Творческая работа!
материал на тему

Творческая работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tv.rab_.docx128.96 КБ

Предварительный просмотр:

   Метод  проектов  в  обучении  биологии  при  переходе   на ФГОС  ОО

                                                                     Автор: Иванова  Ольга Ивановна,

                                                               учитель химии-биологии

                                                               Муниципального образовательного

                                                               учреждения «Основная

                                                               Общеобразовательная  школа»

                                                               с. Лунино  Турковского  района  .

                                                                 

                                                      Саратов-2016

Оглавление

  1. Введение.

  1. Основное  содержание.

2.1 Ведущая идея.

2.2 Направленность «метода проектов».

2.3 Типология  проектов

2.4 Преимущество «метода проекта» .

2.5 Недостатки проектной деятельности.

2.6 Проектная  деятельность  на уроках химии и биологии.

2.7 Роль учителя  в «методе проектов».

2.8 Роль ученика (учеников) в «методе проектов».

  1. Заключение.

3.1Результативность «метода проектов».

     4.Библиография.

     5.Приложение


                                                «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и  я  запомню,

                                                  дай мне действовать самому, и я научусь».

                                                                                        Древнекитайская мудрость.

1.Введение.

В начале 20 века  появился  целый  ряд  оригинальных  педагогических  разработок , призванных  реализовывать в  педагогическом  процессе  идею  самооценки  личности ребенка. Среди  них  выделяется метод  проектов.

Сегодня целями обучения являются формирование интеллектуального и нравственного развитие личности, формирование творческого и критического мышления, умение работать с информацией. В традиционном обучении акцент делался на усвоение готовых знаний. В современном мире актуален подход, ориентированный на развитие самостоятельного мышления учащихся. Именно эти цели успешно достигаются в методе проектов.

В  проектной деятельности  решаются  сразу  несколько  задач :

  1. Развитие навыков  исследовательской  деятельности  учащихся , их  творчества ;
  2. Стимулирование  познавательной   активности ;
  3. Углубленное  изучение  определенных  разделов  предмета , по которому выполняется  проект.

К  использованию   метода  проектов  предъявляется  следующие  требования :

  1. Наличие  проблемы ;
  2. Практическая и  теоретическая  значимость  результатов  проектной  деятельности ;
  3. Самостоятельная  деятельность  учащихся  в урочное  и  внеурочное  время ;
  4. Поэтапная и структурированная  деятельность  обучающихся.

Проектная  деятельность  всегда  ориентирована  на  самостоятельную работу обучающихся – индивидуальную  , групповую , которую  они  выполняют в течении  определенного времени. Метод  проектов  предполагает   решение какой-либо  проблемы , что  предусматривает  , с  одной  стороны , использование  совокупности разнообразных  методов , средств  обучения , с  другой  -  необходимость  интегрирования  знаний , умений  применять  знания  из  различных   областей  науки , техники , творческой  сферы.

Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным способом. Метод проектов - совокупность учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов.

Метод проектов - технология, которая включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути.

2.Основное  содержание.

2.1. Ведущая идея.

Ведущей идеей  проектного метода можно выделить то, что его главной целью является развитие личности, а не на получение объективно нового результата, как в «большой» науке. Новизна в образовательном проекте субъективна, то есть учащийся приходит к результату (к цели) через  новые именно для себя знания  и умения. Для того чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные, ему необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему, взятую из жизни, применить для ее решения определенные знания и умения, в том числе и новые, которые еще предстоит приобрести, и получить в итоге реальный, ощутимый результат.

2.2.Направленность «метода проектов».

  •        развитие познавательных навыков учащихся;
  •        развитие умений самостоятельно конструировать свои знания;
  •        развитие умений ориентироваться в информационном пространстве;
  •        развитие критического мышления.

2.3. Типологияпроектов

         Типологические признаки:

1 Доминирующая в проекте деятельность;

2. Предметно-содержательная область;

3.Характер координации проекта;

4.Характер контактов проекта;

5. Количество участников проекта;

6.  Продолжительность проекта.

- В соответствии с доминирующей в проекте деятельностью:

•                Исследовательские (моделирование ситуаций научного поиска);

•                Ролевые, игровые (распределение ролей);

•                Творческие (итог – спектакль, альбом);

•                Ознакомительно-ориентированные или информационные (итог – статья, реферат);

•               Практико-ориентированные или прикладные.

- В соответствии с предметно-содержательной областью:

•        Монопредметные (в рамках одного предмета; выбираются сложные разделы; в ходе серии уроков);

•        Межпредметные (в рамках нескольких предметов; внеурочное время).

-  По количеству участников:

•              Индивидуальные;

•              Парные (между парами участников);

•              Групповые (между группами участников).

-  По продолжительности выполнения:

•                Краткосрочные (несколько уроков);

•                Среднесрочные (от недели до месяца);

•                Долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).

2.4. Преимущество «метода проекта» состоит в:

- Системное закрепление знаний по другим предметам (проекты дают дополнительные возможности). Знания, полученные на уроках химии и физики, могут быть использованы для принятия правильного решения по отбору оптимальной формы, действий изготовления планируемой учениками вещи. Знания по биологии используются, когда учащиеся обдумывают решение экологических задач.

-  Развитие когнитивных умений (знаньевых).

Обучение технологии через проекты развивает когнитивные навыки и умения, что является очень полезным для учеников, каким бы видом деятельности они ни занимались. Они обучаются навыкам и умениям планирования, исследования, анализа и приведения в порядок полученных данных. У них развиваются навыки дивергентного (различного, вариативного) мышления, которые очень важны для творческой деятельности. И по мере совершенствования их у учеников развиваются умения выбирать правильную стратегию для разрешения конкретной задачи.

-  Развитие социальных и физических умений.

Ученики развивают свои физические умения, когда они учатся работать с инструментами, оборудованием и другой техникой. У них развиваются "социальные" умения, когда они исследуют потребности (может быть, через простейшее исследование рынка потребления), испытывают свое изделие и просят других оценить его. У них развивается умение выслушивать критику и вести критическое обсуждение. Продолжает совершенствоваться экологическая культура, культура поведения в обществе. Самое важное то, что при групповой работе развиваются "социальные" умения работать в команде.

-  Развитие уверенности в своих силах.

Ученики учатся подходить к окружающему их миру творчески, учатся уверенности в том, что они могут улучшить свою жизнь и жизнь людей, используя химические, биологические и экологические  знания. Они учатся воспринимать себя как активных и способных на многое людей, а не простых получателей готовых знаний.

2.5. Недостатки проектной деятельности:

Но  проектная деятельность имеет ряд и  слабых сторон:

- значительно большие расходы времени на изучение учебного материала ;

-  недостаточная эффективность при решении задач формирования практических умений и навыков, особенно трудового характера, где показ и подражание имеют большое значение;

-  слабая эффективность при усвоении принципиально новых разделов учебного материала, где не может быть применен принцип апперцепции (опоры на прежний опыт), при изучении сложных тем, где крайне необходимо объяснение учителя. А самостоятельный поиск оказывается недоступным для большинства школьников.

- следует также учитывать, что многие опыты в исследованиях длительны и, не укладываются в один урок, требуют помощи учителя при их выполнении, осмыслении результатов, формулировании выводов.

   Лучше всего сочетать проектную деятельность с другими методами. Очень большую роль в положительном исходе проектной деятельности играет возраст школьников, т.к. метод организации  и осуществления такой деятельности основывается на репродуктивных и творческой  деятельности.

