Рабочая программа по плаванию
рабочая программа ( класс) на тему

Рабочая программа включает нормативную и методическую части и содержит научно обоснованные рекомендации по построению, содержанию, организации и осуществлению тренировочного процесса на различных этапах многолетней подготовки пловцов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_plavaniyu.doc224 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва» города Коврова

Р А Б О Ч А Я    П Р О Г Р А М М А

по плаванию

Разработал:

Тренер-преподаватель

Первая квалификационная категория

Федоров Сергей Петрович

г. Ковров

2014


ОГЛАВЛЕНИЕ

Раздел 1. Пояснительная записка        3

Раздел 2. Организационно-методические особенности многолетней тренировки        4

Раздел 3. План для СДЮСШОР по плаванию        6

Раздел 4. Этап начальной подготовки        7

Раздел 5. Учебно-тренировочный этап        7

Раздел 6. Этап спортивного совершенствования        9

Раздел 7. Воспитательная работа и психологическая подготовка        11

Раздел 8. Медицинское обеспечение и медицинский контроль        12

Раздел 9. Восстановительные средства и мероприятия        13

Раздел 10. Инструкторская и судейская практика        13

Раздел 11. Законодательная база.        14

Приложение 1. Режим учебно-тренировочной работы и наполняемость         

        учебных групп по этапам подготовки        15

Приложение 2. Примерный учебный план учебно-тренировочных занятий        16

Приложение 3. Соотношение средств общей, специальной физической и специальной подготовки        17

Приложение 4. Показатели соревновательной нагрузки в годичном цикле        17

Приложение 5. Требования к квалификации спортсменов, допускаемых к соревнованиям        18

Приложение 6. Контрольно-переводные нормативы        19

Раздел 1. Пояснительная записка

Настоящая программа по плаванию составлена в соответствии с Законом Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», Федеральным законом от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 07.12.2006 № 752, методическими рекомендациями по организации деятельности спортивных школ (письмо Федерального агентства по физической культуре и спорту от 12 декабря 2006 года № СК-02-10/3685) и примерной программой по плаванию для системы дополнительного образования детей: ДЮСШ, СДЮШОР.

Рабочая программа включает нормативную и методическую части и содержит научно обоснованные рекомендации по построению, содержанию, организации и осуществлению тренировочного процесса на различных этапах многолетней подготовки пловцов.

Предусматривается последовательность и непрерывность многолетнего процесса становления мастерства пловцов, преемственность в решении задач укрепления здоровья юных спортсменов, воспитания стойкого интереса к занятиям спортом, создания предпосылок для достижения высоких спортивных результатов. При ее разработке были учтены передовой опыт обучения и тренировки юных пловцов, результаты научных исследований по юношескому спорту, практические рекомендации по возрастной физиологии и спортивной медицине, по теории и методике физического воспитания, педагогике, гигиене, психологии.

Структура программы предусматривает цели и задачи, программный материал по разделам подготовки (теоретической, физической, технической) и по годам обучения, средства и формы подготовки.

Нормативная часть учебной программы включает:

  • режим учебно-тренировочной работы и наполняемость учебных групп по этапам подготовки (приложение 1)
  • примерный учебный план учебно-тренировочных занятий (приложение 2)
  • соотношение средств общей, специальной физической подготовки и специальной подготовки (приложение 3)
  • показатели соревновательной нагрузки в годичном цикле (приложение 4)
  • требования к квалификации спортсменов, допускаемых к соревнованиям (приложение 5)
  • контрольно-переводные нормативы (приложение 6).

Структура методической части программы включает: основной программный материал по разделам подготовки пловцов, его распределение по годам обучения и в годичном цикле; организацию и проведение педагогического и медицинского контроля; примерные недельные микроциклы по годам на учебно-тренировочном этапе и этапе спортивного совершенствования.

Рабочая программа по плаванию составлена для всех участников образовательного процесса (дети, педагогические работники, родители (законные представители) и обязательна для исполнения.

Обучение осуществляется в спортивных группах, наполняемость которых регламентируется требованиями этапа подготовки, правилами техники безопасности и санитарно-гигиеническими нормами, и закреплена Приказом МОУ ДОД «ДЮСШ № 2» № 01-05/58 от 01.09.2010 года.

Основными формами учебно-тренировочного процесса являются:

  • групповые учебно-тренировочные занятия;
  • теоретические занятия (беседы, лекции, просмотр видеоматериалов по спортивной тематике и др.);
  • контрольные испытания;
  • контрольные соревнования.

Дополнительные формы учебно-тренировочного процесса:

  • учебно-тренировочные сборы;
  • показательные выступления;
  • участие в спортивно-массовых мероприятиях (эстафеты, игры, конкурсы, викторины и др.).

Формы промежуточной аттестация обучающихся:

  • прохождение практических контрольных испытаний по общей и специальной физической подготовке;
  • участие в соревнованиях различного уровня.

