СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ СО ШКОЛЬНИКАМИ
статья на тему

Вайсерова Марина Анатольевна

В статье рассматривается проблема повышения эффективности профориентационной работы со школьниками посредством сетевого взаимодействия с учреждениями, занимающимися профессиональной подготовкой. Мы знакомим с субъектами сетевого взаимодействия и подробно описываем опыт сотрудничества с двумя учреждениями: Российский колледж традиционной культуры  и Санкт-Петербургский университет управления и экономики. Описаны формы взаимодействия с учреждениями, заполняемые учениками материалы, результаты анкетирования учащихся по проблеме востребованности осуществляемой профориентационной работы. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

УДК  37.048.45                                              

                                                         Суенкова Валентиновна

Директор

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 459

Санкт-Петербург

Вайсерова Марина Анатольевна

Заместитель директора по ВР

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 459

Санкт-Петербург

Петрова Ольга Юрьевна

Учитель истории и культуры Санкт-Петербурга

Suenkova A.V.

Vayserova M.A.

Petrova O.Y.

Secondary School №459

Saint-Petersburg

Russia

СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ

СО ШКОЛЬНИКАМИ

Аннотация: В статье рассматривается проблема повышения эффективности профориентационной работы со школьниками посредством сетевого взаимодействия с учреждениями, занимающимися профессиональной подготовкой. Мы знакомим с субъектами сетевого взаимодействия и подробно описываем опыт сотрудничества с двумя учреждениями: Российский колледж традиционной культуры  и Санкт-Петербургский университет управления и экономики. Описаны формы взаимодействия с учреждениями, заполняемые учениками материалы, результаты анкетирования учащихся по проблеме востребованности осуществляемой профориентационной работы.

Ключевые понятия: профориентация, сотрудничество, карта оценки профессии, погружение в профессию, мастер-класс.

Network communication as a condition of effective professional

orientation work  with school students

Abstract: The article considers the problem of improving the efficiency of vocational guidance work with students through networking with institutions for training. We acquaint with the subjects of networking and in detail described the experience of cooperation with two institutions: the Russian College of traditional culture and the St. Petersburg University of Management and Economics Forms of cooperation with institutions, students fill in the materials, the results of questionnaires of students on the issue of demand for career guidance undertaken are described in this article.

Key words: professional orientation, cooperation, a card of an assessment of a professional, immersion in a profession, a master class.

У каждого человека наступает период жизни, когда наиболее важными для него становятся ответы на вопросы, обращенные к самому себе: На что я способен? Какой я? Чего я хочу и кем могу стать? Профориентация (от лат. profession – род занятий и фр. orientation - установка) – комплекс занятий, проводимый с целью выявить склонность к определенному роду деятельности, профессии.

Наиболее распространенные методики профориентации  - это опросники, например Дифференциально-диагностический опросник Климова, Самооценка индивидуальных склонностей  и ряд других. На основе тестов профессиональный психолог определяет склонность человека к тому или иному типу профессии. Насколько осознанным и эффективным становится выбор школьником профессионального пути? В своей деятельности мы опираемся на разработки Н. С. Пряжникова [1], в соответствии с которыми процесс профессионального самоопределения  должен быть многокомпонентным, включающим в себя оценку внутренних возможностей и потребностей человека, определение образа желаемого профессионального будущего (профессиональных целей), анализ своих ресурсов и ограничений и их сопоставление с внешними  предложениями и требованиями конструирования профессионального вида деятельности из элементов спроса и предложения. Итогом становится построение конкретных шагов для достижения желаемого профессионального будущего с учетом выявленных ресурсов и ограничений.

До сих пор эта проблема касалась лишь той части обучающихся, которая после окончания неполной средней школы продолжала обучение в профессиональных училищах, лицеях и техникумах. Обучающиеся, поступающие  в 10-й класс, имели еще некоторый период времени для окончательного самоопределения и выбора будущей профессии и образовательного заведения. С введением и предпрофильного, и профильного обучения возникла необходимость более раннего профессионального самоопределения. Современные ученики поставлены в ситуацию выбора своего профессионального будущего уже в средней школе.

К сожалению, современное образовательное пространство школы имеет мало возможностей для профориентационной работы со школьниками. Для расширения возможностей школы мы обращаемся к сотрудничеству с образовательными учреждениями профессионального обучения, к сетевому взаимодействию. Цель нашего сотрудничества -  активизировать процессы самопознания  и профессионального самоопределения обучающихся через воспроизведение зримых образов будущего.

