Эссе. Я - учитель
статья на тему

Михеева Елена Анатольевна

Материал к конкурсу "Учитель года - 2016"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse.miheeva_e.a.docx55.07 КБ

Предварительный просмотр:

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «ЭССЕ»

Михеева Е. А.,

МОУ «Большеелховская СОШ»

Лямбирского муниципального района

Я – учитель

D:\Учитель года 2016 Михеева\Заочный тур.Михеева Е.А\чмсмисимссч.jpgУчитель, искусство дари,

Чтоб сердце стало добрее,

В душу ребенка ты загляни,

Пусть она будет сильнее.

Вдохновенный мечтою крылатой

Посмотри на мир свысока,

Докажи, что искусство вечно,

Что жить оно будет века.

Мир, в котором мы живем, устроен так, что каждый из нас рождается с уникальным предназначением. Предназначение  это жизненная миссия, выполнение которой и будет целью земного существования. Предназначение реализовывается и раскрывается через дело, выполняемое человеком. В свою очередь это дело, работающее на претворение в реальность дарованного свыше предназначения, и есть призвание как составная часть единого целого. Для подтверждения вышесказанного приведу утверждение индийского философа Ошо: «Каждый человек приходит в мир с определенным предназначением  он должен что-то совершить, доставить какое-то послание, завершить какую-то работу. Ты здесь не случайно  ты здесь с определенным смыслом. За тобой стоит определенная цель. Целое намеревается что-то совершить через тебя».

Следовательно, миссия будет выполняться наиболее эффективно при условии, что посланный в мир человек выберет правильный путь, найдет свое призвание, свойственное только ему. И тут главное  не ошибиться, поэтому каждый человек должен определиться, кем желает стать, в какой области он принесет максимум пользы для себя и для окружающих. На данные вопросы, относящиеся к разряду «вечных», как правило, очень трудно найти нужный ответ.

Когда я была еще ребенком, подобного рода вопросы возникали в моей голове. Конечно, быстро и однозначно ответить я не могла, поэтому прислушалась к голосу своей души, ведь душа  это внутренний мир человека, это то, что он сам знает или не знает о себе, а значит, нужно только внимательно слушать, чтобы, как говорил римский поэт Ювенал, правильно «высказать слова своей души». И я услышала музыку, ставшую голосом моей души, поняла: мое предназначение  дарить искусство.  

Вот так с пятилетнего возраста я самостоятельно решила посвятить себя музыке, искусству. Я «заходила в гости» в музыкальную школу, которая находилась рядом с домом. Сначала мои уроки творчества проходили в форме вольного слушателя. Педагоги, заметив мой неугасающий интерес к музыке, сообщили, чтобы в следующий раз я приходила с родителями. Так передо мной встал выбор между фортепиано и скрипкой, и я выбрала скрипку. Закончив школу, я поступила в музыкальное училище                     им. Л.П. Кирюкова. Затем был Колледж культуры и искусств по специальности «Руководитель инструментально вокального ансамбля».

Моя душа пришла в мир, чтобы дарить искусство, но какое дело я выберу, что будет моим призванием, я решила только тогда, когда окончила Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева, где обучалась на факультете «Педагогическое и художественное образование». Диалог с моим внутренним «я» продолжался.

Человеческая душа многогранна и многолика, как и сама Вселенная. Разгадать ее тайны и понять устройство веками пытаются миллионы людей, представители самых разных профессий. Одной из них является профессия учитель. Недаром восточная мудрость гласит: «Труд педагога есть страна мудрого и  вечного: на сцене  человеческие сердца, за кулисами  человеческие души, в зрительном зале человеческие судьбы».

Осознав, что мое предназначение  дарить искусство, я поняла, что дарить его, в первую очередь, я буду детям, познавая свою душу и становясь«инженером других человеческих душ», мое призвание это развитие и сохранение в человеке истинно человеческого.

Все люди на земле знают, что душа бессмертна, а значит, как сказал великий русский писатель Л. Н. Толстой: «Для бессмертной души нужно такое же и дело бессмертное, как она сама». По этому поводу я прочитала однажды красивую восточную притчу «О рождении Учителя»: «Когда родился новый учитель, к его колыбели спустились три феи. И сказала первая фея: «Ты будешь вечно молод, потому что рядом с тобой всегда будут дети». Вторая фея произнесла: «Ты будешь красив мыслями и душой, потому что нет более благородного призвания, чем дарить свое сердце детям». Третья фея предрекла: «Ты будешь, бессмертен, потому что ты продолжишь свою жизнь в своих учениках».

