Современные технологии: проблемно-модульное обучение и его творческий потенциал
статья на тему

Проблемное обучение – такая организация учебного процесса, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активной самостоятельной деятельности, учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развития мыслительных способностей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon probleino_modulnoe_obuchenie.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Современные технологии: проблемно-модульное обучение и его творческий потенциал

Интерес к учению есть только там, где есть вдохновение, рождающееся от успеха”.

В.А. Сухомлинский.

В эпоху глобализации будущее каждого человека в отдельности, а значит и всего общества и в значительной степени зависит от того, какие образцы нравственного и духовного поведения он получит в первую очередь в школьные годы. Мир изменился, меняются культурные приоритеты, задаются новые смыслы и ценности.  Любой педагог знает  дети XXI века, развивающиеся в условиях информационных потоков, стали другими.

Известный педагог-экспериментатор А.Н. Тубельский в одной из своих статей заметил: «Обычно требуют: «Дайте ребенку (детям) все, что положено…» Но это же не столовая, где тебе выдают, а ты берешь. . Большая проблема: сделать так, чтобы ребенок захотел взять то, что ему дают, навязывают. Как создать такую ситуацию, как заинтересовать его[1]

Как известно, в педагогической науке на основе изучения и обобщения практического опыта учителей сложились определенные подходы к выбору методов обучения в зависимости от различного сочетания конкретных обстоятельств и условий протекания учебно-воспитательного процесса.

Выбор методов обучения зависит:

  • от общих целей образования, воспитания и развития учащихся и ведущих установок современной дидактики;
  • особенностей содержания и методов изучаемого предмета, темы;
  • особенностей методики преподавания конкретной учебной дисциплины и определяемых ее спецификой требований к отбору общедидактических методов;
  • цели, задач и содержания материала конкретного урока;
  • времени, отведенного на изучение того или иного материала;
  • возрастных особенностей учащихся;
  • уровня их реальных познавательных возможностей;
  • уровня подготовленности учащихся (образованности, воспитанности и развития);
  • особенностей классного коллектива;
  • внешних условий (географических, производственного окружения);
  • материальной оснащенности учебного заведения, наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств;
  • возможностей и особенностей учителя, уровня теоретической и практической подготовленности, методического мастерства, его личных качеств.

По нашему мнению в этом контексте как нельзя лучше развивает навыки  творческого усвоения знаний и умения решать учебные проблемы проблемно-модульное обучение.

Проблемное обучение  такая организация учебного процесса, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активной самостоятельной деятельности, учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развития мыслительных способностей[2].

Какая же деятельность считается творческой?

Это  деятельность, в которой проявляются такие качества личности, как продуктивность,

оригинальность мышления, изобретательность, умение увидеть проблему, интуиция, быстрота 

умственных реакций, способность к догадке. Эти способности в определённой мере и развивает 

проблемное обучение: через использование специальных дидактических средств оно ставит 

учащихся в условия, когда нужно решать нестандартные задачи, комбинировать имеющиеся 

знания, выдвигать предположения, искать пути решения проблем. Таким образом, вторая 

причина возникновения теории проблемного обучения  общественная, социальная 

потребность в активной, самостоятельной, творческой, саморазвивающейся личности,

способной жить и трудиться в условиях научно-технической революции. 

Прежде чем перейдем к непосредственному описанию технологии проблемно-модульного 

обучения, обратимся к общему толкованию понятий "технология", а также "педагогическая 

технология". Техноло́гия (от греч. téchne  искусство, мастерство, умение и греч. logos  

изучение)  совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата;

метод преобразования данного в необходимое; способ производства . Дословно "технология"  

наука о мастерстве. В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие 

педагогической технологии. В научном понимании и употреблении термина «педагогическая 

технология» существуют различные разночтения. У В.П. Беспалько педагогическая технология 

 это содержательная техника реализации учебного процесса. Педагогическая технология  это 

описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П. Волков).

определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения,

воспитательных средств; она есть организационно-методический 

инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачев).

Проблемно-модульным данный метод называется потому, что на всех этапах обучения ученик получает информацию в соответствии  с определенным алгоритмом-модулем. В образовании модулем называют относительно целостную структурную единицу информации, деятельности, процесса или организационно-методическую структуру. Модульная структура, состоит из взаимосвязанных системных элементов, имеет «входы-выходы» в надсистемы и подсистемы. Базовыми характеристиками модуля являются относительная полнота, нормированность, автономность, преемственность, способность к вариативному сочетанию с другими модулями. При этом связи отдельного модуля с другими модулями могут быть моновалентными и поливалентными.

Одним из основных элементов модульного обучения является система контроля и оценки достижений учащихся. Одна из форм такой системы – индивидуальный  коммуникативный индекс (рейтинг), который нацеливает учащегося на получение максимального количества баллов при изучении модуля. Процент распределения баллов среди различных видов контроля следующий: текущий контроль дает 30-35% общей максимальной оценки,  промежуточный  -20-25%, практические занятия  -до 25%, доля баллов, полученных на экзамене,- около 20%. Такая система стимулирует повседневную систематическую работу, значительно повышает состязательность в учебе, исключает случайности при сдаче экзаменов.

