Открытый урок "Музыкальный образ"
презентация к уроку (5 класс) на тему

Сидоркина Анастасия Сергеевна

Тема: «Музыкальный образ».

Тема урока: Урок исследование «Интерпретация как форма самовыражения на фоне произведений Бетховена, Шопена».

Цели: Формирование знаний творческого пути великих композиторов, истории создания этих замечательных произведений.

Задачи: Подтвердить с помощью исследования влияние разного музыкального звучания одного и того же произведения на настроение человека. Доказать в процессе прослушивания музыкальных фрагментов и из анализа, что реакция человека на звучание музыкального произведения строго индивидуальна.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy.docx51.14 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема: «Музыкальный образ».

Тема урока: Урок исследование «Интерпретация как форма самовыражения на фоне произведений Бетховена, Шопена».

Цели: Формирование знаний творческого пути великих композиторов, истории создания этих замечательных произведений.

Задачи: Подтвердить с помощью исследования влияние разного музыкального звучания одного и того же произведения на настроение человека. Доказать в процессе прослушивания музыкальных фрагментов и из анализа, что реакция человека на звучание музыкального произведения строго индивидуальна.

Обучающие-дать навыки анализа по выявлению характера музыкальных произведений и главных средств выразительности. Учить анализировать образ на примере музыкальных произведений.

Развивающие- развивать вокально-хоровые навыки на примере и исполнении песни «Я хочу услышать музыку», развивать умения анализировать поэзию с точки зрения ее музыкальности и цветовой палитры; развивать представление о танцевальном жанре. Развивать музыкальное мышление, чувство ритма, воображение. Развить представление о танцевальном жанре.

Воспитательные-воспитывать исполнительскую  слушательскую культуру, музыкальный вкус; пробудить у учащихся интерес к музыке Бетховена, Шопена, но не вне его, формируемые УУД.

  • Формируемые УУД

личностные:

  • коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе творческой деятельности
  • адекватная оценка и самооценка  собственной деятельности.

метапредметные:

  • умение развивать мотивы и интерес своей познавательной деятельности
  • умение устанавливать аналогии, строить логические рассуждения, делать выводы
  • приобретение навыков работы в группе в процессе творческой  деятельности, смысловое чтение

предметные:

  • формирование умений следить за развитием музыки,
  • воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к классической музыке. 
  • формирование эмоционального и глубокого восприятия образно-смыслового содержания музыки.
  • развитие творческих способностей в процессе музыкальной деятельности.

Средства обучения:

  • презентация по теме урока;
  • работа в группах;
  • слова – характеры (к музыкальным произведениям);
  • рисунки детей по ходу урока (художественная галерея);
  • итоговые вопросы.

Необходимое оборудование: компьютер, проектор, экран, музыкальный центр, фортепиано.

Форма урока: урок-беседа, урок исследование.

Тип урока: комбинированный.

Музыкальный материал: Л.В. Бетховен «Соната №14».

- 1 фрагмент – звучание произведения (оригинал).

- 2 фрагмент – исполнение произведения со звуками природы (журчание воды, щебет птиц).

- 3 фрагмент-исполнение произведения рок-музыкантом В. Зинчуком.

Дополнительный материал: карточки с цветовым рядом.

Через музыку проникнуть в душу!

Через музыку понять себя!

Сердцем красоту ты должен слушать-

Истину откроешь для себя!

Ход урока: Сегодня ученики-исследователи, а учитель-руководитель исследовательского проекта. Должен быть совместный труд результат учителя и ученика.

Мы будем слушать лунную сонату, но прежде чем ее прослушать, давайте вспомним, что такое соната?

Соната-это произведение для одного или двух инструментов, написанное в форме сонатного цикла.

Типичное строение сонатного цикла-4части:

1 часть-Сонатное аллегро-драматический центр цикла.

2 часть- медленная часть-лирико-психологическая, философская.

