Методическая разработка «Формирование понятия этнической толерантности у школьников в поликультурной среде».
методическая разработка

Воспитание в детях терпимого отношения к людям различных национальностей, конфессий. Уважительного отношения к  людям различных социальных слоев, к старшему поколению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx73.92 КБ

Предварительный просмотр:

                   Индивидуальная методическая  разработка

  «Формирование понятия этнической толерантности у       школьников в поликультурной среде».

                                                            Воспитатель Усина Л.И.

             Введение

             

             Глава 1. Теоретические основы формирования этнической толерантности у   школьников в поликультурном пространстве.

             

             1.1.Этническая толерантность: понятие, содержание.

             1.2. Особенности формирования этнической толерантности у школьников.

              Глава 2. Работа по формированию этнической толерантности у школьников в поликультурном пространстве.

  1. Опытно-экспериментальная работа по формированию этнической толерант-

ности подростков.

  1. Исследование на выявление уровня формирования толерантности и меж-

 национальной толерантности у школьников: анкетирование, опросник и обработка первичной  и вторичной диагностики, классные мероприятия, беседы.

               Выводы,  заключение

               Библиографический список.

                        Введение

               

            Глава 1. Актуальность исследования

  • Проблема исследования заключается в выявлении условий, способствующих формированию этнической толерантности у школьников в поликультурном пространстве.
  • Объект исследования – процесс формирования этнической толерантности у школьников.
  • Предмет исследования – условия формирования этнической толерантности у школьников в поликультурном пространстве школы и мира.
  • Цель исследования – подобрать и разработать мероприятия, способствующие формированию общекультурных умений и навыков, способности к общению, ценностное отношение к личности окружающему миру; воспитывать гражданскую правовую культуру, любовь к Родине и ее традициям.

       Проблема:   многочисленные глобальные проблемы современности  (рост напряженности в межнациональных отношениях, между человеком и природой,  распространение терроризма, нарастание межконфессиональной розни и др.) связаны с разрушением традиционных культурных норм и ценностей. В то же время, наряду с этими негативными явлениями, для современной России характерно возрождение национальных культур, оживление традиций и духовных основ жизни народов .Россия представляла и представляет собой специфическую мозаику, состоящую из множества народов. Они различны по величине и интенсивности внутренних связей. По экономическим и социальным характеристикам, по уровню политической организации, по языку и культуре, духовному складу и национальному характеру.

         Российский ребенок, жизнедеятельность которого с первых месяцев  и лет протекает в семье конкретного этноса, воспитывается в рамках одной национальной культуры. Общение в социальной среде и обучение в школе с каждой из культур составляет, с одной стороны, его уникальность и индивидуальность, а с другой стороны, поликультурную направленность его личности, ее толерантность.

          Поэтому постановка проблемы толерантного воспитания в условиях поликультурной России является актуальной и прогрессивной тенденцией, имеющей социокультурную и политическую значимость, поскольку в поликультурных условиях особую важность приобретает задача консолидации общества на основе толерантных ценностей, готовности защиты интересов личности ребенка и общества в целом. Вот почему на одно из центральных мест в России выдвинута идея формирования миротворческой личности, которая связана с формированием толерантности, миролюбия, позитивного и конструктивного решения жизненных проблем. Толерантность – ключевая проблема для всего мира, существенная составляющая свободного общества и стабильного государственного устройства.

Установление толерантных отношений между участниками образовательного процесса – основа и начало воспитательных действий. В настоящее время одной из важнейших проблем воспитания является формирование личности человека как носителя гуманисти

.

1.1.Этническая толерантность: понятие, содержание

Одной из особенностей Российской Федерации является то, что исторически наше государство складывалось как сообщество разных этносов, культур и религий. Особую актуальность учет интересов всех населяющий Россию народов и культур приобретает в современных условиях, поскольку изменения, произошедшие в стране в области политики, экономики, социальных отношений, вызвали, в свою очередь, рост национального самосознания этносов. 

