Организация коррекционной работы на уроках математики
статья по алгебре по теме

 

 

Учитель: Гудкова М.И.

 

 

 

То, что ребенок умеет делать сегодня в сотрудничестве,

он сумеет завтра сделать самостоятельно.

 

Л.С. Выготский

 

Преподавание математики в 7 В классе - классе с недостаточной математической подготовкой проводится в соответствии с государственной программой и с учетом рекомендаций Министерства образования и науки РФ.

На отведенные 6 часов в неделю на математику принято считать, что выделено достаточно времени для формирования у учащихся подобных классов основных умений и навыков, отвечающих обязательным требованиям программы. Однако, третий год работы учителем математики в этом классе дает противоречивые результаты.

С сентября 2009 года я преподаю математику в этом классе — классе компенсирующего обучения. Так как ранее приходилось работать в подобных классах, то свою работу организовала по следующим областям профессиональной деятельности:

  • в области информационной деятельности - знакомство с учебно-воспитательной работой в классах КО общеобразовательных школах; изучение особенностей детского коллектива и отдельных учащихся вновь принятого класса; изучение основных форм работы с родителями; собеседование с учителями-предметиками и классным руководителем этого класса;

  • в области коррекционно-педагогической деятельности - выбор и обоснование образовательной программы, учебно-методического обеспечения; построение и корректировка индивидуальной коррекционной работы на основе диагностики, наблюдения, тестирования способностей каждого ученика класса;

  • в области диагностической деятельности - сбор, анализ и систематизация информации в сфере сформированности ЗУН каждого учащегося;

  • в области культурно-просветительской деятельности - формирование общей культуры школьников и организация их культурного пространства во время перемен.

 

Для начала заново ознакомилась с принципами организации коррекционно-развивающего обучения, так как коррекционно-развивающая работа является дополнительной деятельностью к основному образовательному процессу и способствует более эффективному развитию ребенка, раскрытию и реализации его способностей.

  • Динамичность восприятия учебного материала.

Предполагает использование заданий по степени нарастающей трудности. Следует подбирать задания, при выполнении которых используются действия различных анализаторов: слухового, зрительного, кинестетического.

 

  •  Принцип продуктивной обработки информации.

В учебный процесс необходимо включать задания, предполагающие самостоятельную обработку информации учениками с использованием дозированной поэтапной помощи педагога. Предварительно учитель обучает работать с информацией по образцу, алгоритму, вопросам. Ученик осуществляет перенос показанного способа обработки информации на своё индивидуальное задание.

  • Принцип развития и коррекции высших психических функций основан на включении в урок специальных упражнений по коррекции и развитию внимания, памяти, навыков чтения и устного высказывания. 

  • Принцип мотивации к учению подразумевает, что каждое учебное задание должно быть четким, т.е. ученик должен точно знать, что надо сделать для получения результата. У ученика в случае затруднения должна быть возможность воспользоваться опорой по образцу, по алгоритму (забыл - повторю - вспомню - сделаю).

 

Затем, сформулировала цель и задачи коррекционной работы.

Цель:

обеспечение нормального развития ребенка (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте).

 

 

Задачи:

  • предупреждение возникновения проблем развития ребенка;

  • помощь (содействие) ребенку в решении проблем при обучении математики.

 

 

Далее, изучив опыт работы специализировнных школ и учитывая методические рекомендации заместителей директора нашей школы, пришла к выводу, что документы по индивидуальному сопровождению обучения и коррекции развития включают следующие блоки:

  • учебный блок – он же классный журнал, отражает результаты обучения по математике;

  • методологический блок (коррекционный) - дневник коррекционной работы, определяет уровень, виды и формы оказания коррекционной помощи учащемуся, контролируюет динамику его развития.

 

В качестве основной формы учета данных о динамике личностного развития ребенка выбрала дневник коррекционной работы.

Записи в нем провожу один раз в 1-2 недели в зависимости от пройденной темы, отражая только самое существенное и важное, а именно, особенности усвоения изученной темы. Записываются конкретные результаты проявления ученика в виде таблицы:

 

ФИ ученика

Дата

Результаты изучения темы

 

 

 

 

В журнале отражается коррекционная работа с каждым учеником не только по темам 7-ого класса, но и по основным темам 5-6-х классов — таблица умножения, действия с рациональными числами. С этой четверти веду ежедневный учет выполнения домашней работы , так как ребята пока еще не настроились на учебный лад. Контроль за теоретическим материалом отдельно выделять не стала, так как процесс воспроизведения правил характеризуется неточностью, неполным объемом и нарушением порядка заученного материала ( Матроскина Д., Сапаргалиев Т.). Дети плохо справляются с воспроизведение большого текстового сообщения (Гончар А., Мещерякова И.), у Грачева А. наблюдаются заторможенность при формулировке правил, у Васюнина Н., наоборот, большая поспешность, а Умаров Хусейн читает по слогам, т.е. когда он дочитал текст задания до конца, он забыл, что надо делать.

