Программа патриотического воспитания «Я – россиянин»
рабочая программа на тему

программа патриотического воспитания " Я -Россиянин"

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НОВОКУЗНЕЦКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №78» VIII ВИДА

Программа

патриотического воспитания

«Я – россиянин»

C:\Users\Intel\Desktop\d71fb1b1e8c5294101df1a055de68eaa.png

 

НОВОКУЗНЕЦКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ, 2016

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка.....................................................................................3

Тематическое планирование подготовительный -4 класс.............................7

Календарно-тематическое планирование подготовительный -4 классы.....8

Календарно-тематическое планирование  подготовительный класс...........9

Календарно-тематическое планирование  1   класс.....................................10

Календарно-тематическое планирование  2   класс.....................................11

Календарно-тематическое планирование  3   класс.....................................12

Календарно-тематическое планирование  4   класс.....................................14

Тематическое планирование 5-9 ……………………..................................15

Календарно-тематическое планирование 5-9 ………….............................16

Календарно-тематическое планирование  5 класс……………….............18

Календарно-тематическое планирование   6 класс.....................................20

Календарно-тематическое планирование   7 класс.....................................23

Календарно-тематическое планирование    8 класс....................................25

Календарно-тематическое планирование   9 класс.....................................28

Тематическое планирование  классы коррекции……………...................29

Приложение..................................................................................................39

Пояснительная записка

 Воспитательно-образовательный процесс в специальных (коррекционных) образовательных  учреждениях направлен на формирование и развитие у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья механизмов, обеспечивающих их адаптацию к различным видам деятельности. Социальная адаптация  существенно затруднена вследствие  ограничений, наложенных первичным дефектом. В отличие от нормально развивающихся детей, у которых социальное развитие происходит непроизвольно и спонтанно, дети с ограниченными возможностями здоровья  не в состоянии самостоятельно освоить образцы решения социальных, бытовых и тем более духовно-нравственных задач и гражданско-патриотических задач.

В Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ» патриотическое воспитание трактуется как «систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Проблема патриотического воспитания детей и молодежи становится одной из актуальнейших. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к ее решению как составная часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного определения и становления личности.

Понятие патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта. Быть патриотом – это значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает ещё в детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он напрямую связан с духовностью человека, её глубиной. Поэтому не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение

За последнее время всё большее распространение приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, военно-исторический и другие компоненты

В широком понимании патриотизм трактуется как олицетворение любви к своей Родине, активная сопричастность к ее истории, культуре, природе, к современной жизни, ее достижениям и проблемам.

 В понимании патриотизма мы исходим из традиционной русской философской идеи, которая рассматривает патриотизм как категорию нравственную.

Под патриотическим воспитанием мы понимаем взаимодействие взрослого и обучающихся в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.

 На каждом возрастном этапе проявления патриотизма и патриотическое воспитание имеют свои особенности.

 Патриотизм применительно к обучающимися с особыми возможностями здоровья   определяется нами как :

-его потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы,

-наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства;

-осознание себя частью окружающего мира.

 Содержание патриотического воспитания детей с особыми возможностями здоровья :

- приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм.

- знакомство с семьёй, ее историей, родственниками, семейными традициям, составление родословной;

-знакомство с историей школы,  с ее традициями, детским движением;

- знакомство с городом, микрорайоном, его историей, гербом, традициями, выдающимися горожанами,  прошлого и настоящего времени, достопримечательностями;

-организация творческой, продуктивной,  деятельности обучающихся, в которой воспитанник проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года в связи с приспособлением к новым жизненным условиям и ежедневно, по необходимости.

Для более эффективной работы по воспитанию патриотизма обучающихся с ОВЗ  необходимы следующие педагогические условия: эвристическая среда в школе и в семье, тесное сотрудничество педагогического коллектива школы с членами семьи, подготовленность педагогов и родителей к решению проблем воспитания патриотизма воспитанников.

     Большое место в данном направлении отводится приобщению обучающихся к народной культуре, к знакомству с  народными праздниками и традициями. Знакомство с декоративно-прикладным искусством разных народов России является важной стороной общей работы по формированию патриотических чувств. Обучающиеся узнают, что мастер сохраняет наследие дошедшее до нашего времени ремесла: он вносит свое личное, индивидуальное, с учетом созданного ранее; сознает, что его труд является продолжением традиции отцов; он- творческая личность, связанная духовно со своим краем; он – образец уважения к художественным традициям, а уважение это называется патриотизмом.

Приобщение детей к народной культуре является одним из средств формирования у них патриотических чувств и развития духовности.

Составной частью патриотического воспитания  является краеведческое, гражданское и военно-патриотическое воспитание школьников. Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания обучающихся. Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполняет семья, которая для нас является основным партнером. В нашей  школе обучается 167  воспитанников с ОВЗ.         Программа составлена  с учётом особенностей обучающихся и ориентирована на разные возрастные группы.

        Основной целью Программы является совершенствование и дальнейшее развитие системы патриотического воспитания обучающихся, являющейся нравственной основой жизнеспособности государства и выступающей в качестве  важного внутреннего действующего мобилизующего ресурса возрождения России.

  В процессе достижения поставленной  цели решаются следующие задачи:

  • Формирование патриотических чувств и сознания  воспитанников на основе исторических ценностей;
  • Воспитание чувства гордости за свою страну;
  • Формирование уважительного отношения к историческому прошлому Родины,  своего народа, его обычаям и традициям;
  •  Воспитание  уважения к старшему поколению и к результатам их   труда.

Программа рассчитана на  10  лет обучения (без учета подготовительного класса – на 9 лет). Общий объем ВОП "Я россиянин" составляет  90 (без учета подготовительного класса  - 81) часов,  в том числе: занятий – 80 (без учета подготовительного класса -   71) часов,  экскурсий – 10 (без учета подготовительного - 8) часов.

        Занятия в классе проводятся 1 раз в месяц,  экскурсии – 2 раза в год.

На занятиях широко используются приемы и  упражнения, соответствующие  особенностям развития обучающихся с легкой умственной отсталостью, позволяющие не только усвоить программный материал, но и оказать положительное влияние на  процесс коррекции имеющихся нарушений  в познавательной сфере, мелкой моторики (выборочное раскрашивание, штриховка, отгадывание загадок, работа с деформированными пословицами, наблюдение по заданию, дифференциация предметных картинок и натуральных предметов, участие в сюжетно-ролевых играх и др.).

Результатом реализации  программы  «Я россиянин» является наличие у выпускников 9-го класса   четких  знаний о символике Кузбасса и России, о памятных датах в истории, о военной технике; о быте и традициях русской народа и русской семьи.

Структура программы «Я россиянин» включает:

  • тематический план в подготовительном – 4 классах;
  • девять  разделов  (по количеству занятий), каждый раздел  имеет   тематический  план, содержание курса, планируемые результаты с перечнем инструментария и методов,  календарно-тематическое планирование;
  • тематический план в 5-9  классах;
  •  девять  разделов  (по количеству занятий), каждый раздел  имеет   тематический  план, содержание курса, планируемые результаты с перечнем инструментария и методов,  календарно-тематическое планирование;
  •  тематический план для классов коррекции
  •   методические рекомендации  для проведения занятий;
  •   методические рекомендации для проведения диагностики;
  •   список литературы;
  •   приложение (сценарии занятий, диагностические листы, образцы  диагностических заданий).