  2.6. Для проектной деятельности на уроках химии и биологии, я использую следующие виды проектов: исследовательские, индивидуальные и групповые, информационные. Учащиеся, готовят   материал для проекта, проводят эксперименты во внеурочное время, а защиту проектов стараюсь проводить на уроках обобщениях или изучения нового материала. Презентация – важный навык, который развивает речь, мышление. Учащиеся знают, что презентация предполагает не только демонстрацию продукта, но и обязательно рассказ о самой проектной деятельности, об этапах выполнения проекта, о трудностях, возникших идеях, о решении проблем.

Работа над проектами стимулирует внутреннюю познавательную мотивацию и способствует повышению интереса к предметам. Это подтверждается следующими фактами:

-              усилилась мотивация учебной деятельности;

-             изменяется качество учебного процесса в связи с исследованием технологий научно-исследовательской деятельности (содружества);

-             появилась стабильность обучения;

-               улучшились навыки обработки результатов лабораторных исследований;

-              в процессе интеграции учебной и внеучебной деятельности учащихся расширился их кругозор;

-            учащиеся продвинулись по пути познания себя, лучше поняли природу человека и его возможности;

-              дети стали более самостоятельными в деятельности по приобретению знаний

Начинать  работу  над  проектом надо с  поиска темы  или формулирования проблемы , которую необходимо  решить. Темой  проекта  может  быть объект, исследование , проблема , дело.

Проект. « Влияние  пищевых  добавок  на  здоровье  человека». Исследовательский среднесрочный (1месяц) групповой  монопредметный проект.  Был представлен учениками  8 класса на школьной конференции в 2012 году «Твоё здоровье дело твоих рук» (Приложение 1)

Одновременно  организуются  творческие  группы  для  работы  над  проектом. Учитель дает  определенную  идею , проблему  требующую  решения . Так , например  я  попросила  ребят  обратить   внимание на  то,  что   они  часто  покупают ( чипсы , Шоколадные батончики  , напитки «Коко Кола»), и обратить  внимание  на  состав . Ребята обнаружили что на  этикетках  имеются добавки со знаком «Е» . Появилась  идея  решить  проблему  « Что  такое  пищевые  добавки ? Какие они бывают ? Какое  влияние оказывают на  здоровье?».

После  формирования  творческих  групп ( 1 группа- изучала состав шоколадных  батончиков ; 2 группа -  определяла  кислотность напитков ; 3 группа – изучала  историю появления чипсов ; 4 группа –определяла наличие примесей в колбасных изделиях)  и  определения  проблемы  начинается  процесс  планирования  работы  над  проектом. Для  создания эффективного плана  искали  и  собирали  информацию , при  этом  использовали  различные  методы  исследования , проводили  анализ  полученных  данных  о перспективах  реализации  проекта. ( Изучили  буквенно-цифровые  коды  добавок , проводили опыты  по определению кислотности прохладительных напитков , изучили  материал о   чипсах )

Обязательным  этапом  проектного  обучения является  анализ и  оценка  результатов  работы  над  проектом. Результаты  выполнения  проекта  должны  быть  надлежащим  образом  оформлены ( мы разработали несколько советов по выбору колбасных изделий, провели анкетирование  со взрослыми  и  детьми , сделали соответствующие  выводы ).Ребятам  было очень интересно заниматься этим проектом .

Проект. «Животные , которых  мы не  уберегли» Исследовательский краткосрочный (1месяц) индивидуальный  монопредметный проект.  Был представлен ученицей 7 класса .  (Приложение 2)

Проект: «Зачем они  нужны». Исследовательский, краткосрочный, монопредметный, индивидуальный. Выполнил  ученик  7 кл.  (Приложение 3)

На уроке биологии в 7 классе  проводили  исследовательские  проекты    «Животные ,  которых мы не  уберегли!» , «Зачем  они  нужны ?».Работу над этими проектами  начали  в  начале изучения темы « Класс Млекопитающие», и защиту провели  на  заключительном  уроке по  изучению этой  темы. Ребята работали с  дополнительной  литературой , электронными  ресурсами . Для защиты  приготовили  презентации. На  Всероссийском  творческом  конкурсе «Рассударики»  получили диплом, на сайте «Алые  паруса» -  призовое место.

В практике обучения химии проектная деятельность реализуется через:

        1.Урок как таковой или практическое занятие;

        2.Внеурочную деятельность, предметную деятельность;

        3.Научно – практичную деятельность учащихся, защиту рефератов;

Учащиеся изучают и используют различные методы получения информации (литература, библиотечные фонды, СМИ, базы данных), методы ее обработки ( анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы) и презентации. Данный вид проекта систематически используется на уроках. Пример: 9 класс «Кремний и его соединения. Силикатная промышленность».

Образовательные цели  этого  проекта : Познакомить с понятием «Силикатная  промышленность». Рассмотреть виды продукции силикатной промышленности. Исследовать состав некоторых продуктов .Способствовать формированию устойчивого интереса к изучаемому предмету, используя исследовательскую работу, средства информационных технологий.Способствовать развитию практических умений и исследовательских навыков при выполнении лабораторных работ. Развивающие: Развитие умений и навыков самостоятельно работать с литературой, умения анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы, выступать перед аудиторией.Формирование основных учебных компетенций: учебной, коммуникативной, личностной.

Воспитательные цели :Привитие гигиенических норм труда.Воспитание уважения чужого мнения, способности работать в группе.Формирование здорового образа жизни.Воспитание потребности в знаниях, повышения познавательных интересов, привитие интереса к химии.

     Форма представления результатов: устный журнал «Применение кремния и его  соединения» с использованием  презентации , выставка керамических и стеклянных изделий. и пр. Ребята  провели  исследовательскую  работу с использованием литературы , интернет-рессурсов и  выступили с рефератами : «Стекло», «Керамика», «Цемент».  Они рассказали и о истории открытия кремния , о стекле – как об одном из древнейшем  изобретении человечества, о роли М.В.Ломоносова в создании цветного стекла , мозаики ; о цементе – производство в нашей области и  о широком его применение.

Я учитель  химии-биологии , но я еще и классный  руководитель . В  работе классного руководителя  тоже  использую  проектную  деятельность.Исследовательский   проект    «Боевой  и  трудовой  подвиг  учителя»  ,       Исследовательская    работа  на   тему : «Мой  родственник – участник Великой                                            Отечественной  войны   1941-1945 г.г.» ( приложение  4)

2.7. Роль учителя  в «методе проектов».

Введение  в свой  педагогический опыт элементов исследовательской деятельности учащихся позволило мне не только и не столько учить, сколько помогать, школьнику учиться, направлять его познавательную деятельность. Одним из наиболее распространенных видов исследовательского труда школьников в процессе учения сегодня является метод проектов. В моей практике школьники с интересом вовлекаются в проектную деятельность, чем просто в изучение материала, по одной и той же теме.Самое важное,  на мой взгляд, для учителя в ходе проектирования - это роль независимого консультанта. Трудно удержаться от подсказок, особенно если педагог видит, что учащиеся выполняют что-то неверно. Но важно в ходе консультаций только отвечать на возникающие у школьников вопросы. Возможно проведение семинара-консультации для коллективного и обобщенного рассмотрения проблемы, возникающей у значительного количества школьников.

У учащихся при выполнении проекта возникают свои специфические сложности и их преодоление и является одной из ведущих педагогических целей метода проектов. В основе проектирования лежит присвоение новой информации, но процесс этот осуществляется в сфере неопределенности, и его нужно организовывать, моделировать, так что учащимся трудно:

-   намечать ведущие и текущие (промежуточные) цели и задачи;

-   искать пути их решения, выбирая оптимальный при наличии альтернативы;

-   осуществлять и аргументировать выбор;

-   предусмотреть последствия выбора;

-   действовать самостоятельно (без подсказки);

-   сравнивать полученное с требуемым;

2.8 Роль ученика (учеников) в «методе проектов».

