Воспитание и развитие школьников в поликультурной среде
статья на тему

Хамтаева Светлана Георгиевна

         Основные цели воспитания и развития школьников в поликультурной среде:

 

ü  формирование всесторонне и гармонически развитой личности, способной к творческому саморазвитию;

 

ü  расширение возможностей самореализации;

 

ü  воспитание молодежи, подготовленной к ответственной и продуктивной интеллектуальной, организаторской деятельности в открытом поликультурном мире; 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитание и развитие школьников в поликультурной среде

Творческая лаборатория «Стремление к прекрасному!»

       Требования Государственного стандарта образования предполагает высокое развитие учебных умений и навыков, поэтому необходимо так построить работу со школьниками, чтобы максимально раскрыть образовательные возможности и творческие способности учащихся. Поддерживать у ребенка желание участвовать в разных мероприятиях позволяют нестандартные формы их проведения.

         В МБОУ «Загустайская средняя общеобразовательная школа» действует творческая лаборатория «Стремление к прекрасному!».

         Основные цели воспитания и развития школьников в поликультурной среде:

  • формирование всесторонне и гармонически развитой личности, способной к творческому саморазвитию;

  • расширение возможностей самореализации;

  • воспитание молодежи, подготовленной к ответственной и продуктивной интеллектуальной, организаторской деятельности в открытом поликультурном мире;

 Большие возможности для развития детей представляют методы народной педагогики, основанные на лаконичности и мудрости традиций народов и фольклоре. Приобщая школьников к пониманию и любви национальной культуры через активное участие в народных  праздниках, можно добиться в образовании и воспитании учащихся значительных результатов.

Они начнут сознательно интересоваться историей своего народа и своей страны, заниматься краеведением, увлекаться творчеством.

        Работа в творческой лаборатории проходит по следующим направлениям:

  • учебно-исследовательская деятельность;
  • литературно-музыкальные композиции;
  • конкурсы художественного слова;
  • литературные вечера;

  Это одна из форм обучения учащихся во внеурочное время.  Она стала популярной и интересной формой работы с детьми в моей практике, где приоритетным направлением в формировании личности учащихся считается гармоничное сочетание интеллектуального освоения учебного материала и эмоционального развития детей, обучения эстетическим и психологическим механизмам общения человека с наукой, различными видами искусства, другими людьми.

  • Учебно-исследовательская деятельность

       Данное направление работы охватывает организацию, подготовку и проведение мероприятий, расширяющих знания учащихся за пределы школьной программы, развивающих учебные умения и навыки школьников до уровня современных требований образовательного стандарта. Реальное воплощение поставленных целей осуществляется в форме школьных ученических конференций, конкурса исследовательских проектов, краеведческих чтений, а также элективных курсов.

    Эти формы работы позволяют наиболее полно и эффективно реализовывать основные задачи современной школы, формировать и развивать интеллектуальные возможности школьников, способствовать воспитанию их активной жизненной позиции и социальной адаптации в современном мире.

  • Литературные вечера, литературно-музыкальные композиции, конкурсы художественного слова проходят систематически в течение всего учебного года и предваряют проведение крупных общешкольных мероприятий.    

 

      В последнее время эти традиционные формы работы со школьниками продолжают оставаться популярными и сейчас.

        Если попытаться систематизировать массовые мероприятия по сложности проведения, по охвату детей, по времени, затраченному на подготовку, можно выделить 3 основные группы:

1. Наиболее доступные и малотрудоемкие с точки зрения затрат времени и подготовки: викторина, обзор литературы и т.д.

2. Мероприятия, требующие значительной предварительной подготовки: литературная игра, путешествие по станциям, литературное лото, литературный аукцион и т.п.

3. Мероприятия, которые помимо предварительной подготовки, требуют значительной индивидуальной работы с участниками: литературная композиция, литературный вечер, литературный бал.

    Подготовка и проведение мероприятия включают в себя несколько этапов и операций, общих для любой формы массовой работы. Учитель должен определить тему, обозначить цель проведения данного мероприятия. После этого составляется план работы, который отражает все этапы и направления деятельности.

