Учитель в пространстве возможностей
статья ( класс) на тему

Антонов Кирилл Игоревич

Данная статья представляет собой размышление о проблемах и возможностях учителя в условиях современной образовательной среды.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УЧИТЕЛЬ В ПРОСТРАНСТВЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

  • Кирилл Игоревич, а зачем нам это нужно?

        Примечательно, что я столкнулся с этим вопросом, который до хронической боли знаком практически любому учителю, именно во время изучения темы «На пути к жизненному успеху». Это был урок обществознания — один из моих самых первых дней в роли учителя — в шестом классе.

  • Вы мне скажите.

        Трудности с определением понятия “успех” возникают в равной степени и у взрослых, и у детей. Пестрота дефиниций зашкаливает — они полностью завязаны на текущем эмоциональном состоянии, действующих жизненных приоритетах отвечающего. Тот урок вышел непредсказуемым, но очень удачным; по иронии, сделали его таким в основном именно те, кто сначала усомнился в актуальности предмета для обсуждения. Что ж, выходит, урок об успехе оказался успешным.

        Можно ли определить открытое понятие “успех”? Пожалуй, нет. Только интерпретировать. Что делает человека успешным? На одном этом вопросе отлично выстраивается дискуссия с шестиклассниками — проверено на практике. Можно сколько угодно спорить о критериях успеха, но стоит ли сомневаться, что сам успех — это критерий?

        Нет никаких шансов раскрыть эту тему полностью: любая попытка контекстуальна, обречена на фрагментарность и, конечно, субъективность. В данной статье я представляю именно такой, сугубо субъективный взгляд молодого специалиста (со стажем 13 месяцев) на проблему успешности учителя.

        В том, что в современном образовании происходят существенные изменения, сомневаться не получается: это так. Кто-то называет это движением от традиций к инновациям, кто-то — преодолением наболевших проблем, а очень часто сегодняшнюю ситуацию в образовании характеризуют как кризис. Если отвлечься от привычного понимания понятия “кризис” как чего-то опасного, нежелательного, тревожного, даже зловещего, а обратиться к этому слову в древнегреческом и китайском языках, например, то можно получить совершенно другие смыслы: решение, поворотный пункт, исход, шанс, возможность.

        Кризис всегда связан с непростым положением, только относиться к нему можно по-разному. Для кого-то резкие изменения — это беда, для кого-то — радость. Проще говоря, кто что ищет в кризисе, то в нем и находит.

        Теперь можно догадаться, каково будет мое определение успешного учителя — это практик, регулярно сталкивающийся с проблемами и понимающий их как возможности.

        Проблем у школьного учителя пестрый набор, мы же рассмотрим именно проблемные поля, в которых современный учитель оказывается лицом к лицу с изменившимся учеником. Каждый раз, когда речь заходит о проблемах в образовании, трудно обойтись без упоминания следующих четырех зон риска: информация, коммуникация, мотивация, технология.

        Именно в этих областях у учителя возникает наибольшее количество трудностей. Именно столкновение с этими трудностями, ответы на вызовы современной действительности делают учителя успешным или не очень. Давайте приблизим каждую из названных сфер взаимодействия ученика и учителя, повнимательнее рассмотрев и одного, и второго.

        Проблема в области информации понятна: сегодняшний ученик имеет ее в чудовищном избытке. Действительно, информации стало настолько много, что воспринять ее, адекватно обработать, критически осмыслить практически невозможно. Любая тема теперь многогранна. Любая история предполагает наличие альтернативной истории. Когда нет единой точки отсчета, нет и целостной, логически выстроенной и исчерпывающей картины мира.

        Переизбыток информации обесценивает ее. Проблема здесь не только в ценности знания, но и в общечеловеческих ценностях, которые становятся более хрупкими в ситуации, когда единство и определенность истины упраздняются. Сегодня «что такое хорошо и что такое плохо» - это серьезнейшая трудность, а не очевидный рецепт, именно вопрос, а не ответ.

        Осознавая это, нам не стоит удивляться, что в “базовую комплектацию” современного ученика обязательно входит клиповое сознание. Нестабильность восприятия, фрагментарную картину мира порождают именно бесчисленные мегабайты информации, которые обрушиваются на школьника со всех сторон — в том числе и со стороны учителя. При этом учитель, конечно, перестает быть наиболее авторитетным источником знания. Не стоит обижаться, когда наши слова проверяют на истинность и состоятельность, обращаясь к смартфону: «Окей, гугл». Не стоит с этим самым гуглом соперничать. Ни один учитель не знает столько, сколько Интернет. Более того, последний может и навредить учителю — по той же самой причине. Что делать?

