Профессиональная преемственность как условие становления молодого учителя
статья на тему

В статье рассматривается проблема профессионального становления молодого учителя, ее условия и особенности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл preemstvennost.docx14.69 КБ

Предварительный просмотр:

Профессиональная преемственность как условие становления молодого учителя

В Философском энциклопедическом словаре преемственность рассматривается как необходимый атрибут развития духовной культуры общества, выражается в относительной устойчивости основных принципов разрешения фундаментальных проблем таких наук, как онтология, гносеология, социология, этика и эстетика. Все мы сегодня привыкли говорить о преемственности в свете ФГОС. Мы знаем, что преемственность крайне важна с точки зрения перехода учащихся с одной ступени образования на другую.  Каждый год этот вопрос рассматривается на качественно ином уровне, так как внедряются современные методики обучения, воспитания и развития, выявляются новые подходы. В настоящее время в работе по преемственности педагоги и психологи опираются на процессы самоорганизации, самоконтроля, самоактуализации личности, на проявление способности ученика избирательно относиться к учебному материалу, на умение учиться, на овладение способами творчества.

Однако, с головой погрузившись в принципы соблюдения Федерального Стандарта, важно не забывать о личностной и профессиональной преемственности. Не секрет, что учителя оказывают огромное влияние не только на формирование интеллектуального потенциала учащегося, но и на становление его личностных качеств. Следовательно, можно сказать, что образ любимого учителя, то есть отражение его профессиональных и личностных характеристик, является для ученика своеобразным жизненным ориентиром, а иногда и путеводителем в будущую профессию.  

Я считаю, что каждый человек в начале своей профессиональной деятельности так или иначе мысленно сверяется с тем образом педагога, который был ему наиболее близок на этапе обучения, и старается заимствовать у него те черты, качества, которые казались ему самыми ценными и важными. Можно скачать, что этот образ является значимой составляющей своеобразной ролевой модели, которая направляет и подсказывает основные руководящие принципы профессиональной деятельности.

Могу сказать, что находясь в самом начале своего профессионального пути, я постоянно сверяюсь с собственными эталонами учителей. При этом не имеет значения, какой предмет они преподавали. Будучи учителем английского языка, я часто думаю, каким образом мой любимый учитель (учитель русского языка и литературы) вышел из той или иной проблемной ситуации, как бы он построил свое общение с учащимися, какие качества характера постарался бы в них развить, каким образом построил работу с тем или иным материалом.

При этом, безусловно, очень приятно, когда твои подопечные настолько проникаются интересом к профессии педагога, что выбирают ее в качестве сферы собственной профессиональной деятельности. В таком случае этот сформировавшийся образ, эталон, будет им особенно необходим как подсказка, ориентир. Однако даже если учащийся впоследствии выбирает для себя иную область деятельности, принципы, усвоенные от педагогов, продолжают помогать ему, руководить его поступками, в том числе в профессиональной среде.

Считается, что сегодня обществу нужен новый педагог, гибко мыслящий и нестандартно действующий в динамично изменяющемся концептуальном поле современного образования, формирующий уникальный опыт обучаемого; что устарело и не соответствует времени понимание преподавателя как фигуры, доминирующей в учебном процессе. Однако мы знаем массу примеров выдающихся людей, профессионалов, воспитанных педагогами, которые о ФГОС ничего не знали. Поэтому, на мой взгляд, принимая во внимание новые стандарты педагогической деятельности, важно не забывать и о тех моделях, принципах, которые успешно существовали много лет, вбирая лучшее из двух этих подходов.

Цель образования сегодня заключается в том, чтобы воспитать цельного, счастливого человека, подготовить конкурентоспособного специалиста, стимулировать у обучаемых развитие последовательного практического отношения к знанию, потребности в знаниях как таковых, а также развить профессиональную мобильность, всестороннюю компетентность, навыки творческого саморазвития. И если педагогу удастся на собственном примере продемонстрировать реализацию всех этих принципов в профессии, он сможет создать такую модель, такой образ в сознании учащихся, который будет помогать им в выборе дальнейшего жизненного и профессионального пути.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изучение профессиональной самооценки и педагогической мотивации молодых учителей Мамадышского района Республики Татарстан

Одной из актуальных проблем современной школы является недостаток молодых квалифицированных кадров. Сегодня система образования предъявляет особые требования к учителю, т. к. он призван обеспечи...

Самоанализ педагогической деятельности как условие становления успешного учителя

Укытучының профессионал үсеше хезмәтенә үзанализ (самоанализ) ясаудан башлана. Үзанализ –профессиональ эшчәнлеккә нәтиҗә  ясау һәм киләчәктәге уңышлы эшчәнлеккә юллар билгеләү ул.Үз эшеңә ү...

Роль наставничества в становлении молодого учителя

Наставничество - одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации молодых учителей, способствующая повышению их профессиональной компетентности и закреплению в образовательном учреждении....

Наставничество в профессиональном становлении молодого учителя

Сегодня, в эпоху реформы системы образования, вопрос о работе в образовательных учреждениях молодых специалистов поднимается на разных уровнях. А между тем проблема, как привлечь грамотных молодых спе...

ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ НАСТАВНИЧЕСТВА ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ И СТАНОВЛЕНИЯ МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯ

Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции 24 ноября 2021 г. В статье раскрываются проблемы профессиональной адаптации молодых учителей через систему наставничест...

Роль наставничества в становлении молодого учителя

Наставничество - одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации молодых учителей, способствующая повышению их профессиональной компетентности и закреплению в образовательном учреждении....