Инновационная технология создания формулы вдохновения и раскрытия творческого потенциала
статья (музыка, 5 класс) по теме
О.В.Пачкина
"Инновационная технология создания формулы вдохновения
и раскрытия творческого потенциала детей"
Пачкина Ольга Владимировна
учитель высшей категории
МАОУ лицей пгт Афипский
МО Северский район.
Углубление в природу музыки и других видов искусства позволяет детям формировать образное представление о творчестве, которое является социально - психологически обусловленным феноменом, являющимся отражением эмоционального состояния от восприятия человеком окружающей действительности. Приобщение к «светлому» и «высокому» в искусстве необходимо для духовно - практических целей формирования мировоззрения детей.
Удивительно слияние выразительного и изобразительного начал в музыке. В нашей душе происходит то же самое.
Эстетическое воспитание без эмоционального и эстетического наполнения - невозможно. Синтез музыки, живописи и литературы, безусловно, является мощным средством усиления эмоционального восприятия произведений искусства учащимися. Использование визуального ряда позволяет буквально "захлестнуть" детей потоками волнения и радости, испытать своего рода эстетический и эмоциональный "шок" от встречи с прекрасным. Но это происходит только в том случае, если дети способны воспринять одновременно затраты душевных сил, волнение, страдания, восторг поэта, композитора и художника. Одновременная демонстрация колоритных живописных полотен и музыкальных произведений непроизвольно блокирует мысль, и войти в замысел автора (а не двух сразу) трудно, так как:
- о настроении в пейзаже рассказала музыкальная картина;
- музыкальные ощущения композитора уже дополнены выдающимися
полотнами художников.
В результате ощущения и образы смешиваясь с музыкальными впечатлениями отнимают у детей возможность индивидуального образно-ассоциативного восприятия произведений искусств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.79 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
О.В.Пачкина
"Инновационная технология создания формулы вдохновения
и раскрытия творческого потенциала детей"
Пачкина Ольга Владимировна
учитель высшей категории
МАОУ лицей пгт Афипский
МО Северский район.
Углубление в природу музыки и других видов искусства позволяет детям формировать образное представление о творчестве, которое является социально - психологически обусловленным феноменом, являющимся отражением эмоционального состояния от восприятия человеком окружающей действительности. Приобщение к «светлому» и «высокому» в искусстве необходимо для духовно - практических целей формирования мировоззрения детей.
Удивительно слияние выразительного и изобразительного начал в музыке. В нашей душе происходит то же самое.
Эстетическое воспитание без эмоционального и эстетического наполнения - невозможно. Синтез музыки, живописи и литературы, безусловно, является мощным средством усиления эмоционального восприятия произведений искусства учащимися. Использование визуального ряда позволяет буквально "захлестнуть" детей потоками волнения и радости, испытать своего рода эстетический и эмоциональный "шок" от встречи с прекрасным. Но это происходит только в том случае, если дети способны воспринять одновременно затраты душевных сил, волнение, страдания, восторг поэта, композитора и художника. Одновременная демонстрация колоритных живописных полотен и музыкальных произведений непроизвольно блокирует мысль, и войти в замысел автора (а не двух сразу) трудно, так как:
- о настроении в пейзаже рассказала музыкальная картина;
- музыкальные ощущения композитора уже дополнены выдающимися
полотнами художников.
В результате ощущения и образы смешиваясь с музыкальными впечатлениями отнимают у детей возможность индивидуального образно-ассоциативного восприятия произведений искусств.
Задача урока музыкального искусства - быть в первую очередь современным и интересным для детей и в тоже время наполненным очень актуальными в наше время формами восприятия добра, человечности, сострадания к человеку, радости и гордости за малую и большую Родину.
Уроки проходят на "одном дыхании"- "ВДОХ - ВЫДОХ"! Разбирая произведение искусства, дети находят в нем интерес, вдохновленные (увлеченные) дети готовы к диалогу. Кульминацией урока (ВЫДОХ) является стремление детей выразить эмоции в различных творческих формах (вокальная работа, живопись, поэзия или проза)
Слушаем музыкальное произведение - (ВДОХ)! С удовольствием создаем и рассматриваем свои (!) картины - ассоциации. - (ВЫДОХ)!