Меняется и роль учащихся в учении: они выступают активными участниками процесса. Деятельность в рабочих группах помогает им научиться работать в «команде». При этом происходит формирование такого конструктивного критического мышления, которому трудно научить при обычной «урочной» форме обучения. У учащихся вырабатывается свой собственный взгляд на информацию, и уже не действует оценочная форма: «это верно, а это - неверно». Школьники свободны в выборе способов и видов деятельности  для достижения поставленной цели, им никто не говорит, как и что необходимо делать.

Даже неудачно выполненный проект также имеет большое положительное педагогическое значение. На этапе самоанализа , а затем защиты ,учитель и учащиеся самым подробным образом анализируют логику, выбранную проектировщиками, причины неудач, последствия деятельности и т.д. понимание ошибок создает мотивацию к повторной деятельности, формирует личный интерес к новому знанию, так как именно неудачно подобранная информация создала ситуацию «неуспеха». Подобная рефлексия позволяет сформировать адекватную оценку (самооценку) окружающего мира и себя в этом мире.

Таким образом, как показывает практика, проектная деятельность реально способствует формированию нового типа учащегося, обладающего набором умений и навыков самостоятельной конструктивной работы, владеющего способами целенаправленной деятельности, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом самообразования. Каждый ученик идет по индивидуальному маршруту, развивая свои способности, умения и навыки. Так как признанным подходом в обучении при ФГОС выступает системно-деятельностный, то школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться; учитель не проводник знаний, а личность, обучающая способом творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний.

3.Заключение

3.1.Результативность «метода проектов».        

            Результатом стали выступления на конференции, выступление на внеклассных  мероприятиях  перед учениками своей школы.

           Итоговая оценка рассматривается как сопоставление полученного результата с поставленной целью по заранее установленным критериям.

Результативность «проектного метода» оценивается по следующим показателям:

- По количественным показателям (охват, конкретные дела) Метод проекта вовлекает в работу  не только ученика и учителя, но и: 1)родителей – помощь в поиске информации и подготовке; 2)Учащихся  школы  – если речь идёт о проведении анкетирования; 3) Учащихся других классов - выступление на школьных конференциях и внеклассных мероприятия.

Выход на широкую аудиторию – публикация на школьном сайте http://luninomousoch.ucoz.ru

Представление проекта на всероссийскую аудиторию – публикация проектов на сайте «Дневник.ру» , в социальных  сетях  работников образования  nsportal.

-  Показатель социального развития личности (динамика развития личности). Ставя перед собой  проблему, ученик находит пути её решения самостоятельно, ему нужно сделать не только подборку информации по теме, опираясь на знания полученные ранее, но и сделать ряд исследований в ходе которых он открывает новые для себя знания и делает  соответствующие выводы согласно поставленным задачам(анализирует свою работу).

-  Показатель общественного мнения.  Проекты были представлены на конференциях и вызвали положительные отзывы среди учащихся. Проекты были опубликованы на сайте школы , отмечены дипломом   Всероссийского творческого  конкурса « Рассударики» ,

-  Показатель эффективности проекта (сколько достигли) в обучении                Наблюдается положительная динамика в успеваемости по биологии у учеников которые занимаются исследовательской деятельностью.  

-Во всех проектах была достигнута цель, выполнены задачи, подтверждена гипотеза.

- Результатом использования мной проектного метода стало выступление на школьном педсовете «Школа в условиях подготовки и введению ФГОС в основной школы»  по теме «Проектная деятельность, как средство повышения качества обучения в условиях перехода системы образования на ФГОС ОО».

Мной на практике было доказано - «метод проектов» даёт учителю  возможность поиска, воспитания и обучения талантливых, одарённых и творчески - развитых детей, является условием развития индивидуальных способностей учащихся, формирует у них навыки «всегда быть успешными».

Таким образом, как показывает практика, проектная деятельность реально способствует формированию нового типа учащегося, обладающего набором умений и навыков самостоятельной конструктивной работы, владеющего способами целенаправленной деятельности, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом самообразования. Каждый ученик идет по индивидуальному маршруту, развивая свои способности, умения и навыки. Так как признанным подходом в обучении при ФГОС выступает системно-деятельностный, то школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться; учитель не проводник знаний, а личность, обучающая способом творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний.

4.Библиография.

1. « Опыт применения  проектных  технологий  во внеклассной работе»  Сборник  № 29. « Находками делюсь с  коллегами»  с.17-18  Саратов -2012.

2. «О  кеитериях  оценивания  проектно-исследовательских  работ учащихся» Журнал «Биология  в  школе » №4   2010г. с. 47-50

3.     Зак  А. Как развивать мышление у детей.\\ Наука и жизнь.\\ № 9, 1998, с. 56-58.

4.   Проектная деятельность школьников в процессе обучения химии"О.С.Аранская, И.В. Бурая.- Москва, 2005г. Издательский центр "Вентана-Граф". Методическое пособие 8-11 классы.

5.  Проектная деятельность учащихся. Химия. Н.В.Ширшина.- Волгоград. 2007г

6.     Ермаков Д. С., Учебный экологический проект // Биология в школе (Учителю экологии). – 2006. – №5 (3). – С. 7–10.

7.Килпатрик, В. Х. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом прогрессе. – / В. Х. Килпатрик. - Л.: Брокгауз-Ефрон, 1925. – 43 с.

5. Приложение.

1. Конспект  исследовательского   проекта   на тему: «Животные ,  которых мы не  уберегли!».

2. Конспект  исследовательского   проекта   на тему: «Зачем  они  нужны ?».

3.Конспект  исследовательского   проекта   на тему:«Влияние пищевых  добавок на здоровье человека».

Приложение 1.

Конспект

 исследовательского   проекта   на тему:

           «Животные ,  которых мы не  уберегли!».

                                                                                       Подготовила

                                                                                       ученица   9  класса

                                                                                       МОУ(ООШ)с.Лунино

                                                                                       Кирилова Ольга  

                                                                                      Руководитель  проекта

                                                                                      учитель   биологии

                                                                                      МОУ(ООШ) с. Лунино

                                                                                      Иванова  О.И.

Цели   проекта .

Образовательные:

        Исследовать  образ  жизни   и  причины  гибели  исчезнувших  животных.

        Способствовать формированию устойчивого интереса к изучаемому предмету, используя исследовательскую работу, средства информационных технологий.

        Способствовать развитию практических умений и исследовательских навыков при выполнении лабораторных работ.

  Развивающие:

        Развитие умений и навыков самостоятельно работать с литературой, умения анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы, выступать перед аудиторией.

        Формирование основных учебных компетенций: учебной, коммуникативной, личностной.

  Воспитательные:

        Привитие  любви к  животным.

        Воспитание    бережного  отношения к природе , к  животным.

          Воспитание потребности в знаниях, повышения познавательных интересов.

Сдвиги  в  биосферных  процессах начались  в 20 веке. В  результате очередной  промышленной  революции. Бурное  развитие  энергетики , машиностроения , химии , транспорта  привело к  тому , что  человеческая  деятельность  стала  сравниваться  по  масштабам  с  естественными  энергетическими  и  материальными  процессами , происходящими  в биосфере.

В.И.Вернадский  писал : «Человек  становиться  геологической  силой , способной  изменить  лик Земли.» Последствия деятельности  человека  проявляются  в  истощении  природных  ресурсов , загрязнении  биосферы отходами  производства , разрушении  природных  экосистем , уничтожении  животных и растительности.

