Аналитическая записка о результатах педагогической деятельности
статья по теме

Скачкова Марина Владимировна

Материал на муниципальный этап конкурса "Учитель года" в 2016 году. Применение проблемно-диалогической технологии на уроках биологии и географии. Анализ результатов педагогической деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiticheskaya_zapiska.docx182.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Большелычакская средняя школа»

Аналитическая записка о результатах педагогической деятельности

Муниципальный этап Всероссийского конкурса педагогического мастерства «Учитель года России» в 2016 году

                                  Автор: Скачкова Марина Владимировна

2016г.

1. Визитная карточка

Я, Скачкова Марина Владимировна, учитель биологии и географии МБОУ «Большелычакская СШ» Фроловского муниципального района Волгоградской области. Имею высшее образование и первую квалификационную категорию. В 2013г. Окончила естественно-географический факультет Волгоградского государственного социально-педагогического университета по специальности учитель биологии. Мой педагогический стаж составляет 10 лет, и все эти 10 лет работаю в родной школе, выпускницей которой и являюсь.

Мой девиз:  Сегодня я буду делать то, что другие не хотят, чтобы завтра я смогла сделать то, что другие не могут!

Цели педагогической деятельности: создать условия для интеллектуального и духовного развития обучающихся, раскрыть и реализовать их творческий потенциал, формируя прочную базу универсальных учебных действий.

Направления деятельности:

  • Учебная:  преподаю биологию и географию в 5-11кл., элективный курс в 11кл.
  • Воспитательная: являюсь  классным руководителем в 8 классе.
  • Руководство: руковожу ШМО классных руководителей, являюсь ответственной за  организацию воспитательной работы и психолого-педагогичекого сопровождения обучающихся  в школе.
  •  Экспертная: вхожу в состав комиссии по проверке олимпиадных работ муниципального этапа.
  • Общественная: член профсоюзной организации школы; депутат Большелычакского сельского поселения.

        За свою педагогическую деятельность и активную жизненную позицию имею поощрения:

  • Благодарность Начальника Отдела образования Администрации Фроловского муниципального района за активное участие в районном конкурсе презентаций «Кабинет географии» (2013г.);
  • Грамота Начальника Отдела образования Администрации Фроловского муниципального района за высокий профессионализм, результативность, большой вклад в обучение и воспитание подрастающего поколения (2014г.);
  • Благодарность директора МБОУ «Большелычакская СОШ» за подготовку лауреата конкурса «Ученик года - 2014»;
  • Диплом Начальника Отдела образования Администрации Фроловского муниципального района за подготовку призёра в научно-практической конференции «День Земли» в номинации «Уникальные природные объекты Волгоградской области» (2015г.);
  • Почётная грамота директора МБУ «Молодёжный центр «Пульс» за активное участие в районном этапе региональной добровольческой акции «Молодые, поклонитесь старикам!», приуроченной к Международному дню пожилых людей (2015 г.);
  • Благодарность Главы Администрации Большелычакского сельского поселения  за активное участие в общественной жизни Большелычакского сельского поселения.

        Методическая тема, над которой я работаю: «Проблемно-диалогическое обучение на уроках географии и биологии».

Тема данной работы стала для меня актуальной потому, что в основе лежит интерес учеников в развитии специальных навыков, наблюдательности, фантазии, духовного и нравственного развития их личности.

Данная тема предусматривает как индивидуальную работу с учащимися, так и коллективную деятельность.

Приоритетная цель данной работы – формирование творческого мышления и развитие творческой личности учащихся, расширение кругозора, воспитание общей географической и биологической культуры.

На своих уроках применяю современные образовательные технологии: проектные, игровые, здоровьесберегающие. Постоянно использую активные методы работы на уроках с целью повышения интереса к предмету. В своей деятельности применяю компьютерные и информационные технологии, их использование даёт возможность для индивидуальной работы с учащимися, дифференциации учебного процесса, творческого мышления и воображения.

        Обоснование актуальности и перспективы опыта

 Проблемно-диалогическое обучение – такой вид обучения, при котором учителем организуется относительно самостоятельная поисковая деятельность учеников, в ходе которой они усваивают новые знания, умения и развивают общие способности, а также исследовательскую активность, формируют творческие умения. При этом структура обучения следующая:

- создание проблемной ситуации и постановка проблемы;

- выдвижение гипотез, предположений о возможных путях решения проблемы, обоснование их и выбор одной или нескольких;

- опытная проверка принятых гипотез;

- обобщение результатов: включение новых знаний и умений в уже освоенную учениками систему, закрепление и применение их в теории и практике.

Ведущей идей моего педагогического опыта является тесная связь воспитания и обучения с окружающей повседневной жизнью. В своей педагогической деятельности я опираюсь на неразрывную связь формирования единства знаний и умений, сознательности и активности учащихся в педагогическом процессе на основе их жизненного опыта.

Аспектами успешного урока с применением технологии проблемно-диалогического обучения являются:

1. Формирование предметной компетентности:

- показать учащимся значимость биологических и географических знаний;

- возможность их применения в повседневной жизни.

2. Развитие познавательной активности и самостоятельности:

- не давать знания в готовом виде, а научить самостоятельно их добывать;

- разбудить в каждом природную любознательность;

- формировать общие учебные умения и создать условия для саморазвития;

- постоянно стимулировать познавательную активность и самостоятельность учащихся.

3. Формирование информационной культуры:

- научить работать с информацией: анализировать и систематизировать ее, находить скрытые составляющие, обобщать, творчески перерабатывать.

4. Развитие мышления:

- каждому ученику помочь освоить основные логические операции;

- развивать творческое мышление.

5. Развитие творческих способностей:

- стимулировать творческую активность учеников:

- создать условия для разных ее проявлений: пусть фантазируют, изобретают, сочиняют, рисуют, изображают, решают творческие задачи, выдвигают оригинальные идеи, находят нестандартные решения и способы деятельности.

