ЕГЭ. 36.Задание на анализ биологической информации
материал для подготовки к егэ (гиа, 9 класс) на тему

Воронцова Елена Сергеевна

Задания для отработки ЕГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл no36_zadanie_na_analiz_biologicheskoy_informatsii.docx32.81 КБ

Предварительный просмотр:

Задание на анализ биологической информации

  1. Задание 36 № 10841. Ученик в ответе указал, что растения семейства мотыльковых (бобовых) имеют правильный пятичленный цветок, мочковатую корневую систему и плод стручок. Найдите ошибки в этом ответе и прокомментируйте их.

Пояснение.

1) цветок мотыльковых пятичленный, неправильный: непарный лепесток — парус, парные — весла и сросшиеся — лодочка;

2) корневая система стержневая, так как это семейство относится к классу двудольных;

3) плод боб, а не стручок.

  1. Задание 36 № 11020. Какие физиологические изменения могут происходить у человека, работающего всю жизнь на токарном станке? Приведите не менее трех примеров.

Пояснение.

Элементы правильного ответа:

— варикозные изменения вен;

— застой крови в большом круге кровообращения;

— нарушения осанки;

— ухудшение зрения;

— отложение солей в суставах.

  1. Задание 36 № 11023. Чем представлены светопреломляющие структуры в органе зрения человека?

Пояснение.

1) Роговица — прозрачная сферическая структура.

2) Хрусталик в виде двояковыпуклой линзы.

3) Стекловидное тело — заполняет внутреннюю часть глаза.

4) Прозрачная жидкость, заполняющая передние и задние камеры.

  1. Задание 36 № 17373. Назовите основные функции видоизменённых листьев.

Пояснение.

Колючки (барбарис, шиповник, боярышник) — защита. Мясистые листья столетника — запасание влаги. Усики гороха — удержание цепляющегося стебля.

  1. Задание 36 № 17374. Укажите признаки внешнего строения листьев, по которым можно определить условия обитания данного вида растений.

Пояснение.

Большие листья с мощными жилками сформировались во влажном климате. Крупные тонкие листья с устьицами только на верхней стороне листа развиваются у водных растений. Мелкие листья, густое опушение, восковой налет на кожице, небольшое количество устьиц — признаки засушливого климата.

  1. Задание 36 № 17375. Укажите основные способы пищевых отношений, в которые вступают бактерии в биоценозах.

Пояснение.

Бактерии - гетеротрофы:

Бактерии - сапрофиты - разлагают органику; бактерии - паразиты - питаются за счет живых организмов, наносят вред; бактериии- симбионты - питаются живой органикой, помогая организму.

Бактерии-автотрофы:

и хемотрофы и фотосинтетики - как продуценты, могут быть начальным звеном в цепи питания, т.к. продуцируют органическое вещество.

  1. Задание 36 № 17376. Назовите общие черты ветроопыляемых растений.

Пояснение.

Растут большими скоплениями, имеют соцветия. Имеют большое количество мелкой, сухой и легкой пыльцы. Особенностью строения тычинок являются длинные тычиночные нити. Цветки обладают невзрачным околоцветником или вовсе лишены его.

  1. Задание 36 № 17377. Опишите строение и функции корневого чехлика.

Пояснение.

Клетки чехлика находятся на корне, защищая от повреждений зону деления. Они постоянно отмирают и слущиваются. Слизь, выделяемая клетками чехлика, обеспечивает его передвижение в почве.

  1. Задание 36 № 17378. Укажите основные признаки прокариотических организмов.

Пояснение.

Среди прокариотов встречаются одноклеточные или колониальные формы. Ядро не отделено ядерной оболочкой от цитоплазмы. В прокариотической клетке отсутствуют митохондрии и пластиды, но имеется клеточная стенка. По типу питания прокариоты бывают автотрофами и гетеротрофами.

  1. Задание 36 № 17379. Укажите основные признаки строения организмов, относящихся к царству грибы.

Пояснение.

Мицелий (грибница) состоит из гифов. Клеточная стенка содержит элементы хитина. Клетки могут быть одно- и многоядерными. Гетеротрофы (пластид нет).

  1. Задание 36 № 17380. Перечислите признаки высших растений.

Пояснение.

У высших растений в теле имеются органы и ткани. В цикле развития происходит чередование полового и бесполого поколения. Высшие растения формируют специализированные органы, в которых созревают гаметы. Высшие растения приспособлены к жизни как в водной среде, так и на суше.

  1. Задание 36 № 17381. Укажите основные признаки моховидных растений.

Пояснение.

Основная стадия развития — половое поколение, а бесполое находится на нем. Половое поколение представлено побегами с листьями. Корней нет. Размножаются спорами, размножение связано с капельно-жидкой водой.

  1. Задание 36 № 17382. Укажите основные признаки голосеменных растений.

Пояснение.

Среди жизненных форм преобладают деревья и кустарники. Часто листья игольчатые, или хвоя, а растения вечнозеленые, т.е. не сбрасывают листья на зиму. Голосеменные растения размножаются семенами. Имеют специальные органы размножения — мужские и женские шишки. Семязачатки открыто лежат на чешуях женских шишек.

  1. Задание 36 № 17383. К каким изменениям в экосистеме озера может привести сокращение численности хищных рыб? Укажите не менее трёх изменений.