Тематическое планирование

по курсу

«Патриотическое воспитание»

подготов. - 4 классы

н/п

Разделы

Количество часов

1

Вводное занятие

1

2

Мы – граждане России

1

3

Школа безопасности

1

4

Герои нашего времени

1

5

Памятные даты

1

6

Родная Армия!

1

7

Военная техника

1

8

Под знаменем Победы

1

9

Итоговое занятие

1

Итого

9

Календарно-тематическое планирование

по курсу

«Патриотическое воспитание»

подготов. - 4 классы

п/п

Подготов. класс

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

1

Вводное занятие.

2

Мы граждане России. Я – россиянин.

Мы граждане России. Я – россиянин. Москва – столица.

 

Мы граждане России.

Я – россиянин. Символика России: герб, флаг.

Мы граждане России  Я – россиянин. Праздники   России.

Мы граждане России.

 Я – россиянин. Достопримечательности России.

 

3

Школа безопасности

Школа безопасности

Юный пожарный.

Школа безопасности.

Юный водник

Школа безопасности.

Юный спасатель

Школа безопасности.

МЧС России.

4

Герои нашего времени Русские героические сказки.

Герои нашего времени Русские былины Былинные богатыри.

Герои нашего времени

Дети войны

Герои нашего времени

Маршал Советского Союза Т.К.Жуков

Герои нашего времени

Генерал-лейтенант М.Т. Клашников

5

Памятные даты

День Воинской славы (23 февраля)

Памятные даты

День Победы

(9 мая)

Памятные даты

День пограничника (28 мая)

Памятные даты

День памяти партизан (29 июня)

Памятные даты

День неизвестного солдата (3 декабря)

6

Родная Армия

Наша Армия сильна!

Родная Армия

Военные профессии

Родная Армия

Пограничные войска

Родная Армия

Морская пехота

Родная Армия

Воздушно-десантные войска

7

Военная техника

Наша техника

Наземная военная техника

Воздушная военная техника

Военное оружие

Оружие и военная техника современной России

8

Под знаменем Победы

9 мая –салют Победы

Под знаменем Победы

Георгиевская ленточка

Под знаменем Победы

Письма Победы

Под знаменем Победы

По местам боевой славы

Под знаменем Победы

Города – герои и города воинской славы.

9

                Итоговое занятие.

Календарно-тематическое планирование по  курсу

«Патриотическое воспитание»  

Подготов. класс

 

Тема

Виды

деятельности обучающихся

Кол-во

часов

Дата

Мы граждане России.

Мы – граждане России. Я – россиянин.

Рассматривают предметные картинки, выбирают картинки по заданию.

1

Школа безопасности

Школа безопасности

Рассматривают иллюстрации, выбирают картинки по заданию.

1

Герои нашего времени

Русские героические сказки.

Подбирают и раскладывают предметные картинки по заданию

1

Памятные даты

День Воинской славы (23 февраля)

Рассматривают иллюстрации, раскрашивают карандашами.

1

Родная Армия

Наша Армия сильна!

Рассматривают предметные картинки, выбирают картинки по заданию.

1

Военная техника

Наша техника

Участвуют в беседе по картинкам.

1

Под знаменем Победы

9 мая – салют Победы

Рассматривают иллюстрации, раскрашивают карандашами.

1

Календарно-тематическое планирование по  курсу

«Патриотическое воспитание»  

1 А  класс

 

Тема

Виды

деятельности обучающихся

Кол-во

часов

Дата

Мы граждане России.

Мы – граждане России. Я – россиянин. Москва – столица.

Рассматривают предметные картинки, выбирают картинки по заданию.

1

Школа безопасности

Школа безопасности. Юный пожарный.

Рассматривают иллюстрации, раскрашивают карандашами. Рассматривают предметные картинки, выбирают картинки по заданию.

1

Герои нашего времени

Русские былины. Былинные богатыри.

Подбирают и раскладывают предметные картинки по заданию

1

Памятные даты

День Победы (9 мая)

Участвуют в беседе по картинкам. Сравнивают  предметные картинки по устной инструкции педагога. Раскрашивают по заданию.

1

Родная Армия

Военные профессии

Рассматривают предметные картинки, выбирают картинки по заданию.

1

Военная техника

Наземная военная техника

Участвуют в беседе по картинкам. Раскрашивают по заданию.

1

Под знаменем Победы

Георгиевская ленточка

Рассматривают иллюстрации, раскрашивают карандашами.

1

Формирование  Коммуникативных УУД в 1 классе:

1.Участвовать в диалоге, отвечать на вопросы учителя и товарищей по классу.

2. Оформлять свои мысли в устной речи.

3. Слушать и понимать речь других.

4. Участвовать в паре.

Календарно-тематическое планирование по  курсу

«Патриотическое воспитание»  

2 А  класс

Тема

Виды

деятельности обучающихся

Кол-во

часов

Дата

Мы граждане России.

Мы – граждане России. Я – россиянин. Символика России: герб, флаг.

Рассматривают предметные картинки, выбирают картинки по заданию. Читают  стихи о Родине.

1

Школа безопасности

Школа безопасности. Юный водник.

Участвуют в беседе по картинкам. Сравнивают  предметные картинки по устной инструкции педагога. Раскрашивают по заданию. Отгадывают загадки, подбирают предметные картинки, атрибуты  по заданию, заучивают и рассказывают  стихи.

1

Герои нашего времени

Дети войны.

Подбирают и раскладывают предметные картинки по заданию. Заучивают и рассказывают стихи о войне.

1

Памятные даты

День пограничника (28 мая)

Рассматривают иллюстрации, участвуют в настольной игре – лото. Раскрашивают (обводят) по заданию. Отгадывают загадки, подбирают предметные картинки, атрибуты  по заданию, заучивают и рассказывают  стихи.

1

Родная Армия

Пограничные войска

Рассматривают иллюстрации, раскрашивают карандашами. Рассматривают предметные картинки, выбирают картинки по заданию. Читают и соотносят слова.

1

Военная техника

Воздушная военная техника

Участвуют в беседе. Рассматривают иллюстрации, раскрашивают карандашами. Рассматривают предметные картинки, выбирают картинки по заданию. Читают и соотносят слова, обозначающие военную технику.

1

Под знаменем Победы

Письма Победы

Подбирают и раскладывают предметные картинки по заданию. Рассматривают иллюстрации, раскрашивают карандашами.

1

Формирование  Коммуникативных УУД во 2 классе:

1.Участвовать в диалоге, отвечать на вопросы учителя и товарищей по классу.

2. Оформлять свои мысли в устной речи с учетом своих учебных речевых ситуаций.

3.Слушать и понимать речь других,  дополнять ответы.

4.Участвовать в паре, в работе группы.

5.Употреблять «вежливые»  слова в соответствии с речевой ситуацией.

6. Читать вслух слова, предложения, простые по содержанию тексты  и понимать прочитанное.

Календарно-тематическое планирование по  курсу

«Патриотическое воспитание»  

3 А  класс

Тема

Виды

деятельности обучающихся

Кол-во

часов

Дата

Мы граждане России.

Мы – граждане России. Я россиянин. Праздники России

Рассматривают предметные картинки, выбирают картинки по заданию. Читают  стихи о Родине. Отгадывают загадки.