Считается  что с  1600 года  человеком  было  истреблено  более  160  видов птиц и  не  менее 100  видов млекопитающих. В  длинном  списке исчезнувших  видов  значится  тур – дикий  бык , живший  на  территории  Европы. В 18 в. Была истреблена  описанная  русским  натуралистом  Г.В.Стеллером  морская  корова – водное  млекопитающее .  немногим более 100  лет  назад  исчезла  дикая  лошадь  тарпан , обитающая  на  юге России.

Многие  виды  животных  находятся  на  грани  вымирания  или  сохранились  только  в  заповедниках . Такова  судьба  бизона , зубров. Усиленный  промысел  китообразных  привел  на  грань  уничтожения  нескольких  видов  китов : серого , гренландского , голубого .

Мы расскажем  о  некоторых  видах  исчезнувших  видов.      

 Стеллерова  корова.

Одним из самых горьких напоминаний о человеческой жестокости могут служить рассказы о стеллеровой корове (лат.Hydrodamalisgigas). Другие ее названия — морская корова или капустница. Ее впервые обнаружили у побережья Командорских островов в 1741 году, и уже через 27 лет был убит последний обитающий там представитель вида.

Да-да, чуть больше четверти века ушло на то, чтобы полностью истребить популяцию из более чем 2 тыс. особей. Люди очень старались: в год убивали не меньше 170 голов, а пик этой кровавой бойни пришелся на 1754 год, когда было уничтожено сразу полтысячи капустниц. При этом для сохранения и поддержания численности животных не было предпринято никаких мер.

Несчастья морской коровы начались с 1741 года, когда судно «Святой Петр» потерпело крушение около одного из небольших островов, названного впоследствии именем капитана корабля Витуса Беринга. На этом Богом забытом острове команда была вынуждена остаться на зимовку. К сожалению, пережили ее не все, в числе погибших был и капитан. Чтобы выжить, моряки были вынуждены изловить одно из странных морских животных, поедающих водоросли у самого берега.

Мясо его оказалось не только вкусным, но и полезным. К больным быстро возвращались силы и вскоре команда смогла построить новое судно, чтобы вернуться на нем домой. Среди выживших был и натуралист Георг Стеллер, который подробно описал морских коров. Правда, сам ученый был уверен в том, что перед ним ламантины, и только в 1780 году немецкий зоолог Циммерман смог доказать, что это абсолютно новый вид.

Как же выглядело это животное? По словам Стеллера, это было огромное и очень неповоротливое существо, длина тела которого достигала 7,5-10 метров, а вес — 3,5-11 тонн. Его туловище было очень толстым, а голова на его фоне казалась совсем маленькой. В качестве передних конечностей служили закругленные ласты с одним суставом в центре. Оканчивались они небольшим роговым наростом, похожим на копыто лошади. Вместо задних конечностей у капустницы был мощный раздвоенный хвост.

Кожа коровы Стеллера была очень прочной. Ее даже часто использовали для изготовления морских лодок. Она была настолько складчатой и толстой, что немного походила на кору дуба. Такая защита нужна была для спасения от острых прибрежных камней, особенно при волнении на море.

Почти все свое время морские коровы занимались поеданием водорослей. Они были настолько увлечены процессом, что позволяли лодкам с охотниками спокойно плавать между ними, выбирая подходящую добычу. Саму «охоту» иначе как жестокой расправой назвать очень сложно. Ну, посудите сами: сначала гарпунщик вгонял в тело жертвы свое смертоносное оружие, а затем около 30 человек тащили несчастную к берегу. Разумеется, раненое животное отчаянно сопротивлялось и мучилось.

Наконец, крайне обессиленную, капустницу вытаскивали на берег и добивали. Иногда куски мяса отрезали прямо от живой коровы, что доставляло той невероятные страдания. Но самое неприятное в том, что такой способ ловли позволял вытащить лишь одно из пяти животных, тогда как остальные умирали в воде.

Интересно, что после истребления коровы Стеллера, научный мир несколько раз будоражили сообщения о встрече людей с этими уникальными созданиями. К сожалению, ни одно из них пока не подтвердилось. Последние новости относятся к июню 2012 года: по словам некоторых интернет-изданий, стеллерова корова жива — популяцию из 30 особей обнаружили у небольшого острова, относящегося к Канадскому Арктическому Архипелагу. Т и нашлись капустницы. Будем надеяться, что слухи подтвердятся, и человечество сможет исправить свою роковую ошибку.

аяние льдов дало возможность проникнуть в его самые отдаленные уголки, где и нашлись капустницы. Будем надеяться, что слухи подтвердятся, и человечество сможет исправить свою роковую ошибку.

  Тарпан   или  Еврозийская  дикая  лошадь.

В 18-19-м веках тарпаны (лат. Equusferusferus), или Евразийские дикие лошади, населяли степные просторы Европы, европейской части России, Казахстана и Западной Сибири.

Эти приземистые дикие лошади мышиного цвета с темной полосой на спине, густой гривой и крепкими копытами, не знавшими подков, полностью исчезли с лица земли в течение всего пятнадцати лет — с 1875 по 1890 год. Именно в конце 19-го века при попытке поймать его, был убит последний живущий на воле тарпан. По другим данным, последнего степного тарпана не стало в 1918 году и произошло это на территории Полтавской губернии. Некоторые ученые до сих пор подвергают сомнению тот факт, что на фото действительно изображен тарпан. Однако еще с далекого 1884 года этот снимок считается единственной прижизненной фотографией тарпана.

Балтийский  тигр.

По некоторым данным, последний балийский тигр был застрелен в сентябре 1937 года, но не исключено, что остатки популяции просуществовали до конца 1940-х – начала 1950-х годов. Модная в то время среди европейских богачей охота на тигров и потеря мест обитания стали причиной полного исчезновения этого подвида.

В противоположность миниатюрному балийскому тигру, каспийский тигр (лат. Pantheratigrisvirgata) обладал внушительными размерами, почти не уступая в этом массивному амурскому тигру. Эти крупные дикие кошки населяли обширные территории по берегам Черного и Каспийского морей, Северный Иран, часть Афганистана и Средней Азии и всегда были объектом охоты.

Истребление Каспийских, или туранских, тигров приобрело массовый характер в конце 19-го века, когда Российская Империя начала завоевание Туркестана. Их путь к полному исчезновению начался в 1887 году в Ираке, а последнего из закавказских тигров видели в 1970-х годах недалеко от границ Туркменистана, Узбекистана и Афганистана. Последние неподтвержденные слухи о встрече с туранским тигром датируются началом 1990-х годов.

Вывод.1.Диким  животным  абстрактная  любовь  с  нашей стороны  не  нужна. Их  не нужно  жалеть  , их  нужно беречь ,  сохраняя  во  всем  видовом   многообразии .2.Нужно  относится к  животным  с  учетом  всех  сложностей  взаимозависимости  , обуславливающей  наше  существование на  Земле.

Иcпользуемый  материал.

1. Д.И.Трайтак «Биология. Справочный материал.»  2. «Уроки биологии». 3. «Зверушки.ру» 4. zoopikture

Приложение 2

                                            Конспект

 исследовательского   проекта   на тему:

«Зачем  они  нужны ?».

                                                                                       Подготовил

                                                                                       ученик  7  класса

                                                                                       МОУ(ООШ)с.Лунино

                                                                                       Оськин  Роман  

                                                                                      Руководитель  проекта

                                                                                      учитель   биологии

                                                                                      МОУ(ООШ) с. Лунино

                                                                                      Иванова  О.И.

                                                      2013-2014  уч. год.

Цели   проекта .

