Эссе
статья на тему

Ваганова Дария Николаевна

Педагогика.Образование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл napravlenie_razvitiya_obrazovaniya_v_sovr._mire.docx25.35 КБ

Предварительный просмотр:

Направление развития

образования в мире

Пример развития

этого направления

в отечественном образовании

Проблемы в образовании,

решаемые в рамках этого

направления развития

Стандартизация

 Важным условием для достижения определённого качества образования являются образовательные стандарты. Стандартизация образования всегда осуществлялась в различных странах посредством разработки учебных планов и программ, установления определённого уровня образования.

ФГОС

Качество образования

Гуманизация 

Гуманизация образования означает создание оптимальных условий для всестороннего развития личности. Следовательно, обучение должно носить личностно ориентированный характер.

Основными характерными чертами такого обучения являются:

  • приоритет развития над обучением;
  • субъект-субъектные отношения;
  • знания, умения и навыки как средство развития личности;
  • использование активных методов обучения;
  • включение в процесс обучения рефлексии, самоанализа и самооценки.

Гуманистическое образование должно способствовать воспитанию следующих компонентов базовой структуры личности:

  • культуры жизненного и профессионального самоопределения;
  • интеллектуальной культуры;
  • нравственной культуры;
  • технологической культуры;
  • информационной культуры;
  • гражданской культуры;
  • экологической культуры.

В отечественном образовании направление гуманизации растет, развивается, имеет большое значение . Ведь для ребят идея не отделена от личности, и то, что говорит им любимый учитель, воспринимается совсем по-другому, чем то, что говорит неуважаемый и чуждый им человек. Самые высокие идеи в устах последнего становятся ненавистными.

Поэтому стоит чаще вставать на место детей, чтобы понять: что их интересует, что радует, что утомляет, что обижает. Ведь воспитательный процесс прекращается с того и до того момента, пока ребенок не поймет, почему с ним так поступили; пока он не согласиться с тем, как с ним поступили; пока он озлоблен, что с ним так несправедливо поступили.

воспитатель стремится приобщить детей к решению педагогических задач, когда он сотрудничает с ними, делает их своими помощниками в воспитании, обучает тому, что умеет сам.

Гуманизация определяют характер формирования конкретных черт и качеств личности. К таким конкретным чертам личности, которые формируются в процессе воспитания, относятся: ответственность и чувство внутренней свободы, чувство собственного достоинства (самоуважение) и уважение к другим; честность и совестливость; готовность к социально необходимому труду и стремление к нему; критичность и убежденность; наличие твердых, не подлежащих пересмотру идеалов; доброта и строгость; инициативность и дисциплинированность; желание и (умение) понимать других людей и требовательность к себе и другим; способность размышлять, взвешивать и воля; готовность действовать, смелость, готовность идти на определенный риск и осторожность, избежание ненужного риска.

Основная проблема гуманизации заключена в недостаточном ее освещении в ходе школьного образования. Для решения данной проблемы она должна включать в себя комплексный подход внедрения различных учебно-методических мероприятий, преподавание широкого спектра обязательных и факультативных курсов по общественным и гуманитарным наукам, включение естественнонаучных и технических знаний в единую систему знаний о человеке, обществе и природе; развитие демократических методов общения со школьниками, утверждение принципов педагогики сотрудничества и развития активности школьников в учебной и научно-исследовательской деятельности.

Фундаментализация  

В условиях рыночной экономики образование становится основным личным капиталом. Чтобы выгодно распоряжаться им, необходимо, чтобы он был «конвертируемым», то есть находил применение на рынке труда. Отсюда возникает необходимость фундаментализации. Условиями обеспечения фундаментализации образования являются:

  1. Сокращение ядра содержания образования.
  2. Обучение учащихся и студентов базисным квалификациям.
  3. Усиление общеобразовательных компонентов в профессиональных образовательных программах.
  4. Усиление научного потенциала учебных заведений.

