Адаптированная образовательная программа интеллектуального клуба
рабочая программа (10 класс) на тему

. Актуальность, педагогическая целесообразность  и отличительные особенности программы

В последнее время меняется отношение к игре, приходит понимание того, что игра имеет обучающие и развивающие значение, выступает как средство психологической подготовки к реальным жизненным ситуациям.

Игра – это процесс моделирования, когда объединяются вместе такие понятия, как общение и познание,  необходимые человеку для его развития. Играя, ребенок овладевает важными социальными навыками. Роли и правила «детского общества» или «подросткового общества» позволяют узнать о правилах, принятых в обществе взрослых. Интеллектуально-познавательные игры на сегодняшний день одна из самых популярных форм работы с детьми.

Интеллект – общая познавательная способность, определяющая готовность человека к усвоению и использованию знаний и опыта, а также к разумному поведению в проблемных ситуациях.

Современное образование  имеет  целью не только подготовку личности к участию в жизни общества, но и подготовку личности к активному воздействию на это общество с целью его совершенствования, что предъявляет  повышенные требования не только к знаниям, но и к личностным качествам  самой личности.  Интеллект, лишённый мудрости, любви, сострадания, приводит к глобальным кризисам, нарушению здоровья целых поколений.

Интеллектуальные и творческие игры являются в нашей стране одним  из любимейших форм организации досуга в нашей стране. Получив благодаря телевидению миллионы поклонников всех возрастов, они широко вошли в практику работы, школ, библиотек, учреждений культуры, клубов по работе с молодежью. Можно сказать, что нет такого общественного объединения, которое на том или ином этапе своей работы не применяло интеллектуальные и творческие игры как средство развития и обеспечения досуга своих членов. Международные и региональные фестивали интеллектуальных игр, проводимые под эгидой Международной ассоциации клубов «Что? Где? Когда?» неизменно собирают значительное число заинтересованных участников и зрителей. Во многих регионах нашей страны клубы интеллектуальных игр как некоммерческие организации проводят значительную работу среди молодежи, осуществляя не только собственно игровые проекты, но и удовлетворяя другие многообразные запросы молодых людей.

Интеллектуальная игра – индивидуальное или (чаще) коллективное выполнение заданий, требующих применения продуктивного мышления в условиях ограниченного времени и соревнования.

Интеллектуальные игры объединяют в себе черты как игровой, так и учебной деятельности – они развивают теоретическое мышление, требуя формулирования понятий, выполнения основных мыслительных операций (классификации, анализа, синтеза и т.п.).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_klyba_1.doc140.5 КБ

Предварительный просмотр:

АДАПТИРОВАННАЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

РАЙОННОГО

КЛУБА  ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ИГР

«АФИНА»

для учащихся: 14-16 лет

 срок реализации  программы: 2 года

Содержание

I. Пояснительная записка        3

1. Актуальность, педагогическая целесообразность  и отличительные особенности программы        

2. Цели и задачи программы        

3. Организационно-педагогические основы обучения        

3.1. Формы  и методы обучения        

3.2 Возрастные особенности учащихся        5

3.3 Режим занятий        8

3.4 Прогнозируемые результаты и формы контроля………………………..8

II. Учебно-тематический план и содержание программы        9

III. Условия реализации программы        

    3.1. Методическое обеспечение:        12

    3.2. Материально-техническое обеспечение        12

   3.3 Кадровое обеспечение……………………………………………………..12

IV. Список литературы        13

Приложение. Рекомендации по проведению интеллектуальных игр…….............................14

  1. Пояснительная записка

1. Актуальность, педагогическая целесообразность  и отличительные особенности программы

В последнее время меняется отношение к игре, приходит понимание того, что игра имеет обучающие и развивающие значение, выступает как средство психологической подготовки к реальным жизненным ситуациям.

Игра – это процесс моделирования, когда объединяются вместе такие понятия, как общение и познание,  необходимые человеку для его развития. Играя, ребенок овладевает важными социальными навыками. Роли и правила «детского общества» или «подросткового общества» позволяют узнать о правилах, принятых в обществе взрослых. Интеллектуально-познавательные игры на сегодняшний день одна из самых популярных форм работы с детьми.

Интеллект – общая познавательная способность, определяющая готовность человека к усвоению и использованию знаний и опыта, а также к разумному поведению в проблемных ситуациях.

Современное образование  имеет  целью не только подготовку личности к участию в жизни общества, но и подготовку личности к активному воздействию на это общество с целью его совершенствования, что предъявляет  повышенные требования не только к знаниям, но и к личностным качествам  самой личности.  Интеллект, лишённый мудрости, любви, сострадания, приводит к глобальным кризисам, нарушению здоровья целых поколений.

