Доклад на тему "Развитие культурологического образовательного пространства, возможность и ресурсы личностного роста школьника"
статья по музыке на тему

Музыкальная культура – это синтез свойств личности, проявляющийся в интересе к музыке, в музыкальном вкусе (музыкально-эстетические критерии), в музыкальных знаниях, умениях, в способности  понимать, чувствовать, пережить и критически оценивать музыку.

Под музыкально-эстетической культурой человека понимается ценностно-стержневое, базисное свойство личности, которое позволяет полнокровно общаться с прекрасным и активно участвовать в его созидании. Сущность музыкально-эстетической культуры человека заключается в способности к эстетическому восприятию, осмыслению и творчеству.

Основу эстетической культуры личности составляют три взаимосвязанных блока личностных свойств:

         - научно-познавательный (художественно-эстетический кругозор, система обобщенных знаний о сущности прекрасного,

         о закономерностях взаимодействия человека с красотой);

         - ценностно-ориентационный (интеграция личностных свойств на основе эстетических идеалов, вкусов, интересов, потребностей);

         - творчески-созидательный (наличие художественных способностей: творческого воображения, образного мышления,

         восприимчивости к красоте).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc53 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема: «Развитие культурологического образовательного

пространства, возможность и ресурсы

личностного роста школьника».

Музыкальная культура – это синтез свойств личности, проявляющийся в интересе к музыке, в музыкальном вкусе (музыкально-эстетические критерии), в музыкальных знаниях, умениях, в способности  понимать, чувствовать, пережить и критически оценивать музыку.

Под музыкально-эстетической культурой человека понимается ценностно-стержневое, базисное свойство личности, которое позволяет полнокровно общаться с прекрасным и активно участвовать в его созидании. Сущность музыкально-эстетической культуры человека заключается в способности к эстетическому восприятию, осмыслению и творчеству.

Основу эстетической культуры личности составляют три взаимосвязанных блока личностных свойств:

- научно-познавательный (художественно-эстетический кругозор, система

            обобщенных знаний о сущности прекрасного, о закономерностях

            взаимодействия человека с красотой);

- ценностно-ориентационный (интеграция личностных свойств на основе

            эстетических идеалов, вкусов, интересов, потребностей);

- творчески-созидательный (наличие художественных способностей:

творческого воображения, образного мышления, восприимчивости к красоте).

Следует заметить, что коль скоро происходит смена идеалов, переоценка ценностей, менее устойчивым становиться нравственный стержень подрастающего поколения, то в последнее время остро встает проблема воспитания эстетической культуры личности.

Анализ теории и практики эстетического воспитания, показывает, что в становлении эстетической культуры основополагающую роль выполняет взаимодействие трех факторов:

- творческий фонд личности;

- влияние социокультурной среды;

- целенаправленная педагогическая коррекция и стимуляция;

Музыкальная культура личности как часть общей эстетической культуры личности в своей основе предполагает музыкальный тезаурус, систему знаний о музыкальном искусстве, ориентацию в мире музыкальных ценностей, наличие способностей музыкального восприятия – то, что характеризует музыкальный опыт.

Во второй половине 20 века проблема музыкально-эстетической культуры рассматривается многими исследователями по-новому: резко обостряется ее гуманистическая направленность в связи с глобальной задачей сохранения и развития культуры вообще.

Музыкальная культура формируется вместе с личностью человека и является своеобразным показателем развития самого человека. Опираясь на ее устойчивые свойства, она постоянно развивается, охватывая все новые и новые грани музыкального восприятия и последующего его осмысления, обогащая тем самым и саму личность. Процесс этот протекает всю жизнь и во многом связан с мировоззрением человека.

Умение слушать и слышать музыку адекватно композиторскому замыслу (обозначим этот процесс как «ценностное восприятие») проблема не только общего музыкально-эстетического развития,  но и музыкально-профессионального образования. «Музыку слушают многие, а слышат не многие, в особенности инструментальную… - писал Б. В. Асафьев,-  Слышать так, чтобы ценить искусство, а это уже напряженное внимание, значит и умственный труд, умозрение.