3 часть-менуэт-Гайдн, Моцарт, скерцо-Бетховен.

4 часть-быстрый финал-жизнеутверждающее завершение всего цикла.

Все эти части объединяются общим замыслом. Например, через борьбу, драму чувств, раздумья и переживание к победе.

Лунная соната была написана для Бетховена в трудное время. Её настоящее название «Соната-Фантазия». Бетховен написал: «посвящается Джульетте Гвинчарди» название «Лунная» придумано поэтом Людвигом Рельштабом.

В первой части воплощена тема глубокой скорби и сосредоточенности: басы, безостановочное движение мерными триолями, ритмические интонации траурного марша. Уже в первых звуках замирает сердце, сжавшись в комок, разлуку и одиночество, всю горечь человеческой печали.

Проигрывание на инструменте.

Я могу сказать так о сонате, но и могу сказать, что первая часть звучит в едином трагическом оцепенении. Ощущение глубокой скорби, мрачной сосредоточенности.

Сам Бетховен отметил, что того требует деликатнейшее исполнение. Настолько это глубоко и лично. Контраст и конфликты он вынес за пределы 1 части и во 2 и 3 части.

Давайте прослушаем с Вами 1 фрагмент «Лунной сонаты» (оригинал).

2-ОЙ СЛАЙД

Во время прослушивания сонаты, необходимо, чтобы мы представили музыкальный или шире-художественный образ.

Чтобы поняли и почувствовали, что различные музыкальные образы всегда воплощают какую-то частицу жизни-то или иное явление, картину природы, нечто происходящее в человеке, в обществе, в масштабах всего человечества или душе маленького ребенка. Чтобы услышали тему на фоне триолей.

Художественное произведение всегда метафора, оно никогда прямо не заявляет о своих намерениях, поэтому его понимания нередко равнозначно разгадке, которая потрясает нас внезапно открывшимся смыслом. Музыка воздействует несколько иначе. Ведь музыка живет только пока звучит, и за те минуты, которые отданы ей в распоряжение, она должна успеть очень многое:

ЗАХВАТИТЬ

УВЛЕЧЬ

УТРЯСТИ

Слушая Бетховена мы можем представить картину лунной ночи: не просто одной какой то ночи конкретной местности с конкретным пейзажем, а именно духа лунной ночи с ее таинственными шорохами и ароматами с бескрайнем звездным небом-необозримым и загадочным. Слушая эту сонату, мы можем представить и тоскливую муку не разделенной любви, разлуку и одиночество, всю горечь человеческой печали.

Вопрос 1:

- Какое впечатление у Вас осталось от прослушанного фрагмента?

(выслушиваются и обсуждаются мнение всех учеников).

Вопрос 2:

- Как Вы думаете, почему Ваши впечатления не совпадают?

(Потому что все люди разные).

- Верно. Вспомните известное Вам определение музыкального образа.

(Музыкальный образ-это отражение композитором внутреннего и внешнего мира посредством музыки).

Теперь подумайте, какой из миров-внешний и внутренний-всегда будет меняться в зависимости от слушателя?

(Конечно, внутренний).

Посмотрите, получается целая цепочка:

-Композитор с его мироощущением;

-Исполнитель, у которого есть своё видение произведения;

-Слушатель……

Вот на слушателе я предлагаю остановиться и провести небольшой эксперимент.

Сейчас вы услышите два фрагмента звучания «Сонаты №14».Ваша задача – проследить, как меняется произведение в зависимости от интерпретации исполнителя, выразить свое отношение об услышанном фрагменте (используя  такую форму анализа ,как «Синквейн») 

(фрагменты: исполнение произведения со звуками природы (журчание воды, щебет птиц) и исполнение произведения  рок-музыкантом В. Зинчуком)

3-ИЙ И 4-ЫЙ СЛАЙДЫ                                        

-Какой вариант исполнения вам больше понравился?

