Проектная и исследовательская деятельность на уроках технологии
статья на тему

Салина Светлана Александровна

О ведении проектной и исследовательской работы на уроках технологии и внеклассной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Салина Светлана Александровна учитель технологии

МОУ СОШ с.Царевщина Балтайского района Саратовской области

Исследовательская и проектная деятельность на уроках технологии

        Проектная деятельность является сегодня неотъемлемой частью профессиональной культуры в любой сфере приложения человеческих усилий. Она представляет собой особую форму учебно-познавательной активности школьников, психологический смысл которой заключается в обеспечении единства и преемственности различных сторон процесса обучения, что позволяет рассматривать ее как значимое средство развития личности.

Под проектной деятельностью подразумевается совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Проектная деятельность школьников отличается рядом признаков от учебно-исследовательской. Во-первых, метод проектов нацелен на всестороннее и систематическое исследование проблемы и разработку конкретного варианта (модели) образовательного продукта. Во-вторых, работа над проектом предполагает получение, прежде всего, практического результата, для учебно-исследовательской деятельности главным итогом является достижение истины. Учебно-исследовательская деятельность индивидуальна по самой своей сути и нацелена на то, чтобы получать новые знания, а цель проектирования - выйти за рамки исключительно исследования, обучая дополнительно конструированию, моделированию и т.д.

По сути, метод проектов является интегральной технологией, которая включает в себя различные методы и формы обучения: мозговой штурм, дискуссию, исследование, методы проблемного обучения, деловые игры, коллективные формы обучения и др., хотя исторически за ним закрепилось именно это название.

Сегодня проектный метод является универсальным, а поэтому необходимым инструментом учителя технологии. Учителя, освоившие метод проектов, активно применяют его на уроках технологии. Вопрос мотивации уже не возникает, дети сами инициируют учителя на то, чтобы выполнять проекты.

Для меня, как и для многих учителей, использование метода проектов на уроках технологии показало, что проектная деятельность, как никакая другая, способна развить творческие способности учащихся, научить их видеть проблемы и решать их.

Внедрение метода проектов в технологии 10 класса, где авторы учебника предлагают выполнить творческий проект по созданию предприятия малого бизнеса, дало положительные результаты и натолкнуло на мысль о практической реализации проекта. Идея понравилась.

Появилась необходимость создания коллективного проекта. Была поставлена цель: создать предприятие малого бизнеса по производству предметов декоративно-прикладного искусства, пользующихся спросом в домашнем хозяйстве. Проектная группа учеников 10 класса оценила возможности решения проблемы. Среди основных требований к будущим изделиям отметили практичность, экономичность, эстетичность и востребованность. Предлагаю вашему вниманию разработку творческого проекта и результаты, полученные в процессе реализации.

                                                   Тема: «В мире бизнеса»

         Цель: создать предприятие малого бизнеса, оценить его значимость с экономической точки зрения; предоставить школьникам возможности попробовать себя в различных видах профессиональной деятельности на одном предприятии; создать условия для естественного самовыражения и развития учащихся;

        Задачи:

1. Обучение планированию. Составление бизнес-плана предполагаемого предприятия (определить цель, описать деятельность, структуру управления, вид продукции, рынок сбыта, план маркетинга, финансовый план, оценка риска и Преподаватель инновационного типа выступает в качестве автора и разработчика новых обучающих программ. В том числе он исследователь, пользователь и в то же время пропагандист новейших технологий и концепций в педагогическом процессе. Такой преподаватель ориентирован на настоящее и будущее, но не на прошлое. Он преодолевает созданные жизнью препятствия, планирует будущее, все свои действия и достижения. 
оценка качества продукции);

2. Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (составление устава предприятия, должностных инструкций, инструкций по охране труда);

3. Развитие умения анализировать;

4. Развитие умения составлять письменный отчет о самостоятельной работе над частью проекта, презентовать четко информацию;

5. Формирование позитивного отношения к работе (проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок);

6. Расширение границ практического использования проектной работы (реализация продуктов деятельности, расширение предприятия).

   Предполагаемый результат

  1. Научиться создавать бизнес-план предприятия;
  2.  Сориентироваться в мире бизнеса, реализовать проект на практике;
  3. Оценить рентабельность предприятия и перспективы развития, на основании результатов деятельности.