1

Школа безопасности

Школа безопасности. Юный спасатель.

Участвуют в беседе по картинкам. Сравнивают  предметные картинки. Раскрашивают по заданию. Отгадывают загадки, подбирают предметные картинки, атрибуты  по заданию, заучивают и рассказывают  стихи.

1

Герои нашего времени

Маршал Советского Союза Т.К.Жуков

Смотрят фильм. Участвуют в беседе по картинкам. Раскрашивают по заданию. Отгадывают загадки, подбирают предметные картинки, атрибуты  по заданию, заучивают и рассказывают  стихи о войне.

1

Памятные даты

День памяти партизан (29 июня)

Рассматривают иллюстрации, участвуют в настольной игре – лото. Раскрашивают (обводят) по заданию. Отгадывают загадки, подбирают предметные картинки, атрибуты  по заданию.

1

Родная Армия

Морская пехота

Участвуют в беседе. Рассматривают иллюстрации, раскрашивают карандашами. Рассматривают предметные картинки, выбирают картинки по заданию. Читают и соотносят слова, обозначающие профессии.

1

Военная техника

Военное оружие

Участвуют в беседе. Рассматривают иллюстрации, раскрашивают карандашами. Рассматривают предметные картинки, выбирают картинки по заданию. Читают и соотносят слова, обозначающие военную технику.

1

Под знаменем Победы

По местам боевой славы.

Подбирают и раскладывают предметные картинки по заданию. Рассматривают иллюстрации, раскрашивают карандашами. Заучивают и рассказывают стихи о войне. Смотрят фильм.

1

Формирование  Коммуникативных УУД в 3  классе:

1.Участвовать в диалоге, отвечать на вопросы учителя и товарищей по классу.

2. Оформлять свои мысли в устной речи с учетом своих учебных и жизненных  речевых ситуаций.

3.Слушать и понимать речь других, дополнять ответы, высказывать свою точку зрения на поступки.

4.Участвовать в паре, в работе группы, выполнять различные роли в группе.

5.Использовать этикетные формы общения в различных речевых ситуациях.

6.Читать вслух и про себя тексты,  понимать  прочитанное

Календарно-тематическое планирование по  курсу

«Гражданско-патриотическое воспитание»  

4А  класс

Тема

Виды

деятельности обучающихся

Кол-во

часов

Дата

Мы граждане России.

Мы – граждане России. Я россиянин. Достопримечательности России

Рассматривают предметные картинки, выбирают картинки по заданию.

Читают  стихи о Родине. Отгадывают загадки. Восстанавливают деформированное предложение.

1

Школа безопасности

Школа безопасности. МЧС России

Подбирают и раскладывают предметные картинки по заданию. Отгадывают загадки.

Работают с деформированным текстом пословиц. Заучивают и читают стихи.

1

Герои нашего времени

Генерал-лейтенант М.Т. Калашников

Участвуют в беседе. Смотрят фильм. Раскрашивают по заданию. Подбирают предметные картинки, атрибуты  по заданию.

1

Памятные даты

День неизвестного солдата (3 декабря)

Рассматривают иллюстрации. Раскрашивают (обводят) по заданию. Отгадывают загадки, подбирают предметные картинки, атрибуты  по заданию.

1

Родная Армия

Воздушно-десантные войска

Участвуют в беседе. Рассматривают иллюстрации, раскрашивают карандашами. Рассматривают предметные картинки, выбирают картинки по заданию. Читают и соотносят слова, обозначающие профессии.

1

Военная техника

Оружие и военная техника современной России.

Участвуют в беседе. Рассматривают иллюстрации, раскрашивают карандашами. Рассматривают предметные картинки, выбирают картинки по заданию. Читают и соотносят слова, обозначающие военную технику.

1

Под знаменем Победы

Города-герои и города воинской славы.

Участвуют в беседе. Подбирают и раскладывают предметные картинки по заданию. Рассматривают иллюстрации, раскрашивают карандашами. Слушают рассказы о городах, заучивают и рассказывают стихи о войне. Смотрят фильм.

1

Формирование  Коммуникативных УУД в 4  классе:

1.Участвовать в диалоге, отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

2. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

3.Слушать и понимать речь других, дополнять ответы, высказывать свою точку зрения на поступки, события.

 4. Участвовать в паре, в работе группы  и выполнять различные  роли; сотрудничать с учителем и сверстниками  в совместном решении задачи.

5. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.

6. Читать вслух и про себя тексты.

Тематическое планирование

по курсу

«Гражданско - патриотическое воспитание»

5-9  классы

н/п

Разделы

Количество часов

1

Вводное занятие

1

2

Мы – граждане России

1

3

Школа безопасности

1

4

Герои нашего времени

1

5

Памятные даты

1

6

Родная Армия!

1

7

Военная техника

1

8

Под знаменем Победы

1

9

Итоговое занятие

1

Итого

9

Календарно-тематическое планирование

по курсу

«Патриотическое воспитание»

5-9 классы

п/п

5 класс

6 класс

7  класс

8 класс

9  класс

1

Вводное занятие.

2

Мы граждане России.

Россия многонациональная страна. Национальные традиции и праздники

Мы граждане России.

Права и обязанности граждан России.

 

Мы граждане России.

Символика России

Мы граждане России.

Государственная символика России

Мы граждане России.

 Я гражданин Российской Федерации

3

Школа безопасности

Службы защиты населения

Школа безопасности

Пожарный  

Школа безопасности.

Спасатель  

Школа безопасности.

МЧС России

Школа безопасности.

Спасатель на воде  

4

Герои нашего времени.

Герои России.

Герои нашего времени.

Трудовые подвиги русского народа во время ВОВ.

Герои нашего времени

Дети войны.

Герои нашего времени

Маршал Советского Союза

К.К. Рокоссовский

Герои нашего времени

Русские полководцы ВОВ.

5

Памятные даты

 День Святого Георгия Победоносца, покровителя воинства Российского.

(6 мая)

Памятные даты

День России

(12 июня)

Памятные даты

День Народного Единства

(4 ноября )

Памятные даты

День Конституции Р.Ф. (12 декабря)

Памятные даты

День Победы (9 мая)

6

Родная Армия

Внутренние войска МВД России.

Родная Армия

Сухопутные войска.

Родная Армия

Ракетно-космические войска.

Родная Армия

Военно-морской флот.

Родная Армия

Войска МЧС и ГО

7

Военная техника

Военная автомобильная техника

Военная техника

Бронетанковое вооружение и оружие

Военная техника

 Ракетно-артиллерийское вооружение.

Военное техника Морская военная техника.

Военная техника

Средства инженерного вооружения

8

Под знаменем Победы

9 – мая День Победы

Под знаменем Победы

Подвиги русского народа на фронтах ВОВ

Под знаменем Победы

Города трудовой доблести и славы

Под знаменем Победы

Страницы воинской славы, блокада Ленинграда  

Под знаменем Победы

ВОВ в истории моей семьи

9

                Итоговое занятие.

Календарно-тематическое планирование

по  курсу

«Патриотическое воспитание»  

5 А  класс

 

Тема

Виды

Деятельности

Количество часов

Дата

1

Вводное занятие

1

Мы граждане России.

