ЭССЕ «Я - УЧИТЕЛЬ»
статья на тему

Мордясова Анна Владимировна

Эссе " Я - учитель"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_dlya_konkursa_uzenkova_a.v.docx34.85 КБ

Предварительный просмотр:

ЭССЕ  «Я  - УЧИТЕЛЬ»

Существует легенда, что Д. И. Менделееву во сне приснилась таблица химических элементов. А мне всегда снится школа, светлые классы, радостные лица ребят, которые ждут с нетерпеньем мои уроки на самые интересные темы.

Химические темы, как перроны
Проносятся, на каждом столько  лиц!
На траектории  не люди – электроны,
И жизнь почти  невидимых  частиц!

И как планеты в космосе частицы
Несутся, открывая мир идей.
Не химия ли открывает принцип
Валентных связей и среди людей?

Не знать законов?!
Что ж, сказать по чести,
Безграмотный, увы, убог и сир.
Все движется, мир не стоит на месте,
И ХИМИЯ – окно в огромный мир!

Мой дед был учителем  химии, моя мама работает учителем биологии. С самого раннего детства я видела, как  тяжел  этот  труд - труд педагога. Но  еще в начальной школе решила для себя: «Буду учителем». Шли годы. Мама проверяла тетради, а я рядышком сидела и внимательно следила за красной ручкой, которая «бегала» по листу. Я очень хотела учить ребятишек  видеть красоту природы, воспитывать доброе отношение к людям, аккуратность, трудолюбие. Видеть улыбку на лицах детей, если у них все получается, и спешить к ним на помощь в случае затруднений, играть, общаться, и, конечно, проверять тетради, выставлять отметки в журнал. Как я радовалась, когда в школе проводился День самоуправления! После окончания школы я точно знала, что пойду в педагогический институт.

И вот моя мечта сбылась:  я -  учитель!

Профессия учителя – одна из тех удивительных, где мастер из года в год продолжает себя в своих учениках. Хороший учитель  продлевает себя, свои знания, свои добрые качества в сердцах и умах своих питомцев. И нет ничего благороднее этой миссии. В то же время я осознаю, насколько ответственна эта миссия. Если учитель слаб, если его собственные знания отстают от развития науки, то его слабости перейдут в будущее через его учеников.  А значит, от меня, учителя, зависит будущее ученика, страны, мира.

Со школьных лет урок химии кажется мне особенно притягательным, волшебным. Хочется, чтобы это поняли все, и прежде всего дети. И я пытаюсь доказать своим ученикам, что химия и жизнь неразрывно связаны.

Что такое химия?
Это школа знаний,
Это всем известная
Практика познаний.
Мы должны науку эту
С детства уважать,
Чтобы в будущее смело
Вместе с ней шагать.

Как же убедить в этом детей? Проводить эффектные опыты? Заинтриговать химическими реакциями? Да, возможно. Это увлекает и детей, и учителя. Учитель – это педагог и воспитатель, психолог и артист.

Интересно наблюдать, как зажигаются глаза ребят, когда они начинают относиться к химии не как к сложному учебному предмету, а как к урокам, связанным с бытом, питанием, здоровьем. Например, калий – это не только металл, химический элемент  I группы 4-го периода периодической таблицы Д.И.Менделеева, но и элемент, без которого происходит сбой в сердечно-сосудистой системе. Такие заболевания лечатся и с помощью лекарств, и благодаря правильному питанию: калия много в кураге, картофеле. А как усваивается калий? Только в ионном виде. Интересно? Пишем уравнения…

При решении задач, связанных с солями, сухой язык формул превращается в удивительную головоломку: как соли влияют на организм, какая концентрация их безопасна, полезна или, наоборот, вредна. У детей возникает масса вопросов по изучаемой теме, они уже сами начинают искать литературу, копаются в интернете.

