Занятие с педагогами «Воспитание произвольности поведения»
методическая разработка на тему

Тимофеева Людмила Валерьевна

Занятие с педагогами «Воспитание произвольности поведения»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitanie_voli.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие с педагогами «Воспитание произвольности поведения»

Цель: Помочь педагогам понять, что лежит в основе произвольного поведения детей, показать разницу между понятиями «послушание» и «произвольность».

1-я часть - теоретическая.

Воля - это сознательное управление человеком своим поведением и деятельностью. Она помогает преодолевать препятствия на пути к достижению цели.

По своей психологической природе различают три основных типа поведения: инстиктивное поведение, навыки и разумное поведение.

Инстиктивное поведение основано на удовлетворение витальных (жизненно важных) потребностей. Так, плач голодного младенца - это не каприз, а единственно доступное ему поведение, с помощью которого он сигнализирует взрослым о своей потребности в пище.

Навыки, привычки, привычное поведение играют существенную роль в жизни человека. Правила поведения становятся действенными, когда их «бессознательный» период переходит в период традиций и привычек, когда ребенок применяет правила быстро и точно.

Разумное или произвольное поведение - осмысленное, инициативное и надситуативное поведение. Осмысленность означает, что ребенок осознает себя источником поведения. Инициатива действовать определенным образом  в произвольном (личностном) поведении принадлежит ребенку. Он способен вести себя независимо от воздействующих на него обстоятельств. Благодаря этой способности реактивное поведение ребенка превращается в активное и делает его не рабом обстоятельств, а хозяином положения. Ребенок находится «не внутри» ситуации, а «над ней».

Умение управлять собой дошкольникам дается с большим трудом. Дети в этом возрасте отличаются ситуативностью поведения, жесткой зависимостью от воспринимаемой ситуации. Ребенок действует не по своей воле, а по принуждению окружающих вещей и обстоятельств. Именно поэтому, а вовсе не из вредности и непослушания, дети, прекрасно понимая речь взрослых, не всегда выполняют то, о чем их просят. Все дело в том, что речь не сразу становится для детей регулятором поведения.

Желая как можно быстрее развить в ребенке способность управлять своим поведением, взрослые нередко прибегают к малоэффективным средствам: читают нравоучения, внушая тем самым чувство неполноценности; дают массу инструкций, убивая этим его самостоятельность; наказывают за малейшую провинность. Страхом перед наказанием нельзя научить ребенка владеть собой. Приказами и наказаниями можно добиться подчинения, но нельзя научить управлять своим поведением. Произвольность - важнейшее качество личности, которое может обеспечить целенаправленность, организованность, самодисциплину, воспитывается в иных условиях, другими способами.

Начиная со старшего дошкольного и на всем протяжении младшего школьного возраста у ребенка формируется определенный поведенческий репертуар. По мнению американского психолога Э.Берна, механизм здесь таков: в трудных ситуациях ребенок экспериментирует, используя по очереди различные варианты поведения, и обнаруживает, «что некоторые встречаются в его семье с безразличием или неодобрением, в то время как другие приносят плоды. поняв это, ребенок принимает решение какое поведение он будет культивировать».

Нередко как «произвольное» определяют поведение исключительно послушных детей. Однако послушание ребенка нередко не что иное, как «слепое» следование правилам или указаниям взрослых. «Слепое» (непроизвольное) послушание лишено важных характеристик произвольного поведения - осмысленности

2-ая часть - практическая.

Упражнение - энергизатор.

Планирование своей деятельности является важным элементом волевого действия. Планируя собственные действия, ребенок тем самым обучается регулировать свое поведение, оценивать полученные результаты с помощью слова.

Упражнение «Планирование волевого действия».

Участникам предлагается подобрать несколько знакомых детям трудовых поручений (в соответствии с возрастом ребенка), например, навести порядок в соей комнате (уголке) и т.д. Затем составляется алгоритм действий (выдается список вопросов):

  • подумай и скажи, что ты будешь делать?
  • что будешь делать сначала, что потом?
  • расскажи как ты будешь это делать?
  • что тебе понадобится в работе?
  • чем ты закончишь свою работу?
  • как закончишь, расскажешь правильно ли ты выполнил?

Далее участники делятся на пары, в которой одному участнику достается роль ребенка другому роль взрослого и разыгрывают любое понравившееся поручение (взрослый дает поручение и задает вопросы, ребенок отвечает).

Самоконтроль и умение сохранять цель формируется у детей на протяжении всего дошкольного периода.

Упражнение «Раскрась фигуры»

Участникам показывают рисунок с нарисованными геометрическими фигурами и просят закрасить квадрат синим, круг - зеленым, треугольник красным цветом.

Можно предложить другой вариант: из газеты вырезается абзац и предлагается  зачеркивать, обводить кружком, подчеркивать определенные буквы.

Для развития произвольной сферы ребенка рекомендуются следующие упражнения «Копирование точек», «Графический диктант», «Найди такой же предмет».

Заключительная часть.

В каждом осознанном действии человека лежит мотив. Рассматривая любое совершенное действие своего ребенка, важно обнаружить, какой  мотив  в этом действии - будь то желание услышать похвалу взрослого, будь то привлечь внимание и т.д.