Формирования подлинного высшего музыкально слуха, которое предполагает умение вслушиваться в музыку, в «события», происходящие в ней, предполагает развитую способность «вслушивания – переживания – понимания» музыки является центральным звеном в воспитании музыкальной культуры человека, в формировании его эстетической ориентации. По мысли В.А. Сухомлинского: «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека».

Цели и задачи музыкального образования наиболее тесно связаны с главным предназначением общеобразовательной школы – личностным становлением молодого поколения, а  урок музыки одна из важнейших частей общей системы учебно–воспитательной работы.

Уроки музыки способствуют  развитию музыкальной наблюдательности, интеллектуальной активности, обострению воображения, восприятия, усилению произвольного внимания, сосредоточенности. При этом школьники переживают самые разные чувства. Здесь – и сомнение в правильности музыкальной оценки, и радость самостоятельного открытия,  и восхищение глубиной музыкального сочинения, и удивление,  и восторг… Это те уроки, которые вызывают разнообразную гамму чувств, размышлений, раздумий, эстетических переживаний. Считаю, что основной задачей моей работы является - творческое развитие личности на основе приоритета интересов, потребностей формирования общей культуры, миропонимания и мироощущения, эмоционально – ценностного отношения к миру и к самому себе.

Для реализации этой задачи использую программу Д. Б. Кабалевского для 1- 4 классов общеобразовательных учреждений. Методические принципы, методы художественной педагогики и современные общеобразовательные технологии программы отвечают основным условиям социокультурной деятельности современных общеобразовательных учреждений и способствуют формированию музыкальной культуры школьников. Концепция программы Д.Б. Кабалевского наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии эстетической культуры подрастающего поколения.

Исходя из требований новых стандартов, при анализе тем уроков данной программы я отметила, что во всех классах прослеживаются основы музыкальной культуры: «Музыка как вид искусства», « Народное музыкальное творчество», «Русская музыка от эпохи средневековья до рубежа 19 – 20 веков», «Отечественное и зарубежное музыкальное искусство 20 века», «Представление о музыкальной жизни России и других стран». Выразительно и ярко проходят уроки по теме «Природа в музыке нашего края» (изобразительность музыки), при анализе музыкальных произведений дается характеристика музыкальных произведений в соответствии с видами природы малой родины.

Огромную помощь на уроках дают музыкальные энциклопедии. Очень интересна «Энциклопедия юного музыканта», «Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Мефодия», где представлены сведения практически обо всех современных группах и исполнителях, музыкальных альбомах. Прослеживаем историю развития той или иной группы, узнаем о развитии рока, джаза, поп – музыки в России и за рубежом, прослушиваем запись.

При слушании музыки использую эмоционально увлекательные формы общения, стремлюсь приучить детей к активному, осмысленному восприятию музыки, научить слышать музыку как содержательное искусство. В наше время, характеризующееся развитием многообразных видов технических средств, способных воспроизводить музыку (радио, телевидение, грамзапись, магнитофоны, кино и т. д.), поток музыкальной информации практически безграничен. Тем важнее становится проблема организации целенаправленного слушания музыки, помогающей формировать избирательность потребления музыкальных впечатлений в соответствии с уровнем воспитанного художественного вкуса.

Настоящее, прочувствованное и продуманное восприятие музыки – основа всех форм приобщения к музыке. Вне восприятия  музыка как искусство не существует.

Пройдя весь цикл уроков музыки, учащиеся, несомненно, приобретают опыт музыкально – творческой деятельности. Ведь слушание музыки дает возможность увидеть музыку в своем воображении. Музыка рисует живые картины, именно живые, потому что нарисованная картина не подвижна, а музыка - сама живая, она движется. Из своего опыта я практикую дать название произведению. Это заставляет учащихся сосредоточиться, осознать самое главное, показать суть музыкального образа, как они его услышали. Такое задание предлагается, как правило, перед прослушиванием незнакомого произведения. Ответы ребят дают представление о степени развития их музыкального восприятия. Во время слушания музыки я широко использую технические средства, стереограммофонные и видеомагнитофонные записи.

