Организация коррекционной работы МБОУ «Ольховская СШ»
учебно-методический материал ( класс) по теме

Сивкова Анна Юрьевна

Организация  коррекционной работы в МБОУ «Ольховская СШ» направлена на создание системы комплексной помощи детям с ОВЗ (дети с задержкой психического развития, дети с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения, умственно отсталым детям) в освоении основной образовательной программы начального и основного общего образования, специальных (коррекционных) образовательных программ VII и  VIII вида, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию. 

Сегодня в десяти классах интегрированного обучения обучаются 15 учеников. Один ребенок-инвалид обучается на дому.

Один из разделов плана коррекционной работы - План заседаний ПМПк МБОУ «Ольховская СШ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_pmpk_2015-16.doc118 КБ

Предварительный просмотр:

Организация коррекционной работы

МБОУ «Ольховская СШ» на 2015-2016 учебный год

Организация  коррекционной работы в МБОУ «Ольховская СШ» направлена на создание системы комплексной помощи детям с ОВЗ (дети с задержкой психического развития, дети с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения, умственно отсталым детям) в освоении основной образовательной программы начального и основного общего образования, специальных (коррекционных) образовательных программ VII и  VIII вида, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию. 

Сегодня в десяти классах интегрированного обучения обучаются 15 учеников. Один ребенок-инвалид обучается на дому.

Цель:

обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с отклонениями в развитии в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья обучающихся.

Задачи:

  • организация и проведение комплексного изучения личности «особого» ребенка с использованием диагностических методик психологического, педагогического, клинического обследования;
  • выявление уровня и особенностей развития     познавательной деятельности, памяти, внимания, работоспособности, эмоционально-личностной зрелости, уровня развития речи учащихся;
  • выявление резервных возможностей ребенка, разработка рекомендаций учителям и другим специалистам для обеспечения индивидуального подхода в процессе обучения и воспитания;
  • выбор дифференцированных педагогических условий, необходимых для коррекции недостатков развития и для организации коррекционно-развивающего процесса;
  • выбор оптимальных для развития ребёнка образовательных программ,  соответствующих его готовности к обучению в зависимости от состояния его здоровья, индивидуальных особенностей его развития, адаптивности к ближайшему окружению;
  • выработка коллективных обоснованных рекомендаций по основным направлениям коррекционно-развивающей работы;
  • обеспечение коррекционной направленности образовательного процесса;
  • консультативная помощь семье в вопросах коррекционно-развивающего воспитания и обучения;
  • социальная защита ребенка в случаях неблагоприятных условий жизни;
  • профилактика физических, интеллектуальных и психологических перегрузок, эмоциональных срывов, организация лечебно-оздоровительных мероприятий по охране и укреплению соматического и психоневрологического здоровья детей.



Наименование мероприятий


Срок исполнения


Ответственный исполнитель

Примечание


I.
Диагностическое направление

1.1.

Консультативно-методическая помощь родителям, учителям начальных классов по определению готовности детей к школе.

Апрель-сентябрь

по обращениям

Специалисты ПМПк

Обращение фиксируется в журнале обращений.

1.2.

Диагностика адаптации детей в 1 и 5-х классах.

Сентябрь-октябрь,

февраль- март


Учителя, педагог-психолог

Диагностика проходит в два этапа

1.3.

Логопедическая диагностика.

Сентябрь

по обращениям

Логопед

Обращение фиксируется в журнале обращений.

1.4.

Проведение комплексной диагностики: социальной, педагогической, медицинской, физического развития, психологической, логопедической.

Октябрь-декабрь

по обращениям, с согласия законных представителей ребенка

Специалисты ПМПк

Согласие законных представителей оформляется письменно (договор между руководителем школы и родителями ребенка)

1.5.

Выявление детей, испытывающих трудности в освоении общеобразовательных программ.

Октябрь-декабрь

по обращениям

Учителя, педагог-психолог,

логопед

Обращение фиксируется в журнале обращений.

1.6.

Разработка индивидуальных программ коррекции и развития.

По результатам диагностики

Специалисты ПМПк

На основании рекомендация специалистов ТПМПк

г. Дубовка

1.7.

Проведение углублённого медицинского осмотра


По графику


Медицинские работники

1.8

Комплексная диагностика детей-сирот и опекаемых детей.


Октябрь


Социальный педагог

1.9

Санитарно-гигиеническая оценка режима работы школы, расписания занятий, школьных кабинетов.


Сентябрь-октябрь


Администрация, медицинский работник

1.8.

Диагностические мероприятия по заявкам педагогов и родителей.


По обращениям

Специалисты ПМПк

Обращение фиксируется в 

журнале обращений.


II. Коррекционно-развивающее направление

2.1.

Дифференциация основной учебной программы по типам сложности в соответствии с индивидуальными образовательными потребностями детей. 