Современные модульные технологии отличаются разнообразием и индивидуализацией сфер применения. Например, проблемно-модульное обучение (М. А. Чошанов) используется при изучении предметов школьного курса; модули трудовых навыков (Н. В. Блохин) предназначены для формирования профессиональных умений, а адаптивное обучение (Басова Н. В.) применяется в условиях высшей школы.

При этом, различают модули предметно-содержательные (автономные порции учебного материала) и деятельностные (самостоятельно формируемые действия по достижению определенных целей).

Для каждого модульного блока разрабатывается система методической поддержки. В свою очередь, из сочетания нескольких блоков могут быть образованы более крупные модули. Блочно–модульная организация работы позволяет структурировать нормативное содержание познания или деятельности в целях последующего успешного пошагового достижения цели, а, главное, успешно применять на уроках современные компьютерные технологии. Чем быстрее учитель поймет, что учебник перестал быть единственным источником знаний, тем быстрее он найдет возможность передачи знаний при помощи применения информационных технологий на уроках.

 Например, активно использовать на уроках заранее подготовленные презентации, в которых присутствует анимационные эффекты. В таких презентациях информация (у автора данной статьи  по истории)  может преподноситься пошагово в виде череды вопросов, обрамленных разными видео-материалами, схемами, диаграммами, цифрами. Опыт работы с такими презентациями  положительный. Учащиеся быстрее запоминают обширный исторический материал, особенно связанный с различными историческими датами. Сухие строчки учебника, несомненно, уступают анимированным слайдам презентации. Так, например, нами разработаны (при помощи специалистов по информационным технологиям) слайды о биографии маршала Георгия Жукова, князя Александра Невского и первого императора России Петра Первого.

В подобных презентациях пошаговые вопросы отдельного слайда относятся к проблемной технологии, а презентация в целом  к модульной. Как показала данная методика, учащиеся мгновенно усваивают материал и значительно легче запоминают исторические даты. Таким образом, новые знания приобретают для детей личностную значимость и становятся интересными не с внешней стороны, а по сути.

При комплексном использовании проблемной и модульной технологий, ориентированных как на развитие творческого потенциала, так и на развитие познавательных способностей и дальнейшего самообразования, можно добиться хороших результатов в достижении поставленной цели.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Белоусова Т. А. Проблемно-модульное обучение на уроках истории как средство развития творческих возможностей учащихся. - http://festival.1september.ru/articles/590200/
  2. Колесникова И.А. Теория и практика  модульного преобразования воспитательной среды  образовательного учреждения. /Учебно-методическое пособие.  СПб., 2009
  3. Левис Д. Современные образовательные технологии. - Новосибирск, 1999.
  4. Поляков С.Д. Реалистическое воспитание./Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех». - http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c24/231/p4
  5. Селевко П.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие.  М.: Народное образование, 1998.
  6. Тубельский А.Н.Легко ли быть директором. / Российско-американский форум образования: электронный журнал. / Volume: 1, Issue: 1. 1/05/2009  - http://www.rus-ameeduforum.com/content/ru


[1] Тубельский А.Н.Легко ли быть директором. / Российско-американский форум образования: электронный журнал. / Volume: 1, Issue: 1. 1/05/2009  - http://www.rus-ameeduforum.com/content/ru

[2] Белоусова Т. А. Проблемно-модульное обучение на уроках истории как средство развития творческих возможностей учащихся. - http://festival.1september.ru/articles/590200/

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Возможности современных информационных и коммуникативных технологий в реализации принципа индивидуализации обучения и развития творческого потенциала личности обучающегося в образовательном процессе"

Возможности современных информационных и коммуникативных технологий в реализации принципа индивидуализации обучения и развития творческого потенциала личности обучающегося в образовательном п...

Инновационная технология создания формулы вдохновения и раскрытия творческого потенциала

О.В.Пачкина"Инновационная технология создания формулы вдохновения и раскрытия творческого потенциала детей"Пачкина Ольга Владимировнаучитель высшей категорииМАОУ лицей пгт АфипскийМО Северский ра...

Отчёт по теме самообразования "Активные формы работы на уроках английского языка и во внеурочное время в процессе обучения и развития творческого потенциала и самостоятельности учащихся"

По данной теме работаю уже третий год. Накоплено много интересных и занимательных находок. Работа опубликована в ежегодном школьном методическом сборнике за 2012 - 2013 учебный год....

Современные технологии: проблемно-модульное обучение и его творческий потенциал

Проблемное обучение – такая организация учебного процесса, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активной самостоятельной деятельности, учащихся по их разрешению...

Использование современных педагогических и информационных технологий в образовательном процессе для активизации творческого потенциала учащихся

В педагогике неизбежно возникают вопросы: “чему учить?”, “зачем учить?”, “как учить?”, но, вместе с тем, появляется еще один: “Как учить результативно?”.Обучение превращается в подобие некоего техноло...

Использование современных педагогических и информационных технологий в образовательном процессе для активизации творческого потенциала учащихся.

Из выступления на педагогическом совете от 17 ноября 2014 года.В педагогике неизбежно возникают вопросы: “чему учить?”, “зачем учить?”, “как учить?”, но, вместе с тем, появляется еще один: “Как учить ...