Роль наставничества в становлении молодого учителя
статья по английскому языку

Еремина Альфия Асхатовна

Наставничество - одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации молодых учителей, способствующая повышению их профессиональной компетентности и закреплению в образовательном учреждении. Надо отметить, что в последние годы контингент учителей «состарился», большая часть учителей, что называется «старой закалки». Да, они имеют крепкие знания, огромный опыт. А готовы ли они передать этот опыт молодёжи? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nastavnik.docx348.2 КБ

Предварительный просмотр:

Место наставничества в современном образовании

Роль наставничества в становлении молодого учителя-педагога 

Нацпроектом «Образование»  предусмотрено , что к 2024 году не менее 70% обучающихся педагогических работников общеобразовательных организаций будут вовлечены в различные формы наставничества и сопровождения.

Чтобы понять, кто такой наставник в школе и в чем состоят его задачи, обратимся к социальным характеристикам: мир-SPOD и мир-VUCA. Как утверждают эксперты, долгое время мы жили в мире SPOD, что значит Steady (устойчивый), Predictable (предсказуемый), Ordinary (простой), Definite (определенный). В данных условиях выпускники школ и ВУЗов знали свою жизнь наперед.

 Сейчас произошел переход к миру VUCA — то есть к жизни Volatility (нестабильной), Uncertainty (неопределенной), Complexity (сложной), и Ambiguity (неоднозначной). В этих условиях помимо привычных контекстных и предметных потребностей людям крайне необходимы экзистенциальные: безопасность своего существования, гарантии занятости, уверенности в завтрашнем дне  и страховании здоровья и жизни…

Наставничество в данном контексте рассматривается как перспективная образовательная технология, которая позволяет передавать знания, формировать необходимые навыки и осознанность быстрее, чем традиционные способы. Педагог в роли наставника не только ретранслирует знания, но и отвечает на вызов времени.



Роль наставничества в становлении молодого учителя-педагога и вожатого.

Наставничество - одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации молодых учителей, способствующая повышению их профессиональной компетентности и закреплению в образовательном учреждении.

Надо отметить, что в последние годы контингент учителей «состарился», большая часть учителей, что называется «старой закалки». Да, они имеют крепкие знания, огромный опыт. А готовы ли они передать этот опыт молодёжи? Оказалось, не всегда. Большой разрыв в возрасте может в отдельных случаях являться определённой преградой в организации наставничества. Да и формы наставнической работы требуют обновления. Классические виды и формы изжили себя. Мы все свидетели того, как последние годы снизился интерес к наставничеству. Я считаю, что основной причиной является несоблюдение принципа добровольности, когда обучаемого “прикрепляют” к наставнику и молодой педагог принужден таким образом перенимать опыт старшего коллеги. Но такая формальная организация педагогического наставничества снижает его эффективность.

Школа – вечно живой механизм многовековыми традициями, методиками. И, как бы ни говорили об учителе – роботе, вряд ли они будут в современной школе. Живого учителя не заменит никто! Учитель – это ключевая фигура в системе образования. Мы стали – учителями, стали главной фигурой образования. Образование жило всегда, даже когда не было плакатов, учебников, пособий, жило, потому что был Учитель, Личность, Специалист, Человек, дающий знания. Поэтому крылатая фраза «Кадры решают всё» никогда не теряет своей актуальности в образовании!

Сегодня выпускники педагогических вузов не всегда оказываются профессионально подготовленными к работе с детьми. В образование пришло много молодых, энергичных, но не всегда готовых к сложностям педагогики людей. Среди проблем и трудностей, с которыми сталкивается молодой учитель на практике, это – не методика ведения урока, а эмоциональное общение. Как ни странно, большинство молодых испытывают трудности в общении особенно с подростками среднего и старшего подросткового возраста; межличностные взаимодействия с учениками класса, с их родителями (зачастую родитель, оказавшись по возрасту старше учителя своего ребенка, психологически блокирует молодого педагога, не прислушивается к его мнению и советам); с коллегами по работе.

Поэтому профессиональная адаптация молодого учителя, особенно в первые два года работы, характеризуется высоким эмоциональным напряжением; глубоко переживаются как неудачи, так и радость от первых самостоятельных шагов.

Уходят молодые, перспективные молодые люди не потому, что профессионально непригодны, а потому, что напряжение их внутренней жизни не может быть постоянным, к чему спокойно относятся опытные учителя. (Пример с Интернета)…………………..

Задача наставника - помочь начинающему педагогу реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения в школе. (Коучинг (профессия): учить выживать, быть впереди. Наставничество – глубоко личные отношения. Тьютор - не тот, кто передает знание, пусть даже добытое в результате самообразования, но тот, кто передает опыт Учения).

Интерес к теме наглядно виден на Интернет-форумах и электронной периодике, где обсуждаются не только вопросы организации работы наставников, но и, более широко, возможности наставничества как механизма передачи знаний и создания особой корпоративной культуры. Предназначение учительства определялось как утверждение высоких нравственных идеалов в жизни общества, как сохранение культурно-исторической преемственности, как живая связь времен и поколений. Чтобы осуществлять наставническую деятельность, мало быть просто опытным высококвалифицированным педагогом, со своей сложившейся системой педагогической деятельности. Необходимо развивать свой творческий потенциал, постоянно находиться в научном педагогическом поиске, совершенствовать свои формы и методы работы, осуществлять межличностное общение с коллегами (перенимать чужой опыт и делиться собственными разработками).