Обучающимся, не прошедшим промежуточной аттестации, предоставляется возможность продолжить обучение повторно в группе того же года обучения, но не более одного раза.

Раздел 2. Организационно-методические особенности многолетней тренировки

В основу многолетней подготовки пловцов положены основополагающие принципы спортивной подготовки юных спортсменов:

  1. Принцип комплектности предусматривает тесную взаимосвязь всех сторон учебно-тренировочного процесса (физической, технико-тактической, психологической и теоретической подготовки, воспитательной работы и воспитательных мероприятий, педагогического и медицинского контроля).
  2. Принцип преемственности определяет последовательность изложения программного материала по этапам обучения и соответствия его требованиям высшего спортивного мастерства, чтобы обеспечить в многолетнем учебно-тренировочном процессе преемственность задач, средств и методов подготовки, объёмов тренировочных и соревновательных нагрузок, рост показателей физической и технико-тактической подготовленности.
  3. Принцип вариативности предусматривает в зависимости от этапа многолетней подготовки, индивидуальных особенностей юного спортсмена вариативность программного материала для практических занятий, характеризующихся разнообразием тренировочных средств и нагрузок, направленных на решение определённой педагогической задачи.

Важным вопросом планирования учебно-тренировочного процесса является распределение программного материала в годичном цикле и его детализация по недельным циклам как основным структурным блокам планирования. Соотношение времени, отводимого на отдельные виды подготовки, в зависимости от конкретных обстоятельств может изменяться. На это влияют такие факторы, как наличие материальной базы, возможность проведения учебно-тренировочных сборов и соревнований, климатические условия, период наличия льда на катках и т.п. Однако при этом должна сохраняться общая направленность тренировочного процесса, предполагающая постепенное увеличение удельного веса тренировочных нагрузок на специальную физическую и технико-тактическую подготовку к началу соревновательного периода.

Набор спортсменов в детско-юношескую спортивную школу проходит в возрасте 7 лет и старше.

Многолетний процесс подготовки делится на этапы: начальной подготовки (от 7 до 8 лет), учебно-тренировочный  (от 9 до 13 лет) и спортивного совершенствования (от 14 до 18 лет).

Большое влияние на периодизацию возрастных этапов подготовки оказывают темпы прироста отдельных физических качеств у мальчиков и девочек. Суммируя данные различных исследований, можно наиболее эффективными по темпам прироста физических качеств считать следующие возрастные периоды спортсменов. В многолетнем тренировочном процессе следует учитывать возрастные особенности развития организма, в частности  такие закономерности, как не одновременное (гетерохромное) развитие физических качеств и функций организма.

Для возрастного периода подготовки пловцов от 6 до 18 лет выявлено, что различные органы и системы организма формируются и созревают неравномерно. Развитие различных систем в онтогенезе следует рассматривать в связи с общими закономерностями становления организма, выраженными в последовательной смене фаз, этапов и периодов развития в целом.

Исследование онтогенеза привело к выявлению динамики в возрастных зонах и особенностей морфофункциональных изменений организма в пределах различных периодов. Определено, в частности, что различные органы и систем и организма формируются, созревают, развиваются на протяжении рассматриваемого периода неравномерно.

Учебно-тренировочный этап охватывает возраст 9 - 13 лет. Этот возраст характеризуется максимальными темпами роста длины тела, одновременно с резким увеличением общей массы мышц возрастает и их сила, особенно в 13 лет. К 14-15 годам мышцы по своим свойствам мало отличаются от мышц взрослых людей. В основном завершается развитие иннервации мышц, что делает возможным длительное выполнение тонко дифференцированных движений. В этот период заканчивается возрастное развитие координации движений, повышается способность к выполнению как интенсивных кратковременных нагрузок, так и продолжительной работы. Аэробные возможности увеличиваются в большей степени, чем анаэробные.

Возраст 14-18 лет приходится на этап спортивного совершенствования. В этом возрасте практически завершается не только рост, но и окостенение длинных костей, костей стоп и кисти, заканчивается срастание тазовых костей. Данный возраст характеризуется значительным нарастанием мышечной ткани и приростом мышечной силы.

Основываясь на обобщении приведенных данных, можно выделить примерные возрастные границы на период обучения на учебно-тренировочном этапе и этапе спортивного совершенствования.

Сенситивные периоды имеют значительные индивидуальные колебания, связанные с наступлением биологической зрелости. Наибольший прирост всех качеств происходит в пубертатный период в возрасте 12-15 лет у мальчиков и 11-13 лет у девочек. Преимущественная направленность тренировочного процесса по годам обучения юных пловцов определяется с учетом сенситивных периодов морфофункционального развития и роста физических качеств. Особенно важно соблюдать соразмерность в развитии общей и специальной выносливости, быстроты и скоростно-силовых качеств.