        Успешный учитель не станет конкурировать с всезнайкой-компьютером. Успешный учитель не станет расстраиваться из-за того, что «современный ученик уже не тот». “Скачущее” восприятие школьника может быть понято не только как дефект, изъян, мешающий плодотворному интеллектуальному труду, но и как сверхподвижный, раскрепощенный механизм, раскручивающий сознание до более высокой продуктивности, открытости, даже дивергентности. Именно идеи, креативность, находчивость и оригинальность интерпретаций, а не энциклопедическое знание становятся критерием образованности для носителя человеческого капитала в XXI веке. Успешный учитель согласен с этим. Он ценит именно такого, “нового” ученика, в первую очередь как цель своей профессиональной деятельности, а косвенно — как средство для собственного личностного развития, ведь ученик для него — это носитель вызовов, на которые интересно отвечать. Отвечать, а не жаловаться, признавать ошибки, а не скрывать свое незнание, учиться всегда, везде и у всех — особенно у ученика — вот задачи современного учителя.

        Что же касается коммуникации, с ней у современного ученика все более чем в порядке! Множество образов себя в социальных сетях, бесчисленное количество “друзей” и подписчиков в Интернете, не всегда насыщенная, но все же бурная виртуальная жизнь — все это формирует и оттачивает навык поверхностного общения. В первичном контакте, знакомстве, особенно в онлайн-пространстве, школьнику очень легко. В дальнейшем же взаимодействии, когда нужно поддерживать и укреплять взаимоотношения, часто возникают трудности, порой непреодолимые. Реальная проблема социализации для сверхсоциализированного виртуально подростка — звучит парадоксально, но соответствует действительности.

        Что в этих условиях делать учителю? Добиваться контакта. Но как? В ситуации, когда учитель не является единственным или хотя бы наиболее значимым источником информации, коммуникация не может выстраиваться линейно — от учителя к ученику. Вектор “от — к” работал долгое время, но сегодня устарел. Коммуникативные процессы обладают таким свойством как разнонаправленность. Учитель — не оракул, а сопроводитель, наставник, консультант, помощник в решении повседневных задач. Он помогает ученику в ключевых, кризисных точках, поддерживает в оформлении идей, планировании этапов исследования, а современно говоря — является тьютором.

        Без чего современный учитель не может быть по-настоящему эффективным в этой сложной коммуникативной сети? Без способности к эмпатии, конечно. Успешный учитель всегда видит в ученике именно человека, способен слышать и понимать его. Тогда подлинная коммуникация возможна, а отдельное действие потенциально оборачивается взаимодействием, но об этом чуть позже.

        Третий рассматриваемый нами блок — проблема мотивации, о которой любой практикующий учитель знает непонаслышке. С этого я начал данную статью. Когда школьник задает учителю вопрос «Зачем нам это нужно?», он чаще всего не хочет оскорбить или обидеть человека, изо всех сил пытающегося поделиться с ним каким-то важным и ценным знанием, опытом. Нет, здесь все дело в том, что учащийся искренне недоумевает, зачем ему брать то, что ему предлагают. Его можно понять: ему и так хорошо. Он живет в комфортных условиях, он знает то, что знает, а если что-то понадобится — у него в кармане есть смартфон с волшебной кнопкой “разблокировать экран”, по нажатии которой открывается доступ к всемирному океану информации. Нет, учитель не нужен ученику настолько, насколько хотел бы быть нужным ему.

        Удобство может быть опасным. Кроме того, что чрезмерная комфортность среды не способствует стремлению к познанию с целью перемен, она может попросту формировать паразитарное отношение к школьной действительности. К сожалению, потребительский подход к образованию во многом поддерживается родителями, а часто и вовсе инициируется ими. Между тем, само слово “образование” подсказывает нам, что невозможно образоваться (то есть буквально образовать себя) без приложения усилий, без серьезной внутренней работы. Образовывающийся человек — это активный участник сугубо интимного процесса, а не что-то навязываемое извне.

