Из опыта преподавания немецкого языка как второго иностранного
статья по теме

Ермоленко Анастасия Анатольевна

 

           Владение иностранным языком открывает доступ к культурным и научным ценностям других народов, обеспечивает установление с ними деловых и культурных связей, служит формированию всесторонне развитой, социально активной личности. Владение двумя иностранными языками является показателем большого интереса, проявляемого человеком, к общественной жизни и к саморазвитию как личности. Учитывая потребность учащихся к изучению второго иностранного (немецкого) языка, нами была разработана программа, формирующая основы практического владения немецким языком.

             В настоящее время немецкий язык занимает прочное место в реестре изучаемых вторых языков, но обучение иностранному языку необходимо строить в тесной взаимосвязи обучения языку и культуре, вызванной развитием мультикультурного сообщества.

       Основной целью обучения немецкому языку как второму иностранному является формирование у учащегося способности, готовности и желания участвовать в межкультурной коммуникации и самосовершенствоваться в овладеваемой им коммуникативной деятельности.

        В содержание программы входит обучение различным видам речевой деятельности по следующим темам: «Знакомство», «Семья», Еда», Животные», «Покупки», «В городе», «Поездка», «Письмо», «Культурная программа».

        Предметное содержание направлено на овладение коммуникативной, языковой, социальной компетенции.

  Коммуникативная компетенция предусматривает овладение следующими умениями:

-   представиться, расспросить собеседника и рассказать о себе,
о своей семье;

-   сформировать вопросы по поводу проезда по городу;

-   заказать билеты на поезд, самолёт;

-   сформировать вопросы о товаре (продукте) и выразить свои
желания;

-   написать открытку, письмо;

-   участвовать в разговоре с целью посещения кино, театра;

- прочитать текст и извлечь основную(полную) информацию.
Языковая компетенция предполагает:

-   знание лексического материала по темам;

-   умение употреблять в речи Ргȁsens, Реrfekt, Futurum1;

-   умение употреблять предлоги и модальные глаголы в речи.
Социальная компетенция предусматривает:

-   умение общаться в заданной ситуации;

-   формирование социолингвистических и психолингвистических
понятий;

-   осознание и умение учитывать национальные межкультурные
различия в поведении и коммуникации.

          Межкультурная коммуникация есть адекватное социальное взаимодействие двух или более участников коммуникативного акта - представителей разных культур. Соответственно, обучение немецкому языку служит развитию у учащихся не только коммуникативной, но и межкультурной компетенции.

          Итак, программа ставит перед учителем конкретные задачи. Эффективности обучения способствует его индивидуализация:

 -связь с жизнью, которая обеспечивает тесную связь с внеклассной работой;

-   максимальный учёт личностных и возрастных особенностей обучаемых;

-использование    дидактических    материалов, справочной литературы;

-обучение учащихся самостоятельному добыванию знаний;

-использование межпредметных связей;

-сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм работы.

        В данной программе интеллектуальная активность достигается созданием условий, в которых учащимся предлагается выбрать способы поведения. Что касается эмоциональной активности, то положительное эмоциональное состояние на уроках достигается путем создания интересных заданий, которые были ситуативно обусловлены, в которых учитывались индивидуальные способности учащихся. Для повышения речевой активности необходима интенсификация учебной деятельности каждого ученика на уроках путем использования различных режимов работы. Безусловно, внеурочная работа учащихся по предмету повышает мотивацию и способствует осуществлению основной цели обучения немецкому языку как второму иностранному, а именно - формированию у учащегося способности, готовности и желания участвовать в межкультурной коммуникации.

         Реализация программы предполагает не столько обретение учащимся необходимых для общения языковых средств, сколько формирование картины мира учащегося за счёт приобщения его к новым знаниям о культуре изучаемого языка, составляет основу межкультурной компетенции. В процессе обучения немецкому языку как второму иностранному необходимо развивать у учащихся толерантное отношение к другому образу жизни, мыслей, умение и желание понимать различие и общность в родной культуре и культуре страны изучаемого языка. Учащиеся должны быть открыты к восприятию другого мира, ведь это поможет обогатить ему и своё мировосприятие. Неоспоримую помощь в реализации программы оказывает внеклассная работа по предмету.