6. Формирование коммуникативной компетентности и толерантности:

- любой урок — это всегда общение;

- учить слышать и понимать друг друга, с уважением относиться к любому мнению, к любой точке зрения.

7. Создание психологически комфортной среды.

Использование технологии проблемно-диалогического обучения в биологии и географии, позволяет мне достигать определенных результатов:

- активизируется мыслительная деятельность, без которой школьнику очень сложно учиться, тем более с интересом;

- у большинства учащихся сформировалась положительная мотивация к изучению предметов, познавательный интерес проявляется не только к отдельным темам, но в целом к биологии и географии;

- возросла эффективность развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- коммуникативный режим проблемно-диалогического обучения и самообучения позволяет рационально организовывать и воспитывать культуру умственного труда.

2. Динамика учебных достижений обучающихся

В своей педагогической деятельности способствую тому, чтобы все учащиеся были успешны, проявили свою индивидуальность и талант. Даю детям не только знания основ биологии и географии, но и создаю условия для развития личности ребёнка, его самовоспитания и самообразования. Обучение ведётся по общеобразовательным программам и УМК Н.И. Сонина по биологии и классической линии по географии. Моя педагогическая деятельность позволила добиться стабильных результатов в обучении учащихся 5-11 классов. Мною регулярно проводится мониторинг текущих и итоговых результатов школьников с использованием данных электронного журнала «Сетевой город»:

  • 100% успеваемость и отсутствие обучающихся, имеющих неудовлетворительные результаты;

Успеваемость и качество знаний по преподаваемым предметам, в %:

Показатели

(средние)

2012/2013

2013/2014

2014/2015

БИОЛОГИЯ

Успеваемость

100%

100%

100%

Качество знаний

59%

61%

63%

ГЕОГРАФИЯ

Успеваемость

100%

100%

100%

Качество знаний

69%

58%

64%

Для повышения мотивации к изучению биологии и географии на протяжении нескольких лет веду элективные курсы: «Основы ландшафтного дизайна» (11кл.), «Решение практических задач по биологии» (11кл.).

3. Внеурочная деятельность

Перспективный путь развития современного школьника – это развитие его универсальных учебных действий. Важнейшей задачей моей деятельности считаю развитие творческого потенциала обучающихся. На это направлена не только моя учебно-воспитательная работа, но и внеурочная деятельность.

Согласно ФГОС второго поколения одним из видов деятельности ученика является самостоятельный поиск решения поставленной цели. Передо мной встают задачи: не только выявлять детей с признаками одарённости, но и создавать условия для развития исследовательских способностей, исследовательского типа мышления школьника. Использование метода проектов способствует расширению кругозора детей, позволяет развивать индивидуальные творческие возможности детей, даёт возможность выделять и решать проблему, способствует самоопределению школьника. Это находит отражение в успешном участии моих учеников в исследовательских проектах и конкурсах разного уровня.

Год участия,

уровень

Название работы

Автор

Результат

2012г.

Областной

Исследовательская работа «Земля, Родина и Мы»

Воловатова Александра, 7кл.

Участие

2012г.

Конкурс фоторабот «МОЙ КРАЙ РОДНОЙ КАЗАЧИЙ» номинация «Как прекрасен этот мир»

Воловатова Александра, 7кл.

II место

2013г.

школьный

Творческая работа «Судьба и горе реки Лычак»

Володькина Анастасия, 6кл.

Грамота призёра

2015г.

муниципальный

Исследовательский проект «Река Лычак – наша радость и печаль»

Скачков Владислав, 5 кл.

Диплом призёра

В процессе своей деятельности организую и провожу для обучающихся:

  • очные и заочные олимпиады и конкурсы: Всероссийская олимпиада школьников (школьный и муниципальный уровни), Общероссийская предметная олимпиада «Пятёрочка», Всероссийский научно-познавательный конкур-исследование «LEONARDO», «Гелиантус»;
  • предметные недели и интегрированные предметные декады;
  • эколого-биологические мероприятия: «День Земли», «Вода – главное богатство!», «День посадки леса», «День птиц» и т.д.;
  • вместе со своими учениками принимаем активное участие в школьном Дне науки (презентация ученических проектов).

Таким образом, разнообразие форм и методов работы вызывает интерес у обучающихся к изучению биологии, географии и переводит общение учеников со мной на более эффективный и продуктивный уровень.

4. Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования различных образовательных технологий

В основе моей образовательной деятельности лежат личностно-ориентированное обучение и системно-деятельностный подход. В своей педагогической практике я использую методы и приёмы: ИКТ-технологий, здоровьесберегающих, проектно-исследовательского и развивающего обучения.

Применяемые мною здоровье сберегающие технологии направлены на укрепление физического и психического состояния школьника. Только правильно организованная деятельность ученика приведёт к его успешности. На это направлено:

  • чередование видов учебной деятельности на уроках, физпаузы;
  • ограничение по времени использования ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами не более 20-30 мин во время урока);
  • коллекция растений в учебном кабинете и его эстетическое оформление (на основании требований СанПиН).

        Самостоятельная работа обучающихся предусматривает применение проектного метода. Положительным результатом этой работы считаю успешную защиту рефератов и проектов моими учениками на уроках  и школьном Дне науки.

Использование в образовательном процессе  ИКТ-технологий позволяет мне формировать у школьников ИКТ-компетенции, разнообразить визуальный ряд информации. Использование тематических мультимедийных презентаций, видеофрагментов делают урок более интересным и наглядным, способствует развитию стремления учащихся реализовывать себя, проявить свои возможности, проводить лабораторные и практические работы в условиях имитации, повышает интерес к обучению немотивированных детей.

Таким образом, используемые мною технологии повышают активность обучающихся в урочной и внеурочной деятельности, эффективность взаимодействия с педагогом.