Учет особенностей развития физических качеств и уровня физической подготовленности позволяет правильно решать вопросы выбора средств и методов тренировки, нормирования тренировочных и соревновательных нагрузок, определения индивидуальных показателей по физической подготовленности в многолетнем учебно-тренировочном процессе юных фигуристов.

Этап предварительной подготовки

Группы начальной подготовки

Этап начальной спортивной специализации

1-2 года обучения в учебно-тренировочных группах

Этап углубленной тренировки

3-5 года обучения в учебно-тренировочных группах

Этап спортивного совершенствования

1-3 года обучения в группах спортивного совершенствования

Раздел 3. План для ДЮСШ по плаванию

При составлении тематического плана учтен режим учебно-тренировочной работы в неделю с расчётом на 46 недель непосредственно в условиях спортивной школы и 6 недель для тренировок в спортивно-оздоровительном лагере и по индивидуальным планам на период их активного отдыха. С увеличением общего годового объёма часов изменяется по годам обучения соотношение времени на различные виды подготовки.

Из года в год повышается удельный вес нагрузок на спортивно-техническую, специальную физическую, тактическую и интегральную подготовку. Постепенно уменьшается, а затем стабилизируется объём нагрузок, направленных на ОФП.

Тематический план раскрывает:

- содержание и последовательность изучения программного материала по недельным циклам;

- объёмы основных параметров подготовки;

- распределение объёмов основных средств тренировки по неделям (46 недель);

- комплекс контрольных испытаний по этапам подготовки и сроки проведения педагогического контроля;

Планирование  годичного цикла тренировки обучающихся спортивных школ определяется:

- задачами, которые поставлены в годичном цикле;

- закономерности развития и становления спортивной формы;

- периодизацией, принятой в конкретном виде спорта;

- календарём и системой спортивных соревнований, в том числе и сроками проведения основных из них.

Распределение времени в тематическом плане на основные разделы подготовки по годам обучения осуществляется в соответствии с конкретными задачами многолетней тренировки.

Раздел 4. Этап начальной подготовки

У детей в возрасте 6-9 лет преобладают процессы созревания тканей и органов при снижении интенсивности их роста. В этот период большинство органов достигают полного функционального развития. Заканчивается морфологическая дифференциация клеток коры головного мозга, печени, наблюдаются усиленное развитие скелетных мышц, умеренное нарастание размеров сердца, заканчивается структурная дифференциация миокарда.

Младший школьный возраст является весьма благоприятным периодом для разучивания новых движений. Примерно 90% общего объема двигательных навыков, приобретаемых в течение жизни, осваиваются в возрасте 6-12 лет. Поэтому включение большого количества разнообразных движений является основным требованием к содержанию физической подготовки детей этого возраста. Чем больше разнообразны движений будет разучено в этот период, тем легче в дальнейшем будут осваиваться сложные технические элементы.

Преимущественной направленностью тренировочного процесса в группах начальной подготовки является развитие в первую очередь таких качеств, как общая выносливость (аэробные возможности), гибкость, быстрота движений. Преобладающими методами учебных занятий на суше должны быть подвижные и спортивные игры.

Основные задачи при работе с группами начальной подготовки:

  • укрепление здоровья;
  • приобретение разносторонней физической подготовленности ;
  • овладение элементами четырех способов плавания, стартов и поворотов;
  • привитие интереса к занятиям спортом и выявление задатков и способностей детей к занятиям плаванием;
  • воспитание черт спортивного характера.

Для начальной подготовки отсутствует периодизация учебного процесса, т.е. годичный цикл не делится на периоды, контрольные соревнования проводятся по текущему материалу без какой-либо целенаправленной подготовки к ним.

Раздел 5. Учебно-тренировочный этап

Учебно-тренировочный период подготовки и период спортивного совершенствования приходятся на окончание периода второго детства и подростковый возраст. В конце второго детства у девочек в 11 лет, у мальчиков в 13 лет заканчивается спокойный период развития и наступает период полового созревания с характерной для него первой фазой - фазой усиленного роста.

В 12 лет у девочек и 13 лет у мальчиков резко увеличивается скорость обменных процессов, что сопровождается увеличением скорости годового прироста тела в длину.

Опыт работы специалистов по плаванию, а также научные исследования, проведенные в этом направлении, показывают, что многолетняя подготовка спортсменов, охватывающая период 10-16 лет, должна планироваться с учетом биологических процессов возрастного развития.

5.1. Подготовка в учебно-тренировочных группах 

девочек и мальчиков 10-летнего возраста:

  • совершенствование техники плавания кролем на спине, на груди, брассом и дельфином, стартов и поворотов;
  • формирование правильного навыка тех плавательных движений, которые непосредственно не связаны с физически ми качествами (движение туловища, головы, подготовительные движения и др.);
  • развитие быстроты выполнения движений на стартовый сигнал, высокого темпа ног в кроле на груди и на спине при облегченных условиях их движений, развитие быстроты неспециализированными упражнениями;
  • развитие силовых возможностей преимущественно неспециальными средствами, путем развития двигательного усилия в условиях преодоления относительно небольшого (20-40% от максимального) сопротивления;
  • развитие общей выносливости при использовании преимущественно подвижных игр и средств обучающего характера из арсенала спортивных игр;
  • развитие подвижности в суставах, ротации позвоночника координационных способностей.