        Исходя из всего вышесказанного, перед началом работы учащимся была предложена анкета с целью выявления владения  ими какой-либо информации о стране изучаемого языка. В анкету входили следующие вопросы:

1. Что вы знаете о Германии? (столица, глава страны, выдающиеся люди, учёные, музыканты, спортсмены, достопримечательности).

2. Какие черты характера присущи немцам как нации?

3. Хотели бы вы поближе познакомиться с культурой и обычаями Германии?

4. Что конкретно вас интересует?

     Из опрошенных 30 человек большинство ответов показало, что   ученики владеют информацией в пределах школьной программы. Они знают и столицу, и географическое положение страны, могут назвать известных политиков, спортсменов, популярные музыкальные группы, имеют представление о промышленности (особенно автомобилестроении). Но то, что касается особенностей характера, зачастую их высказывания походили на предположения. Дети описывали немцев как прагматиков,  замкнутых и очень сдержанных людей, некоторые наслышаны об их пунктуальности и чистоплотности. Естественно, редко кто из учеников имел возможность составить своё мнение о немцах после реального общения с ними, и такое мнение у них сложилось после просмотров фильмов или чтения, поэтому сто процентов опрошенных изъявило желание как можно больше узнать о Германии. Детей интересует фактически всё: кинематограф, музыка, спорт, наука и, естественно, как живут немецкие подростки.

        Учитывая данные анкетирования, и в целях повышения мотивации при  изучении немецкого языка, учащимся в начале учебного года было предложено выбрать тему для самостоятельного изучения, связанную с Германией и интересующую их больше всего. Дети выбрали: футбол, музыку, традиции и автомобилестроительство. В течение четверти они собирали интересующую их информацию, обсуждали в классе и оформляли проекты. В результате самые красочные и интересные были представлены на обсуждение. Это проекты о Кнуте - маленьком медвежонке, оставшемся без попечения медведицы, и красочная презентация о немецкой масленице. 

            Помимо описанной выше индивидуальной формы внеклассной работы  в нашей школе проводятся групповые и массовые мероприятия. Это конкурсы, концерты, олимпиады, научно-практические конференции, и, конечно, традиционный день иностранного языка.   День иностранного языка  стал Праздником  иностранного языка в нашей школе, объединяющий учителей, учеников и их родителей. Каждый год определяется тематика и разнообразные формы проведения, в зависимости от возрастных особенностей  и уровня языковой подготовки учащихся. Несомненно, внеклассная работа наряду с традиционными формами даёт хороший результат и предоставляет неограниченные возможности, как учителю, так и учащимся.  

        Внеклассная работа имеет большое значение для всестороннего развития учащихся и, являясь неотъемлемой частью обучения иностранному языку, помогает реализовать основную цель обучения, а именно, сформировать основы практического владения немецким языком в тесной взаимосвязи обучения языку и культуре.

 

         

        

 

 

           

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика преподавания немецкого языка как второго иностранного

Методика преподавания немецкого языка как второго иностранного. Выступление учителя немецкого языка СШ №11 на городском семинаре преподавателей немецкого языка (апрель 2012)....

Статья "Особенности преподавания немецкого языка как второго иностранного на современном этапе модернизации российского образования"

Данная статья была написана в рамках подготовки районного семинара учителей немецкого языка. Проблемы, связанные с преподаванием немецкого языка как второго иностранного волнуют многих коллег. В связи...

Методический семинар "Особенности преподавания немецкого языка как второго иностранного на базе английского"

Материал участника конкурса "Учитель года - 2020" содержит анализ принципов преподавания немецкого языка как второго иностранного и упражнения. иллюстрирующие использование сопоставительного...

Из педагогического опыта: преподавание немецкого языка как второго иностранного после английского

Преподавание немецкого языка как второго иностранного после английского в соответствии с ФГОС...

Актуальность преподавания немецкого языка как второго иностранного языка

Актуальность преподавания немецкого языка как второго иностранного языка...

Презентация по теме "Особенности преподавания немецкого языка как второго иностранного"

Изучение немецкого языка как второго иностранного языка, его особенности, сложности...