О грехопадении прародителей (из опыта преподавания на катехизаторских курсах)
статья (10 класс) на тему

Протоиерей  Георгий Рыбаков

Статья опубликована в сборнике "Труды преподавателей Православной классической гимназии".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grehopadenie2.docx31.94 КБ

Предварительный просмотр:

Грехопадение прародителей

(Лекция на катехизаторских курсах)

По учению Св.Церкви, цель человеческой жизни есть стяжание Духа Святого, то есть единение с Богом. Но на этом пути существует препятствие, отдаляющее человека от Христа – грех. Все мы убиты ядом греха, все мы «заживо умерли» (1Тим.5,6). Какова же природа первородного греха, его последствия для мира и для человека?

Все творение Божие было совершенно: «И я нашел, что Бог сотворил человека правым» (Еккл.7, 29). Господь творит человека по образу Своему (Быт. 1,27). Адам своей природой, своими способностями соответствовал своему назначению – познанию Бога и служению Ему. Душевно-телесная природа первого человека была целостна и чиста, он не знал греха.

Бог дал нашим прародителям несколько заповедей. Первая – заповедь труда, преображения жизни: «И взял Господь Бог человека… и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его» (Быт.2,15). Вторая – заповедь познания мира, состоявшая в наречении имен «всякой душе живой» (Быт.2,19), ведь наименовать, наречь означает познать, определить внутреннюю суть. Это косвенно говорит нам о том, что Адаму были открыты физические законы мироздания, которые мы теперь отчасти постигаем. Наконец, самая главная заповедь, данная Богом человеку, – заповедь послушания. Заключалась она в очень простом требовании: воздерживаться от вкушения плодов древа познания добра и зла (Быт. 2,17).

Разбирая вопрос о грехопадении первых людей, остановимся на основных моментах, вызывающих недоумение у людей нецерковных и сомневающихся.

  1. Зачем Бог дал человеку дар, оказавшийся таким опасным?

Образ Божий, по которому был создан человек, должен заключать  в себе свободу. Свобода – величайший дар человеку. Адам призван был к обожению, но в жизни своей не сделал ни добра, ни зла. Выбор между добром и злом предоставлен свободной воле человека. Свт. Григорий Богослов говорил, что Господь «почтил» человека свободою, чтобы «добро принадлежало не меньше избирающему, чем и вложившему семена оного»[1].

  1. Зачем Бог насадил в раю это дерево, ставшее поводом ко греху?

Будем помнить, что «Бог не искушает никого же» (Иак.1,13). Призвание к обожению предполагает определенные усилия к этому, утверждение себя на пути добра, пожелание добра. Требование, чтобы Бог создал в человеке и само желание этого добра, лишает тогда нравственный выбор всякой ценности. Что же останется на долю свободного человека? По мнению епископа Варнавы Беляева, древо познания – простое средство, «которым свобода могла обнаружить принятое ею направление к добру или ко злу»[2].

        Относительно самого древа познания существует много различных трактовок.  

Свт. Григорий Богослов полагал, что древо это было созерцание, «к которому безопасно могут приступать только опытно усовершившиеся»[3], В.Н.Лосский сравнивал древо познания с Евхаристией[4]: прародители, причастившись против воли Бога, сделали это себе в осуждение.         Древо познания, несомненно, было величайшей святыней Вселенной. Со временем оно оказалось бы доступным Адаму, который должен был подготовиться к вкушению плодов этого древа послушанием, смирением, любовью к Богу.

  1. Зачем человеку дана такая трудная заповедь?

Ответим словами свт. Григория Богослова: «Затем, чтобы сохранив ее, заслужить славу. Дана не потому, чтобы Бог не знал будущего, но потому, что Он постановил закон свободы»[5]. Этот запрет – «закон для упражнения свободы»[6]. Смысл Божественного запрета заключался в послушании Богу по любви.

        Само по себе познание добра и зла грехом не являлось, запрет сводился к «добровольному испытанию, предназначенному для того, чтобы сделать свободу первого человека сознательной»[7]. Наши прародители, будучи призваны к послушанию, своим изволением выбрали преслушание: «Грех Адама в том, что он не сохранил любовь»[8].

  1. Почему Бог не запретил диаволу искушать человека?

