Главные вкладки

    Лингвистические игры на уроках русского языка в 5-6 классах
    занимательные факты (5 класс) на тему

    Учитель, работающий в 5-6 классах, может использовать этот материал  для работы на уроках и во внеурочное время

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл lingvisticheskie_igry.odt15.89 КБ
    Файл lingvisticheskie_igry.odt15.89 КБ

    Предварительный просмотр:

      Лингвистические игры на уроках русского языка

    Что же такое игра?

    Игра для среднего школьника не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребенка, это часть его жизни. Именно в игре ребенок свободно владеет речью, говорит то, что думает.

    Игра - это творческая деятельность, имеющая внутреннюю мотивацию.

    Игра - особая форма общения, сотрудничества, содружества, которая выводит возможности ребенка на уровень мыслящей, творческой личности.

    Максим Горький говорил: "Именно на игре словом ребенок учится тонкостям родного языка, усваивает музыку его и то, что филологи называют "духом языка".

     Хочу привести примеры из собственной практики.

     Эти игровые задания использую в начале учебного года после повторения изученного в начальной школе.

             Игра  «  Третий лишний»

    1. В лагер..., в пустын..., на площад...
    2. У бабушк..., у дорог..., в тайн...
    3. В ПОСТЕЛ..., НА ПЛОЩАД..., НА ПЛОЩАДК...
    4. НЕТ ТЕН..., В ДОРОГ..., КРАЙ РОЩ...
    5. Ветка ел..., на сердц..., на опушк...

    ИГРА «ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ»

    1. ДУМА...Т, СМОТР...Т, РЕША...Т
    2. ДЫШ...Т, МЕЧТА...Т, СТРО...Т
    3. ВЕ...Т, УБЕГА...Т, ВИД...Т
    4. Рису...т,  терп...т, стел...т.  
    5. Дыш..., Бре..., стел...              

    ИГРА «ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ»

    1. СОШ...ЕМ, В...ЮТ, ОБ...ЯВЛЕНИЕ
    2. ВЫЛ...ЕШЬ, СОЛОВ...И, ПОД...ЕМ
    3. НЕОБ...ЯТНЫЙ, П...Ю, С...ЕМ
    4. Б...Ю,   В...ЕЗД, РУЧ...И
    5.  С...ЕХАЛ, ОБ...ЯВИЛ, СОЛ..Ю

    Игра «Третий лишний»

    1.Расст...лается, зам...рает, уб...рет

    1. Приб...рает, ст...реть, зат...рает
    2. Выт...р, приб...рает, переб...ру
    3. Зад...раться,приб...раться, выб...ру
    4. Забл...стать, пост...лю, заб...ру  

    Использую распространенную, увлекательную игру Логогрифы.

    Даны слова. Необходимо в левом столбике убрать букву, а в правом столбике добавить одну букву, чтобы получилось новое слово.

    краска - каска

    порт - спорт

    клен - (лен)

    рука - (рубка)

    горсть - (гость)

    стол - (ствол)

    склон - (слон)

    клад - (склад)

    полк - (пол)

    шар - (шарф)

    тепло - (тело)

    усы - (бусы)

    беда - (еда)

    утки - (сутки)

    экран - (кран)

    укус - (уксус)

     Или

    Я дождь, и молния, и гром.
    Но
     г из слова уберем-
    И я цветок неотразимый,
    Хоть и с шипами, но любимый.
     (ГРОЗА - РОЗА)

    Данная игра развивает словарный запас и дает возможность почувствовать язык, понять, как одна буква может полностью изменить значение слова.Несмотря на то что это увлекательная игровая форма, она помогает на начальном этапе обучения формировать лингвистическое мышление, заставляя ребенка с вниманием относится к букве, звуку, понимать их смыслоразличительные функции.

    Игра "Назови полное имя"

    Учитель бросает мяч любому ученику, каждый ребенок называет свое полное имя. Так же можно играть на запоминание имен родственников (имя, отчество).

    В этой игре ребятам можно рассказать о самом распространенном имени в мире, о самом длинном имени.

    Самое длинное женское имя придумали жители Гавайских островов, нам бы не хватило ширины всей доски, чтобы его записать, т.к. в нем 65 только согласных букв.

    • Самое распространенное имя в мире - Иван (по-русски),
    • Иойннэс (по-греко-византийски),
    • Иоганн (по-немецки),
    • Юхан (по-фински и по-эстонски),
    • Джованни (по-итальянски),
    • Джон (по-английски),
    • Ян (по-польски),
    • Жан (по-французски),
    • Иванэ (по-грузински),
    • Ованес (по-армянски),
    • Жоан (по-португальски),
    • Он - (по-болгарски).

    Это интересно: Одна из самых распространенных фамилий в нашей стране - Кузнецов. У других народов тоже очень часты фамилии с основой, означающей 'кузнец'. Например, самая частая английская фамилия - Смит, немецкая - Шмидт.

    Игра "Значение имени".

