Применение электронных обучающих материалов для развития логического мышления по теме "Табличные информационные модели" в рамках ФГОС
статья ( класс) на тему

Кисель Анастасия Александровна

Статья по теме "Применение электронных обучающих материалов для развития логического мышления по теме "Табличные информационные модели" в рамках ФГОС" расчитана на достижение поставленных целей в учебном процессе при помощи электронных обучающих материалов, а также повышения качества знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc538.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБУЧАЮЩИХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «ТАБЛИЧНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ» В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ СТАНДАРТОМ

Актуальность темы исследования состоит в том, что  при соблюдении на занятиях по информатике в школе психолого-педагогических требований развития логического мышления, использования развивающих логику заданий, игр, упражнений, основы логики будут заложены своевременно, а это очень важно для всей будущей жизни учащегося в нашем динамически развивающемся обществе.

Для выполнения исследования нам необходимо поставить перед собой некоторые задачи, такие как:

  1. Рассмотреть теоретические аспекты развития логического мышления на уроках информатики;
  2. Раскрыть содержание темы «Табличные информационные модели» в школьном курсе информатики;
  3. Описать структуру и содержание электронных обучающих материалов, используемых при изучении темы «Табличные информационные модели»;
  4. Провести опытно-экспериментальную работу по развитию логического мышления на уроках информатики.

Для более точного исследования необходимо воспользоваться следующими методами:

  • метод анализа литературы по проблеме исследования;
  • тестирование;
  • метод математической обработки данных.

Уроки, ориентированные на моделирование, выполняют развивающую, общеобразовательную функцию, поскольку при их изучении учащиеся продолжают знакомство еще с одним методом познания окружающей действительности – методом компьютерного моделирования.

Методика информационного моделирования связана с вопросами системологии, системного анализа. Степень глубины изучения этих вопросов существенно зависит от уровня подготовленности школьников. В возрасте 12-15 лет дети еще с трудом воспринимают абстрактные, обобщенные понятия. Поэтому раскрытие таких понятий должно опираться на простые, доступные ученикам примеры.

Одной из самых распространенных форм представления информационных моделей являются таблицы. Для описания ряда объектов, обладающих одинаковыми наборами свойств, наиболее часто используются таблицы, состоящие из столбцов и строк.

Очень часто в табличной форме представляется информация в различных документах, справочниках, учебниках. Табличная форма придает лаконичность и наглядность данным, структурирует данные, позволяет увидеть закономерности в характере данных.

Необходимо соблюдать следующие правила оформления таблиц:

  1. Заголовок таблицы должен давать представление о содержащейся в ней информации.
  2. Заголовки граф и строк должны быть краткими, не содержать лишних слов и, по возможности, сокращений.
  3. В таблице должны быть указаны единицы измерения. Если они общие для всей таблицы, то указываются в заголовке таблицы, если единицы измерения различаются, то они указывают в заголовках строк или граф.
  4. Желательно, чтобы все ячейки таблицы были заполнены.

Умение представлять данные в табличной форме – очень полезный общеметодический навык. Практически все школьные предметы используют таблицы, но ни один из них не учит школьников методике построения таблиц. Эту задачу должна взять на себя информатика. Приведение данных к табличной форме является одним из приемов систематизации информации – типовой задачи информатики.

Структура и содержание электронных обучающих материалов, используемых при изучении темы «Табличные информационные модели»

Развитие логического мышления будет проходить наиболее эффективно при использовании электронных обучающих материалов.

Под электронными обучающими материалами понимается все множество различных материалов в цифровом формате, используемых в учебной работе. В свою очередь существующие эектронные обучающие материалы можно разделить на материалы, размещенные в сети Интернет, а также создаваемые электронные учебные издания.

Программно-педагогические средства образуют различные типы предметных электронных учебных изданий. К настоящему времени сформировалась их некоторая система.

Типы электронных мультимедийных изданий:

  1. электронные учебники;
  2. электронные энциклопедии;
  3. электронные справочники;
  4. электронные каталоги: рисунков,  фото, иллюстраций, моделей, видеоматериалов, таблиц, схем, тематических презентаций и т.д.;
  5. электронные библиотеки (каталоги  и соответствующие им коллекции: электронных версий учебников, учебных пособий…);
  6. обучающие среды, предусматривающие: использование комплекса средств обучающего воздействия – мотивация учения, предъявление материала, отработка, контроль; интерактивный характер обучения и вариативность его способов в двух их разновидностях:
  • сценарии;
  • моделирующие среды (электронные конструкторы как частный случай среды моделирования);
  1. электронные тренажеры;
  2. электронные тесты.

Что дает применение электронных пособий для учителя и учащихся? Для учителя, конечно же, дополнительную нагрузку. Но это с одной стороны. С другой стороны, это вносит разнообразие в урок. Он становится насыщеннее формами и интереснее. Для учащихся – это интерес к предмету, возможность отработать пробелы, исправить отметки. Для слабых и замкнутых ребят работа на компьютере иногда полезнее работы с сильным одноклассником: он спокойнее, никто его не торопит, не насмехается. Со временем такие дети становятся  увереннее в себе и преодолевают барьер в общении.