 Образовательные:

Исследовать  значение  млекопитающих  в  природе и  хозяйственной  деятельности  человека.

Способствовать формированию устойчивого интереса к изучаемому предмету, используя исследовательскую работу, средства информационных технологий.

Способствовать развитию практических умений и исследовательских навыков при выполнении лабораторных работ.

Развивающие:

Развитие умений и навыков самостоятельно работать с литературой, умения анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы, выступать перед аудиторией.

Формирование основных учебных компетенций: учебной, коммуникативной, личностной.

Воспитательные:

Привитие  любви к  животным.

Воспитание    бережного  отношения к природе , к  животным.

Формирование   чувство  ответственности  за  прирученных  животных.

Воспитание потребности в знаниях, повышения познавательных интересов.

Млекопитающие  имеют  разнообразное  значение  в  природе  и жизни  человека .

Большую роль  играют в  природе  мышевидные грызуны , некоторые  насекомоядные  ; создавая  разветвленную  систему  холов  в  почве, обогащают  ее воздухом , влагой . Некоторые  млекопитающие  способствуют  распространению  плодов  и  семян , влияют  на  возобновление  растительности. Многие хищные  звери  регулируют  численность  других  животных  в  природе ; некоторые  из  них  , поедая  трупы ,  выполняют  санитарную  роль.

 Разнообразна роль млекопитающих  в  жизни  человека. Многие из  них  служат  объектами  промысла , доставляя  человеку  мясо , жир , пушнину , техническое  сырье.

Сельскохозяйственных  животных разводят  для  получения  продуктов питания , сырья  для  промышленности.  

 Все они такие разные: пушистые или с перьями, с плавниками или лапами, с клювом или усами, но все они - наши домашние животные. Домашний любимец – это маленький источник положительных эмоций в доме. Любое домашнее животное имеет свой характер, вкусы, предпочтения, язык и даже привязанности. Они проявляют свою любовь к человеку всеми доступными способами. Например, кошки, полежав на больном месте человека, способны облегчить или полностью снять боль. Собаки могут защитить от опасности или, даже, спасти жизнь. Вот, к примеру, самой известной собакой-спасателем является сенбернар Барри, который за 12 лет службы в горах спас более 40 человек. За что был удостоен звания самой храброй собаки в Книге рекордов Гинесса. А, птицы, выучив человеческий язык, могут выразить свою любовь словами.  Известны случаи, когда домашние животные предупреждали своих хозяев о предстоящих землетрясениях, пожарах, и прочих стихийных бедствиях. Люди, в свою очередь, тоже проявляют свою любовь к животным кто как умеет. Каждый проявляет это по мере возможностей. Один просто заботиться о своем домашнем питомце, другой строит приюты для животных, третий завещает богатое наследство.

Наши любимые собачки, кошечки, попугаи, хомяки и другие не просто так появились в человеческой жизни. Их энергические взаимодействия с «царем природы» достаточно хорошо помогает смягчить человеческую душу, сформировать доброту и милосердие. Но что же именно происходит, когда мы и наши домашние животные взаимодействуем? Во-первых, создается единственное поле, в котором находится хозяин со своим домашним питомцем. Их единение выражается единстве некоторых реакций на внешний мир. Не является секретом и тот факт, что когда хозяин в угнетенном состоянии, расстроен, то кошка помогает снять напряжение и выровнять настроение, как бы выглаживая «морщины» на человеческой энергетической одежде.  Собаки чаще прочих домашних питомцев содействуют снятию с хозяина следствия энергетического удара, при этом они сами заболевают, а иногда даже умирают. Подобную реакцию можно увидеть и у других питомцев, однако собаки в особенности чувствительные к «ранам» человека. Домашних животных  можно назвать прекрасным катализатором выздоровления при всевозможных человеческих болезнях, поскольку вступив резонанс с хозяином, они способствуют выравниванию его энергетики. Человеческая эмоциональная связь с домашними питомцами может в некоторых ситуациях привести к тяжким последствиям для животных, которых иногда до такой степени «залюбливают», что способствуют угнетению их жизненных сил. При этом питомец не может не только сам добывать себе пропитание (что является естественным для дикой природы), но и самостоятельно бороться с какими-либо трудностями. Заглянув в глаза своему домашнему питомцу, человек в основном видит его душу, которую хочется ощутить всем сердцем. Конечно, животные помогают человеку избавится от всевозможных стереотипов (к примеру, зажатости в выявлении своих эмоций и ощущений по отношению к другим людям). Питомец гармонизирует так же эмоции, давая нам возможность почаще улыбаться. Жизнь без наших любимых питомцев на сегодняшний день немыслима.

Вывод :

В целях рационального  использования  и  воспроизводства  млекопитающих  в  нашей  стране  проводится  система  мероприятий  согласно  Закону  об  охране  и  использовании  животного мира. Этим  законом

1.установлены определенные   сроки  и  нормы  охоты   на  промысловых  зверей ;

2.мероприятия  по  акклиматизации животных;

3. создание  заповедников и заказников  для  охраны  редких  видов и  видов, находящихся  на  грани  исчезновения.    

Иcпользуемый  материал.

1. Д.И.Трайтак «Биология. Справочный материал.»  

2. «Уроки биологии».

3. «Зверушки.ру» 4. zoopikture

Приложение 3.

Конспект

 исследовательского   проекта   на тему:

«Влияние пищевых  добавок на здоровье человека».

                                                                                       Подготовили и  провели

                                                                                       учащиеся   8  класса

                                                                                       МОУ(ООШ)с.Лунино

                                                                                      Руководитель  проекта

                                                                                      учитель   экологии

                                                                                      МОУ(ООШ) с. Лунино

                                                                                      Иванова  О.И.

                                                                   

                                                                   2011-2012  уч. год.

                                              Цели   проекта.

      Образовательные:

  • Ознакомить с понятием «пищевые добавки». Рассмотреть основные их виды.
  • Исследовать состав некоторых продуктов питания на содержание вредных пищевых добавок.
  • Способствовать формированию устойчивого интереса к изучаемому предмету, используя исследовательскую работу, средства информационных технологий.
  • Способствовать развитию практических умений и исследовательских навыков при выполнении лабораторных работ.

      Развивающие:

  • Развитие умений и навыков самостоятельно работать с литературой, умения анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы, выступать перед аудиторией.
  • Формирование основных учебных компетенций: учебной, коммуникативной, личностной.

Воспитательные:

  • Привитие гигиенических норм труда.
  • Воспитание уважения чужого мнения, способности работать в группе.
  • Формирование здорового образа жизни.
  • Воспитание потребности в знаниях, повышения познавательных интересов, привитие интереса к химии.

Ход  мероприятия .  

Учитель - Дорогие ребята, сегодня у нас не обычное занятие, а настоящая     исследовательская работа, тема которой «Влияние пищевых добавок на здоровье человека».

Ещё Гиппократ сказал, что человек рождается здоровым, а все болезни приходят через рот с пищей».

Иванова Н.  Здоровье – это та вершина, на которую каждый должен подняться сам. Как утверждает Всемирная организация здравоохранения, здоровье человека лишь на 10% зависит от качества медицинского обслуживания, на 20% определяется наследственностью, на 20% - состоянием окружающей среды и на 50% - образом жизни.

         «Когда нет здоровья, молчит мудрость, не может расцвести искусство, не играют силы, бесполезно богатство и бессилен разум», - говорил Геродот.

         Один из главных факторов, определяющих наше здоровье, - это питание. Значение питания в жизнедеятельности человека отражает выражение Г.Гейне: «Человек есть то, что он ест».

Яковлев А.  Зачем человек принимает пищу? Что мы знаем о пище и питании?