    Здесь же рассказывается о том, что слово имя очень древнее. В древности люди давали друг другу только осмысленные имена, называя детей подходящими, на их взгляд, словами. Индейцы Америки могли назвать ребенка Уи-Уис, что означает "совенок". У древних греков встречаются имена Фока - "тюлень", Хризис - "золото". Вот несколько русских имен, которые давались по внешности человека: Mал, Кудряш, Черныш. Так же давались имена по чертам характера: Умник, Добр, Несмеяна. Сейчас имен великое множество. Рождались они и у нас, и в других странах.

    1. Предлагается объяснить значение имен:

    Владимир, Святослав, Людмила, Вера, Надежда, Любовь.

    2. Предлагается объяснить значение своего имени.

    Вывод: Имена Владимир, Святослав, Людмила, Вера, Надежда, Любовь - имеют славянское происхождение, и дети могут объяснить их значение. Много имен пришли к нам из других языков.

    В ходе выполнения этого задания формируется внимание к структуре слова, дети начинают понимать, что структура помогает понять смысл.

    Как развивающее задание предлагается дома сочинить или найти имена, которые сами дети могли бы объяснить. (Любомир:)

    Игра "Собери букеты".

    Собрать "цветы" (слова, близкие по значению, синонимы) в букеты и расставить слова-цветы по своим вазам.

    Сначала ребята ищут синонимы, затем расставляют их по вазам.

    Доброта- душевность, работа -занятие, родина -отечество, сражение-бой.

    В этой игре надо подвести учащихся к выводу, что существительные синонимы не обязательно относятся к одному роду.

    Происходит формирование лексического мышления, понимание, что русский язык - один из многих языков, существующих в мире, и каждый язык живет по своим законам.

    В заключение хотелось бы отметить следующее:

    • Лингвистические игры формируют и совершенствуют речевую активность ребенка.
    • Лингвистические игры направлены на развитие различных видов речевой активности (диалогической, монологической, устной и письменной).

    Главное правило организации лингвистической игры: РЕБЕНКУ ДОЛЖНО БЫТЬ ИНТЕРЕСНО И КОМФОРТНО!

    И тогда на любом этапе урока ребенок становится активным участником учебного процесса.



    Предварительный просмотр:

      Лингвистические игры на уроках русского языка

    Что же такое игра?

    Игра для среднего школьника не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребенка, это часть его жизни. Именно в игре ребенок свободно владеет речью, говорит то, что думает.

    Игра - это творческая деятельность, имеющая внутреннюю мотивацию.

    Игра - особая форма общения, сотрудничества, содружества, которая выводит возможности ребенка на уровень мыслящей, творческой личности.

    Максим Горький говорил: "Именно на игре словом ребенок учится тонкостям родного языка, усваивает музыку его и то, что филологи называют "духом языка".

     Хочу привести примеры из собственной практики.

     Эти игровые задания использую в начале учебного года после повторения изученного в начальной школе.

             Игра  «  Третий лишний»

    1. В лагер..., в пустын..., на площад...
    2. У бабушк..., у дорог..., в тайн...
    3. В ПОСТЕЛ..., НА ПЛОЩАД..., НА ПЛОЩАДК...
    4. НЕТ ТЕН..., В ДОРОГ..., КРАЙ РОЩ...
    5. Ветка ел..., на сердц..., на опушк...

    ИГРА «ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ»

    1. ДУМА...Т, СМОТР...Т, РЕША...Т
    2. ДЫШ...Т, МЕЧТА...Т, СТРО...Т
    3. ВЕ...Т, УБЕГА...Т, ВИД...Т
    4. Рису...т,  терп...т, стел...т.  
    5. Дыш..., Бре..., стел...              

    ИГРА «ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ»

    1. СОШ...ЕМ, В...ЮТ, ОБ...ЯВЛЕНИЕ
    2. ВЫЛ...ЕШЬ, СОЛОВ...И, ПОД...ЕМ
    3. НЕОБ...ЯТНЫЙ, П...Ю, С...ЕМ
    4. Б...Ю,   В...ЕЗД, РУЧ...И
    5.  С...ЕХАЛ, ОБ...ЯВИЛ, СОЛ..Ю

    Игра «Третий лишний»

    1.Расст...лается, зам...рает, уб...рет

    1. Приб...рает, ст...реть, зат...рает
    2. Выт...р, приб...рает, переб...ру
    3. Зад...раться,приб...раться, выб...ру
    4. Забл...стать, пост...лю, заб...ру  

    Использую распространенную, увлекательную игру Логогрифы.

    Даны слова. Необходимо в левом столбике убрать букву, а в правом столбике добавить одну букву, чтобы получилось новое слово.