На это вопрос мы уже частично ответили выше, но подчеркнем еще раз: если бы Господь запретил диаволу искушать человека, то ему пришлось бы ограничить его свободу. Если человек избирает зло свободным изволением, то, убрав один повод ко греху, как можно поручиться, что человек не найдет другого? Адама и Еву диавол не принуждал ко грехопадению. Человек своей свободной волей выбрал неподчинение Богу.

«Корень греха – это жажда самообожения»[9], - писал В.Н.Лосский. Диавол подсказал Еве бунт, а человек, выбрав зло, ввел его в мир: «зло – самосозданное произведение человеческой свободы»[10]. Но почему же нарушение заповеди Божией явилось грехом?

По словам апостола, «грех есть беззаконие» (1Ин.3,4), т.е. нарушение закона, данного Богом. Причем, нарушение сознательное, добровольное. Хотение добра и зла Бог предоставил свободной воле человека. Помимо свободы воли у человека была Божья благодать. Диавол попытался, возбудив в первых людях страсти, прежде всего, гордость, отвернуть их от Бога, чтобы Божия благодать отошла от них. Он обратился, прежде всего, к эмоционально-чувственному, страстному началу человеческой души. Ева вступила в беседу с диаволом, а со злом не беседуют, с ним борются. Она не только слушала лживые слова, но и отвечала на них. Более того, Ева внешний мотив для соблюдения заповеди («чтобы вам не умереть» (Быт.3,2-3)) поставляет главным и единственным, тогда как исполнение этой заповеди предполагает прежде всего любовь ко Творцу.

Диавол понял, что в послушании Богу Ева сдерживается не столько нравственным мотивом, любовью и благоговением к Богу, сколько рабским страхом перед смертью. И говорит ей уже явную ложь: «нет, не умрете»(Быт.3,4), но даже достигнете новой степени совершенства («будете, как боги» (Быт.3, 4-5)).

Ева окончательно забывает про заповедь, она взирает на запрещенное древо уже с утилитарной точки зрения: «хорошо для пищи», «приятно для глаз» и «вожделенно, потому что дает знание» (Быт.3,6). Апостол Иоанн Богослов в акте грехопадения Евы различает похоть плоти («хорошо для пищи»), похоть очес («приятно для глаз»)  и гордость житейскую («дает знание») (1 Ин.2,16). За возбуждением этой трехчастной похоти следует и самый грех: «и взяла плодов его и ела и дала также мужу своему, и он ел (Быт.3,6). Таким образом, наши праотцы, оказав преслушание Богу и склонившись в послушание диаволу, сами себя сделали его рабами, по словам преп. Макария Великого, который говорил: «Адам, преступив заповедь Божию и послушав лукавого змия, продал и уступил себя в собственность диаволу»[11].

Так произошло преступление, равного которому не было в последующей истории человечества, ибо «чтобы загладить его, понадобилась смерть Самого Единородного Сына Божия!»[12] Жизнь вне Бога дала силу над человеком стихиям, «которые пребывали в полной гармонии лишь при связи человека с Богом»[13]. Грехопадение оборвало эту связь, сразу явились и последствия самоутверждения человеческой воли. Рассмотрим более подробно последствия грехопадения.

Итак, «плод съеден, и грех развивается несколькими этапами»[14]. Когда Бог зовет Адама, прародители в страхе прячутся между деревьями, вместо того, чтобы «с воплем ужаса бросится к своему Создателю»[15]. Господь по милосердию Своему призывает их к покаянию: «Не ел ли ты плодов с дерева, с которого Я запретил  тебе есть?» (Быт.3,11) Адам не только не раскаивается в содеянном преступлении, он обвиняет Еву и даже Самого Бога: «Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел» (Быт.3,12). Ева тоже сваливает вину грехопадения на другого: «Змий соблазнил меня и я ела» (Быт.3,13). Воля человека ожесточается в грехе, вместо покаяния прародители «избирают лукавое самооправдание»[16]. С этого момента человек уже окончательно находится под властью лукавого и отторгается от Бога. По словам Макария Великого, если в доме не живет владелец, он «облекается во тьму, в бесславие, в поругание, наполняется нечистотою и гноем, так и душа, если Владыка ее не ликовствует в ней с ангелами, наполняется греховной тьмой, постыдными страстями и всяким бесславием»[17].