Действительно, нельзя не согласиться с утверждением, что «в делах своих учеников учитель вечен». Еще А. С. Макаренко писал: «Проживи одну жизнь свою и тысячи жизней         своих учеников – и ты проживешь вечность... ».

Ведь в жизни каждого человека есть учитель, который в большей степени повлиял на становление его мировоззрения. В моей жизни это был Терханов Сергей Яковлевич – замечательный педагог, талантливый композитор, заслуженный деятель искусств Республики Мордовия и заслуженный работник культуры Российской Федерации, показавший мне мир искусства, доказав, что оно вечно, как и сама жизнь. И вот теперь я учитель искусства и могу сказать, что продолжаю дело моего учителя и постараюсь воспитать в своих учениках любовь к прекрасному.  

Спустя 9 лет работы в школе, я точно знаю, что выбрала правильный путь, потому что мне нравится заниматься любимым делом, а в современном мире  это очень важно. Вспомним слова китайского философа Конфуция: «Выберите себе работу по душе, и вам не придется работать ни одного дня в своей жизни».

Еще одним фактором, повлиявшим на выбор будущей профессии, является моя жизненная позиция, которую я сформулировала так: «От великой силы искусства к духовной силе человека». Эти слова стали девизом моей жизни и работы. Для себя я сделала вывод: учитель – это человек, обладающий безграничной властью, он творец культуры, он творец будущего, в его руках самое дорогое – душа ребенка:

Суть учительской работы

Многогранна, но проста:

Строить нам доверил кто-то

Душу с чистого листа.

Когда я начала свой педагогический путь, в моем воображении возник  образ учителя, ассоциирующийся для меня с образом Розового Лебедя:

Тлеет огонь под невзрачной золою,

В небо взовьется растопленный лед:

Розовый Лебедь червонной стрелою

Сердце стремглав протаранил навзлет.

Вихрем промчит по изломанным будням,

Солнце застит невесомым крылом,

Вальс подарив обезверившим людям,

Мир наш согрев лебединым теплом.

Много раз рассуждая над понятиями «учитель» и «ученик», я задавала себе вопрос: что стоит за этими двумя словами? Две противоположности, два полюса. И всё-таки одно целое. Они созданы друг для друга, как небо для лебедя. И вот что я увидела.  

Уже спустилась ночь, но солнце ещё держалось на хребте, красном от последних лучей. Вдруг передо мной возник Лебедь, летящий высоко над неизвестно куда ведущей протокой, летящий медленно, торжественно и, освещенный последними лучами солнца, окрашенный в розовый цвет.

Эта трепетная розовая птица бьётся в груди каждого учителя, когда он впервые входит в класс. Он открывает дверь... Что ожидает его? А ожидает что-то непонятное, непредсказуемое, но в то же время загадочное и манящее. На него смотрит столько пытливых и любознательных детских глаз, которые ждут от него чего-то важного, необыкновенного, нового. И он должен, как лебедь-вожак, провести их через ущелье, преодолеть все преграды, чтобы показать им величие и бескрайность голубого неба. Только тогда они позволят прикоснуться к волшебным струнам их души, и учитель услышит чарующую музыку их сердец.

Пока учитель в самом начале пути, как не просто увидеть Розовому Лебедю с высоты своего полета ту дорогу, по которой он поведёт своих учеников, укажет им верный путь на земле и в небе, представляя каждому своё крыло. Ему нужно увлечь в полёт всех, даже тех, кто не желает лететь. Розовому Лебедю нужно доказать «гадкому» утёнку, что лучше неба, может быть только небо, созданное для Лебедя, которым все любуются, верят в него, за которым готовы лететь, так как он символ любви и надежды.

Над головой Розового Лебедя не всегда бывает солнце, иногда его крылья окрашиваются в пунцовый цвет, он вдруг теряет высоту, над ним холодная тёмная пропасть, и снова долгий путь наверх к солнцу. Розовая душа бьётся рядом с сердцем, которое ищет, мечтает, пытается найти выход, казалось бы, из безвыходной ситуации. И он идёт, карабкается, заставляет поверить в себя, подняться, выдержать всё и увидеть солнце.