5.2. Подготовка в учебно-тренировочных группах 

девочек и мальчиков 11-летнего возраста:

  • совершенствование техники всех спортивных способов плавания, стартов и поворотов с учетом индивидуальных особенностей;
  • формирование правильного навыка тех двигательных действий, которые не связаны с физическими качествами (движение туловища, головы, подготовительные движения);
  • развитие скоростно-силовых возможностей преимущественно неспециализированными средствами, посредством выполнения быстрого двигательного усилия в условиях преодоления относительно небольшого (20-40% от максимального) усилия;
  • воспитание общей выносливости преимущественно неспециальными средствами (спортивные игры, лыжные прогулки, гребля и др.);
  • развитие подвижности в суставах, ротации позвоночника и координационных способностей с помощью упражнений на суше и в воде;

5.3. Подготовка в учебно-тренировочных группах 

девочек и мальчиков 12-летнего возраста:

Для девушек:

  • воспитание общей выносливости посредством выполнения продолжительных плавательных упражнений во 2-й зоне интенсивности, т.е. повышение уровня общей работоспособности средствами объемного плавания;
  • воспитание общей выносливости посредством спортивных игр, лыжной подготовки, гребли и других средств, не связанных с плавательными движениями;
  • воспитание легкости, экономности и вариантности движений в основных способах плавания. Формирование движений, свойственных пловцам высокого класса, не связанных проявлением специфической силы;
  • развитие силовой выносливости преимущественно средствами из других видов спорта;
  • развитие подвижности в суставах и ротации позвоночника;
  • введение спринтерской специализации.

Задачи подготовки для мальчиков 12 лет те же, что для мальчиков 11 лет.

5.4. Подготовка в учебно-тренировочных группах 

девочек и мальчиков 13-летнего возраста:

Для девушек:

  • воспитание общей и специальной выносливости посредством плавательных упражнений в 3-й и 4-й зонах интенсивности, а также средствами из других видов спорта (спортивные игры, лыжные и туристские  походы, и др.);
  • развитие силовой выносливости, максимальной силы, прыгучести, специальной силы с помощью специальных упражнений на суше и в воде, а также упражнений из других видов спорта;
  • совершенствование техники избранного и дополнительного способов плавания, стартов и поворотов. Отработка отдельных элементов движений (траекторий, углов сгибания в суставах, ускорений и др.), свойственных взрослым пловцам;
  • развитие подвижности суставов и ротации позвоночника;
  • воспитание бойцовских качеств, умения тактически правильно проплывать различные дистанции;
  • развитие скоростных качеств на дистанциях 25 и 50 м.

Задачи подготовки для мальчиков 13 лет те же, что для девочек 12 лет.

5.5. Подготовка в учебно-тренировочных группах 

девочек и мальчиков 14-летнего возраста:

Для девушек:

  • развитие общей и скоростной выносливости на средних и длинных дистанциях посредством введения в тренировку в соревновательном периоде микроциклов с ударной нагрузкой, с жесткими режимами, вызывающими повышенную мобилизацию функций организма;
  • развитие специальной силовой выносливости посредством преодолевающего усилия, равного 40-50% от максимального, развитие максимальной силы с помощью прогрессивно возрастающего сопротивления, с помощью кратковременных максимальных напряжений, методом изометрических напряжений, развитие быстрой силы упражнениями на суше и в воде при уменьшенной силе сопротивления движению;
  • изучение двигательных действий в спортивных способах плавания, стартах и поворотах, свойственных пловцам высшей квалификации;
  • развитие скоростных качеств на дистанциях 25 и 50 м;
  • выбор узкой специализации;
  • воспитание бойцовских качеств и умений тактической борьбы на основной дистанции.

Задачи подготовки для мальчиков 14 лет те же, что для девочек 13 лет.

Раздел 6. Этап спортивного совершенствования

Основной принцип учебно-тренировочной работы на данном этапе – специализированная подготовка, в основе которой лежит учет индивидуальных особенностей. Годичный цикл строится с учетом календаря основных соревнований. На фоне общего увеличения количества часов значительно повышается объем специальных нагрузок.

6.1. Подготовка в учебно-тренировочных группах 

девочек и мальчиков 15-16-летнего возраста:

Для мальчиков:

  • воспитание общей и специальной выносливости посредством плавательных упражнений в 3-й и 4-й зонах интенсивности, а также средствами из других видов спорта;
  • развитие силовой выносливости, максимальной силы, прыгучести и быстрой силы с помощью специальных упражнений на суше и в воде, а также упражнений из других видов спорта;
  • изучение двигательных действий в спортивных способах плавания, стартах и поворотах, свойственных пловцам высокой квалификации;
  • развитие скоростных качеств на дистанциях 25 и 50 м;
  • развитие адаптационных возможностей посредством применения отдельных тренировочных занятий с большими нагрузками;
  • воспитание бойцовских качеств и умений тактической борьбы на различных дистанциях.