Обращали ли вы внимание, что педагог “от Бога” всегда пунктуален, собран, излучает интеллигентность и образованность и культуру.

А ведь сегодня (правда, иногда) смотришь на молодого учителя и думаешь: “Где твоя внутренняя интеллигентность? Где образованность и культура?”.

Понятно, что случайные люди (а они есть!) в образовании – это зло! От них нужно немедленно отстраняться и избавляться…Случайный человек –просто приходит заработать, отбыть формально часы, поучить деньги и тихо уйти домой, ни за что ни перед кем не отвечая. Есть среди них те, кто проработал всю жизнь в школе. От них веет пессимизмом, недовольством всегда. Виноваты все – от государства до коллеги… От таких учителей – и ученики – последователи….пессимизма, унылости, безынтересной жизни. Бегите от них, не оглядываясь!

Есть ли у Вас в учебном заведении люди звания “Золотые руки” и “Золотые мозги”, «Золотая душа»? Есть ли у вас ведущие специалисты по каждому образовательному направлению, способные вести за собой? Сколько им лет? Какой у них стаж? Это – не важно! Важно - щедры ли они душой или “чахнут” над своими пособиями и материалами, готовы ли они на равных поделиться с наработанным своим опытом!

В нашей школе 509 мы отошли от «классического наставничества». Причина: школа новая, по-своему – уникальная: больше половины учителей со всей России. И – столько идей, щедрости души! Поэтому у нас наставничество – тоже в уникальных формах. Нам приемлемый вид наставничества – «желательный наставник» – предполагает, прежде всего, учет интересов молодого учителя. Выбор наставника определяется именно его предпочтениями. Этот вид наставничества является неформальной, неофициальной поддержкой молодого учителя со стороны симпатизирующего ему более опытного коллеги. (Много молодых. Нет опытных членов МО. Ведение часов в классе наставника. Другой пример удачного наставничества - это сотрудничество учителя географии и учителя математики. Этот творческий союз сложился на основе работы в одном классе). «Плюсом» этого вида наставничества является то, что наставников выбирают по их личным и профессиональным качествам чаще всего сами молодые учителя; обучающие программы строятся на основе интересов и потребностей подопечного; помощь наставника организуется на основе устной договоренности, стороны не связаны практически никакими условиями; помощь ориентирована на формирование позитивных взаимоотношений.

И, самое главное, наставников можно выбирать ни один раз! Так как еще одна форма - объединения в творческие группы для совместной творческой деятельности (разные мероприятия) позволяют создать новые союзы «Учитель-ученик»: единство интереса к какой-то проблеме, компенсаторные возможности (один педагог-выдумщик, фантазёр, другой владеет искусством технологизировать, инструментировать идею, или обладает огромным опытом структурирования, анализа, описания методических разработок), взаимная симпатия, психологическая совместимость.

Мы также пропагандируем коллективную форму наставнической работы.Считаем, что реально помочь молодому учителю можно не только в индивидуальной работе с ним.

Молодым у нас в школе-«Предоставляется кредит доверия», т.е. свобода на творческие уроки, мероприятия.

Наши молодые, и не очень молодые вместе играют с детьми в настольный теннис, волейбол, футбол. И это – здорово!

Какие бы формы ни были, мы следуем основным задачам школьного наставничества:

-привитие молодым специалистам интереса к педагогической деятельности изакрепление учителей в образовательном учреждении;

-ускорение процесса профессионального становления учителя и развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности (Не игра в доброго всезнающего современного учителя);

-адаптация к корпоративной культуре, усвоение лучших традиций коллектива школы и правил поведения в образовательном учреждении, сознательного и творческого отношения к выполнению обязанностей учителя.

Если следовать этим 3 задачам, безусловно, «получим» специалиста, творческого учителя, вожатого - т.е. руководителя - ведущего детей, учителей за собой.

Результаты моего наставничества:

Принимая на себя обязанности наставника, я открыла для себя ряд преимуществ:

– во-первых, наставничество помогает мне увидеть и наметить новые перспективы в сфере своей педагогической деятельности (Молодежь- вдохновитель моих идей);

– во-вторых, я ощущаю свой вклад в систему профессиональной адаптации моей коллеги («Сею зерно мудрости»);

– в-третьих, это стимул к самосовершенствованию (Учитель должен «соответствовать» возрасту своих подопечных);

– в-четвертых, поскольку наставничество носит субъект-субъектный характер, сама учусь у них расширять свой арсенал «современных» навыков и умений, осваивать современные технологии обучения, стили профессиональной деятельности, т.е. – быть открытой для современных педагогических инноваций! (Ох, как много слов новых, современных, а профессий – и подавно. Чтобы быть детям интересными – мы должны все это знать!!!)

– в-пятых, это - общение с молодым поколением: интересным, современным, креативным, мобильным. (Пост: Кроме высшего образования нужно иметь среднее соображение, и, как минимум, начальное воспитание).