Технологизация

Становление и развитие информационно-технологической цивилизации обусловило осуществление технологизации образования. Технологическая подготовка рассматривается в качестве составного элемента общего образования и выступает основным составным элементом профессионального образования.

Гуманитаризация образования, которая призвана формировать духовность, культуру личности, планетарное мышление, целостную картину мира От уровня усвоения базовой гуманитарной культуры зависит развитие личности в гармонии с общечеловеческой культурой На основе общечеловеческой культуры возможно развитие всех сторон личности, учета ее субъективных потребностей и объективных условий, связанных с материальной базой и кадровым потенциалом образования В этой связи самоопределение личности в мировой культуре является стержневой линией гуманитаризации содержания образования.

ориентация на освоение содержания образования независимо от его уровня и типа, позволяющего с готовностью решать главные социальные проблемы на благо человека: свободно общаться с людьми разных национальностей и народов, любых профессий и специальностей; хорошо знать родной язык и культуру; свободно владеть иностранными языками. Провозглашенное в Концепции модернизации российского образования до 2010г. «повышение роли социально-гуманитарных дисциплин»  сталкивается с явлениями, не способствующими расцвету гуманитарных предметов в школьном и вузовском преподавании. Например, экзамен по самым «гуманитарным» предметам («Литература и русский язык») в гуманитарной форме (сочинение) планомерно заменяется многоуровневым тестированием (ЕГЭ). На примере нашего региона видим, что популярность гуманитарного образования отнюдь не возрастает. Гимназии – по определению гуманитарно-ориентированные учебные заведения - на самом деле дают повышенное образование разных направлений. При этом гуманитарное отделение в них зачастую наименее престижное.

гуманитаризация образования представляет собой сложный, многогранный процесс, который предполагает:

повышение роли общегуманитарных компонентов всех изучаемых в общей и высшей школе дисциплин;

включение в естественнонаучное образование содержательных компонентов, проблем и методов социально-гуманитарного характера;

усиление культуротворческой направленности социально-гуманитарных и антропологических дисциплин, личностно значимых ценностных приоритетов; - организацию познавательной деятельности на основе идей целостности мироздания, стремления к гармонии природы, общества, человека и культуры;

систему мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов мировоззрения человека, на формирование духовно-нравственных основ личности во всех сферах общественных отношений.

В конечном итоге, гуманитаризация предполагает формирование целостной культуры субъекта учебной деятельности, аспектами которой являются:

1. культура учебной деятельности;

2. культура общения;

3. этическая культура;

4. эстетическая культура;

5. культура психической деятельности;

6. экологическая культура;

7. культура тела, обеспечивающая слаженное функционирование органов и организма в целом.

Данные аспекты культуры связаны с духовно-нравственными, антропологическими, валеологическими, социологическими и экологическими знаниями, которые постоянно используются в практической деятельности. Духовно-нравственный аспект формирует потенциал гармонии личности, общества, а также отношений личности и общества. В той или иной форме он содержится во всех предметах (представляя собой, гуманитарный потенциал всех направлений современного знания), требует использования специальной комплексной методики раскрытия и реализации творческих гармоничных качеств субъекта на всех этапах образования и воспитания.

С отмеченных позиций задачи, поставленные перед образованием нового тысячелетия, позволяют представить гуманитаризацию образования как явление, в котором отражаются пути сознательной оптимизации общих глобальных процессов, происходящих в природе, обществе, в научном познании и знании.

Демократизация

 Демократизация – это одно из ведущих направлений развития современного образования. Демократизация образования строится на следующих принципах:

  • самоорганизация учебной деятельности учащихся и студентов;
  • сотрудничество педагогов и обучаемых;
  • открытость образовательных учреждений;
  • многообразие образовательных систем;
  • регионализация образования;
  • равные возможности в получении образования;
  • общественно-государственное управление.