1

2

Россия многонациональная страна. Национальные традиции и праздники

«Россия - крупное государство Мира» (рассматривание карты).

Знакомство с понятием «многонациональная страна» (распределение фигурок людей разных национальностей по карте).

Подготовка обучающимися сообщений «Традиции и праздники наций, проживающих на территории России»; Демонстрация сообщений презентацией.

1

Школа безопасности

1

3

Службы защиты населения

Рассматривают иллюстрации и участвуют  в беседе;

Просмотр презентации «Службы защиты населения»;

Отгадывают ребусы;

Отгадывают загадки и кроссворд.

1

Герои нашего времени

1

4

Герои России

Беседа на тему «Что такое героизм»;

Просмотр презентации «Герои России»;

Составление списка «Оказания посильной помощи» ветеранам ВОВ, ветеранам локальных войн, труженикам тыла;

Написание обучающимися статей о ветеранах.

1

Памятные даты

1

4

День Святого Георгия Победоносца, покровителя воинства Российского.

Знакомятся с историей праздника;

Рассматривают иллюстрации,  участвуют в беседе;

Просмотр презентации «Святой Георгий Победоносец»;

Знакомятся с памятниками христианской культуры (иконами, храмами), посвященными святому воину, традициями почитания святых воинов. 

1

Родная Армия

6

Внутренние войска МВД России

Просмотр презентации «МВД России»:

- знакомится с историей возникновения внутренних войск МВД России;

- знакомятся с символами внутренних войск МВД России;

Рассматривают иллюстрации, участвуют в беседе;

Выбирают картинки по заданию.

1

Военная техника

1

7

Военная автомобильная техника

Просмотр презентации  «Военная автомобильная техника»:

- знакомятся с историей возникновения военной автомобильной техники;

- рассматривают иллюстрации  современной военной автомобильной технике;

- участвуют в беседе по теме занятия;

- выполняют рисунок «Военная автомобильная техника»

1

Под знаменем Победы

1

8

9 – мая День Победы

Просматривают презентацию «9 мая – День Победы»;

Прослушивают песню «День Победы»

Виртуальное путешествие «Города – герои» (обучающиеся выступают в роли экскурсоводов по городам – героям). Во время экскурсии используется карта Советского Союза; имеется маршрутный лист; звёздочки, для обозначения обучающимися на карте городов-героев.        

1

9

Итоговое занятие

                                         

Календарно-тематическое планирование

по  курсу

«Патриотическое воспитание»  

6 А  класс

 

Тема

Виды

деятельности

Количество часов

Дата

1

Вводное занятие

1

Мы граждане России.

1

2

Права и обязанности граждан России.

Просмотр презентации «Права и обязанности граждан России»;

Проговаривают права и обязанности детей и обучающихся школы как граждан России;

Читают стихи о правах;

Разбирают  ситуаций;

Отгадывают  загадки.

1

Школа безопасности

1

3

Пожарный

Слушаю сообщение на тему «История создания пожарной службы России и профессии пожарного»;

Составляют словесный портрет «Кто такой пожарный», и какими качествами он должен обладать;

Просмотр ролика «Профессия пожарный»;

Рассматривают иллюстрации  и участвуют в беседе;

Рисуют рисунок на тему  «Пожарный -  профессия героическая».

1

Герои нашего времени

1

4

Трудовые подвиги русского народа во время ВОВ.

Просматривают  ролики «Труженики тыла»

Просматривают  презентацию «Трудовые подвиги русского народа во время ВОВ» и участвую в беседе;

Слушают стихотворения;

Прослушивают песню «Хотят ли русские войны».

1

Памятные даты

1

5

День России

(12 июня)

Знакомятся с историей праздника;

Знакомятся с историей возникновения  символов России (презентация «Символы России»);

Прослушивают гимн;

Играют в игру «Моя Родина» (отгадывают филлворд, «Найди праздник», «Вопрос – ответ », «Пословицы и поговорки о России»);

Прослушивают стихотворения о Родине.  

1

Родная Армия

6

Сухопутные войска.

Просмотр презентации «Сухопутные войска»:

- знакомится с историей возникновения сухопутных войск;

- знакомятся с символами сухопутных войск;

- знакомятся со структурой сухопутных войск;

Участвуют в беседе;

Отгадывают  кроссворд.

1

Военная техника

1

7

Бронетанковое вооружение и оружие

Просмотр презентации «Бронетанковое вооружение и оружие»:

- знакомятся с историей возникновения бронетанкового вооружения и оружия;

- рассматривают иллюстрации  современного бронетанкового вооружения и оружия;

Принимают участие в беседе.

1

Под знаменем Победы

1

8

Подвиги русского народа на фронтах ВОВ

Просматривают презентацию «Подвиги русского народа на фронтах ВОВ»;

Изготавливают открытки на 9  мая для ветеранов.

1

9

Итоговое занятие

1

                                         

Календарно-тематическое планирование

по  курсу

«Патриотическое воспитание»  

7 А  класс

 

Тема

Виды

деятельности

Количество часов

Дата

1

Вводное занятие

1

Мы граждане России.

1

2

Символика России

Прослушивают гимн Кемеровской области;

Просмотр роликов «Символ дня Шахтера», «Снежный человек стал символом Кузбасса», «Зеленый символ Кузбасса»;

Рассматривают флаг и герб области

Изготавливают  аппликацию «Геральдика Кемеровской области».

1

Школа безопасности

1

3

Спасатель  

Участвуют в беседе по иллюстрациям и формулируют понятие «Спасатель»;

Просмотр презентации «Спасатель МЧС»

 Определяют, какими качествами должен обладать спасатель;

Разбирают основные обязанности спасателя;

Играют в игру «Набери  номер».

1

Герои нашего времени

1

4

Дети войны

Выставка книг о героизме детей во время войны;

Чтение отрывков из произведения о детях войны;

Игра «Вопрос - ответ»;

Беседа о мужестве и отваге  детей войны.

1

Памятные даты

1

5

День Народного Единства

Просмотр презентации «Истории праздника»;

Прослушивание песни «Вставай страна огромная »;

Принимают участие в беседе;

Чтение стихотворений.

1

Родная Армия

6

Ракетно-космические войска

Разбирают понятие «что такое армия»

Просмотр презентации «Ракетно-космические войска»:

- знакомится с историей возникновения ракетно-космических войск;

- знакомятся с символами ракетно-космических войск;

Просмотр видео роликов «Российские войска космической обороны оснащены современными ракетами» и «Учение войск воздушно - космической обороны России »

1

Военная техника

1

7

Ракетно-артиллерийское вооружение

Просмотр презентации «Ракетно-артиллерийское вооружение»:

- знакомятся с историей возникновения ракетно-артиллерийского вооружения;

- рассматривают иллюстрации  современного ракетно-артиллерийского вооружения;

Участвую в беседе, рассматривают иллюстрации;

Просмотр роликов «Боевая техника России»,  «Зенитный ракетно-артиллерийский комплекс Каштан».

1

Под знаменем Победы

1

8

Города трудовой доблести и славы

Знакомятся с понятием «город  трудовой доблести и славы»;

Слушают рассказ о городах трудовой доблести и славы;

Участвуют в беседе на тему «Можно ли отнести к  городам трудовой доблести и славы Новокузнецк».