Есть учащиеся, которым, кажется, что учитель их недооценивает, и работа на компьютере избавляет их от этого комплекса. Ведь машину не обманешь, она поставит такую отметку, которую ученик заслуживает.

В основе деятельности лежит личностное включение учащегося в процесс, когда компоненты деятельности им самим направляются и контролируются. Учебный процесс протекает в условиях включения школьника в познавательную деятельность, которая становится желаемой, привлекательной, приносящей удовлетворение от участия в ней. Стимул к обучению реализуется через внесение элемента новизны, который отвлекает детей от трудностей, увлекая и пленяя их своей необычностью, использованием своеобразных средств. 

На рисунке представлен пример электронной разработки учебно-методического комплекса по информатике по теме «Табличные информационные модели»

Практическая работа по теме «Табличные информационные модели»

Домашняя работа по теме «Табличные информационные модели»

Современные пропедевтические курсы информатики предполагают широкое использование в учебном процессе разнообразных электронных образовательных материалов: специально разработанных электронных приложений, входящих в состав учебно-методического комплекса для пропедевтического курса информатики.

Важной особенностью большинства электронных образовательных материалов, разработанных в последнее время, является то, что они представляют собой своеобразные наборы (комплекты, коллекции) более мелких ресурсов, обеспечивающих решение отдельной дидактической задачи.

Современный этап использования электронных образовательных материалов в общеобразовательной школе может быть охарактеризован как поисковый: идеи, предложенные и реализованные в электронных образовательных ресурсах специалистами в области информационно компьютерной технологии, активно апробируются и получают оценку в массовой педагогической практике. Результаты такой широкомасштабной апробации могут служить основой для коррекции существующих и разработки электронных образовательных ресурсов нового поколения.

Опытно-экспериментальная работа по развитию логического мышления при изучении темы «табличные информационные модели»

Основной целью работы было развитие логического мышления учащихся на уроках информатики с использованием электронных обучающих материалов по теме «Табличные информационные модели».

Весь эксперимент можно разбить на три этапа, такие как:

1 этап – констатирующий. Целью этого этапа было: выявление исходного уровня логического мышления. На данном этапе проводилось тестирование, которое помогало выявить уровень логического мышления учащихся.

2 этап – формирующий. Целью этого этапа было: проведение уроков информатики с использованием электронных обучающих материалов в экспериментальной группе для развития логического мышления. На данном этапе проводилась работа по формированию логического мышления с использованием электронных обучающих материалов по теме «Табличные информационные модели» в экспериментальной группе.

3 этап – контрольный. Целью этого этапа было: выявление уровня логического мышления учащихся после проведения уроков информатики с использованием электронных обучающих материалов.

Уровень развития логического мышления исчисляется математически, т.е. предложено выполнить 10 заданий, они в свою очередь составляют 100%. Исходя из этого делаем расчеты:

Уровень логического мышления

Критерии оценивания

Высокий

Выполнено 8-10 заданий верно, следовательно от 80% до 100% работы

Средний

Выполнено 5-8 заданий верно, следовательно  от 50% до 80% работы

Низкий

Выполнено менее 5 заданий верно, следовательно выполнено менее 50% работы

Результаты мониторинга обязательно покажут, повысился уровень логического мышления у учащихся или нет.

Таким образом, проведя анализ теоретической литературы, выяснили, что электронные обучающие материалы способствуют улучшенной деятельности субъекта образовательного процесса по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.

Опыт показывает: процесс развития логического мышления у обучающихся на уроках информатики при изучении раздела «Табличные информационные модели» будет эффективен, если систематически использовать электронные обучающие материалы.

Таким образом, при правильном построении урока цели будут достигнуты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие логического мышления и познавательного интереса у учащихся к предмету через применение математических игр.

Влияние логического мышления и познавательного интереса, у учащихся к предмету математика ,через применение математических игр....

Доклад на тему : « Развитие логического мышления на уроках математике в свете ФГОС»

Доклад на тему : « Развитие логического мышления на уроках математике в свете ФГОС»...

Доклад "Применение нестандартных заданий как средство развития логического мышления учащихся на уроках математики"

Доклад "Применение нестандартных заданий как средство развития логического мышления учащихся на уроках математики"...

Презентация "Применение нестандартных заданий как средство развития логического мышления учащихся на уроках математики"

Презентация  "Применение нестандартных заданий как средство развития логического мышления учащихся на уроках  математики"...

Методические материалы к факультативному курсу "Развитие логического мышления у обучающихся 5 классов"

Предлагается методический материал к факультативному курсу "Развитие логического мышления у обучающихся 5 классов" по теме "Ребусы"...