  • Питание – процесс потребления пищи, в результате которого организм получает химическую энергию и необходимые для жизни вещества.
  • Питание имеет физиологическое, психологическое, культурологическое и экологическое значение.
  • Наука о питании – нутрициологи
  • Диетология – наука о питании, показанном при различных заболеваниях
  • Нутриенты – вещества, содержащиеся в продуктах или пищевые вещества.

У молодёжи широко распространены привычки неправильного питания.

Чипсы, чупа- чупсы, фаст- фуды, прочая жирная пища может вызвать ишемическую болезнь сердца уже к 20 годам.

Михайлов  Д.   Мы, действительно, чаще всего питаемся тем, что нам нравится по вкусовым качествам, тем к чему привыкли, или тем, что быстрее можно приготовить.

Через некоторое время организм начинает реагировать на такое неуважение к нему различными заболеваниями.

И так! Что бы пища была вкусной, человек много веков использует такие пищевые добавки как соль, перец, гвоздика, корица и др. Однако широкое их использование началось в конце ХIХ века и было связано с ростом населения, концентрацией его в городах, необходимостью совершенствования традиционных пищевых технологий, достижениями химии, созданием продуктов «специального назначения».

В современной  пищевой промышленности применяется большая группа веществ, объединяемая общим термином «пищевые добавки». Под этим понятием чаще всего в литературе подразумевают группу соединений природного или искусственного происхождения, использование которых необходимо для усовершенствования технологии, получения продуктов «спецназначения» (диетических, например), сохранения требуемых или придания новых свойств, повышения стабильности или улучшения орголептических свойств пищевых веществ.

Использование пищевых добавок предусматривается для улучшения качества продуктов, но не для сокрытия пороков, порчи их.

Санитарным законодательством разрешается использовать только относительно безвредные вещества в концентрациях, безопасных для человека.

Им же рекомендовано исключить пищевые добавки к продуктам питания грудных детей.

Учитель  Давайте рассмотрим, на какие группы подразделяются пищевые добавки и какое влияние оказывают на организм человека.

Таблица №1.

Балашов А.

1.В качестве пищевых добавок в сети государственного производства продуктов максимально используются натуральные вещества. Довольно широкое распространение получило применение красителей для подкрашивания кремовых кондитерских изделий, напитков и других продуктов используются соки или экстракты свеклы, моркови, винограда, черноплодной рябины, шиповника. Все красители допускаются к применению после длительных исследований, дозировка их строго контролируется.

2. таблица ( Е1**- красители)

Орлов  А.   1.  таблица ( Е**2- консерванты)

2     .Е210, Е211, Е213-217, Е240 – консерванты. Есть в консервах любого вида (грибы, компоты, соки, варенья). Могут привести к образованию злокачественных опухолей.

Е221-226 – консерванты. Используются при любом консервировании. Могут привести к заболеваниям желудочно-кишечного тракта.

 Е230-232, Е239 – консерванты. Содержатся в консервах любого вида. Могут вызвать аллергические реакции.

Иванова Н.  ( Е**3- антиокислители)

  1. Таблица  (Е**3- антиокислители)
  2. Е311-313 – антиоксиданты (антиокислители) Есть в йогуртах, кисломолочных продуктах, колбасных изделиях, сливочном масле, шоколаде. Могут вызвать заболевания желудочно-кишечного тракта.

Яковлев А.  ( Е**4- загустители)

  1. Таблица ( Е**4- загустители)
  2. Е407,Е447,Е450 – стабилизаторы и загустители. Содержатся в вареньях, джемах, сгущённом молоке. Могут вызвать заболевания печени и почек.

Е461-466 – стабилизаторы и загустители. Есть в вареньях, джемах, сгущенном молоке, шоколадном сыре. Могут вызвать заболевания желудочно-кишечного тракта.Е924a, Е924b — пеногасители. Содержатся в газированных напитках. Могут привести к образованию злокачественных опухолей.

Михайлов Д.  (Е**5-эмульгаторы)  

  1. Таблица  ( Е**5-эмульгаторы)

Орлов А.   Подсластители      Искусственные сладкие вещества используются при изготовлении диетических продуктов для больных диабетом, ожирением и другими болезнями обмена веществ.

Широкое применение для этой цели получили ксилит и сорбит. Несмотря на то, что эти вещества включаются в обмен веществ по углеводной схеме, они не вызывают значительного повышения содержания сахара в крови. длительное применение этих продуктов не выявило их негативного действия на организм.

В последние 10—15 лет довольно широкое распространение получил аспартам — препарат, синтезированный в США в 1965 г. и рекомендованный к употреблению в 1975—80 гг. Экспериментальные исследования, проведенные в институте питания АМИ СССР в 1989 году дали положительную оценку аспартаму фирмы «Нутрасвит». Был налажен выпуск этого препарата под названием «Сластилин». В то же время в США появились сообщения о негативном влиянии аспартама на состояние здоровья. В настоящее время очень много новых, в том числе искусственных, подсластителей поступает из-за рубежа. Использование их может быть допущено только при наличии сертификата и соответствии их действующим санитарным требованиям.

 Учитель     А сейчас переходим к практической части нашего занятия и определим  цель нашей работы: выявить содержание пищевых добавок в продуктах питания и определить их потенциальную опасность для здоровья человека.

  1. Анализ  этикеток  по  содержанию   пищевых  добавок.

Чипсы «Lays»

«Coca-cola»

Шоколадные  батончики

Ароматизаторы

Глутамин натрия,

5-рибонуклиотид

натрия

+

Идентичный натуральному «шоколад»

Подсластители

Цикломат,аспартам

Ацесульфам калия.

Красители

Экстратанато

Сахарный колер5

Консерванты

Бензоат   натрия

Пищевые кислоты

Ортофосфорная  кислота.

Лимонная кислота

Эмульгаторы

Е-322, Е-476

Вторая часть нашей работы посвящена безалкогольным напиткам.

2.  Опыт    « Определение кислотности прохладительных напитков»

1.Положите в 2 стаканчика по 2-3 кусочка мела («муляж» наших зуб

ов).

2.В первый стаканчик налейте немного минеральной воды, а во второй - «Кока-Колу».

3.Пронаблюдайте ход реакции в каждом из стаканчиков.

       Образец  

       Название  

           Наблюдение

          №1

Лимонад

          №2»

Минеральная  вода

          №3  

«Сосa-cola»

Учащиеся делают вывод: какой напиток более безопасный для употребления.

Таблица буквенно-цифровых кодов добавок.

Международные коды потенциально вредных пищевых добавок.

Воздействие на организм человека.

Е: 151, 343, 626, 627, 628, 629, 630, 631, 632, 633, 634, 635.

Вызывает кишечные расстройства.

Е: 154, 250, 251.

Влияет на артериальное давление.

Е: 233, 310, 311, 312, 907.

Вызывает сыпь.

Е: 131, 142, 153, 210-216, 219, 230, 240, 249, 259, 280-283, 330, 954.

Проявляет канцерогенную активность.

Е: 338-341, 450-454, 461-463, 465, 466.

Вызывает расстройства желудка.

Е: 320, 321.

Повышает уровень холестерина.

Е: 104, 122, 141, 150, 171, 173, 241, 447.

Токсическое действие не подтверждено, но вероятно.

Е: 102, 110, 120, 124, 127, 155,180, 201, 220, 222-224,228, 233, 242, 270 (опасна для детей), 400-405, 501-503, 620, 636, 637.

Опасны по ряду причин.

Е: 123, 510, 513, 527.

Очень опасны по ряду причин.

Е: 151, 160, 231, 232, 239, 951, 1105.

