«Можно ли ранить словом?»
классный час (5 класс) по теме

Акопян Сусанна Сирекановна

Классный час о вежливости общения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Можно ли ранить словом"18.36 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час: Значение речи в общении.

                                 «Можно ли ранить словом?»

Цель: показать детям, что язык бесценный дар, которым наделен человек; формировать потребность использовать в речи красивые слова, формировать умение слушать и слышать партнера.

Слово - дело великое. Великое, потому что словом можно соединить людей, словом можно их разъединить, словом служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти.

 

                                                                                                 Л.Н. Толстой.

Ход занятия.

1. Вводная часть.

Давайте выясним, какими способами мы общаемся: словами и звуками глазами и интонацией мимикой, позой и жестами Общение при помощи языка и слов - вербальное общение.

Язык - бесценный дар, которым наделен человек. С помощью слов можно рассказать обо всем. Язык необходим, что бы люди могли общаться. Наша речь универсальное средство передачи информации, выработанное человечеством на его пути от животного мира к человеческому обществу.

Для того чтобы информация была принята и переработана собеседником, язык и речь должны быть понятны. Если они непонятны, тогда невозможно общение между людьми - они перестают понимать друг друга.

(Инсценировка мини-фильма из киножурнала «Ералаш»)

В повседневном общении нам чаще всего не хватает именно слова, и мы «корчимся безъязыкие», пытаясь найти его, это единственно нужное, правильное, точное.

Тест «Речь и общение».

Инструкция. Вам предлагаются четыре или более букв, из которых следует скомбинировать как можно больше слов. Не смотри на комбинации слов до начала опыта. В составленных тобою словах должны быть использованы все предложенные буквы и - только они!

Слова могут быть в формах склонения или спряжения. Пользуйся приведенными ниже примерами:

Т, И, П, Я, К, - пятки, тяпки, кипят; А, Т, Н, К, И - танки, ткани, нитка; Е, О, М, Т, Л - летом, телом, омлет.

Итак, дается пять комбинаций букв, из которых надо составить наибольшее количество слов в течение пяти минут. Запиши в тетрадь:

Р,М,А,У,К        

Ч,К,У,Е,Р        

А, Л, К, П, И        

И,К,У,Р        

Е.Р,К„М        

Из каждой вышеуказанной комбинации можно составить не менее пяти

слов.

Если вы в состоянии написать их за 5 минут, то беглость вашей речи очень высокая.

Ели составление слов вызвало у вас большие затруднения, то вы склонны к косноязычию - обращаясь, не сразу находите нужное слово.

Советуем подумать.

Вывод. Люди говорят. Их язык - своеобразный код, на котором происходит общение, а слова - знаки определенных понятий. Сколько их? Каким количеством слов пользуется в разговоре человек?

Чем богаче словарный запас, тем выше степень владения языком, тем больше он знает, тем интереснее для окружающих, тем легче ему выразить свои мысли, осознать свои чувства, легче понять себя и других.

Саади сказал: «Умен ты или глуп, велик ты или мат, не знаем мы, пока ты слова не сказал»

  1. Основная часть.

А. Умеете ли вы общаться? Культура общения, умение поддерживать разговор включает умение правильно ориентироваться в ситуации и подбирать фразы с учетом «кому? - зачем? - что? - и как?» сказать. Вступая в общение, мы подбираем такие слова, которые помогли бы нам установить и поддержать «обратную» связь с собеседником. Личное обаяние, умение вести себя в обществе проявляются и в умении говорить и разговаривать - в языке и голосе.

В общении важно стремиться взвешивать свое слово, понимать, что оно может оказать огромное воздействие на человека.

Словом можно убить,

Словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Необходимо в речи использовать позитивный язык, а не агрессивный. Ведь смысл одной и той же информации можно передать по-разному.

                            Легенда о восточном султане

Однажды, одному султану приснился сон. Чтобы разгадать этот сон, велел позвать он к себе предсказателя. Выслушав султана, предсказатель сказал:

«О великий султан, я скажу тебе неприятную весть. Сначала умрут все твои родственники, а потом умрешь ты». И султан велел отрубить ему голову.

Приказан султан позвать другого предсказателя. Выслушав султана предсказатель сказан: «О великий султан, я скажу тебе приятную весть. Ты переживешь всех своих родственников». И султан велел наградить предсказателя.

Некоторые злые и агрессивные слова, даже не направленные на собеседника, все равно создают напряженность. Скажите «недоразумение» - а не вина. «Плохо поступил» - а не сволочь, чтобы не слышалось «гав, гав...».

Упражнение: назовите черты, которые вам не нравятся в ваших друзьях, знакомых и смягчите их.

Очень важен и тон в разговоре. Одно и то же слово может звучать по- разному, если сказать его разными интонациями.