Интеллектуальные и творческие игры являются в нашей стране одним  из любимейших форм организации досуга в нашей стране. Получив благодаря телевидению миллионы поклонников всех возрастов, они широко вошли в практику работы, школ, библиотек, учреждений культуры, клубов по работе с молодежью. Можно сказать, что нет такого общественного объединения, которое на том или ином этапе своей работы не применяло интеллектуальные и творческие игры как средство развития и обеспечения досуга своих членов. Международные и региональные фестивали интеллектуальных игр, проводимые под эгидой Международной ассоциации клубов «Что? Где? Когда?» неизменно собирают значительное число заинтересованных участников и зрителей. Во многих регионах нашей страны клубы интеллектуальных игр как некоммерческие организации проводят значительную работу среди молодежи, осуществляя не только собственно игровые проекты, но и удовлетворяя другие многообразные запросы молодых людей.

Интеллектуальная игра – индивидуальное или (чаще) коллективное выполнение заданий, требующих применения продуктивного мышления в условиях ограниченного времени и соревнования.

Интеллектуальные игры объединяют в себе черты как игровой, так и учебной деятельности – они развивают теоретическое мышление, требуя формулирования понятий, выполнения основных мыслительных операций (классификации, анализа, синтеза и т.п.).

С другой стороны, сама по себе эта деятельность является не целью, а средством достижения игрового результата (победы в соревновании), причем и этот результат быстро теряет ценность сам по себе и цель смещается с результата непосредственно на процесс поиска и принятия решения.

 Игра даёт радость взаимного узнавания. И дети, и педагоги учатся понимать и принимать друг друга и гимназия  начинает жить,  общими интересами. Система интеллектуальных игр создаёт условия для формирования гуманистической атмосферы в гимназии. Положительный эмоционально-психологический климат учреждения является одним из важнейших факторов её эффективного развития.

Система интеллектуальных игр (именно система!) выступает как инструмент целенаправленного формирования ценностей  подростково-молодёжной субкультуры, стимулирующей развитие личности,  которая  создает условия для формирования детско-взрослого сообщества и для взаимосодействия   различных социальных институтов, призванных обеспечить социализацию  подрастающего поколения.

2. Цели и задачи программы

Цель программы:  Создание условий  способствующих  росту интеллектуального уровня детей и подростков и формирование у  них  творческой  активности, инициативности и позитивного отношения к жизни.

Задачи:

1        Обучающие:

-познакомить детей с современными интеллектуальными играми;

- обучить основам проведения интеллектуальных игр;

- обучить взаимодействовать в команде;

- закрепить межкурсовые и межпредметные связи

2        Развивающие:

- развивать логическое мышление;

- развивать скорость мышления и быстроту реакции;

-формировать творческую личность, способную к яркому самовыражению;

-развивать коммуникативные и творческие способности: речь, воображение, внимание, память;

- развивать эмоциональную сферу детей.

3        .Воспитывающие:

-  формировать  личность, способную к творчеству;

- формировать музыкальный вкус;

- формировать нравственные взгляды, чувство коллективизма.

3. Организационно-педагогические основы обучения

3.1. Формы  и методы обучения

. Формы обучения:

- теоретические занятия;

- интеллектуальные игры;

- письменные творческие работы;

- индивидуальные консультации.

Методы обучения:

- словесные (лекции, консультации и проч.);

- наглядные (работа с литературой);

- практические (организация и проведение разнообразных интеллектуальных игр).

3.2 Возрастные особенности учащихся

В ранней юности учение продолжает оставаться одним из главных видов деятельности старшеклассников. В связи с тем, что в старших классах расширяется круг знаний, что эти знания ученики применяют при объяснении многих фактов действительности, они более осознанно начинают относиться к учению. В этом возрасте встречаются два типа учащихся: для одних характерно наличие равномерно распределенных интересов, другие отличаются ярко выраженным интересом к одной науке. Во второй группе проявляется некоторая односторонность, но это не случайно и типично для многих учеников. Основы законодательства о народном образовании закрепили награждение оканчивающих среднюю школу похвальной грамотой «За особые успехи в изучении отдельных предметов».

Различие в отношении к учению определяется характером мотивов. На первое место выдвигаются мотивы, связанные с жизненными планами учащихся, их намерениями в будущем, мировоззрением и самоопределением. По своему строению мотивы старших школьников характеризуются наличием ведущих, ценных для личности побуждений.