    краска - каска

    порт - спорт

    клен - (лен)

    рука - (рубка)

    горсть - (гость)

    стол - (ствол)

    склон - (слон)

    клад - (склад)

    полк - (пол)

    шар - (шарф)

    тепло - (тело)

    усы - (бусы)

    беда - (еда)

    утки - (сутки)

    экран - (кран)

    укус - (уксус)

     Или

    Я дождь, и молния, и гром.
    Но
     г из слова уберем-
    И я цветок неотразимый,
    Хоть и с шипами, но любимый.
     (ГРОЗА - РОЗА)

    Данная игра развивает словарный запас и дает возможность почувствовать язык, понять, как одна буква может полностью изменить значение слова.Несмотря на то что это увлекательная игровая форма, она помогает на начальном этапе обучения формировать лингвистическое мышление, заставляя ребенка с вниманием относится к букве, звуку, понимать их смыслоразличительные функции.

    Игра "Назови полное имя"

    Учитель бросает мяч любому ученику, каждый ребенок называет свое полное имя. Так же можно играть на запоминание имен родственников (имя, отчество).

    В этой игре ребятам можно рассказать о самом распространенном имени в мире, о самом длинном имени.

    Самое длинное женское имя придумали жители Гавайских островов, нам бы не хватило ширины всей доски, чтобы его записать, т.к. в нем 65 только согласных букв.

    • Самое распространенное имя в мире - Иван (по-русски),
    • Иойннэс (по-греко-византийски),
    • Иоганн (по-немецки),
    • Юхан (по-фински и по-эстонски),
    • Джованни (по-итальянски),
    • Джон (по-английски),
    • Ян (по-польски),
    • Жан (по-французски),
    • Иванэ (по-грузински),
    • Ованес (по-армянски),
    • Жоан (по-португальски),
    • Он - (по-болгарски).

    Это интересно: Одна из самых распространенных фамилий в нашей стране - Кузнецов. У других народов тоже очень часты фамилии с основой, означающей 'кузнец'. Например, самая частая английская фамилия - Смит, немецкая - Шмидт.

    Игра "Значение имени".

    Здесь же рассказывается о том, что слово имя очень древнее. В древности люди давали друг другу только осмысленные имена, называя детей подходящими, на их взгляд, словами. Индейцы Америки могли назвать ребенка Уи-Уис, что означает "совенок". У древних греков встречаются имена Фока - "тюлень", Хризис - "золото". Вот несколько русских имен, которые давались по внешности человека: Mал, Кудряш, Черныш. Так же давались имена по чертам характера: Умник, Добр, Несмеяна. Сейчас имен великое множество. Рождались они и у нас, и в других странах.

    1. Предлагается объяснить значение имен:

    Владимир, Святослав, Людмила, Вера, Надежда, Любовь.

    2. Предлагается объяснить значение своего имени.

    Вывод: Имена Владимир, Святослав, Людмила, Вера, Надежда, Любовь - имеют славянское происхождение, и дети могут объяснить их значение. Много имен пришли к нам из других языков.

    В ходе выполнения этого задания формируется внимание к структуре слова, дети начинают понимать, что структура помогает понять смысл.

    Как развивающее задание предлагается дома сочинить или найти имена, которые сами дети могли бы объяснить. (Любомир:)

    Игра "Собери букеты".

    Собрать "цветы" (слова, близкие по значению, синонимы) в букеты и расставить слова-цветы по своим вазам.

    Сначала ребята ищут синонимы, затем расставляют их по вазам.

    Доброта- душевность, работа -занятие, родина -отечество, сражение-бой.

    В этой игре надо подвести учащихся к выводу, что существительные синонимы не обязательно относятся к одному роду.

    Происходит формирование лексического мышления, понимание, что русский язык - один из многих языков, существующих в мире, и каждый язык живет по своим законам.

    В заключение хотелось бы отметить следующее:

    • Лингвистические игры формируют и совершенствуют речевую активность ребенка.
    • Лингвистические игры направлены на развитие различных видов речевой активности (диалогической, монологической, устной и письменной).

    Главное правило организации лингвистической игры: РЕБЕНКУ ДОЛЖНО БЫТЬ ИНТЕРЕСНО И КОМФОРТНО!

    И тогда на любом этапе урока ребенок становится активным участником учебного процесса.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Обобщение опыта "Использование ролевой игры на уроках русского языка в 5-6 классах как средство формирования и развития интереса к предмету(на примере изучения разделов "Морфология", "Орфография" и "Лексика"

    В данном опыте  представлены ролевые игры, позволяющие формировать у обучающихся устойчивый интерес к предмету, навыки учебной деятельности , более прочные и глубокие знания; рассмотрены особенно...

    Лингвистические разминки на уроках русского языка в 8-9 классах.

    Лингвистическая разминка - это 5 тестовых заданий по разным разделам русского языка, которые необходимо повторять в 8-9 класах, так как большую часть программы в них  составляет "Синтаксис"....

    Игра для уроков русского языка "Лингвистический маджонг"

    Данная методическая разработка представляет собой описание игры, которую можно проводить на уроках русского языка в 5-х, 6-х классах при повторении материала....