Данная форма педагогической диагностики позволяет выявить определенные пробелы в формировании и развитии учебных умений детей и разработать коррекционные работы для их преодоления в оставшееся время этого учебного года. Результаты выполнения проверочных и контрольных работ позволяют сделать вывод о том, что большинство учащихся этого класса за первую четверть вполне удовлетворительно усвоили предусмотренные программой знания по математике. В то же время, дети допускают ошибки, связанные с особенностями их внимания, памяти.

 

Сегодня отмечается положительная динамика в развитии каждого ребенка в классе.

 

К особенностям учебно-познавательной деятельности детей этого класса относятся: низкий уровень мотивации, недостаточность организованности и целенаправленности, выраженная истощаемость, импульсивность и., как результат, большое количество ошибок. Поэтому для повышения эффективности обучения учащихся метаматематики создаю специальные условия:

1. Организую индивидуальную помощь в случаях затруднения при проведении самостоятельной работы - дети могут подойти с возникшим вопросом для получения консультации (подсказки) или заглянуть в учебник при формулировке правила.

2. Планирую дополнительные многократные упражнения для закрепления изученного материала.

3. Использую вариативные приемы обучения:

  • Альтернативный выбор (из предложенных вариантов выбрать правильный).

  • Речевой образец.

  • Тетрадь для правил.

  • Демонстрация действий.

  • Вариативные вопросы (подсказывающие, наводящие, уточняющие и проблемные)

  • Составление задания по аналогии.

  • Чередование легких и трудных упражнений (вопросов).

  • Задай вопрос однокласснику.

  • Продолжи фразу.

  • Создание проблемных ситуаций.

  • Самостоятельная работа парами с взаимопроверкой и обсуждением выполнения задания.

  • Обращение к товарищу за помощью.

  • Работа с учебником, тетрадью на время.

  • Сравнение (чем похожи и чем отличаются).

  • Найди ошибку.

  • Введение физминуток, минуток отдыха через 15-20 минут урока.

  • Создание ситуации успеха на занятии.

  • Благоприятный психологический климат на уроке. Опора на эмоциональное восприятие.

  • Оптимальная смена видов и форм заданий.

  • Значительная детализация учебного материала и пошаговая тактика обучения по теме. Изучаемый учебный материал объясняю небольшими пор­циями, усложняя его постепенно.

  • Синхронизация темпа урока, выполнения задания с возможно­стями ученика.

  • Оптимальное распределение времени на проведение каждого этапа урока.

  • Точность и краткость инструк­ции по выполнению задания.

 

В перспективе - ведение тетради с карточками инструкциями и образцами решения заданий.

 

Не обходится в работе с такими классами и без трудностей. Основная - сотрудничество с родителями. К сожалению, для большинства родителей характерна низкая заинтересованность в делах и успехах своих детей. Большинство родителей не тревожатся за детей, пренебрегают их интересами, не умеют оказать помощь, все надежды возлагают только на учителей, перекладывая на них свои обязанности по воспитанию и обучению и снимая всякую ответственность с себя.

 

И последнеее. При изучения опыта работы учителей математики в классах ККО познакомилась с картой трудностей при переходе на вторую ступень обучения, состоящую из двух частей с подробным описанием ЗУН ученика.

Трудности в изучении математики

неспособность записать число (величину) и дать его (ее)

характеристику

проблемы пространственной ориентировки, неразличение, неправильное называние геометрических фигур, форм окружающего;

смешение математических понятий (периметр и площадь, частное и разность и т.п.);

неспособность установить зависимость между величинами (часть-целое; скорость-время-длина пути при равномерном прямолинейном движении; цена-количес тво стоимость и др.), решить текстовую задачу в 1-2 действия;

неумение пользоваться математической терминологией;

неумение применить алгоритм (способ, прием) выполнения арифметического действия;

неумение использовать свойства арифметических действий при выполнении вычислений;

неспособность установить порядок дейс твий в числовом выражении и найти его значение с использованием изученных алгоритмов;

проблемы в понимании математических отношений (больше/меньше, выше/ниже, дороже/дешевле; «больше/меньше на…», «больше/меньше в …»,

«на сколько (во сколько раз) больше/меньше» и др.).

Общая характеристика общеучебных трудностей обучения

неумение включиться в учебную работу; неспособность самостоятельно начать выполнение задания;

неготовность выполнять задание без пошаговой инструкции и помощи;

непонимание, неумение выполнить многокомпонентное задание (состоящее из нескольких простых);

недостаточная осознаннос ть в усвоении и применении алгоритмов (правил);

неумение пользоваться полученными знаниями-умениями при решении стандартных учебных и практических задач;

неспособность учесть все условия и этапы решения задания в ходе его выполнения (неполное выполнение задания);

смешение (подмена) алгоритмов, понятий; нарушение последовательности шагов алгоритма при его выполнении;

подмена задания (логически и алгоритмически более простым);

неспособность контролировать ход (процесс) и результат выполнения задания;

неумение понять и объяснить причину своей ошибки, исправить ее;

неумение применить знания в нестандартной ситуации;

неумение решить учебную задачу с использованием «другого» приема (способа), сравнить решения по степени рациональности.