ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА профессионального становления молодого педагога
рабочая программа

Галина Викторовна Самойленко

 1. Обеспечить теоретическую, психологическую, методическую поддержку молодому педагогу.

2. Стимулировать повышение теоретического и практического          уровня          педагога,          овладение современными педагогическими технологиями.

3. Способствовать               планированию           карьеры молодого специалиста, мотивации к повышению квалификационного уровня.

4. Отслеживать                        динамику              развития профессиональной деятельности педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_nastavnichestva.doc955 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2» с.Дивное

ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА профессионального становления молодого педагога в должности «учитель-логопед» Бруславцевой Юлии Владимировны

на 2022-2023 учебный год.

                                                                     Составлена педагогом - наставником:

                                                                     Самойленко Г.В.

с.Дивное

2022г.

Содержание

1. Паспорт программы

2. Пояснительная записка

3.Содержание программы

3.1. Система работы с молодыми педагогами

3.2. Этапы реализации программы

3.3. Формы работы педагога наставника с наставляемым молодым

педагогом

3.4. План работы педагога наставника с молодым педагогом.

Приложение        1.        

Форма        индивидуального        плана        профессионального  становления молодого педагога.

Приложение 2. Показатели        системы оценки профессиональной деятельности молодого педагога

Приложение  3.  Анкета  для  педагога наставника        для        анализа промежуточных результатов работы

Приложение 4. Анкеты для молодого педагога

 Приложение 5. Диагностическая карта оценки навыков молодого педагога.

Приложение 6. Форма отчета о проделанной работе по организации  наставничества за год

1. Паспорт программы

Название программы

Авторы


ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА профессионального становления молодого педагога первого года работы в должности «учитель-логопед»

Самойленко Г.В.

Организация        МБОУСОШ №2

Целевая аудитория        Педагог-психолог

Срок реализации

Этапы реализации


1 год (сентябрь 2022г. – май 2023г.)

1 этап – диагностический (сентябрь 2022г.)

2 этап – практический (октябрь 2022г. – апрель

2023г.)

3 этап – аналитический (май 2023г.)

Цель        Оказание помощи молодому педагогу в повышении квалификации,        уровня        профессионального мастерства и обобщении передового педагогического опыта, адаптации к коллективу коллег, детей, родителей.

Задачи                1. Обеспечить теоретическую, психологическую, методическую поддержку молодому педагогу.

2. Стимулировать повышение теоретического и практического        уровня        педагога,        овладение современными педагогическими технологиями.

3. Способствовать        планированию        карьеры молодого специалиста, мотивации к повышению квалификационного уровня.

4. Отслеживать        динамику        развития профессиональной деятельности педагога.

Основные направления        1. Повышение профессионального мастерства

молодого педагога в моделировании воспитательно-

образовательного процесса.

3

2. Формирование навыка ведения педагогической

документации.

3. Изучение нормативных актов и инструктивных

документов,        обеспечивающих        реализацию

воспитательно-образовательного процесса.

4. Развитие профессиональной компетенции.

5. Изучение уровня профессиональной подготовки молодого педагога и анализ результатов работы наставничества.

Условия эффективности                1. Взаимосвязь        всех        звеньев        методической деятельности, её форм и методов.

2. Системность и непрерывность в организации всех форм взаимодействия педагога наставника и наставляемого молодого педагога.

3. Сочетание теоретических и практических форм работы.

4. Анализ результатов работы.

5. Своевременное        обеспечение        педагога педагогической        и              учебно-методической информацией.

Ожидаемые результаты                1.        Познание        молодым        педагогом        своих профессиональных        качеств         и        ориентация        на ценности саморазвития.

2. Качественные изменения во взаимоотношениях с        коллегами,        воспитанниками,        родителями (законными представителями).

3. Стремление взаимодействовать с установкой на открытость, взаимопомощь.

4.        Рост        профессиональной        и        методической компетенции молодых воспитателей, повышение уровня их готовности к педагогической деятельности.

2. Пояснительная записка

В условиях модернизации системы образования в России значительно возрастает роль педагога, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам, социальной и профессиональной позиции. Молодые специалисты имеют те же должностные обязанности и несут ту же ответственность, что и коллеги с многолетним стажем работы, а воспитанники и их родители, администрация образовательного учреждения ожидает от них столь же безупречного профессионализма.

Перемены        в        обществе        и        образовании        обусловили        ряд        социальных        и профессиональных трудностей в процессе адаптации молодого педагога к трудовой деятельности.        Период        вхождения     молодого        педагога        в     профессию        отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности.

Каждый        руководитель        образовательной        организации,        старший        воспитатель (методист) осознаёт тот факт, что достижение желаемых результатов в воспитании, развитии и обучении дошкольников невозможно без оптимального подхода к работе с кадрами.        Для     эффективной     организации        воспитательно-образовательного        процесса необходима высокая профессиональная компетентность педагогов.

Идея создания программы появилась в результате осознания необходимости сопровождения профессионально-личностного развития молодых воспитателей. При взаимодействии опытных и молодых педагогов происходит интеллектуальное единение, обмен опытом, развитие совместного творчества, развитие профессионального мастерства, самовыражения.