В течение года


Учителя-предметники

2.2.

Реализация форм работы по индивидуальной программе, возможно, с использованием надомной и (или) дистанционной формы обучения.

В течение года


Учителя

2.3.

Разработка и реализация программы воспитательной работы с классом и детьми c ОВЗ.

В течение года

Классный руководитель, социальный педагог

2.4.

Психологическое сопровождение детей с ОВЗ (коррекционно-развивающие занятия).

сентябрь-май

Педагог-психолог

По рекомендациям ТПМПК, ИПРа

по программам коррекции (VII-VIII вид)

2.5.

Логопедическая коррекция (консультации)

По обращениям

Логопед.

Обращение фиксируется в 

журнале обращений.

2.6.

Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс, организация и проведение мероприятий, направленных на сохранение, профилактику здоровья и формирование навыков здорового и безопасного образа жизни.


В течение года

Медицинский работник, учитель физкультуры, классный руководитель.

2.7.

Коррекция учебных программ по физвоспитанию в соответствии с группами здоровья учащихся.

Сентябрь

.Учителя физкультуры

2.8.

Контроль за соблюдением санитарно-гигиенических правил и норм при составлении режима работы школы, расписания уроков, влажной уборке классных комнат, рекреаций, холлов, проветривании учебных кабинетов, оформлении учебных кабинетов, контроль за освещённостью парт, качеством питания. 


Постоянно


Медицинский работник

2.9.

Контроль за диспансеризацией хронически больных учеников

Постоянно

Медицинский работник

2.10.

Подготовка и проведение заседаний ПМПк.

Сентябрь, октябрь, декабрь

апрель

Председатель ПМПк

2.11

Организация внеурочной занятости обучающихся с ОВЗ , работа кружков коррекционно-развивающего направления («Нитяная геометрия», «Почемучки», «Радуга», «Лоскутное шитье», «Маленькие хозяюшки»

Постоянно

Учителя школы


III. Консультативное направление

3.1.

Консультирование педагогов школы и ОУ Ольховского муниципального района, обучающихся и родителей по вопросам обучения детей

Постоянно

Специалисты ПМПк

Проведение консультаций фиксируется в журнале консультаций специалиста


I
V. Информационно-просветительское направление

4.1

Информирование общественности, родителей по вопросам обучения детей, в т.ч. на родительских собраниях

Постоянно

Специалисты ПМПк

4.2

Проведение родительских собраний для родителей детей с ОВЗ

Сентябрь

Декабрь

Май

Специалисты ПМПк

4.2

Просвещение педагогических работников по вопросам развития, обучения и воспитания детей с ОВЗ: семинары, мастер-классы, педсоветы, круглые столы, методическое обеспечение.

Организация работы районного методического объединения учителей, работающих по специальным (коррекционным) программам.

Участие  областном семинаре  МКОУ «СШ №4» г. Фролово

Представление опыта работы школы на площадке Фонда поддержки образования «Гимназический союз России»

Постоянно

Август, ноябрь,

Февраль, апрель

март

Специалисты ПМПк

Председатель ПМПк


План заседаний ПМПк МБОУ «Ольховская СШ»

Плановые заседания 4 раза в год.

Внеплановые заседания — по запросам классных руководителей, учителей, администрации.

Мероприятия

Сроки проведения

Ответственные

1.

Методический консилиум (плановый)

17.09.2015

1. Составление плана и утверждение регламента работы на 2016 – 2016 учебный год

Председатель ПМПк

2. Инструктаж по выполнению функциональных обязанностей членов школьного ПМПк.

Председатель ПМПк

3. Оформление нормативно-правовой документации, регламентирующей деятельность ПМПк в предстоящем году.

Председатель ПМПк Специалисты ПМПк

4. Результаты логопедического обследования обучающихся 1-х классов

Учителя 1-х классов,

учитель-логопед

2.

Диагностический консилиум (плановый)

22.10.2015

1. Выявление учеников с отклонениями в развитии в начальных классах.

Специалисты ПМПк

2. Составление  комплексной программы коррекционно – развивающей работы МБОУ Ольховская СОШ

Председатель ПМПк

3. Составление индивидуальных, адаптированных программ учащихся с ОВЗ.

Председатель ПМПк

4. Анализ результатов адаптации учащихся 1 и 5   классов, вновь прибывших учащихся и планирование работы по сопровождению учащихся, испытывающих трудности в обучении

Учителя 1 и 5 классов,

педагог-психолог

3.

Аналитический консилиум (плановый)

17.12.2015

1.Определение характера индивидуальных и общешкольных проблем, стратегии и тактики их решения, контроль за исполнением индивидуальных комплексных учебно-коррекционных программ и внесения в них, при необходимости, соответствующих корректив.

