Методичка
методическая разработка на тему

Шкурова Ольга Станиславовна

В методической разработке описаны этапы работы с природными материалами: листьями деревьев, крылатками ясеня и клена, шишками, соломкой, костачками и зернами овощей и фруктов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnyy_mir_prirody.docx40.97 КБ

Предварительный просмотр:

РЕСПУБЛИКА МОРДОВИЯ

г.  Саранск

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ЦЕНТР  ДЕТСКОГО  ТВОРЧЕСТВА № 1»

        

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

       «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ПРИРОДЫ»

(работа с природным материалом)

Утверждено                                                                               Подготовила:

решением Методического Совета                                        Шкурова О. С.

Протокол № 4 от 2015г.                                      педагог дополнительного  

                                                                                                                образования

г.о. Саранск

Содержание

Приглашение к путешествию в волшебный мир природы

  1. В стране Листопадии
  2. Лесное царство
  3. Цветочная страна
  4. Соломенное царство
  5. Королевство спелых плодов

Литература

Приглашение к путешествию в волшебный мир природы

        Любите ли вы путешествовать? Не сомневаюсь, что – да! Путешествие – это всегда открытие, встреча с неизведанным.

Правда, найти новое всегда сложно, даже, если до открытия только шаг. Но ведь этот шаг можно сделать: просто раздвинуть густую траву на опушке леса, заглянуть за выступ скалы или внимательно всмотреться в глубину реки… чудесное есть всюду!

А в нашем путешествии вас ждут загадки, игры, упражнения, и открытия – замечательные изделия, которые можно выполнить из удивительных материалов, иногда так бережно спрятанных  миром природы.

Вот он этот мир. Посмотрите сколько красок, совершенства и простоты. Хорошо потрудилась природа. Но каждый из нас знает, что, к сожалению, не вечен этот мир. Сменяются времена года, и блекнут краски, увядает и исчезает былая красота. Шаг за шагом, открывая новое, мы постараемся в нашем волшебном мире продлить жизнь созданного природой и не только продлить, но и создать новые прекрасные образы. Это и будет самым главным открытием.

С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ ПУТЕШЕСВИЕ?

Конечно же, с тщательных приготовлений и сборов, обязательного изучения карты, определения маршрута – дороги, по которой проходит путешествие, и с выслушивания советов.

КАРТА

Посмотрите, перед нами несколько дорог, и каждая приведет нас не в одну сказочную страну.

СОВЕТЫ БЫВАЛЫХ

  1. Собирать природные материалы, как правило, надо, когда они созрели, так как некоторые из них, будучи сорваны недозревшими, при высыхании теряют свою привлекательность. Лучшее время для сбора материала – лето и осень.
  2. Что собирать, какие материалы – это вам подскажет ваше воображение, но все-таки не проходите мимо и обязательно возьмите для работы листья и цветы; желуди; шишки; орехи; косточки; морские и речные ракушки; соломку: семена-крылатки ясеня и т. д.
  3. Запомните, что собирать мы будем только те материалы, которые природа нам подарит.
  4. При изготовлении поделок часто используются дополнительные материалы (бумага, картон, пластилин, проволока, клей ПВА, цветные лоскутки, спички), без которых невозможно передать образ изделия, но выбор их зависит от вашего замысла, смекалки.
  5. Необходимо иметь и простейшие инструменты: ножницы, шило, карандаш, кисточки, стеки.

Вот и закончились все приготовления…

Листопадия

И первой в нашем путешествии нас встречает страна ЛИСТОПАДИЯ. Давайте познакомимся с жизнью этой замечательной страны, ее обитатели нам хорошо знакомы. Скажите пожалуйста, какое сейчас время года? (осень)

Осень прекрасное время года. Деревья и кусты нарядились в яркие и легкие платья – желтые, оранжевые, зеленые, красные – и кружатся от любого дуновения ветерка, весело перешептываясь друг с другом. Сыплется на землю душистый дождь листьев.

