Успешный лидер-успешное детское объединение
статья на тему

Овсеенко Галина Александровна

Взрослые должны не управлять , а направлять образовательный процесс в детском объединении или детской организации. Где воспитан успешный лидер, там всегда успешная детская организация или объединение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Г.А.Овсеенко

УСПЕШНЫЙ ЛИДЕР – УСПЕШНАЯ ДЕТСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

 Взрослые должны не управлять, а только направлять образовательный процесс в детских организациях. Статья об успешной лидерской деятельности на примере успешной детской организации.

Adults mustn't control, but have to direct the process of education in children's organizations. The article is about successful leader's activity according to the example of successful  children's organization.

    Сегодня российское государство ставит вопрос о  том, что необходимо молодому человеку на жизненном пути и с каким багажом каждый из них должен будет выйти на жизненную дорогу.

     Решить данную проблему помогают детские организации и органы ученического самоуправления, цель которых воспитание граждан – патриотов,  стимулирование стремления у детей и подростков к самовоспитанию, успеху, самореализации,  воспитание чувства ответственности за себя, окружающих, обучение открыто выражать свои мысли, отстаивать взгляды.  

     Каждый ребенок работает в самоуправлении по-своему, у каждого своя сильная черта, свой талант, свои способности. Используя в своей работе выработанные принципы, правила, психологические аспекты, ребята ставят перед собой цель – создать в школе,  в городе, в учреждении дополнительного образования  крепкую дружную  команду, которая будет работать в духе взаимоподдержки.

     Выведена формула успешной команды  ученического самоуправления, когда воспитание детей и подростков, их социальное развитие в детских организациях   и объединениях направлены на самореализацию и самосовершенствование личности, открытие, расширение, улучшение организаторских и управленческих умений и навыков учащихся, обучение на практике навыкам использовать и защищать свои права, принимать решения и нести ответственность  за результаты своей деятельности.

     Органы ученического самоуправления представляют собой одну из форм детского саморазвития и требуют отдельных условий:

-наличие личностно и социально значимой деятельности, в которой подростки могли бы удовлетворить свои психосоциальные потребности: потребности в общении, в признании, в принадлежности, в самоутверждении, самоопределении, самопроявлении;

-присутствие и поддержка взрослых, взаимоотношения поколений, через которые передаются социальный и исторический опыт, достижения культуры;

-социально-ценные чувства и переживания, которые для подростков бесконечно значимы, которые, в сущности, и воспитывают.

     Инструментом для самореализации и самовоспитания является

деятельность детских организаций, органов ученического самоуправления, для создания которых необходимо:

-найти сферы полезной и значимой деятельности;

-сделать их эмоционально насыщенными и интересными;

-обеспечить педагогическую поддержку и помощь.

     Вся работа  детской организации основывается на самоуправлении, добровольности и ребячьей инициативе, без какого-либо принуждения детей и подростков, навязывания им содержания или форм работы.

     Детская организация охватывает разнообразными видами деятельности большинство учащихся школы; выявляет их способности и предоставляет возможность для их формирования мировоззренческой позиции и  социального развития.

     Ввести в школе самоуправление - значит поставить всех детей в позицию организаторов школьной жизни, объединить все школьные детские организации в один мощный, региональный или городской орган школьного самоуправления - значит дать  детям, подросткам, молодежи, почувствовать себя хозяевами и действовать как хозяева.

     Детская организация может успешно функционировать только там, где подростки, молодежь ощущают себя хозяевами школы, города, региона, ответственными за происходящие в них события, где они проявляют инициативу и творчество в совершенствовании собственной жизни, стремятся  к личному успеху, к лучшей  организации в школе, городе, регионе, где каждому есть дело до каждого.

      Каждый ребенок детской организации должен ощущать себя лидером школьного самоуправления и иметь возможность расширить сферу приложения своих способностей. У многих появляется потребность в творчестве, в постоянном развитии своих творческих задатков. Желающих в организации мероприятий очень много, но не у всех, получается, справиться с поставленной

задачей. Даже, если им удается чего-либо добиться, то способности до конца раскрыть они не могут.