Понятие «толерантность» формировалось на протяжении многих веков, и этот процесс продолжается до сих пор. Термин «толерантность»  (от латинского «tolerantia» - терпение) трактуется как способность организма переносить неблагоприятное влияние того или иного фактора среды и как терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению. Сама идея толерантности имеет давнюю историю и восходит к истории философской мысли, Она возникла в глубокой античности как одно из средств решения проблемы, связанных с отношением к религиозным меньшинствам. Древнегреческие философы Гераклит, Эпикур, Геродот считали, что войны и их последствия вынудят , в конечном счете, людей жить в мире. Христианская философия в соответствии с заветами Евангелия с самого начала своего развития стремилась доказать преимущество мира, согласия и братства между людьми. Уже тогда обращается внимание на права каждого человека быть иным.

         К взаимным уступкам, плюрализму, сотрудничеству толерантности призывали Дж.Локк, Вольтер,  Антуан  Де Сент-Экзюпери, Л.Н.Толстой, Сухомлинский В.А и др.

         В русском языке наиболее близким по значению понятию «толерантность» является «терпение», «терпеть», «терпимость», означающее способность терпеть только по милосердию, быть спокойным, рассудительным, великодушным, снисходительным. Толерантность означает уважение, принятие и признание многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности

          Этническая толерантность является одним из аспектов толерантности. В некоторых случаях термин «этничность» является синонимом «национальности». Этническая толерантность, по мнению таких деятелей культуры, как А.Бенуа, Н.Бердяев, В.Набоков, Н.Рерих, это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия  культур нашего мира, форм  самовыражения и проявления человеческой индивидуальности, не зависящих от национальности и расовой  принадлежности.

       1.2. Особенности формирования этнической толерантности у школьников.

       Воспитание является наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости (интолерантности) по отношению к людям другой национальности, вероисповеданиям, мировоззрению. Воспитание детей  в духе толерантности должно начинаться уже в начальной школе. Младший возраст – это возраст, во многом определяющий будущее ребенка, возраст интенсивного развития всех качеств человека. Научные исследования показали, что наиболее острые проблемы в сфере общения между представителями разных национальностей возникают у младших школьников. Именно с младшего школьного возраста необходимо формирование более высокого уровня самосознания, умения управлять своими эмоциями, проявлять сдержанность в критических ситуациях. Большое воспитательное воздействие на формирование мировоззрения в духе толерантности оказывает учитель-воспитатель, который становится непререкаемым авторитетом для детей в этом возрасте. Авторитет учителя-воспитателя – самая важная предпосылка для обучения детей именно в младшем возрасте. Однако не всегда авторитет является предпосылкой для успешного воспитания. Воспитание толерантности требует диалога, а не монолога.

         Младший школьный возраст – возраст  достаточно  заметного формирования личности. Для него характерны новые отношения с взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов, включение в новй вид деятельности – учение, которое предъявляет ряд серьезных требований к ученику.

         Именно в младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм  поведения, начинает формироваться общественная направленность личности.

         Характер младших школьников отличается некоторыми особенностями. Прежде всего, они импульсивны – склонны незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, не подумав и не взвесив всех обстоятельств, по случайным поводам.  Эффективными педагогическими средствами формирования толерантности могут выступать информация и рефлексия ранее возникавшего в собственном опыте ребенка, группы. Источники соответствующей информации – фольклорные или литературные персонажи и реальные люди. В системе школьного образования должны присутствовать исторические экскурсы и оценки вражды и нетерпимости в мире, школьники должны знать историю и географию расовых и этнических конфликтов, религиозных войн. Педагогика толерантности должны учить умен7ию анализировать местные ситуации, обстановку в собственной школе и классе, в семье, в мире, а также способствовать критическому анализу.

           Глава 2.Опытно-экспериментальная работа по формированию этнической толерантности у школьников (практическая часть).