Председатель ПМПк Специалисты ПМПк

2. Отчёт о результатах проверки заполнения медико-педагогической документации (дневники наблюдений, карты психолога)

3. Обсуждение индивидуальных программ обучения.  

Обсуждение программ сопровождения детей – инвалидов.

Специалисты ПМПк

Учителя,

специалисты ПМПк

4. Отслеживание динамики в развитии учащихся «группы риска».

Промежуточные результаты коррекционно-развивающей работы, внесение (в случае необходимости) поправок и дополнений в индивидуальные программы развития.

Специалисты ПМПк, учителя

5. Анализ успешности обучения учащихся 2-9 классов. Составление программы сопровождения на учащихся «группы риска».  

Учителя 2-8  кл.,

специалисты ПМПк

4.

Итоговый консилиум (плановый)

21.04.2016

1. Оценка эффективности работы по индивидуальным программа обучения.

Председатель ПМПк,

специалисты ПМПк,

учителя-предметники

2. Оценка эффективности и анализ результатов ПМП сопровождения учащихся.

3. Составление плана на следующий учебный год.

4. Обсуждение результатов обследования учащихся 4 класса с целью выявления готовности к обучению в среднем звене, предупреждения проблем школьной дезадаптации

Учителя 4 кл,

педагог-психолог

5. Направление обучающихся на обследование ТПМПК (г. Дубовка)

Подготовка необходимой документации (характеристики, представления психолога, логопеда, социального педагога), работа с родителями обучающихся

Председатель ПМПк,

специалисты ПМПк,

учителя

5.

Проблемный консилиум (внеплановый)

1. Качество ведения дневников наблюдений  педагогами школы.

Педагог-психолог,

учителя

2. Приём запросов от педагогов, родителей (законных представителей)

По результатам обращений в течение года

Председатель ПМПк,

специалисты ПМПк

3. Диагностика учащихся, испытывающих трудности в обучении и нуждающихся в сопровождении специалистами ПМПк (по запросам педагогов, родителей).

В течение года

Специалисты ПМПк

4. Осуществление психолого-педагогической диагностики учащихся, выявление резервных возможностей развития.

Сентябрь-октябрь

Педагог-психолог,

учителя начальных классов

5. Обследование учащихся  зачисленных в школу.

В течение года

Специалисты ПМПк

6. Проверка заполнения психолого-медико-педагогической документации на вновь зачисленных детей (дневники наблюдения, медицинские документы)

Ноябрь, март

Председатель ПМПк

7. Разработка индивидуальных программ коррекционно-развивающей работы в рамках психолого – медико - педагогического сопровождения (по рекомендациям ТПМПК).

Октябрь

Специалисты ПМПк

8. Проведение коррекционно-развивающей работы специалистами ПМПк.

Согласно планов

Специалисты ПМПк

9. Разработка и написание характеристик на учащихся для  подтверждения инвалидности.

По мере необходимости

Специалисты ПМПк, классные руководители

10. Консультации для педагогов школы и ОУ района специалистами консилиума

В течение года

Специалисты ПМПк

11. Обследование учащихся 4 класса

«Выявление готовности к обучению в среднем звене, предупреждения проблем школьной дезадаптации»

Март

Специалисты ПМПк


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация коррекционной работы на уроках математики

Учитель: Гудкова М.И.   То, что ребенок умеет делать сегодня в сотрудничестве, он сумеет завтра сделать самостоятельно. Л.С. Выготский Преподавание математики в 7 ...

Опыт организации коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями зрения и задержкой речевого развития

Опыт организации коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями зрения и задержкой речевого развития...

организация коррекционной работы в школе

В помощь воспитателям коррекционных школ...

Принципы организации коррекционно-развивающей работы

Наблюдение за динамикой развития ребенка с ЗПР в условиях целенаправленной коррекционной работы имеет важное значение для определения путей, методов и конкретного содержания на различных этапах ...

Особенности организации коррекционной работы с детьми раннего возраста

Краткое описание работы с детьми 2,5 - 3 лет с учетом их  возрастных особенностей....

Взаимосвязь работы педагогов дошкольного образовательного учреждения при организации коррекционно-воспитательного процесса с детьми, имеющими общее недоразвитие речи

Аннотация: в данной статье раскрывается вопрос о необходимости такой организации коррекционного обучения детей, имеющих общее недоразвитие речи, которая способствовала бы преодолению всего симпт...

Краевой семинар учителей труда коррекционных образовательных учреждений для слушателей курсов ГОЛУ ДПО ПКИРО Тема «Организация коррекционно-воспитательной работы с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата».

30 октября 2013 года на базе КГКСКОУ школы-интерната VI вида города Владивостока был проведен краевой семинар учителей труда коррекционных образовательных учреждений для слушателей курсов ГОЛУ ДПО ПКИ...