Статья "Особенности преподавания немецкого языка как второго иностранного на современном этапе модернизации российского образования"
статья по немецкому языку на тему
Данная статья была написана в рамках подготовки районного семинара учителей немецкого языка. Проблемы, связанные с преподаванием немецкого языка как второго иностранного волнуют многих коллег. В связи с этим, данная статья может вызвать интерес у учителей немецкого языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 75.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности преподавания немецкого языка как второго иностранного на современном этапе модернизации российского образования
Можно утверждать, что введение второго иностранного языка в учебный план общеобразовательной школы стало реальным шагом на пути к поликультурному образованию, к формированию многоязычной личности.
Объективно английский язык является самым распространенным среди изучаемых языков в школе. В большинстве случаев английский язык - это первый иностранный, а в качестве второго учащиеся могут выбрать один из европейских языков (французский, немецкий или испанский).
Введение второго иностранного языка в школе означает, что образование становится многоязычным: родной язык, первый иностранный, второй иностранный образуют уникальное лингвистическое явление - триглоссию. Вместе с тем, поскольку обучение любому языку неразрывно связан с культурой страны изучаемого языка, правомерно говорить об изучении второго иностранного языка в школе как о феномене поликультурного образования.
Цели обучения второму иностранному языку
Для разработки адекватной методики обучения второму иностранному языку в условиях школы необходимо дать аргументированные ответы на следующий вопрос: каковы приоритетные цели обучения второму иностранному языку?
Определение и формулировка цели изучения второго иностранного языка в общеобразовательной школе представляется основополагающим моментом в разработке всего комплекса проблем обучения второму иностранному языку в школе.
Н.Д. Гальскова в качестве основной цели обучения немецкому языку как второго иностранного языка предлагает “формирование у учащегося способности, готовности и желания участвовать в межкультурной коммуникации и самосовершенствоваться в овладеваемой им коммуникативной деятельности”.
Названная выше цель обучения немецкому языку представляет собой сложное интегративное целое, выходящее не только на коммуникативную, но и на межкультурную компетенцию.
Названная выше цель обучения немецкому языку представляет собой сложное интегративное целое, выходящее не только на коммуникативную, но и на межкультурную компетенцию.
Прагматический аспект цели обучения второго иностранного языка связан с формированием у учащихся коммуникативной компетенции, позволяющей им в соответствии с их реальными и актуальными потребностями и интересами использовать немецкий язык на базовом уровне в наиболее типичных ситуациях речевого общения.
Необходимый уровень владения коммуникативной компетенцией
это наличие у учащихся
- знаний о системе немецкого языка и навыков оперирования языковыми средствами общения данного языка;
- коммуникативных умений, т.е. умений понимать и порождать высказывания на немецком языке в соответствии с конкретной сферой, тематикой и ситуацией общения.
Учащиеся должны уметь
- в устной и письменной форме устанавливать и поддерживать контакт с партнером по общению, сообщать и запрашивать информацию различного объема и характера, логично и последовательно высказываться и адекватно реагировать на высказывания партнера по общению;
- использовать различные стратегии извлечения информации из звучащего или письменного текста и интерпретировать полученную информацию.
Страноведческий аспект
В процессе обучения немецкому языку как второму иностранному учащийся расширяет свою индивидуальную картину мира за счет приобщения к языковой картине мира носителей этого языка, к их духовному наследию, национально-специфическим способам достижения межкультурного взаимопонимания. Он учится также объяснять их образ жизни, поведения. При этом в сознании учащегося осуществляется синтез знаний как о специфике родной культуры, культуры первого и второго языков, так и об общности знаний о культурах и коммуникации. Именно за счет критического осмысления чужого образа жизни и осуществляется процесс обогащения картины мира обучающегося.
Принципы обучения
Н.Д. Гальскова выделила следующие основные методические принципы обучения немецкому языку как второму иностранному языку:
1. Обучение немецкому языку как второму иностранному имеет ярко выраженную личностно ориентированную направленность:
учащийся рассматривается как субъект учебной деятельности и как субъект межкультурного общения.
2. Обучение немецкому языку как второму иностранному представляет собой когнитивный процесс:
обучать языку – значит обучать культуре его носителя, формировать у учащегося способность соотносить свое и чужое, осознавать, что объединяет исходную культуру и культуры стран изучаемого первого и второго иностранного языка и что является отличным и почему.
3.Обучение немецкому языку как второго иностранного строится как творческий процесс.
Согласно этому принципу фронтальная работа сводится к минимуму. Парные, групповые виды работы, совместные творческие задания и проекты занимают в учебном процессе значительное место. У учащегося должна быть возможность в ходе решения тех или иных коммуникативных задач реализовать собственные намерения.
4. Обучение немецкому языку как второму иностранному должно носить деятельностный характер.
