся придаточные предложения, от каких слов в главном предложении ставится вопрос к придаточному?

- Каким способом придаточные предложения прикрепляются к главному?

3. По радио сообщили, что такого засушливого лета не было 30лет

Я радовался тому, (чему?) что она по-дружески относилась ко мне.

Ученик все сделал так, (как?) как требовал мастер.

Иван Ильич спросил, (что?) где находится штаб.

II Запись предложений, схемы.

Воздух был полон острой свежести, (какой?) которая бывает только после грозы.

Давным-давно задумал я взглянуть на дальние поля, узнать пркрасна ли земля.

Ей снится, (что?) будто бы она идет по снеговой долине

Когда мы достигли вершины горы, солнце уже успело подняться.

Я решил подняться на гору, чтобы оттуда осмотреть окрестности.

III заполнить таблицу слайд №3

д/з параграф 9,подобрать СПП с разными видами придаточных


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные группы сложноподчинённых предложений

Содержание урока, его методическая структура построены в соответствии с программой и УМК под редакцией Л.А.Тростенцовой, Т.А.Ладыженской. Это первый урок темы «Виды сложноподчинённых предложений». Ос...

Основные виды сложноподчиненных предложений с двумя или несколькими придаточными и пунктуация в них

В рамках данного урока рассматриваются   СПП с несколькими придаточными и пунктуация в них; повторяются основные группы СПП по их значению, в конце урока создается синквейн. К уроку прилагае...

Обощающий урок русского языка в 9 классе. Тема: "Основные виды сложноподчиненного предложения."

Повторительно-обощающий урок русского языка в 9 классе. Тема: "Основные виды сложноподчиненного предложения." Подготовка к ГИА....

Аннотация к уроку«Путешествие в пушкинский Петербург» при повторении темы «Основные виды сложноподчиненных предложений».

Урок базируется на программе школьного учебника для 9 класса (Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю., Чешко Л.А. «Русский язык. Учебник для 9 класса средней общеобразовательной школ...

Основные группы сложноподчиненных предложений (презентация к уроку)

Презентация содержит материал по теме "Основные группы сложноподчиненных предложений": таблицы, примеры, задания....

Презентация к уроку русского языка в 9 классе "Основные группы сложноподчинённых предложений по их значению. Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными"

Данная презентация предназначена для работы на уроке русского языка в 9 классе по теме "Основные группы сложноподчинённых предложений по их значению. Сложноподчинённые предложения с придаточ...

Урок русского языка с элементами ФГ "Главный член односоставного предложения. Основные группы односоставных предложений и их особенности"

Урок русского языка с элементами Функциональной грамотности (читательская грамотность)Задания по Функциональной грамотности включены с целью подготовки к ИС (устному собеседованию) в 9 классе.При разр...