Поэтому я считаю, что сотрудничество «наставник-ученик» должно развиваться именно по принципу партнёрства, т.е. «на равных». В таком случае обогащаются и растут оба участника процесса. Молодой специалист зачастую лучше нас владеет современными средствами коммуникации, лучше знает и понимает запросы учеников, так как ближе к ним по возрасту, наконец, просто обладает большей энергией.

Заключение

Вряд ли одних этих шагов достаточно для решения наших больших проблем в образовании…….

Во все времена культура сохранялась, транслировалась и возрождалась в новых условиях за счет людей, внутренний нравственный "стержень" которых был сильнее сиюминутных обстоятельств окружающего быта. И этими людьми я считаю учителей - наставников. Поэтому призываю моих молодых коллег прислушаться к словам опытного поколения, следовать их примеру – служению Детству!

России как никогда нужны сегодня молодые современные учителя. Современной школе нужен профессионально-компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психически и технологически способный к реализации гуманистических ценностей на практике, к осмысленному включению в инновационные процессы.

Поэтому именно с молодыми учителями мы и сегодня связываем свои надежды на будущее нашей Родины и мира.





Приложение №1

Мои основные задачи в рамках наставничества:

- способствовать формированию потребности заниматься самоанализом результатов своей профессиональной деятельности;

- показывать собственный положительный пример в поиске научных знаний, в готовности передавать их подрастающему поколению;

- развивать интерес к методике построения и организации результативного учебного процесса;

- способствовать формированию приемов педагогического контроля и самоконтроля молодого учителя;

- ориентировать начинающего учителя на творческое использование передового педагогического опыта в своей педагогической деятельности;

- привить молодому специалисту интереса к педагогической деятельности и закрепление учителя в образовательном учреждении;

- ускорить процесс профессионального становления учителя и развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности.

Выбор формы работы наставником начинается с вводного собеседования, где молодой специалист рассказывает о своих трудностях, проблемах, неудачах. Затем определяется совместная программа работы начинающего учителя с наставником. Чтобы взаимодействие мое с молодыми специалистами было конструктивным, я стараюсь не быть ментором, поучающим молодого преподавателя и демонстрирующим свой собственный опыт. Наставничество – это постоянный диалог, межличностная коммуникация.

Характеристика педагога-наставника

Существует много списков компетенций, которыми должен обладать педагог-наставник. Списки разнятся и включают от 4 до 22 пунктов. Для примера представим модель от «Института будущего» из 10 контекстных (soft skills) навыков:

  1. Способность к отбору информации.
  2. Социальный интеллект.
  3. Способность мыслить проектно.
  4. Межкультурная компетентность.
  5. Способность мыслить нестандартно и глубоко.
  6. Способность понимать смыслы.
  7. Универсальные навыки мышления.
  8. Способность вычислять.
  9. Сотрудничество в виртуальном пространстве.
  10. Способность работать с современными СМИ.

Ожидается, что в работе с подростком наставник будет общаться на равных, выслушивать его, давать обратную связь, вдохновлять. Если говорить непосредственно об учебе, то наставник должен помочь составить индивидуальную образовательную программу.

Чтобы эффективно организовать систему наставничества, школе важно разобраться, какие конкретные цели она преследует. Например, одним образовательным организациям нужно выстроить отношения с проблемными учениками, другим — поднять общую успеваемость. В зависимости от целей выбирается форма наставничества: индивидуальная или групповая.

Купить

Индивидуальное наставничество

Индивидуальное наставничество практикуется, как правило, с детьми в сложных жизненных ситуациях и другими учениками, которым действительно нужен именно индивидуальный подход. Организация назначает куратора из системы образования (руководителя программы), вокруг него создаются тандемы: наставник + наставляемый. Общение происходит один на один, участие является добровольным. Важно, чтобы участникам тандема было комфортно работать друг с другом. Цикл наставничества обычно составляет 1 год от поиска и обучения наставников. Период работы с подростком: 9 месяцев. Если по какой-то причине тандем распадается, куратор находит другого наставника.

 

Групповое наставничество

Вокруг педагога-наставника формируется группа подростков. Вместе они развивают soft skills и проходят самоопределение. Работа ведется над теми ценностями, в которых видят смысл и подростки, и педагог. К процессу по мере необходимости присоединяются методисты, родители, выпускники, психологи, учителя-предметники, педагоги-организаторы.

Этапы реализации

  1. Педагог помогает ученикам осознать возможности и потребности, жизненные цели, выявляет дефициты учащихся и те барьеры, которые мешают им прийти к их жизненной цели. Педагог вдохновляет и мотивирует подростков, помогая сформировать веру в достижение целей, а также показывает конкретные маршруты для их достижения.
  2. В формате тренинговых занятий, мастер-классов, решения кейсов и реализации проектов педагог помогает в формировании soft skills.
  3. Эффективность участия в программе наставничества оценивается через онлайн-анкетирование до/после.

Наставничество — серьезный, ответственный процесс, поэтому большую роль играет изначальная мотивация педагога. Не стоит путать наставничество с тьюторством, менторством и коучингом, поскольку они решают разные задачи.

Роль наставничества в современном образовании

Главное и наиболее сложное искусство наставника –

уметь ничего не делать с учеником.