Для девушек:

  • развернутая узкая специализация в соответствии с проявляемыми способностями;
  • развитие быстроты движений посредством упражнений специализированного и общего характера на суше и в воде;
  • развитие скоростно-силовых качеств с помощью специальных упражнений на суше и в воде;
  • развитие общей выносливости посредством плавания во 2-4-й зонах интенсивности;
  • развитие скоростной выносливости на основной и дольной дистанциях;
  • адаптация к нагрузкам высокой интенсивности.

6.2. Подготовка в учебно-тренировочных группах 

девочек и мальчиков 17-18-летнего возраста:

  • развитие специальной силовой выносливости при работе с весом 60-80% от максимального усилия с помощью прогрессивно возрастающего сопротивления, кратковременных максимальных напряжений, методом изометрических напряжений, развитие быстрой силы при уменьшенной силе сопротивления движению упражнениями на суше и в воде;
  • развитие адаптационных возможностей посредством занятий с жесткими тренировочными режимами, вызывающими глубокую мобилизацию функций организма;
  • выбор узкой спортивной специализации;
  • развитие скоростной выносливости и анаэробных возможностей с помощью плавательных упражнений в 4-й зоне интенсивности;
  • развитие общей выносливости посредством объемного плавания в 3-й зоне интенсивности;
  • воспитание бойцовских качеств и умений тактической борьбы на различных дистанциях.
  • увеличение суммарного объема тренировочной работы по сравнению с предыдущим годом;
  • увеличение тренировочных занятий с большими нагрузками;
  • использование на занятиях в большем количестве жестких тренировочных режимов, вызывающих глубокую мобилизацию функций организма;
  • расширение соревновательной практики;
  • использование дополнительных средств, интенсифицирующих процессы восстановления после напряженных нагрузок;
  • развитие адаптации к психической напряженности в тренировочном процессе путем создания на занятиях жестких конкуренции и соревновательной обстановки.

Раздел 7. Воспитательная работа и психологическая подготовка

Тренер в процессе многолетней подготовки должен учитывать все факторы воздействия на обучающихся и находить свое место в воспитательном процессе. Постепенно, особенно с ростом спортивных результатов, влияние тренера на юных пловцов становится все больше, и в этот период он может решать самые сложные проблемы воспитания. Поэтому личностные качества тренера, его положительный пример играют немаловажную роль в формировании человеческих качеств юного спортсмена.

Воспитательная работа тренера в корректной и ненавязчивой форме начинается с установления товарищеских отношений между обучающимися, налаживания взаимопомощи при выполнении упражнений, совместных обсуждений планов тренировок. Чрезвычайно важны организация досуга юных спортсменов, посещение крупных всероссийских и международных соревнований.

Большое значение в системе воспитания занимают теоретические знания, которые постепенно вводят юных пловцов в мир спорта высших достижений.

В дальнейшем теоретические знания могут посвящаться критическим разборам выступлений на соревнованиях, тренировочных занятий, тестирований.

Квалифицированные юные пловцы должны обладать высокой работоспособностью и, следовательно, громадным трудолюбием, которое следует воспитывать на тренировочных занятиях в ходе специальных мероприятий. Также юные спортсмены должны знать, что достижение новых высот в спорте связанно с дальнейшим повышением нагрузок, что проходить тренировочный процесс каждый должен под медицинским контролем, не ухудшая здоровье.

Большие успехи обычно связанны с достижением намеченного результата или с победой над соперником. Процесс тренировки постоянно связан с развитием волевых качеств спортсмена.

Квалифицированный юный спортсмен должен иметь строгий распорядок дня: учеба, отдых, сон, тренировки, соблюдение режима питания.

Воля спортсмена основана на принципах морали, на стремление прославить свою страну, область, город. А также чувство долга перед коллективом – идейная основа, обеспечивающая целеустремленность, волю к победе, настойчивость и упорство спортсмена.

Тренер должен постоянно приучать юных пловцов не обходить, а преодолевать встречающиеся трудности, с которыми всегда связанны тренировка и соревнование.

У юных спортсменов следует воспитывать уверенность в своих силах, смелость, решительность. Воля к победе – ее воспитание и проявление неразрывно связанно со всеми моральными и волевыми качествами.

Важную роль в воспитании воли к победе играют соревнования. Однако воля к победе в связи с преодолением трудностей может воспитываться и в повседневной жизни.

Волевые качества совершенствуются в борьбе с трудностями, создаваемыми внешней средой, в борьбе с самим собой. При этом главную роль играет самовоспитание. Чтобы в нужной мере развить свою волю, характер, необходимо большое самосознание, чтобы добиться высоких спортивных результатов.