Наша школа на протяжении 10 лет сотрудничает с  Санкт-Петербургским государственным бюджетным профессиональным образовательным учреждением «Российский колледж традиционной культуры». Российский колледж традиционной культуры Санкт-Петербурга основан в 1967 году и является государственным бюджетным образовательным учреждением среднего профессионального образования, Колледж специализируется на подготовке специалистов в области народных художественных промыслов и ориентирован на получение таких профессий как художественное ткачество и ковроткачество (гобелен), художественная роспись по ткани (батик), художественная роспись по дереву, художественная керамика, художественный металл, художественная обработка дерева. Но сегодня профессиональный спектр значительно расширен: это и специалист по туризму (предоставление экскурсионных услуг); и документационное обеспечение управления и архивоведение; и повар, и водитель автомобиля категории «В», и слесарь по ремонту автомобилей, и оператор заправочной станции, и модельер-художник, и электрогазосварщик и пр.   Таким образом, есть возможность получить самые разнообразные профессии, которые могут быть интересны и мальчикам, и девочкам. И с другой стороны, есть потенциал для проведения самых разнообразных погружений учащихся в мир профессий. По договорённости с колледжем наши ученики малыми группами посещают практические занятия по разным специальностям. По-возможности, эти погружения в профессию мы стараемся приблизить к профессиональным пробам, ориентируясь на идеи С. Фукуямы [2].

Участвуя профориентационных погружениях и в других формах работы, ученики 7-10 классов нашей школы заполняют Карты оценки профессий, с которыми они познакомились, оценивая каждую профессию по критериям. Критерии были разработаны нами вместе со школьниками на деловых играх. Перечислим выделенные нами критерии:

  • Востребованность на рынке труда.
  • Доходность.
  • Требования к физическим способностям.
  • Требования к здоровью.
  • Нервно-эмоциональная напряженность
  • Требования к характеристикам мышления и кругозора
  • Какие качества характера особенно важны.
  • Возможность проявить творчество
  • Влияние на семейную жизнь.
  • Степень общения в труде.
  • Возможность карьерного роста.
  • Где можно получить образование
  • Степень предпочтительности профессии для меня

Заполнив первые позиции, ученик подводит итог и оценивает степень предпочтительности данной профессии для себя в баллах по 10-бальной шкале. Общим итогом становится наличие перечня профессий, представленного иерархически по степени предпочтительности для ученика. 

За годы сотрудничества между нашими образовательными учреждениями сложилась дружественные партнёрские отношения и возник ряд плодотворных традиций. Российский колледж традиционной культуры представляет собой уникальное учебно-производственное объединение, в котором осуществляется научная, экспериментальная, методическая работа по различным направления профессиональной педагогики. Он является экспериментальной площадкой Российской Академии образования с 1993 г., Ассоциированной школой ЮНЕСКО с 2008 г. Широкая система факультативов, студий, клубов по интересам, творческих лабораторий и спортивных секций позволяют каждому студенту выбрать занятие по душе, участвовать в международных проектах, получить дополнительную специализацию. Колледж готовит специалистов для различных отраслей экономики. Они составляют большую часть коллектива предприятий художественных промыслов, сферы обслуживания.

Наши выпускники посещают открытые уроки, мастерские, факультативы в колледже. Мероприятия проходят в атмосфере творчества и взаимопонимания. Учащиеся с удовольствием получают представления о профессиях. Недавно посетили урок по рисунку. 

Студенты и преподаватели колледжа с удовольствием приезжают к нам в школу. Проводят профориентационные занятия, беседы, мастер- классы. Особенно старшеклассникам запомнилось «Дефиле моделей одежды». Коллекция полностью была разработана и создана учащимися колледжа. Кроме того придуманы прически и макияж. Результатом социального партнерства мы считаем то, что от 3 до 10% наших выпускников ежегодно становятся студентами колледжа.