Тогда Господь возвестил Адаму и Еве последствия совершенного ими греха. Еве Бог сказал: «Умножая умножу скорбь твою в беременности твоей, в болезни будешь рождать детей» (Быт. 3,16). В этих словах изрекается наказание женщине, ведь чадородие – величайший акт земной жизни человека, предмет Божественного благословения (Быт.1,28), становится теперь источником скорби и страданий. Адаму Бог сказал: «В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят» (Быт.3,19). Таким образом, земное существование человека превратилось в трудовой подвиг и заканчивается теперь его смертью.

Самым главным и самым трагическим последствием грехопадения стала, впрочем, не физическая смерть, а смерть духовная, по слову апостола: «Оброцы греха смерть» (Рим.6,23). Для души гибельно удаление от Бога, поэтому духовная смерть «стала естественным следствием отделения человека от Бога»[18]. Прародители, а за ними и все мы «заживо умерли» (1Тим.3,6).

        Признаками духовной смерти у Адама и Евы явились помрачение ума, воли и чувств, всей человеческой природы. Помрачение ума прародителей проявилось уже в том, что они пытались скрыться от Лица Божия, забыв о Его любви, вездесущии и всеведении. Об извращении воли и чувств, произошедшем после грехопадения, говорит апостол Павел: «…не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю. Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, то не нахожу доброго, которого хочу, не делаю, а злого, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех» (Рим.7,15-20). Это мучительное состояние и есть борьба плоти и духа: «Плоть желает противного духу, а дух – противного плоти» (Гал.5,17). Св. Иоанн Кассиан Римлянин называл это состояние «непрерывной муждоусобной бранью»[19].

        Духовная смерть привела к расстройству природы человека, душа человека подчинилась его телу, «плоть стала управлять разумом, а разум стал жить пожеланиями плоти. Человек из духовного сделался плотским»[20].

Духовная смерть привела к физической. Свт. Григорий Богослов называет падшего человека «трупоносцем»[21], когда говорит о кожаных ризах, в которые Господь одел человека после грехопадения (Быт.3,21). Кожаные ризы – это «тяжелая плоть»[22], подверженная болезням, страданию и тлению. Оборвав своим грехопадением связь с Богом, люди приобрели свою нынешнюю биологическую природу, крайне уязвимую, противоположную блаженству и вечной жизни.

Но по неизреченной благости и милости Божией «самое наказание делается человеколюбием»[23], по слову свт.Григория Богослова. Святитель говорил о физической смерти как о приобретении, так как она послужила для пресечения греха, «чтобы зло не стало бессмертным»[24]. Покаяние возможно там, где есть плоть. После смерти, когда человек лишается тела, покаяние уже невозможно. Ангелы неспособны к раскаянию именно по причине своей бестелесности.

Грех как повреждение природы проникает во все сферы жизни земли: «Проклята земля за тебя» (Быт.3,17). Проклятие это сказалось не только в уменьшении производительных сил земли, не только в суровости климата, но и в законах, царящих с того времени в животном царстве. Человек, призванный быть проводником Божественных действий на всякую тварь, через которого мир был «способен воспринимать и усваивать Божественную благодать»[25] стал для сохранения жизни убивать и поедать других Божьих тварей, и сами животные стали убивать и поедать друг друга. Как писал апостол Павел, «вся тварь совокупно стенает и мучится доныне» (Рим.8,20).

Несколько слов следует сказать и о первородном грехе. В «Православном исповедании кафолической и апостольской Церкви восточной» говорится, что первородный грех «есть преступление закона Божьего, данного в раю прародитель Адаму…Сей прародительский грех перешел от Адама во все человеческое естество, поелику все мы тогда находились в Адаме»[26]. Мы все рождаемся грешными и, значит, подлежим всем последствиям греха: скорбям, болезням, смерти. Апостол Павел писал: «Как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» (Рим.5,12).

Первородный грех покаянием не очищается. Своими силами человек своего естества, поврежденного грехом, восстановить не может. Именно поэтому потребовалось пришествие  Самого Бога на землю – воплощение Сына Божия – для воссоздания падшего человеческого естества, для спасения человека от гибели и вечной смерти.

Итак, последствия грехопадения оказались тяжкими. Люди были изгнаны из рая, лишены блаженной райской жизни. Мир, помраченный прародительским грехом, изменился: земля с трудом дает урожай, животные становятся дикими и хищными. Появляются болезни, страдания и смерть. Люди потеряли непосредственное общение с Богом: «Человек пал, и с ним пошатнулась вся вселенная»[27].