Рассматриваем художественные полотна - (ВДОХ)! Слышим музыку гармоничную настроению, движению, колориту. (ВЫДОХ)!
Восприятие с интересом, не равнодушное, не "лекционное" позволяет достучаться до самых тонких струн детской души. Учащиеся получают эмоциональный заряд, способный раскрыть потенциал каждого. На вопросы, возникающие у многих: откуда взять вдохновение, можно ли творить по расписанию, как раскрыть творческий потенциал ребенка, на уроке музыки ответить легко, интересно и просто необходимо.
Состояние вдохновения ни с чем не спутать. На лицах радость, светлое детское счастье, - шкала детских потребностей, которая умещается в одном слове - "ТВОРЧЕСТВО" (ВЫДОХ).
Основные этапы уроков:
Произведение искусства (показ)+
диалог с учителем (вошли в замысел автора)+
эмоциональный отклик (дети описывают свои впечатления)+ вдохновение (позыв у детей к творчеству)=
раскрытие творческого потенциала
"ТВОРЧЕСТВО"- результат содружества звука, слова, образа.
1. "Звук" и "ТВОРЧЕСТВО"
Не озвучивая названия произведения - дети слушают "Лунный свет на террасе" Клода Дебюсси.
Задание. Где вы себя ощущаете? (ВДОХ)
1. Стоите на земле.
2. Порхаете высоко в небе.
3. Приподняты над землей в закрытом пространстве.
4. Приподняты над землей в открытом пространстве.
После слушания - диалог с учителем.
У. - Настроение светлое или мрачное? Д. - Сумрачное.
У. - Какое время дня: рассвет, день, ночь? Д. - Ночь.
У. - Образ один или их много? Д. - Много.
У. - Образы яркие или приглушенные? Д.-И яркие и мрачные.
У. - Что ночью позволяет нам увидеть
многообразие ночных образов? Д. - Луна.
У. - Как бы вы назвали произведение? Д.- (придумывают).
Данный диалог стимулирует развитие образного мышления детей, увлекает и вызывает одно желание - поскорее взять белый лист и рисовать, писать стихи, петь песни! (ВЫДОХ)
После просмотра работ детей необходим показ творческих работ учащихся прошлых лет, а так же художественных полотен великих вместе с повторным слушанием музыки!
Таким образом, вырисовывается "Формула ТВОРЧЕСТВА"
Музыкальное произведение +
диалог с учителем (вошли в замысел автора) + эмоциональный отклик +
вдохновение =
раскрытие творческого потенциала
После этого дети с удовольствием послушают и посмотрят готовую презентацию о творчестве композитора.
2. "Слово" и "ТВОРЧЕСТВО"
"Добрая песенка" Учитель читает стихотворение (Текст песни).
Диалог с учителем с целью войти в замысел автора по фразам (Вдох).
У.- Что имел в виду автор, говоря: "И грустить мне не дает солнышко мое"? (аналогично обсудить весь текст).
У. - Чем является лучик солнца? Д. – Образ радости, света, весны!
У. - Что подразумевал автор, говоря: "Лучик солнца разлетается на сотни добрых огоньков"? Д. – Передача от одного человека к другому хорошего настроения.
Философский взгляд на содержание вызывает яркий эмоциональный всплеск, меняющийся в корне отношение к собственной жизни. Научиться радоваться мелочам, пересмотреть своё отношение к жизни возможно в рамках одного урока.
У. - Вы- хозяева своей судьбы. Всё в ваших руках. Покажите, как вы к ней относитесь. Удивительно! Узнав о том, что прочтенные это текст песни, у детей возникает желание услышать (навязывать ничего не надо, и заставлять слушать тоже), но прежде чем показать песню, учитель просит предположить, что они - композиторы и перед ними текст будущей песни. Какой будет музыка?
1. Характер, настроение (веселая, грустная);
2. Темп (быстрый, медленный, умеренный);
3. Звуковедение (плавное, певучее, отрывистое, «со скачками»);
4. Регистр (высокий, низкий, средний).
Сравнивая свое представление о музыке к предложенному тексту, дети удивляются тому, что их предположения совпали с тем, что они услышали и возникает желание поскорее выучить эту песню и передать свое настроение в «звучащих картинах». (ВЫДОХ!)