Программа наставничества нацелена на работу с молодым педагогом –педагогом-психологом, имеющими опыт работы в дошкольном образовании менее трех лет.

Начиная свою работу в дошкольной образовательной организации, она испытывает потребность в общении с коллегами, в более глубоком знании психологии детей, методик дошкольного воспитания и обучения. Настоящая программа призвана помочь организации деятельности педагогов наставников с молодыми педагогами на уровне образовательной организации.

5

3. Содержание программы

3.1. Система работы с молодым специалистом

Система работы с молодым педагогом начинается при трудоустройстве и начале его

профессиональной деятельности.

При организации наставничества процесс наставничества затрагивает интересы трёх

субъектов взаимодействия:

Субъекты взаимодействия        Содержание взаимодействия

Старший воспитатель –        1. Создание условий для адаптации педагога на

молодой педагог        работе.

2. Знакомство с нормативными и локальными

актами.

3. Обеспечение необходимыми методическими материалами, литературой.

Молодой педагог –        1. Формирование авторитета педагога, уважения,

6

воспитанники –

родители

представители)


интереса к нему у детей и родителей (законных

(законные представителей).

Молодой педагог –        1. Оказание поддержки со стороны коллег.

коллеги

3.2. Этапы реализации программы

Программа наставничества рассчитана на 1 год. Решение о продлении реализации программы может быть принято с учетом потребности в данной программе.

Содержание        программы        реализуется        последовательно.        Этапы        реализации программы:

1 этап. Диагностический

Задачи этапа: выявление профессиональных затруднений молодых педагогов; разработка основных направлений работы с молодыми педагогами.

Содержание этапа:

Педагог наставник анализирует профессиональную готовность молодого педагога по критериям:

- педагогическое образование;

- теоретическая подготовка (знание основ общей и возрастной психологии, педагогики, методики воспитания и обучения дошкольников);

- наличие опыта практической работы с детьми дошкольного возраста; - ожидаемый результат педагогической деятельности;

- выявление особенностей личности педагога.

Для получения необходимых сведений могут быть использованы методы: - опрос;

- собеседование; - анкетирование;

- наблюдение за организацией воспитательно-образовательного процесса в группе.

В зависимости от результатов диагностического этапа молодые педагоги условно делятся на три группы:

1) педагоги, имеющие недостаточную теоретическую и практическую подготовку;

2) педагоги с достаточной теоретической подготовкой, но не имеющие опыта практической работы;

7

3) педагоги со слабо развитой мотивацией труда.

В зависимости от полученных данных, педагог наставник ставит цели работы,

определяет содержание работы, выбирает методы и формы работы.

Примерные цели и формы работы:

педагоги, имеющие недостаточную теоретическую и

практическую подготовку


Педагоги с достаточной теоретической подготовкой, но не имеющие опыта

практической работы


Педагоги со слабо развитой мотивацией

труда

Содержание и цели работы

Усвоение теоретического Овладение        навыками Повышение        интереса        и

материала, формирование практической        работы        с положительного

навыков

работы.


практической педагогами, родителями.        отношения        к

педагогической

деятельности, помощь в

осознании        своей

профессиональной

значимости,

ответственности


степени

за

Формы работы

Консультации


воспитание        и        обучение

детей.

Дискуссии

Семинары-практикумы

Беседы

Изучение методической литературы

Взаимопосещения

Коллективные просмотры педпроцессов

Анализ педагогических ситуаций


Круглые столы

Деловые игры

Убеждения, поощрения

беседы

Таким        образом,        разрабатывается        индивидуальный        план        профессионального становления молодого педагога на год. Результативность и эффективность реализации индивидуального        плана     профессионального        становления        анализируется        педагогом

8

наставником и молодым педагогом не реже 1 раза в 3 месяца. На основании результатов

анализа в индивидуальный план профессионального становления молодого педагога могут

вноситься изменения и дополнения.

2 этап. Практический.

Задача этапа: реализация основных положений Программы. Содержание этапа:

Создание благоприятных условий для профессионального роста начинающего педагога;

Взаимоподдержка и взаимопомощь;

Координация действий педагога в соответствии с задачами ДОУ и задачами воспитания и обучения детей;

Оказание методической помощи опытным педагогом начинающему;

Помощь по подбору и использованию педагогически целесообразных пособий, игрового и дидактического материала;

Оказание        позитивного        влияния        на        рост        профессиональной        компетентности начинающего педагога;

Советы, рекомендации, разъяснения, поправки в педагогические действия. 3 этап. Аналитический

Задачи этапа: подведение итогов работы и анализ эффективности реализации этапов программы.

Содержание этапа:

Анализ результатов работы молодого педагога с детьми; Динамика профессионального роста молодого педагога; Рейтинг молодого педагога среди коллег; Самоанализ своей деятельности за прошедший год;

Перспективы дальнейшей работы с молодыми педагогами; Подведение итогов, выводы.