Но любовь Божия поистине безгранична. Бог не уничтожил согрешивших Адама и Еву, не отстранился от них, но Сам стал человеком, чтобы ввести нас в Свое Царствие. «Царствует ад, но не вечнует над родом человеческим» - поется на вечерне Великой Субботы. Воскресением Христовым ад был сокрушен, Господь ввел оттуда узников, и каждого из нас ждет Он в Своем Светлом Царстве.


[1] Григорий Богослов. Избранные слова. М., 2002. С. 112.

[2] Варнава(Беляев), епископ. Основы искусства святости: Опыт изложения православной аскетики. В 4-х т. Т.1. Нижний Новгород, 1996. С.217.

[3] Григорий Богослов. Избранные слова. М., 2002. С. 113.

[4] Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М., 1991. С.248.

[5] Григорий Богослов. Указ.соч. С. 113.

[6] Там же, с. 113.

[7] Лосский В.Н. Указ.соч. С.249.

[8] Антоний (Блум), митрополит. Беседы о вере и Церкви. М.,1991. С.155.

[9] Лосский В.Н. Указ.соч. С.252.

[10] Варнава(Беляев), епископ. Указ.соч. С.219.

[11] Добротолюбие. О страстях и борьбе с ними. М.,2003. С.7.

[12] Варнава (Беляев), епископ. Указ.соч. С.221.

[13] Свенцицкий В., протоиерей. Диалоги. М., 1995. С.52.

[14] Лосский В.Н. Указ.соч. С.253.

[15] Там же, с. 253.

[16] Алипий, архимандрит; Исайя, архимандрит. Догматическое богословие: Курс лекций. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1997. С.238.

[17] Добротолюбие. О страстях и борьбе с ними. М.,2003. С.9.

[18] Алипий, архимандрит; Исайя, архимандрит. Указ. соч. С.238.

[19] Добротолюбие. О страстях и борьбе с ними. М.,2003. С.268.

[20] Алипий, архимандрит; Исайя, архимандрит. Указ. соч. С.239.

[21] Григорий Богослов. Указ.соч. С. 133.

[22] Там же, с.133.

[23] Там же, с.113.

[24] Григорий Богослов. Указ.соч. С. 113.

[25] Давыденков О., иерей. Догматическое богословие: Курс лекций в 3-х частях. Ч.3. М., 1997. С.93.

[26] Варнава (Беляев), епископ. Указ.соч. С.226.

[27] Антоний (Блум), митрополит. Указ.соч. С.156.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Из опыта преподавания математики в 6 классе"

"Из опыта преподавания математики в 6 классе"Адаптация педагогической технологии Е.Б.Арутюнян, М.Б.Волович, Ю.А.Глазкова, Г.Г.Левитаса для комплектов средств обучения Н.Я.Виленкина, А.С.Чеснокова, С.И...

«Из опыта преподавания математики и подготовки учащихся к ГИА и ЕГЭ"

В данной работе представлена  система подготовки учащихся к сдаче экзаменов, которая включает в себя несколько направлений: создание банка тестовых заданий, освоение тестовых технологий, повышени...

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ ЛИТЕРАТУРЫ КАК ОДИН ИЗ ПУТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ (ИЗ ОПЫТА ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ ПО АВТОРСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ Б.С.ДЫХАНОВОЙ )

Это небольшой опыт моей работы по авторской технологии преподавания литературы профессора Воронежского педагогического университета Б.С.Дыхановой. Очень интересно было работать. Учила детей и училась ...

Из опыта преподавания немецкого языка как второго иностранного

         Владение иностранным языком открывает доступ к культурным и научным ценностям других народов, обеспечивает установление с ними деловых и культурных связе...

Как повысить вычислительную культуру учащихся по подготовке их к ЕГЭ (Из опыта преподавания математики).

 Задачи первой части ЕГЭ на первый взгляд кажутся настолько простыми, что никакая подготовка к решению таких задач в старших классах школы не требуется. Однако результаты ЕГЭ показывают, ч...

Об опыте преподавания курса ОРКСиЭ в школе №427 города Кронштадта

В данной работе анализируется опыт учителя по курсу ОРКСиЭ, предлагаются методические приёмы по проведению уроков по модулю "Светская этика"....

Особенности преподавания математики через курсы по выбору и элективные курсы

Прилагательное «элективный» в переводе с латинского языка означает избранный, отобранный. Отсюда следует, что курс, названный «элективным» должен выбираться.Выбор и посещение элективного курса по мате...