"Уроки истории - уроки жизни"
статья на тему

Полухина Наталья Викторовна

эссе учителя истории для конкурса "Учитель года"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uroki_istorii.doc30 КБ

Предварительный просмотр:

             Уроки истории - уроки жизни.

 Не один раз в своей жизни я  задавала себе вопрос: "Кто я?", и, не раздумывая, отвечала: «Я - учительница". Наверное, это не правильно. Наверное, правильнее сказать: «Я - мать", или "Я-женщина", или "Я - человек". Но "Я - учитель". Я думаю, что учитель  - это даже не профессия. Это образ жизни. Это осознание огромной ответственности перед государством, обществом, а прежде всего - перед учеником. Ведь как много воспоминаний связано с именем учителя. И какими будут эти воспоминания - добрыми, светлыми или тягостными - зависит от учителя. Если этот человек сочетает в себе качества педагога, психолога, воспитателя, то именно к нему обращаются ученики со своими радостями и бедами, именно он помогает разрешить конфликты с родителями и педагогами, ему доверяются детские тайны. Учитель должен быть и наставником, и помощником, и защитником, и другом, который призван помочь ребенку приобрести не только знания об окружающем мире, овладеть умениями и навыками, но и помочь адаптироваться в этом мире, раскрыть и проявить свои способности, почувствовать себя самостоятельной, творческой личностью. И все это возможно на уроках истории. Ведь "история  в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности; скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего" (Н.М.Карамзин).  Открывая учебник истории,  ребенок открывает для себя удивительный мир прошлого, анализирует настоящее и приоткрывает завесу будущего. Он учится понимать поступки других людей. Он пытается осознать причины и последствия событий, чтобы в будущем не повторять ошибки предков. Ведь, кто не помнит своего прошлого, обречен, пережить его снова (Д.Сантаяна), что мы, и наблюдаем сегодня в России. Огромное историческое прошлое, с его мудростью, традициями  исчезнет, если предать его забвению и не передавать из поколения в поколение. Но еще не все потеряно, интерес к истории у детей есть - нужно уметь его пробудить, и в этом задача учителя истории.      Как же это сделать?  Мне кажется, что, прежде всего надо быть интересным для учеников, постараться понять их, помочь перевести их личностный конфликт реального социума в исторический конфликт. При этом учитель должен при любых обстоятельствах уважать чувство достоинства ученика. Только глубокое уважение и доверие, искренняя любовь к детям, бережное отношение к их чувствам могут создать обстановку взаимопонимания, доверительного отношения. Нужно учить детей отстаивать свои убеждения, основанные на четком представлении об общечеловеческих ценностях, превратить урок истории в инвариантную модель жизнедеятельности. Ведь по - существу, человеческая жизнь- это воплощение образов и понятий в действие. А, кроме того, ни в коем случае не забывать о хрупкой, нежной душе ребенка. Ведь порой нашим детям нужна не столько опека, сколько дружеский совет, умное руководство, им нужна духовная поддержка. Но духовную поддержку оказывать трудно: для этого надо самим быть на высоте и помнить главную заповедь: "Не навреди".

Ещё одна задача учителя помочь стать личностью. А быть личностью – это не значит быть выдающимся, отмеченным знаками почестей и славы человеком. Думаю, что настоящая личность начинается с нравственности, с  устойчивых жизненных принципов. Это правдивость, честность, доброта, строгость по отношению к самому себе. А как же быть без интеллектуальности, эстетики? Может быть, в комплексе эти качества у одного человека и не встречаются, однако стремиться к их сочетаемости просто необходимо. Настоящая нравственность, обращенная к окружающим, никогда себя не утвердит, если к этому не стремиться.  Человек, какой бы он ни был, имеет право на жизнь.

  Научить искусству жить невозможно, но думать о себе, о жизни, выбирать для себя жизненно важные ценности, размышлять об их многообразии и опыте предыдущих поколений, о будущем необходимо. И в этом опять-таки задача учителя истории, который  должен стать своеобразным путеводителем по историческим просторам. При этом он должен четко осознавать, какая ответственность лежит на его плечах, ведь неправильная трактовка события, его искажение, найдут свое отражение в  умах и душах детей, которым предстоит строить будущее.

Каждый день на меня смотрят глаза моих учеников. За партами на моих уроках сидит будущее России. И в этом будущем мне тоже предстоит жить...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок истории и английского языка. Урок-экскурсия на тему:"Средевековый город. Его жители и их образ жизни".

Тема урока: «Средневековый город. Его жители и их образ жизни». Урок формирует более глубокое усвоение знаний, высокий уровень обобщения, систематизации, эстетическое воспитание, воспитание то...

Урок"История развития жизни на Земле"

План урока «Развитие жизни на земле»Цели:Метапредметные: формировать умения синтезировать и обобщать знания ,использовать имеющиеся знания для создания  общей картины изучаемой темы.Предметные: з...

Методические рекомендации для проведения урока истории России в 6 классе. Тема урока: «Жизнь и быт горожан»

Рекомендации к проведению урока истории в 6 классе. Продолжение изучения темы «Общественный строй Древней Руси"....

Урок истории 7 класс коррекционная школа 8 вида тема урока"Жизнь и быт людей в Древней Руси"

Урок истории в 7 классе на тему "Жизнь и быт людей в Древней Руси".Слайды помогают понять жизнь наших предков-славян....

Презентация к уроку истории "Духовная жизнь в период "застоя".

Презентация может быть использована как дополнительный материал к уроку истории, для подготовки к ЕГЭ....

Урок истории "Общественная жизнь России при Николае I"

Реакционная  внутренняя и нешняя политика Николая I не могла быть  успешной, так как ни правительственный террор, ни засилье чиновников не могли  остановить  нарастание революционн...