Вызывает кожные заболевания.

Е: 103, 105, 111, 121, 123, 125, 126, 130, 152, 952.

Запрещены к применению.

Среднестатистический россиянин за год выпивает больше 150 литров продукции компании «TheCocacola Сompan», поэтому мы решили более обстоятельно исследовать напиток Coca - СolaLight.

3.Сообщения  о  чипсах.

Иванова  Н.   Краткая историческая справка о приготовлении чипсов и снэков

Под термином «чипсы» (от англ. «chips» - ломтик, кусочек) следует понимать плоские по форме продукты, полученные отрезанием от целого. Впервые чипсы были приготовлены в 1853 г. в США для американского мультимиллионера К. Вандербильта его шеф – поваром Д. Крумом.

        Сегодня для приготовления картофельных чипсов используют  специальные сорта картофеля с низким содержанием сахара и диаметром клубней 3-4 см. Отобранный картофель моют, чистят и нагревают до 80 С (при этом в нём экстрагируются восстанавливающие сахара и разрушаются ферменты). Затем картофель нарезают ломтиками и после удаления выделившегося на их поверхности крахмала обжаривают в растительном масле.

        Сорт масла может быть различными и зависит от региональных предпочтений. В США, например, распространены чипсы, жареные на соевом масле; в Европе применяется пальмовое масло, которое не придаёт запаха конечному продукту; в Беларуси используют подсолнечное масло.

Яковлев  А.  Влияние на здоровье

Злоупотребление жареной пищей, как известно, неблагоприятно сказывается на функционировании многих органов человека. Причина кроется в образовании целого ряда вредных соединений, поскольку при термической обработке жиров в присутствии кислорода воздуха значительно инициируются процессы их окисления и распада с образованием гидроксикислот, эпоксидов, кетонов и альдегидов. Последние, в свою очередь, могут взаимодействовать дальше с другими различными компонентами обжариваемого продукта с образованием канцерогенов.

        Среди многих токсичных веществ, присутствие которых в продуктах  питания строго контролируют медики и диетологи, в последнее время выделяют акриламид: CH2 = CHC(O)NH2 поражающий главным образом нервную систему, печень и почки. В 1994 г. акриламид был отнесён специалистами Всемирной организации здравоохранения к веществам, «вероятно канцерогенным для человека». До недавних пор продукты питания не считались возможным источником акриламида, но чрезвычайно жёстко контролировалась его содержание в воде. Настоящий шок вызвали недавно опубликованные результаты исследований шведских учёных, обнаруживших запредельные концентрации данного соединения в особо популярных продуктах питания.

Михайлов  Д.     История выращивания картофеля      В поисках пищи человек издавна искал съедобные коренья и клубни под землей. Достигнув плоскогорий, лежащих между горными цепями Анд, предки американских индейцев нашли здесь клубни дикого картофеля. Эти клубни, богатые крахмалом, были ценной находкой для человека. Также человек открыл, что клубни дикого картофеля съедобны. Колыбелью культуры картофеля считаются плоскогорья Перу и Боливии.

        Картофель в качестве подарка папе римскому попал в Италию, где и получил своё название «тартуффоли», так итальянцы называют грибы трюфели, напоминающие формой новые подземные плоды. Французская королева благосклонно отнеслась к картофелю и включила его цветок в свой туалет, и тут же вспыхнул среди знати спрос на цветы нового растения.

Появление картофеля с именем Петра I, который прислал из Роттердама (Голландия) мешок неизвестного овоща своему приближенному графу Б.Л. Шереметеву и приказал разослать клубни начальникам областей, вменяя им в обязанность приглашать население заняться  разведением картофеля. Но этот приказ о разведении какого – то неизвестного овоща не встретил сочувствия, и картофель распространился среди очень ограниченного круга лиц. При Екатерине II правительство, убедившись, что наши климатические условия благоприятствуют разведению картофеля, приняло ряд мер к распространению этого растения повсеместно.

4   Анализ   колбасных   изделий.

Иванова Н.  1 ( таблица  по   презентации)

Опыт « Определение наличие примесей в мясных продуктах на примере колбасных изделий.»

1.На свежий срез колбасы нанесите несколько капель спиртового раствора йода с помощью ватной палочки

2.Отметьте изменение цвета и сравните с табличными данными.

Образец

Определения  крахмала

Качественная  продукция

№1   «Старорусская»

Посинела

№2   «Русская»

Посинела

№3    «Для  завтрака»

Интенсивное  посинение

3.Несколько советов по выбору колбасных изделий:при покупке внимательно смотрите на упаковку, маркировку, дату изготовления и срок годности;

обращайте внимание на то, как продукт хранится в магазинной витрине. Оптимальная температура хранения колбас и мяса от 0° до 6°С;

поверхность колбасы должна быть чистая, сухая, без повреждений, проколов, наплывов фарша;

 оболочка - искусственная или натуральная - не должна отходить от продукта.

А сейчас вашему вниманию предлагается небольшая анкета:

   1. Ваш возраст?

   2. Какую воду вы пьете:

           а) из-под крана

           б) кипяченую

           в) родниковая питьевая вода

           г) газированная минеральная вода

           д) очищенную через фильтр

  3. Как часто вы пьете газированные напитки                                       (пепси, спрайт, фанта и т.д.)?

            а) каждый день                  в) раз в месяц

            б) раз в неделю                  г) никогда    

   4. Как часто вы употребляете чупа-чупсы, чипсы, сухарики, шоколадные батончики (сникерсы  и т.д.)

            а) каждый день                  в) раз в месяц

            б) раз в неделю                  г) никогда      

   5. Как часто едите сосиски, колбасу, покупные пельмени?                      

         а) каждый день                   в) раз в месяц

            б) раз в неделю                  г) никогда      

  6. Как часто в вашем рационе свежие овощи и фрукты?

            а) каждый день                 в) раз в месяц

            б) раз в неделю                 г) никогда  

7.Имеются ли у вас заболевания желудочно-кишечного тракта, какие?

Результаты   анкетирования.

  Результаты

1

90%  -   12-14  лет    ;   10 %- больше  30 лет

2

75% - пьют  воду  из  под  крана ; 15%- родниковую; 5%- кипяченную; 5% - очищенную  фильтром

3

50% - раз  в  неделю; 30%- раз  в  месяц; 15%- каждый день; 5%- никогда

4

45%-раз в месяц;30%-раз в  неделю;15%- никогда;10%-каждый  день

5

55%-раз в  неделю;40%-каждый день;5%- раз  в  месяц.

6

80% -  каждый  день ; 20%- раз  в  неделю.

7

70%- нет, незнаю. 30%-имеют  заболевания ЖКТ.

Выводы по занятию.

  • Мы ознакомились с разными видами пищевых добавок.
  • Сделали вывод, что многие из них для организма небезопасны.
  • Чтобы не нанести вред своему организму, нужно внимательно читать состав  продукта на этикетке.

     --      Если же вы хотите быть уверенными в том, что на вашем столе    натуральная и здоровая пища — внимательно прочитайте следующие советы:

- не покупайте продукты с неестественно яркой, кричащей окраской;

- досконально изучайте этикетку;

  • выбирайте свежие сырые овощи и фрукты;
  • не покупайте продукты с чрезмерно длительным сроком хранения;
  • - чем меньше список ингредиентов, тем меньше добавок;  
  • - вместо того чтобы покупать готовые соки, делайте их сами;  
  • - не перекусывайте чипсами, готовыми завтраками, супами из пакетика, хот-догами, всевозможными бургерами;  
  • покупайте замороженные овощи;   
  • - откажитесь от переработанных или законсервированных мясных продуктов.

