О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух! (Размышления неравнодушного учителя.)
материал на тему

Пискарёва Елена Вячеславовна

В прошлом году принимала участие в профессиональном конкурсе педагогического мастерства и общественного признания "Педагог года Москвы-2015". Впечатлений много! Советую приобрести и этот опыт.

Скачать:


Предварительный просмотр:

О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух!

(Размышления неравнодушного учителя.)

Учёный тот, кто много знает из книг;

образованный тот, кто усвоил все

самые распространённые знания и приёмы;

просвещённый – тот, кто понимает смысл своей жизни.

Лев Николаевич Толстой

Первое, в чём хочется разобраться, приступая к размышлению на заданную тему, это в значении словосочетания «просвещенья дух». Толковые словари русского языка С.И.Ожегова и Т.Ф.Ефремовой, трактуя смысл слов «просвещение» и «дух», пересекаются в использовании понятий:

«знания», «образованность, «уровень», «культура», «мышление», «готовность к действию», «мировоззрение», «сущность», «начало, определяющее поведение». Не это ли то основное, что сопряжено с понятием ШКОЛА? Причём, во все времена!

В «Национальной         доктрине образования в Российской Федерации», основополагающем государственном документе, утверждаемом федеральным законом и устанавливающем приоритет образования в государственной политике,  записано: «Стратегические цели образования тесно увязаны с проблемами развития российского общества, включая: преодоление… духовного кризиса, восстановление статуса России… как великой державы в сфере образования, культуры, науки…; создание основы для устойчивого… духовного развития России». Следовательно, возрастает роль человека как индивидуальной, творческой личности. В процессе информатизации общества, массового внедрения в производственный и учебный процесс наукоёмких технологий, что является потребностью современного общественного развития, возрастает значимость школы, личности учителя в становлении молодого поколения.

В связи с этим встаёт вопрос понимания места учителя в современной образовательной системе, его роли во взаимоотношениях с учеником, уровня его профессиональной подготовки.

И в той же доктрине: «Государство обеспечивает привлечение в систему образования талантливых специалистов, способных на высоком уровне осуществлять учебный процесс, вести научные исследования, осваивать новые технологии, информационные системы, воспитывать у обучающихся духовность и нравственность, готовить специалистов высокой квалификации…» За всеми этими «умными» словами стоит Учитель-Человек. Не физик, химик, математик или словесник, а именно Человек! А духовность и нравственность – это всем нам известные понятия: Правда, Добро, Справедливость, Честь, Достоинство, Вера… И именно это – то важное, что должно быть «открытием чудным» в каждом  нашем ученике. Это и является мерилом развития и становления личности, мерилом её зрелости. А потом уже ОГЭ, ЕГЭ и прочие «инновационные» стандарты. В школе – институте духовности и нравственности – не может быть случайных людей. Школа не может быть местом реализации амбициозных карьерных планов, местом наживы и обогащения. Школа – это Храм духовности и духовных ценностей. И работать в ней должны духовные люди. В статье доктора философских наук, профессора В.Н.Маркина «Духовность как основание развития профессионала» читаем: «Духовный человек видит окружающий мир как человеческий мир. Мышление этого человека является человековедческим», а умение видеть мир человеческим и оставаться Человеком при любых обстоятельствах – первостепенное умение педагога.

И, конечно же, о боли каждого словесника! Тревожит тенденция в современном образовании – выдавливание из него гуманитарного, духовного содержания. Понятие «образованный человек» становится синонимом  понятия «информированный человек», «человека умеющий»  и расходится с понятиями «культурный» и «духовный» человек. Об опасности технократического (узкофункционального) профессионализма предупреждал академик В.А.Легасов, известный учёный атомщик, в письме по поводу Чернобыльской трагедии. Своё письмо он закончил знаменательными словами: «Мы ни с чем не справимся, если не восстановим нравственного отношения к выполняемой работе, какой бы она ни была: медицинская, или химическая, или реакторная , или биологическая… Та техника, которой наш народ гордится, которая финишировала полётом Гагарина, была создана людьми, стоящими на плечах Толстого и Достоевского… Люди, создавшие тогда технику, были воспитаны на величайших гуманитарных идеях. На прекрасной литературе, на высоком искусстве». И на любви к своему родному, нашему «великому и могучему» русскому языку, без знания которого невозможно считать себя образованным, просвещённым, понимающим смысл своей жизни человеком.

PS.

Бытует мнение, что старых собак нельзя научить новым трюкам. А как же «опыт, сын ошибок трудных…»?! Жаль, что сегодня он настолько не востребован. А может, не стоит столь необдуманно отказываться от накопленного и проверенного десятилетиями?!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух…!»

«О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух…!» Урок-игра. Можно использовать как внеклассное мероприятие....

Педагогическое эссе "О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух"

Педагогическое эссе "О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух"...

Сценарий мероприятия, посвящённого завершению учебного года "О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух..."

Праздник "О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух..." -   это церемония награждения лучших учеников по итогам учебного года и их наставников, учителей, благодаря которым ...

Эссе «О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух»

Эссе для участия в Московском городском профессиональном конкурсе педагогического мастерства и общественного признания «Педагог года Москвы - 2019»...

О, сколько нам открытий чудных Готовят просвещенья дух,

Областью изучения географии является сама жизнь, то есть то, что окружает детей в их повседневной жизни. Учащиеся, сидя за партами в классе, не всегда понимают, что в их жизни могут присутствовать явл...