5.Создание условий для приобретения обучающимися

позитивного социального опыта

На протяжении 10 лет являюсь классным руководителем. Формирую в своих воспитанниках нравственно– этические нормы, создаю благоприятную атмосферу в классе, вырабатываю индивидуальный подход и уважительное отношение к ребенку, вовлекаю каждого в воспитательный процесс.

В основе моей деятельности лежит создание условий для развития гармоничной личности обучающегося, его активной гражданской позиции. Пробудить заложенное в каждом ребенке творческое начало, учить трудиться, найти себя для радостной счастливой и наполненной жизни – к этому и стремимся мы с учениками в меру своих сил и способностей.  Уделяю большое внимание профилактике асоциальных проявлений в детско-подростковой среде, вовлекая учащихся в мероприятия, такие как муниципальная  Деловая игра «Как не шагнуть в пропасть»; провожу внеклассные занятия по пропаганде здорового образа жизни: круглый стол «Твоё здоровье» (8-9 кл.), школьный конкурс агитбригад «Здоровая нация» (5-7, 8-11 кл.), тематическая дискотека «Мы за здоровый образ жизни» (8-11 кл.) и т. д.

Совместно с обучающимися  принимаем активное участие не только в жизни образовательного учреждения, но и в жизни села, оказывая содействие в организации и проведении  мероприятий, проводимых:

  • СДК: «День пожилого человека», «День Матери», новогодние и рождественские мероприятие, основные памятные даты и т.д. Девочки моего класса ежегодно участвуют в муниципальных конкурсах художественной самодеятельности совместно с сотрудниками СДК.;
  •  сельской Администрацией: субботники по уборке территории хутора;
  • вовлекаю детей своего класса и в районные акции, например, районный этап региональной добровольческой акции «Молодые, поклонитесь старикам!».

Постоянное взаимодействие классного руководителя с родителями учащихся является одним из важных факторов успешной реализации воспитательной программы. Общие результаты в воспитании достигаются в тесном сотрудничестве с родителями. Провожу индивидуальные беседы с родителями, тематические родительские собрания, направленные на решение общих проблем.

6. Участие в профессиональных  сообществах

На протяжении всей своей педагогической деятельности являюсь активным участником профессиональных сообществ: РМО учителей биологии, географии; ШМО учителей естественно-математического цикла; в течение почти шести лет являюсь руководителем ШМО классных руководителей. Регулярно принимаю участие в мероприятиях, организованных Отделом образования Фроловского муниципального района и РМО учителей биологии и географии.

Публичные выступления:

Год

Уровень

Тема

2012г.

ШМО

«Системно-деятельностный подход в образовании»

2012г.

РМО

«Практические и самостоятельные работы на уроках географии»

2013г.

РМО

«Возможности технологии метода проектов в решении актуальных проблем школьного географического образования»

2014г.

РМО

«Продуктивные задания и их роль в формировании УУД»

2016г.

Областной

«Использование проблемно-диалогической технологии на уроках географии как средство достижения образовательных результатов в условиях перехода на ФГОС ООО»

Являюсь участником сетевых сообществ «nsportal.ru» ( имею Сертификат о создании сайта и размещении электронного портфолио), «openclass.ru», «proshkolu.ru». Методические  разработки, проекты и творческие работы размещаю на сайте http://nsportal.ru/skachkova-marina-vladimirovna

  • План-конспект урока «Как человек появился на Земле» 5кл. (2014г.);
  • Программа дополнительного образования детей 11-13 лет «Nature» (2014г.);
  • «Аналитическая записка о результатах собственной педагогической деятельности» (2016г);
  • эссе на тему «Я – учитель» (2016г.).

Публикации моих учеников:

  • Исследовательская работа «Земля, Родина и Мы» (2014г.);
  • Исследовательский проект «Судьба и горе реки Лычак» (2014г.);
  • Исследовательский проект «Река Лычак - наша радость и печаль» (2016г.).

Ссылка на мой сайт:
Мой Сайт учителя биологии и географии.

7. Непрерывность профессионального развития учителя

Постоянно повышаю свою квалификацию, занимаюсь самообразованием, участвую в различных мероприятиях для личного и профессионального роста. Курсовая подготовка позволяет мне изменить подход, организацию и содержание учебного процесса.

Наименование учреждения ДПО и сроки курсов

Тема курсов

Объём курсов

Общество с ограниченной ответственностью «Торгово-издательский дом «Русское слово»

28.03.2011г.

«Географическое образование в школе и ВУЗе: теория и практика».

8 ч.

Учебно-методический центр «Школа 2100»

19.03.2013г.

«Системно-деятельностный подход в организации образовательного процесса по географии как основа ФГОС ООО»

8 ч.

Волгоградская государственная академия повышения квалификации и переподготовки работников образования

21.01.2014г.-22.03.2014г.

«Технологии педагогической деятельности учителей биологии, химии, физики в контексте реализации ФГОС общего образования»

72ч.

ГАУ ДПО «Волгоградская государственная академия последипломного образования»

11.01.2016г.-23.01.2016г.

«Содержание и методика преподавания географии в условиях реализации ФГОС ООО»

72 ч.

ГАУ ДПО «Волгоградская государственная академия последипломного образования»

20.01.2016г.-21.01.2016г.

(по программе подготовки экспертов)

«Система подготовки к ЕГЭ, ОГЭ по географии (новая версия). Методика написания эссе по географии в свете реализации ФГОС ООО. Единые подходы к оцениванию экзаменационных работ обучающихся 9-х классов по предметам основного общего образования»

12 ч.

Прослушиваю обучающие предметные и общепедагогические вебинары.

На протяжении нескольких лет принимаю участие в работе комиссий по оценке результатов деятельности обучающихся.

Год

Уровень

Название экспертной комиссии

2012г., 2013г.