      Любая поставленная задача будет успешно решаться, если деятельность членов детской организации имеет общественно-полезную направленность, а результаты работы - практическое применение.

     «Каждая мысль имеет право на существование», но педагогическое мастерство заключается в том, чтобы направить «эту мысль», детскую идею в нужное и успешное русло. Взрослые не должны управлять, а только направлять процесс воспитания в детских организациях и объединениях для формирования мировоззренческой позиции детей или для другой какой - либо воспитательной цели.

       В муниципальном автономном учреждении дополнительного образования Дворец детского(юношеского) творчества г. Владимира сформировать мировоззрение лидеров школьного самоуправления, помогают  дела детской организации «Содружество» - это социальные проекты, акции, конкурсы, тематические встречи и квесты,  эврические дискуссии, фестивали лидерских команд, походы,  оздоровительные лагеря  и многое др., а также индивидуальная и групповая консультативная социальная помощь  взрослых - координаторов школьного самоуправления, совместное планирование и внедрение проектов.

Ребята строго придерживаются правил  ведения дискуссии или условий конкурса, которые сами же и придумывают.

      Лидеры детской организации «Содружество» ДДюТ г. Владимира на всех мероприятиях очень активны, потому что взрослые доверяют им.  Подростки и молодежь открыты для новых впечатлений, не бояться быть самими собой, проявляют выдержку и сдержанность, умеют формулировать свои собственные мысли. Этому способствует многолетняя деятельность организации «Содружество. Никакой кружок не в силах заменить  детскую организацию или объединение, способных научить ребенка первым навыкам поведения в обществе, взаимоотношениям с людьми; проявить его качества лидера или способность совместно и самостоятельно вырабатывать решения.

    Ученическое самоуправление ДДюТ постоянно самосовершенствуются. Лидеры что-то изучают,  что-то изменяют, их волнуют вопросы о роли молодых людей в становлении государства, моральные качества, общая культура человека, общественно-правовая и коммуникативная  компетентность выпускников; не раз в  детском объединении вспыхивали эмоции, перекрещивались противоположные взгляды, велся поиск истины, пути к успеху.

    «Содружество» сегодня -  это механизм сотрудничества в едином коллективе детей, молодежи и взрослых, направленный на решение проблем и вопросов, возникающих в ученическом коллективе; это способ открытия, расширения, улучшения организаторских и управленческих умений и навыков; это форма деятельности, благодаря которой происходит самореализация и самосовершенствование личности; это успешные лидеры, которые знают, что должны быть на виду, что в переводе на язык практический  значит «Вас должны видеть, вас должны слышать, ваше присутствие должно ощущаться»; это деятельные лидеры, которые живут инициативами и предлагают только то и так, что вызывает поддержку и энтузиазм, гарантирует успех.

    Лидеры детских организаций и объединений сегодня должны ориентироваться в разнообразии общественных технологий, иметь свое мнение и уметь отстаивать его, правильно оценивать свои возможности, быть готовыми к принятию ответственных решений, должны не только адаптироваться к стремительным социальным переменам, но и уметь практически оценить происходящее.

      Содержание воспитания в детских организациях и объединениях для формирования мировоззренческой позиции детей, подростков и молодежи заключается в духовно-нравственном воспитании, в признании права на самобытность и развитие каждого народа, его культуры и традиций и  каждого человека как фактора взаимного обогащения всех культур, в ценностном отношении к людям: любовь к людям является важным энергетическим свойством, которое притягивает людей друг к другу, является иммунитетом против жестокости, несправедливости, безнравственности, агрессии.          