Но жизнь, в стране ЛИСТОПАДИИ длится не долго, нагрянут темные тучи, налетит холодный ветер, холодным дыханием своим погасит яркое сияние листьев.

А мы с вами, вопреки наступающей непогоде, можем продолжить жизнь листьев. Для этого не надо ждать поздней осени, порывистого ветра и проливных дождей. Надо собрать разные листья – большие и маленькие, яркие и темные, гладкие и блестящие, шероховатые и ребристые. Для сохранения и последующего использования листьев их необходимо подготовить, т.е. их кладут между листами плотной бумаги и придавливают сверху грузом. На этом занятии мы сделаем аппликацию из листьев. С этим видом деятельности вы уже знакомы при работе с бумагой. Она проста и в то же время оригинальна и привлекательна. Основным отличием аппликации из природных материалов  аппликации из бумаги является отсутствие предварительной разметки и вырезания – деталями являются готовые формы – листья.

Создание композиции из листьев

Для работы необходимо, прежде всего, составить эскиз композиции, выбрать нужный по цвету и форме материал.

Основной для такой работы лучше брать тонкий цветной или белый картон. Перед началом работы необходимо продумать сочетание фона и листьев. Умело, подбирая листок к листку, мы получим аппликацию, в которой надолго останется золото осени.

Разложите вашу композицию на фоне (белом или цветном картоне), проверьте расположение всех деталей, и только после этого их можно наклеивать.

Для работы с природным материалом используют только клей ПВА, т.к. любой другой клей изменяет природную окраску растений и портит их внешний вид.

Ребята, вы выслушали советы, а сейчас приступайте к работе, а я вам буду  помогать. Работайте не спеша, аккуратно, помогайте друг другу.

Лесное царство

Впереди показался лес, перед нами раскинулось таинственное ЛЕСНОЕ ЦАРСТВО. Сколько здесь интересного! Чувствуешь себя крохотной частицей огромного, вечно изменяющегося мира. Прекрасны не только живые растения. Вглядитесь: вот старый сучок, напоминающий птицу, а из пня, кажется, выглядывает чудовище. Попадая в лесное царство, мы всегда надеемся встретить что-то необыкновенное, загадочное.

Обитатели этого мира самые разные: одни – веселые, смешливые, с удовольствием подставляющие солнышку свои бока, другие нелюдимые, скрывающиеся под кронами деревьев в самой чаще. Темного леса. Давайте познакомимся со всеми и внимательно их рассмотрим.

Шишки и желуди дружные соседи, очень похожи на маленьких человечков. Живут они на ветках и тянутся ближе к солнышку. Иногда некоторые из них прыгают с ветки вниз головой и прячутся среди листьев, травы и мха – попробуй, отыщи. В самой чаще скрываются невероятные фантастические силуэты корней и коряг, а на земле – множество самых различных веточек, травинок, коры, различных иголочек – хвоинок и других материалов, так необходимых для создания лесной скульптуры.

Вот ящик почтовый, в нем писем не счесть,

И в каждом пушистая елочка есть.

Шишки плоды хвойных деревьев – прекрасный материал – для объемных игрушек. По форме они напоминают части туловища животных, человека. Шишки разнообразны по форме, величине и виду. Наиболее распространенные из них – кедровые, еловые и сосновые. Шишки после сбора нужно отсортировать по виду, форме, величине и разложить в отдельные коробки.

А сейчас, давайте познакомимся поближе с жителями ЛЕСНОГО ЦАРСТВА, пригласим их в нашу детскую  мастерскую.

Создание композиции

Сегодня мы с вами сделаем из шишек двух жителей Лесного царства:

ежика и сову.

Ежик:  Возьмем шишку, что поменьше – это будет у нас ежик. Из белого пластилина вылепим мордочку – скатаем шарик, и вытянем пластилин в виде конуса, на кончике делаем носик – скатаем черный пластилиновый шарик.