Тематическое планирование проекта (19-22 часов по 1 часу в неделю)

  1. Обоснование проекта. Экскурсия в швейный цех.                             1ч
  2. Составление и начало разработки бизнес-плана.

Резюме предприятия. Цель. Описание деятельности.                        2ч

  1. Разработка бизнес-плана. Организация и уровни управления.

Составление устава и должностных инструкций работников

 предприятия.                                                                                           2ч

  1. Разработка бизнес-плана. Описание продукции предприятия.

Составление инструкционных карт по изготовлению изделий.        2ч

  1. Разработка бизнес-плана. Финансовый план.                                      3ч  
  2. Разработка бизнес-плана. Оценка рисков. Обобщение результатов

исследования. Подготовка к защите проекта.                                      1ч

  1. Практическая деятельность по изготовлению товаров.                      5ч + круж. раб.
  2. Защита проекта. Выставка-распродажа изделий предприятия.          1ч + вн.раб.
  3. Анализ покупательского спроса. Отчет о работе предприятия.

Полученный результат

      Организация своего собственного предприятия в социально-экономических условиях современного мира – это возможность получить доход, сориентироваться в мире бизнеса, воспитывать в себе качества человека, способного выжить в условиях рынка.

      В ходе выполнения проекта, учащиеся провели огромную исследовательскую деятельность: проштудировали немало литературы; посещали частные предприятия, знакомясь с документацией; целенаправленно просматривали телепередачи, посвященные развитию предпринимательства.

       Девушки, несомненно, получили ценные знания и умения в области предпринимательской деятельности. Практическая направленность проекта помогла многим раскрыть и реализовать свои способности, определиться с выбором будущей профессии.

      Данный проект оправдал себя с экономической точки зрения. Созданная компания, предлагала большой ассортимент оригинальных изделий для кухни, имеющих доступную цену и как показал социальный опрос, пользующихся спросом.

         Накопленный опыт, организации творческих проектов на уроках технологии, показывает его большие возможности в решении разнообразных педагогических проблем.

         Метод проектов позволяет:

 -научить детей планированию, анализу и синтезу, умению формулировать цель и задачи, проводить исследование;

-развивает мышление, творчество, речь, скрытые способности детей;

-осуществляет  экологическое, эстетическое, экономическое и социальное воспитание.

        Используемые ресурсы:

  1. Карсонов В.А. Педагогические технологии в образовании. – Саратов, 2005;
  2. Научно-методический журнал Школа и производство. - №4, №5, №7, 2008;
  3. Интернет-ресурсы:

 

http://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=формирование%20проектно-              

исследовательской%20культуры%20%20школьников%20в%;

 

http://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=bccktljdfybt%20yf%20behjrf%5B%20nt%5Byj  

kjubb&source=web&cd=2&sqi=2&ved=0CCsQFjAB&url=http%3A%2F%2Fwww.alatz        

im.narod.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно-исследовательской деятельность на уроках технологии

Проектно-исследовательская деятельность начинается с изучения каждого раздела, так как на изучения тем отводится мало времени, а материал предложенный программой довольно обширен. Правильно разработан...

«Организация проектной и исследовательской деятельности на уроках технологии»

Исследовательская деятельность обучающихся — деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служаще...

Проектная и исследовательская деятельность на уроках технологии

Цель данной методической разработки: теоретически обосновать и доказать эффективность использования проектной деятельности в работе учителя технологии. Задачи:  дать теоретическое обоснование про...

Открытый урок Проектно-исследовательская деятельность на уроке Технологии

Тема урока: Вязание крючком «Пано в подарок»Цель урока: Выполнить творческий проект с элементами исследования.Задачи урока:Исследовать историю возникновения вязания крючкомИсследовать мате...

Проектно–исследовательская деятельность на уроках технологии и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС.

В статье описана педагогическая технология проектно-исследовательской деятельности школьников в условиях реализации ФГОС. Представлены основные идеи организации проектно-исследовательской деятельности...

Применение ИКТ в проектно-исследовательской деятельности на уроках Технологии

Работая по учебнику под ред. И.А. Сасовой, в конце каждого раздела идёт разработка творческого проекта. Формирование исследовательских навыков средствами ИКТ способствует развитию творческой активност...