Старшеклассники указывают на такие мотивы, как близость окончания школы и выбор жизненного пути, дальнейшее продолжение образования или работа по избранной профессии, потребность проявить свои способности в связи с развитием интеллектуальных сил. Все чаще старший школьник начинает руководствоваться сознательно поставленной целью, появляется стремление углубить знания в определенной области, возникает стремление к самообразованию. Учащиеся начинают систематически работать с дополнительной литературой, посещать лекции, работать в школах юных математиков, юных химиков и т. п.

Старший школьный возраст — это период завершения полового созревания и вместе с тем начальная стадия физической зрелости. Для старшеклассника типична готовность к физическим и умственным нагрузкам. Физическое развитие благоприятствует формированию навыков и умений в труде и спорте, открывает широкие возможности для выбора профессии.

Например, осознание своей физической силы, здоровья и привлекательности влияет на формирование у юношей и девушек высокой самооценки, уверенности в себе, жизнерадостности и т. д., наоборот, осознание своей физической слабости вызывает порой у них замкнутость, неверие в свои силы, пессимизм.

Старший школьник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Это создает новую социальную ситуацию развития. Задача самоопределения, выбора своего жизненного пути встает перед старшим школьником как задача первостепенной важности. Школьники старших классов обращены в будущее. Это новая социальная позиция изменяет для них и значимость учения, его задач и содержания. Старшие школьники оценивают учебный процесс с точки зрения того, что он дает для их будущего. Они начинают иначе, чем подростки, смотреть на школу. Если подростки смотрят в будущее с позиции настоящего, то старшие школьники на настоящее смотрят с позиции будущего.

В старшем школьном возрасте устанавливается довольно прочная связь между профессиональными и учебными интересами. У подростка учебные интересы определяют выбор профессии, у старших же школьников наблюдается обратное: выбор профессии способствует формированию учебных интересов, изменению отношения к учебной деятельности. В связи с необходимостью самоопределения у школьников возникает потребность разобраться в окружающем и в самом себе, найти смысл происходящего. В старших классах учащиеся переходят к усвоению теоретических, методологических основ, различных учебных дисциплин.

Характерным для учебного процесса является систематизация знаний по различным предметам, установление межпредметных связей. Все. это создает почву для овладения общими законами природы и общественной жизни, что приводит к формированию научного мировоззрения. Старший школьник в своей учебной работе уверенно пользуется различными мыслительными операциями, рассуждает логически, запоминает осмысленно. В то же время познавательная деятельность старшеклассников имеет свои особенности. Если подросток хочет знать, что собой представляет то или иное явление, то старший школьник стремится разобраться в разных точках зрения на этот вопрос, составить мнение, установить истину. Старшим школьникам становится скучно, если нет задач для ума. Они любят исследовать и экспериментировать, творить и создавать новое, оригинальное.

Старших школьников интересуют не только вопросы теории, но самый ход анализа, способы доказательства. Им нравится, когда преподаватель заставляет выбирать решение между разными точками зрения, требует обоснования тех или иных утверждений; они с готовностью, даже с радостью вступают в спор и упорно защищают свою позицию.

Наиболее частое и излюбленное содержание споров и задушевных бесед старшеклассников — это этические, нравственные проблемы. Их интересуют не какие-либо конкретные случаи, они хотят знать их принципиальную сущность. Искания старших школьников проникнуты порывами чувства, их мышление носит страстный характер.

Старшеклассники в значительной мере преодолевают свойственную подросткам непроизвольность, импульсивность в проявлении чувств.

Закрепляется устойчивое эмоциональное отношение к разным сторонам жизни, к товарищам и к взрослым людям, появляются любимые книги, писатели, композиторы, любимые мелодии, картины, виды спорта и т. д. и вместе с этим антипатия к некоторым людям, нелюбовь к определенному виду занятий и т. д.

В старшем школьном возрасте происходят изменения в чувствах дружбы, товарищества и любви. Характерной особенностью дружбы старшеклассников является не только общность интересов, но и единство взглядов, убеждений. Дружба носит интимный характер: хороший друг становится незаменимым человеком, друзья делятся самыми сокровенными мыслями. Еще более, чем в подростковом возрасте, предъявляются высокие требования к другу: друг должен быть искренним, верным, преданным, всегда приходить на помощь.