 

Основные этапы подготовки и проведения мероприятий

  • организационный момент: создание сценария, формирование участников, встречи с участниками, подготовка информации о мероприятии;

  • подготовительный этап: подготовка презентации, распределение ролей, индивидуальная работа с участниками, подготовка реквизита;

  • проведение мероприятия;

  • заключительный этап: обсуждение мероприятия со школьниками и преподавателями, написание сочинений, оформление отчетов, отзывов.

Методические рекомендации:

     При подготовке и проведении мероприятий нужно помнить, что существуют определенные педагогические требования, которые необходимо соблюдать, чтобы достичь поставленных целей:

  • Мероприятие не самоцель, а средство воспитания, т.е. должно создавать цельность настроения, вызывать переживания, направленные на формирование определенных   установок.

  • Следует стремиться к вовлечению в действие широкого круга участников, чтобы каждый мог быть активен, проявить свои знания, способности и дарования. Идеальный вариант, когда все приглашенные могут принять участие.

 

  •  Мероприятие не должно быть перегружено и затянуто

  • При проведении мероприятий нельзя ориентироваться на уже достигнутый уровень развития учащихся. Необходимо предусматривать и перспективу развития. Вместе с тем, нельзя ориентироваться и на завышенный уровень развития. Мы знаем, что когда что-то слишком просто – это неинтересно, когда очень сложно – тоже неинтересно. Излишняя простота и излишняя сложность ведут к отсутствию внимания и интереса, а значит, проведенная работа будет бесцельной.

  •  Мероприятие должно быть захватывающим, что зависит от форм подачи материала, активности участников. Школьники младшего школьного возраста и подростки нуждаются в том, чтобы преподносимое им было интересно и занимательно. Чем красочнее и ярче подаваемый материал, тем сильнее будет его влияние.

  •  Мероприятие не должно быть “мероприятием». Активное применение различных форм работы должно отличать их от школьного урока. Новые формы способствуют развитию творческой активности, интеллектуальных способностей

  • При подготовке массовых мероприятий необходимо учитывать возрастные и психологические особенности школьников. Это должно определять и формы работы. В младшем школьном возрасте закладываются основы представлений о мире, жизни, формируются привычки. То, что ребенок недополучил в этом возрасте, не восполнится уже никогда.

 

      Подготовка и проведение мероприятия включают в себя несколько этапов и операций, общих для любой формы массовой работы. Учитель должен определить тему, обозначить цель проведения данного мероприятия. После этого составляется план работы, который отражает все этапы и направления деятельности.

    Любая работа действенна, когда она проводится в системе. Поэтому необходимо стремиться к созданию именно целостной системы приобщения учащихся всех возрастных групп к участию в проводимых мероприятиях

     В заключение хотелось бы подчеркнуть, что обязательным условием успешной работы учителя является тесное взаимодействие с другими структурными подразделениями школы, с учителями предметниками, родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

духовно-нравственное воспитание и развитие школьников в условиях школы-интерната

1.Актуальность темы2.цели и задачи3.воспитание духовности,используя"Основы православной культуры"4.приоритетные деятельностные направления...

Нестандартные задачи как средство обучения, воспитания и развития школьников

Материал из опыта работы по указанной теме. Систематизация задач школьного курса, их роль и назначение, некоторые приемы решения нестандартных задач...

Воспитание и развитие школьников в современной школе

Воспитание и развитие школьников в современной школе...

Современный ученик: путь к успеху (факторы личностного развития школьника в педагогической среде).

Статья посвящена проблемиам повышения качества работы современного учителя-предметника, выстраиванию им индивидуальной стратегии работы с каждым ребенком и классом в целом на основе психологической ди...

Методическая разработка «Формирование понятия этнической толерантности у школьников в поликультурной среде».

Воспитание в детях терпимого отношения к людям различных национальностей, конфессий. Уважительного отношения к  людям различных социальных слоев, к старшему поколению....