3.3. Формы работы педагога наставника с наставляемым молодым педагогом

Для того, чтобы повысить профессиональное мастерство молодого педагога, используются разные формы работы. Выбор форм работы зависит от этапа реализации программы, от личностных качеств педагогов, от уровня профессиональной подготовки молодых педагогов, от поставленных задач.

9

Формы работы с молодыми педагогами

Кинельский ресурсный

центр


Уровень образовательной

организации


Департамент

образования и науки

Самарской области

1.Курсы        повышения 1.Диалог, беседа.        1.Аттестация

квалификации.

2.Окружные методические


2.Индивидуальная, групповая

консультация.

объединения.

3.Областные


3.Самоанализ        собственной

семинары, деятельности.

конференции.

4.Вебинары.

5.Конкурсы


4.Обучающие семинары.

5.Практикумы.

6.Анкетирование, опрос.

профессионального

мастерства.


7.Мастер-класс        педагога

наставника.

6.Общение, обмен опытом 8.Взаимопосещения, открытые в        профессиональных просмотры.

интернет-сообществах.        9.Анализ        педагогических ситуаций.

10.Диссеминация опыта. 11.Деловая игра. 12.Круглый стол. 13.Конкурс профессионального мастерства.

3.4. Примерный план работы педагога наставника с молодым педагогом

        Мероприятие        Деятельность наставника

п/п


Ожидаемый

результат

1 год

1.        Выявление        Подбор,        разработка Индивидуальный план

профессиональных

проблем        и


диагностических материалов.

Осуществление


профессионального

становления молодого

10

образовательных        диагностических процедур.        педагога (далее – ИП)

запросов

педагога

2.        Изучение


молодого

Деятельность по изучению Компетентность

нормативно-правовой нормативных        актов, молодого        педагога

базы. Ведение

педагогической


локальных актов. Составление

программы.


относительно рабочей современных

требованиях        к

документации.        Обучение правилам ведения дошкольному

документации.        образованию        и

педагогу дошкольного

образования,        в

ведении

документации.

3.        Обеспечение каналов Создание на личном сайте Возможность многосторонней        наставника        страницы        для постоянного

связи        с        молодым молодого        педагога; взаимодействия        и

педагогом.

4.        Проектирование


организация

посредством

электронной связи.

и Открытые


общения

каналов

занятия


общения.

Компетентность

анализ        наставника,        других молодого педагога в

образовательной

деятельности.


педагогов, их анализ.

Практикумы


проектировании        и

по анализе ООД.

планированию каждого этапа

ООД.

Разработка        инструментария

для        самостоятельного

проектирования ООД.

5.        Проведение        Знакомство        с        правилами Журнал мониторинга,

мониторинга

освоения


проведения

диагностики,


педагогической

с


индивидуальные

образовательные

образовательной

программы


диагностическим        маршруты.

инструментарием, способами

11

воспитанниками.        фиксирования        данных,        с

методами        анализа        и

обобщения        полученных

данных.

6..        Формирование        Подборка        материалов        по Культура общения с

позитивного имиджа вопросам         педагогической педагогами, педагога                           этики, риторики, культуры.        родителями

Сборник        методических

рекомендаций.


(законными

представителями),

Практикумы        по        решению воспитанниками,

педагогических ситуаций        освоенные

эффективные приемы.

7.        Мониторинг

профессионального


Выбор

методик.


диагностических Коррекция ИП.

Осуществление

роста        молодого мониторинга. педагога.

8.        Определение        Разработка        технического Коррекция ИП. технического задания задания            (с            учетом

результатов мониторинга или на основе перспектив работы на следующий год)

9.        Итоги        реализации Подготовка        отчета программы        наставника.

12


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Разработка и апробация модельной методики профессионального становления молодого педагога"

В данной работе представлена презентация (с приложением) модельной методики для районных и городских комитетов по образованию. Данный проект был создан на курсах повышения квалификации директоров школ...

Программа «Наставничество – эффективный путь профессионального становления молодого специалиста»

http://Наставничество – одна из наиболее эффективных форм адаптации, способствующая повышению профессиональной компетентности и закреплению в образовательных учреждениях педагогических кадров. З...

Наставничество в профессиональном становлении молодого учителя

Сегодня, в эпоху реформы системы образования, вопрос о работе в образовательных учреждениях молодых специалистов поднимается на разных уровнях. А между тем проблема, как привлечь грамотных молодых спе...

Наставничество. Индивидуальный образовательный маршрут профессионального развития молодого педагога

Индивидуальный образовательный маршрут становления и развития профессиональный компетенций молодого педагога...

Роль наставничества в формировании профессиональных качеств молодого педагога.

Формирование профессиональных качеств молодого педагога....

Презентация "Деятельность педагога – наставника как условие профессионального становления молодых педагогов в форме наставничества «учитель-учитель».

Презентация содержит информацию о наставничестве как социально-экономическом тренде современной России, рассказывает о составляющих образа учителя-наставника (психологические аспекты), расскрывает эта...

Программа «Наставничество - эффективный путь профессионального становления молодого специалиста.

Наставничество – одна из наиболее эффективных форм   адаптации, способствующая повышению профессиональной компетентности и закреплению в образовательных учреждениях педагогических кадр...