Глаза вылепим из синего пластилина и закрепим их на мордочке. Мордочку прикрепим со стороны черешка шишки. В качестве ног используем коричневый пластилин – скатаем шарик, чуть сплющим   и закрепляем его снизу шишки.

Совушка-сова: Туловище ее будем делать из большой сосновой шишки. Из красного пластилина вылепим лапки и закрепим их снизу шишки, обратите внимание, черешок шишки – это будет у нас носик, должен смотреть вниз.

Глаза делаем из пластилина, сверху наклеиваем на них пайэтки и тогда глазки заблестят как настоящие.

Далее будем делать крылья – берем два маленьких кусочка пластилина, раскатываем из них шарики и вставляем в каждый из них по три крылатки (семена) клена и закрепляем шарики на шишке.

Ежика и сову закрепляем на зеленом картоне, т. е. полянке.

Работа готова. Всем спасибо за работу.

Цветочная страна

Ребята, сегодня, мы с вами продолжим путешествие. И нас встречает ЦВЕТОЧНАЯ СТРАНА.

ЦВЕТОЧНАЯ СТРАНА – это не просто лесная поляна или клумба в вашем саду. Перед вами волшебный сказочный мир, в котором вы сможете увидеть рядом цветы ранней весны и поздней осени, цветущие на жарком юге и на холодном севере, цветы полевые, лесные и выращенные в специальных теплицах-оранжереях. Все они дарят красоту и тепло тем, кто заботливо и бережно сохраняет их и создает неповторимые красочные сюжеты из их лепестков, листьев, стебельков.

Многие радости приносят людям цветы. Они дарят хорошее настроение, будят фантазию, оживляют и украшают наш дом. Продлить яркий летний праздник цветов мы сможем, подарив им вторую жизнь, создавая композиции из сухих растений.

А сейчас послушайте загадки:

Стоит в поле кудряшка,

Белая рубашка

Сердечко золотое, что это такое (ромашка)

Он стоит в одежке, как огонь на ножке

Стоит без одежки, шарики на ножке (мак)

Эх, звоночки, синий цвет!

С язычком, а звону нет (колокольчики)

Я шариком пушистым белею в поле чистом

А дунул ветерок – остался стебелек (одуванчик)

Белые горошки на зеленой ножке (ландыши)

Их видимо-невидимо, не сосчитаешь их

И кто их только выдумал – веселых, голубых?

Должно быть, оторвали, от неба лоскуток,

Чуть-чуть поколдовали и сделали цветок (незабудка)

Белая корзинка, золотое солнце, в ней лежит росинка

И сверкает солнце (ромашка)

Нарядные сестренки

Весь день гостей встречают,

медом угощают (цветы)

Конечно, цветы – самый лучший подарок для мамы, греки и римляне увенчивали венками из цветов выдающихся полководцев, поэтов и спортсменов, лепестками роз усыпали путь победителей. Венок надевают на голову невесты в день свадьбы и т.д.

Заготовка материала

Правильно высушенные растения приобретают вторую жизнь, а их яркие краски порой не уступают краскам живых цветов.

Срезают цветы, которые долго сохраняют окраску. Белые, желтые, красные почти не меняют цвет, а голубые, и сиреневые быстро выгорают и блекнут.

Собирают цветы в первые дни цветения, иначе после засушивания они потеряют форму. Лучше это делать в теплую погоду, после того как высохнет роса, иначе капельки влаги изменят цвет лепестков.

Засушивая цветы, можно придать им плоскую фору. Для этого расправляют стебли, цветы и листья, укладывают их на бумагу, сверху накрывают еще несколькими слоями бумаги и картона и придавливают грузом. Такие заготовки используют для создания плоских композиций – аппликаций. Ценным дополнением к сухим цветам могут быть семена деревьев, например семена ясеня. Они известны вам как крылатки. Из них моно сделать лепестки для цветов ромашки, васильков, астр.