       Цель:           Создание условий формирования личности обучающихся в сфере этнической  толерантности. Подобрать и разработать мероприятия, способствующие  формированию этнической толерантности  у школьников в поликультурном пространстве школы, выявить условия их применения.

 

         Задачи:     - формировать общекультурные умения и навыки, способность к общению, ценностное отношение к личности и окружающему миру;  

                           - воспитывать гражданскую, правовую  культуру, любовь  к Родине;

                           - готовить обучающихся к жизни в поликультурной и многонациональной среде, воспитывать в духе уважения к другим народам, понимания и принятия культур;

                           - создание единого поликультурного пространства.                                                          

Практический этап.  На основании поставленных задач, подобранной и изученной

        литературы составлен годовой план с тем, чтобы:

             - апробированы на практике педагогические формы школьных мероприятий: «мастер-классы», ток-шоу; Музейная педагогика по темам поликультурного образования, экскурсии (виртуальные) по историческим местам нашего города.

             - разработаны и апробированы сценарии контактных мероприятий праздника  «Международный День толерантности»; «Россия - многонациональная страна»; «Антология народных праздников»; «Культура мира»; «История и значение фамилий»; «Сказки и сказочницы Севера»; народные праздники коренного населения Сибири и других народностей.

             На занятиях использовались такие формы работы: беседы, ролевые игра, прослушивание и чтение произведений  разных народов, презентации.

 

            На основании изученной методической литературы  смоделирована толерантная образовательная среда  для воспитания толерантности в условиях национально-, социально-        и интеллектуально неоднородной  среды в школе.

             

           2.1   Проведена входная диагностика, анкетный опрос 5-7 классов.

Тест «Проявляешь ли ты толерантность?»

1. Для того чтобы не было войны…

а) нельзя ничего сделать, поскольку войны будут всегда!

б) нужно понимать, почему они происходят.

2. В школе проходит акция «Милосердие»…        

а) это тебя не интересует;

б) пытаешься, чем можешь, помочь.

3. Ты противостоишь насилию…

а) насилием;

б) ты присоединяешься к другим людям, чтобы сказать нет.

4. Один товарищ тебя предал…

а) ты мстишь ему;

б) ты пытаешься объясниться с ним.

5. Видишь, когда сильный обижает слабого…

а) равнодушно проходишь мимо;

б) вмешиваешься.

6. Ты не согласен с кем-то…

а) ты не даешь ему говорить;

б) ты все-таки слушаешь его.

7. Учитель ждет ответа учащегося…

а) кричишь с места;

б) даешь возможность ответить другому.

8. У тебя в классе беженец или беженцы из других республик…

а) ты не общаешься с ним;

б) помогаешь ему влиться в коллектив.

Выбери тот ответ, который ты считаешь правильным, и сосчитай, сколько ответов под пунктом «б» получилось.

Ключ к тесту:

Высокий уровень: если у тебя  больше  5 «б»: Прекрасно! Ты проявляешь большую толерантность. Ты являешься будущим гражданином мира. Объясни своим друзьям, как тебе это удается.

Средний уровень: если у тебя от 3 до 5 «б»: Да! Ты не очень толерантен. Ты слишком стремишься навязать свои идеи, но проявляешь любознательность, и у тебя хорошее воображение. Используй эти свои качества для борьбы с не толерантностью!

Низкий уровень: если у тебя меньше 3 «б».

№ вопроса

Ученик 1

Ученик 2

Ученик 3

Ученик 4

Ученик 5

1

а

б

а

а

б

2

а

а

а

а

а

3

б

б

а

а

б

4

б

а

а

а

б

5

б

б

б

б

а

6

а

а

а

а

а

7

а

а

б

б

а

8

а

а

б

б

б

Всего «б»

3

3

3

3

4

уровень

средний

средний

средний

средний

средний

     

  1. Разработка и проведение мероприятий, способствующих воспитанию толерантности:

                          Опросник « Мое мнение о толерантности»

  1. Что такое толерантность, в твоем понимании?
    Александр, 13 лет. Все должны уважать и понимать друг друга.
  2. Как ты представляешь себе свою толерантную среду: дома , в школе, на улице?
  3. Александр. Люди должны помогать друг другу, даже посторонним. В семье

родители должны прислушиваться к мнению своих детей.