Ж.-Ж. Руссо

В последнее время в нашей стране ощущается нехватка учителей в школе. Поэтому Правительство принимает ряд мер, чтобы учителя шли в школу. Не только молодые педагоги после окончания ВУЗов, но и специалисты других специальностей, прошедшие переподготовку. Естественно, для каждого молодого специалиста возникают трудности при вливании в коллектив.

Для молодого специалиста вхождение в новую деятельность сопровождается высоким эмоциональным напряжением, требующим мобилизации всех внутренних ресурсов. Решить эту стратегическую задачу поможет создание гибкой и мобильной системы наставничества, способной оптимизировать процесс профессионального становления молодого учителя, сформировать у него мотивации к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации.

 В этой системе отражена жизненная необходимость молодого специалиста получить поддержку опытного педагога - наставника, который готов оказать ему практическую и теоретическую помощь на рабочем месте и повысить его профессиональную компетентность.

 Возврат к наставничеству в современном образовательном процессе как форме работы с молодыми педагогами указывает на недостаточность других используемых управленческих и образовательных технологий подготовки специалистов и возможность применить этот тип отношений как резерв успешного управления профессиональным становлением личности.

Наставничество – одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации, способствующая повышению профессиональной компетентности и закреплению педагогических кадров

. Задача наставника – помочь молодому учителю реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения. Но при назначении наставника администрация образовательного учреждения должна помнить, что наставничество – это общественное поручение, основанное на принципе добровольности, и учитывать следующее: педагог - наставник должен обладать высокими профессиональными качествами, коммуникативными способностями, пользоваться авторитетом в коллективе среди коллег, учащихся, родителей. Желательно и обоюдное согласие наставника и молодого специалиста в совместной работе.

Поскольку наставничество является двусторонним процессом, то основным условием эффективности обучения наставником молодого специалиста профессиональным знаниям, умениям и навыкам является его готовность к передаче опыта.

 Педагог - наставник должен всячески способствовать,

в частности и личным примером, раскрытию профессионального потенциала молодого специалиста,

 привлекать его к участию в общественной жизни коллектива,

 формировать у него общественно значимые интересы, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора, его творческих способностей и профессионального мастерства.

Он должен воспитывать в нем потребность в самообразовании и повышении квалификации, стремление к овладению инновационными технологиями обучения и воспитания.

  Когда молодой учитель приступает к профессиональной деятельности, он, конечно же, нуждается в поддержке. Поэтому наставнику необходимо обратить внимание молодого специалиста:

  • на требования к организации учебного процесса;
  • требования к ведению школьной документации;
  • формы и методы организации внеурочной деятельности, досуга учащихся;
  • ТСО (инструктирование по правилам пользования, технике безопасности, возможности использования в практической деятельности);
  • механизм использования (заказа или приобретения) дидактического, наглядного и других материалов.

Выбор формы работы с молодым специалистом должен начинаться с вводного анкетирования, тестирования или собеседования, где он расскажет о своих трудностях, проблемах, неудачах.

Затем определяется совместная программа работы начинающего учителя с наставником. Чтобы взаимодействие с молодыми специалистами было конструктивным, наставнику необходимо помнить, что он не может и не должен быть ментором, поучающим молодого и неопытного преподавателя или только демонстрирующим свой собственный опыт.

Наставничество – это постоянный диалог, межличностная коммуникация, следовательно, наставник, прежде всего, должен быть терпеливым и целеустремленным. В своей работе с молодым педагогом он должен применять наиболее эффективные формы взаимодействия: деловые и ролевые игры, работу в "малых группах", анализ ситуаций, самоактуализацию и пр., развивающие деловую коммуникацию, личное лидерство, способности принимать решения, умение аргументировано формулировать мысли.

ЭТАПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

НАСТАВНИКА И МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА

Можно выделить следующие этапы взаимодействия наставника и молодого специалиста:

1. Прогностический: определение целей взаимодействий, выстраивание отношений взаимопонимания и доверия, определение круга обязанностей, полномочий субъектов, выявление недостатков в умениях и навыках молодого специалиста.

2. Практический: разработка и реализация программы адаптации, корректировка профессиональных умений молодого специалиста.

3. Аналитический: определение уровня профессиональной адаптации молодого специалиста и степени его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.

Три года назад в наш коллектив пришёл молодой учитель, с огромным желанием работать, но не имеющий опыта этой работы.

Я, как учитель – наставник, проработавшая в данной школе более тридцати лет, имеющая огромный опыт работы, с большой ответственностью отнеслась к порученному делу. Вместе с Евгенией  Нестеровной  мы составили план работы, готовили её первые уроки и родительские собрания. А сколько было взаимопосещённых уроков. А затем, так называемый «разбор полётов».

Так как я успешно занимаюсь проектно-исследовательской деятельностью, мы большое внимание уделили этой работе. Ученики Юлии Александровны всё чаще стали выступать со своими проектами и исследовательскими работами на конференциях и форумах, занимая призовые места.

Я наблюдала, как из неуверенной в себе учительницы, Юлия Александровна превращалась в грамотного, ответственного, успешного педагога. Было всё – успехи и неудачи. Но самое главное – было большое желание работать! И я рада, что в рождении нового педагога я принимала активное участие.