(выслушиваются и обсуждаются мнения всех учеников)

-Постарайтесь подобрать по цветовому ряду оттенок, который , по вашему мнению, будет соответствовать этому фрагменту.

(Результаты  выносятся на доску. Если получилось   несколько вариантов, то рассматриваются  все.)

- Попробуйте объяснить , почему вы выбрали именно этот цвет, какие особенности звучания вас привлекли к нему?

(обсуждение в свободной форме, но с обязательным аргументированием)

- Как вы считаете, имеют ли каждый из вариантов право на существование, не смотря на то, что оригинал написан для фортепиано?

Прочитайте эти два поэтических фрагмента  и найдите их соответствие с музыкальными?

 (обсуждение в свободной форме, но с обязательным аргументированием)

- Почему не бывает одинаковых исполнений?

(потому, что у каждого человека своя точка зрения на жизнь и события, своё настроение и характер)                                                                                                                                                      

-Предлагаю это подтвердить с помощью эксперимента. Попробуем построить цепочку ассоциаций. Берём любое слово , затем по очереди называем то, что первое приходит в голову, но опираться можно только на последнее произнесённое слово и не задумываться ,а говорить свой вариант сразу.

(Чем длиннее цепочка, тем неожиданный результат)

-Заметили, как далеко мы уходим  от первого слова? Так и интерпретация может увести достаточно далеко от первоисточника. Как вы думаете, мы смогли доказать ,что каждый человек выражает свое отношение в процессе исполнения (музыки, стихотворения, рисунка) и поэтому не бывает двух одинаковых вариантов?

(Да, мы это доказали).

Давайте с Вами сейчас рассмотрим как контрастную тему произведений Фридерика Шопена.

Учитель:

Я иду за музыкой Шопена,
Открываюсь радости сама:
Плещут искры Вислы белопенной,
И мазуркой взвихрена корчма.
В чёрно – белых клавишах рояля
Есть волынки, скрипки контрабас,
Разом загудели, заиграли –
И кого же не подхватит пляс!


Звучит вальс №7 Ф. Шопена.

(Слайд №1, 2)

Учитель: Ребята, а что вы можете сказать о музыке, которую только что послушали?

Дети: красивая, легкая, воздушная, трепетная, проникновенная, танцевальная.

Учитель: А какой инструмент передал вам красоту этой музыки?

Дети: фортепиано.

Учитель: А что вы знаете об этом инструменте?

Дети: клавишный инструмент начала 19 века; создатель флорентийский изобретатель Бартоломео Кристофори.

Учитель: Бартоломео Кристофори (Cristofori, 1655-1732) - изобретатель фортепиано, продемонстрировал свой первый "клавесин с молоточками" в 1709 году. Это произошло во Флоренции на приёме гостей во дворце "Palazzo Pitti" герцога Фердинандо ди Медичи.

(Слайд №3)

Клавишные инструменты существовали еще в Средние Века. Орган, самый старый из них, - это духовой клавишный инструмент (у него нет струн, а есть множество труб), и он не является непосредственным родственником фортепиано.

(Слайд №4)

Первый клавишный инструмент, у которого были струны, - клавикорд. Он появился в позднее Средневековье, хотя никто не знает, когда именно. Клавикорд имел устройство, похожее на устройство современного фортепиано. Однако его звук был слишком мягким и тихим для того, чтобы на нем можно было играть перед большим количеством людей. Клавикорд, будучи намного меньше по размеру и проще, чем его родственник клавесин, был достаточно популярным инструментом домашнего музицирования, и его наверняка можно было найти в домах композиторов эпохи барокко, включая Баха.

Клавикорд имел очень простое устройство. При нажатии на клавишу маленький медный квадратик под названием тангент ударял струну. В то же время поднятый демпфер позволял струне вибрировать. У клавикорда было по одной струне на каждую клавишу, в то время как у современного фортепиано на каждую клавишу бывает до трех струн. Будучи очень тихим инструментом, клавикорд все же позволял делать крещендо и диминуендо. 