Усиливается общественная направленность школьника, желание принести пользу обществу, другим людям. Огромное влияние на развитие старшего школьника оказывает коллектив сверстников,

Требовательность к окружающим людям и строгая самооценка свидетельствуют о высоком уровне самосознания старшего школьника, а это, в свою очередь, приводит старшего школьника к самовоспитанию. В отличие от подростков у старшеклассников отчетливо проявляется новая особенность — самокритичность, которая помогает им более строго и объективно контролировать свое поведение. Юноши и девушки стремятся глубоко разобраться в своем характере, в чувствах, действиях и поступках, правильно оценить свои особенности и выработать в себе лучшие качества личности, наиболее важные и ценные с общественной точки зрения.
Несмотря на то, что старшеклассники более ответственно и планомерно занимаются самовоспитанием воли и характера, они все же нуждаются в помощи со стороны взрослых, и в первую очередь учителей, классных руководителей. Учитывая индивидуальные особенности, педагог должен вовремя подсказать обучающимся, на что ему следует обратить внимание при самовоспитании, как организовать упражнения по самовоспитанию воли и характера, познакомить с приемами стимуляции волевых усилий (самовнушение, самообязательство, самоконтроль и др.).

Ранняя юность — это время дальнейшего укрепления воли, развития таких черт волевой активности, как целеустремленность, настойчивость, инициативность. В этом возрасте укрепляется выдержка и самообладание, усиливается контроль за движением и жестами, в силу чего старшеклассники и внешне становятся более подтянутыми, чем подростки.

3.3 График проведения игр

Районные Игры проводятся раз в месяц.

3.4  Прогнозируемые результаты и формы контроля

В конце первого года  учащиеся

Должны знать:

- знать основы  работы с вопросами, с литературой;

- знать  правила  интеллектуальных игр

Должны уметь:

- сформулировать вопросы разной степени сложности и логичности, чтобы
они соответствовали возрасту учащихся;

- отразить в содержании вопросов информацию из разных курсов, предметов, а не только исторические факты;

- самостоятельно сформировать команду в соответствии со следующим принципом: в команду должны войти ребята, интересующиеся разными предметами, чтобы эффективно отвечать на вопросы из разных областей знаний; разработать систему, при которой в игре участвовали не только команды, но и зрители.

В конце второго года  учащиеся

Должны знать:

- правила нетрадиционных интеллектуальных игр;

- правила составления вопросов для разного возраста учащихся;

- основы взаимодействия в команде

Должны уметь:

- играть в команде;

- организовывать и проводить интеллектуальные игры на уровне гимназии и команд учащихся города.

II. Учебно-тематический план и содержание программы

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1 года обучения

Тематика занятий

Количество учебных часов

Теория

Практика

Всего

Вводное занятие

2

2

Вопрос — основа игры. Требования к вопросам

8

4

12

Алгоритм поиска ответов. Основные приемы

4

4

8

Эрудиция — ключ к успеху. Принципы интеллектуальной разминки

4

4

8

Как работать с книгой

4

2

6

Игра «Эрудит-Лото»

4

2

6

Нетрадиционные формы интеллектуальных игр

6

6

12

Принципы игры в команде

4

4

8

Распределение командных ролей

4

4

8

Отработка игры в тройках

4

8

12

Отработка игры в шестерках.

4

8

12

Как организовать игры «ЧГК»

2

2

4

Основные особенности «Брэйн-ринга»

4

6

10

Игровые занятия.

16

16

ВСЕГО:

102

СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  1 года обучения

1. Вводное занятие

 История и принципы игры «ЧГК». Правила игры. Игра «ЧГК» в  городе.

2. Вопрос — основа игры

Требования к вопросам: интересная информация, лаконичная формулировка, логический путь к ответу, однозначность ответа, четкий источник информации. Как работать над вопросом. Вопросы на конкретные знания как исключение. Умение находить необычное в обычном.

3. Алгоритм поиска ответов

Ключевое слово в вопросе. Как строить логическую цепочку. Наиболее часто встречающиеся приемы зашифровки информации. Умение мыслить нестандартно.

4. Эрудиция — ключ к успеху

Необходимость пополнения знаний. Принципы интеллектуальной разминки — игры в «21». Как составлять вопросы для разминки. Принцип разносторонности знаний.

5. Как работать с книгой

 Основные приемы работы с книгой. Специфические приемы для составления вопросов.

6. Игра «Эрудит-лото»

 Игра «Эрудит-лото» как одна из интеллектуальных игр. Основные принципы «Эрудит-лото». Как интересно составить вопросы для «Эрудит-лото».

7. Формы нетрадиционных логических игр

1) «Откажись или удвой»; 20 «Реалии»; 3) «Веришь — не веришь»; 4) «Надуваловка»; 5) «Травести»; 6) перевертыши, шароиды, кубраечки и т.д.

