Выступление на РМО "Роль наставника в становлении молодого специалиста"
методическая разработка

Белихова Надежда Александровна

Выступление с анализом своей деятельности наставничества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль наставника в становлении молодого специалиста

В современных условиях модернизации системы образования, с учетом объявленного года педагога и наставника, значительно возрастает роль педагога, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам, к его социальной и профессиональной позиции. Учитывая стремительное развитие техники и технологий во всех сферах деятельности, приобретает особую значимость проблема привлечения и закрепления в общеобразовательных учреждениях молодых специалистов.

         Особенностью труда начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ответственность, что и опытные учителя, а учащиеся и их родители, коллеги, администрация ожидают от них столь же безупречного профессионализма.Другими словами, они должны в максимально короткие сроки адаптироваться в новых для них условиях практической деятельности.

Молодым (начинающим) педагогам очень трудно профессионально состояться в современном мире. Им необходимо не только хорошо ориентироваться в нормативно-правовых документах, регламентирующих деятельность педагога, владеть методикой и современными образовательными технологиями, но и приобрести авторитет среди воспитанников, родителей, коллег, сформироваться как яркая самобытная, неповторимая личность.

Наиболее эффективной формой совместной деятельности, направленной на развитие личности молодого (начинающего) специалиста, является наставническая работа.

Наставническая работа в системе дополнительного образования с молодыми (начинающими) специалистам имеет свою особенность, существенно отличающуюся от школьной. Реальность такова, что на сегодняшний день мало педагогов, работающих в учреждениях нашего профиля, имеют специальную профессиональную подготовку и педагогическое образование, владеют знаниями возрастных и психологических особенностей детей. Этот момент, пожалуй, самый трудный и объемный по восполнению.

Задача наставника – помочь молодому специалисту реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие решения.

Более подробно о задачах наставничества:

  • привитие молодым специалистам интереса к педагогической деятельности и закрепление в образовательном учреждении;
  • ускорение процесса профессионального становления учителя и развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности.
  • адаптация к корпоративной культуре, усвоение лучших традиций коллектива и правил поведения в образовательном учреждении, сознательного и творческого отношения к выполнению обязанностей учителя.

Для молодого специалиста вхождение в новую деятельность сопровождается высоким эмоциональным напряжением, требующим мобилизации всех внутренних ресурсов. Возникает жизненная необходимость молодого специалиста получить поддержку опытного педагога-наставника, который готов оказать ему практическую и теоретическую помощь на рабочем месте и повысить его профессиональную компетентность.

Педагог-наставник должен всячески способствовать, в частности и личным примером, раскрытию профессионального потенциала молодого специалиста, привлекать его к участию в общественной жизни коллектива, формировать у него общественно значимые интересы, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора, его творческих способностей и профессионального мастерства. Воспитывать в молодом специалисте потребность в самообразовании и повышении квалификации, стремление к овладению инновационными технологиями обучения и воспитания.

Чтобы осуществлять наставническую деятельность, мало быть просто опытным высококвалифицированным педагогом, со своей сложившейся системой педагогической деятельности. Необходимо развивать свой творческий потенциал, постоянно находиться в поиске, совершенствовать свои формы и методы работы, осуществлять межличностное общение с коллегами, перенимать чужой опыт и делиться собственными разработками.

Я считаю, как педагог-наставник, что должна обратить особое внимание молодого специалиста на:

- требования к организации учебного процесса;

- требования к ведению документации;

- формы и методы организации внеурочной деятельности учащихся;

- механизм использования дидактического, наглядного и других материалов;

- использование в учебной деятельности возможностей информационно-образовательной среды.

Обеспечить поддержку молодого специалиста в области:

- практического и теоретического освоения основ педагогической деятельности (подготовка, проведение и анализ урока; формы, методы и приемы обучения; основы управления уроком и др.);

- разработки программы собственного профессионального роста;

- выбора приоритетной методической темы для самообразования;

- подготовку к первичному повышению квалификации;

- освоения инновационных тенденций в педагогике и образовании;

- подготовки к предстоящей аттестации на подтверждение или повышение разряда.

Как видите работа должна быть проделана немалая. Поэтому считаю, что самый приемлемый вид наставничества – «желательный наставник» – то есть, прежде всего, учет интересов молодого (начинающего) учителя. Выбор наставника определяется именно его предпочтениями, тогда возможно сложится творческий союз.

«Плюсом» этого вида наставничества является то, что наставников выбирают по их личным и профессиональным качествам чаще всего сами молодые учителя; обучающие программы строятся на основе интересов и потребностей подопечного; помощь наставника организуется на основе устной договоренности, стороны не связаны практически никакими условиями; помощь ориентирована на формирование позитивных взаимоотношений.

Повторюсь что в тандеме наставничества «учитель-учитель» очень важно взаимное желание для работы.