(Слайд №5)

Другой клавишный инструмент - клавесин - скорее всего был изобретен в Италии в XV веке. В данном случае звук извлекается птичьими перышками или кусочками кожи (наподобие медиатора). К тому же струны клавесина расположены параллельно клавишам, как у современного рояля, а не перпендикулярно, как у клавикорда и современного пианино. Звук клавесина - довольно слабый, не очень-то пригодный для исполнения музыки в больших залах. В пьесы для клавесина композиторы вставляли множество мелизмов (украшений) для того, чтобы длинные ноты могли звучать достаточно протяженно. Обычно клавесин использовался для аккомпанемента.

(Слайд №6)

Третий вид струнно-клавишного инструмента, на котором играли в XV, XVI и XVII веках, - это спинет. По сути спинет - это маленький клавесин с одной или двумя клавиатурами размером в четыре октавы. Он как правило был богато декорирован и потому являлся таким же украшением дома, как и красивая мебель.

(Слайд №7,8,9)

Устройство фортепиано Кристофори было очень простым. Оно состояло из клавиши, войлочного молоточка и специального возвращателя. У такого фортепиано не было ни демпферов, ни педалей. Удар по клавише заставлял молоток ударять по струне, вызывая ее вибрацию, совсем не похожую на вибрацию струн у клавесина или клавикорда. Возвращатель позволял молоточку идти назад, а не оставаться прижатым к струне, что заглушало бы вибрацию струны. Позднее был изобретена двойная репетиция, позволившая молоточку опускаться наполовину, что очень помогало в исполнении трелей и быстро повторяющихся нот.

Самое замечательное в фортепиано - это способность резонировать и динамический диапазон. Деревянный корпус и стальная рама (изобретенная позднее, в XIX веке, рама у фортепиано Кристофори была деревянной) позволяют инструменту достигать почти колокольного звучания на форте. Другое отличие фортепиано от его предшественников - это способность звучать не только тихо и громко, но и делать крещендо и диминуэндо, менять динамику внезапно или постепенно.

Когда фортепиано впервые заявило о себе, в Европе царила эпоха рококо (1725-1775) - период, переходный от барокко к классицизму. В период классицизма фортепиано стало популярным инструментом домашнего музицирования и концертного исполнения. Фортепиано как нельзя более подходило для исполнения появившегося в это время жанра сонаты, ярким образцом которого являются произведения Клементи и Моцарта.

Появление фортепиано также вызвало изменение репертуара ансамблей и оркестров. Концерт для фортепиано с оркестром - новый жанр, ставший весьма популярным в период классицизма. Долгое время клавесин был аккомпанирующим инструментом, очень редко выступая в роли солирующего. Динамические возможности позволили фортепиано встать в ряд сольных инструментов, таких, как скрипка и труба, и занять центральное место в концертных залах Европы. 

Благодаря тому, что фортепиано теперь можно было услышать не только в дворцах знати, круг любителей фортепианной музыки начал расширяться. Все больше и больше людей были готовы платить за то, чтобы услышать того или иного солиста. Это вызывало потребность во все новых и новых произведениях для фортепиано, росло количество композиторов, получавших признание благодаря музыке для фортепиано.

Этот инструмент откроет Вам дверь в удивительный, волшебный мир музыки Ф. Шопена.

(Слайд №10)

Ф. Шопен – классик польской музыки. Его имя стоит в одном ряду с именами других гениальных композиторов – классиков.

А кто такие композиторы – классики?

Дети: композиторы, создавшие «классическую музыку».

Учитель: А какую музыку называют классической?

Дети: Классическая музыка создана в давние времена, но продолжает жить в наши дни, пройдя испытание временем. Классика происходит от латинского слова «классикус» и означает «образцовый».

Учитель: А каких композиторов – классиков вы знаете?

Дети: С.С. Прокофьев, В.А. Моцарт, Л.В. Бетховен, М.И. Глинка, П.И.