8. Принципы игры в команде

Команда — единый механизм. Непрерывность обсуждения. Как слушать друг друга. Необходимость высказывания всех мыслей, пришедших за игровым столом. Чего не нужно делать при обсуждении. Как выстроить логическую цепочку командой.

9. Распределение командных ролей

 Функции капитана, генератора идей, критика. «Том прямого доступа». Другие возможные роли.

10. Отработка игры в тройках

 Подбор троек и отработка взаимодействия в них. Почему тройка — еще не команда.

11. Отработка игры в шестерках

Формирование команд. Отработка взаимодействия в командах. Выработка делового психологического климата в команде.

Примечание: тройки — промежуточный этап для притирания игроков друг к другу. Если конкретная ситуация позволяет создание команды сразу, то без этого промежуточного этапа можно обойтись, используя часы темы №10 для темы №11 или игровых занятий.

12. Как организовать «ЧГК»

Три основные формы игры в «ЧГК». Игры со зрительным залом. Как интересно скомпоновать программу.

13. Основные особенности «Брейн-ринга»

Отличие «Брейн-ринга» от «ЧГК». Требования к вопросам на «Брейн-ринг». Особенности обсуждения при игре в «Брейн-ринг». Изменение функций капитана. Отработка взаимодействия для «Брейн-ринга».

14. Игровые занятия

Примерный план игрового занятия:

интеллектуальная разминка (игра в «21») — 15-20 минут (или «Эрудит-лото», «Надуваловка», «Реалии»);

игра в «ЧГК» — 40-45 минут;

игра в «Брейн-ринг» — 30 минут.

Возможно включение других представленных в программе игр. Время на каждую игру может варьироваться в связи с конкретной ситуацией (например, подготовка к конкретному турниру). Вопросы и другие игровые материалы готовятся, в основном, учащимися.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2 года обучения

Тематика занятий

Количество учебных часов

Теория

Практика

Всего

Вводное занятие

2

2

Отработка игры  в шестерках

28

28

Организация игр «ЧГК».

20

20

Разбор проведенных игр

6

6

12

Разбор работы ведущих команд «ЧГК» (по телепрограммам и видеозаписям).

12

10

22

Обсуждение и доработка вопросов в фонд клуба

18

18

36

Отработка и проведение нетрадиционных интеллектуальных игр

12

24

36

Игровые занятия

48

48

ВСЕГО:

204

СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2 года обучения

  1. Вводное занятие

Цели и задачи предмета. План работы на год. Требования к занятиям. Техника безопасности.

  1. Отработка игры в шестерках

Отработка ролевых функций в команде. Устранение недостатков при обсуждении. Выработка условий сигнализации и других форм взаимодействия для «Брейн-ринга». Создание постоянно благоприятного психологического климата.

  1. Организация игр «ЧГК»

Подготовка и проведение игр «ЧГК» в гимназии. Подготовка и проведение кубка гимназии среди образовательных учреждений города. Участие в региональных, всероссийских и международных фестивалях и турнирах.

  1. Разбор проведенных игр

Оценка игры команд. Персональный разбор.

Закрепление положительного опыта и устранение недостатков.

  1. Разбор работы ведущих команд «ЧГК»

Как распределяются функции в команде. Выстраивание логической цепочки. Основные приемы обсуждения. Что можно почерпнуть для своей команды.

  1. Обсуждение и доработка вопросов в фонд клуба

Обсуждение и доработка принесенных учащимися вопросов с точки зрения требований к вопросу. Подготовка вопросов к публичным играм. Подготовка вопросов для турниров в других городах и телепрограмм.

  1. Отработка и проведение нетрадиционных интеллектуальных игр

Практическое применение знаний, полученных в первый год обучения. Проведение игр в клубе. Подготовка материала для проведения игр за пределами клуба.

8. Игровые занятия строятся по тому же принципу, что и в первый  год обучения

С учетом увеличения времени занятия до 3 академических часов увеличивается время на игры, а также возможность варьировать игры и их количество.

Брейн-ринг. Игра, состоящая в том, что вопрос задается для двух команд одновременно, но право ответа получает команда, первой нажавшая на кнопку, после сигнала время. Если нажали до сигнала — фальстарт, ответ не принимается. Команда, ответившая правильно, получает игровое очко. Вторая команда на данном вопросе уже ничего не получает. Если команда, отвечающая первой, ошиблась, то у соперника остается 20 секунд. То есть, после фальстарта или неправильного ответа противника команде дается 20 секунд на размышления и ответ, вне зависимости от того, какая часть игровой минуты уже прошла.