Самым главным в своей педагогической работе считаю вокальную работу. Из всех видов активной музыкальной деятельности, способной охватить широкие массы детей, я выделяю хоровое пение – подлинно массовый вид музыкально – эстетического воспитания и образования. Уроки в младших классах, начинаю с вокальных приветствий. Благодаря этому, дети плавно переходят от всех предметов, которые были до меня, в мой урок. Я убеждена, что в пении заложено самое главное, что касается вокально-хоровой работы, как любой исполнительской деятельности – это необходимость развивать умение вслушиваться в чужое и собственное исполнение. Умение слушать музыку очень важно в хоровом пении. Именно хоровое пение как массовое воспитывает в детях качества коллективизма и товарищества, способствует всестороннему выявлению творческих способностей детей.

Хоровое пение оказывает исключительное влияние на формирование личности ребенка. Этому во многом помогает то обстоятельство, что в хоровом искусстве соединяются воедино музыка и слово. Музыка, окрыленная поэзией, еще глубже воздействует на психику ребенка, на его художественное развитие, воображение и чуткость. Сам процесс освоение хорового произведения всегда связан с кропотливой работой по преодолению художественно – исполнительских или технических трудностей, а поэтому воспитывает в детях трудолюбие, заставляет их подчинять свои личные интересы интересам коллектива. Для  этого я использую микрофон и караоке.

Встречаясь со всем классом на уроке музыки один раз в неделю,  невозможно узнать индивидуальные черты характера, способности, интересы каждого ребенка. При разучивании песенного материала, мы занимаемся в классе, а для его обыгрывания отправляемся в зал. Вот здесь и раскрывается талант ребят, непринужденность, естественность действий во всех видах музыкальной деятельности, точность певческих и музыкально-ритмических навыков.

Для того чтобы изменить деятельность на уроке музыки, в своей работе использую музыкально-пластические движения. Считаю, что ритмика должна являться составной частью урока.

В последние годы движение под музыку стало неотъемлемой частью урока музыки в школе. Давайте же вникнем в смысл слова «ритмика» и ее значение в жизни ребенка.

Итак, ритмика – это система для развития чувства ритма, состоит из физических упражнений, строящихся на основе музыки, предназначенных для ритмического воспитания.

Все мы знаем, что, придя из детского сада в школу, ребенок забывает о танцевальных движениях, о музыкально – дидактических играх, о проявлении своих творческих способностей в этой области развития. Вот почему на методических объединениях учителей музыки сейчас отводится особое внимание на неразрывность работы детских садов и школ, о дальнейшем развитии способностей детей.

Не зная специфики работы в детском саду, учителя музыки очень точно охарактеризовали ситуацию: «Нам трудно, а детям – скучно». Вот потому очень важно включать различные виды движений под музыку в начальной школе. Детям этого возраста свойственна подвижность, и они с удовольствием выполняют различные виды движения под музыку, включаются в музыкальные игры, связанные с движением.

Движение под музыку развивает творческую фантазию, воображение ребенка. Различные творческие задания позволяют активно влиять на личность ребенка, давая выход детскому стремлению к самовыражению. Красота музыки и красота движений, рождаемых ею, создают на уроке, особенную эмоциональную насыщенную атмосферу погружения в мир музыкального искусства.

В процессе работы большое внимание  уделяю разнообразным заданиям, связанным с метроритмом: различные виды ходьбы, связанные с передачей метрической пульсации; элементы танцевальных движений, в первую очередь различные виды танцевального шага: притопы, шаг польки, выставление ноги на пятку или на носок, хороводный шаг, переменный шаг, шаг с подскоком и так далее.

Для приобретения опыта музыкально-творческой деятельности использую на уроках песенное, игровое творчество, музыкальные игры, инсценировки. На уроках ребята много поют, играют в музыкальные хороводы. Ребенок приобщается к музыкальной культур, исполняя произведения не только по заданному образцу, а и вкладывая свое отношение путем создания новых образцов и действий

Песенное творчество представляет собой импровизацию детьми попевок, не сложных мотивов, которые сопровождают их игры, выражают удивление, радость, сожаление.

Игровое творчество можно назвать основным, наиболее доступным, увлекательным и любимым детьми видом  деятельности.