Свой предмет я очень люблю и стремлюсь пробудить любовь к нему и в своих учениках, сформировать у них творческое, химическое мышление. По-моему, главное, что они могут приобрести при изучении моего предмета, - не столько собственно знание химии, сколько освоение обобщенных видов деятельности. Эти виды деятельности инвариантны и необходимы для того, чтобы адаптироваться в нашем сложном мире.

Для того, чтобы повысить производительность труда, в том числе и учебного, нужно, прежде всего, грамотно организовать рабочее место: все должно быть под рукой, а вернее «под носом». Если на вопрос «Какова степень окисления атомов того или иного химического элемента  в соединении?» дети отвечают: «Нужно найти этот химический элемент в периодической таблице растворимости, сравнить константы диссоциации кислот и т.д.». я уверена – этот ученик разберется с любой предложенной реакцией ионного обмена.

 Профессия истинного учителя - это творческая профессия, не терпящая успокоенности и требующая постоянного обновления. Вот поэтому я не только работаю над совершенствованием методики преподавания  химии в школе, но постоянно участвую в вебинарах («Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ средствами УМК Н. Е. Кузнецовой», «Актуализация знаний — как один из этапов современного урока в условиях ФГОС ООО»),  олимпиадах для учителей («II Международные олимпиады «Мега-Талант» по химии»), конкурсах, конференциях, «круглых столах»,  интернет–проектах ("Путешествие в мир химии").  Я считаю, что тысячу раз прав великий Платон: "Ученик не сосуд, который надо заполнить, а факел, который надо зажечь". Мастерство учителя – в умении зажечь этот факел, чтобы никогда не иссякала жажда знания, стремление узнать больше и больше.

От моей работы, от моего умения руководить, сотрудничать, управлять деятельностью коллектива зависит и результат – формирование такого уровня мастерства ученика, которое позволяет ему решать не только сугубо химические задачи. Я считаю, что процесс обучения – обоюдный, он дает мне возможность научить других законам химии, а для этого необходимо познать их самой. Учитель должен находиться в постоянном поиске новых открытий, достижений, быть в курсе всех последних событий в мире науки и техники. Ученики порой – лучшие учителя жизни. Они не дают закостенеть во взглядах, приносят свежий ветер перемен в размеренную жизнь педагога. Каждый из учеников индивидуален, неповторимая личность. Передо мной встает задача, как найти ключ к этой тайне индивидуальности, как помочь раскрыть возможности каждого ребенка, как содействовать формированию собственной позиции. Поэтому на первое место я  ставлю принцип сотворчества учителя и ученика.

С учениками стараюсь быть искренне дружелюбной. Если в поступке и поведении что-то проявляется в соответствии с общепринятым понятием "что такое плохо", обязательно выражу это "тоном", но никогда "криком". Стараюсь сразу  буквально "на пальцах", доходчиво объяснить, что не есть "хорошо". А если кто-то проявил себя на "что такое хорошо", порадуюсь за него и похвалю. Что-то не получилось - приободрю, направлю на правильное решение. От меня в большой степени зависит, чтобы ученик стремился к учебе, и она не стала для него "каторгой".

На уроке я работаю не с одним учеником, а с целым классом, поэтому я должна услышать голос каждого из них, вычленить в этом многоголосии материал для дискуссионного общения, создания проблемных ситуаций, взаимокорректировки, взаимообогащения. Моя задача – создать гармонию или диссонанс опыта ученика со своим собственным и с опытом науки.

Мне приятно, когда после проведенного урока ученики  говорят «спасибо», когда вижу интерес и живой огонек в глазах своих учеников, когда они задают вопросы, отстаивают свои взгляды и остаются после уроков, чтобы продолжить дискуссию.

Я испытываю чувство огромного удовлетворения, когда нахожу новые формы, приемы, нестандартные задания, интересные игры, которые помогают передать учащимся все, что я знаю. Так приятно гордиться своими учениками, которые одерживают маленькие победы на каждом уроке.

Что бы я хотела видеть в своих учениках? Свободного мышления, толерантности, умения конструктивно решать проблемы, способности к самовыражению и еще много других очень важных качеств. Главное — чтобы каждый из них стал яркой индивидуальностью, стал личностью.