Работа с крылатками ясеня

Аппликацию с использованием крылаток ясеня лучше выполнять на плотной основе. Сначала на основе делают фон из цветной бумаги или с помощью красок и карандашей. А затем наносят рисунок, т.е. предварительный эскиз.

Далее из пластилина делаем маленькие шарики и чуть сплющиваем, придавая им форму кружочка. По краю круга вдавливаем крылатки. Одной рукой берем цветочек за серединку, а другой раскрашиваем лепестки белой краской. У нас получились ромашки. Пока цветы сохнут, делаем вазочку для букета. На изнаночной стороне ситца обводим лекала вазы. Вырезаем.

Разложите вашу композицию на фоне, проверьте расположение всех деталей: внизу композиции ваза, в ней букет из ромашек и высушенных предварительно цветов фиалок, не забудьте про стебли и листья. Если вам нравится ваш букет, значит, его можно аккуратно наклеивать.

Соломенное царство

Мы с вами продолжаем путешествие по волшебному миру природы. И нас встречает СОЛОМЕННОЕ ЦАРСТВО.

СОЛОМЕННОЕ ЦАРСТВО – это золотая страна, необозримы ее просторы, кажется – огромный ковер лежит перед нами, а состоит он из отдельных солдатиков-колосков. Не всегда это царство сияло золотым убранством. Ранней весной оно было нежно-зеленым, позже, летом, сгибались тяжелые колосья, волновалось, будто переливаясь, поле под дуновением ветра. Проходило время, созревали плоды, менялись краски природы. Нежные, мягкие стебельки становились крепкими, упругими, созревал колос…

Стоит в поле колосок, золотой стебелек. Ветер рожь качает, колосок осыпает. Пришел Дед Степан – красный кафтан, срезал колосок под самый корешок. Связал сноп и сноп на землю хлоп! Сохни колосок! Высох колосок на солнышке, подрумянился, позолотел. Отрезал Дед Степан от колосков вершки, сложил в мешки – да на мельницу.

Из зерен намелет Дед муки и напечет душистый хлеб. А стебельки тоже пригодятся.

Для милой невестки сделал дед подвески. Двери отворяются, ветерок соломою играется, подвеска дрожит, переливается. Хороша подвеска!

Для бабушки Арины сделал Дед корзину. Хороша корзина!

Ну, а внуку Фомке – конька из соломки. Хорош конь!

А для внученьки Настенки сделал куколку Аленку. Сарафан у Аленки – колосок к колоску, а коса-то коса – волосок к волоску. Хороша кукла!

Вот так-то.

А сейчас отгадайте загадку:

Весной – травкой шелковистой,

Летом – нивой золотистой,

Ну, а зимнею порою –

Аппликацией-игрою

Сухая очень ломка,

зовут ее… соломка

все оживает в умелых руках! Вы уже можете дать вторую жизнь сухим листьям и цветам, и они предстанут перед людьми в иной, невиданной красоте. А сейчас мы познакомимся с возможностями стебля.

Соломка – сухие стебли – замечательный материал для работы. Издавна применяет народ ее для изготовления легких и прочных вещей.

А вы, ребята, знаете, какие вещи можно сделать из соломки?

Из соломки делают шляпы, корзины и сумки, коврики, мебель, бытовые предметы, игрушки.

Послушайте внимательно, я познакомлю вас с историей «Соломенного царства»

Соломка – это дитя земли и солнца, сначала она росла в поле. Смотрите, какие нежные, красивые колоски, мы собираем их в поле на обочине, а затем начинаем с ними работать. Стебли надо осторожно очистить от листьев, и обязательно обрезать корни, вырезать вот эти толстые, ненужные для работы узлы (показать). Вырезаем их и у нас получаются, вот такие гладкие трубочки. Через них можно пускать мыльные пузыри, пить коктейль. Но, и это еще не все чтобы соломка стала мягкой и податливой, берем кастрюлю, складываем туда соломку и заливаем ее водой, оставляем на несколько часов. После такой обработки соломка становится эластичной и прочной, легко сгибается. Вынимаем трубочки на полотенце, даем им немного просохнуть, и осторожно разрезаем вдоль стебля скальпелем или острыми ножницами. Затем разглаживаем соломку кольцами ножниц, и она превращается в плоскую ленту.

