Анализ сказки с тьюторской позиции
статья ( класс) на тему

Мерхалева Елена Юрьевна

Анализ сказки с тьюторской позиции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazka.pptx2.48 МБ
Файл skazka.docx20.33 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русская народная сказка «МАШЕНЬКА И ДАШЕНЬКА» Расскажу вам сказку старинную - Не шибко короткую, да и не шибко длинную, А такую как раз, Как от меня – до вас!

Слайд 7

Еще бы рассказала – Да больше сказок не записала. ТУТ И СКАЗКЕ КОНЕЦ, А КТО СЛУШАЛ – МОЛОДЕЦ!



Предварительный просмотр:

Анализ сказки с тьюторской позиции.

В процессе работы над анализом сказки с тьюторской позиции, участники нашей группы вспомнили достаточно большое количество детских сказок, поняли, что очень многие герои в тех или иных ситуациях могут и выступают в роли тьютора. Чтобы полнее отразить роль тьютора в процессе обучения и воспитания мы выбрали русскую народную сказку «Машенька и Дашенька». 

В данной сказке, на наш взгляд, бабушка-ведунья организует образовательные события.

Образовательное событие в сказке, с нашей точки зрения, это встреча внучек со старушкой, которая провоцирует девочек на поступок. Именно эта встреча способствует самоопределению героев, поскольку выбор линии поведения остается за девочками. В роли тьютора выступает старушка – ведунья. Она  создает условия для эффективного осуществления  воспитательного  взаимодействия: роняет клубок,  несёт тяжелое ведро, вязанку хвороста.  Как   тьютор, она сопровождает процесс самовоспитания, индивидуальный поиск, предоставляет возможность осуществлять выбор способов действия (помочь – отойти в сторону, подождать).

Тьюторскую позицию занимает и бабушка девочек, когда создает условия для удовлетворения потребности в самоактуализации, реализации себя: Машеньке возможность проявить заботу, Дашеньке – погулять.  Одновременно она осуществляет несколько видов тьюторской деятельности: мотивационную, коммуникативную и рефлексивную.  Бабушка  готова выслушать обеих сестер,  помочь осознать последствия поступка (подарки старушки-ведуньи).

Машеньке тоже не чужда позиция тьютора: именно она помогла сестре с  коррекцией  деятельности,  мотивировала на хорошие поступки  и вовлекла в полезную деятельность.

Самым ценным результатом сказки стало стремление Машеньки разделить подарки с сестрой и, конечно,  изменившаяся психология Дашеньки. А условия для этих изменений были созданы старушкой –ведуньей.

МАШЕНЬКА И ДАШЕНЬКА.

Жила-была бабушка Олена. И были у нее две внучки— Машенька и Дашенька. Машенька во всём была бабушке помощница: она и на кухне работает, и на огороде, и корову подоит, и дом приберёт. А Дашенька—ну, та ничего делать не хотела  — только ветер в голове. Бабушка Олёна ей иной раз скажет:

— Даша, да помоги ты мне с Машенькой. Ведь мне, старухе, нелегко дом вести, да и Машенька весь день в работе, а ты ничего не делаешь.

А Дашенька в ответ:

  • Ах, бабушка, мне недосуг, меня в гости звали!

Хлопнет дверью — да и всё тут: гулять пошла! (слайд1)

Вот как-то раз встала бабушка, послала девочек в лес по грибы.  Выходят на полянку, глядят — и понять не могут, что творится: каждый день они по лесу бегают, свои места хорошо знают. А тут вдруг стоит на полянке избушка. На пороге старушка незнакомая сидит, чулок вяжет.

Дашенька села в сторонке на пенёк, глядит в небо, ворон считает. А Машенька по-хорошему к старушке подошла, поздоровалась, разговорилась с ней. И тут вдруг нечаянно скатился у старушки с колен клубок; скатился — да в траву. Да под горку покатился.

Старушка кряхтит, поднимается идти клубок искать, а Машенька говорит:

  • Сиди, бабушка, ты ведь старенькая, тебе трудно. Я сейчас твой клубочек найду.

Маша нашла клубочек и приносит бабушке незнакомой:

  • Вот, бабушка, пожалуйста!
  • Спасибо, Машенька. Погоди, не уходи. Иди ко мне в избу, там на окне узелочек лежит. Ты возьми, тут не гляди, а домой придёшь — посмотришь.

Домой прибегают сестренки, а в узелочке два сарафанчика шёлковых: один красненький, другой голубенький. Такие красивые, нарядные! Машенька радуется, смеётся, а Дашенька губы надула:

  • Вот, тебе подарки, а мне — ничего? Завтра пойдём опять в лес, непременно помогу незнакомой бабушке клубочек искать. (слайд 2)        

Утром опять в лес с корзинками бегут. А  на полянке — избушка стоит, а бабушки нет. И дверь заперта.

Села Дашенька на пенёк и говорит:

  • Вот бабушка сейчас выйдет, на порог сядет, клубочек уронит, я и пойду его искать под горой.

А бабушка из лесу идёт,  несёт на спине большую вязанку хворосту. Подбежала к ней Маша:

  • Бабушка, милая, давай помогу. Ведь ты старенькая, тебе трудно!
  • Ох, верно, девушка, трудно! Старость не радость! Помоги, пожалуйста.

Маша помогла ей донести дрова до избушки.