Взаимосвязь музыки и ритмики помогает правильно понять художественное произведение. Например, после прослушивания программной пьесы у детей возникает интересный замысел игры, они распределяют роли, предлагают свой план развития сюжета, стараются по-своему изобразить действия.

В структуре урока музыки ритмические движения являются его частью, длящейся 3 – 5 минут, выполняющей роль двигательной разрядки. Занимаясь в зале, дети чувствуют себя более раскрепощено на праздничных мероприятиях, ведь не секрет, что они обычно боятся выступать, боятся сцены, микрофона, боятся показать свои знания и умения.

Кроме всех перечисленных выше видов музыкальной деятельности, в то же время я не только не  «прячу» от ребят развлекательную легкую музыку, но напротив, знакомлю с ней в самых лучших записях в исполнении лучших музыкантов. И на этих образцах я хочу так сформировать их музыкальный вкус, воспитать в них такую музыкальную культуру, которая поможет им самим  отличить хорошее от плохого в «легкой» музыке так же, как и в музыке «серьезной». Если это удастся – я буду считать, что труды мои не пропали даром.

Для воспитания музыкальной культуры на уроках использую такие песенные, музыкально-ритмические движения, как: «Антошка», В.Я. Шаинского, «Научи нас веселиться», японская народная песню, «танцуйте, сидя», Б. Савельева, «Хлопай, не зевай», русская народная мелодия, «Топ, топ, хлоп, хлоп», «Буги-вуги», английская полька, «Золотой ключик», В. Плешака, танец «Летка-Енька», «Казачок», русская народная мелодия, «Плетень», русская народная игра и другие. Использую «Музыкальную карусель», «Музыкальное лото» и другие музыкальные игры, шумовые музыкальные инструменты.

Концерт – основной вид показа успехов учащихся. В нашей школе проходит большое количество тематических концертов, различных конкурсов, классных и праздничных концертов, внеклассных мероприятий, ежегодные выпускные вечера «Прощание с начальной школой».

Итак, применение данных технологий отличается высокой результативностью и способствует:

      • личностному развитию учащихся;

      • повышению интереса школьников к учебным занятиям;

      • росту познавательной активности учащихся в процессе обучения;

      • повышению самооценки учащихся.

      • воспитанию активности и самостоятельности;

      • формированию учащихся эстетического, эмоционально – целостного отношения к

        искусству и жизни;

      • развитию музыкального восприятия, навыков глубокого, личностно- творческого

        постижения нравственно-эстетической сущности музыкального искусства;

      •овладение интонационно - образным языком искусства на основе складывающегося опыта творческой деятельности и взаимосвязей между различными видами искусства;  

      •создание предпосылок к формированию у школьников основ теоретического (постигающего) мышления, итогом чего должно стать первоначальное представление о музыке как о художественном воспроизведении жизни в ее диалектической сущности.

Таким образом, все формы музыкальной деятельности помогают формировать все навыки активного восприятия музыки, обогащают музыкальный опыт детей, прививают им знания, что в целом является важной предпосылкой обогащения музыкальной культуры школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация образовательного пространства по формированию духовно-нравственных ценностей школьников

Мы убеждены, что духовно-нравственное воспитание нельзя сводить от мероприятия к мероприятию. Оно должно быть систематическим, непрерывным и вестись в единстве урочной и внеурочной деятельности, что о...

Презентация опыта "Организация образовательного пространства по формированию духовно-нравственных ценностей школьников"

Мы убеждены, что духовно-нравственное воспитание нельзя сводить от мероприятия к мероприятию. Оно должно быть систематическим, непрерывным и вестись в единстве урочной и внеурочной деятельности, что о...

Методика диагностики личностного роста школьников ( Степанов)

Данная методика позволяет отследить личностный рост школьников....

Доклад "Использование ЦОРов в образовательном пространстве" (от презентации - к веб-квесту)

О том, что компьютер способен оказать огромную, буквально неоценимую поддержку учителю и учащимся – и при подготовке к уроку, и на самом уроке, и при выполнении различных творческих работ, и в р...

Мониторинг «Личностный рост школьника»

Мониторинг  «Личностный рост школьника»...