Наставничество является двусторонним процессом. Основным условием эффективности обучения наставником молодого специалиста профессиональным знаниям, умениям и навыкам является - его готовность к передаче опыта. А основным условием эффективного обучения молодого специалиста – его желание, потребность принять предоставляемую информацию и передачу практических навыков наставником.

О своем опыте наставничества могу сказать, что методом проб и ошибок пришла к определённым выводам:

  • Если начинающий педагог не заинтересован в получении опыта, у него нет желания меняться, возможно он более самонадеян или не готов к постоянной работе над собой, к внутреннему анализу своей деятельности. То и ждать каких-либо результатов не стоит, нельзя заставить взрослого человека меняться.
  • Необходимо всегда предоставлять кредит доверия, то есть дать свободу в выборе форм и методов, свободу к творческим урокам и мероприятиям. Это как раз и показывает и желание, и рост педагога.
  • Обязательно нужно обсудить план наставничества, создать как сейчас говорят дорожную карту. Чтобы не пропустить важные моменты для начинающего педагога и не пустить на самотек, чтобы пропало желание стать лучше и успешнее.
  • Еще один важный момент, наиболее эффективная форма работы с наставляемыми, это технология создания ситуации соревновательного успеха, другими словами это подготовка к публичным выступлениям, к конкурсам. Именно в это время нарабатывается определенный опыт и карьерный рост.

Являясь наставником, я открыла для себя ряд преимуществ:

– во-первых, наставничество помогает мне увидеть и наметить новые перспективы в сфере своей педагогической деятельности (Молодежь- вдохновитель моих идей);

– во-вторых, я ощущаю свой вклад в систему профессиональной адаптации моих коллег («Сею зерно мудрости»);

– в-третьих, это стимул к самосовершенствованию (Учитель должен «соответствовать» возрасту своих подопечных);

– в-четвертых, поскольку наставничество носит субъектный характер, сама учусь у них расширять свой арсенал «современных» навыков и умений, осваивать современные технологии обучения, стили профессиональной деятельности, т.е. – оставаться открытой для современных педагогических инноваций! (Ох, как много слов новых, современных, а профессий – и подавно. Чтобы быть детям интересными – мы должны все это знать!!!)

– в-пятых, это - общение с молодым поколением: интересным, современным, креативным, мобильным. (Пост: Кроме высшего образования нужно иметь среднее соображение, и, как минимум, начальное воспитание).

- в-шестых, видя мою работу над собой, упорная иногда, даже болезненная ломка старого стереотипа и создание нового. Другими словами, мой личный пример, способствует и росту моего авторитета.

Поэтому я считаю, что сотрудничество «наставник-учитель» должно развиваться именно по принципу партнёрства, т.е. «на равных». В таком случае обогащаются и растут оба участника процесса. Молодой специалист зачастую лучше нас владеет современными средствами коммуникации, лучше знает и понимает запросы учеников, так как ближе к ним по возрасту, наконец, просто обладает большей энергией.

        На сегодняшний день я заканчиваю работу над выстраиванием индивидуального маршрута «дорожной карты» для начинающего педагога. В интернете их уже не мало, для меня важно, чтобы она стала рабочей и помогала выявлять и устранять необходимые навыки у наставляемого.

Главное – быть открытым для педагогических инноваций, что у меня, считаю, получается.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

роль педагога наставника в становлении молодого педагога

Слайд 2

Задачи НАСТАВНИЧЕСТВА -; -. -. Привитие молодым специалистам интереса к педагогической деятельности и закрепление в образовательном учреждении. Ускорение процесса профессионального становления учителя и развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности. Адаптация к корпоративной культуре, усвоение лучших традиций коллектива и правил поведения в образовательном учреждении, сознательного и творческого отношения к выполнению обязанностей учителя. Оказание помощи молодым специалистам а их профессиональном становлении, а так же формирование в учреждении кадрового ядра. Цель:

Слайд 3

МОЙ ЛИЧНЫЙ ПРИМЕР НАСТАВНИКА -; -. -. Конкурс «ПЕДАГОГ ГОДА 2015» Конкурс «ПЕДАГОГ ГОДА 2022» Команда КВН нашего учреждения Творческий коллектив «ВОЛЬНИЦА» (профсоюзный конкурс)

Слайд 4

ВАЖНО! (для молодых педагогов дополнительного образования)

Слайд 5

Области поддержки молодого специалиста

Слайд 6

Наставничество - двусторонний процесс

Слайд 7

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ НАСТАВНИЧЕСТВА АДАПТАЦИОННЫЙ Определяется круг обязанностей молодого специалиста, выявляются недостатки в умениях и навыках Проверять уровень профессиональной компетентности молодого педагога и степень готовности к выполнению своих обязанностей. Разрабатывается и реализуется программа адаптации, осуществляется корректировка профессиональных умений ПРОЕКТИРОВОЧНЫЙ КОНТРОЛЬНО- ОЦЕНОЧНЫЙ