 Мотивация - важнейший стимул для преодоления препятствий и трудностей. Заинтересовав ребенка на выполнение того или иного задания взрослый тем самым повышает мотивацию. Помня об этом, можно достичь больших результатов в работе по развитию воли. Поэтому прежде чем попросить ребенка что-либо выполнить, необходимо объяснить полезность порученного дела.

Рефлексия занятия. Участника предлагается ответить на вопросы:

-Я узнал?

-Я буду?

Приложение

  • подумай и скажи, что ты будешь делать?
  • что будешь делать сначала, что потом?
  • расскажи как ты будешь это делать?
  • что тебе понадобится в работе?
  • чем ты закончишь свою работу?
  • как закончишь, расскажешь правильно ли ты выполнил?

  • подумай и скажи, что ты будешь делать?
  • что будешь делать сначала, что потом?
  • расскажи как ты будешь это делать?
  • что тебе понадобится в работе?
  • чем ты закончишь свою работу?
  • как закончишь, расскажешь правильно ли ты выполнил?

  • подумай и скажи, что ты будешь делать?
  • что будешь делать сначала, что потом?
  • расскажи как ты будешь это делать?
  • что тебе понадобится в работе?
  • чем ты закончишь свою работу?
  • как закончишь, расскажешь правильно ли ты выполнил?

  • подумай и скажи, что ты будешь делать?
  • что будешь делать сначала, что потом?
  • расскажи как ты будешь это делать?
  • что тебе понадобится в работе?
  • чем ты закончишь свою работу?
  • как закончишь, расскажешь правильно ли ты выполнил?

  • подумай и скажи, что ты будешь делать?
  • что будешь делать сначала, что потом?
  • расскажи как ты будешь это делать?
  • что тебе понадобится в работе?
  • чем ты закончишь свою работу?
  • как закончишь, расскажешь правильно ли ты выполнил?

  • подумай и скажи, что ты будешь делать?
  • что будешь делать сначала, что потом?
  • расскажи как ты будешь это делать?
  • что тебе понадобится в работе?
  • чем ты закончишь свою работу?
  • как закончишь, расскажешь правильно ли ты выполнил?

  • подумай и скажи, что ты будешь делать?
  • что будешь делать сначала, что потом?
  • расскажи как ты будешь это делать?
  • что тебе понадобится в работе?
  • чем ты закончишь свою работу?
  • как закончишь, расскажешь правильно ли ты выполнил?

  • подумай и скажи, что ты будешь делать?
  • что будешь делать сначала, что потом?
  • расскажи как ты будешь это делать?
  • что тебе понадобится в работе?
  • чем ты закончишь свою работу?
  • как закончишь, расскажешь правильно ли ты выполнил?

  • подумай и скажи, что ты будешь делать?
  • что будешь делать сначала, что потом?
  • расскажи как ты будешь это делать?
  • что тебе понадобится в работе?
  • чем ты закончишь свою работу?
  • как закончишь, расскажешь правильно ли ты выполнил?

  • подумай и скажи, что ты будешь делать?
  • что будешь делать сначала, что потом?
  • расскажи как ты будешь это делать?
  • что тебе понадобится в работе?
  • чем ты закончишь свою работу?
  • как закончишь, расскажешь правильно ли ты выполнил?

  • подумай и скажи, что ты будешь делать?
  • что будешь делать сначала, что потом?
  • расскажи как ты будешь это делать?
  • что тебе понадобится в работе?
  • чем ты закончишь свою работу?
  • как закончишь, расскажешь правильно ли ты выполнил?

  • подумай и скажи, что ты будешь делать?
  • что будешь делать сначала, что потом?
  • расскажи как ты будешь это делать?
  • что тебе понадобится в работе?
  • чем ты закончишь свою работу?
  • как закончишь, расскажешь правильно ли ты выполнил?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание культуры поведения у детей

Методическая разработка...

Семинарское занятие для педагогов «Нравственно-половое воспитание школьников» Семинарское занятие для педагогов «Нравственно-половое воспитание школьников»

Семейное воспитание затрагивает самые сокровенные стороны жизни детей, которые не затрагиваются в общественном воспитании. Это богатство эмоционального мира, закладываемого семьёй, становится фу...

Памятка для родителей по воспитанию культуры поведения у детей.

В помощь родителям по воспитанию у детей культуры поведения....

Воспитание культуры поведения школьников

Способы воспитания культуры поведения школьников, трудности, с которыми могут столкнуться родители...

Семинарское занятие для педагогов «Нравственно-половое воспитание школьников»

Семинарское занятие для педагогов«Нравственно-половое воспитание школьников»...

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА В СИСТЕМЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО НАРУШЕНИЯМ МОТОРНОЙ, ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕР И ПРОИЗВОЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ЛИЦ С ДИЗАРТРИЕЙ

ПРЕДСТАВЛЕНЫ УПРАЖНЕНИЯ ПО ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РИТМИКЕ В СИСТЕМЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО НАРУШЕНИЯМ МОТОРНОЙ, ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕР И ПРОИЗВОЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ЛИЦ С ДИЗАРТРИЕЙ...