Чайковский, Э. Григ.

Этот инструмент откроет Вам дверь в удивительный, волшебный мир музыки Ф. Шопена.

Учитель: Ф. Шопена не привлекали музыкальные формы: он не сочинял ни симфоний, ни опер, ни балетов, главное место в творчестве Шопена занимала танцевальная музыка.

Ребята, а что такое танец?

Дети: Танец – один из видов искусства, в котором с помощью пластических движений человек выражает свое настроение, мысли, чувства.

Учитель: А какие вы знаете танцы?

Дети: Вальс, полька, гопак, чардаш и т.д.

(Звучит «Весенний вальс).

Учитель: Что вы можете сказать о польке?

Дети:  Полька – веселый, задорный, подвижный танец, один из главных элементов польки – это подскоки, танцоры двигаются в парах и кружатся.

(Слайд №11)

(Звучит «Полька»).

Энергичный парный танец, который возник в Богемской культуре. Музыкальный темп танца — 2/4, и состоит полька в основном из шагов и прыжков, которые очень похожи на цыганские пляски.

Ребята, а знаете ли вы, что является главными механизмами танца?

Дети: Танец – это ритм, размер и темп. Танцоры при исполнении танца, чтобы их движения не были хаотичными, ведут счет 1,2 или 1,2,3 – это размер.

Учитель: А теперь попробуйте отгадать загадку.

Танец дома, в коридоре,

Репетировала я.

Все движения из танца

Выучила вся семья.

Знает даже кошка Мурка,

Как танцуется... (мазурка).

Ребята, а кто-нибудь из вас знает такой танец как мазурка?

Дети: Это задорный, игривый, веселый, живой, подвижный танец.

Учитель: А как он танцуется?

Дети: Там есть подскоки и  движения по кругу.

Учитель: Совершенно верно.

Мазурка - это парный танец. Кавалер в  процессе выказывает всяческое уважение даме, ведя ее, немного впереди себя. Партнеру в мазурке принадлежит роль лидера: он определяет движения, меняет фигуры, устанавливает темп.

Учитель: Вашему вниманию предлагается слушание музыки. Послушайте и определите характер музыки, какой инструмент звучит в произведении?

Слушание: «Мазурка» Ф. Шопена.

Дети: Задорный, игривый, веселый, подвижный характер.

Исполняет произведение – фортепиано

Учитель: Какую картину нарисовали в своем воображении?

Какая музыка лежит в основе написания его произведений?

Дети: Народная польская музыка.

А теперь прослушаем «Полонез» Ф. Шопена.

Что мы можем сказать о нем?

Дети: Это танец - шествие, важного, грациозного, спокойного, величественного, благородного характера.

Учитель: А где можно увидеть этот танец?

Дети: На балах, маскарадах.

(Слайд №12, 13)

Учитель: Полонез – танец истинно рыцарский, танец, в котором каждый жест кавалера подчеркивал его преклонение перед прекрасной дамой.

Учитель: И сейчас мы послушаем еще один танец, который вы попробуете узнать. (Звучит вальс №6 Ф. Шопена)

(Слайд № 14)

Дети: Это красивый, плавный, нежный, мечтательный танец.

Учитель: Встречались ли вы с этим танцем в окружающем вас мире?

Дети: на концертах, на праздниках, в фильмах.

и как нежно ладошки мои 
прикоснулись нечаянно к плечам 
закраснелась, глаза опустив 
этот танец...для нас, милых дам.. 
и случайные прикосновения 
нас уносят в другие миры.. 
мы с тобою...в небесном кружении 
раз два три…раз , два, три…раз, два, три!

Учитель: Давайте послушаем стихи о вальсе, которые вы приготовили самостоятельно.

1.Есть ли на сердце грустинка -
Мало ли вдруг почему! 
С вальсом поставьте пластинку, 
Все расскажите ему.