Основной задачей психологической подготовки является формирование спортивной мотивации, уверенности в достижении цели, настойчивости, эмоциональной устойчивости.

Цель, которую тренер ставит перед спортсменом, должна быть реальной, основанной на знании его возможностей и объективных предпосылок для запланированного результата. Только при глубокой убежденности в том, что у него есть все возможности достичь намеченной цели в заданный промежуток времени при создании ее важности, у юного спортсмена возникает внутренняя готовность бороться за ее достижения. Тренер должен умело поддерживать стремление и внутреннею готовность спортсмена к достижению поставленной цели.

В учебно-тренировочном процессе и в соревнованиях спортсмену приходиться преодолевать трудности, которые обусловлены индивидуально-психологическими особенностями его личности. Они возникают в сознании спортсмена в виде соответствующих мыслей, чувств, переживаний и психических состояний, в связи с необходимостью действовать в определенных условиях и не могут быть поняты в отрыве от них.

Выполнение трудовых тренировочных заданий и освоение сложных упражнений вызывает у юного спортсмена положительные эмоциональные переживания, чувство удовлетворения, дают уверенность в своих силах.

Раздел 8. Теоретическая подготовка

Приобретение теоретических знаний позволяет юным спортсменам правильно оценить социальную значимость спорта, понимать объективные закономерности спортивной тренировки, осознанно относиться к занятиям и выполнению заданий тренера, проявлять творчество на тренировках и соревнованиях.

Теоретический материал изучается во время бесед, специальных лекций, просмотра спортивных кинофильмов, с использованием наглядных пособий, а также путем самообразования - изучения по заданию тренера специальной литературы.

Примерные темы теоретической подготовки:

  • «Состояние и развитие спортивного плавания в России и за рубежом»,
  • «Строение организма человека и влияние спорта на развитие органов и функций»,
  • «Техника спортивного плавания, стартов и поворотов, техника передачи эстафет»,
  • «Основы техники спортивного плавания»,
  • «Основы методики обучения технике плавания»,
  • «Характеристика тренировки на этапе учебно-тренировочной работы и спортивного совершенствования»,
  • «Общая и специальная физическая подготовка пловца на суше и в воде»,
  • «Психологическая подготовка»,
  • «Врачебный контроль, самоконтроль, основные средства восстановления, первая помощь при травмах и пострадавшим на воде»,
  • «Гигиена спортсмена»,
  • «Планирование тренировки, методика ведения дневника»,
  • «Правила, организация и проведение соревнований»,
  • «Спортивные базы, оборудование, инвентарь, тренажеры для пловцов».

Раздел 9. Восстановительные мероприятия и средства психологического восстановления.

Неотъемлемой составной частью каждого плана тренировки должно быть использование средств восстановления. Все многочисленные средства восстановления подразделяются на три группы: педагогические, психологические, медико-биологические.

Педагогические средства восстановления.

Наиболее естественными из всех используемых являются педагогические средства восстановления. Применение этих средств предполагает как использование отдельных упражнений, так и грамотное построение тренировки в занятии, микро-, мезо- и макроциклах. О правильном использовании педагогических средств можно говорить тогда, когда у спортсмена после серии занятий отмечается нарастание тренированности и повышение работоспособности за счет выполнения нагрузки и накопления энергетических ресурсов.

Психологические средства восстановления.

К психологическим средствам относятся:

  • аутогенная тренировка;
  • психопрофилактика;
  • психомышечная тренировка, внушение, мышечная релаксация, сон, отдых;
  • психорегулирующая тренировка, активизирующая терапия, специально отвлекающие факторы, интенсивный индивидуальный или коллективный отдых, исключение отдельных эмоций.

Применение психологических средств позволяет снизить уровень нервно-психического напряжение и уменьшить психическое утомление.

Психологические средства восстановления применяются учебно-тренировочных группах, и особенно в группах спортивного совершенствования. В группах начальной подготовки психологическое восстановление достигается построением занятий в игровой форме, по схеме круговой тренировки, частой сменой разнообразных упражнений.

Медико-биологические средства восстановления.

Медико-биологические средства восстановления: рациональное питание, витаминизацию, массаж и его разновидности, спортивные растирки, гидро– и бальнеопроцедуры, физиотерапию, курортотерапию, фармакологические и растительные средства.

При планировании использования восстановительных средств необходимо учитывать, что течение процессов восстановления обусловлено как направленностью тренировочной работы, так и объемом и интенсивностью нагрузок в занятии, микро- и мезоцикле тренировки, частотой участия в соревнованиях. Характер восстановления зависит от возраста, состояния здоровья спортсмена в данный момент, уровня его подготовленности, влияния внешней среды.

