Работа над новым числом.
учебно-методический материал ( класс) по теме

Зудина Наталья Алексеевна

Последовательность работы над новым числом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_nad_novym_chislom.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Работа над новым числом.

Работа над каждым новым числом проводится в определенной последовательности (по И. В. Чумаковой):

1.        Образование нового числа, его название. Прямой количественный счет с определением итогового числа

Образование нового числа осуществляется на основе установления взаимно однозначного соответствия между элементами двух множеств. В этот период внимание детей фиксируется на сравнении численностей множеств и на основной цели счетной деятельности — итоговом числе. Сначала учат называть итоговое число на основе счета педагога. Ведется специальная работа по усвоению детьми способа образования числа.

При обучении счету важной задачей является усвоение детьми основных правил счета: числительные называются по порядку, каждое числительное соотносится только с одним предметом, последнее названное числительное относится ко всей названной группе предметов. Педагог вырабатывает у детей умение координировать работу зрительного и моторного анализаторов. На начальных этапах взрослый берет руку ребенка в собственную и, отделяя каждый предмет от группы, сопровождает действие громким называнием числительного. При назывании итогового числа совершается обобщающий жест в виде кругового движения: «Всего два яблока».

2.        Упорядочение множеств по количеству, отношение между смежными числами (какое число больше, какое число меньше)

На основе упорядочения множеств детей учат определять отношения между смежными числами, закрепляют навыки прямого счета с осмыслением того, что каждое следующее число больше предыдущего. При упорядочении множеств у детей формируют представление — каждое число больше, чем предыдущее, и меньше, чем последующее. Использование разнообразного дидактического материала, натуральных объектов будет способствовать образованию у детей чувственно-практической основы для формирования представлений.

3.        Выделение и отсчет заданного количества предметов из множества

При формировании у детей умения выделять определенное количество предметов педагог демонстрирует способ отсчета: комментирует каждое действие, делает паузы, необходимые для сосредоточения внимания детей. В процессе отсчета слово-числительное произносится тогда, когда практическое действие завершено. Далее ребенок выполняет аналогичные действия совместно с педагогом по подражанию, затем по образцу. На данном этапе создаются условия, когда использование счета является необходимым для решения практической ситуации.

4.        Сопоставление и преобразование множеств

Сравнение и преобразование множеств проводится на основе практических приемов, сформированных в дочисловой период: наложение, приложение, составление пар. На данном этапе подключается использование числа и счета. Применяя знакомые способы практического сопоставления, дети определяют, в какой группе больше (меньше) предметов. Затем пересчитывают и определяют количество предметов в каждой группе, устанавливают, какое число больше, какое меньше. Параллельно ведется работа по преобразованию множеств, которая начинается с выполнения развернутых практических действий с объемным материалом, затем выполняются действия с плоскостными изображениями.

5.        Формирование обобщенного представления о количестве (обобщение, классификация групп по количественному признаку)

Для формирования представления о числе используются разнообразные задания, в которых педагог предлагает выбрать заданное количество разных предметов. Например, выбрать только те стаканчики, в которых по 2 предмета; положить разных предметов поровну, по 3. Детей учат группировать картинки по заданному количеству изображенных на них предметов.

6.        Решение практических наглядных задач на объединение и разъединение в пределах нового числа

Объединение и разъединение элементов множества является подготовкой к усвоению операций сложения и вычитания. Важно, чтоб дети усвоили, что множество можно разделить на подмножества и, наоборот, подмножества объединить в одно множество. Первоначально операции объединения и разъединения носят развернутый характер и имеют открытый результат. Дети непосредственно наблюдают и наглядно воспринимают процесс. Например, педагог ставит на стол утку и трех утят, предлагает сосчитать, сколько утят. Затем дети наблюдают, что один утенок «убежал», считают, сколько осталось. Когда утенок «прибегает», дети вновь считают, сколько стало утят. Такие задания учат детей слушать, осознавать значение слов, которые определяют смысл арифметических действий. Затем дети учатся самостоятельно выполнять действия по инструкции взрослого.

7.        Определение количества различными анализаторами

Предлагаемый математический материал строится на основе поэтапного формирования умственных действий (П. Я Гальперин, В. В. Давыдов, А. М. Леушина). Определена следующая последовательность формирования каждого нового действия у детей:

§   Формирование сенсорного действия по подражанию и образцу. Педагог сопровождает выполняемое действие комментирующей речью.

§   Развернутое практическое умственное действие с объемными предметами и сопровождение действия громкой речью.

§   Несколько сокращенное практическое умственное действие с предметными изображениями и сопровождение действия речью

§   Практическое действие с предметами-заменителями и сопровождение действия речью.

§   Сокращение ряда операций материального действия, отрыв действия от внешних опор.

§   Планирование действия, проговаривание действия до его выполнения.

Литература:

Мыслюк В.В. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью: Учебно-методическое пособие для педагогов. -- Мн.: Народная асвета, 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Новые возможности использования «Портфолио гимназиста» при переходе к работе по новым ФГОСТам» (из опыта работы учителя английского языка ГБОУ гимназии №148 имени Сервантеса Санкт-Петербурга Яковлевой Елены Эрландовны)

Наша гимназия, как и все другие школы, готовиться работать в средней школе по новым стандартам. Новые стандарты ставят перед нами задачу развия универсальных учебных действий – умения учиться, т.е. сп...

презентация к исследовательской работе "Правят ли числа миром?"

В данной работе рассмотрены материалы из различных источников о влиянии чисел на жизнь человека. Вводится алгоритм построения магических квадратов даты рождения и чтение их согласно нумерологической т...

Научное общество учащихся «АТЛАНТИДА».Тематика рефератов, исследований, проектных и творческих работ (в том числе презентаций, сайтов, web-страниц) Предметы «История, Обществознание»

Одно из главных в современном образовании сегодня - создать максимально благоприятные условия для самореализации, самосовершенствования и самоутверждения школьника. Для реализации этой идеи в Зуевской...

Подготовка учащихся СКОУ к исследовательской работе на тему "Числа вокруг нас".

Современному человеку трудно представить себе математику без   обозначений чисел и арифметических действий. Но ведь когда-то же этих обозначений не существовало. А тогда откуда они взялись? ...

5.2. Обобщение и распространение опыта работы (в том числе инновационной, исследовательской). Приложение 17.

Повышение эффективности образовательного процесса через внедрение инновационных форм, средств и методов педагогического воздействия....

Воспитательная работа и новые Федеральные государственные образовательные стандарты. Мысли о подрастающем поколении (из опыта работы)

Анализ результативности своей работы классного руководителя за 40 лет работы в школе. Сопоставление старых и новых форм и требований и классному руководству, иллюстративный материал из своей работы. У...