Главные вкладки

    Методическая разработка « Формирование коммуникативной функции речи у школьников с глубокой умственной отсталостью»
    методическая разработка (7 класс) на тему


    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vystuplenie_na_mo_uchiteley.docx23.62 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: « Формирование коммуникативной функции речи у школьников с глубокой умственной отсталостью»

    В последние годы вопросы обучения детей с интеллектуальными нарушениями в большей степени, чем когда-либо, рассматриваются с позиций обучения практическим умениям, формирования у детей жизненной компетентности, позволяющей адаптироваться в обществе. Важная роль в этом процессе, несомненно, принадлежит развитию коммуникативной функции речи. Несовершенство коммуникативных умений учащихся с ограниченными возможностями здоровья, их речевая пассивность осложняют процесс свободного общения, затрудняют развитие речемыслительной и познавательной деятельности детей, препятствуют созданию условий для успешной социальной адаптации школьников.

    Вместе с тем установлено, что целенаправленное воздействие на речь детей с интеллектуальными нарушениями приводит к её совершенствованию, к развитию навыков более точного выражения мыслей, адекватного ведения диалога и даже навыков построения монологического высказывания. Именно эта закономерность требует, чтобы педагогическая деятельность учителя русского языка была нацелена на коррекцию недостатков всех сторон речи детей, на её развитие и активизацию в той степени, в какой она может быть использована как средство общения.

    Развитие речи учащихся с интеллектуальными нарушениями – одна из важнейших задач, которая решается в процессе преподавания всех учебных предметов. Столь пристальное внимание к речевому развитию детей не случайно. Работая над исправлением различных нарушений речи, формируя речевые умения и навыки, мы тем самым развиваем у школьников познавательные способности, совершенствуем психические функции. Исследованиями установлено, что «овладение словесной системой перестраивает все основные психические процессы у ребенка и что слово оказывается, таким образом, мощным фактором, формирующим психическую деятельность, совершенствующим отражение действительности и создающим новые формы внимания, памяти и воображения, мышления и действия».

    Разберёмся с понятийным аппаратом:

    Коммуникация - это такое социальное взаимодействие, при котором происходит обмен информацией с помощью вербальных и невербальных средств.

    Общение «передача информации от человека к человеку», сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера).

    Социализация – процесс интеграции индивида в общество, в разнообразные типы социальных сообществ путём усвоения элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются социально значимые черты личности.

    Коммуникативная компетентность – это индивидуальная способность человека организовать свою деятельность по общению в её продуктивных и рецептивных видах, используя языковые и иные средства в соответствии с конкретной ситуацией общения.

    Значение коммуникативной компетенции для школьников:

    Во – первых, она влияет на учебную успешность.

    Простой пример, если ученик стесняется отвечать у доски или испытывает при этом чрезмерную тревогу, его реальный ответ (как воплощение коммуникативной компетенции) будет хуже имеющихся знаний, а его оценка, соответственно, ниже. Полученный негативный опыт отрицательно повлияет на последующую учебную деятельность.

    Во – вторых, от коммуникативной компетенции во многом зависит процесс адаптации ребёнка в школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе. Если он легко находит общий язык с одноклассниками, то испытывает психологический комфорт. И напротив, неумение контактировать с окружающими сужает круг друзей, вызывает ощущение непринятости, а в дальнейшем может провоцировать асоциальные формы поведения.

    В – третьих, коммуникативная компетенция может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности, но и благополучия его будущей жизни.

    Большинство учащихся страдают нарушениями речи, которые в свою очередь тормозят их развитие. Всё это приводит к значительным затруднениям в овладении ими речью. Несмотря на это учащиеся должны овладеть необходимыми навыками устной и письменной речи. Ведь речь – это средство общения между людьми, средство воздействия на других людей. Для того чтобы выразить свои мысли и довести их до понимания слушающего, ученик должен обладать достаточным запасом слов. Скудность словаря делает речь бесцветной, однообразной, иногда непонятной окружающим. Поэтому обогащение словаря учащихся - задача первостепенной важности.

    Речь учащихся должна быть правильной и точной. Под правильностью речи понимается верное употребление грамматических форм слов, правильное произношение слов и согласование их в предложении. Ученик должен уметь выбрать из имеющегося у него запаса слов именно те слова, которые наиболее точно выражают его мысль. Ясность и чистота, связность и образность - основные требования к речи учащихся. Бедность словаря детей с интеллектуальной недостаточностью, неумение использовать имеющийся запас слов, трудность усвоения ими новых слов - всё это заставляет уделять много внимания занятиям по развитию речи. Устная речь учащихся примитивна, шаблонна, недостаточна точна. Речи учащихся не свойственны слова различных грамматических категорий, обозначающих абстрактные понятия. Очень редко они употребляют наречия, глаголы с приставками, союзы, избегают употреблять прилагательные, но зато часто употребляют слова он, она, тут, там, вот.