И всё это время Розовый Лебедь ни на минуту не забывает, что рядом с ним те, кто не хочет дальше лететь, они падают, отказываясь подняться. И  он доказывает, что это им под силу (как когда-то ему), что без них, да именно без них, невозможен дальнейший полёт, вселяет в них веру и надежду.

...Небо проясняется. Ледяной ветер всё так же дует, но без снега. Ученик поднимается, идёт, слезинка замёрзла на щеке, но он не обращает на неё внимание, он верит в учителя, он помогает ему: поддерживает уставших, удерживает разочаровавшихся, стонет, пыхтит, но идёт. И учитель идет с ним рядом, плечо к плечу. Постепенно пунцовая окраска Лебедя-ученика сменяется красной, а затем розовой...

И учитель понимает, что это не первое и не последнее испытание. Но сколько бы не встретилось на его пути преград, Розовому Лебедю опять нужно взмахнуть крыльями, а потом просто захотеть, чтобы «гадкий» утёнок сделал ответный взмах, для того чтобы вновь полететь. И точно ответ на желание Лебедя-учителя раздаётся робкий, неуверенный взмах. Он протягивает утёнку навстречу руки-крылья, и маленькое детское крылышко ложится в лебединую руку-крыло. Серая окраска утёнка постепенно блёкнет, и через неё угадывается надежда на появление величественного Лебедя.

А впереди ещё долгий путь, который они (учитель и ученик) должны пройти вместе рука об руку, крыло в крыло. И на этом пути они оба должны быть честными и откровенными до конца, готовыми прийти на помощь в любую минуту, поддерживать, не дать упасть в пропасть. И только на вершине, где облака опускаются на плечи, а голова уходит в поднебесье, Лебедь-учитель видит, что рядом с ним стоит, широко расправив крылья, не «гадкий» утёнок, а прекрасный Розовый Лебедь-ученик. Этот Розовый Лебедь счастлив неожиданному превращению, рад свободе и бескрайности неба и благодарен учителю, потому что у них на двоих один цвет  цвет солнца. И тогда взрослый Лебедь-учитель, взяв за крыло Лебедя-ученика, начинает свою лебединую песню, которую тот тут же подхватывает. Нет, это не прощальная песня, это гимн жизни!

Я благословляю тот день, когда решила подниматься к небу, облакам, солнцу. Они помогли мне понять, что нельзя изменять тому, что считаешь правильным долгие годы. Теперь я точно знаю: сердце моё навсегда отдано детям, моим ученикам, которые ждут от меня этого сказочного превращения «гадкого» утёнка в величественного Розового Лебедя, и совершенствование этого процесса с каждым новым годом будет моим профессиональным развитием.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе «Я – учитель!» на конкурс учитель года Кубани 2015 Уважение профессии учитель через любовь к делу и ученикам

Эссе представленно на тему: "Уважение профессии учитель через любовь к делу и ученикам" содержит размышления педагога о значении и важности профессии учитель. Рассматриваются в эссе этапы становления ...

Эссе «Я – учитель» в рамках муниципального этапа всероссийского конкурса "Учитель года-2016"

Работа раскрывает мотивы выбора учительской профессии, отражает собственные педагогические принципы и подходы к образованию,  понимание миссии педагога в современном мире....

Эссе "Я - учитель" (для конкурса "Учитель года Ромненского района - 2016")

Эссе "Я - учитель" на районный конкурс педагогического мастерства "Учитель года Ромненского района - 2016"...

"Учитель года 2016" Эссе "Я - учитель"

Знаю лишь одно, что моё призвание – школа, ученики, которым я отдаю свою любовь, и радость общения с ними.И как бы ни складывалась моя жизнь дальше, но любовь и уважение моих учеников и их родителей -...

Участие в областном конкурсе "Учитель года 2016". Эссе "Я - учитель"

Данное эссе написано для участия в конкурсе "учитель года". В нём подводятся некоторые итоги учительской деятельности. Основные темы для рассуждения: роль сельской школы в развитии ребёнка, её место в...