        Как успешный учитель помогает образовываться своему ученику? Как он решает проблему мотивации? Очевидно, принуждение здесь не действует. «Это нужно знать, потому что это важно» - давно не аргумент. Тогда что? Собственный пример. Успешный учитель в первую очередь мотивирует самого себя. Он постоянно ставит перед собой цели, достигает их и ставит новые. Ему не нужно заставлять себя “шевелиться”: сама образовательная среда сегодня подстегивает, побуждает к движению вперед, ведь она стала такой открытой и конкурентной. Жесткость условий способствует твердости характера, которая всегда была необходима учителю.

        Бодрая готовность к росту и развитию даст особый эффект в тандеме с применением современных образовательных технологий. Быстрые изменения в среде обучения влекут за собой потребность в применении новых образовательных форматов. Дефицита в их количестве и качестве, к счастью, не наблюдается: сегодня учителю доступны самые разные методики и секреты успешной работы с детьми. Только каким из бесчисленных педагогических ходов отдать предпочтение? Как определить, какие практики доступны и применимы, а какие — неотчуждаемы, нетиражируемы, встроены в индивидуальный стиль конкретного преподавателя? Ответ предсказуем: пробовать.

        Успешный учитель стремится отыскать собственный педагогический стиль. Для него это важно — найти свою нишу в образовательном пространстве. Найти, закрепиться, развивать какое-то свое направление, будучи при этом открытым для новых преподавательских стратегий. Успешный учитель ищет самого себя в самом широком, философском смысле, когда рефлексия оказывается не единичным актом, а образом жизни. Вообще, педагог, учитель — это не профессия, а именно образ жизни.

        Остается добавить, что современная действительность требует от учителя поликультурности, широты взглядов и интересов, развитого навыка рефлексии и, выражаясь метафорично, “мультиинструментализма” - тотальной разносторонности в повседневных делах и решениях. Опять же, для успешного учителя это не беда, а бодрящий вызов, отличная возможность найти новые ответы, тем самым развивая и образовывая себя.

        Как гармонизировать состояния ученика и учителя, уменьшить стресс и переживания первого и повысить эффективность, добавить осмысленности в труд второго? На этот вопрос и отвечает собственной практикой успешный учитель. В новой картине идеальной образовательной среды действие, как говорилось выше, станет взаимодействием, труд – именно со-трудничеством, а переживание – всегда со-переживанием.  

        Что если быть успешным — это не “дополнительная опция” полноценного современного учителя, а его “базовая комплектация”? Что если «будь успешным» - это важнейшая нравственная установка, безусловный императив для него? Мы, учителя, уже на арене, в центре событий, и у нас есть достаточно проблем, чтобы преуспевать в процессе их решения.

        Как удачливый алхимик превращает металл в золото, так и успешный учитель трансформирует проблему в возможность. Разница в том, что преуспевающих алхимиков нет. А как насчет успешных учителей?

Кирилл Антонов

01.04.2016  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Развитие культурологического образовательного пространства, возможность и ресурсы личностного роста школьника"

Музыкальная культура – это синтез свойств личности, проявляющийся в интересе к музыке, в музыкальном вкусе (музыкально-эстетические критерии), в музыкальных знаниях, умениях, в способности  поним...

Статья "Образовательная среда массовой школы как пространство возможностей самореализации обучающегося"

В статье автор размышляет о возможностях образовательной среды массовой школы для самореализации обучающихся....

Выступление на городском методическом объединении учителей технологии Практикум «Возможности использование информационно-коммуникационных технологий в учебной деятельности на уроках технологии»

Компьютерные технологии открыли новые возможности для создания самими преподавателями иллюстративного материала. Известно, что такие средства обучения, во многом облегчают обучающимся понимание и запо...

Методическая разработка «ШКОЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ВОЗМОЖНОСТЕЙ»

laquo;Быть рядом и чуть-чуть впереди» - эти слова стали мне более ясны и понятны, когда я начала работать с детьми, эта фраза стала моим девизом. Я понимаю, что нужно не столько сформировать ли...

Цифровая образовательная среда как одно из условий создания пространства возможностей современного урока

Цифровая школа – уже не утопия. Это реальность. Интерактивная, интересная, многогранная и современная реальность.Цифровая образовательная среда (ЦОС) – это цифровое пространство, состоящее...