И опять работает "Формула ТВОРЧЕСТВА"
Литературное произведение +
диалог с учителем (вошли в замысел автора)+
эмоциональный отклик +
вдохновение =
раскрытие творческого потенциала
3."Образ" и "ТВОРЧЕСТВО".
"Композиция №86" И. Колесников
Диалог с учителем с целью войти в замысел автора.
У. – Послушайте эту музыку? Какое у нее настроение? Д. – Спокойное
У. – Настроение создается от фона или от образов? Д. – От фона и образа мрачный, образы светлые).
У. – Какое время дня? Д. – Вечер, ночь.
У. – Современность или прошлое? Д. – Тележка современная, груз из прошлого.
У. – Реальность или фантазия?Д. – Затрудняются с ответом. (ВДОХ)
У. – Есть движение, откуда, куда? Д. – От стены, с большой скоростью или сквозь стену.
У. – Так реальность это или фантазия? Д. – Фантазия!
У. – Где можно увидеть как бы наяву то,
что когда-то происходило? Д. – Во сне.
У. – Чей это сон, взрослого или ребенка? Д. – Взрослого (предположения детей о том, что в детстве каждый мечтает о том, чего у него не хватало по различным причинам: игрушки, конфеты, детские костюмы, музыкальные инструменты)
У. – Придумайте название картины. Д. – "Чудо сон", "Цветные сны",
"Светлая детская грусть", "Я тоже хотел такие игрушки".
Получив эмоциональный заряд (вдохновение) дети пишут стихи о своих снах, мечтах, о детстве родителей, бабушек, дедушек и рисуют свои сны! (ВЫДОХ)
У. – Какое музыкальное произведение подходит по настроению
к картине И. Колесникова? Д. - "Чудо сон" – О. Агафонова, "Цветные сны" – М. Дунаевского.
Прослушивание или исполнение песен, с просмотром работ учащихся прошлых лет по данной теме!
И опять работает "Формула ТВОРЧЕСТВА"
Художественное произведение +
диалог с учителем (вошли в замысел автора)+
эмоциональный отклик +
вдохновение =
раскрытие творческого потенциала.
Задачу можно считать решенной, если дети увидят в произведениях искусства выражение человеческих эмоций, как средство художественной оценки всего многообразия жизненных явлений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/13/picture-3549-1355344042.jpg)
Олимпиада по технологии как средство раскрытия творческого потенциала одаренных детей .
Выступление на областном методическом семинаре учителей технологии БелРИПКППС....
![](/sites/default/files/pictures/2012/07/07/picture-95569.jpg)
Современный урок, как инструмент раскрытия творческого потенциала учащихся
Обобщение опыта учителя биологии....
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/25/picture-200399-1361822005.jpg)
Метод проектов на уроках английского языка как способ раскрытия творческого потенциала учащихся
В данной статье двются рекомендации по использованию метода проектов на уроках английского языка на разных ступенях обучения....
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/08/picture-49062-1381239231.jpg)
Предметная неделя географии как средство развития интересов и форма раскрытия творческого потенциала учителя
Статья о необходимости проведения передметных недель для развитя потенциала учителя, увеличения интереса среди учащихся, увеличения их кругозора. В статье предложены варианты проведения предметн...
"Раскрытие творческого потенциала детей при освоении культурного наследия Санкт-Петербурга"
Творчески работающий учитель не будет применять одну методическую разработку без изменений во всех классах и параллелях. Каждый урок – неповторим, как неповторимы наши чувства, переживания, мысли… Уро...
![](/sites/default/files/pictures/2016/07/22/picture-760225-1469137077.jpg)
Раскрытие творческого потенциала обучающегося посредством использования нетрадиционных техник в рисовании и с применением современных образовательных технологий.
Современное образование, как и все сферы общества, быстро развивается, тем самым перед обществом формируется совершенно новый образовательный заказ. Мы должны научить обучающихся необходимыми личными ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/24/picture-839778-1487942282.jpg)
Создание в учреждении дополнительного образования условий для раскрытия творческого потенциала личности ребенка.
Выступление на городском методическом объединении педагогов дополнительного образования. Автор делится опытом работы в театральном объединении Дома детского творчества: как в процессе общения с детьми...