1

9

Итоговое занятие

1

Календарно-тематическое планирование

по  курсу

«Патриотическое воспитание»  

8 А  класс

Тема

Виды

Деятельности

Количество часов

Дата

1

Вводное занятие

1

Мы граждане России

1

2

Государственная символика Росси.

Просмотр презентации «Государственная символика России»; Беседа об основных символах в РФ;  Собирают пазлы «Символы РФ».

1

Школа безопасности

1

3

МЧС России

Просмотр презентации «МЧС России»:

  • Что такое МЧС России;
  • История создания МЧС России;
  • Основные задачи МЧС России;
  • Символика МЧС России;
  • Основные подразделения МЧС России («Центроспас», пожарная служба, кинологическая служба, служба спасения на воде, «Лидер», горноспасательные части);

Участвуют в беседе по презентации.

1

Герои нашего времени

1

4

Маршал Советского союза К.К. Рокоссовский

Просмотр документального фильма;

Прослушивание рассказа о великом человеке К.К. Рокоссовском;

Знакомятся с биографией маршала;

 Беседа-опрос.

1

Памятные даты

1

5

День Конституции в РФ (12 декабря)

Знакомятся с понятием «Конституция»

Прослушивание гимна России;

Беседа о государственных символах РФ;

Прослушивание пословиц;

Игра «Да- нет»;

Разгадывают филлворд.

1

Родная Армия

1

6

Военно-морской флот РФ

Просмотр презентации «Военно-морской флот»:

- знакомятся с историей возникновения военно-морского флота;

- рассматривают иллюстрации  современного военно-морского флота;

Беседа по теме: объединения ВМФ,  структура, главнокомандующие, базы и пункты базирования ВМФ   РФ;

1

Военная техника

1

7

Морская военная техника

Просмотр презентации  «Морская военная техника»;

Участвуют в беседе по презентации;

Разгадывают кроссворд и  играют в игру  «Найди 5 отличий»

1

Под знаменем Победы

1

8

Страницы воинской славы блокада Ленинграда.

Просмотр  ролика «Блокада  Ленинграда»

Участвуют в беседе по ролику;

Прослушивание  записи «Минута молчания»;

Слушают    стихи о войне;

Изготавливают открытки для ветеранов.

1

9

Итоговое занятие

1

Календарно-тематическое планирование

по  курсу

 «Патриотическое воспитание»  

9 А  класс

тема

Виды

Деятельности

Количество часов

Дата

1

Вводное занятие

Мы граждане России.

1

2

Я гражданин Российской Федерации

Обсуждают термин, гражданин РФ.

Беседуют о правах и обязанностях гражданина РФ по Конституции РФ.

Дают характеристику гражданину, отвечая на вопросы.

1

Школа безопасности

 1

3

Спасатель на воде

Слушают сообщение «Спасатель на воде»;

Рассматривают иллюстрации, участвуют в беседе и формулируют понятие «Спасатель на воде»;

 Определяют, какими качествами должен обладать спасатель на воде;

Разбирают основные обязанности спасателя на воде;

Проговаривают правила спасения утопающий и оказания первой помощи.

1

Герои нашего времени

4

Русские полководцы ВОВ.

Просматривают презентацию «Великие русские  полководцы во время ВОВ»;

Обучающиеся готовят сообщения о жизни полководцев, в честь которых названы архитектурные объекты города Новокузнецка: ул.Рокоссовского, сквер Жукова.

1

Памятные даты

1

5

День Победы (9 мая)

Просматривают видео-экскурсию: «Ильинка память хранит» о памятнике в Новоильинском районе неизвестному солдату. Отвечают на вопросы, принимают участие в беседе.

1

Родная Армия

1

6

Войска МЧС и ГО

Просматривают  презентацию «Войска МЧС и ГО»:

-история создания войск ГО и МЧС;

-цель создания

Отвечают на вопросы, участвуют в беседе.

1

Военная техника

1

7

Средства инженерного вооружения.

Посещают «Музей под открытым небом боевой техники» в сквере Жукова.

1

Под знаменем Победы        

1

8

ВОВ в истории моей семьи

Просматривают презентацию из архива школьного музея;

Собирают информацию у своих родственников о жизни и деятельности близких во время ВОВ;

Готовят сообщения.

1

9

Итоговое занятие

1

Тематическое планирование

для обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития.

по  курсу

 «Патриотическое воспитание»  

Класс

Тема

Виды деятельности обучающихся

Кол-во часов

Раздел «Моя малая Родина»

1

Я житель Кемеровской области.

Смотрят презентацию с пояснениями  учителя, изучают животный и растительный мир Кемеровской обл., Викторина "Кто в лесу живёт и что в лесу растёт?" Рассматривают карту области. Выставка фотографий -  рассматривают  и обсуждают. Слушают стихи и песни о родном крае. 

1

2

Памятные места  в Кемеровской области.

Смотрят презентацию: достопримечательности области.

Слушают стихи и песни о родном крае. Изучают природу родного края. Оформляют выставку фотографий.

1

3

Символы Кемеровской области.

Смотрят презентацию:  символика Кемеровской области. Практическая работа: рисуют символику края.

1

4

Я житель города Новокузнецка.

Экскурсия по городу (виртуальная). Слушают стихи и песни о родном крае. Оформляют выставку фотографий. Изучают профессии людей нашего города.

1

5

Места отдыха в городе Новокузнецке.

 Изучают природу родного края. Оформляют выставку фотографий.

1

6

Символика Новокузнецка.

Смотрят презентацию:  символика города Новокузнецка. Практическая работа: рисуют символику города.

1

7

Я житель Новоильинского района.

Экскурсия по улицам района. Оформляют выставку фотографий.

1

8

Места отдыха в Новоильинском районе.

Экскурсия на берег реки Томь. Акция по очистке берега реки от мусора. Изучают природу родного края. Наблюдают  за животными и растениями.

1

9

Моя малая Родина.

Посещают краеведческий музей.

Игра - путешествие по родному краю.

1

Класс

Тема

Виды деятельности обучающихся

Кол-во часов

Раздел  «Моя Родина – Россия»

1

Моя Родина - Россия.

Слушают  песню о России;

рассматривают территорию России на карте мира;

слушают рассказ К.Ушинского «Наше Отечество», отвечают на вопросы по содержанию;

рассматривают иллюстрации родной природы;

слушают стихи о Родине;

рисуют родную природу.

1

2

Многонациональная

страна.

Смотрят презентацию: люди разной национальности. Рассматривают иллюстрации, раскрашивают карандашами. Рассматривают предметные картинки, выбирают картинки по заданию.

1

3

Национальные традиции  и праздники.

Играют в подвижные игры разных народов. Слушают русские народные песни.

1

4

Символы России. Флаг, герб, гимн.

Рассматривают изображение государственного флага и герба;

участвуют в беседе о значении цветов флага, о гербе;

слушают стихи о флаге и гербе;

собирают пазлы с изображением флага и герба;

знакомятся с гимном России, его происхождении, назначении, содержании;

раскрашивают изображения контуров флага и герба.

1

5

Государственная символика.

 Рассматривают изображение государственного флага и герба;

участвуют в беседе о значении цветов флага, о гербе;

слушают стихи о флаге и гербе;

собирают пазлы с изображением флага и герба;

знакомятся с гимном России, его происхождении, назначении, содержании;

раскрашивают изображения контуров флага и герба.