Стоять над жизнью молодой,

Храня прекрасное единство,

Честь вековая, долг святой-

Учительство и материнство.

Сначала души пробуди,

Пусть жажда к знанью в них проснётся,

Потом питомцев поведи

К прозрачно – чистому колодцу.

Живую воду из глубин

Ты черпать научи рукою,

Чтоб свой народ и край любить,

Мужать и хорошеть душою.

В. Раабе

Опыт работы педагога-наставника

Коптыгиной Натальи Владимировны

с молодым специалистом

Аксёновым Юрием Владимировичем

В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу.

Система образования нуждается в компетентном, ответственном педагоге. Но такого учителя с готовыми качествами и умениями, на мой взгляд, трудно найти. Поэтому в сельскую школу необходимо привлекать молодых педагогов, способных в максимально короткие сроки адаптироваться в новых для них условиях практической деятельности. В этой связи молодому специалисту следует:

систематически знакомиться с опытом своих коллег, посещать их занятия, прислушиваться к их советам, учиться у них методике преподавания учебного предмета, методике воздействия на учащихся с целью побуждения у обучаемых интереса к знаниям;

систематически изучать методическую и научную литературу, следить за педагогическими находками и поисками педагогов–новаторов, посещая библиотеки, составляя картотеку работ по изучаемой педагогической проблеме. Каждый раз следует пересматривать свои записи и заметки, тщательно анализируя тенденции развития общеобразовательной школы для внесения коррективов в сою педагогическую деятельность;

совершенствовать свои знания и умения по преподаваемой учебной дисциплине: принимать участие в научно-практических конференциях, выступать с докладами об опыте своей работы, обсуждать в педагогическом коллективе возникшие проблемы учебно-воспитательной работы, организовывать встречи с коллегами других образовательных учреждений и обмениваться опытом работы.

В этот момент начинающему учителю необходима помощь опытного педагога-наставника. И именно наставничество сегодня заслуживает самого пристального внимания, потому что в нем отражена жизненная необходимость молодого специалиста получить поддержку профессионала, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте.

В 2017-2018 учебном году в МБОУ «Степановская СОШ» пришел молодой специалист Аксёнов Юрий Владимирович. По воле жизненных обстоятельств молодой учитель только начал свое обучение в Томском Государственном Педагогическом Университете (ТГПУ) и являлся студентом 2 курса, специальность учитель ОБЖ, опыта преподавания в школе у него не было. Решением педагогического совета школы было решено назначить молодому специалисту педагога- наставника.

Обладая опытом работы в школе (31 год в качестве учителя технологии, руководителя МО учителей технологии, физической культуры, ИЗО и ОБЖ), взяла на себя обязанности наставника.

Согласно Положению о наставничестве в мои обязанности входило не только ознакомление начинающего учителя со школой, классом, основными обязанностями и требованиями, предъявляемыми к учителю, но и изучение деловых и нравственных качеств молодого специалиста, его отношения к окружающим, увлечения, наклонности, круга досугового общения. Кроме того необходимо было проводить обучение, контролировать и оценивать самостоятельное проведение Юрием Владимировичем учебных занятий и внеклассных мероприятий, словом, оказывать молодому специалисту помощь в овладении педагогической профессией, практическими приемами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки.

С целью качественного осуществления обязанностей наставника и успешной профессиональной адаптации начинающего учителя был разработан ряд мероприятий, который включал:

составление плана работы наставника с молодым специалистом на учебный год;

подборка комплекта диагностических материалов для выявления профессиональных затруднений молодого специалиста;

разработка методических рекомендаций для организации работы;

осуществление мониторинга всего периода профессиональной адаптации педагога и разработка рекомендаций по дальнейшей работе;

анализ результатов работы и обзор опыта работы по наставничеству.

При составлении плана работы (приложение) мною было учтено, что профессиональная адаптация – это процесс постепенного вхождения молодого специалиста в должность, приспособление к требованиям и условиям работы в образовательной организации, содержанию и особенностям педагогической деятельности, к педагогическому коллективу, во взаимодействии с которым осуществляется его профессиональная деятельность.

Именно на этом этапе, чтобы помочь начинающему свою деятельность преподавателю справиться с возникающими трудностями, необходимо, на мой взгляд, представить весь комплекс проблем, с которыми может столкнуться молодой учитель в своей работе (приложение 2).

К таким проблемам относятся:

проблемы в отношениях с учащимися;

проблемы в учебной работе.

Диагностика моего подопечного была проведена путем собеседования, тестирования и анкетирования (приложение) по трем направлениям:

планирование работы; организация деятельности учителя;

контроль деятельности самого учителя и обучающихся (проводился, в том числе, и во время посещения уроков Юрия Владимировича).

Проанализировав анкеты, побеседовав с молодым педагогом, наставником которого я являюсь, и, посетив его уроки, мне удалось выявить следующие профессиональные проблемы:

недостаток практических навыков в учебно-воспитательной работе,

сложность приспособления к нормам и принципам образовательной организации.

Была и еще одна серьезная проблема: большая часть времени начинающего педагога уходило на подготовку к уроку, и, как следствие, возникали перенапряжение, усталость, угасал интерес к работе. Вот с решения этой проблемы и началась работа с Юрием Владимировичем, так как считаю своей задачей дать молодому учителю инструментарий для самостоятельного проектирования урока, отвечающего современным требованиям.