Ежегодно выпускные классы школы посещают Ярмарку  профессий, где знакомятся с будущими специальностями. В Пушкине находится немало высших учебных учреждений профессионального образования: Институт правоведения и предпринимательства,  Военно-морской политехнический институт (история которого началась с 1798 года с создания Училища корабельной архитектур), Санкт-Петербургский Государственный Аграрный Университет (старейший аграрный ВУЗ России),  Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина. Мы поддерживаем связи со всеми вузами и благодаря постоянному сетевому взаимодействию находимся в курсе планов работы учреждений, поэтому приглашаем ребят на дни открытых дверей, олимпиады и пр. Кроме того, организуем экскурсии и встречи при наличии потребностей у учеников и их родителей. В шаговой доступности от школы находится Санкт-Петербургский университет управления и экономики (СПбУУиЭ), с которым у школы сложились давние и прочные связи. Учащиеся 10-11  классов ежегодно посещают дни открытых дверей в университете, студенты проводят экскурсии и знакомят старшеклассников с  условиями обучения в ВУЗе. В течение трёх лет на базе Университета проводились уроки, так как в переполненной школе не хватало помещений. Наши ученики могли посещать события студенческой жизни – студенческие конференции, вечера, КВН, праздники. Это явление помогло школьникам ассимилироваться в студенческую среду, узнать традиции и особенности студенческой жизни, захотеть стать студентом. 18 февраля 2016 года в Учебно-гостиничном комплексе университета «Пушкинский» состоялось профориентационное мероприятие для учащихся школы. Перед будущими абитуриентами выступила специалист профориентационной работы Университета Белкина Л.Ф. Она рассказала старшеклассникам об условиях приема в вуз и представила образовательные программы, по которым СПбУУиЭ ведет прием в 2016 году. Старший преподаватель Института международных программ Смишкалне Э.Я. провела для ребят мастер-класс «Проект стартап». Вопрос «Как начать свой бизнес?» волнует наших будущих предпринимателей, экономистов и топ-менеджеров. На примерах известных компаний аудитории было наглядно доказано, что для начала собственного бизнеса деньги не всегда важны. Нужна идея, которая имеет инновационную основу, идея, которая ранее не существовала. Учащиеся поняли, что те стартапы, которые просто трансформируют и улучшают уже существующие продукты, идеи и тому подобное, на 99% обречены на провал.  Во время мастер-класса ребята узнали много нового и интересного и могли почувствовать себя настоящими студентами. Представители университета постоянно подчёркивают, что рады видеть выпускников школы №459 в рядах первокурсников СПбУУиЭ. Такие встречи помогают ученикам понять, что в современном индустриальном обществе условием успешной профессиональной деятельности становится умение ее перестраивать с учетом резкого изменения общественно-экономических отношений, ценностных ориентаций, жизненной философии. В период автоматизации и интеллектуализации производства возникает потребность в представителях гибридных и сквозных профессий, которые могут трудиться во многих отраслях экономики. На первый план выдвигаются новые измерения трудовой деятельности людей: свободный поиск, риск, маневренность и оперативность в принятии решений.

Результаты итогового анкетирования показали, что сетевое взаимодействие с профессиональными учебными заведениями интересны для  обучающихся, активизируют процессы самоопределения и самопознания в поиске профессионального пути. В анкете мы просили проранжировать по значимости формы используемой нами в школе профориентационной работы. Большинство опрошенных ставит на первое место по значимости погружения в профессию и моделирование профессиональных ситуаций - 85%. На втором – посещение профессиональных учебных заведений и профориентационные игры - 75%. На третьем месте по предпочтению тесты на выявление способностей и особенностей личностного развития – 43%, и на третьем месте - игры на знание профессий - 23%. Наименее востребованными оказались такие формы как написание реферата о профессии (3%). Около 60% опрошенных изъявили желание участвовать в профориентационной деятельности на основе сетевого взаимодействия во внеурочное время, 20% затруднились ответить на данный вопрос, 20% ответили отрицательно, но как показала уточняющая диагностика, это, главным образом, ребята, которые уже определились в своём выборе и ведут интенсивную подготовку.

Анкетирование и учащихся, и их родителей показало высокую степень удовлетворённости осуществляемой школой в содружестве с учреждениями профессиональной подготовки профориентационной работой. Таким образом, сетевое взаимодействие с профессиональными образовательными учреждениями улучшает качество работы по подготовке учащихся к выбору профессии, востребовано учащимися школы.

Список литературы:

  1. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика. – М.: «Академия», 2007 . – с. 503

  1. Фукуяма С. Теоретические основы профессиональной ориентации. – М.: Изд-во МГУ, 1989. – 108 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет: "Педагогическое взаимодействие-важнейшее условие эффективности образовательного процесса"

Сегодня прочно вошли в наш профессиональный язык такие понятия, как «гуманный подход», «педагогика сотрудничества», «личностно ориентированное воспитание». В современной пара­дигме образования ученик ...

Модель сетевого взаимодействия «Детский сад + школа». Система работы по обеспечению преемственности «Детский сад + школа» в условиях реализации ФГОС.

Королева Н.С., Шестопалова Л.А., Фомина А.С.Стандарты второго поколения одной из приоритетных задач определяют преемственность в обучении. Обеспечение преемственности позволяет решить проблему адаптир...

Технологии педагогического взаимодействия как условие эффективного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ

В презентации рассматриваются субъекты образовательного процесса, характеристика и типы взаимодействия, техники и приемы активного слушания....

Выступление на августовской конференции на тему: "Сетевое взаимодействие -инструмент для эффективной реализации общеобразовательных программ с целью расширения ресурсного обеспечения качества образовательных услуг"

Стратегическая цель государственной политики в области образования – повышение  доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного  развития экономики, ...

Пути создания моделей сетевого взаимодействия в условиях современного развития техносферы дополнительного образования

В условиях реализации Целевой модели развития региональной системы дополнительного образования в Республике Адыгея предлагаются разные условия для организации образовательного пространства для различн...

Методическая разработка доклада «Сетевое взаимодействие как условие социальной адаптации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья», 2024

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"30792147","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"30792126","attributes":{"alt":"","class"...