1

6

Город Москва- столица России.

На карте России находят Москву;

рассматривают иллюстрации с изображением Москвы;

слушают рассказ об истории Москвы;

знакомятся с изображение герба Москвы;

раскрашивают герб Москвы;

слушают стихи о Москве.

1

7

Моя Москва.

На карте России находят Москву;

рассматривают иллюстрации с изображением Москвы;

слушают рассказ об истории Москвы;

знакомятся с изображение герба Москвы;

раскрашивают герб Москвы;

слушают стихи о Москве.

1

8

Города России.

Рассматривают территорию России на карте мира;

слушают рассказ К.Ушинского «Наше Отечество», отвечают на вопросы по содержанию;

рассматривают иллюстрации родной природы;

слушают стихи о Родине;

рисуют родную природу.

1

9

Я – гражданин России, мои права и обязанности.

Знакомятся с содержанием  «Большой книги правил для детей».

1

Класс

Тема

Виды деятельности обучающихся

Кол-во

 часов

Раздел « Герои нашего времени»

1

класс

Герои нашего времени.

Смотрят презентации «Герои различных боевых действий»;

Слушают рассказ В.Богомолова «Вечный огонь»;

Рассматривают портреты фотоснимки, иллюстрации, участвуют в беседе.

1

2 класс

Урок мужества.

Слушают рассказы о подвигах, геройских поступках, о мужестве.

1

3 класс

Дети  войны.

Участвуют в сборе фотографий «Дети войны», смотрят презентацию, оформляют выставку рисунков.

1

4 класс

Ветеран живет рядом.

Участвуют в создании экспозиции «Связующая нить»,

изготавливают открытки для ветеранов, поздравляют.

1

 5 класс

Учителя – фронтовики.

Смотрят презентации « Учителя фронтовики Кузбасса», смотрят фотографии, иллюстрации «Памятники учителям фронтовикам».

1

6 класс

Воины  - афганцы.

Смотрят фильм, слушают стихи песни военных лет.

1

7 класс

Фронтовики нашего города.

Знакомятся с героями фронтовиками нашего города по фотографиям, с биографией, посещают мемориал в с.Ильинка в память о фронтовиках.

1

8 класс

Фронтовики нашего города.

Слушают рассказ, сопровождающийся презентацией «Великие подвиги», посещают памятные места нашего города, возлагают цветы.

1

9 класс

Герои России.

Посещают выставку фотографий «Герои России», подбирают и раскладывают предметные картинки по заданию. Рассматривают иллюстрации.

1

Класс

Тема

Виды деятельности обучающихся

Кол-во часов

Раздел « Традиции, памятные даты»

1 класс

День Знаний. Урок Мира.

Бесе Знакомятся со школой, традициями школы, участвуют в общешкольной линейке, участвуют в акции «Мы за мир», «Посади дерево».

1

2 класс

День Защитника Отечества.

Смотрят запись «Военный парад».

1

3 класс

День Победы.

Рассматривают иллюстрации о Великой Отечественной войне;

участвуют в беседе-рассказе о Вов;

слушают стихи о Вов;

смотрят презентацию о праздновании Дня Победы в наши дни;

слушают песни о Вов, Дне Победы;

изготавливают открытки для ветеранов.

1

4 класс

День Космонавтики.

Знакомятся со словами «космос», «космонавт», подбирают и раскладывают предметные картинки по заданию. Рассматривают иллюстрации.

1

5 класс

День России.

Слушают  гимн России;

рассматривают территорию России на карте мира;

слушают рассказ К.Ушинского «Наше Отечество», отвечают на вопросы по содержанию;

рассматривают иллюстрации родной природы;

слушают стихи о Родине;

рисуют родную природу.

1

6 класс

День Конституции.

Слушают  гимн России;

рассматривают иллюстрации родной природы;

слушают стихи о Родине.

1

7 класс

День народного единства (4 ноября).

бесе     Смотрят презентацию: люди разной национальности. Слушают стихи о родине, рисуют родную природу.

1

8 класс

День неизвестного солдата (3 декабря).

Бес     Рассматривают изображение  памятника неизвестному солдату, участвуют в возложении цветов к памятнику в Новоильинском районе.

1

9 класс

День шахтеров.

Слушают рассказ учителя о профессии шахтер,  смотрят презентацию, рассматривают спецодежду шахтера.

1

Класс

Тема

Виды деятельности

Кол-во часов

Раздел  « Наша армия»

1 класс

Наша армия.

Смотрят запись «Военный парад». Рассматривают предметные картинки, выбирают картинки по заданию.

1

2 класс

Русские богатыри.

Рассматривают книги со сказками о богатырях;

слушают сказку по выбору обучающихся.

1

3 класс

Русский солдат.

Рассматривают иллюстрации, фотографии солдат;

участвуют в беседе-рассказе о солдатах и их подвигах.

1

4 класс

Защитник отечества.

Рассматривают иллюстрации, фотографии военных; сравнивают  предметные картинки по устной инструкции учителя. Раскрашивают по заданию.

1

5 класс

Герой – патриот.

Рассматривают иллюстрации, фотографии; участвуют в беседе-рассказе о подвигах.

Сравнивают  предметные картинки по устной инструкции учителя. Раскрашивают по заданию.

1

6 класс

Военные профессии.

Рассматривают иллюстрации, фотографии; сравнивают  предметные картинки по устной инструкции учителя.    Раскрашивают по заданию.

1

7 класс

Их профессия – защищать родину.

Рассматривают иллюстрации, фотографии; участвуют в беседе-рассказе о военных и их подвигах.

Сравнивают  предметные картинки по устной инструкции учителя. Раскрашивают по заданию.

1

8 класс

Военно – спортивная игра.

Участвуют в соревнованиях.

1

9 класс

Встреча с участниками боевых действий.

Слушают рассказы участников боевых действий, рассматривают фотографии, делают подарки для гостей.

1

Класс

Тема

Виды деятельности

Кол-во часов

Раздел «Военная техника»

1 класс

Военная техника. Самолет.

Участвуют в беседе по картинкам. Раскрашивают по заданию. Участвуют в игре «Самолет», «Мы пилоты».

1

2 класс

Военная техника. Вертолет.

Рассматривают иллюстрации, раскрашивают карандашами. Рассматривают предметные картинки, выбирают картинки по заданию, складывают разрезные картинки Участвуют в игре «Вертолет лети быстрее».

1

3 класс

Военная техника.  Танк.

участвуют в изготовлении макета.

1

4 класс

Военная техника. Корабль.

Рассматривают иллюстрации, раскрашивают карандашами. Рассматривают предметные картинки, выбирают картинки по заданию, складывают разрезные картинки, Участвуют в игре «Мы моряки».

1

5 класс

Военная техника. Подводная лодка.

Знакомятся с понятиями «под водой», «Подводная лодка», «глубина». Участвуют в дидактической  игре «Морское дно», «Опускаем лодку на глубину».

1

6 класс

 Военная техника. Ракета.

Рассматривают иллюстрации, раскрашивают карандашами. Рассматривают предметные картинки, выбирают картинки по заданию, складывают разрезные картинки.

1

7 класс

Автомобильная военная техника.

Рассматривают иллюстрации, раскрашивают карандашами. Рассматривают предметные картинки, выбирают картинки по заданию, складывают разрезные картинки, изготавливают аппликации.