Наши исследования показали, что применение опасных добавок зачастую практикуется отдельными предприятиями в чисто коммерческих целях, то есть для повышения спроса на продукт они изменяют его внешний вид, консистенцию различными красителями, стабилизаторами и другими, нередко синтетическими соединениями. Делая это, они, видимо, не задумываются о здоровье покупателя.    

Литература.

  1. Химия: проектная деятельность учащихся. Авт.- сост. Н.В.Ширшина.- Волгоград: Учитель, 2007.
  2. Биология. 5 – 9 классы: проектная деятельность учащихся. Авт.- сост. Е. А. Якушкина и др. – Волгоград: учитель, 2009.
  3. Технология организации проектной деятельности учащихся в практике работы педагогов Пензенской области. – под ред. Г.Н. Белорыбкина. – ГОУ ДПО «ПИРО», 2008.
  4. Презентация, созданная в редакторе POWERPOINT.

Если же вы хотите быть уверенными в том, что на вашем столе натуральная и здоровая пища — внимательно прочитайте следующие советы:

- не покупайте продукты с неестественно яркой, кричащей окраской;

- досконально изучайте этикетку;

  • выбирайте свежие сырые овощи и фрукты;
  • не покупайте продукты с чрезмерно длительным сроком хранения;
  • - чем меньше список ингредиентов, тем меньше добавок;  
  • - вместо того чтобы покупать готовые соки, делайте их сами;  
  • - не перекусывайте чипсами, готовыми завтраками, супами из пакетика, хот-догами, всевозможными бургерами;  
  • покупайте замороженные овощи;   
  • - откажитесь от переработанных или законсервированных мясных продуктов.

Безвредные Е Е100 – куркумин (краситель), может содержаться в порошке кэрри, соусах, готовых блюдах с рисом, варенье, кандированных фруктах, рыбных паштетах.  

144

Таблица буквенно-цифровых кодов добавок.

Международные коды потенциально вредных пищевых добавок.

Воздействие на организм человека.

Е: 151, 343, 626, 627, 628, 629, 630, 631, 632, 633, 634, 635.

Вызывает кишечные расстройства.

Е: 154, 250, 251.

Влияет на артериальное давление.

Е: 233, 310, 311, 312, 907.

Вызывает сыпь.

Е: 131, 142, 153, 210-216, 219, 230, 240, 249, 259, 280-283, 330, 954.

Проявляет канцерогенную активность.

Е: 338-341, 450-454, 461-463, 465, 466.

Вызывает расстройства желудка.

Е: 320, 321.

Повышает уровень холестерина.

Е: 104, 122, 141, 150, 171, 173, 241, 447.

Токсическое действие не подтверждено, но вероятно.

Е: 102, 110, 120, 124, 127, 155,180, 201, 220, 222-224,228, 233, 242, 270 (опасна для детей), 400-405, 501-503, 620, 636, 637.

Опасны по ряду причин.

Е: 123, 510, 513, 527.

Очень опасны по ряду причин.

Е: 151, 160, 231, 232, 239, 951, 1105.

Вызывает кожные заболевания.

Е: 103, 105, 111, 121, 123, 125, 126, 130, 152, 952.

Запрещены к применению.

Определение пищевых добавок в продуктах питания.

Тип добавок

Значение

Воздействие на организм

Е 1** - красители

1. для восстановления

природного цвета,

утраченного в процессе

обработки и хранения.

2. для окрашивания

бесцветных продуктов.

3. для повышения

интенсивности цвета.

4. Применяется при

подделке продуктов

Среди синтетических красителей практически нет безопасных.

Большинство из них оказывают аллергенное, мутагенное, канцерогенное действие (Е131 - 142, 153).

Запрещённые Е 102. 110, 120, 123, 124, 127, 155

Е 2** - консерванты

  1. для увеличения срока годности,

     предотвращения порчи продуктов, происходящей под действием

     микро-

     организмов

Сорбиновая кислота угнетает ферментные системы организма. Бензойная кислота — аллерген. Ракообразующие: Е210, 211—217, 219.

Вредные для кожи:

Е230—232, 238.

Вызывают расстройство

кишечника: Е221, 226.

Влияют на давление:

Е250, 251.

Опасные: Е201, 222—224, 233, 270

Е 3** - антиокислители

1. Защищают жиросодержащие

продукты от

прогоркания.

2. Останавливают самоокисление

 продуктов

Вызывают сыпь:

Е311—313.

Вызывают расстройство

Кишечника: Е338—341.

Повышают холестерин

Е320—322

Е 4** - загустители

1. Позволяют получить продукты с нужной консистенцией, улуч-шают и сохраняют их структуру.

2. Используется в произ-водстве мороженого, же-ле, консервов и майонеза

Впитывают вещества независимо от их полезности или вредности, могут нарушить всасывание минеральных веществ, являются легкими слабительными.

Вызывают расстройство кишечника: Е—407, 450, 462, 465, 466

Е 5** - эмульгаторы

  1. Отвечают за консистенцию пищевого продукта, его вязкость.
  2.  Используется в производстве маргарина, кулинарного жира, колбасного фарша, кондитерских и хлебобулочных изделиях.

Использование фосфатов может привести к нарушению баланса между фосфором и кальцием, плохому усвоению кальция, развитию остеопороза.

Опасные: Е501—503, 510, 513, 527, 560

Е 6** - усилители вкуса

1. Для усиления выраженного вкуса и аромата.

2. Придают ощущение жирности низкокалорийным йогуртам и мороженому

3. Смягчают резкий вкус

уксусной кислоты и остро-

ту в майонезе.

4. Подсластители

Глютамат натрия вызывает головную боль, тошноту, сердце-биение, сонливость, слабость, может повлиять на зрение, если употреблять его несколько лет

Глутаминовая кислота превращается в аминомасляную, которая является возбудителем ЦНС.

Ракообразующие:

Е626—63О, 635.

Опасные: Е620, 636, 637


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая работа по теме: «Применение нетрадиционных техник на уроках ИЗО в развитии творческой одаренности учащихся».

С самого раннего возраста  дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве через визуальные ощущения. «В момент, когда ребёнок остаётся один на один ...

Творческая работа "Новый образовательный стандарт: мой творческий поиск, мои педагогические находки"

В проекте реформы образования одним из основных предметов заявлен английский язык. Поэтому на современной школе лежит большая ответственность в подготовке выпускников школ к сдаче ЕГЭ по английскому я...

Творческая работа "Новый образовательный стандарт: мой творческий поиск, методические находки"

Творческая работа "Новый образовательный стандарт: мой творческий поиск, методические находки"...

Творческая работа "Развитие творческих способностей".

В работе рассматриваются уровни развития творческих способностей обучающихся....

Слайдовая презентация "Фотоальбом творческих работ педагога и учащихся творческого объединения "Мягкая игрушка"

В альбом включена часть творческих работ. Альбом составлен для презентации на областном конкурсе педагогического мастерства "Мастер года" 2011 год....

Творческий проект педагога с детьми «Моя синяя птица» самостоятельная творческая работа детей (подготовительной группы), выполненная под руководством педагога

Аннотация.  В творческом проекте «Моя синяя птица» представлена самостоятельная работа детей, выполненная под руководством педагога.  Работа направлена на формирование у воспитан...

Творческий проект педагога с детьми «Любимые герои сказки Воробей Воробеич, Ерш Ершович» самостоятельная творческая работа детей (подготовительной группы), выполненная под руководством педагога

Аннотация.  В творческом проекте «Любимые герои сказки Воробей Воробеич, Ерш Ершович» представлена самостоятельная работа детей из подготовительных групп, выполненная под руководством...