  • Спасибо, Машенька. Постой, не убегай. Иди ко мне в избу. Там на полке у меня большая корзинка-коробейка стоит. Ты возьми, тут не гляди, а домой придёшь — посмотришь.

Машенька вошла, коробейку нашла, бабушке спасибо сказала, бежит домой с сестрёнкой.  А в коробейке две шубейки бархатных. Одна красненькая, другая голубенькая. Такие красивые, нарядные! Радуется Маша, смеётся. А Дашенька плачет:

  • Вот, тебе опять подарки дали, а мне опять ничего! Завтра пойдём в лес, непременно помогу незнакомой бабушке хворост нести! (слайд 3)

 Утром чуть свет —  бегут по тропинке в лес, а на полянке по-вчерашнему избушка стоит, а бабушки незнакомой нет. И дверь заперта.

Вот Дашенька на пенёк села и говорит:

  • Придёт сейчас бабушка из лесу, я увижу — и помогу ей хворост нести.

А бабушка-то с другой стороны идёт, от колодца. И несёт старушка два ведра воды. Подбежала к ней Маша.

  • Бабушка, милая, давай помогу. Ведь тебе трудно, ты старенькая.
  • Ох, Машенька, уж какие мои силы! Помоги, пожалуйста.

Маша донесла воду до дому.

  • Спасибо, Машенька. Иди ко мне в избу. Там на столе у меня малюсенькая коробочка стоит. Ты возьми, тут не гляди, а домой придёшь — посмотришь.

Машенька, коробочку нашла, бабушке спасибо сказала, бежит домой с сестрёнкой.  А в коробочке  два колечка золотых, одно с красным камешком, другое с голубеньким.  Машенька радуется, пляшет, а Дашенька?.. Дашенька ревёт—плачет гак, что у соседей через три двора слышно!

  • Вот, опять тебе — подарки, а мне ничего. Завтра обязательно пойду в лес, буду помогать незнакомой бабушке воду носить! (слайд 4)

 А утром снова в лес бегут  — а на полянке-то нет ничего: травка зеленеет, ягоды краснеют, берёзки шумят, солнышко светит. . . А ни избушки, ни старушки ровно и не бывало. (слайд 5)

Встала Дашенька посреди полянки, опять чуть не плачет, говорит:

  • Вот, нет больше незнакомой бабушки — некому мне и клубочек поднять, и хворосту принести, и воды притащить. . .

А Машенька обняла сестрёнку и шепчет:

  • Некому? Сестрица-голубушка, а забыла ты, что дома-то у нас своя бабушка есть, своя родная старушка — тоже старенькая, тоже слабенькая. Только что подарков-то богатых она тебе дать не может. А ты нашей-то бабушке много ли помогаешь?

Вот идут они по лесу, ягоды берут. Машенька идёт—песню поёт, Дашенька идёт — думу думает. Ягод набрали, домой пришли. Дашенька так бабушке Олёне на шею и кинулась.

  • Бабушка, — говорит, — ты уж прости меня... забываю я всё, что ты у нас старенькая да слабая. Уж я постараюсь, помогать тебе, как Маша, буду.

Бабушка Олёна смеётся:

  • Ну, хорошо, спасибо, что хоть обещаешь. Поглядим, как оно на деле выйдет.

А вышло! Стала Дашенька на сестрёнку глядеть — и то одно, то другое бабушке сделает, то там, то тут поможет. Вспоминает, что ведь и верно трудно старушке без помощи.

А Машенька была сестрёнка хорошая, не жадная. Она все свои подарки пополам разделила: себе оставила красный сарафанчик, красную шубейку и колечко с красным камешком. А сестрице все голубенькое отдала. Вот как праздник — нарядятся они и гуляют с подружками по деревне. Народ в окошки глядит:

— Ой, и какие девушки-то нарядные! Ой, и откуда у них такие наряды-то хорошие?

Тут всё узналось да рассказалось. Подумали люди, подумали — и сложили сказку. Назвали её «Машенька и Дашенька». И стала эта сказка по свету ходить — из деревни на деревню, с села на село. А нынче эта сказка шла, шла — да и до вас дошла. (слайд 6)

До вас дошла — да тут и кончилась.

Хороша ли вышла сказка-то?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ проведения урока с позиций технологии здоровьесбережения

Методические рекомендации по аализу урока по материалам книги Н.К. Смирновой...

Анализ сказки-были А.Платонова «Неизвестный цветок». Анализ сказки-были А.Платонова «Неизвестный цветок».

Тип: урок- исследование  Цели:  1) познакомить с фактами биографии            А.Платонова; ...

Психологическое сопровождение формирования тьюторской позиции учителей школы

В работе рассмотрено формирование у учителей позиции тьютора с точки зрения психолога школы. Статья сопровождается презентацией. Тьюторство, как инновация, приводит к изменениям психологического состо...

Анализ реализации программы тьюторского сопровождения за 2017-2018 учебный год

Анализ реализации программы тьюторского сопровождения за 2017-2018 учебный год....

Анализ реализации программы тьюторского сопровождения за 2018-2019 учебный год

Анализ реализации программы тьюторского сопровождения за 2018-2019 учебный год....

Анализ реализации программы тьюторского сопровождения за 2020-2021 учебный год

Анализ реализации программы тьюторского сопровождения за 2020-2021 учебный год...