1

8 класс

Военная техника. Пушка, пулемет.

Рассматривают иллюстрации, раскрашивают карандашами. Рассматривают предметные картинки, выбирают картинки по заданию, складывают разрезные картинки, изготавливают аппликации.

1

9 класс

Военная техника. Оружие.

Рассматривают иллюстрации, раскрашивают карандашами. Рассматривают предметные картинки, выбирают картинки по заданию, складывают разрезные картинки, изготавливают аппликации.

1

Класс

         Тема

  Виды деятельности обучающихся

Кол-во часов

Раздел «Под знаменем победы»

1

Под знаменем победы.

Рассматривают иллюстрации о Великой Отечественной войне;

участвуют в беседе-рассказе о Вов;

слушают стихи о Вов;

смотрят презентацию о праздновании Дня Победы в наши дни;

слушают песни о Вов, Дне Победы;

изготавливают открытки для ветеранов.

1

2

 Песни военных лет.

 Рассматривают иллюстрации о Великой Отечественной войне;

участвуют в беседе-рассказе о Вов;

слушают песни военных лет;

смотрят презентацию о праздновании Дня Победы в наши дни;

изготавливают открытки для ветеранов.

1

3

Мир глазами детей.

Рассматривают иллюстрации о Великой Отечественной войне;

участвуют в беседе-рассказе о Вов;

слушают стихи о Вов;

смотрят презентацию о праздновании Дня Победы в наши дни;

участвуют в конкурсе рисунков.

1

4

Мы за мир.

  Рассматривают иллюстрации о Великой Отечественной войне;

участвуют в беседе-рассказе о Вов;

слушают стихи о Вов;

смотрят презентацию о праздновании Дня Победы в наши дни;

участвуют в конкурсе рисунков.

1

5

Прошлое рядом.

  Рассматривают иллюстрации о Великой Отечественной войне;

участвуют в беседе-рассказе о Вов;

слушают стихи о Вов;

смотрят презентацию о праздновании Дня Победы в наши дни;

участвуют в конкурсе рисунков.

1

6

ВОВ в истории моей семьи.

Рассматривают иллюстрации о Великой Отечественной войне;

участвуют в беседе-рассказе о Вов;

слушают стихи о Вов;

смотрят презентацию о праздновании Дня Победы в наши дни;

участвуют в создании «Альбома памяти».

1

7

 Военная летопись нашей семьи.

Рассматривают иллюстрации о Великой Отечественной войне;

участвуют в беседе-рассказе о Вов;

слушают стихи о Вов;

смотрят презентацию о праздновании Дня Победы в наши дни;

участвуют в создании фотоэкспозиции.

1

8

Наша область во время войны.

  Рассматривают иллюстрации, фотографии, участвуют в беседе-рассказе о Вов;

слушают стихи о Вов; смотрят презентацию; посещают памятные места.

1

9

Земляки - герои.

  Рассматривают иллюстрации, фотографии, участвуют в беседе-рассказе о Вов;

слушают стихи о Вов; смотрят презентацию; посещают памятные места.

1

ВНЕУРОЧНЫЙ ПРОЕКТ

«ЧТО МЫ РОДИНОЙ ЗОВЁМ?»

Внеурочный педагогический проект, посвященный 35-летнему юбилею Новоильинского района г. Новокузнецк и 70-годовщине Победы в Великой Отечественной войне, был запланирован и реализован в рамках работы школьного историко-краеведческого музея. 

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Тип проекта:

  • по предметно-содержательной области: внеурочный
  • по продолжительности: долгосрочный
  • по характеру контактов: районный
  • по числу участников: групповой;
  • по характеру деятельности: исследовательский, прикладной.

Актуальность темы. Обучающиеся школы имеют узкий круг осведомленности об окружающем, для них характерно незнание названий населенных пунктов, географических объектов, событий в истории страны, в которой они проживают, что препятствует формированию целостного представления о малой Родине, что снижает эффективность гражданско-патриотического воспитания, осуществляемого в  МКС(К)ОУ «С(К)ОШ № 78» VIII вида.

Ведущая педагогическая идея проекта. Вовлечение обучающихся в реализацию данного проекта, привлечение их к работе школьного музея в качестве экскурсоводов будет способствовать повышению эффективности гражданско-патриотического воспитания, формированию целостного представления о малой Родине – Новоильинского района города Новокузнецк, а также уровню их жизненной компетенции.

Цель проекта. Воспитание личности гражданина России, чувства патриотизма у обучающихся в процессе знакомства с историей объектов окружающего социума (Новоильинского района города Новокузнецк).

Задачи, решаемые в ходе реализации проекта: 

  • привлечение внимания обучающихся и взрослых к природному, историческому и культурному наследию своей местности;
  • способствовать формированию экологического мышления посредством практической деятельности;
  • способствовать формированию интереса к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, чувства сопричастности к сохранению традиций Родины;
  • развивать чувство благодарения людей, переживших ВОВ, внесших вклад в восстановление и развитие страны, трудившихся на благо Родины;
  • развивать коммуникативные навыки обучающихся;
  • привлекать родителей, законных представителей обучающихся к воспитательно-образовательному процессу.

Авторы:  учитель начальных классов Золотарева Н.А., учитель старших классов Санникова А.Ю.

Участники проекта: обучающиеся 1-9 классов, родители, классные руководители.

Социальные партнёры проекта:

  • библиотека имени Д. С. Лихачёва;
  • член Союза писателей Кузбасса Протасевич С. А.;
  • выдающиеся жители Новоильинского района.
  • Волонтеры отряда «Корабль детства»

Продолжительность проекта: 40 дней.

Планируемые результаты выполненного проекта:

внешние - выставка творческих работ «Я помню, я горжусь!» (младшие классы), «Первые улицы Новоильинского района» (старшие классы), мультимедийная презентация результатов проекта.

внутренние:

обучающиеся:

  • познакомятся с историей четырёх улиц Новоильинского района, наиболее значимыми объектами, расположенными на них;
  • станут активными участниками в благоустройстве района;
  • получат опыт подготовки и представления результатов исследовательской деятельности;

педагоги:

  • усовершенствуют  навыки  разработки и реализации внеклассных проектов с обучающимися, родителями, законными представителями;

родители, законные представители:

  • получат возможность участвовать в совместной деятельности с обучающимися.

Форма представления результата  - презентация творческих работ в рамках музыкально-литературной композиции, посвящённой 69-годовщине Победы в Великой Отечественной войне.

Материально- техническое обеспечение проекта:

  • музыкальный центр, мультимедийный проектор, фотоаппарат;
  • для оформления творческих работ: ватман, цветная бумага и прочее;

Информационное обеспечение: интернет - ресурсы, методическая, справочная, художественная литература.

Подготовительная работа:

  • участие обучающихся в  мероприятии библиотеки им. Д. С. Лихачева «Час истории: «Всему начало здесь в краю моём родном»;
  • определение состава группы педагогов для участия в проекте;
  • выбор объектов для исследования.

ПРОГРАММА ПРОЕКТА

Этап

Срок

Содержание

деятельности

Ответственные

Создание

проблемной

ситуации

04.04.

2015 г.

Объявление о начале проекта на общешкольной линейке. Вручение заданий для каждого класса.