Раздел 10. Инструкторская и судейская практика

Учащиеся учебно-тренировочных групп и групп спортивного совершенствования первого-третьего годов обучения регулярно привлекаются в качестве помощников тренеров для проведения учебно-тренировочных занятий и спортивных соревнований в группах начальной подготовки и учебно-тренировочных группах. Они должны уметь самостоятельно проводить разминку, занятия по физической подготовке, обучение основным техническим элементам и приемам.

Занимающиеся в группах спортивного совершенствования должны уметь составлять комплексы упражнений для отдельных тренировочных заданий, подбирать упражнения для совершенствования техники приемов, правильно вести журнал занятий, регистрировать объем и интенсивность выполняемых тренировочных нагрузок, привлекаться к проведению занятий и соревнований в общеобразовательных школах, на предприятиях и в учреждениях, находящихся в районе функционирования спортивной школы.

Занимающиеся в группах спортивного совершенствования должны хорошо знать правила соревнований и систематически привлекаться к судейству городских и областных соревнований, уметь организовать и провести соревнования внутри спортивной школы и в районе. На третьем году обучения этапа спортивного совершенствования учащиеся выполняют необходимые требования для присвоения им звания инструктора и судьи по спорту.

Раздел 11. Законодательная база.

1. Конституция Российской Федерации;

2. Закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании»;

3. Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»;

4. Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 07.12.2006 № 752;

5. Конвенция о правах ребенка (принята Ассамблеей ООН 20.11.1989);

6. Устав муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа №2»;

7. Приказ МОУ ДОД «ДЮСШ № 2» № 01-05/58 от 01.09.2010 года «О наполняемости учебных групп и объеме учебно-тренировочной нагрузки»;

8. Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 03 апреля 2003 г. № 27 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.4.1251-03»;

9. Рекомендациями по обеспечению безопасности и профилактике травматизма при занятиях физической культурой и спортом (Приказ Комитета по физической культуре РФ от 01.04.1993 г. № 44)

и другие федеральные законы, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, решения соответствующих органов управления образованием, физической культурой и спортом, нормативные акты субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

РЕЖИМ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ И НАПОЛНЯЕМОСТЬ УЧЕБНЫХ ГРУПП ПО ЭТАПАМ ПОДГОТОВКИ

ПЛАВАНИЕ

Учебные группы

Минимальный возраст зачисления

Разряд на начало года

Минимальное количество учащихся в группе

Максимальное количество часов в неделю

НП-1 г.об.

с 7 лет

б/р

15 чел.

6 часов

НП-2 г.об.

с 8 лет

б/р

12 чел.

9 часов

НП-3 г.об.

с 8 лет

3 юн.р.

12 чел.

9 часов

УТГ-1 г.об.

с 9 лет

2-3 юн.р.

10 чел.

12 часов

УТГ-2 г.об.

с 10 лет

2-1 юн.р.

10 чел.

12 часов

УТГ-3 г.об.

с 11 лет

1 юн.р.

3 разряд

8 чел.

18 часов

УТГ-4 г.об.

с 12 лет

3-2 разряд

8 чел.

18 часов

УТГ-5 г.об.

с 13 лет

2-1 разряд

8 чел.

18 часов

ГСС-1 г.об.

с 14 лет

КМС

5 чел.

24 часов

ГСС-2 г.об.

с 15 лет

КМС

3 чел.

28 часов

ГСС-3 г.об.

с 16 лет

КМС

3 чел.

28 часов


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ

ПЛАВАНИЕ

№ п/п

Виды подготовки

Этапы подготовки

ГНП

УТГ

ГСС

1 год

2 год

3 год

1 год

2 год

3 год

4 год

5 год

1 год

2 год

3 год

1.

Общая физическая подготовка

194

291

291

386

374

240

240

240

406

408

348

2.

Специальная физическая подготовка

49

73

73

136

356

572

572

572

660

850

900

3.

Теоретическая подготовка

6

10

10

20

20

32

32

32

26

28

30

4.

Контрольно-переводные испытания

4

8

8

12

12

12

12

12

10

10

8

5.

Участие в соревнованиях

15

20

20

28

28

30

30

30

60

60

60

6.

Инструкторская и судейская практика

4

8

8

12

12

18

18

18

16

20

20

7.

Восстановительные мероприятия

36

54

54

26

26

26

26

26

70

80

90

8.

Медицинское обследование

4

4

4

4

4

6

6

6

+

+

+

Общее количество часов

312

468

468

624

832

936

936

936

1248

1456

1456


ПРИЛОЖЕНИЕ 3

СООТНОШЕНИЕ СРЕДСТВ ОБЩЕЙ, СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

ПЛАВАНИЕ

Средства

подготовки

Группы начальной подготовки (%)

Учебно-тренировочные

группы (%)

Группы спортивного совершенствования (%)

1-й год

2-3-й год

1-й год

2-й год

3-й год

4-й год

5-й год

1-й год

2-й год

3-й год

ОФП

девочки

65

65

60

55

35

30

-

25

20

15

мальчики

65

65

60

55

50

45

40

35

30

25

СФП

девочки

35

35

40

45

65

70

-

75

80

85

мальчики

35

35

40

45

50

55

60

65

70

75

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

ПОКАЗАТЕЛИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ НАГРУЗКИ В ГОДИЧНОМ ЦИКЛЕ