Если обе команды не дали правильного ответа, возможна даже нулевая ничья. Регламент оговаривает, сколько вопросов отводится на каждый бой.

III.Условия реализации программы

Учебно-методическое обеспечение

        Для качественной подготовки к занятиям, педагогу необходимо  методические рекомендации и пособия по журналистике и тележурналистики.

Материально-техническое оснащение

  • оборудованное помещение для занятий (учебный класс);
  • микрофоны, звукоустановка (музыкальный центр, диски, аудиокассеты для записи музыкальных фонограмм);
  • компьютер с соответствующими программами;
  • игровое поле и волчок;
  • оборудование для брейн-ринга.

Кадровое обеспечение

  • квалифицированный педагог с профессиональным образованием.

IV. Список литературы

  1. Алексеев В. А. Расширяем кругозор детей. – Ярославль: Академия развития, 2003.
  2. Алексеев Е., Белкин В., Курмашева Н., Поташев М., Тюрикова И. Что? Где? Когда? Ваш путь к успеху. – М.: Рольф, 2000.
  3. Анашина  Н. Ю. Энциклопедия интеллектуальных игр. – М.: Академия Развития, 2006.
  4. Левин Б.Е.  Что? Где? Когда? для чайников.– Днепропетровск: Сталкер, 1999.
  5. Лернер М. Минута на размышление, или Загадки телеигры «Что? Где? Когда?» – М.: Искусство, 1992.
  6. Развитие личности молодого человека средствами интеллектуальных и творческих игр/Редактор  Жарков Г.В. – Владимир, 2000.
  7. Проверьте свои знания. Энциклопедия в 10-ти томах. – Днепропетровск: Сталкер, 1996.

Cайты

www.tvigra.ru  - официальный сайт телекомпании «Игра». Содержит наиболее полные сведения о жизни телевизионного клуба, имеется чат. К сожалению, функционирует не регулярно.

http://www.vi.ru/ -  возможность поиграть в «Свою игру», «Устами младенца» и «Сто к одному».

www.chgk.msk.ru – официальный сайт Московского клуба знатоков. Информация о турнирах, игроках, вопросы и многое другое.

http://kulichki-win.rambler.ru/znatoki/klub/znat.html - «Знатоки на Куличках» - самый большой банк вопросов в Интернете. Информационные сообщения отличаются крайней степенью субъективности.

http://chat.ru/~inti - сайт игроков города Долгопрудный. Самый веселый игровой сайт в русском Интернете.

http://www2.isg.co.il/pkrs/CHGK/ - Интеллектуальные игры в Израиле

http://www.users.kharkiv.com/ot-vinta/ - Центр интеллектуального творчества.

Приложение

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ИГР

Краткая характеристика интеллектуальных игр

«Что? Где? Когда?»

Вопросы для игры формулируются таким образом, чтобы ответ можно было вывести логически из исходной информации. В команде играет 6 человек. На размышление дается 1 минута. По истечении 50 секунд времени, даётся команда 10 секунд для формулировки и фиксации ответа. В игре может одновременно принимать участие ограниченное объёмом помещения количество команд.

«Брейн-ринг»

Вопросы для игры формулируются таким образом, чтобы ответ можно было вывести логически из исходной информации (как правило, вопросы легче чем на «Что? Где? Когда?»). В игре принимают участие 2 команды по 6 человек. Для определения права первого ответа используется электронная система. На размышление дается 1 минута. Если ответ готов команда нажимает на кнопку. В случае неверного ответа команде противника даётся 20 секунд. Если обе команды дали неверные ответы, то следующий вопрос оценивается в два балла. Игра ведётся по олимпийской системе.

«Эрудит-лото»

Игра строится по принципу теста (вопрос и 4 варианта ответа). Вопросы, как правило, очень сложные. Командам раздаются бланки для ответов. Вопросов обычно бывает 10. Игра используется как развлекательная в перерывах между турами «Что? Где? Когда?».

«Бескрылки»

На бланках командам раздаются вопросы в стихотворной форме, ответить на которые нужно всем известной фразой. Фраза должна чётко вписываться в стихотворный фрагмент (в рифму, в размер, в ритм). Время может быть ограничено в зависимости от сложности вопросов.

«Травести»

Вопросы для игры представляют собой отрывки из литературных произведений, в которых имена, названия заменяются другими из других произведений. Задача: правильно определить замены. Отрывки зачитываются два раза, без интервала во времени. Бланки с ответами сдаются через минуту после прочтения последнего фрагмента текста.