  1. Готов ли ты начать путь к толерантному миру с себя: соблюдать «заповеди»

мирного сосуществования, любви, милосердия?

                     Александр. Да, я готов. Я считаю, что все общество должно стать толерантным,

                     милосердным, добрым, понимающим.

  1. Влияют ли СМИ на распространение идей добра, терпимости, предрассудков,

вражды,, насилия?

Александр. Да. СМИ действительно влияет на события в мире. От их оценки

зависит мнение народа.

  1. Мир, ненасилие и толерантность – за ними будущее или нет?

Александр. Да. На планете все должны сосуществовать в мире и во взаимопонимании.

  1. Александр. Люди должны помогать друг другу, даже посторонним. В семье

родители должны прислушиваться к мнению своих детей.

  1. Готов ли ты начать путь к толерантному миру с себя: соблюдать «заповеди»

мирного сосуществования, любви, милосердия?

                     Александр. Да, я готов. Я считаю, что все общество должно стать толерантным,

                     милосердным, добрым, понимающим.

  1. Влияют ли СМИ на распространение идей добра, терпимости, предрассудков,

вражды,, насилия?

Александр. Да. СМИ действительно влияет на события в мире. От их оценки

зависит мнение народа.

  1. Мир, ненасилие и толерантность – за ними будущее или нет?

  1. Как ты представляешь себе свою толерантную среду: дома , в школе, на улице?
  2. Александр. Люди должны помогать друг другу, даже посторонним. В семье

родители должны прислушиваться к мнению своих детей.

  1. Готов ли ты начать путь к толерантному миру с себя: соблюдать «заповеди»

мирного сосуществования, любви, милосердия?

                     Александр. Да, я готов. Я считаю, что все общество должно стать толерантным,

                     милосердным, добрым, понимающим.

  1. Влияют ли СМИ на распространение идей добра, терпимости, предрассудков,

вражды,, насилия?

Александр. Да. СМИ действительно влияет на события в мире. От их оценки

зависит мнение народа.

  1. Мир, ненасилие и толерантность – за ними будущее или нет?

Александр. Да. На планете все должны сосуществовать в мире и во взаимопонимании.

                    3.  Методическая разработка воспитательного занятия              

       

                                      «Толерантный Я в толерантном мире»

                                                        Классный  час

                   Цели:

                       

          - построение многоуровневой модели толерантного мира;

         

          - формирование коллективного мнения по проблемам толерантности;

          - приобретение навыков по работе в команде по принятию общих решений.

         Задачи: выстраивание межличностных отношений, формирование

культуры сотрудничества, сотворчества.

         Подготовка:  вводное занятие по теме «Толерантность»  и домашнее задание – подготовить блоки  «Толерантный Я», «Толерантная семья», «Толерантная школа, улица, дом, природа», «Толерантная страна».

        Форма: перекрестная дискуссия.

         Оформление класса: плакат с изображением модели толерантного мира, рисунки детей «Толерантный мир», «Толерантная школа», «Толерантная семья».

           Ход занятия:

        1.   Вступительное слово педагога.    Сегодня у нас пойдет серьезный разговор о том, как жить в разнополярном мире, каким мы хотим видеть мир вокруг себя, какими мы видим себя в этом мире, какими мы хотим и должны стать ради достойной и безопасной жизни. И что, наконец,  это такое – «Толерантность»? Дань моде? Веяние времени? Или это нечто очень нужное всем нам, но мы пока еще в этом не уверены?

         2.  Для начала определим значение слова – толерантный. В толковом словаре это понятие трактуется как: терпимый к чужому мнению, поведению, мировоззрению.

          3.  На предыдущем занятии  мы с вами обсуждали эту тему. И для того, чтобы узнать, как вы ее поняли, проверим ваше домашнее задание. Каждый из вас должен был подготовить блок своего видения толерантного мира.