У каждого ребенка свои индивидуальные интеллектуальные способности, разный уровень мотивации обучения, да и содержание образовательных программ, особенно в основной школе, стремительно усложняется, уровень навыков требований по всем учебным предметам повышается от класса к классу. Решить эту проблему мне позволяет технология личностно-ориентированного обучения. В связи с этим я  работаю по личностно - ориентированной технологии и применяю на уроках химии и во внеурочной деятельности, так как именно она обеспечивает всемерный учёт возможностей и способностей обучаемых, и создаёт необходимые условия для развития их индивидуальных способностей.

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей образовательной системы личность обучаемого, обеспечение комфорта, бесконфликтных условий её развития, реализацию её природных потенциалов, характеризуются гуманистической  и психотерапевтической направленностью и имеют целью творческое развитие учащегося, формирование у него положительной «Я» - концепции. Личностно-ориентированные технологии имеют следующие особенности: продумывание учителем возможностей для самостоятельного проявления учеников, предоставления им возможности задавать вопросы, высказывать оригинальные идеи и гипотезы. Организация обмена мыслями, мнениями, оценками, стимулирование учащихся к дополнению и анализу ответов товарищей, стремление к созданию ситуации успеха для каждого обучаемого, побуждение учащихся к поиску альтернативной информации при подготовке к уроку, продуманное чередование видов работ, типов заданий. В своей работе активно использую три основные технологии ЛОО: ·уровневой дифференциации, ·проектной деятельности, ·игровые.

Современный подход к образованию требует, чтобы ребенок получил в ходе обучения не только универсальные учебные действия, соответствующие государственному стандарту, но и освоил компетенции, которые включают в себя умение жить в изменяющемся мире: жизненный опыт, ценности, смысл, традиции, миропонимание. Необходимо воспитать в детях современное сознание, которое позволит им жить и развиваться в окружающем мире. Вот  урок химии в 8 классе на тему «Оксиды», на котором я продолжала формирование естественно-научного мышления, развивала коммуникативные умения, используя методы обучения объяснительно–иллюстративный, репродуктивный, частично–поисковый, проблемный, беседа, устный опрос, организация упражнений по применению знаний (групповая, индивидуальная работа), самопроверка. На этапе открытия нового материала учащиеся, вовлеченные в дидактические игры «Сорви лепесток», «Не прерви цепочку», «Крестики - нолики», выделяли общие признаки класса оксиды, составляли формулы оксидов, давали им названия. А на этапе закрепления были предложены на выбор учащимся  такие приемы, как: синквейн и кластер.

Содержание обучения мною рассматривается как средство развития личности, а не как самодовлеющая цель. Обучение ведется, прежде всего, универсальными учебными действиями, способами мышления; осуществляются интеграции различных дисциплин, достигается вариантность и дифференциация обучения, на основе деятельного подхода активно используется положительная стимуляция учения. На личностно-ориентированном уроке создается та учебная ситуация, когда не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуется личностные особенности учащихся. На таком уроке господствует эмоционально положительный настрой  учащихся на работу. Учитель не просто создает благожелательную творческую атмосферу, он признает самобытность и уникальность каждого обучаемого.

Внеурочная деятельность позволяет реализовать всестороннее развитие личности обучающегося с выходом на практическое решение проблем современного общества в аспекте знаний по химии: школьная научно-практическая конференция «Ярмарка идей» (9-11 класс), факультатив «Занимательная химия», заседания Клуба Знатоков химии «Чудеса своими руками», «Занимательные опыты», «Химия и жизнь»,  дискуссии «Транс-жиры», «Вся правда о соках»,  «Импортозамещение в Мордовии», игровая интерактивная беседа «Ты не поверишь», а также олимпиады школьного, муниципального уровней.  

Исследовательская работа – важная составная моей деятельности с учащимися. На научно-практическую конференцию «Школа – науке ХХI века» (2015) были представлены исследовательские работы  «Золотые яйца» (9 класс), «Сравнительный анализ нерафинированных растительных масел» (8 класс).