Муниципальный

Член муниципальной предметной комиссии по проверке ГИА по географии

Ежегодно

Муниципальный

Член жюри по проверке олимпиадных работ муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по географии

2014г., 2015г.

Школьный

Председатель жюри по проверке олимпиадных работ школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по географии

Член жюри по проверке олимпиадных работ школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по географии

Распространяю свой педагогический опыт через проведение открытых уроков:

Год

Уровень

Тема

Класс

2012г.

Районный

«Особо охраняемые природные территории России»

8

2013г.

Районный

«Бактерии»

5

2014г.

Районный

«Как человек появился на Земле»

5

2015г.

Школьный

«Западная Сибирь. Общая физико-географическая характеристика».

9

Применение инновационных технологий и методов обучения и других приёмов преподавания способствуют повышению успеваемости, развитию мышления и интереса к предмету. За это время мне удалось добиться:

  • стабильных результатов успеваемости по предмету;
  • привлечь учащихся к участию в предметных олимпиадах и конкурсах;
  • создать при организации образовательного процесса  благоприятный климат, атмосферу толерантности и взаимопомощи во всех классах,  в которых работаю.

Известное античное изречение гласит «Мы учимся не для школы, а для жизни». Значит нужно учить так, чтобы каждый ребёнок был успешным и счастливым сейчас и в будущем.

План-конспект открытого урока биологии

Учитель: Скачкова Марина Владимировна, учитель биологии МБОУ «Большелычакская МОШ».

Дата: 13 ноября 2013 года

Класс: 5

УМК: «Сфера жизни» Сонина Н. И.

Тема урока: Бактерии.

Место урока в программе: третий урок в разделе «Многообразие живых организмов».

Цели:

  • Предметно-дидактическая: формирование представлений об отличительных признаках представителей  царства Бактерии и их значении в природе и в жизни человека.
  • Деятельностная: создание условий для формирования у учащихся способности к открытию новых знаний через выполнение практических заданий, поиска решений проблемных вопросов.

Ожидаемые результаты:

  • Личностные: 
  • Обучающиеся готовы к восприятию научной картины мира, к     саморазвитию  и самообразованию;
  • Ответственно относятся  к выполнению учебных задач;
  • Демонстрируют коммуникативную компетентность,   уважительное отношение к мнению другого человека.
  • Метапредметные:  
  • Ставят учебную задачу под руководством учителя и работают в соответствии с ней;
  • Выдвигают простейшие гипотезы;
  • Выделяют главное, существенные признаки понятий; осуществляют сравнение,  высказывают суждения, аргументируют их;
  • Работают с информацией и преобразуют её;
  • Находят причинно-следственные связи;
  • Оценивают свою работу и работу своих одноклассников.
  • Предметные:
  • Знают отличительные признаки бактериальной  клетки, умеют находить бактерии на рисунках в сравнении с представителями других царств;
  • Имеют представление о распространении бактерий на Земле, особенностях их жизнедеятельности;
  • Называют примеры значения бактерий в природе и в жизни человека; меры профилактики бактериальных инфекций.
  • Тип урока:
  • По ведущей дидактической цели:  урок изучения нового материала;
  • По способу организации деятельности: индивидуально-групповой;
  • По ведущему методу обучения: проблемно-поисковый.
  • Методы:
  • Основной: проблемно-поисковый (решение проблемных задач);
  • Дополнительные: 
  • словесные (беседа, диалог);
  • наглядные (работа с рисунками, схемами);
  • практические (составление схем, поиск информации, работа с интерактивной системой голосования);
  • дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение).
  • Основные вопросы:
  • Места обитания и существенные признаки бактерий: строение клетки и жизненные формы;
  • Процессы жизнедеятельности: питание, размножение, образование спор;
  • Значение бактерий в природе и в жизни человека;
  • Меры профилактики бактериальных инфекций.
  • Средства обучения:
  • Учебник Сонин Н. И. Биология. Введение в биологию. 5 класс. М.: Дрофа, 2012;
  • Рабочая тетрадь к учебнику;
  • ЦОР «Деление бактериальной клетки», «Спорообразование у бактерий».
  • Дополнительный текстовый материал;
  • Презентация «Бактерии»;
  • Оценочный лист.
  • Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, интерактивная система голосования.
  • Ход урока (см. технологическую карту).

Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме  «Бактерии»

Этап

Содержание

Методы

Учебно-познавательные задачи урока

Формы контроля

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность  обучающихся

Организационный

Здравствуйте! Я очень рада видеть вас и наших уважаемых гостей на сегодняшнем уроке!

Проверьте готовность к уроку. Обратите внимание, что у каждого из вас на столах лежат оценочные листы. В течение урока вы в них будете оценивать свою работу и работу товарищей.

Приветствует обучающихся, просит  их проверить  готовность к уроку.

Осуществляют самопроверку готовности к уроку.

Самопроверка

Регулятивные

  • Самоконтроль учебной деятельности

Ориентировочно-мотивационный – стадия вызова

Слайд 1. Эти организмы появились и распространились на Земле раньше других. Они встречаются в почве, в воздухе, в воде, обитают и в телах других организмов, найдены в гейзерах, солёных озёрах, таких, как Мёртвое море, в Антарктиде и в Арктике, могут жить даже в реакторах атомных станций. О них наш сегодняшний разговор.

Кто озвучит тему урока?

Слайд 2. Что бы вы хотели узнать  на уроке? На какие вопросы получить ответы?

Словесный

(беседа), наглядный

Мотивирует обучающихся к определению темы  и к постановке познавательной цели урока.

  • Определяют  тему урока;
  • Участвуют в постановке познавательной цели урока.

Словесная оценка учителя

Регулятивные

  • Целеполагание

Учебно-познавательная деятельность:

  1. Постановка проблемы
  2. Открытие нового через её решение

  1. Первичное закрепление

  1. Открытие нового

  1. Постановка и решение проблемы

Бактерии существовали на нашей планете уже несколько миллиардов лет назад, но люди узнали о них сравнительно недавно. Почему?