Заместитель директора по ВР Шишова В.А., руководители проекта

Золотарева Н.А., Соломина А.Ю.

Проектирование

деятельности

04.04.

2015 г.

-

09.04.

2015г.

Собрание классных коллективов (проведение начального диагностического обследования, изучение задания, распределение поручений, определение порядка работы, результата).

Классные

руководители, обучающиеся,

педагог-психолог

Иванова Е.В.

Поиск

информации

09.04.

2015 г.

Час истории: «Всему начало здесь в краю моём родном»

Специалист библиотеки им. Д.С. Лихачева Болотникова Л.В.

Поиск  информации

09.04.

2015г.

28.04.

2015 г.

Чтение рассказов о Великой Отечественной войне

Учителя начальных классов, учитель русского языка Куприянова Н.П.

09.04.

2015г.

16.04.

2015 г.

Сбор информации о ветеранах ВОВ, ветеранах труда, жителей первых улиц Новоильинского района, переживших ВОВ

Родители, классные руководители, обучающиеся 1-4 классов

09.04.

2015г.

-

28.04.

2015г.

Сбор информации об истории улицы, экскурсии на заданные улицы, фотографии достопримечательностей данной улицы, проведение экологических десантов

Родители, классные руководители, обучающиеся 5-9 классов

16.04.

2015 г.

Встреча обучающихся с поэтом Протасевич С. А.

Учитель русского языка Куприянова Н.П., обучающиеся

5-9 классов

16.04.

2015г.

-

28.04.

2015 г.

Встречи обучающихся начальных классов с ветеранами Новоильинского района

Классные руководители начальных классов

Оформление результатов

28.04.

2015г.

-

07.05.

2015 г.

Подготовка мультимедийной презентации о результатах исследовательской деятельности

Классные

руководители, обучающиеся.

Оформление творческих работ «Я помню, я горжусь!»

Родители, классные руководители, обучающиеся 1-4 классов

Оформление творческих работ «Первые улицы Новоильинского района»

Родители, классные руководители, обучающиеся 5-9 классов

Презентация

результатов

07.05.

2015 г.

Презентация исследовательской деятельности, творческих работ в рамках литературно - музыкальной композиции

Руководитель школьного музея Иванова Е.В.

классные руководители, обучающиеся 1-9 классов

 

Рефлексия

12.05.

2015 г.

Проведение итогового диагностического обследования

Классные руководители, педагог-психолог

Иванова Е.В.

13.05.

2015 г.

Анализ реализации проекта педагогами, участвующими в проекте, подведение итогов.

Заместитель директора по ВР Шишова В.А., руководители проекта Зайцева Н.А., Санникова А.Ю.

В педагогическом проекте приняли участие обучающиеся 1-9 классов, учитывая их возрастные и психофизические возможности, воспитанники получили дифференцированные задания.

Таким образом, для обучающихся младших классов объектом исследования были определены выдающиеся люди - очевидцы ВОВ, первые новосёлы Новоильинского района г. Новокузнецк. Предмет их исследования – определение содержания виртуальной экскурсии в школьном музее по теме «Жители Новоильинского района».

Объектом исследования обучающихся старших классов в рамках педагогического проекта были выбраны первые улицы Новоильинского района г. Новокузнецк.

Предмет их исследования – определение содержания виртуальных экскурсий в школьном музее по темам: «Проспект Запсибовцев», «Улица Новосёлов», «Проспект Архитекторов», «Проспект Авиаторов».

Перед началом исследования нами была обозначена проблема - дети с ограниченными возможностями здоровья, обучающиеся имеют узкий круг осведомленности об окружающем мире (в том числе районе города, в котором проживают). Для них характерно незнание значимых объектов, достопримечательностей района; мало сведений об истории страны, об очевидцах войны и ветеранах труда. Всё это препятствует формированию целостного представления о малой Родине, снижает эффективность гражданско-патриотического воспитания.

Нами была выдвинута гипотеза о том, что круг осведомленности обучающихся специальной (коррекционной) школы VIII вида об объектах окружающего социума, значимых учреждениях, достопримечательностях, о выдающихся людях района, в котором они проживают, расширится, если включить их в процесс исследовательской деятельности, привлечь к работе школьного музея, в том числе и в качестве экскурсоводов.

Для проверки гипотезы были выбраны следующие методы исследования:

Для выявления уровня гражданско-патриотического воспитания обучающихся нами была разработана педагогическая диагностика. Проанализировав результаты диагностического обследования, было выявлено, что данный внеурочный проект способствовал развитию общей осведомлённости обучающих о районе города, его значимых учреждениях и достопримечательностях, о Великой Отечественной войне, что способствует повышению эффективности гражданско-патриотического воспитания, осуществляемого в  образовательном учреждении, формированию целостного представления о малой Родине.

Также было выявлено, что в семье обучающихся нет преемственности поколений, многие дети не знают своих бабушек и дедушек, которые были свидетелями и участниками  Великой Отечественной войны, об их боевых и трудовых подвигах, вкладах в восстановление страны после войны, о трудностях жизни тех лет. В связи с этим, в следующем 2015-2016 учебном году запланированы мероприятия, направленные на усиление понимания ценности жизни, воспитания чувства благодарения к своим предкам, сопричастности к истории страны, повышение гражданско-патриотического воспитания в семье.

В результате реализации внеурочного проекта в школьном музее появились сценарии виртуальных экскурсий, имеющие в своей структуре информационную часть и мини-викторину. Были обучены экскурсоводы из числа обучающихся - участников проекта.

Таким образом, выдвинутая нами  гипотеза о том, что круг осведомленности обучающихся специальной (коррекционной) школы VIII вида об объектах окружающего социума, значимых учреждениях, достопримечательностях, о выдающихся людях района, в котором они проживают, расширится, если включить их в процесс исследовательской деятельности, привлечь к работе школьного музея, в том числе и в качестве экскурсоводов, в результате реализации проекта «Что мы родиной зовём?» нашла свое полное подтверждение. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка в классного часа "Горжусь, что я -россиянин!"

Разработка классного часа "Горжусь, что я-россиянин". Открытый кл час дан в рамках районного конкурса "Самый классный классный!" в 2012г....

Десять правил маленького россиянина

Патриотическое воспитание...

«Развитие гражданского самосознания и идентичности россиянина-Дальневосточника»

Статья рассказывает о развитии гражданского самосознания россиянина-Дальневосточника на примере МБОУ кадетская школа № 1 имени Ф.Ф. Ушакова...

"Что должен знать каждый россиянин: государственная символика"

Классный час "Что должен знать каждый россиянин: государственная символика", позволяет закрепить знания о символах государства, их назначениии и применении....

Методическая разработка "Презентация к интеллектуальной интерактивной игре "Я-россиянин"

Интеллектуальная интерактивная игра "Я-россиянин", посвященная Дню Толерантности, адресована учащимся 8-12 лет и ставит целью актуализацию знания по истории, культуре и традициям Российского государст...

программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодёжи "Я - Россиянин"

программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодёжи "Я - Россиянин"...

Тема: «Воспитание национальной идентичности россиянина в урочной и неурочной деятельности».

      В национальной доктрине образования Российской Федерации задача воспитания гражданина выступает в качестве приоритетной: «Система образования призвана обеспечить воспитание...