Пояснение.

1) к увеличению численности растительноядных организмов;

2) к уменьшению численности растений;

3) к последующему снижению численности растительноядных организмов вследствие нехватки корма, и распространению заболеваний.

  1. Задание 36 № 17384. В чём проявляется усложнение папоротников по сравнению с мхами? Приведите не менее трёх признаков.

Пояснение.

1) у папоротников появились корни;

2) у папоротников, в отличие от мхов, сформировалась развитая проводящая ткань;

3) в цикле развития папоротников бесполое поколение (спорофит) преобладает над половым (гаметофитом), который представлен заростком.

  1. Задание 36 № 17385. По каким признакам царство грибов отличается от царства растений? Назовите не менее 3-х признаков.

Пояснение.

1) грибы — гетеротрофы, не способны к фотосинтезу;

2) грибы отличаются строением и химическим составом клетки: не имеют хлоропластов, клеточная стенка содержит хитин, запасное питательное вещество — гликоген;

3) тело грибов образовано гифами.

  1. Задание 36 № 17386. Какое воздействие оказывает гиподинамия (низкая двигательная активность) на организм человека?

Пояснение.

1) гиподинамия вызывает застой венозной крови в нижних конечностях, что может привести к ослаблению работы клапанов и расширению сосудов;

2) понижается обмен веществ, что приводит к увеличению жировой ткани, избыточной массе тела;

3) происходит ослабление мышц, увеличивается нагрузка на сердце и снижается выносливость организма.

  1. Задание 36 № 17387. Докажите, почему вегетативное размножение растений относят к бесполому. Приведите не менее трёх доказательств.

Пояснение.

1) в размножении участвует одна особь;

2) потомки являются копиями родительской особи;

3) новый организм образуется из соматических клеток (вегетативных органов).

  1. Задание 36 № 17388. Опишите особенности царства Растения. Приведите не менее 4-х признаков.

Пояснение.

1) наличие в клетках хлоропластов, в которых происходит фотосинтез;

2) наличие в клетке прочной оболочки из клетчатки, которая придаёт ей форму;

3) наличие вакуолей, заполненных клеточным соком;

4) рост в течение всей жизни, отсутствует способность к перемещению.

  1. Задание 36 № 17389. Какую роль играют птицы в биоценозе леса? Приведите не менее трёх характеристик.

Пояснение.

1) регулируют численность растений (распространяют плоды и семена);

2) регулируют численность насекомых, мелких грызунов;

3) служат пищей для хищников;

4) удобряют почву.

  1. Задание 36 № 17390. Что представляют собой витамины, какова их роль в жизнедеятельности организма человека?

Пояснение.

1) витамины — биологически активные органические вещества, необходимые в небольших количествах;

2) они входят в состав ферментов, участвуя в обмене веществ;

3) повышают сопротивляемость организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды, стимулируют рост, развитие организма, восстановление тканей и клеток.

  1. Задание 36 № 17391. Назовите не менее 3 признаков приспособленности пресмыкающихся к размножению в наземной среде.

Пояснение.

1) внутреннее оплодотворение;

2) большой запас питательных веществ в яйце;

3) развитие яйцевых и зародышевых оболочек.

  1. Задание 36 № 17392. Почему клубень считают видоизменённым подземным побегом? Приведите не менее 3-х доказательств.

Пояснение.

1) на свету в клубне образуются хлоропласты, в которых происходит фотосинтез;

2) на клубне располагаются почки (глазки);

3) имеются узлы и междоузлия, как у побега.

  1. Задание 36 № 18433. Назовите основные признаки, по которым клетка столбчатой ткани листа березы отличается от клетки эпителиальной ткани человека.

Пояснение.

В клетке столбчатой ткани листа присутствуют, а в эпителиальных клетках отсутствуют:

1) хлоропласты

2) клеточная стенка

3) вакуоли с клеточным соком

4) запасное вещество – крахмал, а не гликоген


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания школьного этапа биологической олимпиады

Варианты олимпиадных заданий по биологии 9-11кл., содержащие задания разного уровня сложности. В каждом варианте по 5 заданий. Задания можно использовать при подготовке к олимпиаде по биологии. Даны о...

Мастер-класс "Учимся решать задания на анализ экономических графиков" (задание №7 ЕГЭ по обществознанию"

Материал содержит разбор основных типов задания №7 и алгоритмы их выполнения...

Примеры заданий на анализ текста биологического содержания

Разработка представляет собой подборку   заданий по анатомии и физиологии растений. Задания могут быть использованы  как учителями на уроках биологии в 5-6 классах,  для ...

Смысловое чтение на уроках биологии: разработка типовых заданий для анализа текстовой информации

Для учителя биологии ценным источником для разработки собственных заданий по формированию читательской и естественнонаучной грамотности могут служить статьи Красных книг Тульской области и России. У у...

Подготовка к ОГЭ по географии. Задание №18. "Анализ информации о разных территориях Земли. Климатограмма»

15 декабря  2021 года  проведено учебно-консультационное занятиепо географии по подготовке к ОГЭ в 9 классе на тему «Задание №18. Анализ инфо...

Задания для проведения биологической игры

Подборка заданий для проведения игры - соревнования между командами обучающихся 5-9 классов (в рамках проведения мероприятий на неделе биологии)...