            Люба: блок «Толерантный Я» - это значит :

               - человек, берегущий природу и культуру;

                          - терпеливый, терпимый;

                          - считающийся с чужим мнением;

                          - приветливый, заботливый, вежливый и деликатный;

                          - поддерживающий другого;

                          - патриот своей школы, города, России;

            Ангелина: блок «Толерантная семья» -  это когда:

                          - все в семье здоровые, любящие, добрые, обеспеченные;

                          - все уважаемы всеми, понимающие и поддерживающие меня

                          - внимательные, отзывчивые, не агрессивные, проявляющие

                            интерес к моим планам и моим заботам.

            Георгий: блок «Толерантная школа, улица, город, природа»:

                          - прохожие на улице доброжелательные, вежливые, без агрес-

                            сии;

                          - чистый ухоженный город, прекрасные парки и скверы;

                          - просторные светлые школы;

                          - чистые реки, чистый воздух, природа не изуродованная

                             людьми;

                          - учителя умные, добрые, справедливые;

                          - учащиеся доброжелательные, не унижающие никого,

                             умеющие дружить, слушать и слышать других.

            Владислав: блок «Толерантная страна» - я представляю себе так:

                          - умные, знающие свое дело власти, справедливые и

                            заботящиеся о своих гражданах, особенно о стариках,

                            инвалидах, молодежи и детях. Народ здоровый, доброжела-

                            тельный, патриотичный;

                          - никаких репрессий         и горячих точек, все люди –

                             сограждане;

                          - страна миролюбивая, никаких войн, переворотов и террора.

      4.  На доску вывешивается плакат со схемой толерантного мира.

          Учитель. Итак, подводя итог вашему домашнему заданию, а также исходя из того, что мы видим на нашем плакате, можем сделать вывод, что наше многоуровневое окружение строится таким образом: наш мир, в центре которого Я каждого из нас:  Я.  Моя семья.  Мои школа, улица, двор, город.   Моя планета.

           И, как видите, самый сложный уровень – личный. Главное – каким

буду Я, ТЫ, МЫ. Если каждый человек поймет это – будет легче

построить толерантный мир.

        Как видим, вопросы толерантности в мире и непосредственно

вокруг нас волнуют многих.  Никому не хочется жить в условиях войны, как широкомасштабной с бомбами и смертями, так и в междоусобных и межличностных – в школе, в классе, в семье.

        Когда же мир можно считать толерантным?   Когда толерантен

каждый уровень. Все согласны?

                         А что же нужно, чтобы люди во всем мире, на всех уровнях были

           толерантны? Ведь толерантный мир создаем мы сами, он во многом зависит

           от  того, насколько толерантны мы сами.

          Отвечают ученики

                  Ученик.  Воспитание является самым эффективным средством преду-

          преждения нетерпимости.  Чем более образован и хорошо воспитан человек,

          тем легче с ним общаться на любом уровне.

                  Ученик.  В воспитанном человеке нет агрессии, такой человек способен

          слушать и слышать другого человека, такой человек не способен попирать

          права и свободы другого, терпим к мировоззрению, верованиям, и жизнен-

          ной  позиции других людей.

                  Ученик.  Воспитывать в духе толерантности – это значит обучать

          людей тому, чтобы они знали, в чем заключаются их общие права и

          свободы.

                  Учитель. А теперь давайте сделаем вывод, что же такое 

          толерантность?

                  Отвечают ученики:

                       - Умение слышать и слушать;

                       - уважение, поддержка;

                       - доброжелательность;

                       - это сотрудничество, готовность мириться с чужим мнением;

                       - принятие другого человека таким, какой он есть;

                       - это то, что делает возможным достижение мира и ведет не

                         к войне, а к миру;

                       - толерантность – это привилегия сильных и умных (умение

                          вести диалог);

                       - способность человека, общества, государства слышать и

                         уважать мнение других, не враждебно встречать чужое

                         мнение.