Демократизация должна способствовать реализации права каждого человека на образование, независимо от его социального положения, пола, национальной, религиозной, расовой принадлежности.

Интеграция

 В мировой школе всё большее распространение получает интегрированное обучение.Основной задачей интегрированного обучения является ознакомление учащихся с основными явлениями, фактами соответствующих наук, формированием навыков, классификации и измерения изучаемых явлений, развитие научной интуиции.Кроме внутренней, осуществляется и внешняя интеграция, направленная на сближение систем образования различных стран и формирование единого мирового образовательного пространства.Интеграция в образовании как процесс совсем не новое методическое явление. Исторический анализ педагогических исследований показал, что проблеме интеграции в обучении уделялось внимание во все периоды развития педагогической науки и практики, как отечественной, так и зарубежной. При этом интеграция предусматривает создание принципиально нового содержания образования, учебно-методического обеспечения, новых технологий обучения.Интеграцию обучения сегодня внедряют прежде всего на его первой ступени – в начальной школе. И начинают этот процесс с содержания начального образования, сущность которого заключается в том, что интеграция даёт озможность ребёнку воспринимать предметы и явления разносторонне и системно в целостном виде.По существу, интеграция обучения позволяет уже в начальной школе заложить основы целостного восприятия природы и общества и сформировать собственное отношение к законам их развития. Поэтому для младшего школьника важно посмотреть на предмет или явление действительности с разных сторон: в логическом и эмоциональном плане, в художественном произведении и научно-познавательной статье, с точки зрения биолога и художника слова, живописца, музыканта и т.д

Глобализация

 Начало XXI века характеризуется усилением процессов глобализации всех сфер жизни мирового сообщества и нашей страны. В Большой Российской энциклопедии представлено следующее определение глобализации: «Глобализация – современный этап интернационализации международных отношений, экономических, политических и социокультурных процессов, отличающийся особой интенсивностью. Наиболее очевидные проявления глобализации – консолидация единого мирового рынка, активное развитие межгосударственных, финансовых, торговых производственных связей, расширение денежных, товарных и людских потоков, ускоренная адаптация социальных структур к динамичным экономическим процессам, культурная универсализация, становление всеобщего информационного пространства на базе новейших компьютерных технологий»

Информатизация и компьютеризация Становление информационно-технологической цивилизации обусловило процесс информатизации и компьютеризации образования. В образовательных учреждениях внедряются новые информационные технологии, Изменяется и само понятие обучения, так как продуктивное усвоение знаний сейчас невозможно без умения пользоваться информацией. Умение получать информацию является одним из компонентов функциональной грамотности современного человека.

Компьютерные технологии развивают интеллектуальные способности обучающихся, способствуют более глубокому пониманию материала, повышают мотивацию обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Структура эссе. Алгоритм написания эссе.

Структура эссе . Алгоритм написания эссе....

Критерии оценивания эссе. Примеры эссе и их анализ .

Критерии оценивания эссе . Примеры эссе и их анализ....

Эссе. Темы эссе

В помощь сдающим ЕГЭ по английскому языку...

Формирование навыков написания эссе с элементами рассуждения (эссе с выражением собственного мнения)

Статья описывает правила и принципы написания эссе по английскому языку с элементами рассуждения (эссе с выражением собственного мнения), а также типичные ошибки при написании эссе такого типа....

Учебно-методическая разработка "Эссе-мнение: как написать эссе за 50 минут"

УМР учитывает принцип визуализации при подаче материала. Может быть использован как раздаточный материал на вводном уроке по написанию эссе-мнения. (Разработка выполнена для получения зачета на курсах...

Учимся писать эссе: Эссе моих учеников на различные темы на немецком языке

Написание эссе - одно из сложнейших заданий ЕГЭ по ИЯ. Научить писать эссе - нелёгкая задача для любого учителя. Начинать писать эссе стоит уже с 7 класса. Данная публикация содержит оригинальные и не...