Слайд 3. Какие организмы, из изображённых на слайде, нельзя отнести к бактериям? Почему?

Слайд 4. На экране вы видите два организма. Являются ли они бактериями? Почему? Вы можете работать индивидуально или в парах.

Учебник § 11, с. 60.

Дедуктивный (применение знаний)

Проблемный,

наглядный

  • Предлагает  обучающимся проблемные вопросы и задания с целью выявления существенных признаков строения бактерий.
  • Направляет деятельность обучающихся, связанную с постановкой проблемы, поиском путей её решения.

  • Делают вывод о малом размере бактерий.
  • Делают вывод об одноклеточности  бактерий.
  • Осуществляют сравнение организмов, выявляют признаки их сходства и различия, осознают затруднение, производят поиск способа его преодоления.
  • Работают с текстом учебника, изучают строение клетки бактерии, отвечают на проблемный вопрос.

Словесная оценка учителя

Самопроверка по образцу

Самопроверка по образцу

Само- и взаимопроверка по образцу

Самопроверка по образцу

Взаимопроверка

Самопроверка

Самопроверка

Взаимопроверка

Взаимопроверка

Словесная оценка учителя

Познавательные:

  • Формулирование проблемы, поиск путей решения;
  • Информационный поиск;
  • Анализ с выявлением существенных и несущественных признаков, сравнение, установление  причинно-следственных связей, обобщение;
  • Знаково-символические действия (кодирование/ декодирование);
  • Построение речевого высказывания.

Регулятивные:

  • Целеполагание;
  • Планирование;
  • Контроль;
  • Оценка и самооценка.

Коммуникативные:

  • Участие в совместной деятельности;
  • Изложение собственных мыслей, диалог, умение вести дискуссию.

Личностные:

  • Ответственное отношение к выполнению учебных задач;
  • Готовность к восприятию научной картины мира, осознание ценности каждого живого организма;
  • Уважительное отношение к другому человеку, его мнению.

Итак, мы смогли отличить бактерию от другого одноклеточного организма. Выполните задание 64, с. 34 рабочей тетради.

Поработаем со схемой бактериальной клетки в рабочей тетради (задание № 65, с. 34).

Кто хочет показать основные части клетки бактерии на рисунке?

Проверьте работу в рабочей тетради у своего соседа, проставьте отметку в оценочный лист.

Слайд 5. Формы бактериальных клеток разнообразны.

Дедуктивный (применение знаний),

практический (заполнение схемы),

наглядный

Организует первичное закрепление материала.

  • Выполняют задания в рабочей тетради.
  • Осуществляют проверку и оценивание друг друга.

Какой процесс лежит в основе увеличения численности бактерий?  Как, на ваш взгляд, могут размножаться   бактерии? Обсудите в группе и выскажите предположение.

Выполните в рабочей тетради задание №  67, с. 34 и проверьте выполнение у своего соседа, проставьте отметку в оценочный лист.

Практический (заполнение схемы),

наглядный

  • Предлагает  обучающимся вопросы и задания с целью выявления особенностей процессов жизнедеятельности бактерий.
  • Осуществляет коррекцию, организует обсуждение.

  • Высказывают предположение о размножении бактерий. Обсуждают его в группе.
  • Знакомятся с ЦОР «Деление бактериальной клетки»
  • Выполняют задание в рабочей тетради, осуществляют взаимопроверку.

Слайд 6.  В группах проанализируйте информацию слайда и сделайте предположение о питании бактерий.

Наглядный,

дедуктивный (анализ)

  • Высказывают предположение о питании бактерий. Обсуждают его в группе.
  • Делают вывод о  разнообразных способах питания бактерий (сами создают, а также питаются готовые питательными веществами).

Слайд 7. Академик В. И Вернадский подсчитал, что в благоприятных условиях  потомство всего одной бактерии  может заполнить впадину Тихого океана за 5 дней.  

Почему этого не происходит?

Что происходит с бактериями  в неблагоприятных условиях? Обсудите вопрос в группе, выскажите предположение.

Выполните задание № 66 рабочей тетради, осуществите взаимопроверку, проставьте отметку в оценочный лист (учебник с. 60).

Проблемный,

наглядный

  • Направляет деятельность учащихся, связанную с постановкой проблемы, поиском путей её решения.
  • Осуществляют поиск информации, необходимой для решения вопроса, обсуждают её в группе.
  • Выслушивают мнение других групп, осуществляют оценку.
  • Знакомятся с ЦОР «Спорообразование у бактерий».
  • Выполняют задание в рабочей тетради.

Можно ли на Земле обойтись без бактерий? Изучите дополнительную информацию о бактериях  и найдите  примеры: 1  группа – положительного значения бактерий в природе; 2  группа – пользы бактерий для человека; 3  группа – вреда бактерий для человека; 4 группа – способов сохранения продуктов питания; 5 группа – методов профилактики бактериальных инфекций. Слайды 8 – 15.

Сформулируйте вывод о значении бактерий в природе и в жизни человека.

Оцените свою работу над этим заданием, проставьте отметку в оценочный лист. Подсчитайте сумму баллов.

Проблемный,

практический,

индуктивный,

наглядный

  • Организует работу групп для ответа на проблемный вопрос.
  • Во время выступления групп демонстрирует слайды, иллюстрирующие примеры.
  • Осуществляют поиск информации, необходимой для решения вопроса, обсуждают её в группе.
  • Выслушивают мнение других групп, дополняют ответы, осуществляют оценку.
  • Делают вывод об огромной роли бактерий.

Закрепление, рефлексия,  подведение итогов урока

Сегодня мы познакомились с царством Бактерии. А теперь возьмем в руки пульты для голосования и ответим на несколько вопросов о бактериях.