             Учитель. Итак, мы с вами доказали, что толерантность означает уважение,

           принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших

           форм самовыражения, проявления человеческой индивидуальности. Ей

           способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести,

           убеждений.

                               Толерантность – это гармония в многообразии.

                               Толерантность – это добродетель, которая помогает сохранять

           мир, защищает от войны.

                                Толерантность во все времена считалась человеческой

           добродетелью. Она подразумевала терпимость к различиям среди людей,

           умение жить, не мешая другим, способность иметь права и свободы, не

           нарушая прав и свобод других.

   4.  Опросник  «Дружба и взаимопонимание – залог толерантных

                        отношений» (опыт интервьюирования одноклассниками.)

  1. Настоящий друг, какой он? У тебя он есть?                

Люба 15 лет Настоящий друг тот, который не предаст, не бросит тебя в беде.

            Такого друга у меня нет.

  1. Есть ли у тебя надежные друзья?

Сергей 15 лет. Друзей много, но на которых можно положиться, к сожалению, нет.

Владик 14 лет. Настоящий друг – это то, кто всегда поможет в трудной ситуации.

  1. Может ли настоящим другом быть мама или папа? А бабушка и дедушка?

                      Люба 15 лет. По-моему, только они и могут быть настоящими друзьями.

             Ведь родители и бабушка с дедушкой всегда примут сторону ребенка.

  1. Часто ли ты становишься свидетелем ссор и конфликтов в классе?

             Владик   14 лет.       У нас в классе ребята не часто ссорятся, но иногда бывает.

  1. Стараешься ли ты помочь или скорее уйти в сторону?

Владик 14 лет. Я пытаюсь помочь, но не всегда это получается

  1. Удавалось ли тебе кого-нибудь помирить.

Да. Сначала я взглянул на ситуацию с обеих сторон и постарался понять, кто   на что

              Обиделся. А потом тактично постарался объяснить им, кто в чем не прав и стоит        

         ли из  этого раздувать большую ссору.

                          Методическая разработка воспитательного занятия

                                                «Культура мира»

                 

                     Цель. Формирование представления о  России как многонациональной стране.

                         

                     Форма: беседа, обсуждение.

                        Ход занятия:

                     

                     Вводное слово педагога. Когда вокруг множество людей бестолково

        суетятся , снуют туда-сюда, что-то пытаются делать, но не справляются, - что мы

        говорим ?  Обычно в этом случае говорят недовольн: «Вавилонское столпотворение,

        какое-то!».

                         А что это такое? Можно в этом разобраться?

                         Это очень просто. Надо только знать свою историю.

                          Припомним легенду о «Вавилонском столпотворении».

                          Были времена, когда все  люди жили вместе в долине реки Тигр и Евфрат и

        говорили все на одном языке. Решили они как-то построить

        город и башню до самого неба. Громадное сооружение. Сначала дело пошло неплохо.

        Заложили фундамент, стали класть камень на камень, выкладывать пояс за поясом.

        Вот уже у тех строителей, кто смотрел вниз, начала кружиться голова. Полюбопытствовал

        Бог: «Что это люди так упорно строят?» Спустился он на Землю и осмотрел строительство.

        истройка эта ему не понравилась. Усмотрел он в действиях людей, строивших башню,

        непозволительную дерзость и гордыню и решил: «Пусть строители говорят на разных

        языках, пусть не понимают друг друга». И они действительно, заговорили каждый на своем

        наречии, да так, что перестали понимать друг друга.

                          А без взаимного понимания как строить сложное, большое сооружение? Вот

         иосталась башня  (а по-другому, столп) недостроенной. А люди разбрелись по всему

         свету, и от них пошли разные народы, говорящие на разных языках.

                          С тех пор так и повелось: разные народы, разные языки. У каждого народа

          свои обычаи, своя культура, своя история.

                           А что было бы, если бы люди на Земле говорили на одном языке и составляли

         один народ?.