    Передо мной, педагогом, работающим в прошлом в общеобразовательной школе, встали вопросы: как организовать работу по овладению учащимися нормами развитой речи, какие виды упражнений дают более ощутимые результаты, какие методы и приемы работы, применяемые в общеобразовательной школе, возможно использовать и в коррекционной, как обеспечить индивидуальный и дифференцированный подход в работе по развитию речи умственно- отсталых учащихся?

    В практике своей работы на уроках письма и развития речи с целью формирования коммуникативных навыков я использую практически все методы и формы работы, известные педагогике: рассказ, объяснение нового материала, беседы различного характера, работа с книгой, метод упражнений, практической и самостоятельной работы.

    Но наиболее интересным и продуктивным для коррекционной школы считаю исследовательский метод. Каждый ребенок по природе своей – исследователь. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новую информацию рассматриваются в методике как важнейшие черты детского поведения.

    Исследовательская, поисковая активность не чужда и детям с умственной отсталостью. Именно поисковая активность порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое и умственное развитие ребенка разворачивалось как процесс саморазвития.

    В коррекционной же школе очень трудно на практике применить исследовательский метод, но исследовательскую работу над словом, орфографическим правилом проводить возможно и нужно. Эта работа повышает уровень активности учащихся на уроке, заставляет думать и искать варианты ответов, мыслить, анализировать учебный материал, сопоставлять факты, находить различные пути решения проблемы, выбирать правильные ответы, дифференцировать знания, запоминать стихи, значения слов, проговаривать правила и основные понятия, подбирать подходящие слова и выражения, делать выводы и обобщения.

    Работу исследовательского характера удобно проводить при работе над словом:

    - знакомство с новыми словами;

    - составление и анализ словарных статей к изучаемому слову;

    - словарно-орфографическая работа на уроке;

    - работа со словарем.

    В зависимости от того, какие цели ставит учитель при работе над словом, словарная работа должна быть разной по своему содержанию:

    - может быть направлена на изучение лексического значения слова и тем самым на расширение и углубление словарного запаса,

    - может преследовать грамматические цели,

    - может проводиться с целью обучения детей правильному произношению отдельных слов.

    В словарной работе на первый план выдвигается семантический компонент, т. к. только понимание ребёнком значения слова формирует у него умение сознательного выбора слов и словосочетаний. Поэтому в уроки и в учебники включены упражнения по подбору синонимов, антонимов, слов с обобщённым значением, работа с многозначными словами, ритмом и рифмой.

    * замена слова в словосочетании –

    прозрачный воздух - свежий, чистый

    любимое дело - увлекательное дело…

    * подбор наиболее точного слова по смыслу:

    Несмотря на … погоду, дети пошли гулять.

    Несмотря на … час, во дворе ещё играли дети.

    * составление предложений со словами синонимического ряда:

    помощь – первая, неотложная, скорая

    грязный – руки, овощи, улица

    * нахождение многозначных слов в пословицах, поговорках, загадках:

    русский язык – язык во рту

    носить очки – набрать очки

    месяц года – месяц на небе

    * рисование на тему многозначного слова.

    Работа над образным сравнением.

    Вставьте вместо точек подходящие по смыслу существительные.

    Горячий, как огонь.

    Легкий, как ... .

    Черный, как ... .

    Острый, как ....

    Красный, как ....

    Слова для справок: рак, пух, игла, уголь.

    Все указанные направления работы я объединила в один вид - комплексный анализ словарного слова с опорой на схему.

    Групповая работа со словарным словом.

    Комплексный анализ слова.

    Схема.

    1.Прочитай слово выразительно.

    2.Поставь ударение, подчеркни безударную гласную, которую необходимо запомнить в слове.

    3.Произнесите слово по слогам. Обозначьте графически.

    4.Назовите 1,2 и т.д. букву и звук. Фонетическая запись слова /балото/.

    5.Подумай, что обозначает данное слово. Попробуй сформулировать определение самостоятельно. Сверка по толковому словарю. Запись значения под диктовку учителя или с образца.

    6.Подберите однокоренные слова. Обозначьте корень.

    7. Подберите словосочетания с данным словом.

    8. Составьте предложение.

    9.Выбор лучших предложений, запись на доске либо каждый ученик записывает свой вариант, затем он корректируется, уточняется, исправляется.

    10. Можно ли использовать слово в переносном значении? Пример.

    Комплексная работа со словарным словом дисциплинирует школьников, приучает к определенной структуре знакомства с новым словом, позволяет быстро ввести новое слово в активный словарь ребенка, а также развивает абстрактное мышление.