ПЛАВАНИЕ

Этапы

Подготовки

Количество

соревнований и

контрольных испытаний

Группы начальной подготовки (%)

Учебно-тренировочные

группы (%)

Группы спортивного совершенствования (%)

1-й год

2-3-й год

1-й год

2-й год

3-й год

4-й год

5-й год

1-й год

2-й год

3-й год

На суше

девочки

-

4

3

3

3

3

-

3

3

3

мальчики

-

4

3

3

3

3

3

3

3

3

В воде

девочки

6

8

12

12

12

14

-

14

16

16

мальчики

6

8

12

12

12

12

14

14

16

16

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

ТРЕБОВАНИЯ К КВАЛИФИКАЦИИ СПОРТСМЕНОВ, ДОПУСКАЕМЫХ К СОРЕВНОВАНИЯМ

ПЛАВАНИЕ

Перечень  соревнований

Возраст допуска

Уровень спортивной

подготовленности

(спортивный разряд)

девочки

мальчики

Первенство школы

Все возраста

Без ограничений

Первенство школы, города, области

Все возраста

Без ограничений

Первенство школы,

города, области, территориальные

13 лет

14 лет

Юношеские разряды

14 лет

15 лет

III разряд

15 лет

16 лет

II разряд

16 лет

17 лет

II разряд

Первенство школы, города, области, территориальные, межтерриториальные

13 лет

14 лет

II разряд

14 лет

15 лет

I разряд

15 лет

16 лет

I разряд

16 лет

17 лет

КМС

Первенство города, области, республики, первенство и кубок России

14 лет

15 лет

I разряд

15 лет

16 лет

I разряд

16 лет

17 лет

КМС


ПРИЛОЖЕНИЕ 6

КОНТРОЛЬНО-ПЕРЕВОДНЫЕ НОРМАТИВЫ

ПЛАВАНИЕ

Контрольные упражнения

ГНП

УТГ

ГСС

1-й

2-й

3-й

1-й

2-й

3-й

4-й

5-й

1-й

2-й

3-й

Челночный бег, 3х10 м, с

М

10,0

9,3

9,1

8,8

8,5

8,2

8,8

8,5

8,2

Д

10,5

9,8

9,6

9,4

9,2

9,0

9,4

9,2

9,0

Бросок набивного мяча 1 кг, м

М

3,8

4,5

5,3

7,5

9

-

7,5

9

-

Д

3,3

4

4,8

6

7

-

6

7

-

Прыжок в длину с места, см

М

155

170

190

195

200

190

195

200

Д

140

155

170

180

185

170

180

185

Подтягивание на перекладине, раз

М

4

4

6

8

9

6

8

9

Д

6

10

12

15

18

12

15

18

Плавание 200 м к/пл

М

-

3.08,0

2.42,0

2.30,0

2.25,0

Д

-

3.35,0

3.06,0

2.47,0

Плавание 800 м в/с

М

-

13.50,0

12.47,0

11.00,0

10.13,0

Д

-

14.50,0

13.50,0

12.08,0

Длина скольжения

М

7

8

9

10

11

Д

8

9

10

11

12

Время скольжения

9 м, с

М

-

-

7,3

7

6,7

Д

-

8

7,5

7

-

Техника плавания, стартов, поворотов

М

+

+

+

+

+

Д

+

+

+

+

+


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа обучение плаванию для 5 классов 12 часов

Согласно программы "физическая культура", которую нам, президентскому кадетскому  училищу  присылает Военный Институт Физической Культуры для обучения плаванию отводиться 6 часов в первом тр...

Рабочая программа по плаванию. 1-2 класс

Рабочая программа по плаванию для учащихся 1-2 классов. Рассчитана на 1 час в неделю. Содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....

рабочая программа по плаванию ФГОС начальные классы

Рабочая программа по основам физического развития на воде «Плавание" для начальной школы разработана на основе учебной программы по физической культуре, автором - составителем которой являются А.П.Мат...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПЛАВАНИЮ ДЛЯ 5-11-х КЛАССОВ НА 2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА  Актуальность программы.         Укрепление здоровья детей является важнейшей задачей педагогов и родителей. По данным медицинских сп...

Рабочая программа по плаванию для детей с ОВЗ (17 часов)

В программе предлагаются рекомендации и планирование занятий по плаванию для детей с ДЦП и спастической диплегией на уровне основного и среднего общего образования....

Рабочая программа кружка "Плавание"

Целью программы является формирование у учащихся здорового образа жизни, положительного отношения к физическим упражнениям и в частности к плаванию, укрепление здоровья и всестороннее физическо...

рабочая программа по плаванию

рабочая программа по плаванию...