                            Ничего плохого, наверное, не было бы, но кажется, что жизнь на Земле была бы

         не такой красочной и разнообразной. Действительно, поезжайте на восточный базар. Ах

         какие там роскошные краски, как он криклив, какое там разнообразие наречий!

                            Устали от базарной суеты? Съездите в скандинавские фьерды, побеседуйте

         снеторопливо цедящими словами норвежскими рыбаками. Совсем иной язык, иная

          культура, иные нравы. А есть еще Африка с ее бешеными ритмами, а еще – волшебные

          звуки Китая, Таиланда, Вьетнама. Есть великое разнообразие языков, мелодий и обычаев

          народов Кавказа, и многообразие культур: испанской, португальской, индийской, афри-

          каннской, Латинской Америки. Словом, пестр ковер языков, лиц и одежд на Земле.

                             С детских лет мы привыкли к словам: «Россия – многонациональная страна».

          Но не всегда задумываемся о том, какой великий смысл заложен в этой привычной фразе.

          В нашей стране перемешались множество разных народов, языков и культур. Чтобы

          сполна ощутить великолепие этой «смеси», нужно помнить о следующем:

  1. Каждый народ, каким бы маленьким он не был, достоин уважения и почтения.
  2. Проявлять это уважение следует корректно и искренне.
  3. Дружба между народами  (как, впрочем, и между отдельными людьми)

            начинается не с пустых призывов, а с актов конкретной помощи, полезного сотрудни-

            чества.

  1.        Нужно стараться активно овладевать языком, читать литературные произве-

 дения, знакомиться с творчеством народов, которые живут рядом с нами.

      Это просто замечательно, что мы, живущие в нашей стране, на Земле, такие разные!

 И, вместе с тем, так похожи друг на друга, когда счастливы и дружны!

                  Вопросы для обсуждения

  1. Обогащает или обедняет Россию то, что в ней живут представители

              больше ста национальностей?

  1. Бывают ли такие народы, которые хуже других?
  2. Что значит: «Народы всего мира – одна большая семья?».

Заключительное слово педагога

                       Уже в 4 веке до н.э. древнегреческий философ Платон утверждал: «Стараясь о

              счастье других, мы находим свое собственное счастье». Эту мысль продолжил в 1 веке

              римский философ Сенека: «Человек, который думает только о себе и ищет во всем свои

              выгоды, не может быть счастлив. Хочешь жить для себя – живи для других».

                        Ребята,  давайте вместе подумаем и скажем, почему философ  высказал такую

              мысль, что он хоте этим сказать?

                        Ученик: Человек, который любит только себя, который не имеет друзей,  в

               результате остается один, когда приходят тяжелые жизненные испытания.

                         Ученик: Такой человек не может понять других людей и общаться с ним

               неинтересно.

                          Ученик: Человек, который думает только о себе – эгоист. Он никогда не окажет

               помощи в трудную минуту..

                          Подводя итог нашей беседе, мы можем сказать, что доброта и милосердие,

               принятие людей такими, какие они есть, не зависимо от их национальности, цвета,

               различия в языках, вырабатывались человечеством в течение столетий для того, чтобы

               всем было легче жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость.

               Именно так надо жить каждому из нас. Ведь доброта, радость и переживание за судьбу

               других создают основу человеческого счастья.

               

 

Проведена повторная диагностика.

№ вопроса

Ученик 1

Ученик 2

Ученик 3

Ученик 4

Ученик 5

1

б

б

б

а

б

2

а

б

а

б

б

3

б

б

а

а

б

4

б

а

а

а

б

5

б

б

б

б

б

6

а

а

а

а

а

7

б

а

б

б

б

8

б

б

б

б

б

Всего «б»

6

5

4

4

7

уровень

высокий

средний

средний

средний

высокий

 

Сравнительная диагностика

       Выводы, заключение: результат проведенных мероприятий,  диагностика основных компетенций учащихся позволил конкретизировать наиболее актуальные вопросы для формирования основных умений толерантного общения:

             - быть справедливым по отношению к себе и другим людям, другим культурам, другой жизни – ко всему огромному единству, частью которого мы являемся;

             - быть корректным и доброжелательным по отношению к друзьям, педагогам, близким людям;

             - соразмерять свои идеи и цели с ценой их достижения;

             - руководствоваться идеалами, а не идолами;

             - уметь слушать, чтобы понять друг друга;

             - создавать и беречь традиции, демонстрировать верность традициям школы, города, России.