    А чтобы повысить уровень работоспособности на уроке, заинтересовать учащихся, заставить их работать, можно использовать на уроках следующие виды работ исследовательского характера:

    1.Составь как можно больше предложений из данных слов.

    Пример: творог, верблюд, матрос.

    Варианты детских ответов: Матрос на верблюде привез детям творог.

    Матрос накормил верблюда творогом. И т.д.

    2.Расскажи другими словами.

    Пример: Муха села на варенье. (Летающее животное с прозрачными крылышками и хоботком спикировало на вещество, сваренное из ягод и сахара). И т.п.

    3.Назови аналоги предмета.

    Пример: лодка (корабль, танкер, подлодка, крейсер и т.д.)

    На уроках чтения игра «Скажи по – другому» помогает в речевом анализе текста, уточнении лексического значения слов в контексте.

    Пример: «Ворона и лисица» И.А.Крылов – «взгромоздясь», «позадумалась»,

    «близехонько».

    4.Игра «Ассоциации».

    Эта игра позволяет лучше узнать внутренний мир ребенка, взаимоотношения в подростковой группе, одновременно развивает ассоциативное мышление, образность речи.

    Называю слово «море». Какие ассоциации вызывает у вас это слово?

    5.При подготовке к обучающему сочинению с элементами рассуждения использую метод неоконченных предложений:

    -Осенние каникулы я провела (провел) хорошо, потому что …(«Как я провел каникулы»)

    -Я люблю свою маму, потому что…(«Мама слово дорогое»).

    -Мне нравится учиться, потому что…(«Наш главный труд- учеба»).

    Подобные шаблонные задания позволяют учащимся усвоить развернутые, сложные схемы построения предложения. При регулярном их использовании шаблоны постепенно входят в речевой резерв, становятся нормой.

    Среди разнообразных упражнений, которые я применяю на уроках письма и развития речи с целью развития речи учащихся, значительное место занимают лексические упражнения, которые не только расширяют активный словарь учащихся, но и воспитывают у детей интерес и любовь к родному языку.

    Так, выполняя упражнения на образование слов с разными корнями, но одинаковыми приставками или суффиксами, дети постигают доступные им значения словообразовательных морфем: забил, залез, занёс - приставка за- обозначает законченность действия; барабанщик, бетонщик, каменщик – суффикс – щик указывает на действующее лицо, профессию; глагол бежал обозначает не только выполненное действие, но и количество действующих лиц, род деятеля.

    Группировка имён существительных по их значениям помогает школьникам представить многообразие существительных, называющих различные предметы и явления окружающего мира: вещи, люди, животные, растения, исторические события, явления природы, цвет, действия людей, их чувства и др.

    Работа над предложением - важнейшее звено в развитии речи умственно отсталых учащихся. Школьники младших классов преимущественно пользуются примитивными по содержанию, простыми, малораспространенными конструкциями, с нередко неправильной грамматической связью слов, с неточным выбором лексических единиц или их пропусками, приводящими к искажению мысли. В старших классах у учащихся совершенствуется умение строить простые предложения, увеличивается количество используемых при этом слов (до 5 – 7), в их речи появляются сложные предложения. Однако недостатки, присущие ученикам младших классов, сохраняются. Чаще всего они проявляются при более сложном речевом материале и при употреблении сложных структур, поэтому продолжаю расширение представлений о предложении, ввожу ряд теоретических сведений из этой области (предложения распространенные и нераспространенные, с однородными членами, предложения сложные и простые, виды предложений по интонации и др.). Провожу следующие виды заданий:

    выделение в тексте и составление предложений, различных по интонации, их правильное прочтение;

    распространение предложений путем введения нескольких слов одной грамматической формы, например прилагательных (Дует ветер. Дует какой ветер?).

    выделение в тексте предложений с однородными членами, сложных, простых предложений, их дифференциация и правильное интонирование;

    составление предложений определенной конструкции (ее характеристика дается в задании учителя);

    работа с деформированными предложениями, где слова даны в начальной форме в объеме 5 – 8 лексических единиц;

    творческие упражнения, когда учащимся предлагается составить предложение по картине, по опорным словам (ветер, деревья), по заданию («Составьте предложение об облаках в солнечную тихую погоду»);

    редактирование предложений. Цель данных упражнений – усилить контроль учащихся за лексико-грамматическим оформлением предложения. Речевым материалом для таких заданий могут служить ранее выполненные творческие работы учащихся. Естественно, что в каждом предложении редактированию подлежит только одна ошибка, либо лексическая, либо грамматико-стилистическая. В противном случае сложность задания очень быстро приводит к снижению интереса школьников;

    составление связных устных и письменных высказываний. В процессе обучения монологической речи у учащихся отрабатывают умения подчинять содержание предложений единой теме, пользоваться для логической связи предложений личными и указательными местоимениями, наречиями, правильно употреблять видовременные формы глагола, порядок слов.