«Пентагон»

Обычно игра ведется на 15 вопросах. В каждом вопросе даётся 5 подсказок. Первая подсказка - самая расплывчатая, другие более точные. За правильный ответ после первой подсказки даётся - 10 очков, после второй - 5, третьей - 3, четвёртой - 2, пятой - 1, причём после пятой подсказки очко даётся только команде, первой сдавшей правильный ответ. Интервал между прочтением подсказок - 15 секунд.

«Тригон»

Идентичная с «Пентагоном» игра только подсказок - 3.

«Своя игра»

Вопросы играются на определенную тему и располагаются по уровню сложности от 10 очков до 50. В раунде принимают участие 3 человека. Игра ведётся на трёх или пяти темах. За правильный ответ очки суммируются, за неправильный вычитаются. Игрок может ответить на один вопрос только один раз. В финальном раунде игроки делают ставки, не называя их другим, затем звучит сложный вопрос, на который даётся минута на размышление. После ответа ставка суммируется или вычитается. Игрок с отрицательным балансом к финальному раунду не допускается.

«Ночной дозор»

Игра проводится с наступлением темноты на улице, поэтому игрокам необходимы фонарики, чтобы найти коды различного уровня сложности. Коды первого уровня располагаются в труднодоступных местах. Легкие коды написаны на видном месте. Чтобы не спутать код с посторонней информацией, он содержит буквосочетание «НД» и цифры. В команде играют 10-15 человек.

Действия команд и подсказки с местом расположения кода координируются штабом, куда необходимо сдавать найденные коды. В подсказке содержится в завуалированной форме место расположения кода. Если команда нашла чужой код, то он ей не засчитывается. Все коды необходимо сдать как можно быстрее. Время при подведении итогов учитывается.

Что? Где? Когда?

Несомненно, что именно эта игра, являющаяся в то же время, наиболее сложной и интересной из всех игр превратила в отечественной практике интеллектуальные игры в самостоятельный вид творческой деятельности и направление в воспитании и развитии школьников и молодежи.

В традиционном телевизионном варианте игры единственная команда соревнуется с командой телезрителей и/или ведущим. В практике клубов интеллектуальных игр ЧГК проводится, обычно, в тех случаях, когда соревнуются большое количество команд (более 10). Они отвечают на вопросы письменно.

Основные правила игры:

  1. В игре принимают участие команды (традиционное количество участников – шесть).
  2. Для ответа на вопрос команде (командам) предоставляется ограниченное количество времени (от 30 с до 1 минуты). В случае, если на вопрос отвечает несколько команд, им дается равное время.
  3. Команды могут отвечать письменно или устно. В случае устного ответа его правильность оценивает ведущий. Письменные ответы оценивает компетентное жюри, сравнивая варианты команд, с ответами автора вопроса.
  4. Обычно правильным ответом считается тот, в котором содержится “ключевое” слово.
  5. В случае, если в ответе команды содержаться более, чем одна версия – он не засчитывается.
  6. Все команды отвечают на заранее оговоренное количество вопросов (в одном туре целесообразно использовать от 12 до 18 вопросов, количество туров зависит от количества и возраста команд, а так же от уровня подготовки команд).
  7. Победителем считается команда, ответившая на большее количество вопросов. В случае равного количества правильных ответов обычно применяется рейтинг (показатель сложности вопросов, определяемый как разность между общим количеством команд и количеством команд, правильно ответивших на вопросы) или сумма мест, полученных командой в отдельных турах. (Чем меньше сумма мест, тем выше итоговое место). Возможно применение и других способов определения победителей, но нужно помнить о том, что чем проще правила, тем меньше конфликтов.

Основные правила составления вопросов

 для «Брейн-ринга» и  «Что? Где? Когда?»

Дискуссии о том, “что такое хороший вопрос”, очевидно, будут происходить в рядах членов движения интеллектуальных игр столько времени, сколько будет существовать это движение. Необходимо так же отметить, что и в литературе по педагогической психологии проблема постановки учебно-развивающих вопросов остается практически неразработанной. Поэтому указанные ниже правила составления вопросов (многие из которых основаны на известных общедидактических принципах), естественно, являются примерными:

  1. Сложность вопроса должна находиться на пределе возможностей участников игры. (Известный принцип развивающего обучения). В своей работе со школьниками, мы ориентируемся прежде всего на объем знаний получаемых в рамках школьной программы. Кроме того, в каждом клубе должны иметься списки рекомендуемой литературы (а еще лучше – сама эта литература), для развития духовной культуры школьников.
  2. Поскольку среди участников игры могут обязательно есть люди с разными ведущими видами мышления, восприятия и памяти, пакет вопросов должен быть составлен с учетом этого факта (то есть наряду с вопросами на эрудицию должны быть вопросы на ассоциативное мышление, требующие осуществления практических действий, вопросы с использованием наглядности и т.п.).
  3. В отличие от других видов игр, “Брейн-ринг” и “Что? Где? Когда?” развивают в основном понятийное мышление. Фактически, ответ на вопрос, есть восстановление понятия по его признакам. Соответственно, сам вопрос должен, с одной стороны, содержать значимые принципы понятия, а с другой – должен быть составлен таким образом, чтобы исключить попадание под эти признаки любого другого понятия. Иными словами, информации, содержащейся в вопросе должен отвечать только один ответ. “Дуэль” является основанием для снятия вопроса.
  4. В хорошо составленном вопросе правильный ответ должен быть сформулирован как можно короче, и не требовать сложных фонетических конструкций. Особенно это важно, когда команды отвечают письменно.
  5. Хороший вопрос обычно предполагает объединение в себе знаний из разных научных и практических областей знания или, как минимум, из разных разделов программы.
  6. В тексте вопроса должны присутствовать как “подсказки”, упрощающие поиск искомого ответа, так и “лишняя” информация, которая затрудняет или “затемняет” правильный ответ.
  7. Хороший вопрос должен опираться на чувство юмора.

Составные интеллектуальные игры

При проведении конкретного мероприятия сценарий обычно включает объединение отдельных видов интеллектуальных игр в соответствии с общей идеей данного мероприятия, а так же исходя из задач зрелищности, поддержания внимания, как у участников, так и зрителей. Поэтому обычно такие игры представляют из себя сочетание определенных элементарных интеллектуальных игр.

В качестве примера разработки подобной сложной интеллектуальной игры приведем игру «Пятый угол», разработанную в Клубе интеллектуальных игр города Гусь-Хрустальный.

Игра предназначена для детей среднего и старшего школьного возраста. Игра носит индивидуальный характер, на первом этапе соревнуются четыре человека, на последующих – пять; цикл состоит из пяти этапов.

В начале игры первые четыре участника занимают углы по сторонам сцены. Игровое поле разделено на 5 секторов. Ведущий задает игрокам 21 вопрос. Время на обдумывание ответа – 15 секунд. Игрок может сигнализировать о наличии ответа уже во время читки вопроса. Отвечает тот игрок, который подал сигнал первым.

В случае правильного ответа игрок переходит в следующий сектор или получает право отодвинуть на сектор назад любого другого игрока. Целью игры является не только занять последний пятый сектор (Пятый угол), но и продержаться там до последнего , 21 вопроса. Вытеснить игрока из пятого угла может только тот игрок, который сам достиг его. Если ни один игрок за 21 вопрос не достиг пятого угла, победителем этапа объявляется тот игрок, который находится ближе всего к нему. В следующем этапе игры он начинает ее, находясь «в пятом углу». Задача остальных игроков в данном случае – вытеснить его оттуда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа психолого-педагогического сопровождения ребенка с тяжелыми нарушениями речи как часть адаптированной образовательной программы

Программа предназначена для работы учителям-логопедам в условиях инклюзивного образования....

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как часть адаптированной образовательной программы

В разработке представлена деятельность учителя коррекционного курса "Развитие зрительного восприятия" в системе сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в рамках деятельности ШПМПк...

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ЗПР, как части адаптированной образовательной программы для ребенка с ОВЗ.

ВКР по программе повышения квалификации для специалистов сопровождения: педагогов-дефектологов, педагогов-психологов, учителей-логопедов, тьюторов, социальных педагогов, реализуемой в рамках обучающих...

«Программа психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ (ЗПР) как часть адаптированной образовательной программы»

Программа сопровождения детей с ОВЗ необходима всем педагогам, так как в последние годы количество таких школьников увеличилось. Классные руководители не всегда изучают заболевания своих учеников, а в...

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ПРОГРАММА для 8 вида) По Домоводству

Пояснительная записка.  Тематическое планирование составлено на основе программы «Домоводство» для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида для 5-9 классо...

Рабочая программа по физике для 7 класса с адаптированной образовательной программой обучения

Рабочая программа по физике для 7 класса с адаптированной образовательной программой обучения по учебнику А.В. Перышкина...

Рабочая программа предмета «Социально-бытовая адаптация» основной адаптированной образовательной программы профессионального обучения – программы профессиональной подготовки по профессии рабочих 19601 « Швея»

Рабочая программа предмета разработана на основе: -ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г;- Профессионального стандарта по профессии 262019.04 Оператор швейн...