.  Результативность опыта показывают данные замеров уровня толерантности и самоактуализации учащихся, которая продемонстрирована в творческих работах учащихся : в плакатах, рисунках;

              - повышением коммуникативной культуры учащихся, появлением в группе признанных миротворцев (Саша Семенов), принятием в классе правил поведения;

              - активным участием  в празднике Международный День  толерантности;

               

              - созданием  рисунков и презентаций,  посвященных  блокаде Ленинграда;

              - проведением  воспитательного мероприятия «Толерантный Я в толерантном мире».

  - воспитательное занятие «Сходства и различия людей».

              -Легко ли быть особенным: обсуждение сказки « Гадкий утенок» (5 класс).

            - беседы о культуре общения. Словарь толерантности.

              - дискуссия «Культура мира».

              - проведен опрос (интервьюирование одноклассниками) «Мое мнение о

                 толерантности».

        Используемая литература
       

  1. С.Г.Ильинская. «Толерантность» М.Праксис, 2007г.

  1. О.Я.Воробьева. Педагогические технологии воспитания толерантности учащихся. Волгоград, Панорама, 2007г.

  1. М.И.Рожков, Л.В. Байбородова «Воспитание толерантности у школьников», М.Академия развития, 2005г.

  1. Г.У.Солдатова. Психодиагностика. М.Панорама, 2007г.

Л.Г. Федоренко. Толерантность в общеобразовательной ---------------------------

.                                                          

__________________________________________________________________

      Основные формы и методы работы:    анализ методической, психолого-педагогической литературы. Выбор и анализ цели проектно-технологической деятельности. Определение  желаемого результата. Использование педагогических приемов, методов подхода для решения поставленных задач. Представление результатов работы в форме справок, отчетов, таблиц.

________________________________________________________________________

      Прогнозируемые результаты:    разработка методических рекомендаций позволит организовать системность и  непрерывность учебно-воспитательного процесса  в корректировке и формировании у детей с ОВЗ таких компетенций как любознательность,  самостоятельность, умение работать с различными источниками  информации, усвоение норм поведения в обществе, позволит сформировать базовые ценности толерантности, культуры мира, элементов культурного плюрализма на примерах общности евразийской культуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Формирование коммуникативных и информационных компетенций на основе использования элементов инновационных образовательных технологий в условиях социально-культурной среды курса"

В соответствии  с Концепцией   духовно-нравственного развития и воспитания   личности   гражданина   России воспитание    ориентировано ...

Воспитание этнической толерантности у школьников.

В статье рассматривается важность этнического воспитания на данном этапе развития нашего общества....

Презентация "Опытно-экспериментальная разработка. Методические приёмы формирования понятий на уроках истории"

Презентация может быть использована в методической работе метод. объединения учителей истории...

Воспитание и развитие школьников в поликультурной среде

       Основные цели воспитания и развития школьников в поликультурной среде: ü  формирование всесторонне и гармонически развитой личности, способной к творческому...

Методическая разработка "Формирование толерантности как необходимое условие эффективного межличностного общения школьников"

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА«ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОГО МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ»ТЕЗИСЫЛодягина Ирина Владимировна, учитель истории и обществознанияМОУ гимнази...

Методическая разработка "Формирование толерантности на уроках русского языка"

На этих  уроках ученик получает возможность взглянуть на себя изнутри и извне, сравнить себя с другими учащимися, оценить свои поступки и поведение, научиться принимать себя и других в целом, выр...