    Воспитание нравственных качеств, чувств должно пройти через моральную активность личности, честности, справедливости, милосердия, совести, тактичности, проявлений чуткости, толерантности, ценностного отношения личности к обществу и государству, культуре и искусству, к окружающему миру, труду, природе; ценностного отношения к себе через формирование позитивной «Я- концепции»; овладение навыками самопознания, самосовершенствования, самореализации и самообразования, формирования умения использовать  знания по вопросам правовой защиты личности, умения управлять собой, активно противостоять негативному внешнему воздействию, умения  сделать интересными  и нестандартными массовые мероприятия для детей и подростков, свой досуг и досуг других учащихся, приобретение позитивного опыта общения внутри и вне детской организации.

   Воспитательное влияние детской организации или объединения на становление личности имеет большое значение. Именно, в детской организации прививаются социальные нормы и правила поведения в группе, под влиянием организации формируется сама личность, её ценности, принципы, нормы поведения и пути к достижению успеха. Следует отметить, что в детских организациях  воспитываются хорошие ораторы, менеджеры, социальные и государственные служащие.

   Сегодня можно не согласиться с классиком, который сказал: « Молодость! Может быть, тайна твоей прелести состоит не в возможности все сделать, а в возможности думать, что все сделаешь».  (Иван Тургенев).

    Молодежь, лидеры детских организаций сегодня стремятся выполнять активную роль, участвовать в самом начале процесса, как деятели, успешные лидеры, а  не только  как потребители  конечных результатов и продуктов этих процессов.

    Успешный лидер  - это личность, которая создается в процессе неустанной, постоянной работы. Координатор ученического  самоуправления  сегодня должен включать детей и подростков в такие дела, которые требуют эмоционального, интеллектуального, физического напряжения. Только тогда у детей, подростков и молодежи появится интерес, чувство глубокой удовлетворенности от дела, что и будет способствовать всестороннему и гармоничному развитию  успешной личности. А чтобы в органах ученического самоуправления, а в будущем - в государстве была такая личность – вся жизнь детей и подростков должна быть пронизана  творчеством.

Литература:

1.Бондаровская В. Лидерство: некоторые психологические правила // Завуч.- 2003.-№32(182),

2.  Развитие личности школьника в воспитательном пространстве: проблемы управления / Под ред. Селивановой Н.Л. / М.: «Педагогическое общество России», 2001 г., 284 с.

3. Нечаев М.П. Методика создания и развития системы школьного самоуправления // Методист № 4/2006 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание форм итоговой аттестации в детском объединении. Выступление на методическом объединении педагогов дополнительного образования детей

Описание форм итоговой аттестации в детском объединении. Выступление на методическом объединении педагогов дополнительного образования детей...

ПОЛОЖЕНИЕ об аттестации воспитанников детских объединений муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Дом детского творчества» п.г.т. Уренгой Пуровского района.

1.1. Аттестация воспитанни­ков детских  объединений  МБОУ ДОД «Дом детского творчества» п.г.т.Уренгой  рас­сматривается педагогическим кол­лективом как неотъемлемая часть об­разовательн...

Инновационный опыт "Организация воспитательного процесса как средство успешной адаптации воспитанников детского дома к самостоятельной жизни".

В настоящее время весьма актуальна проблема подготовки детей к самостоятельной жизни. От того, насколько сумеет подготовить детский дом воспитанников к этой самостоятельной жизни, и будет зависеть усп...

Сценарий выступления детского объединения "Юный журналист" на районном Фестиваде детской прессы

Ежегодно районный Фестиваль детской прессы открывает новые таланты, отмечает ребят, которые делают первые шаги в журналистике. Детское объединение "Юный журналист" стало активным участником районных и...

Посвящение в детское объединение «Фантазеры» детско – юношеского объединения «Школьная академия» МБОУ «Подсинская СШ»

Посвящение в детское объединение «Фантазеры»  проводится для привлечения учащихся в активную школьную жизнь....

Участие детского объединения «Радиосвязь» и детской коллективной радиостанции «Контакт» в социально-значимых мероприятиях, проектах, программах

Опыт формирования социальных компетенций на основе участия детей в социально-значимых мероприятиях, приобретение практических умений коммуникативной культуры в процессе осуществления различных социаль...