На своих занятиях я через химию прививаю любовь к миру, в сотрудничестве с  учениками стараемся увидеть современные проблемы и возможные пути их решения средствами образования. Об охране окружающей среды, экологических проблемах современности говорится немало, но чаще информация носит общий характер. В курсе химии не отводится специальной темы для изучения этих проблем, поэтому при обобщении изученного материала и на уроках открытия новых знаний привожу информацию, взятую из медиасредств, для создания проблемной ситуации. Поиск решения проблемы позволяет рассмотреть экологические проблемы более детально, с точки зрения химика, и что немаловажно урок позволяет заинтересовать учащихся, дать им пищу для размышлений, применить имеющиеся знания при решении конкретных практических задач, взятых из повседневности. На уроках и во внеурочной деятельности стараюсь убедить учеников, что современный человек должен разбираться в сущности происходящих явлений вокруг него и внутри его. Все, что нас окружает: одежда, мебель, техника, продукты питания - является результатом химических превращений. Иметь понятие о веществах, необходимых и опасных для организма, следить за питанием, понимать важность здорового образа жизни, грамотно оценивать состав продуктов, указанных на этикетке, не всегда доверять рекламе – вот неполный перечень того, что ученик может взять с моих уроков химии. Достижения и проблемы применения химии в медицине, в быту, в сельском хозяйстве, в искусстве, в строительстве – предмет обстоятельного исследования и обсуждения во внеурочной деятельности.

Моя педагогическая практика помогла сформулировать основные положения  профессиональной педагогической деятельности: 

– достижение атмосферы конструктивного, партнёрского сотрудничества между учителем и учениками в учебной деятельности; 

– осуществление учения через диалог учителя и ученика (обсуждение совпадающих и несовпадающих позиций), способствующий рождению и развитию общей мысли; 

– создание творческих ситуаций для развития у учащихся положительной мотивации к обучению, активности, умений самостоятельно добывать знания. 

Размышляя о своем жизненном пути, я понимаю, что не могу провести черту между тем, где заканчивается моя работа и начинается личная жизнь. Я могу назвать себя счастливым человеком. Мой мир – это я и моя семья: родные, коллеги,  друзья, ученики. У меня прекрасная семья. Наша семья живет по законам жизни, созданным человечеством на протяжении многих веков. Это – честность, порядочность, свобода, скромность, вежливость, ответственность. Мне хочется, чтобы в моем мире всегда было тепло и светило солнце. Какими я хочу видеть своих выпускников? Счастливыми  в жизни!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе «Я – учитель!» на конкурс учитель года Кубани 2015 Уважение профессии учитель через любовь к делу и ученикам

Эссе представленно на тему: "Уважение профессии учитель через любовь к делу и ученикам" содержит размышления педагога о значении и важности профессии учитель. Рассматриваются в эссе этапы становления ...

Эссе «Я – учитель» в рамках муниципального этапа всероссийского конкурса "Учитель года-2016"

Работа раскрывает мотивы выбора учительской профессии, отражает собственные педагогические принципы и подходы к образованию,  понимание миссии педагога в современном мире....

Эссе "Я - учитель" (для конкурса "Учитель года Ромненского района - 2016")

Эссе "Я - учитель" на районный конкурс педагогического мастерства "Учитель года Ромненского района - 2016"...

"Учитель года 2016" Эссе "Я - учитель"

Знаю лишь одно, что моё призвание – школа, ученики, которым я отдаю свою любовь, и радость общения с ними.И как бы ни складывалась моя жизнь дальше, но любовь и уважение моих учеников и их родителей -...

Участие в областном конкурсе "Учитель года 2016". Эссе "Я - учитель"

Данное эссе написано для участия в конкурсе "учитель года". В нём подводятся некоторые итоги учительской деятельности. Основные темы для рассуждения: роль сельской школы в развитии ребёнка, её место в...