Проверим ответы. Кто правильно ответил на все 5 вопросов? Аплодисменты.  

Вернёмся к целям, поставленным в начале урока.  Удалось ли их достичь? Довольны ли работой на уроке?

Оцените своё настроение  в оценочном листе.

Словесный

(беседа),

практический

(работа с системой голосования)

  • Организует закрепление материала и рефлексию.
  • Работают с интерактивной системой голосования.
  • Осуществляют рефлексию.

Самопроверка

Регулятивные

  • Участие в подведении итогов урока;
  • Самооценка.

Домашнее задание: § 11, вопросы на с. 63 (у),  задания р. т. № 63, 68 – 72, не менее  3-х  по выбору. По желанию подготовить короткие сообщения о бактериальных болезнях людей.


Приложение к плану-конспекту открытого урока биологии  в 5 классе по теме «Бактерии»

Дополнительная информация для работы в группах

По результатам жизнедеятельности бактерий выделяют несколько групп.

Бактерии гниения  разлагают органические вещества отмерших растений и  животных, выделения живых организмов и другие органические отходы, превращают их в перегной, участвуя, таким образом, в образовании почвы. Бактерии гниения – своеобразные санитары нашей планеты.

Следующая группа – почвенные бактерии. Они перерабатывают перегной до минеральных веществ, которые снова могут поглощаться растениями из почвы.

Есть бактерии, которые способны усваивать азот из воздуха и переводить его в состояние, пригодное для дальнейшего использования растениями. Можно сказать, что эти бактерии производят натуральные азотные удобрения. Они поселяются на корнях бобовых растений, таких как горох, фасоль, клевер, люцерна, образуя на них клубеньки, и поэтому получили название клубеньковые бактерии.

Под действием молочнокислых бактерий молоко превращается в простоквашу, сливки в сметану. Они же участвуют в сквашивании капусты.

Есть бактерии, живущие в кишечнике человека (от 300 до 1000 видов). Учёные считают, что их общая масса может достигать 1 кг, а численность их клеток в 10 раз превышает численность клеток человеческого тела. Они играют важную роль в пищеварении, синтезируют витамины, необходимые человеку, вытесняют патогенные вредные бактерии. Можно сказать, что микрофлора человека является  дополнительным «органом», участвующим в переваривании пищи и защите организма от инфекций.

Деятельность бактерий можно оценить не только положительно. Много неприятностей приносят нам бактерии, деятельность которых приводит к порче продуктов питания (бактерии гниения). Это они вынуждают нас хранить продукты в холодильнике.  Чтобы продукты не портились, их солят, сушат, засахаривают, маринуют, консервируют, то есть создают для бактерий неблагоприятные условия.

Целлюлозоразрушающие бактерии портят книги в книгохранилищах, чем наносят непоправимый урон, например, когда под их действием страницы старинных рукописей рассыпаются.

Некоторые виды бактерий (патогенные) поселяются в организмах растений, животных, человека, отравляют их продуктами своей жизнедеятельности, то есть вызывают болезнь. Например, у человека бактериальными являются такие заболевания, как ангина, туберкулёз, дизентерия, дифтерия, холера, тиф, чума и многие другие.

Чтобы избежать бактериальной инфекции, нужно соблюдать определённые правила: правильно хранить и приготавливать продукты питания, мыть овощи, фрукты, не пить сырую воду, следить за чистотой своего тела и жилища, вовремя делать профилактические прививки. Бактерии погибают  при воздействии высоких температур, прямого солнечного света, воздействии дезинфицирующих средств, например хлорки.

Вопросы для  интерактивного тестирования по теме «Бактерии»

А1. Бактерии – это организмы:

  1. только одноклеточные;
  2. только многоклеточные;
  3. и одноклеточные, и многоклеточные.

А2. В клетке бактерий есть:

  1. оболочка, цитоплазма, ядро;
  2. цитоплазма, ядро, нуклеиновая кислота;
  3. оболочка, цитоплазма, нуклеиновая кислота.

А3. Бактерии:

  1. питаются готовыми питательными веществами;
  2. сами способны создавать питательные вещества;
  3. верно  1 и 2.

А4. Определите правильное высказывание.

  1. Бактерии размножаются спорами.
  2. Споры помогают бактериям переживать неблагоприятные условия и распространяться.
  3. Споры бактерий быстро погибают в неблагоприятных условиях.

А5. Определите правильное высказывание.

  1. Все бактерии приносят вред  другим живым организмам.
  2. Целлюлозоразрушающие  бактерии приносят пользу человеку.
  3. Человек использует бактерий для создания некоторых продуктов питания.

Оценочный лист к уроку

Фамилия, имя ученика________________________________________________________________

Задания

Баллы

Критерии оценки

Задание  № 64

3 балла – правильно  названы 3 особенности строения.

2 балла – правильно  названы 2 особенности строения.

1 балл – правильно  названа 1 особенность строения.

0 баллов – задание не выполнено.

Задание  № 65

3 балла – правильно  названы 3 части бактериальной клетки.

2 балла – правильно  названы 2 части бактериальной клетки.

1 балл – правильно  названа 1 часть бактериальной клетки.

0 баллов – задание не выполнено.

Задание  № 67

2 балла – правильно  назван процесс, изображённый на схеме, дана его характеристика.

1 балл –  правильно дан ответ на один из вопросов задания.

0 баллов – задание не выполнено.

Задание  № 66

2 балла – правильные ответы на два вопроса задания.

1 балл –  правильно дан ответ на один из вопросов задания.

0 баллов – задание не выполнено.

Работа с дополнительной информацией

2 балла – задание выполнено полностью и правильно, активное участие в работе группы.

1 балл –  задание выполнено не полностью, активное участие в работе группы.

0 баллов – задание не выполнено или в работе группы не участвовал.

Итого

Максимальный балл – 12.

Оценка за работу на уроке

10 – 12 баллов – оценка 5.