Вот так и наш Дед Степан – красный кафтан самую отборную, самую красивую соломку подсушил, намочил, разрезал, подкрасил, самогревным утюгом разгладил и к шкатулочке деревянной приложил. «Аппликация – говорит, «соломенная2. Слово он такое в городе слышал, когда на ярмарке бывал.

И нам Дед Степан тоже предлагает поработать над аппликацией.

Посмотрите у вас у всех на столах лежат коробочки, откройте их. В них находятся: соломка, ножницы, рисунок, калька, карандаш, кисточки, клей ПВА (для аппликации используют клей, дающий эластичную пленку, наилучший из них ПВА. Совсем непригоден канцелярский клей, который со временем разлагается и портит изделие).

Процесс выполнения аппликации из соломки делится на следующие этапы:

  1. Выбор эскиза.
  2. Перенос каждой отдельной детали эскиза на тонкую просвечивающую бумагу.
  3. Подбор материала по цвету, с учетом направления полос соломкки
  4. Наклеивание полос соломки на бумагу по рисунку. Клеем ПВА смазывают бумагу, на которую затем накладывают полоски соломки в направлении, предусмотренном эскизом. Полоски тщательно подгоняют, чтобы между ними не было просветов. Концы полосок должны выходить за контурные линии. Так подготавливают все фрагменты рисунка.
  5. Детали сушат под небольшим прессом. Вырезание производят по изнаночной стороне, т.к. там, на бумаге видна линия контура детали. Ножницами обрезают бумагу вместе с соломкой. Этим достигается хорошее качество работы, линии получаются ровными, аккуратными.
  6. Подготовленные фрагменты кладут на фон-основу, находят наиболее удачное композиционное расположение и наклеивают.
  7. Выполнение необходимой отделки: к готовому изделию с изнаночной стороны приклеивают петельку для подвешивания или оформляют в рамку.

Королевство спелых плодов

Долго шагали мы по дорогам волшебного мира природы, побывали в стране ЛИСТОПАДИИ и ЛЕСНОМ ЦАРСТВЕ, заглянули в ЦВЕТОЧНУЮ СТРАНУ и СОЛОМЕННОЕ  ЦАРСТВО и вот наконец-то добрались еще до одной сказочной страны – КОРОЛЕВСТВО СПЕЛЫХ ПЛОДОВ.

Эта волшебная страна начинается совсем рядом – на огороде и в саду. А  кто же там живет, вы узнаете, отгадав загадки.

Я румяную Матрешку

От подруг не оторву,

Подожду, когда Матрешка

Упадет сама в траву (яблоко)

На сучках висят шары,

Посинели от жары (слива)

Бок оранжевый, тугой,

Словно солнцем налитой,

          Сочный  цитрусовый плод

В жарких странах он растет (апельсин)

Желтая курица

В огороде дуется (кабачок)

На тыкву похожа,

Но тонкокожа.

Кто на язык кладет,

Причмокивает: «Мед» (дыня)

На грядке длинный и зеленый,

А в кадке желтый и соленый (огурец)

Сам алый, сахарный,

Кафтан, зеленый, бархатный (арбуз)

КОРОЛЕВСТВО СПЕЛЫХ ПЛОДОВ – именно здесь вы найдете яблоки, сливу, тыкву, огурцы и многие другие, красивые и вкусные овощи, фрукты и ягоды. Однако, полакомившись вкусностями, не спешите выбрасывать то, что от них остается – семечки, косточки, плодоножки. Если их подсушить, то мы можем дать им вторую жизнь, например, выполнить из них аппликацию.

Вы уже познакомились с аппликацией из листьев, крылаток ясеня, цветов, соломки.