    К работе над предложением стимулирую познавательную и эмоциональную активность учащихся. Стимуляторами могут служить наглядные средства, игровые приемы, интересные для детей данного возраста ситуации и речевой материал, поощрение даже самых незначительных успехов ученика, оценка его деятельности и др. Например, работу со схемами, которой говорилось выше, можно организовать с помощью следующих заданий и вопросов: «Придумайте к данной схеме свое предложение. У кого получилось самое интересное предложение? Продиктуйте его классу» (диктует ученик, предложение которого получило наивысшее признание).

    У умственно отсталых школьников нарушена и диалогическая, и монологическая речь. Дети с трудом вступают в разговор со взрослыми, не всегда адекватно реагируют на обращенные к ним реплики, затрудняются в переключении с позиции слушающего на позицию говорящего, и наоборот: не выражают заинтересованности в получении информации. Для решения данной проблемы на уроках чтения и развития речи можно использовать и такой вид работы, как восстановление деформированного диалога. Учащимся предлагается восстановить небольшой фрагмент диалога из разрезанных и перемешанных реплик. Реплики распечатываются на отдельных листочках, без указания, кто говорит. Учащиеся устанавливают последовательность реплик, объясняют, кому они принадлежат, доказывают свою точку зрения, находят этот отрывок в тексте и сравнивают со своим вариантом. Выразительно читают отрывок.

    Работа с пословицами и поговорками может проводиться при разборе художественного произведения. Например, перед началом чтения произведения: прочитайте пословицу (поговорку), объясните ее смысл, попробуйте догадаться, о чем будет произведение (на какую тему), которое мы начнем читать сегодня на уроке.

    Работая над развитием коммуникативной функции речи учащихся, следует отдельно остановиться на обучении школьников умению самостоятельно составлять и задавать вопросы к тексту. Например:

    Игра «Почемучка». Задай вопрос, который бы начинался со слова почему.

    Задай как можно больше вопросов к предложению (абзацу).

    Подводя итог урока, можно попросить ребят задать вопросы друг другу:

    Павел, узнай у Саши, какое задание ему показалось самым легким и почему.

    Лиза, спроси у Полины, какой персонаж произведения ей больше всего понравился и почему.

    Олег, расскажи ребятам, какой вывод ты сделал для себя, прочитав этот рассказ и почему.

    Саша, расскажи ребятам о своих чувствах и переживаниях при прочтении рассказа.

    Ребята, кто сегодня на уроке задал самый интересный вопрос?

    Ребята, кто хочет сказать хорошие, добрые слова об ответе своего товарища?

    Ребята, кто сегодня на уроке лучше всех читал по ролям? Какой отрывок они читали? и т.п.

    Таким образом, вся наша работа должна быть направлена на результат, определяемый СФГОС по направлению «Овладение навыками коммуникации»:

    1. Умение решать актуальные житейские задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели (вербальную, невербальную);

    2. Умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свое намерение, просьбу, пожелания, опасения, завершить разговор;

    3. Умение корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие;

    4. Умение получать и уточнять информацию от собеседника; 5. Освоение культурных форм выражения своих чувств.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект интегрированного занятия по окружающему миру и развитию речи для детей с глубокой умственной отсталостью.

    Знакомство детей с представителями растительного мира родного края - одуванчике, расширение словаря детей через речевые игры,развитие коммуникативной компетентности детей, воображения и восприятия окр...

    Проект адаптированной образовательной программы по чтению и развитию речи для обучающихся с глубокой умственной отсталостью

    Проектная работа по теме: "Проект адаптированной образовательной программы  по чтению и развитию речи для обучающихся с глубокой умственной отсталостью"...

    Формирование коммуникативной функции речи обучающихся с интеллектуальной недостаточностью

    Несформированность коммуникативных умений у обучающихся  приводит к неудачам в общении со сверстниками и взрослыми.  Снижение потребности в общении,  негативно отражается на формировани...

    «Формирование базовых учебных действий у детей с глубокой умственной отсталостью»

    В настоящие время учителя коррекционных школ постепенно начинают строить свое планирование на основании требований ФГОС для детей с ОВЗ.  И необходимо строить программу на формирование у детей ба...

    Формирование коммуникативной функции речи у старших дошкольников с дизартрией.

    Коммуникативные умения и навыки чаще всего трактуются как умения и навыки речевого общения в условиях конкретной речевой ситуации. В процессе работы над речевой ситуацией предполагал три взаимосвязанн...