Реализация данного принципа способствует созданию в учебном процессе условий, в которых:
- учащиеся учатся адекватному выражению сложных мыслей и состояний применительно к целям, условиям и участникам общения;
- речевое общение органично вплетается в интеллектуально-эмоциональный контекст деятельности учащихся;
- последовательно реализуются межпредметные связи;
- каждый учащийся имеет возможности проявить собственную фантазию, креативность,активность и самостоятельность;
- каждое действие имеет для учащегося глубокий личностный смысл.
5. Обучение немецкому языку как второму иностранному направлено на формирование автономии учащегося в учебной деятельности и в межкультурной коммуникации. Важную роль играют творческие задания, проектная работа. Обучение немецкому языку должно стимулировать высокую личную мотивацию учащихся в общении на немецком языке и в изучении этого языка.
6. Обучение немецкому языку как второму иностранному имеет ярко выраженную коммуникативную направленность. Это значит, что учебный процесс направлен не на формирование разрозненных умений, а на развитие интегрирующей их коммуникативной компетенции. При этом важно создавать в учебном процессе мотивы каждого речевого и неречевого действия учащихся как при обучении средствам общения (лексике, грамматике, фонетики), так и умениям общения.
7. Обучение немецкому языку как второму иностранному имеет последовательную ориентацию на речевой, учебный, культурный опыт учащегося, сформированный в процессе постижения им родной культуры и осмысления родного языка, а также изучения первого иностранного языка и культуры его носителя.
Содержание обучения
Вопрос о содержании обучения иностранного языка вообще и второго иностранного языка в частности относится к числу наиболее сложных с методической точки зрения задач, несмотря на его исключительную важность для практики обучения.
Предметная сторона содержания обучения немецкому языку как второму иностранному отражает типичные для учащихся сферы общения:
- бытовую,
- социально-культурную,
- учебную,
- профессиональную.
Учебный процесс предполагает не последовательное, а концентрическое рассмотрение тем и подтем и при этом предусматривается их углубление и проблематизация.
Лексические, грамматические, произносительные и орфографические навыки являются непременным условием формирования условий речевой деятельности.
Данные навыки выступают по отношению к речевым умениям такими же необходимыми условиями, как сохранение немецких слов или грамматических явлений в памяти учащегося.
Данные навыки выступают по отношению к речевым умениям такими же необходимыми условиями, как сохранение немецких слов или грамматических явлений в памяти учащегося.
Отбор и организация содержания обучения осуществляется в соответствии со следующими критериями:
1. Содержание обучения должно отвечать актуальным, коммуникативно- познавательным интересам учащихся и отражать реальные потребности и условия использования немецкого языка как средства общения, то есть быть максимально приближенным к условиям и целям реальной межкультурной коммуникации.
2. Содержание обучения призвано стимулировать развитие интереса и положительного отношения учащихся к немецкому языку, влиять на мотивационно-побудительную сферу его личности.
3. Содержание обучения должно быть нацелено на приобщение учащихся к культуре немецкоговорящих народов и стран, на осмысление ее специфики по сравнению с культурой родного и первого иностранного языков.
4. Содержание обучения должно способствовать осознанию учащихся особенностей немецкого языка в их сопоставлении с особенностями родного языка и системы первого иностранного.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2024/05/02/picture-26588-1714651377.jpg)
Из опыта преподавания немецкого языка как второго иностранного
Владение иностранным языком открывает доступ к культурным и научным ценностям других народов, обеспечивает установление с ними деловых и культурных связе...
Методика преподавания немецкого языка как второго иностранного
Методика преподавания немецкого языка как второго иностранного. Выступление учителя немецкого языка СШ №11 на городском семинаре преподавателей немецкого языка (апрель 2012)....
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/19/picture-905383-1489926459.jpg)
О прохождении курсов повышения квалификации «Интерактивные подходы в преподавании немецкого языка как второго иностранного»
Курс организован на платформе Гёте-Института....
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/23/picture-1000520-1516709709.jpg)
Методический семинар "Особенности преподавания немецкого языка как второго иностранного на базе английского"
Материал участника конкурса "Учитель года - 2020" содержит анализ принципов преподавания немецкого языка как второго иностранного и упражнения. иллюстрирующие использование сопоставительного...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/22/picture-1201509-1577033599.jpg)
Из педагогического опыта: преподавание немецкого языка как второго иностранного после английского
Преподавание немецкого языка как второго иностранного после английского в соответствии с ФГОС...
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/17/picture-64552-1597692672.jpg)
Актуальность преподавания немецкого языка как второго иностранного языка
Актуальность преподавания немецкого языка как второго иностранного языка...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/28/picture-1033037-1669640024.jpg)
Презентация по теме "Особенности преподавания немецкого языка как второго иностранного"
Изучение немецкого языка как второго иностранного языка, его особенности, сложности...