О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух! (Размышления неравнодушного учителя.)
материал на тему
В прошлом году принимала участие в профессиональном конкурсе педагогического мастерства и общественного признания "Педагог года Москвы-2015". Впечатлений много! Советую приобрести и этот опыт.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.76 КБ |
Предварительный просмотр:
О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух!
(Размышления неравнодушного учителя.)
Учёный тот, кто много знает из книг;
образованный тот, кто усвоил все
самые распространённые знания и приёмы;
просвещённый – тот, кто понимает смысл своей жизни.
Лев Николаевич Толстой
Первое, в чём хочется разобраться, приступая к размышлению на заданную тему, это в значении словосочетания «просвещенья дух». Толковые словари русского языка С.И.Ожегова и Т.Ф.Ефремовой, трактуя смысл слов «просвещение» и «дух», пересекаются в использовании понятий:
«знания», «образованность, «уровень», «культура», «мышление», «готовность к действию», «мировоззрение», «сущность», «начало, определяющее поведение». Не это ли то основное, что сопряжено с понятием ШКОЛА? Причём, во все времена!
В «Национальной доктрине образования в Российской Федерации», основополагающем государственном документе, утверждаемом федеральным законом и устанавливающем приоритет образования в государственной политике, записано: «Стратегические цели образования тесно увязаны с проблемами развития российского общества, включая: преодоление… духовного кризиса, восстановление статуса России… как великой державы в сфере образования, культуры, науки…; создание основы для устойчивого… духовного развития России». Следовательно, возрастает роль человека как индивидуальной, творческой личности. В процессе информатизации общества, массового внедрения в производственный и учебный процесс наукоёмких технологий, что является потребностью современного общественного развития, возрастает значимость школы, личности учителя в становлении молодого поколения.
В связи с этим встаёт вопрос понимания места учителя в современной образовательной системе, его роли во взаимоотношениях с учеником, уровня его профессиональной подготовки.
И в той же доктрине: «Государство обеспечивает привлечение в систему образования талантливых специалистов, способных на высоком уровне осуществлять учебный процесс, вести научные исследования, осваивать новые технологии, информационные системы, воспитывать у обучающихся духовность и нравственность, готовить специалистов высокой квалификации…» За всеми этими «умными» словами стоит Учитель-Человек. Не физик, химик, математик или словесник, а именно Человек! А духовность и нравственность – это всем нам известные понятия: Правда, Добро, Справедливость, Честь, Достоинство, Вера… И именно это – то важное, что должно быть «открытием чудным» в каждом нашем ученике. Это и является мерилом развития и становления личности, мерилом её зрелости. А потом уже ОГЭ, ЕГЭ и прочие «инновационные» стандарты. В школе – институте духовности и нравственности – не может быть случайных людей. Школа не может быть местом реализации амбициозных карьерных планов, местом наживы и обогащения. Школа – это Храм духовности и духовных ценностей. И работать в ней должны духовные люди. В статье доктора философских наук, профессора В.Н.Маркина «Духовность как основание развития профессионала» читаем: «Духовный человек видит окружающий мир как человеческий мир. Мышление этого человека является человековедческим», а умение видеть мир человеческим и оставаться Человеком при любых обстоятельствах – первостепенное умение педагога.
И, конечно же, о боли каждого словесника! Тревожит тенденция в современном образовании – выдавливание из него гуманитарного, духовного содержания. Понятие «образованный человек» становится синонимом понятия «информированный человек», «человека умеющий» и расходится с понятиями «культурный» и «духовный» человек. Об опасности технократического (узкофункционального) профессионализма предупреждал академик В.А.Легасов, известный учёный атомщик, в письме по поводу Чернобыльской трагедии. Своё письмо он закончил знаменательными словами: «Мы ни с чем не справимся, если не восстановим нравственного отношения к выполняемой работе, какой бы она ни была: медицинская, или химическая, или реакторная , или биологическая… Та техника, которой наш народ гордится, которая финишировала полётом Гагарина, была создана людьми, стоящими на плечах Толстого и Достоевского… Люди, создавшие тогда технику, были воспитаны на величайших гуманитарных идеях. На прекрасной литературе, на высоком искусстве». И на любви к своему родному, нашему «великому и могучему» русскому языку, без знания которого невозможно считать себя образованным, просвещённым, понимающим смысл своей жизни человеком.
PS.
Бытует мнение, что старых собак нельзя научить новым трюкам. А как же «опыт, сын ошибок трудных…»?! Жаль, что сегодня он настолько не востребован. А может, не стоит столь необдуманно отказываться от накопленного и проверенного десятилетиями?!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух…!»
«О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух…!» Урок-игра. Можно использовать как внеклассное мероприятие....

Педагогическое эссе "О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух"
Педагогическое эссе "О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух"...

Эссе к конкурсу "Педагог года Москвы - 2015": «О, СКОЛЬКО НАМ ОТКРЫТИЙ ЧУДНЫХ ГОТОВИТ ПРОСВЕЩЕНЬЯ ДУХ!»
Эссе к конкурсу по заданной теме...
Сценарий мероприятия, посвящённого завершению учебного года "О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух..."
Праздник "О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух..." - это церемония награждения лучших учеников по итогам учебного года и их наставников, учителей, благодаря которым ...

Эссе «О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух»
Эссе для участия в Московском городском профессиональном конкурсе педагогического мастерства и общественного признания «Педагог года Москвы - 2019»...

О, сколько нам открытий чудных Готовят просвещенья дух,
Областью изучения географии является сама жизнь, то есть то, что окружает детей в их повседневной жизни. Учащиеся, сидя за партами в классе, не всегда понимают, что в их жизни могут присутствовать явл...