8 – 9 баллов – оценка 4.

5 – 7 баллов – оценка 3.

Меньше 5 баллов – оценка 2.

Оцени свое настроение на уроке

(поставь галочку)

H:\Новая папка\Рисунки. Подарок\Анимированные гифы\Суперсмайлы\0030.gif

H:\Новая папка\Рисунки. Подарок\Анимированные гифы\Суперсмайлы\0009.gif

H:\Новая папка\Рисунки. Подарок\Анимированные гифы\Суперсмайлы\0080.gif

Урок по природоведению в 5 классе

по теме: «Как человек появился на Земле»

Цель: сформировать целостную научную картину появления человека на Земле.

Задачи урока:

  1. Сформировать представление  о первых людях, появившихся на Земле, их образе жизни, изменении в строении и поведении в процессе исторического развития.
  2. Развивать умение самостоятельно работать с текстом, извлекать из различных источников необходимую информацию, оперировать ею и использовать для решения поставленных задач; работать в группе;  развивать диалогическую и монологическую речь обучающихся.
  3. Воспитывать интерес к  предмету через изучение исторического развития человека;  аккуратность и добросовестность; ответственность за результаты своего труда.

УУД

Предметные умения: научиться называть этапы происхождения человека, предков человека, их характерные черты, образ жизни.

Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные – применять приёмы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации; формулировать проблему, отвечать на вопросы учителя; регулятивные: планирование – составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места установкой на функциональность; коммуникативные: обмениваться мнениями в парах, слушать друг друга, понимать позицию партнёра, в том числе и отличную от своей; строить понятные речевые высказывания, делиться своими впечатлениями.

Личностные умения: проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук.

Тип урока:

Урок изучения нового материала.

Оборудование и материалы: мультимедийное оборудование, презентация «Как человек появился на Земле», ЦОР, дополнительный материал, учебники, тетради.

Методы обучения и формы работы:

- частично-поисковый (эвристический)

- парная;

- объяснительно-иллюстративный,

- деятельностный,

- проблемный.

Этапы урока:

1. Организационный момент – 1мин.

2. Актуализация знаний учащихся– 3 мин.

3. Формулировка темы и целей урока – 5 мин.

4. Усвоение новых знаний и способов действий – 20 мин.

5. Первичная проверка и закрепление новых знаний – 6 мин.

6. Домашнее задание – 2 мин.

7. Подведение итогов урока, рефлексия, оценка – 3 мин.

Ход урока

Деятельность участников урока на каждом этапе

Учитель

Учащиеся

1 этап – организационный – 1 мин.

распределение по группам

До начала урока учащиеся садятся парами.

Здравствуйте! Очень рада видеть вас на сегодняшнем уроке! Давайте улыбнёмся друг другу! Проверьте всё ли у вас готово к уроку? (учебники, тетради, ручки)

Учащиеся рассаживаются по группам.

Готовят к уроку – учебники, тетради, ручки.

2 этап – актуализация знаний – 3 мин.

Учитель: - Ребята, мы закончили с вами изучать очередной раздел учебника. Вспомните, как он назывался?    

    Живые организмы заполняют все уголки нашей планеты. Моря и реки, горы и равнины, даже воздух населен живыми существами.

-Как вы думаете, является ли человек частью живой природы?

- Какие признаки на это указывают?

-К какому царству живой природы относится человек?

-С какой группой животных человек имеет большее сходство? Какие признаки на это указывают?

-Чем человек отличается от животных?

«Жизнь на Земле».

Примерные ответы: Да, т.к. для человека характерны все признаки живого: рост, развитие, обмен веществ, размножение и т.д.

- к царству «Животные»

- с позвоночными, млекопитающими (наличие позвоночника, молочных желез…)

-Версии детей…(речь, мышление, творчество…)

3 этап – формулировка темы и целей урока  – 5 мин.

Подведение к теме урока

Учитель: На земном шаре сегодня проживает более 6,5 млрд. человек. Люди заселяют почти всю территорию планеты. Неосвоенных земель на ней почти не осталось. Однако так было не всегда.

Посмотрите, пожалуйста, на экран и попробуйте догадаться какова тема сегодняшнего урока?

Слайд 1

(на экран проецируются 2 версии происхождения человека: метафизическая и научная)

-Что изображено на рисунках?

-Сформулируйте тему урока. (Если будут затруднения: Почему между двумя картинками стоит знак «?»)

Щелчок «Как человек появился на Земле»

-Как вы думаете, какая из этих версий является научной?

-Попробуйте сформулировать цель нашего урока, на основе которой мы составим план наших действий при изучении этой темы. (вывешивает на доску план урока: Слайд 2 

            1. Время

            2. Место

            3. Причины

            4. Предок

            5.Этапы

            6.Характерные черты

            7. Образ жизни

 

- С какими источниками информации мы будем работать при изучении темы?

  1. Создание человека Богом
  2. Развитие человека из обезьяны

Версии учащихся: … Как человек появился на Земле.

Происхождение от обезьяны

- Изучить

Учащиеся формулируют цель урока.

Нам нужно узнать, когда, как и где появился первый человек, кто был его предком. Как шло развитие человека из обезьяны и как они выглядели на каждом этапе своего развития

- Учебник, презентация.

4 этап - открытие новых знаний и применение – 20 мин.

Учитель: Перед вами на столе лежит листочек с задачей. В течение 2 мин. решите ее.

Задача: «Первобытный человек пригласил динозавра в свою пещеру и попросил прийти ровно в 10 часов утра. Длина динозавра от кончика носа до кончика хвоста – 200 метров. В каком часу должен выйти динозавр, чтобы двигаясь со скоростью 3 км/час, целиком прийти к пещере человека без опозданий?»

Проверка задачи, обсуждение вслух.

- Как вы считаете, первобытный человек мог встретиться с динозавром?