С легким изящным поклоном, 
С вами простится печаль. 
Вальс — это танец влюбленных, 
Вальс — это все-таки вальс…

Две души кружатся в нежном вальсе 
Под волшебный шёпот нотных волн. 
Слышится в воздушном, лёгком танце 
Стук сердец влюблённых, в унисон. 

Грусть, тоска уносятся всё дальше, 
Ярким солнцем блещет небосклон. 
Две души кружатся в нежном вальсе, 
Под волшебный шёпот нотных волн…

Учитель:
Ребята, вы прослушали эти замечательные произведения Ф. Шопена.

Что их всех объединяет?

Дети: Это три танца: мазурка, полонез, вальс, звучит один инструмент – фортепиано, трехдольный размер.

Учитель: Ребята, а в наше современное время танцуют под музыку Ф. Шопена?

Дети: Нет, в наше время другие танцы, другая музыка.

Учитель: Значит, в наше время музыку Шопена можно…..

Дети: слушать

Учитель: Ф. Шопен был первым и долгое время единственным композитором, писавшим музыку почти исключительно для одного инструмента – фортепиано.

Учитель:

1. Что вам понравилось на уроке?

2. С музыкой какого композитора познакомились?

3. Какие произведения слушали на уроке?

4. С какими танцами встретились на уроке?

5. Какие произведения хотели бы услышать еще раз?

6. Что нового узнали на уроке?

7. Захотелось ли вам самим научиться танцевать эти танцы?

Вывод: Музыка Шопена – великое искусство, оно существует, живет и, можно сказать, развивается. Оно врастает в жизнь народа и открывает все новые богатства. Его музыка живет вместе с нами.

О, Музыка, в час скорби и печали

Ты мне врачуешь боль сердечных мук,

Уносишь мысль в неведомые дали,

Когда услышу твой волшебный звук…

Когда услышу голос арфы нежной,

Я в упоенье в облаках парю,

За этот дар, за этот мир безбрежный,

О, Музыка, тебя благодарю!

Урок наш подошел к концу. Мы исполним песню: «Прекрасное далеко».

Вы все замечательно справились с заданием. Поднимите карточку зеленого цвета, если урок понравился, желтую-если понравилось больше петь, красную-если у испортилось настроение.

Всем спасибо, я оцениваю вашу работу на отлично. Запишите домашнее задание-написать сочинение на тему: «Лунная соната в моей душе», всем за урок ставлю оценку «5», урок окончен, до свидания!

(Слайд 15).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок "Образ домового в славянской мифологии"

конспект урока и презентация к нему...

Методическая разработка открытого урока: Образ Петербурга в раскрытии причин преступления Родиона Раскольникова. (По роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»).

Урок изучения нового материала с использованием элементов технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"....

Открытый урок "Образ зимы в различных видах искусства"

Задача урока - показать различные способы созданий образов в различных жанрах  и видах искусства на примере произведений; выявить выразительные и изобразительные интонации; закрепить средства муз...

Сценарий открытого урока " Образ благородного разбойника в английской и русской литературе"

Целью данной разработки является проведение сравнительного анализа литературных произведений разных стран, объединенных общей тематикой....

ОТКРЫТЫЙ УРОК «Образы «Ветхого Завета». Мудрость царя Соломона»

                              ОТКРЫТЫЙ УРОК            «Об...

Конспект открытого занятия «Образы потерянной России. Рязанская губерния» (Цветовые каналы)

Восстановление цветных изображений по негативам С.М.Прокудина-Горского в растровом графическом редакторе GIMP. Обучающиеся знакомятся с понятием «цветовые каналы» и их характеристикой, для дальнейшего...

Конспект открытого занятия "ОБРАЗЫ ПРИРОДЫ В МУЗЫКЕ И КИНО"

Мир музыки загадочен и удивителен. Понять это царство звуков может только тот, кто умеет слышать и слушать, видеть в обычных вещах необычное. Звуки природы послужили основой для создания многих музыка...