Во-первых, у молодого специалиста вызвало затруднение составление рабочих программ по предметам, которые обеспечивают достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

С этой целью совместно с молодым специалистом подробно изучены программы по учебным предметам УМК «Школа России», даны рекомендации, оказана практическая помощь в составлении рабочей программы. Упор в процессе работы делался на соблюдение требований к рабочей программе, определение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения конкретного учебного предмета и на разработку тематического планирования с определением основных видов учебной деятельности обучающихся. Здесь моей целью было донести до начинающего педагога необходимость тщательного подхода к составлению рабочей программы, так как она является индивидуальным инструментом учителя, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для своего класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего современным требованиям. Об успешности проведенной работы свидетельствует следующий факт: в феврале 2018 года была проведена плановая выездная проверка МБОУ «Степановская СОШ» по выполнению требований ФГОС ОО, в ходе которой были проверены рабочие программы учителя соответствия данным требованиям, нарушений не было выявлено.

Во-вторых, определенные затруднения у начинающего учителя вызвал процесс проектирования урока, соответствующего принципам ФГОС.

С целью решения данной проблемы была проведены консультации, в ходе которой молодой специалист был ознакомлен с особенностями современного урока, сделав акцент на то, чтобы необходимый образовательный результат получить, необходимо урок направить на развитие личности учащегося. Внимание начинающего педагога было обращено на следующий факт: в свете современного урока учитель – соавтор образовательного продукта, а ученик – активный участник образовательного процесса, деятель. Именно поэтому упор был сделан на такие этапы урока как:

Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками

Актуализация учениками своих знаний

Поиск решения проблемы учениками

Выражение решения

Применение знаний учениками

Кроме того, нами были рассмотрены:

современные образовательные технологии, методики и результаты их применения;

формы работы с обучающимися на уроке;

система оценивания полученных результатов, а также особенности составления планов современного урока и конструирования учебного материала.

В результате работы методического объединения Юрию Владимировичу были предложены опорные таблицы, позволяющие правильно спроектировать урок. Совместно с молодым педагогом были разработаны уроки (приложение).

Результат проведенной работы не заставил себя долго ждать: уже к концу первой четверти учебного года у Юрия Владимировича сформировался свой стиль ведения урока, способствующий формированию у школьников умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы, умозаключения.

В-третьих, проблемным для моей подопечной стало составление технологических карт к уроку. Решению этой проблемы было уделено особое внимание, ведь обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС. Более того, правильно составленная технологическая карта позволяет существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.

В начале учебного года, молодому учителю были даны рекомендации по составлению технологических карт с дидактической и методической структурами урока, а также возможные варианты деятельности учителя и обучающихся.

С целью проведения качественной работы в области наставничества и получения желаемых результатов была разработана индивидуальная программа молодого специалиста, которая определяет направления работы по сопровождению молодого учителя Аксёнова Ю.В. Кроме того, в программе прослеживается работа с молодым специалистом по индивидуальному профессионально-педагогическому маршруту, составление портфолио достижений педагога, организация и проведение образовательного процесса, воспитательной работы, индивидуальное консультирование наставником молодого специалиста.

А также разработан план работы по сопровождению начинающего учителя, Аксёнова Ю.В. В него были включены следующие вопросы:

изучение федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС);

изучение вопросов организации и проведения образовательного процесса;

работа по освоению учебного предмета;

самостоятельная работа по теме самообразования;

работа по совершенствованию профессиональных знаний и навыков;

общественная работа, участие в заседаниях методического объединения.

В нашем коллективе, где опора на оценку качества образования сочетается с высокой требовательностью к нему, живут хорошие традиции, дух высокой ответственности, товарищеской взаимопомощи, творческой инициативы. В таких условиях начинающий педагог быстро и безболезненно входит в педагогический коллектив. Стержнем прогрессивных форм моей методической работы является активизация познавательной деятельности педагогов. Разнообразные формы работы с молодыми специалистами способствуют развитию познавательного интереса к профессии, активному усвоению приемов работы с детьми и их родителями, оказывают положительное влияние на совершенствование профессиональной деятельности.

Считаю, что правильно выбранные мной формы методического сопровождения позволяют начинающему учителю раскрыть свои творческие способности, таланты, деятельностные и организаторские возможности. Например, в 2018 году, Юрий Владимирович принял участие в работе во Всероссийском форуме образовательных практик. Стал участником конкурса «Рыцарь образования – 2018» в Томской области, где представил своё эссе педагогической деятельности.

Подготовил команду старшеклассников для участия в военно – спортивной эстафете на учебных сборах. Педагог, Юрий Владимирович, был отмечен Грамотой Управления образования Администрации Верхнекетского района и военным комиссариатом Верхнекетского района, Томской области, за хорошую подготовку обучающихся к сборам.