Интонация - это выразительное средство для передачи мысли. Интонацией иногда можно сказать больше, чем ловами, потому что в интонацию мы вкладываем свое отношение, свое настроение, свои эмоции.

В.Г. Белинский писал: «Дело не в слове, а в тоне в каком это слово произносится». Обидеть человека можно, ничего плохого ему не сделав, только повысив голос. Добрый, ласковый голос открывает путь к сердцу собеседника.

Упражнение «Интонация»

Цель: тренировать различать интонацию, эмоциональный контекст. Задание: необходимо сказать фразу с различной интонацией: неуверенность, растерянность, напряжение, агрессивность, возмущение, безразличие и т.д. Примеры фраз:

а)         хорошо я извинюсь, что еще вы от меня хотите:

б)         я больше не могу идти на поводу у группы;

в)         это вы мне обещали и в прошлый раз;

г)         я бы с ней так не обошелся.

Б. Искусство общения с людьми кроме умения вести разговор включает в себя и умение внимательно слушать собеседника, причем слушать так, чтобы услышать. Разные люди в разной степени умеют это делать: про одних говорят, что они «умеют слушать», про других - что они «не умеют».

Естественно, первые более приятные собеседники, чем вторые. Гораздо охотнее говорят с теми, кто умеет услышать.

К. Морли: «Существует только один способ стать хорошим собеседником - уметь слушать».

Жан де Лабрюйер: «Талантом собеседника обладает не тот, кто охотно говорит сам, с кем охотно говорят другие».

Игра «Мостик»

Цель: выявить эмоциональные взаимоотношения в парах, выявить у участников потребность в помощи и готовность принять эту помощь.

На полу чертится «мостик» шириной 15 см. (можно увеличить до 30 см.) Инструкция. Вы находитесь в горах по разные стороны ущелья. Нужно пойти на встречу и разойтись. Обмениваться словами запрещено.

Правила слушания.

  1. Проявите полную заинтересованность к собеседнику.
  2. Свое расположение подчеркните улыбкой.
  3. Слушая, не отвлекайтесь.
  4. Дайте высказаться. Э. Капиев «Будьте первыми, когда надо слушать, и последними, когда надо говорить».
  5. Не притворяйтесь внимательным, а будьте им.
  6. Ищите истинный смысл слов собеседника.
  1. Заключительная часть.

Помните, когда вы говорите, вас кто-то слушает. Обращаясь к собеседнику: товарищу, подруге, маме, учителю, знакомым и незнакомым людям, смотрите на него, а не в сторону или землю. Не занимайтесь посторонними делами, не «изучайте потолок», не «ловите ворон» за окном. Старайтесь говорить спокойно и сдержанно, не повышая голос, как бы вы не были взволнованы, обрадованы или огорчены.

Наша жизнь среди людей убеждает нас в том, что умении говорить и слушать в повседневности имеет столь же важное значение, как и на дипломатических приемах. Надо серьезно, с умом относится к умению общаться. Для этого необходимо обогащать свой словарный запас, свой речевой «репертуар», что позволит «вам выразить себя», проявит свои лучшие человеческие качества в общении.

Игра «Монолог от предмета»

Цель: тренировать умение выделять в любом предмете его важность, необходимость, видеть достоинства и значимость. Задание: выбрать любой предмет и от его имени вести повествование о себе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока в 5 классе. Можно ли увидеть музыку? Можно ли услышать живопись?

Цель урока: 1. Знакомство с новым материалом. 2. Развитие вокально-хоровых навыков и навыков исполнительского мастерства.  3. Накопление слушательского опыта. 4. Воспитание познавательного ин...

Организация работы ресурсного центра по принципу: "как можно меньше зрителей, как можно больше действующих лиц."

«Каждый день встречает школа нас, Как домой иду в знакомый класс, В школе ждут меня друзья Школа ты моя семья. Здесь все мне рады,  точно знаю я» Создание оптимальных педагогических условий, п...

Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести...

С данным эссе я стала победителем интернет-тура I Всероссийского фестиваля «Русский язык – общенациональное достояние народов Российской Федерации» в номинации «Знаток русского языка», который проходи...

Эффективное взаимодействие службы ранней помощи и семьи как условие повышения качества психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста с ОВЗ

Семьи, воспитывающие детей-инвалидов,  составляют особую категорию населения, нуждающуюся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Такие семьи, как правило, сталкиваются с серьезным...

Притча к классному часу на тему "Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести..."

Притча к классному часу на тему "Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести..."...

Стимулирование познавательной и речевой активности детей раннего возраста в группах СРП средствами малых форм фольклора. Ролево-игровой проект "Фольклор в раннем возрасте"

В презентации представлены материалы участия в семинаре-практикуме "Проектная и исследовательская деятельность в дошкольных группах в условиях реализации ФГОС ДО"....