Сегодня, мы с вами поработаем с семенами и косточками разных фруктов, овощей и ягод.

Подготовка материала

В работе можно использовать семена и косточки всех овощей, фруктов и ягод. Косточки и семена особой подготовки перед работой не требуют. Косточки арбуза, дыни, тыквы, кабачка, винограда, сливы тщательно промывают водой и хорошо просушивают на листе бумаги, т.к. не просушенные семена могут покорежиться в работе или покрыться плесенью. Косточки абрикоса, персика, вишни, прежде чем промыть, следует очистить от мякоти. Для этого косточки заливают на несколько часов водой, затем также хорошо промывают и высушивают.

Итак, материал для работы подготовлен. Можно приступать к выполнению аппликации.

Технологический процесс

Аппликация из семян и косточек выполним на плотной основе, картоне. Для создания фона, на основу приклеиваем ткань.

Далее по контуру основы, используя различные косточки, выполняем рамочку. Нанося клей каплями (точками) на основу или каждую семечку (косточку) на выпуклую ее часть, аккуратно, не спеша, приклеиваем по одной косточке на основу. Косточки могут располагаться плотно или на небольшом расстоянии друг от друга.

В центральной части выполняется композиция из цветочков.

Выполнение аппликации с использованием пластилина

Следующую работу по аппликации из косточек и семян мы выполним с вами на пластилиновой основе. Слушайте внимательно, как это можно сделать. Возьмем пластилин нескольких цветов, смешиваем его вместе и наносим «мраморный» пластилин на основу слоем 3-5 мм (показать детям, приблизительно, какой это слой).

В качестве основы можно использовать пластилиновые крышки от баночек для упаковки пищевых продуктов.

При выполнении аппликации на пластилиновом фоне косточки не обязательно вдавливать в пластилин полностью. Мелкие, продолговатые семечки и косточки (арбуза, дыни, кабачка) могут укрепляться в пластилин только одним концом, создавая тем самым небольшой объем для композиции. Такая аппликация называется объемной.

Процесс выполнения аппликации на круглой основе с использованием пластилина

  1. Подготовка фона из пластилина.
  2. При выполнении орнамента работа ведется по кругу, начиная от центра основы.
  3. Выполнение бордюра по кромке окружности.

Литература

  1. Нагибина М. И. Природные дары для поделок и игры. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 192с.
  2. Перевертень Г.И. самоделки из разных материалов. М.: Просвещение, 1985.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов, как метод формирования у учащихся УУД.

Тем , кому интересна пректная деятельность учащихся, будет полезна данная публикация и ее приложения. В других разделах я размещу разработки учебных проектов с их содержанием и презентациями. Буд...

Использование интерактивных методов обучения в учебном процессе (метод модерации)»

Методическая разработка на тему:«Использование интерактивных методов обучения в учебном процессе (метод модерации)»...

Коммуникативный метод – средство обучения говорению Исходные положения и понятия коммуникативного метода.

Основными признаками коммуникативного  метода обучения, на наш взгляд, являются следующие.1) Дифференцированность метода, проявляющегося в том, что каждый метод служит средством достижения ...

Метод критического мышления и метод эмпатии

Методытехнологии развития критического мышленияи метод эмпатии(эвристический метод)...

"Нетрадиционные формы и методы обучения. Игра как один из методов активации познавательной деятельности учащихся" Обобщение опыта работы.

Описание системы работы учителяМешковой Марины Анатольевны,учителя русского языка и литературы...

Метод. разработка классного часа на тему: "Поможем, чем сможем нуждающимся в помощи пожилым людям"; Метод. разработка родительского собрания на тему: "Гармония семейного и школьного воспитания"; Метод. разработка праздника на тему:"Новый год к нам мчится"

Метод. разработка классного часа на тему: "Поможем, чем сможем нуждающимся в помощи пожилым людям" - Воспитание толерантного отношения между людьмиМетод. разработка родительского собрания на тему: "Га...