Наставничество, направленное на  передачу педагогического опыта от одного поколения к другому, становится эффективным средством сплочения педагогического коллектива. Процесс наставничества затрагивает интересы трех субъектов взаимодействия: обучаемого, самого наставника и организации-работодателя, в нашем случае: наставник, молодой специалист и директор школы. В этом процессе наставник развивает свои деловые качества, повышает свой профессиональный уровень, а молодой педагог, в свою очередь, получает знания, развивает умения, повышает свой профессиональный уровень и способности, развивает собственную профессиональную карьеру, учится выстраивать конструктивные отношения с наставником, директор же школы повышает культуру и профессиональный уровень подготовки кадров, улучшает взаимоотношения между сотрудниками.

Проведение моей работы по формированию традиций наставничества позволило молодому специалисту:

отработать усвоенные в период профессиональной переподготовки содержание и методы педагогического сопровождения развития детей;

взаимодействия родителей и педагогов школы на практике;

Используя в своей работе классическое наставничество, считаю, что не важно, какой методикой пользоваться, главное чтобы эта методика создавала ситуацию успеха у молодого специалиста.

Результативность профессиональной деятельности молодого специалиста

Молодой специалист Юрий Владимирович Аксёнов за 2 года работы в МБОУ «Степановская СОШ» показала высокие результаты в профессиональной деятельности на школьном, муниципальном и региональном уровнях.

На уровне МБОУ «Степановская СОШ»:

проведение открытых уроков, внеклассных мероприятий в рамках работы МО учителей технологии, физической культуры, ИЗО и ОБЖ;

выступление на заседании методического объединения учителей технологии, физической культуры, ИЗО и ОБЖ по программе профессионального самообразования "Применение информационных технологий в обучении предмета технология и ОБЖ"

На муниципальном уровне:

принял участие в работе муниципального семинара-практикума «Клуба молодого учителя» Верхнекетского района;

получил сертификат за активное участие в клубе молодого учителя Верхнекетского района.

На региональном уровне:

принял участие в конкурсе Администрации Томской области «Лучший молодежный социальный проект», где был представлен социальный проект и победил в номинации «Научно-техническое творчество молодежи».

Юрий Владимирович опубликовал в сети Интернет следующие разработки: публикация сценария урока и внеклассного мероприятия http://edu-time.ru/pub/109709

Учащиеся Юрия Владимировича участвуют в предметных олимпиадах, игровых и творческих конкурсах, становятся победителями и призёрами.

Одной из главных задач ОУ является профессиональная адаптации молодого педагога к образовательной среде. Решить эту проблему поможет организация школьного наставничества. Главная задача наставника — помочь молодому учителю реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения. При назначении наставника администрация образовательного учреждения должна хорошо знать, что наставничество — это поручение, основанное на принципе добровольности, и учитывать следующее: педагог — наставник должен обладать высокими профессиональными качествами, коммуникативными способностями, пользоваться авторитетом в коллективе среди коллег, учащихся, родителей. При организации наставничества директор школы издает приказ о назначении наставника на учебный год. Наставник необходим следующим категориям педагогов:  молодым учителям  вновь пришедшим учителям после перерыва в педагогической деятельности  наставник необходим учителям — неспециалистам. Во-первых педагогу-наставнику необходимо обратить внимание молодого педагога: на организацию образовательного процесса и ведение школьной документации. Наставник должен обеспечить поддержку молодым педагогам в следующих направлениях:  подготовка современного урока, осуществление индивидуального и дифференцированного подхода в процессе обучения;  разработка рабочих программ по предметам;  ведение классных журналов;  организация самообразовательной работы по методической теме;  участие в методической работе ОУ;  освоение педагогических технологий и применение их в образовательном процессе;  подготовка к предстоящей аттестации на квалификационную категорию по должности «учитель». Большое внимание педагог-наставник уделяет методическим формам работы с молодыми педагогами.Определенную роль в становлении молодого учителя играет его участие в методических мероприятиях школы. Методические дни, методические недели, профессиональные конкурсы, участие в школьных семинарах, конференциях, открытые уроки опытных учителей, заседания клуба «Молодой педагог», Дни коррекции и регуляции — неполный перечень методических мероприятий, которые проходят в ОУ по повышению педагогического мастерства [1, с. 66]. Заместитель директора школы и наставники обязаны подготовить для молодых педагогов различные рекомендации:  требования к современному уроку;  обязанности классного руководителя);  организация работы с неуспевающими учащимися;  организация работы с одаренными учащимися  анализ и самоанализ урока;  организация работы с родителями;  внеурочная деятельность по предмету;  методические рекомендации по проведению родительского собрания, внеклассных мероприятий и др. Одной из эффективных форм методической работы является создание портфолио учителя. Учитель-наставник обязан помочь разработать «портфолио» молодому педагогу, куда молодой специалист будет вносить педагогические находки, достижения, анкеты с отзывами на проведенные уроки, мероприятия. Портфолио помогает молодому педагогу увидеть динамику в профессиональном развитии в процессе наставнической деятельности. А также портфолио определяет повышение профессионального уровня педагога, уровень самоорганизации, самореализации, развитие коммуникативных навыков. Использовать портфолио возможно и при аттестации на квалификационную категорию. Портфолио поможет контролировать работу наставника, правильно подходить к отбору форм и методов работы с начинающим учителем, объективно оценивать результаты профессионального роста молодого педагога. Портфолио ведет молодой учитель, отмечая в нем повышение своей профессиональной компетентности и достижения в личностном росте [2, с. 44]. Доброжелательность, эмпатия, тактичность учителя-наставника способствуют созданию психологически комфортных условий для становления молодого специалиста. Взаимопонимание не состоится, если между наставником и учеником не будет доверия. Сотрудничество в рамках профессиональных обязанностей между наставником и молодым учителем необходимо для того, чтобы процесс адаптации прошел успешно. Наставничество — процесс долгий и трудный. Педагог-наставник должен быть терпеливым и целеустремленным и коммуникабельным. Организация наставничества в процессе повышения профессиональной компетентности молодого учителя проходит поэтапно и включает в себя формирование и развитие профессиональной компетентности педагога (Нормативно-правовой, методологической, психолого-педагогической. Предметно-методической, информационной), поэтому наставник может выстраивать свою деятельность в три этапа:  мотивационно-целевой, когда, наставник определяет обязанности и полномочия молодого педагога, а также выявляет недостатки в его компетентностях, чтобы выработать программу адаптации. [3, с. 34].  главный этап, где наставник разрабатывает и работает над реализацией программы адаптации, осуществляет корректировку профессиональных компетентностей молодого учителя, помогает разработать программу самосовершенствования.  итоговый, на данном этапе наставник проверяет уровень профессиональной компетентности молодого педагога, определяет готовность молодого учителя к выполнению своих функциональных обязанностей. Наставничество стимулирует потребности молодого педагога в самосовершенствовании, способствует его профессиональной и личностной самореализации. Эффективность системы наставничества помогает руководителям образовательных учреждений, педагогам-наставникам быстро и качественно решать задачи профессионального становления молодых учителей, включать их в проектирование своего развития, оказывать им помощь в самоорганизации, самоанализе своего развития, повышать их профессиональную компетентность. В процессе наставничества затрагиваются интересы трех субъектов взаимодействия: молодого педагога, учителя — наставника и школы. [4, с. 77]. Молодой педагог получает знания, развивает навыки и умения, компетентности, повышает свой профессиональный уровень и способности; развивает собственную профессиональную карьеру; учится выстраивать конструктивные отношения с наставником, коллегами; приобретает информацию о деятельности организации, в которой он работает. Учитель — наставник развивает свои профессиональные качества; методические, методологические, психолого — педагогические, информационные. Образовательное учреждение повышает культурный и профессиональный уровень подготовки кадров; улучшаются взаимоотношения между коллегами

Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:
Щипунова Н. Н. Организация наставничества в школе с молодыми педагогами // Молодой ученый. — 2016. — №6. — С. 845-847. — URL https://moluch.ru/archive/110/26995/ (дата обращения: 27.08.2019).

АНКЕТА ДЛЯ МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯ

1. Какие аспекты педагогической деятельности Вас более всего беспокоят?

2. Считаете ли Вы для себя необходимой помощь педагога-наставника?

3. Насколько легко Вы вступаете в контакты с окружающими?

4. Какова вероятность того, что Вы обидитесь на справедливую критику?

5. Выразите в процентах возможный вклад педагога-наставника в Ваше профессиональное становление (Этот вопрос особенно важен для выбора роли педагога-наставника: «проводник», «защитник интересов», «кумир», «консультант» или «контролер».)

6. Каких конкретно результатов Вы ожидаете от взаимоотношений с педагогом-наставником?

7. Какие качества наставника Вами могли бы быть наиболее востребованы: сопереживание, чувствительность, строгость, проницательность, авторитетность, серьезность, уважение к личности, пунктуальность, самокритичность, поощрение инициативы, требовательность, внимательность... (список можно продолжить)?

8. Вам достаточно взаимодействия с педагогом-наставником на работе или Вы хотели бы общаться с ним в неформальном обстановке?

9. Кто из членов педагогического коллектива школы оптимальным образом подходит на роль Вашего наставника? Что заставляет Вас так думать?

10. Вы готовы учиться и совершенствовать свой профессионализм?

http://900igr.net/up/datas/117122/003.jpg

        

http://900igr.net/up/datas/117122/013.jpg

http://900igr.net/up/datas/204789/010.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессиональная преемственность как условие становления молодого учителя

В статье рассматривается проблема профессионального становления молодого учителя, ее условия и особенности....

Наставничество в профессиональном становлении молодого учителя

Сегодня, в эпоху реформы системы образования, вопрос о работе в образовательных учреждениях молодых специалистов поднимается на разных уровнях. А между тем проблема, как привлечь грамотных молодых спе...

ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ НАСТАВНИЧЕСТВА ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ И СТАНОВЛЕНИЯ МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯ

Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции 24 ноября 2021 г. В статье раскрываются проблемы профессиональной адаптации молодых учителей через систему наставничест...

ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА профессионального становления молодого педагога

1. Обеспечить теоретическую, психологическую, методическую поддержку молодому педагогу.2. Стимулировать повышение теоретического и практического          уровня...

Выступление на РМО "Роль наставника в становлении молодого специалиста"

Выступление с анализом своей деятельности наставничества....

Роль наставничества в становлении молодого учителя

Наставничество - одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации молодых учителей, способствующая повышению их профессиональной компетентности и закреплению в образовательном учреждении....