Слайд 8

СХЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Слайд 9

МОИ ВЫВОДЫ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ Готовность молодого педагога к постоянной работе над собой, к внутреннему анализу своей деятельности. Подготовка к публичным выступлениям и конкурсам для получения определенного опыта и карьерного роста. Свобода в выборе форм и методов, подход к творческим урокам и мероприятиям. КРЕДИТ ДОВЕРИЯ СИТУАЦИИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОГО УСПЕХА Обсудить с наставляемым, создать дорожную карту. ПЛАН НАСТАВНИЧЕСТВА

Слайд 10

ДОРОЖНАЯ КАРТА План Цели Результаты Сроки Заметки Адаптация к новому месту работы Адаптация к новым условиям трудовой деятельности – приспособление к физическим и психологическим нагрузкам; – изучение особенностей управления учреждения ; – ознакомление с новыми обязанностями. Руководство учреждения создало условия для легкой адаптации молодого специалиста (знакомство с рабочим кабинетом, представление коллективу, помощь в оформлении документации, знакомство с обязанностями, ответы на возникающие вопросы, советы по организации работы). В течение первого учебного года Следует как можно чаще обращаться за помощью к более опытным коллегам, в том числе и к руководству учреждения. Установление взаимоотношений Установление контактов: –с администрацией учреждения; – с коллегами; – с учащимися и их родителями. Контакт с о пытными педагогами, получение от них советов, эмоциональной поддержки. Установление рабочей обстановки в ученическом коллективе, связи с родителями. В течение первого учебного года Следует выделять свободное время на общение с коллегами и с педагогом-наставником.

Слайд 11

ДОРОЖНАЯ КАРТА (продолжение) План Цели Результаты Сроки Заметки Принятие роли учителя – Усвоение роли педагога; – принятие педагогической деятельности; – умение планировать урочное время; – держать дисциплину на занятиях; –применять педагогические технологии; – оценивать устные и письменные ответы учащихся; – работа с документацией; – умение находить индивидуальный подход к каждому учащемуся; – следить за посещаемостью; – проведение бесед с учащимися. Построение четкой структуры организации урока, внеурочного занятия. Поиск интересных форм работы с родителями . Безошибочное заполнение документации. Авторитет у учеников. В течение первого учебного года Следует чаще обращаться к коллегам с различными вопросами по возникающим сложностям. Это поможет преодолеть все трудности адаптации.

Слайд 12

ДОРОЖНАЯ КАРТА (продолжение) План Цели Результаты Сроки Заметки Педагогический рост (развитие) – Участие в семинарах, обсуждениях, встречах; – взаимопосещение занятий; – участие в профессиональных конкурсах педагогического мастерства; – прохождение курсовой подготовки и т.д. Помощь педагога-наставника молодому специалисту с подготовкой к выступлениям на различных мероприятиях. Посещение различных курсов повышения квалификации. В течение первого учебного года Следует как можно чаще участвовать в семинарах, форумах, конкурсах, а также своевременно проходить курсовую подготовку. Формирование собственной системы работы с учащимися – Применять на уроках различные педагогические технологии и методы; – посещать уроки других педагогов и перенимать их методы работы; – применение собственного разработанного проекта, связанного с внеурочной деятельностью учащихся. Посещение занятий других педагогов во время методических недель. Разработка и показ открытого занятия, его анализ. В течение первого учебного года Проявлять: инициативу присутствия на уроках коллег; креативность в профессии, - уметь применять различные педагогические технологии и привносить свое в учебную деятельность.

Слайд 13

РЯД ПРЕИМУЩЕСТВ ДЛЯ НАСТАВНИКА

Слайд 14

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Некоторые аспекты становления молодого специалиста в рамках реализации учебного проекта "Успешное чтение".

У нашего колледжа педагогическая направленность. Образ современного учителя не раз обсуждался на уроках и во внеурочной деятельности всего ...

Индивидуальный план профессионального становления молодого специалиста

адаптация и оказание педагогической и психологической поддержки молодого педагога...

Программа "Профессиональное становление молодого специалиста в условиях образовательного пространства"

разработать современную систему профессиональной подготовки молодого специалиста к практической деятельности, апробировать ее в условиях ОУ....

Программа «Наставничество – эффективный путь профессионального становления молодого специалиста»

http://Наставничество – одна из наиболее эффективных форм адаптации, способствующая повышению профессиональной компетентности и закреплению в образовательных учреждениях педагогических кадров. З...

Выступление на весенней сессии "Веб клуб молодых специалистов и наставников" "Продуктивные виды деятельности в коррекции недостатков речи и восприятия у детей с тяжелыми нарушениями речи"

Продуктивные виды деятельности в коррекции недостатков речи и восприятия у детей с тяжелыми нарушениями речи. Каждый ребенок — художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из...

План профессионального становления молодого специалиста

План профессионального становления молодого специалиста...