-Вспомните, когда вымерли динозавры? (если возникли затруднения, обратиться к учебнику стр 53)

(Задача не имеет решения, т.к. динозавры вымерли раньше появления человека на планете).

Динозавры вымерли 65 млн. лет назад.

Самостоятельная работа с учебниками и дополнительными материалами

 по изучению нового материала – 18мин.

-  А когда и где появились на Земле первые люди?

Ознакомьтесь с текстом учебника на с.128, ответьте на эти вопросы.

Постановка проблемного вопроса.

Учитель: Как вы думаете, современные обезьяны являются предками или родственниками человека?

- Ваши мнения разошлись. Давайте проверим, кто из вас прав. Вместе подумаем над очень важным, интересным вопросом – кто наши предки и составим родословное древо всего человечества. (на доске нарисована схема родословного дерева)

Работать вы будете в парах. Каждой паре   дается задание изучить одного предка человека по

 плану и подготовить свое выступление.

Для этого вам нужно:

- изучить материалы учебника ответить на поставленные в задании вопросы и рассказать о своем представителе прикрепив его изображение на родословное древо.

Задания

1 пара:

- Дриопитеки – это…
- Образ жизни…

- Когда обитали?

2 пара:

- Австралопитеки – это…

- Образ жизни.

- Характерные черты.

- Важнейшее достижения?

3 пара:

- Человек умелый – это…

- Когда появились на Земле?

- Характерные черты.

- Важнейшее достижение?

4 пара:

- Человек прямоходящий-

- Когда появились на Земле?

- Опишите внешнее строение-

- Важнейшее достижение?

5 пара: 

- Человек разумный (Неандерталец)

- Когда появились на Земле?

- Опишите внешнее строение-

- Важнейшее достижение?

6 пара: 

- Человек разумный (Кроманьонец)

- Когда появились на Земле?

- Опишите внешнее строение-

- Важнейшее достижение?

   На эту работу вам дается 5 минуты и по 2 минуты на защиту ваших выступлений. Итак, откройте, пожалуйста, учебники и приступайте к выполнению задания.

Выступление пар.

Решение проблемной ситуации

- Итак, вернёмся к спорному вопросу. Так современные обезьяны являются предками или родственниками человека?

   

Ребята, сегодня на уроке вы узнали, когда и как появился человек на Земле. Составили родословное древо современного человека.

Работа с учебником.

2 млн. лет назад в Африке.

Дриопитек (древесная обезьяна)

Версии учащихся

Учащиеся отвечают на вопросы на основании материалов учебника и дополнительной литературы.

По окончании 5 минут работы представители от  каждой  группы выходят к доске и (отвечают  по  плану).  

Сообщение учащегося  в течение 2 минут. Затем прикрепляют лист на схему родословного древа.

Во время   выступления  ученика   на экране появляются слайды с представителями древних предков человека.

По мере выступления учащиеся в тетради заполняют схему родословного дерева.

Работа в парах, поиск информации в учебниках и дополнительной литературе.

Родственниками.

5 этап – первичная проверка и закрепление новых знаний – 6 мин.

- Теперь давайте выполним задание для закрепления изученного материала.

-Расставьте представителей древних предков человека в хронологическом порядке, начиная от самого первого предка человека. (Задание из ЦОР)

- Давайте подведем итоги!

-Выполнили ли мы с вами задачи, которые были поставлены вначале урока?

Дриопитеки, австралопитеки, человек умелый, человек прямоходящий, человек разумный – неандерталец, кроманьонец, современный человек

Устно

6 этап – домашнее задание – 2 мин.

Домашнее задание:

Обязательно: изучить текст учебника параграф 27.

Выполнить задание в рабочей тетради №191-193 на с. 89,90

Задание для любознательных на выбор:

- взять интервью у учителей истории «Происхождение человека с точки зрения данной науки».

- составить кроссворд по данной теме.

6 этап – Подведение итогов урока, рефлексия, оценка – 3 мин.

Учитель: Настало время оценить вашу работу.  

Я знал(а)______________________________

Я узнал (а)новое ________________________

Что не получилось(почему)?______________

Наш урок подошел к концу. Спасибо за активную работу, до свидания!

Учащиеся оценивают свою работу.

Ребята выбирают соответствующие листочки и прикрепляют их на доску.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитический отчет о результатах педагогической деятельности

Аналитический отчет о результатах педагогической деятельности за межаттестационный период Опрышко Наталии Алексеевн ы преподавателя спецдисциплин Г(О)БОУ НПО ПУ №14 г. Грязи...

Аналитический отчет о результатах педагогической деятельности мастера призводственного обучения

Аналитический отчет о результатах педагогической деятельности за межаттестационный период Опрышко Наталии Алексеевны мастера производственного обучения Г(О)БОУ НПО ПУ №14 г. Грязи...

Аналитический отчет о результатах педагогической деятельности Хертек А-Х.В 2013г

аналитический отчет о результатах педагогической деятельности Хертек Анай-Хаак Викторовны 2013г...

Аналитический отчет о результатах педагогической деятельности учителя швейного дела за межаттестационный период (за последние 3-5 лет) ГБ(О)С(К)ОУ С(К)О школы- интерната VIII вида №4 Харчиковой Натальи Владимировны

       Аналитический отчет о результатах педагогической деятельности учителя швейного делаза межаттестационный период (за последние 3-5 лет)ГБ(О)С(К)ОУ С(К)О школы- ин...

Аналитический отчёт о результатах педагогической деятельности учителя высшей категории

Аналитический отчет о результатах  педагогической деятельности Григорьевой Ольги Васильевны учителя математики муниципального образовательного учреждения Судиславская средняя общеобразо...

Аналитический отчет о результатах педагогической деятельности

Аналитический отчет о результатах  педагогической деятельностиБудаакай Надежды Дуктуговны, учителя математика и физики,  МБОУ ООШ с.Усть-Хадын...